Быстрый переход к готовым работам
|
ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЙ ТИП ДРАМАТУРГИИИзображаемый предмет может быть реализован в драматургии двояко. В первом случае, аналогичном описанию, произведение должно содержать картинный тип драматургии. Вторая возможность воплощения повествовательного, если предметом рассказа служат события, связана с сюжетным драматургическим решением. Понятия картинности и сюжетности драматургии составляют антиномию в музыковедении. В целом оба эти качества характеризуют такую организацию музыкальной ткани, которая вызывает внемузыкальные ассоциации. Качество картинности потенциально тяготеет к статичности передаваемого образа, в то время как сюжетность, напротив, связана с событийностью. Проблема сюжетности затрагивается в работах различных музыковедов. Например, И.А. Барсова в исследовании творчества Г. Малера приходит к следующему выводу: "Симфоническая концепция у Малера воплощена в неком сквозном музыкально-интонационном "сюжете", внутренняя организованность которого и наличие в нем действия вызывают ассоциации с сюжетом романа или драмы (7,с.40). Далее автор замечает, что "мо- тивно-тематическая событийность не была исключительным свойством лишь малеровского симфонизма", но "она могла сложиться как принцип формостроения лишь в определенный исторический момент, ознаменовавшийся усилением в европейском симфонизме тенденции к открытой форме" (7,с.41-42). Путь сюжетной симфонии пролегает от Пятой и Девятой Бетховена через "Фантастическую" и "Гарольда в Италии" Берлиоза, программный симфонизм Листа, Симфонию Франка и оперы Вагнера. Средствами воплощения сюжетности Барсова считает "театральную персонифицированность музыкальных образов", сочетание в одном произведении "полярно не совместимых элементов", отсутствие точных повторений и подчинение композиции драматическому развитию внутреннего "сюжета". Е.В. Назайкинский выделяет тип музыкальных произведений, предстающих перед слушателем как "обобщенная драма, развертывающаяся вне его сознания, как театр идеально действующих сил... Большую роль играют при этом представления о музыкальном сюжете. Восприятию композиции как сюжетного развития способствует организация музыкального материала, в частности, опора на яркие рельефные темы, на сочетание характеристичности с достаточно четко выявляемой логикой переходов, напоминающих логику событийного развития..." (78,с.59-60). Приведем еще цитату Л.А. Мазеля, где также затрагиваются интересующие нас понятия: "Программность нередко отождествляют с определенным типом музыкальной образности в инструментальных произведениях - типом, легко вызывающим всевозможные конкретно-предметные, картинные ассоциации равно как ассоциации с логикой образного развития и композиционно-сюжетными приемами, "ходами" и "поворотами" литературных и сценических произведений. Тип этот получил большое распространение одновременно с программной музыкой и по тем же самым причинам (стремление к взаимодействию различных видов искусств, влияние на музыку композиционных приемов литературы, возросшие конкретно- выразительные и изобразительные возможности музыкальных средств), а во многом даже под прямым влиянием программной и особенно оперной музыки" (65,с.189). Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/mehanoshina-olga-vladimirovna-povestvovatelnye-zhanry-instrumentalnoy-muzyki.html |
|