У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Этническое сознание московской школьной и студенческой молодежи современное состояние и основные тенденции развития
Количество страниц 173
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23101.doc 
Содержание Содержание
ВВЕДЕНИЕ...3

ГЛАВА 1. Российская молодежь на рубеже веков: опыт историографического анализа исследований современного состояния

сознания...25

ГЛАВА 2. К вопросу о самоидентификации современной московской

молодежи...51

ГЛАВА 3. Образ русского народа в представлениях молодежи (к

вопросу об этнических автостереотипах)...76

ГЛАВА 4. Многонациональная Москва в зеркале представлений

современной московской молодежи... 105

ГЛАВА 5. Практические вопросы формирования позитивной этнической идентичности и толерантных установок у школьников... 131

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...156

БИБЛИОГРАФИЯ...159

ПРИЛОЖЕНИЯ...173



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования

Российское общество в течение последних пятнадцати лет переживает активные преобразования всей экономической, политической, социальной и культурной структуры. Причем условия и характер этих преобразований во многом уникальны. По мнению некоторых ведущих социологов, особенность российского трансформирующегося общества не в том, что оно преобразуется (серьезные изменения претерпевает вся миросистема), но скорее в том, что мы находимся в высокоактивной стадии социальных трансформаций, когда нестабильность социальной системы близка к состоянию «динамического хаоса»1.

В условиях глобализации, универсализма и одновременно актуализации различий, в том числе этнонациональных, расовых, религиозных, практически все государства мира столкнулись с явлениями распространения ксенофобии и экстремистских действий, частыми проявлениями противостояния, нетерпимого отношения к разным социальным и этническим группам. Для России, как и для других регионов, в которых происходят быстрые трансформации одновременно во всех сферах жизни, такие проблемы стали особенно болезненными и, естественно, привлекают к себе особое внимание ученых и исследователей.

Московский регион является одним из наиболее динамично меняющихся регионов нашей страны, а сам московский мегаполис — столица многонационального государства - переживает все преобразования, характерные для последних десятилетий развития российского общества, в значительно большем масштабе. Распад

Ядов В.А. А все же умом Россию понять можно. // Россия: трансформирующееся общество. / Под ред. В.А.Ядова. М: Изд-во «КАНОН-пресс-Ц», 2001. С. 12.

Советского Союза и рост числа вынужденных мигрантов из стран ближнего и дальнего зарубежья, прибывающих на территорию России и Москвы, а также структурные изменения в экономике и увеличение российских потоков трудовых мигрантов, большая часть которых прибывает в столицу, осложнило межнациональный климат в городе.

Миграция - это важный фактор социально-экономического развития современной Москвы. Благодаря притоку иногородней рабочей силы обеспечена устойчивая работа многих секторов экономики города (строительство, транспорт, коммунальное хозяйство и др.) За счет миграции поддерживается на приемлемом уровне состояние демографической ситуации в городе. Однако по целому ряду составляющих миграция, особенно незаконная, несет в условиях непростого состояния рынка труда серьезную угрозу экономической, социальной, общественной и санитарно-эпидемиологической безопасности столицы. Следует отметить, что большинство обосновавшихся в Москве приезжих, особенно из южных республик бывшего Союза, помогают своим землякам также переехать и разными способами закрепиться здесь2.

Миграционная ситуация в Москве оказывает сильное влияние на весь комплекс сложившихся в городе межнациональных отношений. В связи с ростом миграционных потоков и стремительно меняющейся жизнью распространяется экстремизм ксенофобского толка, основанный на этнорасовой нетерпимости, а также экстремизм неофашистского толка, основанный на идеях группового неравенства и отторжении культурных различий, на пропаганде тоталитарного порядка и ненависти3. Очевидно, что глобальные изменения всех сторон жизни в течение последних пятнадцати лет продолжают отражаться на этническом самосознании граждан России в целом и москвичей в

2 Мапькова В.К. Этнические авто- и гетеростереотипы в представлениях современных московских подростков. // Этническая психология и общество. М., 1997. С. 215.

