Быстрый переход к готовым работам
|
Здоровьесберегающие принципы социализации детейПроцесс социализации нельзя рассматривать односторонне только как усвоение индивидом социальных норм и ценностей, его нужно рассматривать как двусторонний процесс, включающий активное воспроизводство индивидом общественных отношений. Позитивная социализация, представляя собой непрерывный, двусторонний процесс взаимодействия индивида и общества, должна обеспечивать обществу возможность сохранения стабильности, трансляции и развития культуры, а индивиду - возможность приобщения к культуре, освоения социальных норм и ролей, приобретения качеств, необходимых для включения в социум. Двусторонний социальный обмен в результате социализации происходит через следующие процессы: интериоризации - освоения молодежью социального опыта; экстериоризации - внесения ею в социальную жизнь новых элементов. Человек не просто усваивает социальный опыт, он преобразовывает его в собственные ценности, установки и ориентации. Социальная активность есть главное качество социализации. Указанный момент преобразования социального опыта показывает не просто пассивное его принятие, но предполагает активность индивида в применении такого преобразованного опыта, т.е. в известной «отдаче», когда результатом является не просто «прибавка» к уже существующему социальному опыту, а его воспроизводства, то есть продвижение на новую ступень. Таким образом,, можно выделить следующие факторы, влияющие на социализацию человека: 1. Семья. В любом типе культуры семья выступает основной ячейкой, в которой происходит социализация личности. В современном обществе социализация идет главным образом в малых по размеру семьях.
школьной жизни, с ее отношениями оказывает влияние на процесс социализации индивидов.
Другими факторами влияющими на процесс социализации выступают религиозные организации, молодежные объединения, свободные ассоциации, спортивные клубы и т.д. Значение данных факторов в процессе социализации определяется общим воздействием на них социальных, экономических, культурно- образовательных процессов, происходящих в обществе. _ <1 В.Т. Лисовский в работе «Духовный мир и ценностные ориентации молодежи» пишет о том, «что существуют как минимум, три системы социализации. Первая - так называемая направленная социализация. Ее создает социальная система. Вторая - система «стихийной» социализации. Сюда относят обычно как все то, что обобщают словом «улица» (детские и подростковые компании), так и влияние средств массовой информации, книг, искусства и. т. д. И третья система - самовоспитание личности, ее способность к принятию правильных решений». Здоровьесберегающие компоненты относятся, по нашему мнению, к первому типу - к направленной социализации. Нельзя исключить их присутствие и в двух других типах, но в отношении той возрастной группы, которая являлась объектом нашего исследования, направленная социализация обладает исключительным приоритетом в формировании установок на здоровый образ жизни. В качестве основных агентов социализации в этом направлении являются семья и школа. _ л A.A. Дмитриев (1997) указывает на уникальный парадокс: с одной стороны, школа может оказать существенное влияние на образ жизни ученика и способствовать его оздоровлению в процессе обучения, с другой стороны, здоровых детей в школе крайне мало. Следовательно, обучение и воспитание ребенка должны приобрести, прежде всего, здоровьесберегающий и оздоровительный характер. Но ни школьная мебель, ни учебники, ни тетради, ни школьная экология, ни даже школьная физическая культура не несут того потенциала оздоровления, который помог бы школьнику быть здоровым. В ряде научных работ рассматривается содержание принципа природосообразности, служащего одной из основ концепции личностно- ориентированного образования. Е.В. Бондаревская[1] (1999) указывает на то, что этот принцип должен ориентировать педагогов на создание условий для сохранения здоровья детей в процессе обучения, но он реализуется не каждым педагогом. Характеристики технологии развивающего обучения, разработанной Д.Б. Элькониным[2] и В.В. Давыдовым[3], в определенной части отвечают принципам здоровьесберегающей педагогики. Важным моментом, положительно влияющим на психологическое состояние ученика, а в динамике — и на его здоровье, является принятый характер оценки учебной деятельности. [1] Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. № 4. - С. 29-35. [2] Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте.// Вопросы психологии. 1971. № 6. — С. 6-20. [3] Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика, 1986.- 240с.. Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/en/catalog/view/chernyavskaya-evgeniya-anatolevna-zdorovesberegayuschaya-socializaciya-shkolnikov.html |
|