Быстрый переход к готовым работам
|
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЭКВИВАЛЕНТ РАССКАЗЧИКАМУЗЫКАЛЬНЫЙ ЭКВИВАЛЕНТ РАССКАЗЧИКА в сказке составляет пространственно-временной пласт, контрастный образной сфере предмета повествования. Как словесная сказка знает разделение на два типа - фольклорную и литературную, так и в музыкальных сказках существует фольклорная и литературная (романтическая) ориентация. Она реализуется через качество сферы условно-реального. Отличие типов диктуется тем, насколько ярко выражено русское, ассоциирующееся со стариной, то есть специфически фольклорно-сказочное. Примером первого типа могут служить "Сказки старой бабушки" Прокофьева. В крайних разделах первой пьесы представлен портретный тип характеристики рассказчика. Время здесь течет размеренно, в темпе неспешного шага. В основе структуры - несколько повторяющихся мотивов и длинные мелодические фразы в конце предложений в духе народной песни. В середине возникает совсем иной, волшебный образ. Расстояние почти в три октавы между крайними точками аккордов сопровождения и мелодии с незаполненной серединой диапазона создает импрессионистский эффект пространства. В мелодии же, распетой и протяженной, неоднократно употребляются тритоны и трели. К этому же типу может быть отнесен оп.35 N.1 Метнера, материал которого напоминает былину: торжественно-приподнятое обрамление, ассоциирующееся с зачином былин, величаво-тяжеловесная основная тема с песенными интонациями и широкими колокольными ходами баса. Русским колоритом обладают и оп.35 N.3, оп.42 N.2, оп.48 N.1, оп.51 N.1, 2, 3, 4, 6 Метнера. Одним из наиболее ярких примеров, ориентированных на образность фольклорной сказки, является первая пьеса оп.51 Метнера. Несмотря на острый ритмический рисунок и гармоническую пикантность, весь строй начальной темы этого произведения вызывает ассоциации с простонародными образцами музыки. Развивающая середина сохраняет тот же стак- катный тип аккомпанемента и ритмическую остроту, неожиданные скачки и синкопы. Если вспомнить, что этот опус имеет посвящение Золушке и Иванушке-Дурачку, можно смело сказать, что первая сказка посвящена именно Ивану. Отдельные намеки на фольклорный колорит заметны и далее по ходу развития пьесы: так, вступление к средней части основано на квинтах в басу. Впрочем, характер всей средней части согласуется с нашими представлениями о сказочности. Смысл раздела - калейдоскопическое чередование тем, которые структурно оформлены достаточно четко: через каждые 8 тактов возникает новый материал. В целом же развитие идет от лирически распевных начальных тематических образований через шутливо- героические к скерцозно-плясовым.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/mehanoshina-olga-vladimirovna-povestvovatelnye-zhanry-instrumentalnoy-muzyki.html |
|