У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Гражданско-правовой статус регионального пограничного управления
Количество страниц 170
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23068.doc 
Содержание Содержание
ВВЕДЕНИЕ...3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКО- ПРАВОВОГО СТАТУСА РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ...13

1.1. Сущность гражданско-правового статуса регионального управления... 13

1.2. Положение регионального управления в системе юридических лиц...34

1.3. Специфика компетенции регионального управления в различных видах гражданских правоотношений...54

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО СТАТУСА РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ...74

2.1. Правовой режим имущества регионального управления...74

2.2. Особенности участия регионального управления в обязательственных правоотношениях...97

2.3. Перспективы совершенствования гражданско-правового статуса регионального управления в современных условиях...118

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...138

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...148

ПРИЛОЖЕНИЯ...170



ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена рядом объективных факторов:

- во-первых, современными подходами к вопросам совершенствования государственного управления в области безопасности страны: глубокими изменениями всей системы охраны государственной границы, формированием ее нового облика, продолжающимися структурными преобразованиями пограничных органов и пограничных войск. В этих условиях особую значимость приобщи ретает определение гражданско-правового статуса - пограничных войск, пограничных органов, подведомственных Пограничной службе ФСБ России (далее — Пограничная служба), в том числе и органов управления всех уровней;

- во-вторых, передачей ряда функций (управление служебно-боевой деятельностью, техническим обеспечением и других) региональным пограничным управлениям (далее — региональным управлениям), а также наличием объективных трудностей в централизованном обеспечении потребностей пограничных органов и пограничных войск материальными ресурсами и связанными с этим поисками возможностей их частичного самофинансирования за счет использования в допустимых пределах закрепленных за ними средств;

- в-третьих, особым функциональным предназначение регионального управления отражающемся на его правовом статусе. С одной стороны, региональное управление, являясь административно-территориальным объединением, непосредственно реализует в пределах своей компетенции государственную пограничную политику Российской Федерации по защите и охране определенного участка государственной границы, охране внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов. С другой - региональное управление является хозяйствующим субъектом с особым гражданско-правовым статусом, который необходим ему для удовлетворения материально-бытовых и культурных потребностей личного состава, входящих в него соединений и частей, а также для обеспечения правильной эксплуатации закреплен-
ных за ним средств охраны государственной границы, то есть постоянного технического и материально-бытового обеспечения своей деятельности;

- в-четвертых, тем, что всестороннее обеспечение служебно-боевой деятельности, решение финансово-хозяйственных задач регионального управления было возложено на управление регионального управления, которое в соответствии с Уставом1 являлось юридическим лицом. Однако практика участия регионального управления в гражданских правоотношениях показывает, что до сих пор юридически не определен гражданско-правовой статус пограничных отрядов, других структурных элементов регионального -управления, при этом фактически они выступали в качестве обособленных структурных подразделений юридического лица - управления регионального управления;

- в-пятых, подготовкой, в связи с проводимыми преобразованиями, новых редакций уставов юридических лиц, и необходимостью выяснения, определяют ли цели создания и деятельности регионального управления возможность наличия у него специальной компетенции в гражданских правоотношениях, а если да, то в каком объеме. Вместе с тем, если такие участники гражданских правоотношений, как физические и юридические лица, обладают равной гражданской правосубъектностью, то гражданская компетенция региональных управлений, других пограничных органов Пограничной службы, вероятно, должна быть различна, что обусловливается различием целей, для достижения которых они и создаются.

Степень научной разработанности проблемы. Проблеме исследования различных аспектов гражданско-правового статуса военных организаций (воинских частей) посвящены труды военных ученых-цивилистов: А.А. Беспалова, В.В. Бараненкова, А.Ю. Виноградова, Я.А. Гейвандова, А.В. Дозорцева, М.Г. Загорского, В.Н. Лейбы, В.В. Лесового, В.В. Манова, И.А. Нагорного, Л.Н. Сморчковой, Е.В. Субботкиной, В.Е. Чеканова, Д.А. Шаповалова и других.

