У нас уже
176407
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Деятельность общеобразовательной школы по осуществлению педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка-инвалида
Количество страниц
81
ВУЗ
МГИУ
Год сдачи
2010
Содержание
Введение ……………………………………………………………………………………….3
1 ГЛАВА. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ С РЕБЕНКОМ- ИНВАЛИДОМ …………………………………………………………………………………7 1.1. Личностные особенности детей-инвалидов
1.2. Характеристика семей, воспитывающих ребенка-инвалида……………………………19
1.3. Интеграция детей-инвалидов в социум…………………………………………………..34
2 ГЛАВА. КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ С РЕБЕНКОМ-ИНВАЛИДОМ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ…………………………………………………….50
2.1. Модель комплексного сопровождения семьи с ребенком-инвалидом в общеобразовательной школе.
2.2. Деятельность образовательного учреждения по реализации сопровождения семей с детьми-инвалидами…………………………………………………………………………….58
2.3 Содержание и анализ результатов педагогического эксперимента…………………….67
Заключение………………………………………………………………………………...……77
Список использованной литературы……………………………………………………….…80
Введение.
Образовательная политика России в начале XXI века характеризуется серьезным изменением целей, содержания и функций образования. На смену старой парадигме образования приходит новая, основанная на сознательном осуществлении гуманистических подходов и приоритетности общечеловеческих ценностей (А.Г. Асмолов, Б.С. Гершунский, М.В. Кларин, Г.К. Селевко, П.Г Щедровицкий и др.).
Ориентация в социуме и образовании на принятие таких ценностей как личность, ее свобода, право на выбор, переосмысление прав человека, прав ребенка, прав инвалидов, признание единого сообщества, состоящего из разных людей с различными проблемами, способствует реальному воплощению идей гуманизации.
Российское государство и общество, находясь в ситуации переходного периода от культуры полезности к культуре достоинства (В.М, Астапов, О.И. Лебединская, Б.Ю, Шапиро, 1995), нуждается в разработке и освоении новых целей, функций образования и воспитания, новых технологий и педагогических стратегий, гибких организационных форм в отношении детей-инвалидов.
По справедливому мнению И,Ф, Дементьевой, Л.Я. Олиференко, Т.Н. Шульги, педагогическая активность должна быть направлена на более полную самореализацию и социализацию таких детей, на максимально возможное включение их в жизнь общества и социальные отношения, на преодоление изолированности, замкнутости их существования, а это, в свою очередь, обусловливает, помимо медико-психологического сопровождения, необходимость усиления социально-педагогической составляющей в работе с различными категориями детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. При этом, согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, такая возможность должна быть им предоставлена преимущественно в системе общего образования, что соответствует Стандартным правилам обеспечения равных возможностей для инвалидов (1993 г,).
Одним из самых мощных средств социализации ребенка и эффективных социальных сил, влияющих на формирование его личности, выступающих в качестве главного условия реализации его задатков и способностей, расширяющих простор для самореализации, является семья, которая, по свидетельству М.П. Гурова, обладает огромным диапазоном воспитательного воздействия и уникальностью методов воспитательного и психологического влияния.
Однако, по мнению Б.Р. Лившиц, при всем многообразии психолого-педагогических исследований, появившихся в последнее время и посвященных изучению различных аспектов влияния семьи на развитие ребенка, недостаточное внимание уделяется педагогике сопровождения семейного воспитания в семьях, воспитывающих детей-инвалидов. Аналогичную выше названной точку зрения мы обнаруживаем и в исследованиях семьи нетипичного ребенка О.С. Бажановой. Автор, изучавший возможности системного подхода к организации педагогической поддержки такой семьи, утверждает, что поддержке индивидуального развития личности ребенка-инвалида в семье, способствующим этому воспитательным отношениям пока уделено в теории педагогики недостаточно внимания.
Ведущая роль семьи в процессе социализации и социальной адаптации детей с нарушениями развития, отмечается в работах таких авторов, как Л.И. Аксенова, О.Е. Буланова, Е.Л. Гончарова, Н.Н. Малофеев, И.И. Мамайчук, Н.М. Назарова, В.В. Сабуров, Л.М. Шипицына и др. При этом исследователи подчеркивают, что дети-инвалиды испытывают повышенную необходимость в опоре на взрослых, что их судьба в значительной степени зависит от позиции семьи. В отношении детей с ограниченными возможностями семья является одним из существенных, а в некоторых случаях практически единственным ресурсом развития личности ребенка, стимулирующим процесс его социализации и самореализации.