Подробнее об этом см.: Москва разыгрывает этническую карту. (Из интервью В.Тишкова газете «Известия» от 18 июня 2002 года).
частности. На фоне характерного для немалой части представителей российского общества кризиса идентичности, в том числе этнической, возникают и развиваются разного рода этнические фобии, в том числе мигрантофобия.

Молодые москвичи, особенно школьники и студенты, активно вовлечены в события и процессы, происходящие в сфере межнациональных отношений. Московская школа становится все более многоязычной, и достаточно большой процент поступающих в школы детей довольно плохо владеет русским языком и мало знаком с российской культурой. Таким образом, московским подросткам и молодым людям все чаще приходится строить взаимоотношения со сверстниками - представителями других культур. Именно в этих условиях происходит формирование их этнических стереотипов, осознание собственной этнической идентичности. Этот процесс становится неотъемлемой частью процесса социализации молодежи в сложных условиях, когда в разных слоях населения наблюдаются значительные изменения системы ценностей, в ситуации серьезного межпоколенческого разрыва.

Особую актуальность в этой связи приобретает изучение тех аспектов этнического сознания молодых москвичей, которые касаются особенностей их самоидентификации и этнических автостереотипов, с одной стороны, и их восприятия «Москвы многонациональной», с другой стороны. Это необходимо для того, чтобы, во-первых, сформулировать основные проблемы в этой сфере и проводить грамотную, адекватную национальную политику, в том числе в пределах московского мегаполиса, а во-вторых, в целях разработки методики работы, в условиях общеобразовательных учреждений, по преодолению негативных аспектов восприятия многонациональной Москвы, формированию позитивной этнической идентичности и толерантных установок школьников по отношению к представителям других этносов.
Теоретико-методологическая база исследования и основные понятия

За основу данного исследования взяты следующие положения: этнос является объективно существующей и познаваемой реальностью, а этническое сознание субъекта обусловлено объективными факторами и отношениями. Люди, сознающие свою принадлежность к тому или иному этносу, именуются этнофорами; они отражают в своем сознании независимую от них этническую реальность, т.е. их этническое сознание является "отражением объективно функционирующих признаков своего этноса"4.

Традиции исследования этнического сознания и самосознания имеют широкую теоретическую и эмпирическую базу в отечественной исторической и этнографической литературе5. Но, безусловно, проблема этнического сознания не решаема в рамках одной только исторической науки - при ее изучении нельзя ограничиться применением только методов историко-сравнительного, историко-типологического и других типов исторического анализа. Сама постановка проблемы требует привлечения методов социологического исследования; ведь объектом исследования при изучении любых аспектов этнического сознания является социальная группа, включенная в общесоциальные, политические, культурные процессы. Сознание можно определить и как совокупность психических процессов, участвующих в осмыслении человеком объективного мира, и поэтому к изучению этнического сознания важно привлекать методы психологической науки. Таким образом, при изучении этнического сознания необходимо практиковать междисциплинарный подход, который предусматривал бы рассмотрение этого феномена с собственно исторической,

4 Арутюнян Ю.В., ДробижеваЛ.М. Многообразие культурной жизни народов СССР. М., 1987. С.257.

5 См., например: Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983; Он же. Этнические процессы в современном мире. М., 1987; Александренков Э.Г. «Этническое самосознание» или «этническая идентичность». // Этнографическое обозрение. 1996. №3. С.13-23; Козлов В.И. Проблема этнического самосознания и ее место в теории этноса. // Советская этнография. 1974. №2. С.24-38; Крюков М.В. Эволюция этнического самосознания и проблема этногенеза. // Расы и народы. Вып. 6. М.: Наука, 1976. С.53-63; Пименов В.В. Системный подход к этносу. // Расы и народы. М.: Наука, 1986. С.11-29; Снежкова И.А. К проблеме изучения этнического сознания у детей и юношей. // Советская этнография. 1982. №2.
социологической, психологической и политологической точек зрения. Этническое сознание само по себе является как бы «междисциплинарным» феноменом, в котором сочетается и социологическое, и психологическое, и политологическое видение единой проблемы.

