У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Правозащитные ассоциации в СССР в 70 — 80—е годы XX века
Количество страниц 204
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23103.doc 
Содержание Содержание
Введение...1

Глава I. Зарождение и начальный этап

правозащитного движения: 1965 - 1968

§ 1. Первые выступления правозащитников —¦¦...38

§ 2. Влияние "Пражской весны" на процесс оформления

правозащитного движения...63
Глава II. Формирование и деятельность первых правозащитных ассоциаций: 1969 - 1974

§ 1. Дискуссия о формировании правозащитных ассоциаций...77

§ 2. Инициативная группа защиты прав человека в СССР... 83

§ 3. Комитет прав человека ...104

§ 4. Советское отделение Международной Амнистии...115

Глава III. Правозащитное движение в Хельсинкский период и в условиях реформирования советской политической системы: 1975 -1991

§ 1. Московская Хельсинкская группа...123

|§ 2. Специализированные ассоциации...146 §3. Судьбы правозащитников...170

Заключение...¦...180

Библиография...190

Приложение...204



Введение

Научное осмысление истории формирования правозащитных ассоциаций и результатов деятельности правозащитного движения в СССР имеет важное значение для понимания многих сторон общественно-политической жизни страны в период "застоя". На современном этапе это также важно для продвижения России по пути строительства гражданского общества, в котором приоритетом являются права человека.

Права человека - это универсальная моральная категория, фундаментальная по природе и являющаяся неотъемлемой составной частью жизни каждого человека1.

Принятие международно-правовых актов о правах человека и основных свободах, образование международных организаций, осуществляющих контроль за выполнением государствами обязательств, взятых на себя в этой сфере, явилось одним из величайших завоеваний XX столетия.

Правозащитная деятельность имела и имеет место во многих странах, но в каждой стране она имеет свою специфику. Не стал в этом смысле исключением и Советский Союз. Идеология защиты прав человека заняла своё, возможно особое, место в общественной жизни СССР. Правозащитное движение в СССР фактически началось на позициях, завоеванных советскими диссидентами еще в середине 1960-х годов. В Советском Союзе правозащитное движение стало ответным действием на политические преследования диссидентов со стороны государства2.

Исследователи и правозащитники, позднее, анализируя правозащитное и диссидентское движение в СССР, выделяли в нем различные направления. Л. Алексеева выделяет три направления: национальные движения, религиозные движения, гражданские движения. Вначале не проводилось четкого разделения между диссидентским и правозащитным движением. Но со временем правозащитное движение стали классифицировать как часть диссидентского движения. Правозащитное движение Алексеева относит именно к гражданским движениям3. В.

1 Архипова Т.Г. Права человека и современное государство Российское// Право на свободу: Сб. материалов междунар. конференции. Москва, 29 - 30 окт. 1998 г. / Сост. Н В. Ростиславлева; Под общ ред Н.И. Басовской. М., 2000. С 42.

2 Ковалев С. Права человека как национальная идея// Карта (Российский независимый исторический и правозащитный журнал) 1998. № 21. С. 6.

3 Алексеева Л. История инакомыслия в СССР. Новейший период. Вильнюс-Москва: Весть, 1992. С. 5-6.
Березовский выделяет те же направления в диссидентстве - национальное, религиозное и правозащитное4 . О. Антропов разделил диссидентство на два направления: русское национальное движение и движения за права человека5.

В основе классификации диссидентского движения, предложенной Р. Медведевым и А. Амальриком лежат идеологические различия. Р. Медведев дал следующий вариант классификации диссидентского движения, выделив в нем 6 течений: 1. "западническое" течение; 2. "этический социализм"; 3. "движение законников"; 4. "анархо-коммунистическое" движение; 5. "национальное" движение; 6. "партийно-демократическое" движение6.

А. Амальрик рассматривал вопрос об идеологической основе, на которую может опираться всякая оппозиция в СССР. Он выделил три идеологии: подлинный марксизм-ленинизм, христианская идеология и либеральная идеология7.

Классификация диссидентского движения, предложенная Амальриком, нашла отражение в ряде более поздних работ. Так, например, английский советолог Джеффри Хоскинг развивает позицию А. Амальрика. Он считает, что в российском диссидентском движении было три основных течения. Первое можно назвать "чистым ленинизмом". По мнению Хоскинга, одним из ведущих теоретиков этого направления являлся Рой Медведев. Второе течение - "либерализм" - Хоскинг считает наиболее широким, включавшим защитников прав человека. Выдающимся деятелем этого течения был Андрей Сахаров. Третье направление было представлено "неославянофилами" или "русскими националистами". Они надеялись возродить русскую национальность на основе возврата к православию и старой русской культуре. Ярким выразителем этих идей был Александр Солженицын8.

