Быстрый переход к готовым работам
|
Оценка в ряду смежных понятий: ценность, оценочностьВопросу о соотношении смежных понятий «оценка», «ценность», «оценочность» посвящено много исследований, однако учёные до сих пор не смогли прийти к согласию по вопросу единой и однозначной терминологии и подхода; тем не менее необходимо дифференцировать смежные понятия, что позволит четко обозначить предмет исследования. Языковая категория оценки имеет логико-философскую основу, поэтому при ее исследовании невозможно обойтись без обращения к работам философов [Аристотель, 1984; Кант, 2010; Крапивенский, 1999; Рикёр, 1995; Риккерт, 1998; Спиноза, 1957; Сутужко, 2009, ФС, 2001 и др.] и логиков [Вригт, 1986; Карнап, 1971; Ивин, 1970 и др.]. Разработка проблем оценки в первой половине ХХ века становится ключевым фактором в философских и гуманитарных исследованиях. В этот период учение о ценностях, т. е. аксиология, начинает занимать важное место среди философских направлений. Аксиологическим соответственно является то, что определяется согласно своей ценности [ФЭС, 2003]. Оценка и ценность рассматриваются как взаимосвязанные аксиологические понятия, которые «представляют собой субъектно-объектные отношения» и обладают сходным онтологическим и когнитивным статусом [Колесник, 2008, с. 27], поскольку ценности лежат в основе оценки [Карасик, 2004]. Однако их необходимо разделять [Клейменова, 2015 (б); Колесник, 2008; Приходько, 2004; Токарева, 2005], так как эти понятия не считаются идентичными, по причине того, что в ценностях содержится объективное, а в оценке — субъективное [Щирова, Гончарова, 2007]. В логике и философии ценности трактуются как такие явления материальной и духовной культуры, которые получают положительную оценку и обладают способностью удовлетворять личные или общественные потребности и интересы [Крапивенский, 1999; Приходько, 2004]. Также ценности рассматриваются как «специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества (благо, добро, зло, прекрасное и безобразное, заключенные в явлениях общественной жизни и природы)» [ФС, 2001, с. 646], «все, что является объектом желания, нужды, стремления, интереса и т. д.» [Ивин, 1970, с. 25]. А. А. Ивин определяет ценности как представляющий интерес объект желания, нужды, стремления, при этом необходимо подчеркнуть, что понятие ценности, по его мнению, может включать, помимо положительных и отрицательных, нулевые ценности, в случае когда субъект исключает какой-то предмет или явление из круга своих интересов [Ивин, 1970]. Согласно другой точке зрения, ценностью может быть лишь нечто оцениваемое положительно, поскольку из самого определения ценностей вытекает, что они обозначают нечто удовлетворяющее человеческие потребности, а отрицательное согласно дихотомическому варианту деления понятий логично было бы квалифицировать как «неценности» [Таланов, 2010]. В лингвистике также существует более широкая трактовка понятия ценности, не ограничивающая его лишь положительной интерпретацией [Трощенкова, 2012]. Однако кажется справедливым мнение, согласно которому ценности противопоставляются «неценностям» [Таланов, 2010] или «антиценностям» [Смирнова, 2013]. Соответственно, ценности определяются как «социальные, социально-психологические идеи и взгляды, разделяемые народом и наследуемые каждым новым поколением. Ценности — это то, что как бы априори оценивается этническим коллективом как нечто такое, что “хорошо” и “правильно”, является образцом для подражания и воспитания» [Стернин, 1996, с. 108]. Как верно отмечает Л. Г. Смирнова, ценность — это обозначающее явление, объект, идею понятие, которое получает положительную оценку общества и воплощает в себе общественные идеалы. По мнению автора, система ценностей нации не представляет собой перечень норм и принципов, она как бы «разлита» в языке, в текстах и носит системный характер, который проявляется в том, что при целенаправленном изменении характера оценок может быть изменена вся система аксиологических ориентиров. Соответственно, с одной стороны, ценности общества оказывают существенное влияние на формирование оценочного мнения индивида и, значит, на его выражение оценки языковыми средствами, с другой стороны, возможна обратная ситуация, при которой высказанное мнение может повлиять на ценностную систему в целом [Смирнова, 2013, с. 24, 28]. С точки зрения субъекта, который признает объект ценным, ценности подразделяются на личностные и социальные [Хомякова, 2018, 2019] или внешние (социально-обусловленные) и внутренние (персонально-обусловленные), однако надо, разумеется, иметь в виду то обстоятельство, что между ними нет чётко очерченной границы [Карасик, 2004]. Также ценности с точки зрения субъекта могут классифицироваться и более дробно, если принять во внимание квантитативный фактор, например, их можно разделить на индивидуальные, коллективные, групповые, общеловеческие и т. п. [Карасик, 2004; Марьянчик, 2013; Смирнова, 2013]. Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/en/catalog/view/strokan-elena-vladimirovna-yazykovye-sredstva-vyrazheniya-ocenki-instituta-monarhii-na-materiale-so.html |
|