Быстрый переход к готовым работам
|
Одноплановое решение образов, не осложненных психо¬логическими деталями, стремление избежать открытых лирических выска¬зыванийИзложенная выше концепция эпического позволяет обратиться к понятию повествовательности на новом уровне. Литературоведческие трактовки этого термина вскрывают его многозначность. В первом случае этим понятием определяют цель высказывания при характеристике типа предложения. При этом повествовательность понимается как речевое явление, и ее отличительными признаками, кроме смысловой задачи, являются интонационные показатели. Музыканту, привыкшему слышать мелодику речи, легко сформулировать эти характеристики. Однако для большей уверенности можно привести данные из работы Л.К. Цеплитиса "Анализ речевой интонации", вышедшей в Риге в 1974 году(109). Проводя лингвоакустический анализ интонации[1], Л.К. Цеплитис не оставил без внимания и интересующие нас повествовательные интонемы. Они обнаруживают себя в высказываниях, с помощью которых "передается информация без интонационно выраженного открытого, непосредственного воздействия" (109,с.181). Характеризуя повествовательную интонацию, Л.К. Цеплитис отмечает такие ее специфические свойства, как небольшая крутизна мелодических интервалов, небольшая изменчивость и II II кривои интенсивности, монотонный тон и расположение мелодических изменений вблизи средней частоты голоса диктора. Если соединить данные Л.К. Цеплитиса с характерной мелодикой окончания повествовательного предложения, то можно говорить об интонационной модели повест- вовательности как выдерживании приблизительно одного, среднего уровня высотности с понижением голоса к концу высказывания, сниженной интенсивности речи с сохранением постоянства уровня напряжения, при котором логические ударения затушевываются. Для темпоральных характеристик тоже показателен средний уровень без отклонений. Интонационная модель высказывания, однако, только один из случаев проявления повествовательности. Совершенно другие качества этого явления обнаруживаются, если рассматривать повествование в целом. Оно может состоять не только из повествовательных предложений, включая и любые другие. Таким образом, интонационная схема, о которой говорилось выше, не является принципиальным свойством повествовательности в этом значении. Что же мы понимаем под термином "повествование"? Литературоведы склонны выделять три его разновидности: описание, рассказ о событиях и рассуждение. Узко, собственно повествованием, называют только второе. Описание в музыке рождает картинность драматургии, вполне совместимую с повествовательностью при наличии дополнительных факторов. Музыкальное рассуждение, напротив, выходит за рамки явления повествовательности, явно тяготея к лирической сфере образности: вследствие доминирования последней в музыкальном искусстве, рассуждение в музыке всегда есть чувство-рассуждение. Поэтому в исследовании музыкальной повествовательности необходимо ориентироваться на такие ее виды, как описание и рассказ о событиях. Таким образом, в любом повествовании присутствует последовательность событий, формирующая сюжет, или последовательность характеристик, формирующая описание. Термин "повествование" несет в себе оттенок художественного произведения - так не принято называть рассказ бытового характера. В понятии "повествование" заложено отношение к тому, как передается информация: это не просто рассказывание, а растворение в процессе, когда не только и не столько события, сколько сам процесс рассказывания составляет наибольший интерес для автора. Поэтому повествование, как правило, неторопливо и нарочито детально. Комплекс ощущений, вызываемых в нас понятием "повествование", связан также с фигурой рассказчика, стоящей как бы вне сюжета. Если рассказчик является участником происходящих событий, то тогда он отделен от них временным промежутком между случившимся и тем, когда он рассказывает об этом. Таким образом, он все равно изолирован от сюжета. [1] Л. Цеплитис разделил характеристики интонации на четыре группы. Это интенсивные, частотные, темпоральные и спектральный элементы. Первые три из них имеют дополнительные градации. Интенсивные элементы интонации представлены интонационной паузой, интонационной интенсивностью и логическим ударением. Частотные элементы составляют мелодия с показателем частоты основного тона и диапазонная высота. Темпоральных элементов два - это интонационный темп и эмфатическая долгота. Все исследования велись с помощью соответствующей аппаратуры, производившей замеры показателей. Результаты работы приведены у Л. Цеплитиса в виде разнообразных графиков и таблиц. Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/mehanoshina-olga-vladimirovna-povestvovatelnye-zhanry-instrumentalnoy-muzyki.html |
|