Таким образом, в СССР правозащитное движение возникло и развивалось как одно из направлений диссидентского движения.

Приступить к изучению данной темы, возможно лишь после определения понятия, составляющего предмет исследования. Далеко не все советские граждане безоговорочно поддерживали политику коммунистической партии и одобряли все,

4 Березовский В. М. Движение диссидентов в СССР в 60-х - первой половине 80-х годов // Россия в XX веке: Историки мира спорят. М.: Наука, 1994. С. 616-618.

5 Антропов O.K. История отечественной эмиграции: Учебное пособие. Астрахань, 1999.

Книга IV: Третья волна отечественной эмиграции. С. 6.

6 Медведев Р. Книга о социалистической демократии. Амстердам-Париж, 1972. С. 75 -
7 Амальрик А. Просуществует ли Советский Союз до 1984 года? // Погружение в трясину (Анатомия застоя). М., 1991. С. 649.
что происходило в стране. Их называли инакомыслящими, диссидентами или правозащитниками. Эти понятия близки, но не совпадают полностью.

Наиболее широкое значение имеет понятие "инакомыслие". Инакомыслие существовало и продолжает существовать всегда и везде. Это общественное явление, которое определяет особое мнение незначительной, иногда очень малой части общества, не совпадающее с официальными или господствующими установками в сфере идеологии, политики, экономики, этических и эстетических норм, составляющих базис данного общества. Т.е. инакомыслие - это иное мировоззрение, отличающееся от требуемого государством .

"Диссидент" - это слово иностранного происхождения. Оно пришло в русский язык из западных источников. По словарям можно проследить эволюцию термина "диссидент". Изданные до перестройки Советский Энциклопедический Словарь и Атеистический Словарь трактуют это понятие исключительно в его первоначальном смысле:""диссиденты" (от лат. Dissidens - несогласный) - это верующие-христиане, не придерживающиеся господствующего вероисповедания в государствах, где государственной религией является католицизм или протестантизм. Перенос. - инакомыслящие" 10 ; "диссиденты" - буквально несогласные, придерживающиеся иных взглядов, чем того требует господствующая церковь. В этом смысле термин применялся уже в средние века, но особенно широко - с 16-17 вв., когда в ходе буржуазных революций и формирования современных наций остро встал вопрос о диссидентах, их гражданских правах в Англии (диссентеры), во Франции (гугеноты) и в Польше (все некатолики, т. е. поляки протестанты и православные в условиях господства католицизма). Позднее - все, стоящие вне господствующей в данной стране (государственной) церкви или свободомыслящие, вообще порвавшие с религиозной верой. Перенос. -инакомыслящие"11.

Таким образом, понятие "диссидент" имело лишь религиозную окраску. Изданные в годы перестройки словари дают более широкое толкование понятия диссидент. Так, в "Кратком политическом словаре" (1988 г.) содержится следующее определение: "диссиденты (от лат. Dissidere - не соглашаться, расходиться) - 1) лица, отступающие от учения господствующей церкви (инакомыслящие); 2) термин

9 Безбородов А Б, Мейер М М., Пивовар Е.И. Материалы по истории диссидентского и правозащитного движения в СССР 50-х - 80-х годов- Учеб. пособие для студентов по курсу отечественной истории новейшего времени./Историко-архивный институт РГТУ. М, 1994. С. 4.
"диссиденты" используется империалистической пропагандой для обозначения отдельных граждан, которые активно выступают против социалистического строя, становятся на путь антисоветской деятельности. С помощью этого термина неправомерно ставится знак равенства между открытыми противниками социалистического общества и лицами, высказывающими иное мнение по тем или иным общественным проблемам (по сравнению с общепринятыми), — так называемыми инакомыслящими п . В этом определении уже подчеркиваются различия между инакомыслием и диссидентством. Диссиденты определяются как активные противники социализма и советского строя, что позволяло оправдать репрессии против них.

Распад СССР изменил идеологическую направленность общества на всем постсоветском пространстве. И значение термина "диссиденты" также изменилось. Энциклопедический словарь по политологии изданный в 1993 г. также как и Краткий политический словарь 1988 г. дает два значения понятия "диссидент": применительно к истории религии и применительно к советской истории. Если первоначальное значение этого слова объясняется также как и раньше, то второе значение трактуется по-новому. В словаре говорится о том, что "с середины 70-х гг. XX в. этот термин стал применяться к гражданам СССР и других союзных с ним государств, которые открыто противопоставили свои убеждения господствующим в этих странах доктринам" . В словаре дается краткая характеристика диссидентского движения. Эта характеристика и объяснение термина "диссидент" нейтральны. В нем нет негативных оценок. Различие между инакомыслием и диссидентством здесь не проводится.

