У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Управление процессами формирования стратегических альянсов российских компаний
Количество страниц 33
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 21216.doc 
Содержание Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки изучения процессов образования стратегических альянсов 8
1.1 Социально-экономическая природа и мотивы создания стратегических альянсов 8
1.2 Принципы создания и классификация стратегических альянсов 11
1.3 Стратегические альянсы в контексте неоинституциональной теории фирмы 14
Глава 2. Анализ современной практики формирования стратегических альянсов 16
2.1 Зарубежная практика формирования стратегических альянсов 16
2.2.Стратегические альянсы в российском законодательстве 19
Глава 3. Совершенствование механизма управления процессами формирования стратегических альянсов российских компаний 22
3.1 Межфирменное доверие как фактор успеха стратегических альянсов российских компаний 22
3.2 Алгоритм создания стратегического альянса 23
3.3 Пути совершенствования механизма управления процессами формирования стратегических альянсов российских компаний 28
Заключение 31
Список использованной литературы 33




Введение

В современной экономике наиболее эффективными являются те структуры, которые функционируют на принципах свободной самоорганизации независимых хозяйствующих субъектов. К числу таких организаций относится стратегический альянс. В России идет процесс апробации и усвоения зарубежного опыта корпоративного строительства, в частности, на российском рынке корпоративного контроля наряду со сделками по слияниям (поглощениям) компаний стали заключаться соглашения о формировании стратегических альянсов.
Исторически стратегические альянсы использовались в качестве инструмента утверждения интересов транснациональных корпораций, средства расширения зон их влияния. Однако с течением времени ситуация изменилась и стратегические альянсы, сохранив свои прежние функции, стали формироваться и на уровне национальных рынков корпоративного контроля.
Стремительный рост числа враждебных поглощений и неоправданных с экономической точки зрения слияний является одной из основных причин быстрого распространения стратегических альянсов. В масштабах мировой экономики эти процессы оказывают пагубное влияние на качество корпоративного управления. В этом отношении стратегический альянс представляет собой выгодную альтернативу слияниям и поглощениям, так как предполагает создание союза независимых компаний, имеющих общие цели и готовых объединить свои ресурсы в ходе реализации совместного проекта. Таким образом, формирование стратегических альянсов является принципиально новой корпоративной стратегией, а всестороннее исследование качественных характеристик этой формы межфирменной кооперации является в настоящее время актуальной задачей и имеет прикладное значение для развития российского рынка корпоративного контроля, поскольку возможность вступать в альянсы может дать компаниям серьезное стратегическое преимущество.
Одной из ключевых проблем, стоящих перед компаниями, стремящимися вступить в партнерские отношения, является сложность регулирования процессов формирования стратегического альянса. Координация процессов создания альянса, как правило, происходит при участии всех заинтересованных сторон (всех потенциальных компаний-участниц альянса), а следовательно, необходимым становится достижение консенсуса по ряду стратегически важных вопросов.
Именно поэтому серьезное внимание следует уделить разработке механизмов управления, которые позволят оптимизировать деятельность компаний-партнеров по формированию организационной структуры стратегического альянса.
Особенное значение приобретает задача моделирования бизнес-процессов, связанных с формированием стратегических альянсов российских компаний в сфере компьютерной индустрии, в черной и цветной металлургии, в автомобильной промышленности, а также в сфере энергетики.
Таким образом, актуальность исследования определяется сложностью, важностью и остротой задач, связанных с созданием адекватного реалиям современного постиндустриального общества механизма управления процессами формирования стратегических альянсов российских компаний.
В зарубежной экономической литературе, посвященной теории и практике корпоративного управления, феномен стратегических альянсов подробно анализируется уже более тридцати лет.