Отечественные социологи изучают этническое самосознание довольно активно, начиная с 70-х годов двадцатого века. В качестве примеров таких работ можно привести исследования Ю.В.Арутюняна, Л.М.Дробижевой, З.В.Сикевич и т.п.6 Привлечение к изучению этнического сознания отечественных психологов началось несколько позже, когда была «реанимирована» этнопсихология как отрасль отечественной психологической науки. Учеными активно разрабатывались такие области этнопсихологии, как психология миграции (Н.М.Лебедева, Г.У.Солдатова), психология межкультурных отношений и методы этнопсихологического исследования (Т.Г.Стефаненко, С.В.Рыжова, Г.У.Солдатова), исследование национального характера (И.С.Кон, К.Касьянова).7

В этой связи можно сказать, что методологической и методической базой данного исследования служит накопленный опыт этносоциологических и этнопсихологических работ, проводившихся на протяжении последних десятилетий в разных регионах России и СССР.8

6 См., например: Арутюнян Ю.В., ДробижеваЛ.М., Кондратьев B.C., Сусоколов А.А. Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования. М., 1984; Сикевич З.В. Национальное самосознание русских. М.: Механик, 1996.

7 См., например: Асмолов А.Г., Шлягина Е.И. Национальный характер и индивидуальность: опыт этнопсихологического анализа. // Психологические проблемы индивидуальности. Вып. 2. М.-Л., 1984. Кцоева (Салдатова) Г.У. Этнические стереотипы в системе межэтнических отношений: Дис... канд. психол.наук. М., 1985; Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. М, 1993; Леонтьев А.А. Личность как этническая категория. // Советская этнография. 1983. №3. С.35-44; Стефаненко Т.П., Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы этнопсихологического исследования. М.: Изд-во Московского университета, 1993; Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998; Рыжова СВ. Некоторые аспекты национального самосознания русских в республиках Российской Федерации (по материалам эмпирического исследования). // Суверенитет и этническое самосознание: идеология практик. М., 1995; Касьянова К. Русский национальный характер. М., 1995; и др.

8 Результаты этих исследований представлены в целом ряде научных сборников. См., например: Духовная культура и этническое самосознание. / Под ред. Л.М.Дробижевой. Вып. 1, 2. М., 1990; Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. / Под ред. Л.М.Дробижевой. М., 1994.
Фундаментальная методологическая проблема, стоящая перед нами, -это проблема выработки конкретного механизма соотнесения теоретического и эмпирического уровней социологического анализа, их интеграция с целью выработки обобщенного знания о предмете.

В последние годы в отечественной научной литературе все чаще встречаются понятия «этническая идентичность», или «этничность», заимствованные из зарубежной социально-культурной антропологии и политологических исследований. В широком междисциплинарном ракурсе эти понятия нередко рассматриваются как тождественные между собой и одновременно понятию «этническое самосознание».9 Автор данного диссертационного исследования придерживается именно такого подхода, рассматривая этническую идентичность и этническое самосознание как комплекс представлений человека о своем этносе, а также сумму чувств и намерений, связанных с этими представлениями.

Базовые для данного исследования понятия самоидентификации и стереотипов подробно изучаются в соответствующих главах.

Предметом настоящего исследования являются определенные аспекты этнического сознания современной московской молодежи, изучаемые в их развитии и взаимодействии. Они включают в себя особенности самоидентификации и этнических автостереотипов молодых москвичей, а также их отношение к Москве как к многонациональному городу.

Необходимо учитывать, что сознание - философская категория, и при его изучении перед исследователем встает ряд методологических проблем. Это, в частности, проблема соотношения общественного и личного в структуре самосознания субъекта. Нужно отметить, что исследование самосознания того или иного субъекта возможно лишь в связи с изучением тех связей и отношений, в которые он вступает. Общественное самосознание личности - сложное многоступенчатое

9 Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998. С.43.
образование, так как человек может идентифицировать себя со многими социальными группами и т.д. («Я - русский, врач, отец и т.п.). Оно отражает закономерности функционирования субъекта в системе общественных отношений, характеризует место, занимаемое им в этой системе.