По мнению активных участников диссидентского движения, диссидентство представляло собой особую форму инакомыслия, порожденную самой тоталитарной системой. Для диссидентов бьшо характерно активное последовательное выражение своего несогласия, подтвержденное определенными осознанными действиями, обычно организационно оформленными. Диссидентское движение носило открытый характер. Из общей массы инакомыслящих диссиденты выделялись не только образом мышления, но и типом социального поведения. Об этом хорошо написано в статье А. Синявского «Диссидентство как личной опыт». "Диссидент - это не только человек, который мыслит несогласно с государством и имеет смелость высказывать свои мысли. Это также человек, который не сломался под давлением государства и

12 Краткий политический словарь. М.: Политиздат, 1988. С. 117-118.
не признал себя виновным"14. Суть не в том, что диссиденты мыслили по-иному, а в том, что они по-иному действовали.13

Термин "правозащитник" это - одно из самоназваний диссидентов. Оно наиболее четко выразило суть их деятельности: защита прав личности и требования соблюдения законов. Понятия "диссидент" и "правозащитник" близки, но это не одно и тоже. Первое шире второго. По мнению известной участницы правозащитного движения Л. Богораз, "Можно сказать, что каждый правозащитник - изначально диссидент, но не каждый диссидент - правозащитник".16 Постепенно деятельность лиц, защищающих чьи-то или какие-то права стали называть "движение за права человека" или короче "правозащитное движение".

Правозащитное течение было ядром диссидентского движения, другими словами, полем пересечения интересов всех иных течений - социо-культурных, национальных, религиозных и др. Поэтому термин "диссидентское движение" в узком смысле часто применяют для характеристики правозащитного движения.

Следует отметить, что это движение по заявлениям участников не носило политического характера, оппозиция не стремилась к власти (во всяком случае, большинство из них). Главным образом, это было нравственное, духовное сопротивление режиму.

Правозащитное движение родилось главным образом из опыта отдельных лиц и оказалось вполне действенной силой, потому что было конкретным и внятным: надо требовать от государства соблюдения его собственных законов17.

П. Волков выделяет в составе участников правозащитного (диссидентского) движения следующие группы:

1. Официально легализированные члены комиссий и комитетов, редакций, как правило, впоследствии поплатившиеся арестом или эмиграцией.

2. Менее известные и не вошедшие в группы, но также активные и пострадавшие за это люди. Известны они становились в момент ареста, обыска, увольнения с работы или исключения из ВУЗа.

14Синявский А. Диссидентство как личной опыт// Вегетарианская Эпоха. М.: Пик, 2003. С. 406.

15 Богораз Л., Голицын В., Ковалев С. Политическая борьба или защита прав?: Двадцатилетний опыт независимого движения в СССР 1965-1985 // Погружение в трясину... С. 523.

16 Аксенов В.П., Богораз Л.И. и др. Диссиденты о диссидентстве// Знамя. 1997. № 9. С. 166.

17 В идее, впервые выдвинутой Александром Есениным-Вольпиным, был и тактический смысл: нельзя требовать сразу слишком многого, пусть власть сначала научится применять свои законы, а потом можно будет перейти к их изменению // Вайль П., Генис А. 60-е. Мир советского человека. М.: Новое литературное обозрение, 1998, С. 177
3. Подписанты - не скрывавшие своего имени под эпизодически появлявшимися письмами протеста, постоянные участники собраний - наперечет известные КГБ, но не преследовавшиеся им специально. (В ранний период диссидентского движения преследовались и подписанты, но чаще через партийные органы).

4. Постоянные помощники, не афиширующие свои имена, но обеспечивавшие конспиративные связи, хранение денежных средств, печатного оборудования, предоставлявшие свои адреса для получения писем из лагерей при посредстве случайных доброхотов.

5. Люди, составлявшие более широкий круг общения, моральной поддержки, эпизодически поставлявшие информацию для диссидентских изданий.

6. Круг людей любопытствующих, желающих быть в курсе экстравагантностей общественной жизни, но подчеркнуто дистанционировавшихся от практического участия и конкретных обязательств18.

У правозащитников были основные принципиальные установки: ненасилие; гласность; реализация основных прав и свобод "явочным порядком"; требование соблюдения закона19.

