У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Средства профилактики дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
Количество страниц 86
ВУЗ ДВГГА
Год сдачи 2010
Содержание Оглавление


Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы профилак-тики дисграфии на почве нарушения языкового анализа и син-теза у детей младшего школьного возраста с общим недоразви-тием речи. 7
1.1. Основные понятия исследования: общее недоразвитие ре-чи, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, профилактика нарушений письма. 7
1.2. Средства профилактики дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи. 32
Выводы по первой главе. 40
Глава2. Коррекционно-педагогические основы использо-вания средств профилактики дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у детей младшего школьного воз-раста с общим недоразвитием речи. 42
2.1. Цели и задачи профилактики дисграфии на почве наруше-ния языкового анализа и синтеза в младшем школьном возрасте. 42
2.2. Особенности применения средств профилактики по устра-нению предпосылок возникновения дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи. 53
Выводы по второй главе. 80
Заключение. 81
Список литературы. 84
Приложение 89

Введение

Предпосылки к возникновению дисграфии на почве нарушения языково-го анализа и синтеза выявлены у 25% школьников, поступивших в школу, что и представляет актуальность нашего исследования. Больше всего предпосылок к возникновению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза выявляется у детей, имеющих общее недоразвитие речи, в симптоматике которого наблюдаются ошибки на уровне буквы, слога, слова, словосочетания, текста.
Данные ошибки носят стойкий характер и могут повлечь за собой сни-жение качества не только письма, но и чтения. Их не следует принимать за обыкновенные «описки», они являются специфическими ошибками, по кото-рым при диагностике выявляется дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Необходимо своевременно и как можно раньше приступать к коррекци-онной работе по профилактике дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, поскольку выявленные ошибки могут привести к трудно-стям не только в изучении родного языка, но и отрицательно сказаться на всем дальнейшем обучении ребенка. Немаловажен и тот факт, что ребенок, отставая от сверстников, будет занижать свою самооценку и не желать даль-нейшего обучения в школе.
Нарушения письма вследствие несформированности фонематического анализа и синтеза широко представлены в работах Р.Е. Левиной, Н.А. Ника-шиной, Д.И. Орловой, Г.В. Чиркиной и др.
Проблема исследования заключается в том, что, к сожалению, на практике коррекционная работа не всегда оказывается достаточно эффектив-ной. Получая логопедическую помощь в детском саду, дети, приходя в шко-лу, имеют предпосылки к возникновению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Таким образом, на сегодняшний день потребно-стям логопедов, работающих в школах и оказывающих помощь младшим школьникам с общим недоразвитием речи, отвечает создание научно-обоснованного методического комплекса коррекционных игр, заданий и уп-ражнений, направленного на профилактику дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Данный методический комплекс должен быть разработан с учетом механизмов и симптоматики патологического развития речи и основан на принципах системности, доступности и последовательно-сти.
Исходя из этого, тема исследования: «Средства профилактики дисгра-фии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи».
Объект исследования – процесс профилактики дисграфии.
Предмет исследования – средства логопедической работы по профи-лактике дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель дипломной работы: изучить теоретические аспекты проблемы предупреждения дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и создать методический комплекс коррекционных игр, заданий и упражнений для профилактической работы с младшими школьниками, имеющими общее недоразвитие речи.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме профилак-тики дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
2. Рассмотреть средства профилактики дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Разработать и опытно-экспериментальным путем проверить эффек-тивность методического комплекса коррекционных заданий, игр и упражнений, направленного на профилактику дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у детей младшего школьно-го возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: процесс профилактики дисграфии на почве на-рушения языкового анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи будет эффективным, если:
- будет разработан методический комплекс коррекционных заданий, игр и упражнений, основанный на логодидактических принципах систем-ности, доступности и последовательности;
- будет разработан методический комплекс коррекционных заданий, игр и упражнений, учитывающий механизмы и симптоматику патологиче-ского развития речи;
- коррекционные задания, игры и упражнения методического комплекса будут входить в структуру логопедических занятий по профилактике дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Новизна исследования: разработан методический комплекс коррекци-онных заданий, игр и упражнений по профилактике дисграфии на почве на-рушения языкового анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Теоретическая и практическая значимость исследования: методиче-ский комплекс коррекционных заданий, игр и упражнений может применять-ся в логопедической практике общеобразовательных школ и детских садов. Материалы исследования могут использоваться в диагностических и профи-лактических целях для работы логопедов дошкольных и школьных учрежде-ний, в учебном процессе педагогических ВУЗов при подготовке студентов по специальности «Логопедия» на практических занятиях по разделам «Общее недоразвитие речи», «Нарушение письменной речи».