При изучении фактора этничности в массовом сознании необходимо также учитывать следующие положения:

1) проявление «симпатии-антипатии» в межэтническом взаимодействии чаще всего носит иррациональный и неосознанный характер, имеет эмоционально-чувственную природу, а преобразование «чувств» в логически жесткую структуру социологического инструментария весьма затруднительно;

2) все этническое крайне мифологизировано (вспомним, сколько всего сказано о «русской душе»), а это усложняет адаптацию индивида к меняющимся социальным реалиям («это не соответствует ценностям русского человека» и подобные мысли);

3)этничность - одно из самых сокровенных проявлений человеческой психологии (по словам Н.Бердяева, «русский почти стыдится того, что он русский»), и поэтому при составлении инструментария этносоциолог не может не учитывать вероятную «стыдливость» респондента;

4) «русская тема» всегда была искусственно политизирована, а сегодня на фоне растущего национализма и непрекращающихся межэтнических конфликтов эта тенденция еще более усилилась. Это нужно учитывать при анализе ответов, данных респондентом на вопросы, касающиеся русского этноса.

Следует отметить, что по сравнению с общетеоретическими

работами по проблемам этнического сознания, целостные исследования

этого феномена у конкретных народов-этносов, их локальных и

социальных групп весьма немногочисленны.
Цель и задачи исследования

Основной целью работы является изучение этнического сознания современной московской молодежи, поиск путей формирования у юных москвичей позитивной этнической идентичности и толерантных установок по отношению к представителям других национальностей, а также преодоления негативных тенденций изменения молодежного этнического сознания.

Для достижения этой цели решается ряд взаимосвязанных конкретных теоретических и практических исследовательских задач:

1) Исследовать особенности самоидентификации современной московской молодежи, определив значимость и роль этнополитической идентификации.

2) Выявить признаки этнической самоидентификации современной московской молодежи.

3) Дать характеристику этническим автостереотипам юных москвичей, изучив их содержание и направленность.

4) Определить степень позитивности этнической идентичности московской учащейся молодежи как базового условия для формирования толерантных установок по отношению к представителям других этносов.

5) Охарактеризовать в целом отношение московской молодежи к Москве как многонациональному городу, выяснив, во-первых, насколько актуальными являются для учащихся вопросы межнационального и межкультурного взаимодействия в столице и, во-вторых, каково содержание стереотипов и установок по отношению к прибывающим в город мигрантам.

6) Разработать практические предложения-рекомендации по корректировке выявленных негативных тенденций этнического сознания московской молодежи, а также предложить методику обучения юных москвичей навыкам межкультурного общения и
повышения общего уровня их осведомленности в этнологической области знаний.

Объект исследования

Объектом данного исследования является учащаяся молодежь московских средних образовательных учреждений. Для сопоставления приводятся также результаты опроса студентов Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, предпринятого автором данной работы в 1999-2000 годах. Всего исследованиями охвачены более 300 человек. Аудитория опросов представлена разными возрастными (от 13 до 25 лет), половыми и социально-профессиональными группами.

С точки зрения социологического анализа поколений интересующие нас молодые люди, родившиеся в 80-х годах двадцатого века, - это те россияне, период формирования которых приходится на десятилетие экономических реформ. Поэтому следует учитывать, что социализация этой молодежной группы проходила в кардинально новых исторических условиях. Особенности этих условий можно кратко сформулировать следующим образом: 1) растущее демонстративное неравенство в уровне и стилях жизни, 2) номинально высокие возможности «потребительского выбора» вместо привычного товарного дефицита; 3) ликвидация символической «границы» между Россией и остальным миром, как с точки зрения информационной (доступность литературы, средств массовой информации, новых информационных технологий, появление и распространение рекламы и Интернета), так и с точки зрения реальной возможности выехать за рубеж; 4) расширение возможностей индивидуального выбора; 5) массовый отказ от патерналистского типа сознания. Такие условия, несомненно, создают возможности и предпосылки для формирования нового поколения (в
социологической терминологии - «поколенческого паттерна»), качественно отличного от предыдущих10.