Актуальность изучения истории правозащитного (как самостоятельной части диссидентского) движения имеет большое значение для понимания эволюции общества от сталинизма к демократии. Выступления диссидентов в защиту гражданских свобод и конституционных прав человека в советском обществе в период "застоя" в определенной степени оказали влияние на развитие последующих реформ второй половины 1980-х гг. Правозащитные ассоциации в СССР явились предшественниками современных неправительственных организации (НПО), действующих в области защиты прав человека. В западном обществе они уже много десятилетий являются влиятельной силой. На современном этапе, когда Россия находится на пути к демократическому государству, объявляя ценностями независимость и суверенность личности, нельзя забывать, что принципы гуманизма и демократии не были принесены сюда извне, а сохранились в обществе не без участия правозащитников (диссидентов).

Исследование этой темы актуально и для Кореи. Во-первых, большинство работ по истории России, опубликованных в Корее, относятся к дореволюционному периоду её истории. Советский период изучался корейскими исследователями,
главным образом, в рамках 20-х - 30-х годов и перестроечного периода. Проблемы советской истории послевоенного периода разработаны в корейской историографии слабо. Во-вторых, изучение диссидентского движения имеет особое значение для Кореи, т. к. при военной диктатуре в этой стране также существовало диссидентство. Исследование диссидентского движения в СССР помогает выработать методы анализа для изучения этой темы в Корее.

Хронологические рамки диссертации. Основное внимание в диссертации уделяется периоду с начала 70-х годов XX века и до конца 80-х. Однако, в тексте работы есть материал, посвященный как более ранним событиям (с середины 1960-х годов), когда формировались предпосылки возникновения правозащитных ассоциаций, так и сведения по второй половине 80-х годов, т.е. вплоть до распада Советского Союза (в 1991 г.). Такое, несколько расширительное, освещение темы позволяет воссоздать более целостную картину деятельности правозащитников в СССР.

В Советском Союзе днем рождения правозащитного движения можно считать 5 декабря 1965 года, когда на Пушкинской Площади в Москве состоялась первая демонстрация под правозащитными лозунгами с требованием гласного суда над писателями Синявским и Даниэлем . Однако предпосылки этого движения формировались еще при жизни Сталина и особенно после его смерти. При этом до середины 1960-х годов движение было менее массовым и не было открытым.

После смерти Сталина 5 марта 1953 г. появились надежды на изменения в стране и начались процессы либерализации в обществе и в политике. Курс руководства на преодоление последствий культа личности, провозглашенный на XX съезде КПСС, стал кульминацией ожиданий.

Изменения в политической жизни страны дали новый импульс движению инакомыслия. С одной стороны, общество постепенно преодолевало страх, нагнетаемый непрекращающимися массовыми репрессиями в годы культа. С другой, широко стали известны факты преступлений сталинского режима. Эти факты заставляли людей задуматься. Но хрущевские реформы, проводимые сверху, были

20 Что касается возникновения диссидентства как явления, то это событие обычно датируют 1965 годом - первая демонстрация в защиту арестованных писателей А. Синявского и Ю. Даниэля. Так считают: Л. Алексеева («История инакомыслия в СССР». С. 240), В.Н. Казьмин («От правозащитного движения к многопартийности в России (1965 - 1996 гг.)» Учебное пособие. Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 1997. С. 10). А.Б. Безбородов, М.М. Мейер, Е.И. Пивовар даже писали "Точную дату рождения правозащитного движения установить нетрудно: это 5 декабря 1965 года, когда на Пушкинской площади в Москве состоялась первая демонстрация под правозащитными лозунгами"// Безбородов А.Б, Мейер М.М., Пивовар Е.И. Указ. соч. С. 15.
непоследовательны и противоречивы. Многие из них были обречены на неудачу. Хотя процесс десталинизации не был завершен в годы правления Хрущева, именно в этот период на волне исправления ошибок сталинской администрации в ходе общественных дискуссий началось складывание предпосылок диссидентского движения.

В октябре 1964 г. Хрущев был освобожден от всех партийных и государственных постов и отправлен на пенсию, которая обернулась для него полной изоляцией. С отставкой Хрущева постепенно затихает процесс либерализации общественно-политической жизни. К власти пришло новое руководство. Первым секретарем ЦК КПСС стал Л.И. Брежнев, находившийся в течение многих лет на партийной работе. Именно он был одним из инициаторов и организаторов смещения Хрущева. Брежнев, как консервативный лидер, стремился к стабильности общества обеспечение, которой он связывал с отказом от политики десталинизации и реформ 21 . Неустойчивую "оттепельную" погоду сменили недвусмысленные морозы: на смену "ренессансу" пришел "репрессанс"22.

