Быстрый переход к готовым работам
|
Анализ управления и организационных основ функционирования санаторно-курортного комплекса в РоссииСовременный этап развития санаторно-курортного комплекса наиболее ярко отражает общие тенденции развития экономики страны и сложности в реализации государством социальной, функции. Структурные преобразования российской экономики вызвали значительные изменения в деятельности санаторно-курортных предприятий: от полного закрытия и перепрофилирования до значительного расширения деятельности отдельных предприятий. К 90-м годам стало очевидным, что административно-командная система управления СКК, основанная на принципах централизованного управления субъектами хозяйствования, директивного планирования и распределения санаторно-курортных услуг, преимущественно через общественные фонды потребления, перестала справляться с нарастанием дефицита качественного продукта СКК. Роль государства при переходе от командно-административной экономической системы к рыночной экономике качественно изменилось. Обозначилась необходимость перехода к применению рыночных рычагов в экономических отношениях в данной сфере и повышению эффективности использования природных ресурсов на базе ресурсосберегающих технологий. К объективным условиям, определяющим способы государственного регулирования переходной экономики,, относятся формирование ее многоукладной структуры, демонтаж системы директивного планирования, отказ от прямого вмешательства государства, деятельность хозяйствующих субъектов. В процессе разгосударствления отношений собственности экономические отношения субъектов хозяйствования начинают регулироваться преимущественно рыночными инструментами, при этом возникают и в перспективе увеличиваются функции государства по созданию условий] оптимальной реализации самого рыночного механизма, приданию экономике определенного социального импульса. При постепенном отходе от догм монетаризма отсутствие социально ориентированной стратегии государственного управления ощущается как на макроэкономическом уровне, так и на уровне конкретных хозяйственных комплексов, в особенности в социальной сфере. Формирование системы государственного регулирования СКК в трансформируемой экономике предполагает изменения в двух основных формах государственного регулирования - институциональной и нормативно-правовой. Основной институциональной формой государственного регулирования в СКК становятся государственные органы законодательной и исполнительной власти, уполномоченные определять и проводить государственную политику, посредством использования методов управленческой деятельности.
Однако непоследовательный характер государственного институционального строительства в сфере СКК отражает противоречия переходного процесса от централизованного планового управления к системе государственного регулирования в сфере СКК, когда объективные предпосылки создания самостоятельного единого органа по осуществлению функций государства в сфере санаторно-курортного дела только формируются. Санаторно-курортная система требует разработки особых принципов организации, так как связана, с одной стороны, с организацией лечебного процесса, а с другой, с эксплуатацией природных лечебных ресурсов. Существует также и третья, чрезвычайно важная сторона - это мероприятия, связанные с туристской деятельностью санаторно-курортных предприятий и предприятий отдыха. Медицинские аспекты курортного дела (методы санаторного лечения), основанные на применении природных лечебных и иных факторов, изучаются институтами курортологии или центрами медицинской реабилитации и физиотерапии. Проблемами выявления, эксплуатации и охраны природных лечебных ресурсов занимаются специализированные гидрогеологические организации. Вопросами управления и организации, проектированием услуги, маркетинговой деятельностью занимаются^ специалисты туристской отрасли. Территориальное планирование здравниц и курортных зон, проектирование санаторно-курортных объектов осуществляют проектные институты, занимающиеся проблемами рекреационной архитектуры. Таким образом, особенностью современного этапа развития санаторнокурортного комплекса Российской Федерации является распределение функций управления между различными министерствами и ведомствами, а также субъектами Федерации. До 2004 года основными организациями, осуществляющими стратегическое и оперативное управление на местном, региональном и федеральном уровнях и обладающими наибольшими долями санаторно-курортного комплекса являлись: ❖ Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации; ❖ Министерство здравоохранения Российской Федерации; *> Федерация независимых профсоюзов; ❖ Государственный комитет РФ по управлению имуществом (на федеральном и региональном уровнях зачастую права по управлению соответствующей частью государственной собственности делегируются федеральным и региональным государственным органам управления, ответственным за реализацию государственной политики в области санаторно-курортного комплекса); *> Региональные и республиканские советы профсоюзов; ❖ Соответствующие федеральные министерства и ведомства субъектов федерации и регионов; ❖ Предприятия различных организационно-правовых форм [40]. Федеральные органы управления туризмом и курортами в Российской
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/akbulatova-gyuzal-ravilevna-formirovanie-mehanizma-upravleniya-predpriyatiem-sanatorno-kurortnogo-k.html |
|