1 См.: Приказы ФПС от 9 августа 1999 года №№ 447-456.

2 См.: Беспалов А.А. Воинская часть как юридическое лицо (понятие и признаки): Ав-тореф. дис... канд. юрид. наук. - М.: Военно-полит. академ. им. В.И. Ленина, 1973; Баранен-ков В.В. Военная организация как юридическое лицо в составе Федеральной пограничной
Исследование гражданско-правового статуса военной организации в условиях рыночной экономики, характеризующейся существенными изменениями в гражданском и военном законодательстве, были предприняты исследователями В.В. Бараненковым, А.Ю. Виноградовым, В.В. Мановым, Л.Н. Сморчковой, Е.В. Субботкиной, Д.А. Шаповаловым и др1.

В.В. Манов2, рассматривая признаки воинской части как юридического лица, а также гражданские правоотношения, в которые она вступает, в то же

службы Российской Федерации: Дис... канд. юрид. наук. - М.: ВУ, 1999; Виноградов А.Ю. Гражданская правосубъектность воинской части: Дис. ... канд. юрид. наук. — М.: ВУ, 2000; Гейвандов ЯЛ. Организации, обеспечивающие вооруженную защиту Российской Федерации (некоторые аспекты соотношения публично-правового содержания и организационно-правовой формы) // Государство и право. — 1999. — № 2; Дозорцев А.В. Имущественная ответственность военнослужащих за ущерб, причиненный войсковой части // Труды Военно-полит. академ. им. В.И. Ленина - Вып. ГХ. - М.: РИО ВПА, 1949; Загорский М.Г. Организационно-правовые основы участия военных организаций в арбитражном суде: Дис. ...'канд. юрид. наук. - М., 1997; Лейба В.Н. Ответственность воинской части по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда: Автореф. дис... канд. юрид. наук. — М.: ВПА, 1973; Лесовой В.В. Правовой режим имущества военных организаций: Дис. ... канд. юрид. наук. - М: ВУ, 1998; Манов В.В. Воинская часть Вооруженных Сил Российской Федерации как участник гражданских правоотношений: Дис... канд. юрид. наук. - М.: ВУ, 2000; Нагорный И.А. Воинская часть как субъект советского права: Дне. ... канд. юрид. наук. — М., 1989; Сморчкова Л.Н. Правовой режим имущества, полученного организациями Пограничной службы Российской Федерации за счет внебюджетных источников: Дис... канд. юрид. наук. - М: МВИ ФПС России, 2002; Суб-боткина Е.В. Гражданская правосубъектность военного образовательного учреждения высшего профессионального образования: Дис... канд. юрид. наук. - М.: МВИ ФПС России, 2002; Чеканов В.Е. Правовые основы обеспечения пограничной безопасности// Правовое обеспечение пограничной безопасности России: Матер, межведомств, иаучно-практич. конф. — М.: МВИ ФПС России, 2001; Шаповалов Д.А. Особенности правового регулирования возмездного оказания образовательных услуг военным образовательным учреждением высшего профессионального образования Федеральной пограничной службы Российской Федерации: Дис... канд. юрид. наук. — М.: МВИ ФПС России, 2001.

1 См.: Бараненков В.В. Военная организация как юридическое лицо в составе Федеральной пограничной службы Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. - М.: ВУ, 1999; Виноградов А.Ю. Гражданская правосубъектность воинской части: Дис... канд. юрид. наук. - М.: ВУ, 2000; Манов В.В. Воинская часть Вооруженных Сил Российской Федерации как участник гражданских правоотношений: Дис. ... канд. юрид. наук. - М.: ВУ, 2000; Сморчкова Л.Н. Правовой режим имущества, полученного организациями Пограничной службы Российской Федерации за счет внебюджетных источников: Дис... канд. юрид. наук. - М.: МВИ ФПС России, 2002; Субботкина Е.В. Гражданская правосубъектность военного образовательного учреждения высшего профессионального образования: Дис... канд. юрид. наук. - М.: МВИ ФПС России, 2002; Шаповалов Д.А. Особенности правового регулирования возмездного оказания образовательных услуг военным образовательным учреждением высшего профессионального образования Федеральной пограничной службы Российской Федерации: Дис... канд. юрид. наук. - М.: МВИ ФПС России, 2001.

