У нас уже 21989 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Одноплановое решение образов, не осложненных психо¬логическими деталями, стремление избежать открытых лирических выска¬зываний

Изложенная выше концепция эпического позволяет обратиться к по­нятию повествовательности на новом уровне.

Литературоведческие трактовки этого термина вскрывают его много­значность. В первом случае этим понятием определяют цель высказывания при характеристике типа предложения. При этом повествовательность по­нимается как речевое явление, и ее отличительными признаками, кроме смысловой задачи, являются интонационные показатели. Музыканту, при­выкшему слышать мелодику речи, легко сформулировать эти характери­стики. Однако для большей уверенности можно привести данные из рабо­ты Л.К. Цеплитиса "Анализ речевой интонации", вышедшей в Риге в 1974 году(109).

Проводя лингвоакустический анализ интонации[1], Л.К. Цеплитис не оставил без внимания и интересующие нас повествовательные интонемы. Они обнаруживают себя в высказываниях, с помощью которых "передает­ся информация без интонационно выраженного открытого, непо­средственного воздействия" (109,с.181). Характеризуя повествовательную интонацию, Л.К. Цеплитис отмечает такие ее специфические свойства, как небольшая крутизна мелодических интервалов, небольшая изменчивость

и                                                                                                             II                                                                                                        II

кривои интенсивности, монотонный тон и расположение мелодических

изменений вблизи средней частоты голоса диктора. Если соединить дан­ные Л.К. Цеплитиса с характерной мелодикой окончания повествователь­ного предложения, то можно говорить об интонационной модели повест- вовательности как выдерживании приблизительно одного, среднего уровня высотности с понижением голоса к концу высказывания, сниженной ин­тенсивности речи с сохранением постоянства уровня напряжения, при ко­тором логические ударения затушевываются. Для темпоральных характе­ристик тоже показателен средний уровень без отклонений.

Интонационная модель высказывания, однако, только один из случаев проявления повествовательности. Совершенно другие качества этого явле­ния обнаруживаются, если рассматривать повествование в целом. Оно мо­жет состоять не только из повествовательных предложений, включая и любые другие. Таким образом, интонационная схема, о которой говори­лось выше, не является принципиальным свойством повествовательности в этом значении. Что же мы понимаем под термином "повествование"?

Литературоведы склонны выделять три его разновидности: описание, рассказ о событиях и рассуждение. Узко, собственно повествованием, на­зывают только второе. Описание в музыке рождает картинность драматур­гии, вполне совместимую с повествовательностью при наличии дополни­тельных факторов. Музыкальное рассуждение, напротив, выходит за рамки явления повествовательности, явно тяготея к лирической сфере образно­сти: вследствие доминирования последней в музыкальном искусстве, рас­суждение в музыке всегда есть чувство-рассуждение. Поэтому в исследо­вании музыкальной повествовательности необходимо ориентироваться на такие ее виды, как описание и рассказ о событиях. Таким образом, в любом повествовании присутствует последовательность событий, формирующая сюжет, или последовательность характеристик, формирующая описание.

Термин "повествование" несет в себе оттенок художественного произ­ведения - так не принято называть рассказ бытового характера. В понятии "повествование" заложено отношение к тому, как передается информация: это не просто рассказывание, а растворение в процессе, когда не только и не столько события, сколько сам процесс рассказывания составляет наи­больший интерес для автора. Поэтому повествование, как правило, нето­ропливо и нарочито детально.

Комплекс ощущений, вызываемых в нас понятием "повествование", связан также с фигурой рассказчика, стоящей как бы вне сюжета. Если рассказчик является участником происходящих событий, то тогда он отде­лен от них временным промежутком между случившимся и тем, когда он рассказывает об этом. Таким образом, он все равно изолирован от сюжета.

 

[1] Л. Цеплитис разделил характеристики интонации на четыре группы. Это интенсивные, частотные, тем­поральные и спектральный элементы. Первые три из них имеют дополнительные градации. Интенсивные элементы интонации представлены интонационной паузой, интонационной интенсивностью и логиче­ским ударением. Частотные элементы составляют мелодия с показателем частоты основного тона и диа­пазонная высота. Темпоральных элементов два - это интонационный темп и эмфатическая долгота. Все исследования велись с помощью соответствующей аппаратуры, производившей замеры показателей. Ре­зультаты работы приведены у Л. Цеплитиса в виде разнообразных графиков и таблиц.

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/mehanoshina-olga-vladimirovna-povestvovatelnye-zhanry-instrumentalnoy-muzyki.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2024. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.