Но, к сожалению, по мнению ряда исследователей (О.Е. Буланова, В.В. Коркунов и др.), данный аспект проблемы еще не получил достаточного освещения и разработки в педагогической теории и практике. Это в значительной степени обусловлено традиционным пониманием роли семьи ребенка-инвалида в реабилитационном процессе как исполнителя предписаний специалистов и недооценкой ее реабилитационного, социализирующего и человекотворческого потенциала. Вне поля зрения исследователей оказались проблемы теоретико-методологической и психолого-педагогической подготовки родителей к осуществлению процесса интеграции ребенка-инвалида в социум: реализации интегрированного обучения детей-инвалидов в условиях общеобразовательных школ.
В связи с этим возникают противоречия между необходимостью активизации процесса интеграции ребенка-инвалида в социум и отсутствием педагогической модели сопровождения семьи с ребенком-инвалидом в образовательном процессе, между необходимостью участия родителей в процессе комплексной реабилитации ребенка-инвалида и их недостаточной педагогической подготовленностью, между потребностью участия родителей детей с ограниченными возможностями в процессе интегрированного обучения как одном из условий его эффективности и отсутствием программы подготовки родителей таких детей к этому процессу.
В целом актуальность проблемы исследования определяется противоречием между необходимостью стимуляции и эффективного использования реабилитационного, социализирующего и развивающего потенциала семейного воспитания детей-инвалидов и недостаточной теоретической и практической разработанностью данной проблемы в педагогике. Наличие противоречия препятствует эффективной реабилитации ребенка с ограниченными возможностями и его социальному развитию.
Исходя из актуальности проблемы развития детей-инвалидов в условиях современного социума, объектом исследования является процесс интеграции детей-инвалидов в общеобразовательные учреждения.
Предмет исследования – содержание деятельности общеобразовательной школы по осуществлению педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка-инвалида.
Цель исследования - разработка и апробация модели педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребёнка-инвалида.
Предварительное изучение проблемы позволило в качестве гипотезы выдвинуть следующее предположение: процесс интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями должен способствовать социализации детей-инвалидов. Этот процесс будет эффективен, если будет целенаправленно формироваться готовность родителей детей-инвалидов к реализации интегрированного обучения их ребенка в условиях общеобразовательной школы, что возможно посредством разработки и реализации модели педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребёнка-инвалида.
В соответствии с предметом, целью и гипотезой исследования были определены его задачи:
1. Охарактеризовать личность ребенка-инвалида.
2. Выявить характерологические особенности семей, воспитывающих ребенка-инвалида.
3. Проанализировать особенности интеграции детей-инвалидов в социум посредством включенности в школьное (классное) сообщество, посредством организации занятий в специализированных реабилитационных центрах.
4. Разработать и апробировать модель педагогического сопровождения семьи с ребенком-инвалидом
В соответствии с целями и задачами использовались следующие методы педагогического исследования:
- теоретический анализ психологической и педагогической литературы, научно-исследовательских трудов и публикаций;
- изучение практического опыта в сфере семейного воспитания детей-инвалидов;
- анализ опыта работы общественных организаций по работе с семьями, воспитывающими детей-инвалидов;
- анкетирование родителей детей-инвалидов;
- педагогический эксперимент.
База исследования - семьи детей-инвалидов, находящихся на надомном обучении в муниципальных образовательных учреждениях г. Владимира, объединенных в рамках общественной организации детей-инвалидов «Надежда».
Практическая значимость исследования состоит в направленности его результатов на совершенствование процесса интегрированного обучения и воспитания детей-инвалидов. Разработанная модель педагогического сопровождения семей детей-инвалидов и программа подготовки родителей способствует повышению их компетенции в вопросах интегрированного обучения детей-инвалидов.
Список литературы
Заключение.
Осознавая особую значимость проблемы образования и воспитания детей-инвалидов в современном обществе, мы осуществили наше исследование в области анализа специфики психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка-инвалида как среды, наиболее заинтересованной и благоприятствующей интеграции своих детей в социум.