2 См.: Манов В.В. Воинская часть Вооруженных Сил Российской Федерации как участник гражданских правоотношений: Дне... канд. юрид. наук. - М.: ВУ, 2000.
время не проводил комплексного анализа гражданско-правового статуса военной организации.

Впервые вопрос о гражданской правосубъектности воинской части в условиях формирующейся рыночной экономики был подвергнут комплексному анализу в исследовании А.Ю. Виноградова1 на основе имеющейся практики и нормативной правовой базы. Рассматривая гражданскую правосубъектность воинской части, А.Ю. Виноградов2 освещает теоретические проблемы, касающиеся содержания и юридической природы гражданской правосубъектности воинской части, а также составляющих ее элементов и специфики, которая определяет особенности гражданской правосубъектности воинской части.

Однако исследования В.В. Манова и А.Ю Виноградова3 посвящены воинским частям Вооруженных Сил Российской Федерации и вопросы специфики гражданских правоотношений региональных управлений, органов и организаций Пограничной службы не затрагивают.

Исследованию вопросов гражданских правовых отношений войск, органов и организаций Пограничной службы посвящена работа В.В. Бараненкова , который пришел к выводу, что гражданским правовым статусом юридического лица необходимо наделить те структурные элементы Пограничной службы, которые имеют право на осуществление разрешенной деятельности, приносящей доходы. Правосубъектность воинской части исследователь анализировал на примере военного образовательного учреждения высшего профессионального образования Пограничной службы. Комплексное исследование проблем правового регулирования отношений с участием организаций Пограничной службы

1 См.: Виноградов А.Ю. Гражданская правосубъектность воинской части: Дис... канд. юрид. наук. - М.: ВУ, 2000.

2См.: Там же.

3 См.: Манов В.В. Воинская часть Вооруженных Сил Российской Федерации как участник гражданских правоотношений: Дис. ... канд. юрид. наук. — М.: ВУ, 2000; Виноградов

А.Ю. Гражданская правосубъектность воинской части: Дис__канд. юрид. наук. - М.: ВУ,2000.

4 См.: Бараненков В.Ё. Военная организация как юридическое лицо в составе Федеральной пограничной службы Российской Федерации: Дис__канд. юрид. наук. - М.: ВУ,
1999.
при получении ими имущества за счет внебюджетных источников явилось целью исследования Л.Н. Сморчковой1. Объектом исследования Е.В. Суббот-• киной2 стали общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности военных образовательных учреждений высшего профессионального образования Пограничной службы и основные положения теории и практики гражданской правосубъектности данных образовательных учреждений в сфере хозяйственной и образовательной деятельности. Рассматривая особенности гражданской правосубъектности военного вуза (на примере Москов-ф ского военного института ФПС России), Д.А. Шаповалов3 утверждает, что военные образовательные учреждения высшего профессионального образования Пограничной службы в соответствии с гражданским законодательством являются субъектами возмездного оказания образовательных услуг. Заметим, что их платная деятельность не является основной, а носит вспомогательный; вынужденный характер.

. Вышеназванные авторы, исследуя гражданские правоотношения, комплексного анализа гражданско-правового статуса регионального управления как основного структурного элемента Пограничной службы не проводили.

Исходя их вышеизложенного, выбор темы диссертационного исследования «Гражданско-правовой статус регионального|пограничного управления» обуслов-^ лен как высокой актуальностью, так и недостаточной степенью научной разработанности, а также теоретической и практической значимостью проблемы.