Методы исследования: теоретические – анализ, синтез и обобщение коррекционно-педагогической литературы; эмпирические - диагностирую-щие контрольные работы, изучение продуктов деятельности учащихся, опытно-экспериментальная работа.
База исследования: МОУСОШ № 69, г. Владивосток.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литерату-ры (45), приложение (3).
Список литературы Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе, овладения детьми чтением и письмом. – М: Известия АПН РСФСР, 1955. – 267 с.
2. Волоскова Н. Н. Формирование графо-моторного компонента письма у учащихся начальных классов// Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие/ под общ. ред. канд. пед. наук, доцента О.Б. Иншаковой. - М: Московкий психолого-социальный инст
3. Гордон Е. Б. К вопросу о коррекции письма у детей // Особый ребенок: исследования и опыт помощи: Материалы семинара "Организация службы социально-психологической помощи детям с острой школьной дезатаптацией и их семьям", Москва, 4-7 мая 1998 г. / Под ред.
4. Городилова В. И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо. — СПб., 1996. – 134 с.
5. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с. (Логопед в школе).
6. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся на-чальных классов: пособие для логопеда / л.Н. Ефименкова. – М. : Гу-манитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 335 с. : ил. – (Коррекционная пе-дагогика).
7. И.Н. Садовникова Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников: Учебное пособие – М.: «Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС», 1997- 256 с.- ISBN 5 – 691 – 00058 – 6
8. Кобзарева Л. Г. Коррекционная работа со школьниками с нерезко вы-раженным или общим недоразвитием речи на первом этапе обуче-ния:[Практ. пособие] / Л. Г. Кобзарева, М. П. Резунова, Г. Н. Юшина. - Воронеж: Учитель,2001. - 80 с. - (Педагогика нового времени).
9. Колповская И.К, Спирова Л. Ф. Характеристика нарушений письма и чтения. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное по-собие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. 2 /Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селе-верстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 656 с.
10. Конюшкова Е.П., Ястребова А.В. Логопедическая работа с учащимися общеобразовательной школы, имеющими нарушения речи // Дефекто-логия. – 1974. - №4.
11. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ИД «МиМ», 1997 – 267 с.
12. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М., 1999.
13. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое посо-бие. – СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2001. – 224 с.; ил. (Библиотека логопеда).
14. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и кор-рекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л.С. Волковой. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 208 с.
15. Логопедические занятия со школьниками (1-5 класс): Книга для лого-педов, психологов, социальных педагогов / Меттус Е.В., Литвина А.В., Турта О.С., Бурина Е.Д. и др. - СПб.: КАРО, 2006. -112 с.
16. Логопедические занятия со школьниками (1-5 класс): Книга для лого-педов, психологов, социальных педагогов / Меттус Е.В., Литвина А.В., Турта О.С., Бурина Е.Д. и др. - СПб.: КАРО, 2006. -112 с.
17. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998
18. Логопедия в детском саду 3(3), 2004
19. Логопедия в школе: практический опыт / Под ред. В.С. Кукушина – М.: ИКЦ «МарТ», 2004. – 368 с.