Число школьников, которые участвовали в анкетном опросе, проводившемся в декабре 2002 - мае 2003 года, составило 227 человек. Это ученики 3-х московских образовательных учреждений, расположенных в трех разных округах города Москвы (Западный, Южный, Юго-Восточный). Школы отличаются по количеству учеников, преподавательскому составу и - субъективно - по оценке «престижности». Довольно разнообразен и социально-профессиональный статус семей учащихся, хотя семьи, в которых денег едва хватает на самое необходимое, представлены в данном опросе менее чем 10% респондентов.

В исследовании приняли участие 94 мальчика (42% от общего числа участников опроса) и 133 девочки (58%) в возрасте от 13 до 18 лет. Средний возраст респондентов составляет 16 лет, в таблице 1 можно более подробно ознакомиться с распределением участников опроса по возрастным группам.
10 Семенова В.В. Дифференциация и консолидация поколений. // Россия: трансформирующееся общество. / Под ред. В-АЛдова. М.: Изд-во «КАНОН-пресс-Ц», 2001. С.267-268.
Русскими себя считают от 88 до 90% опрошенных школьников (разница в конечной цифре зависит от того, причислять к русским детей, назвавших себя россиянами и москвичами, или нет). Таким образом, процентное соотношение русских и нерусских респондентов примерно соответствует процентному соотношению в общей структуре российского общества, по данным последней переписи.

Для сопоставления с результатами, полученными при этносоциологическом исследовании школьников, привлекаются данные этносоциологического опроса студентов МГУ, осуществленного автором в 1999-2000 годах. В рамках этого исследования были опрошены 75 человек - 0,3% от всех студентов, обучающихся в МГУ. Из 75 студентов, принявших участие в опросе, девушки составляют 38 человек, юноши - 32. Возраст респондентов колеблется от 17 до 25 лет, средний возраст составляет 20,3 года. В основной своей массе это люди, еще не создавшие собственные семьи - женаты и замужем только 8 человек (10%). Среди респондентов есть как коренные москвичи, так и люди, приехавшие в Москву (сравнительно давно и недавно). Практически все приезжие - горожане, только 3 человека прибыли из села. Большинство приехало из различных областей и краев России; из сопредельных государств - 5 человек (6%, в том числе Украина - 3 человека, Казахстан - 2), столько же - из национальных республик в составе РФ (Коми - 1, Северная Осетия - 2, Саха (Якутия) - 1, Удмуртия
Студенты, попавшие в выборочную совокупность, различаются по материальной обеспеченности. 30% заявили, что за последние годы их материальное положение улучшилось; 44% респондентов сочли его ухудшившимся, 13% сказали, что оно не изменилось. Тем не менее, только 5% студентов имеют возможность ни в чем себе не отказывать, определенными накоплениями обладают 46%, остальным денег хватает только на самое необходимое (36%; один студент, правда, признался, что денег ему не хватает даже на питание). При этом 46% молодых
респондентов проживает в общежитии (это связано с большой долей приезжих, участвовавших в опросе), 64% - в квартирах самостоятельно или с родителями, только двое имеют комнату в коммунальных квартирах.

88% опрошенных студентов назвали себя «русскими», что сопоставимо с результатами, полученными по этому параметру опроса у школьников.

Итак, в выборочной совокупности студентов представлены респонденты различной материальной обеспеченности, ею охвачен весь "студенческий возраст", в опросе участвовало примерно равное количество юношей и девушек. По этим сведениям можно судить о достаточной для этнопсихологического исследования представительности выборочной совокупности, и по спектру мнений, которые высказывались респондентами в ходе опроса, можно примерно судить о позициях, занимаемых по тому или иному вопросу студенчеством МГУ в целом.

Количественные и качественные характеристики учащихся школ, принимавших участие в опросе, позволяют автору наметить основные тенденции современного состояния и динамики этнического сознания московских школьников как социальной группы. Для более точного подтверждения выводов данного диссертационного исследования, однако, будет полезно привлечь больший массив эмпирических данных.