Объектом исследования выступают общественные отношения с участием регионального управления, регулируемые гражданским законодательством.

1 См.: Сморчкова Л.Н. Правовой режим имущества, полученного организациями Пограничной службы Российской Федерации за счет внебюджетных источников: Дис. ... канд. юрид. наук. - М.: МВИ ФПС России, 2002.

2 См.: Субботкина Е.В. Гражданская правосубъектность военного образовательного учреждения высшего профессионального образования: Дис__канд. юрид. наук. — М.: МВИ

ФПС России, 2002.

3 См.: Шаповалов Д.А. Особенности правового регулирования возмездного оказания образовательных услуг военным образовательным учреждением высшего профессионального образования Федеральной пограничной службы Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. - М.: МВИ ФПС России, 2001.

8 Предметом исследования является совокупность правовых норм,

регулирующих гражданско-правовой статус регионального управления.

Цель и задачи исследования. Целью настоящего исследования является определение особенностей гражданско-правового статуса регионального управления как административно-территориального объединения пограничных органов и пограничных войск с акцентом изучения его специальной компетенции при вступлении в различные виды гражданских правоотношений.

Цель конкретизируется через систему взаимосвязанных задач, поэтому для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть сущность гражданско-правового статуса регионального управления.

2. Определить место регионального управления в системе юридических лиц и обусловленные этим особенности гражданско-правового статуса

регионального управления.

3. Раскрыть специфику компетенции регионального управления в различных видах гражданских правоотношений и взаимосвязь компетенции и гражданско-правового статуса регионального управления.

4. Проанализировать правовой режим имущества регионального управления и охарактеризовать основные способы реализации гражданско-

• правового статуса регионального управления в сфере имущественных прав.

5. Изучить специфику реализации гражданско-правового статуса регионального управления в обязательственных правоотношениях.

6. Определить перспективы совершенствования гражданско-правового статуса регионального управления в современных условиях.

Методологической основой диссертационного исследования является совокупность приемов и методов исследования социальных явлений и процессов, включающих исторический, сравнительно-правовой, формально-юридический, логический, а также системный подходы к изучению правовых норм и теоретических положений, касающихся понятия и сущности гражданско-правового статуса регионального управления, его реализации в правоотношений с участием регионального управления, особенностей и форм его участия в данных отношениях.

Эмпирическую базу исследования составляют практика деятельности регионального управления, доклады о состоянии правовой работы и деятельности правовых подразделений пограничных войск и пограничных органов Пограничной службы, статистические данные архивов структурных подразделений ФПС России, материалы судебной и арбитражной практики и другие данные, относящиеся к теме исследования.

Теоретической основой исследования послужили труды ученых-юристов В.В. Бараненкова, Ю.Г. Басина, А.А. Беспалова, С.Н. Братуся, М.И.Брагинского, А.В. Бенедиктова, В.В. Витрянского, Я.А. Гейвандова, Г.И. Загорского, О.С. Иоффе, О.А. Красавчикова, В.В. Кудашкина, В.З. Миль-нера, Е.А. Суханова, А.А. Тер-Акопова, Ю.К. Толстого и многих других1.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые рассмот-рена сущность гражданско-правового статуса регионального управления в условиях рыночной экономики и реформирования пограничных органов и пограничных войск; определено место регионального управления в системе юридических лиц Пограничной службы и его влияние на особенности гражданско-правового статуса; выявлена специфика компетенции регионального управле- ния в различных видах гражданских правоотношений; проведен анализ основных направлений реализации гражданско-правового статуса регионального