За это время в рамках неоинституциональной теории фирмы Р. Коузом, О. Уильямсоном, Р. Познером и другими учеными была обоснована эффективность альянсов с точки зрения снижения трансакционных издержек. В русле теории менеджмента на первый план выдвинулась ресурсно-ориентированная теория (ее основные представители – Р. Холл, Дж. Пфеффер, Дж. Хамел). Кроме того, теория стратегических альянсов испытала на себе сильное влияние научного направления, именуемого «школой власти» и характеризующегося «внесением категорий «власти» и «влияния» в контекст теории менеджмента » (Г. Минцберг, Б. Альстрэнд, Дж. Лэмпел).
Все перечисленные концепции (неоинституциональная теория фирмы, ресурсно-ориентированная теория и «школа власти») в той или иной форме отстаивают тезис о сетевой природе стратегического альянса, о важности наличия межфирменного доверия . Представителями сетевого подхода, помимо вышеупомянутых, являются следующие ученые: И. Ансофф, М. Кастельс, В. Кастен, М. Портер, Р.Л. Уоллес, Р. Уэлборн и другие.
В советской экономической науке генезис стратегических альянсов рассматривался прежде всего как продолжение процессов установления транснациональными корпорациями гегемонии на мировом рынке корпоративного контроля. В этом смысле возникновение и распространение альянсов оценивалось советскими учеными как проявление перехода на новый этап монополизации и олигархизации мировой экономики. Отмечалась, в частности, тенденция к преобразованию финансовых групп в коалиционные и перемещению центров экономической власти в мощные союзы монополий .
В современной российской экономической науке, во многом под влиянием институциональной экономической теории, акценты в оценке роли и места стратегических альянсов в мировой экономике несколько сместились. Теперь альянсы воспринимаются как обычные сделки, связанные с перераспределением прав собственности, столь же рутинные, как слияния и поглощения.
Вместе с тем, часто отмечается инновационность альянсов, связанная с удобством их создания для целей финансирования научных разработок и коммерциализации новшеств. В этой связи целым рядом исследователей была проделана большая работа по изучению зарубежного опыта формирования технологических и венчурных стратегических альянсов с целью последующего применения данных разработок в российских условиях . Сетевой подход к определению сущности стратегического альянса также представлен в России целым рядом исследователей .
Чисто российская проблематика связана с разработкой концепции вовлечения интегрированных корпоративных структур (ИКС) в международные и национальные стратегические альянсы. Теоретические основы для исследовательской работы в данном направлении заложены в трудах А.А. Аузана, С.Б. Авдашевой, И.Ю. Беляевой, Ю.Б. Винслава, А.А. Дагаева, В.Е. Дементьева, С.В. Емельянова, Е.В. Ленского, С.П. Перегудова, И.А. Петровой, Н.Ю. Псаревой, Э.А. Уткина, В.А. Цветкова, Ю.М. Цыгалова, Е.В.Чирковой, Р.М. Энтова, М.А. Эскиндарова и других ученых.
Цель работы – решение научной задачи по созданию эффективного механизма управления процессами формирования стратегического альянса.
Для реализации этой цели в рамках исследования предполагается решить следующие задачи:
1. Определить предпосылки повсеместного распространения стратегических альянсов.
2. Обосновать сетевой характер стратегического альянса, доказать неправомерность отождествления стратегического альянса с совместным предприятием.
3. Проанализировать зарубежную практику формирования стратегических альянсов и выявить возможности ее распространения в российской действительности.
4. Выявить особенности создания стратегических альянсов в российских условиях на основе сравнительного анализа опыта формирования альянсов в различных отраслях отечественной промышленности и предложить рекомендации по оптимизации процессов межфирменного сотрудничества.
5. Определить место и роль стратегических альянсов в развитии российского рынка корпоративного контроля, обосновать необходимость участия российских интегрированных корпоративных структур в научных, социальных, экологических, образовательных и венчурных стратегических альянсах.
В качестве объекта исследования выбраны российские компании, участвующие в формировании стратегических альянсов. Предмет исследования – совокупность экономических отношений, складывающихся в ходе управления процессами формирования и функционирования стратегических альянсов на рынке корпоративного контроля.
Теоретической и методологической базой послужили современные и классические труды ученых, прикладные исследования бизнес-аналитиков по проблемам корпоративного управления вообще и по вопросам генезиса межфирменных стратегических альянсов в особенности.
Список литературы Заключение