20. Логопедия: Методическое наследие: пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов/ Под ред. Л.С. Волковой; в 5 кн.- М.: Гума-нит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.- кн IV: нарушение письменной речи: Дислексия, дисграфия.- 304 с.- (Библиотека учителя-дефектолога).
21. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов / Е.В. Мазанова. – 2-е изд., испр. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2007. – 128 с.
22. Мазанова Е.Ф. Формы и методы логопедической работы по коррекции дисграфии // Развитие и коррекция. – 2001.
23. Микляева Н.В. Развитие языковой способности у детей с общим недо-развитием речи // Дефектология - № 2, 2001
24. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждения ошибок чтения и письма у детей: Из опыта работы: Учебное пособие. — Санкт-Петербург: Стройлеспечать, 1996. — 64 с.
25. Мисаренко Г.Г. Коррекционно-развивающие технологии в работе ло-гопеда общеобразовательной школы // Логопед, 2004 - № 1. - с. 4-10
26. Муравьева Н. Н.. Логопедическая работа с первоклассниками, имею-щими недостатки речи и письма// Недостатки речи и письма у детей: из опыта логопедической работы/ Под редакцией Р. Е. Левиной. – М.: Из-дательство Академии Педагогических Наук РСФСР, 1956
27. Настольная книга логопеда: справ.- метод. пособие / авт.- сост. Л. Н Зуева, Е. Е. Шевцова. – М: АСТ: Астрель: Профиздат, 2005. – 398 с.
28. Никашина Н. А. Устранение недостатков произношения и письма у младших школьников// Недостатки речи у учащихся начальных клас-сов массовой школы/ под ред. Левиной Р.Е. - М.: Просвещение, 1965. – 66 с.
29. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1967
30. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. – 448 с.
31. Понятийно-терминологический словарь логопеда. / Под ред. В.И. Се-ливерстова. – М., 1997.
32. Практическая психология и логопедия №1-2 (4-5) 2003г.
33. Прищепова И.В. Речевое развитие младших школьников с общим не-доразвитием речи: Учебно–методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2005. – 144 с.
34. Токарева О. А. Расстройства чтения и письма. Хрестоматия по логопе-дии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. 2 /Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селеверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 656 с.
35. Филичева Т.Б. Четвертый уровень недоразвития речи// Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М., 1999. – 125 с.
36. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошко-льного возраста: практ. пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – 4е- изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 224 с. – (Библиотека логопеда-практика).[7]
37. Фуреева Е.П., Шипилова Е.В., Филиппова О.В. Нарушения речи у школьников: коррекционно-педгогическая работа при общем недораз-витии речи в массовой школе / Е.П. Фуреева и др. – Ростов н/Д.: Фе-никс, 2006. – 208 с. - (Сердце отдаю детям).
38. Фуреева Е.П., Шипилова Е.В., Филиппова О.В. Нарушения речи у школьников: коррекционно-педгогическая работа при общем недораз-витии речи в массовой школе / Е.П. Фуреева и др. – Ростов н/Д.: Фе-никс, 2006. – 208 с.
39. Хватцев М.Е. Логопедия. Пособие для студентов пед. инст. и учителей спец. школ. — М.: Просвещение, 1951. – 345 с.
40. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учеб-ных заведений: в 2 тт. Т. I / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверсто-ва. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1997.
41. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учеб-ных заведений: в 2 тт. Т. II / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селивер-стова. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1997.
42. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова:система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. - М.: Гном Пресс, 2006
43. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.
44. Юрова Е.В. 200 упражнений для развития письменной речи. Началь-ное обучение. - М.: Издательство "Аквариум", Издательство Астрель, Издательство АСТ, 2000
45. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразова-тельной школы. – М.: Просвещение, 1984. – 158 с.
46. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. К вопросу об организации работы учи-теля-логопеда в общеобразовательном учреждении // Логопедия. – 2005. - №2. – С. 67-69.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
5000





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.