Быстрый переход к готовым работам
|
Анализ практики логической подготовки младших школьниковВ последние годы в связи с распространением идеи развивающего обучения были предприняты многочисленные попытки реализации одного из аспектов этой идеи в виде организации логической подготовки детей преддошкольного и младшего школьного возраста. Анализ практики этой подготовки позволил выделить четыре подхода к решению этой проблемы: ■ф 1) введение элементов логики в предшкольную математическую подготовку (детский сад);
зп 2) введение в школу новых (дополнительных) дисциплин, в которых логические знания и умения выступают в качестве объекта специального формирования; 3) введение курса логики как самостоятельного учебного предмета; 4) введение элементов логики в изучение базовых предметов. 1 Всю совокупность методик по формированию и развитию логического мышления у детей предшкольного возраста можно условно разделить на две группы: методики, формирующие логическое мышление в дошкольном возрасте при посещении детского сада, и методики интеллектуального тренинга, которые способствуют комплексному развитию мышления, в том числе и логического, у детей старшего дошкольного возраста, повышают уровень их готовности к обучению в начальной школе. К первому подходу можно отнести следующие частные методики. Авторским коллективом под руководством Л. А. Венгера в 1994 году была разработана специальная программа ''Развитие". Ее особенность заключалась в выраженной ориентации на развитие умственных способностей и творчества детей в дошкольном возрасте. Согласно этой программе основной задачей развития умственных способностей, начиная со средней группы, является развитие у детей способности к наглядному моделированию. Эта задача решается путем формирования у детей действий по построению и использованию наглядных моделей разных типов. ' Овладение наглядным моделированием в старшем дошкольном возрасте осуществляется по нескольким линиям. Первая линия - это расширение диапазона моделируемых отношений: пространственных, временных и логических. Вторая линия касается степени обобщенности моделируемых отношений внутри каждого типа. Третья линия состоит в изменении самих наглядных моделей, с которыми действуют дети. Программа предусматривает проведение большинства занятий в подгруппах, численностью 8-10 детей.
В русле программы развития и воспитания детей "Детство" (1995) (рук. Т. Н. Доронова и Л. И. Иванова), разработанной коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, представляют интерес работы, посвященные введению детей в мир логики математики, освоению ими отношений эквивалентности и порядка. В данных работах выделены и описаны содержание и методы подготовки мышления дошкольника, в том числе и предлогическая подготовка. Например, Е. А. Носовой и Р. Л. Непомнящей (1997) описаны методики использования логических блоков Дъёнеша и палочек Кюизенера, применение которых в работе с дошкольниками помогает развивать у них логико-математические представления и умения. В частности, логические блоки помогают ребенку овладеть логическими операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действиям относятся: выявление свойств предметов, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, а так же логические операции "не", "и", "или". Овладевая вышеперечисленными логическими операциями в старшем дошкольном возрасте, дети учатся рассуждать, правильно строить высказывания, оперировать сразу тремя признаками объекта.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/alekseeva-olga-vladimirovna-logicheskaya-podgotovka-mladshih-shkolnikov-pri-obuchenii-matematike.html |
|