1 Бараненков В.В. Указ. соч.; Басин Ю.Г. Правовые формы реализации оперативно-хозяйственной самостоятельности предприятий // Правоведение. — 1967. — № 6; Беспалов А.А. Указ. соч.; Гражданское право России. Курс лекций. Ч. I / Под ред. О.Н. Садикова. — М.: Юрид. лит., 1996; Венедиктов А.В. О государственной собственности в СССР и организации управления ею // Советское государство и право. - 1951. -№ 2; Витряиский В.В. Гражданский кодекс о юридических лицах // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. - М. -1995. -№ 5; Гейвандов Я.А. Указ. соч.; Загорский М.Г. Указ. соч.; Иоффе О.С. Логические пределы понятий юридического лица, оперативного управления, хозяйственного обязательства // Правоведение. — 1972. - № 6; Красавчиков О.А. Сущность юридического лица // Советское государство и право. - 1976. - № 1; Кудашкин В.В. Специальная правоспособность субъектов гражданского права в сфере действия общего запрета // Государство и право. — 1995. — № 5; Мильнер В.З. Теория организации. - М.: ИНФРА, 1998; Гражданское право: Учебник / Под ред. проф. Е.А. Суханова. - М..1998; Уголовное право Российской Федерации: Учебник. - М.: Военная академ. экономики, финансов и права, 1993; Гражданское право: Учебник. Ч. I / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - М.: ТЕИС, 1996.

управления в сфере имущественных прав; изучена, специфика участия регионального управления в обязательственных правоотношенниях; определены перспективы совершенствования гражданско-правового статуса регионального управления на современном этапе. Научная новизна исследования отражена в положениях, выносимых на защиту.

Положения, выносимые на защиту:

1. Авторский вывод о том, что статусом юридического лица должно обладать не управление регионального управления, а непосредственно региональное управление, обладающее признаками юридического лица и дефакто выступающее в гражданском обороте в качестве такового.

2. Авторское определение гражданско-правового статуса регионального управления как совокупности обусловленных компетенцией регионального управления прав и обязанностей, а также обеспеченных государством материальных активов (имущества), за исключением изъятого и ограниченного в обороте, для участия в гражданских правоотношениях.

3. Обоснование особенной гражданско-правовой компетенции регионального управления. Специфика гражданско-правовой компетенции регионального управления проявляется в возможности участия в гражданских правоотношениях только для реализации основного предназначения регионального управления - защиты и охраны государственной границы. Специальная компетенция регионального управления четко реализуется через конкретные его полномо-чия: полномочия требования, полномочия на собственные действия и полномочия на защиту, - представляющие собой единую триаду, неотъемлемо возникающую при участии регионального управления в гражданских правоотношениях в качестве территориального органа управления Пограничной службы ФСБ России, и обязанности в качестве участника гражданских правоотношений.

4. Вывод о том, что региональное управление в силу своего правового положения должно в полной мере обеспечиваться государством и дополнительно может осуществлять деятельность, приносящую доходы в строго ограниченных случаях (виды данной деятельности должны быть перечислены в учредитель-

ных документах). Иные сделки могут осуществляться региональным управлением только с письменного разрешения федерального органа исполнительной власти. При этом материальной основой вступления регионального управления в гражданские правоотношения служит часть его'имущества, состоящая из безналичных денежных средств, а также совокупности имущества, находящегося в свободном обороте, включая приобретенное от приносящей доход деятельности. Средства, полученные из бюджета, используются строго по назначению и должны быть защищены от взыскания.

Правовой режим имущества регионального управления является институтом, который не только регулирует его участие в гражданском обороте, но и способствует устойчивости материального обеспечения жизнедеятельности соединений и частей, входящих в состав, регионального управления и сохранности всех видов их имущества..

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется тем, что теоретические положения и выводы, сформулированные в нем, могут быть использованы:

- при подготовке нормативных правовых актов (на федеральном и ведомственном уровнях), учредительных документов региональных управлений, других пограничных органов как юридических лиц;

- в процессе преподавания курсов военного, гражданского, предпринимательского, коммерческого, финансового права и ряда спецкурсов, связанных с правовым регулированием деятельности различных видов организаций1, а также в качестве учебного пособия для курсантов, студентов, адъюнктов, аспирантов, интересующихся данной проблемой.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы исследования обсуждены на кафедре общеправовых дисциплин Московского пограничного института ФСБ России и докладывались автором на межведомственной научно-практической конференции, посвященной проблемам создания и функционирования системы юридических лиц феде-

1 Военных учреждений и унитарных предприятий.

