Быстрый переход к готовым работам
|
Концептуальная интеграция в ментальном акте оценкиОценка и познание тесно связаны, так как оценка формируется именно в процессе мыслительной деятельности, при этом «разрешение массы насущных проблем концептуального анализа видится в последовательном изучении языковых проявлений деятельности человеческого сознания и связывается главным образом с познанием той инфраструктуры мозга — когнитивной системы, которая обеспечивает всю эту деятельность. Язык же рассматривается как главная когнитивная составляющая указанной инфраструктуры» [Кубрякова, 1994, с. 35], а человек — как ее центр, поскольку его главным свойством, «отличающим его от всех остальных живых существ, является когнитивно-языковая способность, способность к познанию мира и себя и, на основе приобретенного знания, к преобразованию себя и мира» [Кравченко, 2008, с. 15]. Метафора и оценка тесно взаимосвязаны, поскольку метафоризация как когнитивный процесс является элементом оценочной деятельности [Аксенова, 2007; Банина, 2001; Иванков, Макарова, 2016]. Ведущими направлениями современной метафорологии являются семантико-стилистическое и когнитивное. В основе первого из них лежат традиционные представления о метафоре, согласно которым метафора рассматривается как стилистическое средство, троп, т. е. украшение мысли, которое способствует воздействию на адресата. В основе второго — когнитивный подход, согласно которому метафора считается одной из форм мышления; вместе с тем отмечается ее особенная эффективность при осмыслении новых предметов или явлений, а также при формировании нового взгляда на хорошо известные фрагменты действительности [Будаев, Чудинов, 2006]. В данном исследовании метафора рассматривается и как троп, и как средство осмысления действительности, что позволяет исследовать этот феномен с разных точек зрения. Важно отметить относительную новизну когнитивного подхода к метафоре, поэтому прежде всего необходимо обратиться к теоретическим основам данного подхода. Метафора как ментальный процесс исследуется в работах как отечественных ученых [Болдыев, 2016; Бородулина. 2010; Кубрякова. 1997; Чеханова, 2008; Чудинов, 2001], так и зарубежных исследователей [Madsen, 2017; McElhanon, 2006; Nunez, 2008; Steen, 2002]. Метафора определяется как «когнитивный процесс, который выражает и формирует новые понятия и без которого невозможно получение нового знания» [Кубрякова, 1997, с. 431], а также как «способ познания, категоризации, концептуализации, оценки и объяснения мира» [Будаев, 2007, с. 20], как представление одной понятийной сферы в терминах другой [Лакофф, Джонсон, 2004], и оценка при этом формируется на основе фоновых знаний реципиента. Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/en/catalog/view/strokan-elena-vladimirovna-yazykovye-sredstva-vyrazheniya-ocenki-instituta-monarhii-na-materiale-so.html |
|