Целенаправленный анализ теоретико-методологических подходов в процессе исследования социально-педагогических проблем семьи с ребенком-инвалидом позволил сконцентрировать внимание на личностных особенностях детей с ограниченными возможностями, особенностях семей и семейных отношений в семьях, воспитывающих детей-инвалидов, проблеме интеграции детей-инвалидов в социум. В своем анализе мы опирались на исследования отечественных и зарубежных ученых в области возрастной коррекционной педагогики и психологии, в области семейного воспитания (Л.И. Аксенова, О.С. Бажанова, О.Е. Буланова, Е.Л. Гончарова, Б.Р. Лившиц, Н.Н. Малофеев, И.И. Мамайчук, Н.М. Назарова, В.В. Сабуров, Л.М. Шипицына и др.).
В ходе теоретического исследования нами были определены особенности личностного развития детей с ограниченными возможностями, особенности семей, осуществляющих воспитание детей-инвалидов. В качестве приоритетной стратегии в создании оптимальных условий для развития детей-инвалидов была выделена и проанализирована стратегия интеграции детей-инвалидов в социум с опорой на исследования Л.И. Аксеновой, Л.С. Выготского, Н.Н. Малофеева и др. Здесь также были отмечены проблемы по практической реализации данной стартегии. Одной из таких особо значимых проблем была определена работа с семьями детей-инвалидов по организации их целенаправленного психолого-педагогического сопровождения в оказании помощи в воспитании детей с ограниченными возможностями.
Практическая часть исследования была посвящена анализу опыта разработки и реализации содержания деятельности общеобразовательной школы по осуществлению педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, что позволило разработать комплексную модель сопровождения семьи с ребенком-инвалидом в условиях общеобразовательной школы.
Основу для разработки модели составило представление о цели и назначении психолого-педагогического сопровождения семьи, сформулированной как создание комплекса условий по оказанию помощи детям с ог¬раниченными возможностями по поиску своего место в жизни, формированию своей активной жизненной позиции, укреплению системы навыков здоровой жизнедеятельности.
Для реализации данной цели были определены основные задачи и основные организационные принципы деятельности специалистов по реализации психоло¬го-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями:
- психолого-недагогическая помощь детям с проблемами в разви¬тии;
- поддержка семей и родителей, воспитывающих этих детей, посредством ори-ентации на максимально возможное взаимодействие с родителями, близким окружением ребенка;
- максимальное уважение личности родителя и ребенка-инвалида, ориентация на развитие возможностей ребенка для его адаптации к жизни в обычном социуме;
- опора на научно обоснованную базу в профессиональной деятельности;
- сотрудничество с ведущими специалистами во всех необходимых областях; выстраивание отношений плодотворного сотрудничества между разными специалистами;
- согласованный междисциплинарный подход к диагностической и коррекционной работе на всех уровнях; оптимальное сочетание диагностиче-ской, консультативной, коррекционной и др. форм работы;
- гибкость и вариативность структуры сопровождения, позволяю¬щей настраиваться на оказание эффективной помощи каждому конкретному ребенку, каждой конкретной семье, создавать индивидуализированные программы сопровождения;
- конфиденциальность;
- открытость и взаимодействие с учреждениями разной ведомст¬венной принадлежности, оказывающими помощь детям с ограниченными возможностями и их семьям;
- пристальное внимание к сфере отношений в целом как к принци¬пиальному фактору; от того, как выстроятся отношения между детьми, меж¬ду взрослым и ребенком, в значительной степени зависят результаты.
Психолого-педагогическое сопровождения семьи с ребенком-инвалидом должно базироваться на соблюдении основных методических принципов:
- сочетания целенаправленности и гибкости психолого-педагогической помощи;
- последовательности и поэтапности психолого-педагогической помощи;
- непрерывности и системности процесса;
- ориентации на индивидуальные положительные особенности раз¬вития ребенка, его возможностей и способностей;
- развития личности ребенка в целом, а не отдельных психических функций;
- эмоционально положительного развивающего взаимодействия.
Организационную модель психолого-педагогического сопро¬вождения семей с детьми-инвалидами можно представить двумя взаимосвязанными блоками, соот¬ветственно двум основным направлениям ее деятельности.
Первый блок ориентирован на детей и включает в себя организацион¬ные формы оказания психолого-недагогической помощи детям с ограничен¬ными возможностями здоровья.
В условиях консультативно-диагностической деятельности осуществля¬ются следующие виды психолого-педагогической помощи:
- диагностика (мониторинг) развития ребенка;
- развивающие занятия, проводимые педагогами и направ¬ленные на стимуляцию нормально развивающихся функций, коммуникатив¬ных способностей;
- коррекционные занятия;
- совместные игры.