Эмпирическая основа работы. Техника и инструментарий исследования.

Данная работа основывается на серии этносоциологических опросов и социально-психологических исследований, организованных и проведенных автором самостоятельно, под руководством д.и.н., профессора кафедры этнологии МГУ им. М.В.Ломоносова В.В.Карлова.

Исследование студентов как специфической молодежной социальной группы планировалось и проводилось в 1999-2000 годах как часть большого этносоциологического исследования русского этноса на
рубеже веков (выборочная совокупность 1100 человек, авторы проекта В.В.Карлов и С.С.Савоскул). По не зависящим от автора причинам проект до сих пор не завершен, поэтому автор не имел возможности анализировать полученную им информацию в общем контексте, с привлечением сведений обо всех социальных, возрастных и т.п. группах респондентов. Основным инструментом для данного исследования был опросный лист «Россия и русский народ в конце XX века», разработанный В.В.Карловым и С.С.Савоскулом (Приложение №1). Респонденты заполняли анкету самостоятельно, после проведения соответствующего инструктажа. Было опрошено 75 человек - 0,3% от всех студентов, обучающихся в МГУ. Выборочная совокупность формировалась методом квот, на основании информации, предоставленной Центром статистики и информации МГУ. Соблюдался принцип равного соотношения респондентов по половому признаку и пропорционального - по основным факультетам.

Таблица 2. Распределение респондентов по факультетам МГУ.

Факультет Учится студентов Опрошено студентов

Механико-математический 2027 8

Вычислительной математики и кибернетики 1790 9

Физический 2433 12

Химический 1024 5

Биологический 976 5

Геологический 1050 4

Географический 1081 5

Исторический 855 4
Этносоциологический опрос учащихся московских школ проводился в 2002-2003 годах в Южном, Западном и Юго-Восточном округах города Москвы (школы №729, 1016 и 476 соответственно). Было опрошено 227 школьников — учащихся 8-11-х классов. Инструментом для данного исследования служили опросные листы «Москва и москвичи» и «Этническое самосознание», разработанные автором настоящей работы при консультации и согласовании с д.и.н., профессором В.В.Карловым (Приложение №2). Респонденты заполняли анкету самостоятельно, после проведения соответствующего инструктажа. В обоих упомянутых исследованиях анкеты были анонимными.

В ходе подготовки к анкетному опросу весной 2002 года в одной из школ, включенных в план исследования, было проведено мини-анкетирование учащихся 8-х, 9-х и 11-х классов школы (количество опрошенных - 86 человек) по тесту М. Куна и Т. Макпартленда «Кто Я?» в его сокращенном виде (школьники должны были ответить на вопрос пять раз). Школьники отвечали на поставленный вопрос анонимно, подсказок интервьюером не давалось.

В дополнение к материалам анкетного опроса к исследованию в качестве источника привлекались сочинения, написанные школьниками 7-11-х классов - учащимися тех же школ - в разные периоды 2002-2003 учебного года. Ребятам на выбор предлагались 5 тем, связанных с различными аспектами их жизни в многонациональной Москве. Точные
названия тем и распределение детских работ в зависимости от выбранной темы представлены в таблице 3.

Таблица 3. Выбор тем творческих работ (сочинений) учащимися.

Тема сочинения Кол-во школьников, выбравших данную тему

Люди нашей планеты отличаются друг от друга внешностью, они говорят на разных языках и принадлежат к различным культурам. Как вы считаете, почему мир создан именно таким и нужно ли что-нибудь менять? 26

Что такое интернационализм? Нужен ли интернационализм людям и как он проявляется в мире? 23

Вы - президент многонациональной страны. Что вы сделаете для того, чтобы обеспечить всем народам вашего государства достойную жизнь? 31

Как вы считаете, почему иногда возникают конфликты между людьми разных национальностей? Что можно сделать, чтобы избежать их? 46

Известно, что Москва - это многонациональный город. Что бы вы изменили в Москве, если бы стали мэром города?
Список литературы .
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23101.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.