В последние десятилетия ХХ в. стратегические альянсы как особая форма взаимодействия юридически самостоятельных компаний получили широкое распространение в различных отраслях бизнеса. При этом под стратегическим альянсом мы, в первую очередь, подразумеваем соглашения о сотрудничестве между двумя или несколькими компаниями, которые идут дальше, чем проведение обычных торговых операций, но не доводят дело до слияний и/или поглощений.
Появление и развитие стратегических альянсов как особого вида кооперации и специализации независимых компаний было обусловлено целым рядом причин. Во-первых, рынок, который стал более динамичным и менее предсказуемым, потребовал создания гибких организационно-правовых конструкций, быстро и адекватно реагирующих на внешние изменения. Во-вторых, в 80-е годы ведущие компании активно занимались реинжинирингом и рефокусированием, добиваясь эффективности благодаря использованию своих ключевых бизнес-компетенций. Это создало хорошие предпосылки для объединения дополняющих друг друга ключевых компетенций различных компаний в целях достижения еще большей эффективности в соответствующих альянсах. В-третьих, даже крупные корпорации стали весьма остро ощущать недостаточность собственных ресурсов для осуществления своих стратегий глобализации.
Следует изначально отметить, что часто те самые факторы, которые подталкивают компании в стратегический альянс, мешают его успеху. В то же самое время решающие факторы управления, которые гарантируют успех альянсам, - такие же, как и в хорошем внутрифирменном менеджменте, а именно: удачная структура и, главное, - адекватные механизмы интеграции специализированных структурных единиц, обеспечивающие их эффективное взаимодействие.
Во многом предопределяет успех стратегического альянса корпоративная культура его участников. Корпоративные ценности участников и то, как соблюдается баланс сотрудничества и соревновательности, оказывают существенное влияние на результаты деятельности альянса.
Стратегические альянсы более успешны, когда от партнера приходит "нужный штат" - менеджеры с необходимым отношением к делу и соответствующими навыками. Представления менеджеров и то, как они работают и взаимодействуют между собой, предопределяет успех или неуспех альянсов. Если они видят альянс как направленное в успешное будущее стратегически ориентированное построение, а не просто как источник возмещение ущерба прошлых неудач, то серьезный успех стратегического альянса более вероятен. Если менеджеры участников альянса остро чувствуют ограниченность собственных ресурсов компаний и имеют адекватную мотивацию, они будут целенаправленно усиливать эффективность стратегического альянса и сделают все, что от них зависит, чтобы, в конечном счете, добиться успеха.

Список использованной литературы

1. Аракелян А.М. Управление инвестиционной деятельностью в стратегическом альянсе. – М., ГУУ, 2006
2. Веснин В.Р. Стратегическое управление. – М.: Проспект, 2004
3. Горячева Д.Ю., Горячев Д.Ю. Анализ финансово-экономических преимуществ стратегических альянсов над корпоративными сделками слияния и поглощения. – М.: Макс Пресс, 2002
4. Государственно-монополистический капитализм США: монополистический капитал / Демидова Л.С., Железова В.Ф., Кочеврин Ю.Б. и др. – М.: Наука, 1989, с. 207-208
5. Гуленков Д.Г., Филимонова Н.Н. Сетевая кооперация в консалтинге. – М.: Макс Пресс, 2006
6. Иванова Н.И. Национальные инновационные системы. – М.: Наука, 2002;
7. Иванов Ю. В. Слияния, поглощения и разделение компаний: стратегия и тактика трансформации бизнеса. – М.: Альпина Паблишер, 2001
8. Котелкин А.И., Мусин М.М. Матрицы влияния. Теория и практика экономического управления. – М.: Лето, 2003, с. 47.
9. Коуз Р. Фирма, рынок и право. – М.: Новое издательство, 2007, с. 44.
10. Кукура С.П. Теория корпоративного управления. – М.: Экономика, 2004
11. Ляско А. Межфирменное доверие и шумпетерианские инновации // Вопросы экономики - 2003, №1
12. Международный менеджмент / под ред. Пивоварова С.Э., Тарасевича Л.С., Майзеля А.И. – СПб: Питер, 2001
13. Мовсесян А.Г. Транснационализация в мировой экономике. – М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2001
14. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию. – М.: АСТ, 2004
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1200
Скачать бесплатно 21216.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.