У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Нейропсихологические приёмы при устранении нарушений звукослоговой структуры слова у детей с ОНР младшего дошкольного возраста
Количество страниц 73
ВУЗ ДВГУ
Год сдачи 2010
Содержание Оглавление
Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы проблемы нарушений звукослоговой структуры слова у детей младшего дошкольного возраста………………..7
1.1 Основные понятия исследования: нейропсихологические приемы,
звукослоговая структура, младший дошкольный возраст……………………..7
1.2 Овладение звукослоговой структурой слова детьми в онтогенезе……….11
1.3 Особенности нарушений звукослоговой структуры у детей с ОНР……...25
1.4 Нейропсихологический подход при устранении нарушений
звукослоговой структуры слова у детей с ОНР………………………………..34
Выводы по 1 главе……………………………………………………………...39

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по устранению
нарушений звукослоговой структуры у детей младшего
дошкольного возраста……………………………………………………...….41
2.1 Определение уровня сформированности звукослоговой структуры
у дошкольников с общим недоразвитием речи…………………………….....41
2.2 Особенности применения нейропсихологических приемов в
логопедической работе с дошкольниками, имеющими общее
недоразвитие речи…………………………………………………………….…52
Выводы по 2 главе………………………………………………………….…..67
Заключение ……………………………………………………………………..69
Список литературы………………………………………………………………71
Приложение………………………………………………………………………75







