У нас уже 21989 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Структурные компоненты оценки

В основе лингвистических исследований структуры оценки лежит модель, разработанная А. А. Ивиным. Она включает следующие компоненты:

1)   субъект — лицо (или группа лиц), которое путем выражения оценки, определяет ценность некоторого предмета;

2)    предмет — оцениваемый объект, которому приписывается ценность;

3)   характер оценки — квалификация предмета с помощью таких терминов, как «хороший», «плохой», «безразличный» в случае абсолютной оценки или «лучше», «хуже», «равноценно» при сравнительной оценке;

4)   основание оценки — это то, с точки зрения чего производится оценивание [Ивин, 1970].

В лингвистических исследованиях структура оценки была модифицирована [Арутюнова, 1988; Вольф, 2002; Маркелова, 2013; Никитин, 2000; Телия, 1986 и др.].

Например, Е. М. Вольф описывает эту структуру как «модальную рамку, которая накладывается на высказывание и не совпадает ни с его логико­семантическим построением, ни с синтаксическим» [Вольф, 2002, с. 11-12]. Исходя из логической основы структуры оценки, автор включает в нее дополнительные компоненты, разделив их на обязательные и факультативные. К обязательным компонентам, по мнению Е. М. Вольф, относятся субъект и объект оценки, а также оценочное отношение «хорошо/плохо», которые в терминологии А. А. Ивина имеют следующие соответствия: объект — предмет, а оценочным отношение — характер оценки [Ивин, 1970].

Кроме этого, «в модальную рамку оценки входят, как правило, имплицитно, шкала оценок и стереотипы, на которые ориентирована оценка» [Вольф, 2002, с. 12]. Стереотип предполагает стандартный набор признаков, общий для рассматриваемого общества или его членов. Оценочная шкала наделена положительной и отрицательной зонами, между которыми находится зона «нормы» [Вольф, 2002] или «ось симметрии, соответствующая норме» в терминологии Н. Д. Арутюновой [Арутюнова, 1988], которая отражает признаковые характеристики стереотипа оцениваемого объекта. При этом важно отметить градацию по степени оценки, поскольку слова, расположенные на оценочной шкале, различаются количеством или интенсивностью оценочного значения [Арутюнова, 1988; Вольф, 2002].

В представлении Е. М. Вольф, оценочная структура включает множество факультативных элементов: мотивировка (выражает критерии оценки, иными словами, свойства, по которым судят об объекте оценки), классификаторы (характеризуют объект с разных сторон, например поступки человека, его психологические характеристики), различные средства интенсификации и деинтенсификации (усиливают или соответственно ослабляют признак «хорошо» или «плохо»), аксиологические предикаты (соединяют субъект и объект оценки предикатами мнения, восприятия, ощущения (считать, полагать, казаться, расценивать и др.) и субъект «пользы» (получатель и «толкователь», другими словами, если субъект оценивает что-то, то субъект «пользы» — это тот, для которого оценённое представляет ценность). Чтобы избежать путаницы, Е. М. Вольф использует для термина субъект оценки альтернативный термин — субъект «мнения», таким образом она выделяет два субъекта: субъект «мнения» и субъект «пользы» [Вольф, 2002].

Представление о структуре оценки Е. М. Вольф легло в основу многих современных исследований категории оценки [Токарева, 2005; Токмакова 2015;

Федосеева, 2016; Якушина, 2003 и др.], однако для обозначения субъекта пользы иногда используются другие термины: реципиент [Мурясов, Самигуллина, Федорова, 2004; Токарева, 2005] или бенефактивный субъект [Токмакова, 2015].

В число обязательных структурных компонентов оценки современные исследователи единодушно включают субъект, объект, основание. Дополнительно могут рассматриваться характер оценки [Токмакова, 2015; Федосеева, 2016], оценочный стереотип [Федосеева, 2016; Якушина, 2003] и шкала оценок [Якушина, 2003; Федосеева, 2016].

М. В. Никитин помимо обязательных компонентов (субъект, объект, основание) в структуре оценки выделяет дополнительные — модус, норматив и релятор. Основание оценки — это сторона или признак денотата, которые оцениваются субъектом. Модус оценки — один из возможных видов оценки, который зависит от цели оценочного рассмотрения денотата [Никитин, 2000]. Норматив — это стереотип или норма (в терминологии Е. М. Вольф), относительно которых оценивается объект. Релятор соотносит основание оценки с одной из базисных сфер и играет главную роль в диверсификации оценочных предикатов, по мнению автора, это механизм «отнесения представлений о денотатах с их признаками к соответствующим базисным оценочным сферам» [Никитин, 2000, с. 16]. При этом их назначение состоит в том, чтобы «перекидывать мостик к ним на переходе от онтологии оснований к прагматике субъекта, от объективированного знания о денотате к субъективному ценностному представлению о нем» [Там же].

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/en/catalog/view/strokan-elena-vladimirovna-yazykovye-sredstva-vyrazheniya-ocenki-instituta-monarhii-na-materiale-so.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2024. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.