Второй блок оказывает психолого-педагогическую помощь ро¬дителям детей с проблемами в развитии:
- индивидуальное консультирование родителей в отношении задач и необходимых направлений психолого-педагогической помощи ребенку, ее продолжительности;
- групповое консультирование и занятие с родителями с целью формирования активной позиции по отношению к проблемам ребенка.
В ходе апробации разработанной модели сопровождения семьи с ребенком-инвалидом была разработана и реализована программа формирования готовности родителей и детей с ограниченными возможностями к интегрированному обучению в общеобразовательной школе. По результатам реализации данной программы были сделаны выводы, что наличие специально разработанных программ педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, позволяет росту эффективность работы с семьями детей-инвалидов, а значит - способствует созданию благоприятных условий для развития детей с ограниченными возможностями.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон РФ № 15 от 10.01.03 «О социальной зайдите инвалидов в Российской Федерации».
2. Указ президента Российской Федерации от 26.12.1991 г. №328 «О дополнитель-ных мерах по социальной поддержке населения».
3. Положение о детском доме-интернате для умственно отсталых детей Министерства социального обеспечения РСФСР. Утверждено приказом МСО РСФСР от 6 апреля 1979 г. №35.
4. Положение о доме-интернате для престарелых и инвалидов Министерства соци-ального обеспечения РСФСР. Утверждено приказом МСО РСФСР от 27 декабря 1978 г
№145.
5. Положение о детском доме-интернате для детей с физическими недостатками
Министерства социального обеспечения РСФСР.// Утверждено приказом МСО РСФСР от
5 ноября 1980 г. №122.
6. Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной
умственной отсталостью. — М.: ЦИЭТИ., 1993, 68 с.
7. Указание "О взаимодействии органов социальной защиты населения и службы
милосердия Российского Красного Креста в вопросах социальной защиты малообеспечен-ных групп населения от 15 мая 1993 г. №1-32-4.
8. Алексеева Л.С. и др. "Об опыте организации социальной реабилитации детей с
ограниченными возможностями в школе - комплексе "Детская личность". Президентская
программа "Дети России". Москва, 2005.
9. Багаева Г.Н., Исаева Т.А. «Социальная работа с семьей ребенка с ограниченны¬
ми возможностями», Институт социальной работы, М.: Мир, 2005.
10. Блохина СИ., Козлова В.П., Старшинова А.В. К вопросу об организации детских реабилитационных центров в России // Рос. Журнал социальной работы. - 2006. - №1.
- С. 21-22.
11. Бондаренко Г.И. Социально-эстетическая реабилитация аномальных детей/Де-фектология. - 2006. - №3. - С. 60-61.
12. Боровая Л.П. Социально-психологическая помощь семьям, имеющих тяжело
больных детей // Социально-педагогическая работа. - 1998. - №6. - С. 59-63.
13. Выготский Л. С. Принципы воспитания физически дефективных детей // Собр.
соч.: В 6 т. -М., 1999.-Т. 5.
14. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. Пособие для студентов
высш. пед. учеб. Заведений. - М.: «Академия», 2004. - 280 с.
15. Горячев М.Д. Социальная опека над ребенком. - Самара: Изд-во Самарский
университет, 2006. - 41 с.
16. Грачев Л.К, Программа работы с семьями, имеющими детей-инвалидов. - М.:
Академия, 2005. - 128 с.
17. Горячева Т.Г. Психологическая помощь детям с врожденными пороками сердца
и их семьям // Мир психологии. 2006. №2.с.28
18. Дементьева Н.Ф., Болтенко В. В., Доценко Н.М. и др. "Социальное обслуживание и адаптация лиц пожилого возраста в домах-интернатах". / Методич. рекоменд. -- М:ЦИЭТИН, 1995 С.96
19. Дементьева Н.Ф., Модестов А.А. Дома-интернаты: от призрения к реабилитации. — Красноярск, 1993, 195 с.
20. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан. -М.: Нова, 2001, 135 с.
21. Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю., Соболь А.Я. Организационно-методические
аспекты деятельности социального работника. В кн.; Социальная работа в учреждениях
здравоохранения. — М.: Департамент проблем семьи, женщин и детей МСЗ РФ. Центр
общечеловеческих ценностей, 1999.
22. Дефектология. Словарь-справочник / Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Педагогика,
2003. - 236 с.
23. Дмитриев А.А. О некоторых проблемах интегрированного обучения детей с особыми образовательными потребностями // Дефектология. - 2006. - №4. - С. 4-8.