Введение
Речевые расстройства в настоящее время всё больше привлекают вни-мание различных специалистов: логопедов, врачей, психологов, физиологов и, конечно же, родителей. Это, безусловно, связано с той огромной ролью, которую правильная речь имеет для становления полноценной личности ре-бенка.
Актуальность:
Особую группу среди всего спектра речевой патологии составляют системные нарушения, охватывающие как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы, что выражается в общем недоразвитии речи (ОНР). Неустранённое нарушение накладывает отпечаток на формиро-вание у детей эмоционально – волевой сферы, другие психические функции, вызывая наслоения; на успешность овладения грамотой; возникновении трудностей при обучении в школе. Этими важными проблемами и обуслов-лена актуальность данного исследования.
Спецификой этого системного речевого расстройства является наруше-ния звукослоговой структуры слова: замены, пропуски, перестановки, повто-рения звуков и слогов, антиципации, контаминации.
Данные нарушения разнообразны и непостоянны в своем проявлении (от незначительных трудностей до грубых нарушений): часто носят стойкий и длительный характер, задерживают процесс нормального развития устной речи. Ребенок с общим недоразвитием речи не может самостоятельно овла-деть звукослоговой структурой слова. Считается, что сензитивным возрас-том, для наиболее успешного преодоления данных расстройств, является до-школьный. Но если эти нарушения не корригируются своевременно, то это приводит к нарушениям всех речевых компонентов: лексики, грамматики, связной речи.
По данным современных исследователей патогенезом данного типа на-рушений является искажение формирования сенсомоторного репертуара от-дельных систем и их взаимодействий, в том числе ритмической структуры слова. Что свидетельствует о дефицитарном или несформированном статусе конкретных мозговых систем. Эта специфичность не может не требовать по-иска новых подходов для устранения нарушений звукослоговой структуры у детей с общим недоразвитием речи.
Вопросом формирования звукослоговой структуры слова в онтогенезе и при нарушенном развитии у детей занимались специалисты различных об-ластей (А.И. Сикорский, В.К. Орфинская, Л.А. Чистович, А.Н. Гвоздев, Р.Е. Левина, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.). Так же в литературе широко пред-ставлены методики преодоления нарушений звукослоговой структуры слова у детей (З.Е. Агранович, Н.С. Четверушкина, Г.Г. Голубева, Т.А. Титова, А.К.Маркова и др.). А нейропсихологический подход при устранении труд-ностей в процессе обучения освещен в работах А.В. Семенович, А.Л. Сиро-тюк.
Существует проблема, что для устранения нарушений звукослоговой структуры у детей с общим недоразвитием речи не применяются нейропси-хологические приёмы, направленные на механизм расстройства.
Исходя из проблемы, нами выбрана следующая тема исследования: «Нейропсихологические приёмы при устранении нарушений звукослоговой структуры слова у детей с ОНР младшего дошкольного возраста».
Объект исследования: процесс логопедической коррекции нарушений звукослоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи дошко-льного возраста.
Предмет: нейропсихологические приёмы как средство устранения на-рушений звукослоговой структуры слова у четырехлетних детей с общим не-доразвитием речи.
Цель работы: изучение теоретической составляющей проблемы пре-одоления нарушений звукослоговой структуры слова и составление комплек-са занятий с использованием нейропсихологических приёмов, направленных на улучшение звукослоговой структуры слова у четырехлетних детей с об-щим недоразвитием речи.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть содержание основных понятий работы: нейропсихологические приемы, нарушение речи, звукослоговая структура, младший дошкольный возраст, общее недоразвитие речи.
2. Изучить процесс овладения звукослоговой структурой слова детьми в он-тогенезе.
3. Выявить особенности нарушений звукослоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста.
4. Изучить содержание нейропсихологического подхода при устранении на-рушений звукослоговой структуры слова у четырехлетних детей с общим не-доразвитием речи.
5.Составить комплекс занятий с использованием нейропсихологических приемов для устранения нарушений звукослоговой структуры слова у четы-рехлетних детей с общим недоразвитием речи.
6. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность составлен-ного комплекса занятий с использованием нейропсихологических приемов.
Гипотеза: устранение нарушений звукослоговой структуры слова у де-тей с ОНР четырех лет, будет эффективным, если:
- использовать конспекты занятий, построенных на применении ней-ропсихологических приемов, направленных на оптимизацию каждой из сис-тем сенсомоторного репертуара ребенка;
- упражнения, используемые на занятии, будут направлены на коорди-нацию движений различных частей тела;
- предложенные упражнения будут закрепляться ежедневно как воспи-тателями, так и родителями.
Новизна: составлен комплекс занятий, направленных на улучшение звукослоговой структуры слова с использованием нейропсихологических приемов у детей с общим недоразвитием речи.
Теоретическая и практическая значимость: комплекс занятий с ис-пользованием нейропсихологических приемов может быть применен в прак-тической деятельности логопедов, психологов, педагогов, работающих с детьми, имеющими нарушения речи, отклонения или искажения в психиче-ском развитии, а также студентами на занятиях при изучении раздела «Об-щее недоразвитие речи» и дисциплины «Основы нейропсихологии».
Методы исследования: теоретические (теоретический анализ, система-тизация и обобщение психологической, педагогической и методической ли-тературы), эмпирические (педагогический эксперимент), методики (Г.В. Ба-биной, Н.Ю. Сафонкиной»).
Структура дипломной работы: работа состоит из введения, двух глав, за-ключения, списка литературы (34) и приложений (2).
Список литературы Список литературы
1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слого-вой структуры слов у детей. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. – 48с.
2. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. Пособие для студентов вузов/Е.Ф. Архипова. М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. – 319с.
3. Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. – М.: Книголюб, 2005. – 96с.
4. Беккер К.П., Совак М. Логопедия: Пер с нем. – М.: Медицина, 1981, 288с.
5. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у де-тей: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 56с.
6. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектоло-гии: Периодика раннего развития: Эмоциональные предпосылки освоения яз.: Кн. для логопеда. – М.: Просвещение, 1987. – 160с.
7. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Издательство «Со-юз», 2004. – 224с.
8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Издательство Акаде-мии педагогических наук РСФСР, 1961. – 367с.
9. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений звукослоговой структуры слова у до-школьников: Учебное пособие – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – 117с.
10. Голубева Г.Г. Нарушения звукослоговой структуры слова у дошкольни-ков с задержкой психического развития // Логопедия.- 2004. - №1(3). – С. 49-52.
11. Дель С.В., Непокорова А.П. Система работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР // Практическая психология и логопедия. – 2006. - №4(21). – С.49-57.
12. Елисеева М. Б. «Нормальные» ошибки в речи детей раннего возраста // Практическая психология и логопедия. – 2006. - №1(18). – С. 3-7.
13. Жукова Н.С. преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. Для логопеда/Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1990.- 239с.
14. Зубкова Ю.С. О некоторых особенностях слоговой структуры слова у учащихся с ОНР // Логопедия. – 2007. - №1(15). – С. 36-39.
15. Коджаспирова Г.М., Коджаспирова А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Акаде-мия», 2001. – 176 с.
16. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. де-фектол. фак. пед. Вузов: / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. III: Системные нарушения речи: Алалия. Афа-зия. – 312с.
17. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. де-фектол. фак. педвузов: / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн.V: фонетико-фонематическое и общее недораз-витие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недос-таточностью. – 480с.
18. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед высш. учеб. заведе-ний/под ред. Л.С. Волковой . – 5 – е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 703 с.
19. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых на-рушений/Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 240с.
20. Понятийно-терминологический словарь логопеда/под ред. В.И. Селивер-стова. – М.: Академический Проект, 2004. – 480с.
21. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект ра-бочих материалов./Под общей редакцией М.М. Семаго. – М.: АРКТИ,1999. – 136с.
22. Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ф.П. Филин. – М.: «Советская эн-циклопедия», 1979. – 432с.
23. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в дет-ском возрасте: Учеб. пособие для высш. – М.: Издательский центр «Акаде-мия», 2002. – 232с.
24. Семенович А.В. Эти невероятные левши: Практическое пособие для пси-хологов и родителей. – М.: Генезис, 2004. – 250с.
25. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопрово-ждение обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 288с.
26. Современный русский язык: Учеб для студ. вузов, обучающихся по спец. «Филология» / П.А. Лекаит, Е.И. Диброва. – М.: Дрофа, 2000. – 569с.
27. Современный русский язык: Учебник: Фонетика. Лексикология. Слово-образование. Морфология. Синтаксис. – 4-е изд., / Под общей редакцией Л.А. Новикова. – СПб.: Изд-во «Лань», 2003. – 864с.
28. Соломатина Г.Н.Онтогенез звукослоговой структуры слова в норме // Практическая психология и логопедия. – 2005. - №3(14). – С. 28-32.
29. Титова Т.А. Нарушения звукослоговой структуры слова и их коррекция у детей с речевой патологией: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – 126с.
30. Филичева Т.Б. Особенности речевого развития дошкольников // Практи-ческая психология и логопедия. – 2007. - №1(24). – С. 30-34.
31. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведе-ний: В 2тт. Т II / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гума-нит. Изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 656с.
32. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Изд. 4-е, исправленное и дополненное. – М.: Педагогическое общество России, 2002. -96с.
33. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 240с.
34. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. Практическое пособие для логопедов, воспи-тателей и родителей. – М.: «Издательство Гном и Д», 2001. – 96с.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
5000





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.