В 1965 г. усилились репрессии против инакомыслящих, что было результатом попыток сталинистов в новом руководстве достичь политического перевеса. К этому же году произошла трансформация общественной позиции относительно широкого слоя инакомыслящей интеллигенции в определенный тип социального и культурного поведения. По сути это означало, что оппозиционные настроения в обществе переросли в движение сопротивления. Борьбу диссидентов с 1965 г. отличало то, что она стала гораздо более массовой и открытой, чем в предшествующий период23.

Правозащитное движение, как составляющая диссидентства, прекратилось в период с 1985 - по 1987 годы . К этому периоду перестали применяться репрессии в

21 Орлов А С, Георгиев В А., Георгиева Н Г., Сивохина Т.А. История России. М : Проспект, 2004. С. 435-436.

22 Богораз Л , Голицын В., Ковалев С. Указ соч. С. 523.

23 Безбородое А.Б. Феномен академического диссидентства в СССР: Учебное пособие по спецкурсу. М..РГГУ, 1998. С. 40.

24 Немаловажный вопрос о верхней временной границе также вызвал определенные споры между исследователями. Кажется, все или почти все согласны с тем, что в настоящее время в России не существует диссидентского движения. Однако когда именно исчезло из нашей жизни диссидентство как явление? Называют разные даты: прекращение издания "Хроники текущих событий"(1983 г.); приход к власти Горбачева (1985 г.); резкое сокращение политических арестов (1986 г.); провозглашение реформ, первое массовое освобождение узников совести, начало "неформального" этапа общественной активности (1987 г.) и т. д., вплоть до августовской революции 1991 г. Нам кажется, что многовариантность этой даты внутри периода 1987-1991 гг., связана не столько с какими-то реальными процессами внутри диссидентства, сколько с оценками исторических событий этого периода и мнением об их соответствии целям, которые диссиденты ранее перед собой ставили.)

отношении правозащитников, началось массовое освобождение политзаключенных. Но для автора представляют интерес судьбы правозащитников, оказавших влияние на последующее развитие событий в стране вплоть до распада СССР. Поэтому данная работа выходит за рамки 1987 года и доводит рассмотрение вопроса до 1991 года.

Рассматривая правозащитное движение на протяжении длительного периода времени, автор делает попытку выделить в нем внутренние этапы. Так, период с 1965 г. до 1991 г. разделен на 4 этапа 5.

Время от демонстрации на Пушкинской площади (1965 г.) до середины 1969 г. является первым этапом правозащитного движения. Этот этап можно считать начальным для правозащитного движения, в ходе которого движение обрело лидеров, выработало формы деятельности и заявило о себе. Основная форма работы - письменные протесты и обращения в адрес высшего политического руководства,

25 Исследователи предлагают разную периодизацию истории правозащитного движения. Так, периодизация приводится в работах Л Алексеевой, В Березовского, в работе А Б. Безбородова, М М Мейера, Е И. Пивовара, общества «Мемориал». Л. Алексеева и статья общества

¦ «Мемориал » дают более подробную периодизацию правозащитного движения, выделяя в нем до 6-7 этапов Березовский, Безбородое, Мейер, Пивовар - более широкие временные рамки периодов, выделяя в движении 3-4 этапа. <Л Алексеева>

I Начало (1953-1964)

II Первые правозащитные выступления (1965 - 1968)

III Становление (1968 - 1972)

IV. Кризис (1973-1974)

V. Преодоление(1974 - 1975)

VI Хельсинкский период (1976-1981) VII. После разрядки (1980 - 1983)

<Безбородов, Мейер, Пивовар>

I 1965 - 1968. Первый период правозащитного движения. От процесса Даниэля и

Синявского до "Пражской весны"

II. 1968 - 1975. Второй период развития движения: от "Пражской Весны" до

хельсинкских групп

III 1975 - 1980. Хельсинкский период движения. IV. Последние годы движения

<В. Н Березовский>

I. 1964 - 1968 Первый этап, появление групп

II 1968 - 1975 Второй этап Были заложены организационные основы правозащитного

движения

III. 1975 - 1985 Третий этап Хельсинкский период

<Материалы web-сайта Международного общества "Мемориал "> I Предыстория (1956 - 1965)

II. Зарождение (1965 - 1967)

III Консолидация (1968 - 1969)

IV. Расширение (1970 - 1972)

V Кризис и его преодоление (1972 - 1974)

VI "Хельсинкский" период (1975 - 1979)

Опубликовано на Web-сайте Международного общества "Мемориал": http//www Memo ru /HISTORY/DISS/mdex htm
правоохранительных органов26. Люди писали под влиянием внутреннего импульса. Однако власть не считала нужным отвечать на эти обращения. В этот же период определились репрессивные меры государства против участников движения.