24. Иващенко Г.М., Ким Е.Н. Об опыте работы по социальной реабилитации детей с
ограниченными возможностями в Московском клубе "Контакты-1" президентская про¬
грамма "Дети Росси". - М.: Нова, 2005- 74 с.
25. Исаев Д.Н. Психология больного ребенка: Лекции. - С-Пб.: Издательство
ППМИ, 2003. - 76 с.
26. Интегрированное обучение: проблемы и перспективы. - СПб.: Педагогика, 2006.
- 153 с.
27. Каткова И.П., Кузнецова В.В. Методические основы организации работы в
семьях детей-инвалидов // Социальная работа в учреждениях здравоохранение. - М: Наука, 2002. - С. 214.
28. Комаркова И.Ю. Интеграция в общество инвалидов с нарушением опорно-
двигательного аппарата // Работник социальной службы. - 2006. - №4.- С. 57-63.
29. Курбатов В.И. Социальная работа. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000.
30. Карвялис B.C. Специальное образование детей с ограниченными возможностя-ми и подготовка педагогов-дефектологов //Дефектология. 2006. №1.с.43
31. Матейчек З.А. «Родители и дети» М.: «Просвещение», 2004. С. 136
32. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родите-лей.- М.: Педагогика - Пресс, 2002. - 80 с.
33. Малофеев Н.Н. Актуальные проблемы интегрированного обучения. Материалы
Международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного
обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными
потребностями) 29 — 31 января 2006. - М.: Мир, 2006.
34. Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России. (Результаты исследования, как основа для построения проблемы развития) //Дефектология. 2005.№4. с.32
35. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М.: Мир, 2003. С. 278
36. Никитина Л. Основные направления и методы социально-педагогической работы // Воспитание школьников. - 2006. - №9. - С. 13-15.
37. Панов A.M. Центры социальной реабилитации детей с ограниченными возмож-ностями - эффективная форма социального обслуживания семьи и детей // Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы. - М: Психология, 2005. С.220
38. Печерских Е.А., Емельянов М.В., Игнатьева Е.В., Барткова Н.А., Ковалёва Г.А.
Владимирская общественная организация инвалидов-колясочников "Ассоциация Десница". - Справочное пособие по философии независимой жизни. - М.: Нова, 2005. 130 с.
39. Реабилитация детей с ограниченными возможностями // Социальная работа. -
2006. - №2. - С.46-47.
40. Российская энциклопедия социальной работы. Т. I. Под ред. А.И. Панова, Е.И.
Холостовой. - М.: Институт социальной работы, 2005. - 354 с.
41. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 "Дефектология". -3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 192 с.
42. Социальная работа с инвалидами: Настольная книга специалиста / Под. Ред.
Е.М. Холостовой. - М.: Институт социальной работы, 2006. - 210 с.
42. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведе-ний / Под ред. Н.М.Назаровой. - М.: "Академия", 2005. - 400с.
43. Степашов Н.С. Состояния социально-групповых затруднений жизнедеятельности человека. - Курск, 2005. - 96 с.
44. Социальное обслуживание населения и социальная работа за рубежом. — М:
Институт социальной работы ассоциации работников социальных служб, 2004, 108 с.
45. Ткачева В. В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклоне-ниями в развитии // Дефектология. 2005. №1. с.38
46. Ханжин Е.В., Карпова Т.П., Ерофеева П.П. Основы социальной работы. - М.: Изд. центр "Академия", 2005. - 127 с.
47. Холостова Е.И. Технология социальной работы. — М.: ИНФРА, 2005. - 348с.
48. Цукерман И.В. Проблема социализации выпускников специальных школ для де¬
тей инвалидов /; Дефектология. 2005. №1. с21
49. Шевчук Л.Е. Интегрированное обучение учащихся с особенностями развития в
общеобразовательном учреждении // Дефектология. - 2006. - №6. - С.28-31.
50. Шипицина Л.М., Рейсвепкван К. Навстречу друг другу: пути интеграции. - СПб.,
2006!
51. Шматко Н.Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение //
Дефектология. - 2006. - № 1. - С. 41 -45.
52. Янькова И.А. Социально-педагогичекие программы направленные на преодоление социальной эксклюзии детей-инвалидов // Асперанский сборник, 2005. - С. 312-318.
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
3000
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
29.04.24
Результаты оценки психологических детерминант гражданской идентичности учащихся старших классов
29.04.24
Программа формирования гражданской идентичности старшеклассников
29.04.24
Психологические основания для разработки программы формирования гражданской идентичности старшеклассников
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.