Быстрый переход к готовым работам
|
Интериоризация ребенком роли пациента как альтернативной в здоровьесберегающей социализацииСоциологи определяют социализацию как процесс накопления опыта и 9 £% социальных установок, соответствующих их социальным ролям .(. Кон И. С., 1967). Мы все учимся играть определенные социальные роли: мы учимся вести себя в соответствии с требованиями, предъявляемыми к детям, студентам, служащим, супругам, родителям и т.д. Чтобы убедиться в важности усвоения социальных ролей, представим себе нашу жизнь без социализации. Что бы произошло, если бы дети оказались неспособны воспринимать знания и ожидания окружающих? Социализация не только дает нам возможность общаться между собой посредством освоенных социальных ролей, она также обеспечивает сохранение общества. Хотя количество его членов постоянно меняется, так как люди рождаются и умирают, социализация способствует сохранению самого общества[1]. (Бенгстон, Блэк, 1973). Успешная социализация обусловлена тремя факторами: ожиданиями, изменением поведения и стремлением к конформизму. Примером успешной социализации может служить группа школьных сверстников. Дети, завоевавшие авторитет среди сверстников, устанавливают образцы поведения: все остальные либо ведут себя так же, как они, или хотят этого. Разумеется, социализация осуществляется не только под влиянием сверстников. Мы так же учимся у своих родителей, учителей и т.д. Под их влиянием формируются интеллектуальные, социальные и физические навыки. Людям свойственны такие генетически обусловленные рефлексы, как моргание, хватание и сосание; в их генах не запрограммированы сложные виды поведения. Они вынуждены учиться одеваться, добывать пищу или строить для себя укрытие[2] (Уильяме, 1972). Люди не только не обладают врожденными образцами поведения, они медленно осваивают навыки, необходимые для выживания. В течении первого года жизни питание ребенка полностью зависит от заботы взрослых. Длительность периода зависимости ребенка от взрослых полезна для него с точки зрения развития. Младенцы получают возможность усваивать жизненные навыки. Чтобы правильно развиваться младенцам необходимо также чувствовать, что их любят, особенно в первые годы жизни. Исследования по депривации или отсутствии родительской заботы наглядно свидетельствуют о том, как дети в ней нуждаются. Поведение детей, которые жили взаперти или были покинуты родителями, подтверждает, что отсутствие заботы оказывает влияние на социальные навыки детей и способности к обучению. Особое значение имеет общение детей не просто со взрослыми, а именно с родителями. Отсутствие такого общения становится причиной госпитализма - вредных последствий казенной обстановки детских учреждений для сирот, где дети лишены родительской ласки и любви. Спиц (1945г.) провел важное исследование госпитализма, сравнивая детей, которые воспитывались в двух разных детских учреждениях. Первым были ясли, созданные для детей, родившихся в тюрьме, когда их матери отбывали наказание. Вторым - дом ребенка, где воспитывались дети, навсегда покинутые родителями. В обоих детских учреждениях дети жили в чистоте, получали полноценное питание и медицинское обслуживание. Главное различие связано с заботой о младенцах. В доме ребенка старшая медсестра и три ее помощницы обучали матерей кормить грудью и ухаживать за собственным ребенком. Сравнение детей из двух учреждений выявило удивительные различия. С третьего месяца после рождения среди детей в доме ребенка наблюдался высокий уровень заболеваемости и смертности; они отставали в физическом и умственном развитии. Дети, которые жили в яслях, были значительно здоровее и активнее; они намного раньше начинали говорить. Спиц сделал вывод, что тесный контакт именно с матерью был основным фактором, способствовавшим лучшему здоровью и развитию детей в яслях . У младенцев складываются более или менее тесные отношения со взрослыми, которые о них заботятся, это родители, братья и сестры, родственники, друзья семьи. Эти люди становятся основными агентами социализации в жизни ребенка. Целью социализации в этот период является формирование у ребенка мотивации на привязанность к другим людям, выражающееся в доверии, послушании и желании делать им приятное. Каким образом осуществляется социализация детей? Никто не может дать исчерпывающий ответ на этот вопрос, но анализ четырех психологических механизмов (имитации, идентификации, чувства стыда и вины) помогает объяснить сущность данного процесса. Имитацией называется осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения. В этом смысле характерно обучению нормам личной гигиены - если родители сами не соблюдают их, то никакие нотации не выработают у детей нужных привычек. Поэтому и забота о здоровых зубах начинается с имитации ежедневной процедуры ухода за своими зубами родителей (чистка, полоскание, и т.п.). Как правило, образцами для подражания в первую очередь становятся родители, но дети могут брать пример и с учителей или других людей, обладающих властью или высоким статусом, если между ними сложились теплые, эмоциональные отношения. Иногда взрослые просят детей слушать их совета и не делать так, как делают сами взрослые. Дети склонны слушаться, если взрослые проявляют к ним теплое или нейтральное отношение (Данцигер, 1970). Идентификацией называется способ усвоения детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных. Дети воспринимают особенности личности родителей, а также других людей, с которыми тесно связаны. Например, первые предпочтения, которые появляются у ребенка, идентичны родительским. Отсюда , как правило, берет свое начало страх перед стоматологом , предпочтения в выборе зубных паст и т.п. Имитация и идентификация - позитивные механизмы, так как способствуют формированию определенного поведения. Стыд и вина представляют собой негативные механизмы, поскольку они запрещают определенное поведение или подавляют его. Чувства стыда и вины тесно связаны между собой, фактически они во многом совпадают. Чувство вины связано с тем же переживанием, но здесь речь идет о наказании самого себя, вне зависимости от других людей. Подобно имитации и идентификации, чувства стыда и вины надолго западают в душу. Нравственное развитие того или иного индивида может задержаться на определенном этапе, но сам процесс социализации никогда не кончается. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается в среднем и пожилом возрасте. Доктор Орвиль Г.Брим-младший (1966) одним из первых высказал мысль о том, что социализация происходит в течение всей жизни. Он утверждал, что существуют следующие различия между социализацией детей и взрослых:
[1] Black С.Е. The Dynamics of Modernization: A Study in Comparative History. N.Y.: Harper Colophon Books, 1975. - P. 67-68. " Уильяме Дж.М. Стиль. Десять уроков для начинающих авторов / Авт. пер. с англ. и адаптация А. Станиславского. 2-е изд., испр. - М.: Флинта: Наука, 2005.- С. 19-23.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/en/catalog/view/chernyavskaya-evgeniya-anatolevna-zdorovesberegayuschaya-socializaciya-shkolnikov.html |
|