рального органа исполнительной власти, на научногпрактических конференциях в Голицынском, Калининградском, Московском и Хабаровском военных институтах ФПС России в 2002-2003 годах1, излагались в научных статьях.

Полученные в ходе исследования результаты были использованы Правовым управлением ФПС России в ходе работы над проектом федерального закона «О правовом положении военных учреждений», разработке проектов устава ООПК «Москва» и уставов пограничных региональных управлений ФСБ России, а также при решении различных вопросов, связанных с использованием пограничными органами денежных средств и иного имущества, полученного за счет внебюджетных источников.

Структура диссертации обусловлена объектом, предметом, целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав (по три параграфа в каждой), заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений.

1 См.: Хомяков А.Ю. Гражданско-правовой статус регионального управления ФПС России // Итоги деятельности научного общества курсантов института в 2001/2002 учебном году: Матер, научно-практич. конф. - М.: МВИ ФПС России, 2002. — С. 85-96; Его же. Компетенция регионального управления ФПС в различных видах правоотношений // Сб. научн. ст. № 8 - М.: МВИ ФПС России, 2003. - С. 190-204; Его же. Региональное управление ФПС России в системе юридических лиц федеральных органов исполнительной власти // Проблемы создания и функционирования системы юридических лиц федерального органа исполнительной власти: Матер, межведомств, научно-практич. конф. - М.: МВИ ФПС России, 2003. - С. 86-94; Его же. Специфика ответственности регионального управления ФПС России при участии в обязательственных правоотношениях // Обеспечение безопасности личности, общества, государства в Дальневосточном федеральном округе: Матер, шестой межрегион, научно-практич. конф. - Хабаровск: ХВИ ФПС России, 2003. - С. 247-251; Его же. Перспективы совершенствования гражданско-правового статуса регионального управления ФПС России // Научно-методич. сб. № 14. - Голицыне: ГВИ ФПС России, 2003. - С. 102-110; Его же. Правовой режим имущества регионального управления ФПС России // Матер, секции «Актуальные проблемы права» XII межвуз. науч. конф. профессорско-преподавательского состава. Научно-метод. сб.№ 12. -Калининград: КВИ ФПС России, 2003.-С. 133-137; Его же. Договор как основная форма участия регионального управления ФПС России в обязательственных правоотношениях // Проблемы правового обеспечения фиианасово-хозяйствен-ной деятельности военных организаций: Матер, межведомств, научно-практич. конф. — М.: МВИ ФПС России, 2002. - С. 195-199.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО СТАТУСА РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Региональное пограничное управление, являясь одним из структурных элементов единой централизованной системы государственной организации -Федеральной службы безопасности Российской Федерации, - обладало особым гражданско-правовым статусом.

Специфика рассматриваемой проблемы состоит в том, что гражданско-правовой статус регионального управления - это комплексное и многоплановое явление, затрагивающее многие институты гражданского права. Поэтому для того, чтобы определить правовую природу, объем материальных активов и правовых возможностей регионального управления как участника гражданских правовых отношений, необходимо рассмотреть, какова сущность его гражданско-правового статуса, положение регионального управления в системе юриди-ческих лиц, а также выявить особенности компетенции регионального управления по участию в различных видах гражданских правоотношений.

1.1. Сущность гражданско-правового статуса регионального управления

Первое упоминание о гражданско-правовом статусе военной организации содержится в трудах И.Ф. Побежимова, посвященных устройству Красной Армии. И.Ф. Побежимов полагал, что для более успешного выполнения задач боевой и специальной подготовки, совершенствования учебно-материальной базы, обеспечения личного состава необходимыми видами довольствия и защиты имущественных интересов воинские части армии и флота должны обладать статусом юридического лица1.

