У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Дидактическая игра как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
Количество страниц 56
ВУЗ ДВГГА
Год сдачи 2010
Содержание Оглавление


Введение 3
1. Теоретические аспекты развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста 6
1.1 Речь как средство общения и развития ребёнка 6
1.2 Особенности развития связной речи в старшем дошкольном возрасте 15
1.3 Дидактическая игра как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста 23
2. Опытно—экспериментальная работа по развитию связной речи старших дошкольников 33
2.1 Описание процедуры исследования 33
2.2 Результаты педагогического эксперимента 41
Заключение 50
Список использованной литературы 53
Приложение 57


Введение

Актуальность. Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения.
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Развитие речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
Развитие связной речи ребенка происходит в тесной взаимосвязи с освоением фонетической стороны, словарного состава, грамматического строя языка. Эта проблема тесно связана с педагогическим процессом, в ходе которого осуществляется формирование у ребенка речевых умений и навыков, и на этой основе происходит развитие его речи: понимание смысла слова и обогащение словаря, усвоение системы языковых понятий и закономерностей в области морфологии, словообразования, синтаксиса, овладение звуковой культурой речи, формирование связной речи.
Использование дидактических игр при обучении связной речи в дошкольном возрасте является актуальным в связи с тем, что игра, являясь простым и близким ребенку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путём к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Существующая же необходимость в рациональном построении, организации и применения её в процессе обучения и воспитания требует более тщательного и детального её изучения.
Исследования, проведенные психологами, педагогами, лингвистами, создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников. Методологической основой исследования является теория речевой деятельности, сформулированная в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, А.А. Леонтьева, Ф.А. Сохина, A.M. Шахнаровича и мн. Других исследователей.
Проблема заключается в том, что уровень развития связной речи старших дошкольников не всегда соответствует норме речевого развития. Не в полном объеме используются эффективные средства развития связной речи в условиях дошкольного образовательного учреждения, в частности, дидактические игры.
Актуальность и проблема определили тему дипломной работы: «Дидактическая игра как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования – связная речь детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - развитие связной речи дошкольников средствами дидактической игры.
Цель исследования – разработать программу развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактической игры.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности развития связной речи в старшем дошкольном возрасте.
2. Выявить возможности дидактической игры как средства развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
3. Исследовать уровень развития связной речи у старших дошкольников в ДОУ.
4. Разработать и провести цикл занятий, направленных на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если:
- занятия будут проводиться регулярно и системно;
- процесс развития связной речи будет диагностироваться;
- будут учтены возрастные особенности речевого развития детей.
Новизна: систематизация и обобщение дидактических игр по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая и практическая значимость: Разработанные занятия могут быть использованы воспитателями, методистами, педагогами-психологами дошкольных образовательных учреждений.
Методы исследования: анализ психологической, педагогической, методической литературы; методы психолого-педагогической диагностики; педагогический эксперимент; качественный и количественный анализ полученных результатов.
База исследования: МДОУ № 140 г. Владивостока. В исследовании принимало участие 30 детей 5-7 лет.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Список литературы Список использованной литературы