Вторым этапом можно считать время с середины 1969 г. до хельсинкского совещания (1975 г.). 1969 г. являлся поворотным в истории правозащитного движения. Петиционные кампании, как форма воздействия на власть, показали свою бесперспективность, и правозащитники стали искать новые формы!деятельности27. Поэтому с 1969 г. характер и методы движения изменились. С этого года именно в сфере правозащитной деятельности сформировались независимые основные правозащитные ассоциации.

Легко участвовать в несанкционированной общественной активности при поддержке всего общества как в период «оттепели». Но в 70-е гг. решиться на это было гораздо труднее, и поэтому правозащитники (диссиденты) представляли из себя явление исключительное28.

С приходом к власти Брежнева общественно-политический климат в стране начал меняться. На смену оттепели пришел режим запрещающий (регламентирующий) свободу слова, печати, демонстрации и выступления за права человека. Круг сторонников правозащитного движения уменьшился. Оставшиеся составили ядро убежденных правозащитников, которые создали ассоциации.

В этот период организационно оформились такие правозащитные ассоциации, как Инициативная группа защиты прав человека в СССР, Комитет прав человека, Советское отделение Международной Амнистии.

Независимые ассоциации представляют собой совершенно особый феномен в правозащитном движении советского периода. Значение правозащитных ассоциаций выходит за пределы конкретного исторического контекста эпохи "разлагающегося тоталитаризма"29.

От образования Московской Хельсинкской группы (1976 г.) до начала Горбачевской перестройки — это третий этап. Подписание Советским Союзом на правительственном уровне Хельсинкских договоренностей послужило стимулом для новой активизации переживающего кризис правозащитного движения, появились

Березовский В Н. "Движение диссидентов в СССР... С. 618.
27 К концу 1968 г прекратили попытки влиять на власть наиболее известные >частники петиционной кампании 1968 г // Безбородов А Б , Мейер М М , Пивовар Е И Указ соч С 29.

28 Ш>бин А. В. Указ. соч. С. 428.

29 К истории Московской Хельсинкской группы Воспоминания, документы ЦК КПСС, КГБ и др. материалы / Московская группа содействия выполнению Хельсинкских соглашений; Сост.: Кузовкин Г В и др. М.: Зацепа, 2001. С. 10.
надежды на грядущие перемены в области прав человека в СССР. В 1975-1976 гг. по примеру Хельсинкской группы по контролю за соблюдением прав человека в СССР подобные организации возникли в ряде городов.

В конце 70-х годов были созданы новые правозащитные ассоциации - Защиты прав верующих, Инициативная группа защиты прав инвалидов, Свободное Межпрофессиональное объединение трудящихся, Право на эмиграцию, Выборы — 79; продолжил свою работу Фонд помощи политзаключенным, созданный еще в начале 70-х годов.

В 1979 - 1980 гг. прошла новая крупная операция по пресечению деятельности диссидентов, подобная той, которая была осуществлена 1972-1973 гг. В итоге почти все правозащитники были привлечены к судебной ответственности. Но это не вызвало такого развала движения как на предыдущем этапе.

В 1982 - 1983 гг. прошла еще очередная серия крупных акций КГБ по пресечению деятельности негативных политических групп, в результате чего арестованными оказались почти все участники движения (около 300 человек), остальные потеряли надежду на изменение ситуации и отошли от активной работы.

От перестройки до распада СССР - четвертый последний этап. В политической атмосфере появились признаки перемен. С осени 1986 г. начался процесс амнистирования диссидентов, многие из которых вновь вернулись к активной политической и правозащитной деятельности в роли журналистов, писателей. Уделяется особое внимание возобновлению деятельности МХГ, Свободного Межпрофессионального объединения трудящихся (СМОТ) и созданию общества "Мемориал".

Историография. Изучение правозащитного движения в СССР ещё находится в стадии складывания концепции. Эта тема вилось до второй половины 1980-х г. являлась запретной в СССР и изучение истории правозащитного

движения развивалось следующим образом: собственно советская литература того времени была представлена изданиями, отражающими официальную позицию власти по отношению к правозащитному движению, самиздатовской литературой и западной историографией.

При таком положении официальная историография не признавала инакомыслие в качестве темы исторического исследования. Понятно, что в таких условиях в СССР не могли появиться работы, объективно освещающие историю возникновения, цели, задачи движения инакомыслящих, а также формы и методы их
деятельности. Поэтому историография изучения диссидентского движения в СССР в настоящее время окончательно не сформировалось.