1 Материалы научно-практического семинара, посвященного 85-летию И.Ф. Побежимова (1912-1997). -М„ 1998.

14 Статьи 13 и 19 Гражданского кодекса РСФСР 1922 года определяли на

тот период признаки для юридических лиц, в том числе и для организаций и предприятий, находящихся на государственном бюджете. В конце 20-х годов был принят ряд законодательных актов, неоднозначно трактовавших понятие юридического лица в советском праве: предприятия, входящие в состав треста, лишались статуса юридического лица1 или наделялись им2.

. Поэтому в судебной практике того времени нередко возникали затруднения при разрешении споров с участием бюджетных организаций, т.к. общих признаков юридического лица, существовавших в тот период, было недостаточно для признания той или иной бюджетной организации юридическим лицом, а в уставах и положениях указания о гражданской правоспособности бюджетных организаций содержались далеко не всегда.

Ст. 23 Гражданского кодекса РСФСР 1964 года3 определяла понятие «юридическое лицо» и содержала перечисления характерных признаков юридического лица. В ст. 24 указанного Гражданского кодекса были перечислены виды юридических лиц. В соответствии с данной статьей юридическими лицами признавались учреждения, а также организации, которые находились на государственном бюджете и имели самостоятельную смету. При этом руководители указанных организаций пользовались правами распорядителя кредитов.

В соответствии с современным законодательством4 военная организация состоит на государственном бюджете и является одним из видов бюджетной организации. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в основе ее правоспособности лежат полномочия, установленные гражданским законодательством для бюджетных организаций.

1 См.: Ст. 3, 26 Положения о государственных промышленных трестах: Утв. постановлением ЦИК и СНК СССР от 29 июня 1927 г. // Собрание законодательства СССР. - 1927. -№39.-Ст. 392.

2 См.: Постановление ЦК ВКП (б) от 5 декабря 1929 г. «О реорганизации системы управления промышленностью» // Нормативные материалы по советскому законодательству: Сб. / Составитель А.Ю. Кабапкини. - М.: Юрид. лит., 1965. - С. 85-86.

3 См.: Ведомости Верховного Совета РСФСР. -1964. - № 24. - Ст. 406.

4 Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. — № 32. - Ст. 3301.

15 А.В. Дозорцев1 еще в 1949 году рассмотрел вопрос гражданско-правового

статуса военной организации и ее возможности самостоятельно участвовать в имущественном обороте. Но дальнейшей теоретической разработки вопрос гражданско-правового статуса военных организаций в тот период не получил.

Комплексным исследованием, внесшим существенный вклад в разработ-ку данной проблемы, явилась диссертация А.А. Беспалова . В ней он рассматривал гражданскую правоспособность воинской части, понятие, содержание гражданского правоотношения с участием воинской части, соотношение военно-административных и гражданско-правовых отношений при организации материального обеспечения воинской части, приоритетные направления участия воинской части в гражданских правоотношениях (договоры и иные сделки, участие в приобретении имущества, участие в обязательствах, возникающих вследствие причинения вреда другому лицу). *

Подходы этого исследователя к рассмотрению гражданско-правового статуса воинской части на протяжении двух десятилетий составляли основу теоретических взглядов на гражданскую правосубъектность военных организаций и активно использовались судами при разрешении споров с участием военных организаций в имущественном обороте.

Особо следует отметить, что работы А.В. Дозорцева и А.А. Беспалова были проведены в условиях государственной, нерыночной экономики. Эти условия характеризовались тем, что роль государства в регулировании имущественных отношений была доминирующей.

Проведенный исторический экскурс по данной проблеме позволил определить ее основные понятия. Для рассмотрения современного положения юридических лиц логика исследования проблемы требует определения и четкого структурирования понятийного аппарата.

Для уточнения содержания понятия «гражданско-правовой статус регионального управления» вначале необходимо уточнить содержание базового по-

1 См.: Дозорцев А.В. Указ. соч.