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников.- М.: Просвещение, 1992.
3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада.— 2-е изд., дораб.— М.: Просвещение, 1991.-160 с.
4. Бородач А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. —2-е изд. - М., 1984.
5. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада/ Сост. А.К.Бондаренко, - М.: Просвещение, 1983.
6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. — М., 1961.
7. Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка / Под ред. С.А. Абакумова. — М., 1940. — Ч. 1.
8. Гербова В. Занятия по развитию речи. //Дошкольное воспитание № 12, 1999 г.
9. Гербова В. Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок. //Дошкольное воспитание № 8, 1998 г.
10. Григорович Л.А. Формирование творческого мышления в дошкольном возрасте. //Журнал практического психолога. - 1996. - №3.
11. Гризик Т. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи, //Дошкольное воспитание № 6, 2000 г;
12. Гуткович И.Я. Приемы РТВ в обучении составлению сказок дошкольников. // Тезисы докладов Региональной научно – практической конференции «Использование элементов ТРИЗ в обучении дошкольников и младших школьников». – Челябинск, 5 – 6 июня, 1998. – С. 13-15.
13. Диментьева А.М. Обучение пересказыванию в старших группах детского сада. – М., 1999.
14. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М., 1988.
15. Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. — М., 1974.
16. Зак А.З. Различия в мышлении и речи детей. – М., 1999.
17. Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О.С. Ушаковой. —М., 2001.
18. Занятия по развитию речи в детском саду: Кн. для воспитателя 3-28 детского сада /Ф.А.Сохин, О.С.Ушакова, А.Г.Арушанова и др.; Под ред. О.С.Ушаковой. - М.: Просвещение, 1993. -271 с.
19. Зарубина Н.Д. Методика обучения связной речи. — М., 1997.
20. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. Г. Нис-канен, О.А.Шаграева, Е.В.Родина и др.; Под ред. Л.Г.Нисканен. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 208 с.
21. Карпинская Н.С. Художественное слово и воспитание детей. —М., 1992.
22. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., исправ. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 41 с.
23. Корзун А.В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками.- Минск, 2000.- 97с.
24. Ладыжинская Т.А. и др. Речь. Речь. Речь. – М., 1983.
25. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981.
26. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. — М., 1992.
27. Методика развития речи детей дошкольного возраста под редакцией Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичёвой, В. К. Лотарева, А. П. Николаевича. – М., 1990
28. Методические советы к программе «Детство».— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001 - 304 с.
29. Негневицкая Е.И., Шахнарович A.M. Язык и дети. — М., 1981.
30. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 256 с.
31. Ожегов СИ. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. — М., 1990.
32. Педагогические технологии игры дошкольников//Материалы спецкурса по дошкольной педагогике. - Магнитогорск 1997.
33. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников/ Под ред. О.С. Ушаковой. - М., 2001.
34. Проблема изучения речи дошкольника / Под ред. О.С. Ушаковой. — М., 1994.
35. Развитие речи детей дошкольного возраста /Под редакцией Сохина. – М., 1997
36. Развитие речи дошкольника: Сб. научн. трудов/ Под ред. О.С. Ушаковой. — М., 1990.
37. Развитие речи и речевого общения / Под ред. О.С. Ушаковой. — М., 1995.
38. Речевое развитие дошкольников. – М., 1998. – 120 с.
39. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технология развития связной речи дошкольников. – М., 2004
40. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические условия развития речи дошкольников в детском саду // Повышение эффективности воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях. — М., 1988.
41. Сто фантазий в голове. — Самара, 1996. – 120 с.
42. Струнина Е.М., Ушакова О.С. Влияние словарной работы на связность речи // Дошкольное воспитание. — 1981. — № 2.
43. Струнина Е.М., Ушакова О.С. Основные направления работы по развитию речи дошкольников Опубликовано в сб.: Развивающее образование - многоступенчатая система. Заымсел. Реализация. Перспективы /Отв. ред. Л.Е.Курнешова; научн. ред. - проф. В.Т.Кудрявцев. - М., 2003. Ч. I.
44. Творческие задания «Золотого ключика». /Авторы и составители Е.В.Андреева, С.В.Лелюх, Т.А.Сидорчук, Н.А.Яковлева – Самара: ДОУ № 277, 2001. – 108 с
45. Тихеева Е. И.. Развитие речи детей. – М., 1986
46. Ушакова О. С., Щадрина Л. Развивайте речь дошкольника, // Дошкольное воспитание № 2, 1997 г.;
47. Ушакова О.С Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. — М., 2001.
48. Ушакова О.С Развитие речи дошкольников. — М., 2001.
49. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М.: изд. РАО, 1994
50. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М.: изд-во Института психотерапии, 2001. – 240 с.
51. Ушакова Е.М. Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. Пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 288 с.
52. Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна.— Издание 2-е, дополненное. М.: Институт практической психологии, 1996.—304 с.
53. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М. М. Алексеева, В.И.Яшина. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 560 с.
54. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. — М., 2000.
55. Эльконин Д.Б. Психология и педагогика игры дошкольника. - М.: Педагогика, 1983.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
5000





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.