Историографию истории правозащитного движения можно разделить в её развитии на 3 этапа. Первый этап не выходит за рамки второй половины 1980-х г. Второй - завершается в начале 1990-х годов. Третий - охватывает время, примерно, с 1991 г. до наших дней.

В работах первого этапа диссиденты объявлялись антисоветскими элементами, в отношении их употреблялся термин «отщепенец», ставший синонимом термина "врага народа". В моральном плане диссиденты изображались как двуличные, безнравственные типы, действующие по указаниям западных спецслужб.

Примером изображения такого рода может служит книга Н, Н. Яковлева «ЦРУ против СССР»30. В книгу включены только те свидетельства и документы, которые преследуют поставленную цель - любыми средствами дискредитировать диссидентское движение в СССР как чужеродное явление, внедренное в страну ЦРУ США. Автор не видит никаких внутренних причин, породивших инакомыслие в СССР. Он не приводит ни конкретных свидетельств, ни каких-либо документов о том, когда, каким образом и кого из инакомыслящих завербовали американские агенты. Крупных деятелей движения автор сопровождает оскорбительными определениями: Сахаров — «страдающий политической маниловщиной простак», Солженицын - «верный слуга ЦРУ», «идеолог фашизма», Буковский - «матерый преступник» и т.д. Книга «ЦРУ против СССР отражает позицию идеологических и карательных учреждений СССР в отношении диссидентов. Она полезна для исследователей тем, что помогает ярче представить обстановку, которая была создана вокруг диссидентов31.

Существенно отличаются от официальных оценок (как по форме, так и по характеристикам) образцы самиздатской литературы, в которой впервые появились произведения участников движения32. Одной из первых таких попыток можно считать статью А. Амальрика "Просуществует ли Советский Союз до 1984 года?"33. Будучи историком и писателем, Амальрик первым из диссидентов в своем

30 Яковлев Н.Н ЦРУ против СССР. Мм 1983.

31 Кроме книги Яковлева, таким же примером может служить книга Белова А., Шилкина А. Диверсии без динамита. М., 1972.

32 Сюда относится и тамиздатская литература. Основная часть этой литературы была переиздана в постперестроечный период.

33 Амальрик А. Просуществует ли Советский Союз до 1984 года? Амстердам: Фонд им. Герцена, 1970.
прогностическом эссе дал характеристику демократического движения в СССР. В 1969 г. книга Амальрика вышла в свет, но не хмогла быть издана в Советском Союзе просто по причине ее заголовка, не говоря уже о содержании. В 1970 г. она издана в Амстердаме на русском языке, а затем издавалась во многих странах. В СССР она распространялась по самиздатским каналам, а в 1990 г. была впервые опубликована в журнале «Огонёк» 34.

Если Амальрик выражал позиции той части диссидентов, которых принято относить к либерально-демократическому направлению, то историк-диссидент Рой Медведев, выступивший на Западе с книгой о социалистической демократии35, являлся идеологом партийно-демократического течения. Сущность этой идеологии состояла в том, что в условиях социализма вполне допустима широкая демократия, если избавиться от сталинских деформаций социализма и вернуться к подлинному ленинизму36.

Нельзя не отметить и публикации А. Сахарова. Его первая неофициальная самиздатская работа "Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе" написана в 1968 г37. В ней автор хотел отразить свои мысли о самых важных вопросах, стоящих перед человечеством, - войне и мире, о диктатуре, о запретной теме сталинского террора и свободе мысли, о демографических проблемах и загрязнении среды обитания, о той роли, которую может сыграть наука и научно-технический прогресс. А. Сахаров признавался, что на общем настроении данной работы сказалось время ее написания - разгар «пражской весны». Действительно, в первом публицистическом произведении академика чувствуется влияние идей «социализма с человеческим лицом», которые были популярны в среде интеллигенции.

Особый интерес представляет работа Л. Алексеевой "История инакомыслия в СССР. Новейший период"38, впервые изданная в Нью-Йорке в 1984 г.39 Л Алексеева была первым российским историком, предпринявшим попытку систематизированного описания истории инакомыслия в СССР. Являясь

34 Амальрик А. Просуществует ли Советский Союз до 1984 года?// Огонек. 1990, № 9. Позже неоднократно переиздавалась.

35 Медведев Р. Книга о социалистической демократии. Амстердам-Париж, 1972.

36 Кроме этой книги существует еще самиздатская публикация: Медведев Ж. и Медведев Р. Кто сумасшедший? London, 1971.