2 См.: Беспалов А.А. Указ. соч.

нятия «гражданско-правовой статус». Для этого, пользуясь лингвистическим приемом, было проведено сравнение и сопоставление содержания понятий «статус», «правовой статус», данных в словаре русского языка, иностранных слов, энциклопедическом и юридическом словарях1. В них мы находим: Статус, а, м. В международном праве: положение, состояние. Например: Дипломатический статус. Статус независимости государства. [От лат. status] (Словарь русского языка.)

Статус [ - состояние дел, положение] - правовое положение, состояние. (Словарь иностранных слов.)

Статус (от лат. status) - правовое положение (совокупность прав и обязанностей) гражданина или юридического лица. (Советский энциклопедический словарь.)

Анализ представленного в словарях материала позволяет отметить совпадение основных характеристик, приводимых толкований понятия «статус».

Кроме этого, специально изучалась соответствующая юридическая литература; в которой раскрываются дефиниции гражданского права и правового статуса. Так, в Большом юридическом словаре находим следующее определение: «Статус правовой (лат. status - состояние, положение) - установленное нормами права положение субъектов, совокупность их прав и обязанностей»2. Следовательно, гражданско-правовой статус можно определить как совокупность прав и обязанностей субъекта гражданско-правовых отношений.

Поскольку в названии параграфа присутствует термин «сущность», необходимо дать его толкование. Сущность — самое главное в чем-либо, внутреннее содержание3.

Исходя из содержания определений понятий «сущность», «статус», можно сделать вывод, что сущностью гражданско-правового статуса регионального

1 См.: Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1984. - Т. 4. — С. 254; Словарь иностранных слов. — М.: Русский язык, 1979. - С. 482; Советский энциклопедический словарь. -М: Советская энциклопедия, 1981. - С. 1279.

2 Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутицких. - М: ИНФРА, 1997. - С. 655.

3 См.: Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1984. - Т. 4. - С. 314.

17 управления следует считать совокупность обусловленных компетенцией ею

прав и обязанностей в качестве участника гражданских правоотношений. Поскольку гражданско-правовой статус является категорией гражданского права, необходимо согласиться с мнением Н.Д. Егорова, что для реализации прав и обязанностей необходимо иметь имущество2, которым региональное управление наделяет государство или обретает его в результате разрешенной деятельности. Имущество юридического лица, полученное как от государства, так и от разрешенной деятельности, называется материальными активами. Материальные активы для участия в гражданских правоотношениях не включают имущество, изъятое и ограниченное в обороте . Мы вводим в определение понятия «обусловленный компетенцией», поскольку региональное управление в первую очередь является территориальным органом федерального органа исполнительной власти и любую деятельность может осуществлять только в целях своего основного предназначения - охраны и защиты Государственной границы Российской Федерации.

Следовательно, исходя из содержания этих понятий, нам представляется возможным определить гражданско-правовой статус регионального управления как совокупность обусловленных его компетенцией прав и обязанностей, а также обеспеченных государством материальных активов (имущества), за исключением изъятого и ограниченного в обороте, необходимых для участия в гражданских правоотношениях.

1 Компетенция - совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного госоргана (органа местного самоуправления) или должностного лица, определяющих его место в системе государственных органов (органов местного самоуправления). Компетенция регионального управления обуславливает его гражданско-правовой статус с позиции административно-территориального органа федерального орагна исполнительной власти.

2 См.: Егоров Н. Д. Гражданско-правовое регулирование общественных отношений: единство и дифференциация. -Л., 1988. - С. 3.

3См.: Ст. 129 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. -Ст. 3301; Указ Президента РФ от 22 февраля 1992 г. № 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена» (с изм. от 30 ноября 1992 г., 15 июля 1998 г., 30 декабря 2000 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1992. -№ 10. - Ст. 492.
Список литературы .
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23068.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.