37 Тогда эта работа распространена только по самиздаской форме// Сахаров А. Д. Тревога и Надежда. М., 1990.

38 Алексеева Л. История инакомыслия в СССР...

39 Публикация этой книги в России в 1992 году стала возможной благодаря окончательному крушению прежнего режима в Советском Союзе и началу реформ. Уже в последние годы перестройки в СССР, особенно после реабилитации диссидентов и освобождения их из заключения, стали появляться первые положительные публикации о них.
активным участником правозащитного движения и членом Московской Хельсинкской группы, Алексеева принимала участие в выпуске «Хроники текущих событий» и других материалов самиздата. На основе документов из архивов самиздата и других материалов, имевшихся за рубежом, в книге освещены все основные течения диссидентского движения, существовавшие в СССР в 50 - 80-х годах XX века. В ней впервые даётся периодизация истории правозащитного движения. В целом исследование Алексеевой является фундаментальным трудом, заложившим основы современной историографии диссидентского движения. До сих пор эта научная работа остаётся наиболее полным, комплексным и документально обоснованным исследованием по данной теме.

В то время, как в СССР произведения на эту тему были в основном самиздатскими по форме, у западных исследователей в 70-80-е гг. выходят уже обобщающие научные труды''0.

Так, P. Reddaway в своей работе «Uncensored Russia. The human rights movement in the Soviet Union» 4I отделяет идейно-нравственную позицию диссидентов от других форм выражения протеста против советского тоталитаризма. Эта книга написана на основе ХТС (вып 1-21), изданной до 1971 г. Поэтому, в ней подробно рассматриваются события, произошедшие в первый период правозащитного движения, например, процесс по делам Синявского и Даниэля, Четвертых, Григоренко, Марченко и др.

Наиболее крупной западной работой, охватывающей основные проблемы демократического движения в СССР, является коллективная монография, подготовленная под редакцией R.L. Tokes42. В ней рассматриваются вопросы государственной политики и идеологии советского государства и альтернативная идейно-нравственная позиция диссидентов. Авторы считают инакомыслие естественным продуктом советской политической системы, построенной на принудительном единомыслии, и приходят к выводу, что участники демократического движения не являются революционерами, так как у них нет единой позитивной программы, широкой поддержки масс.

40 При работе над диссертацией была проанализирована только литература на английском языке, т. к. другими языками автор не владеет. К сожалению, на корейском языке работ по данной теме практический нет.

41 Uncensored Russia. The human rights movement in the Soviet Union/ Ed. By P. Reddaway. London. 1972.

42 Dissent in the USSR. Politics, ideology and people / Ed By R.L. Tokes Baltimore, London, 1975.
Английский исследователь F. J. Feldburgge в свом труде «Samizdat and political dissent in the Soviet Union»43 довольно подробно изучает самиздат: возникновение, характер и содержание материалов, распространение, преследование со стороны властей. Особое внимание уделено «Хронике текущих событий». Shatz M. в своей работе рассматривает вопросы генезиса и исторического течения советского диссидентства, и общественного влияния на дело Синявского и Даниэля44.

Работы иностранных исследователей диссидентского движения в СССР отражают точку зрения Запада. Существенным недостатком западных исследований является ограниченность документальной базы, что приводит к определенной однобокости при освещении.

Наиболее важными и интересными публикациями этого периода являются образцы самиздатской литературы45, в основном публиковавшиеся за рубежом.

Второй историографический этап охватывает время с 1985 г. (начало Перестройки) до 1991 г. (распад СССР).

В этот период в СССР начинает осуществляться политика демократизации и гласности, связанная с именем генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева. В результате реформ общественно-политическая жизнь в стране начинает меняться: исчезают запретные зоны для объективного анализа и критики, возрастает роль и значение средств массовой информации, неформ&чьных движений, развивается процесс переоценки ценностей. В органах власти и управления в итоге выборов 1989-1990 гг. появились демократически настроенные народные депутаты и голоса диссидентов, гонимых в прошлом, услышала вся страна. В конце 1980-х годов появились статьи и книги участников правозащитного движения и о диссидентском движении, изданные уже не за рубежом, а в СССР.

Одним из заметных явлений на книжных прилавках стал сборник статей «Иного не дано» 46. В этом сборнике А. Д. Сахаров, показывая неизбежность перестройки, в качестве одной из главных причин переживаемого кризиса назвал «отсутствие плюрализма в структуре власти, в экономике (за исключением периода нэпа), в идеологии». Необходимую плюралистическую эволюцию общества, по
Список литературы .
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23103.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.