У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Участие западногерманский политический партий в создании ФРГ
Количество страниц 244
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23109.doc 
Содержание Содержание
Оглавление

Введение 4

Глава I. Представления партий

послевоенной Западной Германии

о будущем конституционном устройстве страны 46

1.СДПГ 46

/U 2.ХДС/ХСС • . 55

3. Либералы, консерваторы, коммунисты 64

Глава^!. Оккупационные власти,

премьер-министры и политические партии 73

1. Франкфуртские документы и первая

реакция на них политических партий 73

2. Кобленцская конференция премьер-министров 87

3. Перелом в обсуждении лондонских решений. Нидервальдская и франкфуртская конференции 98

4. Херренхимзейский конвент 107

Глава III. Первый этап работы Парламентского совета

(сентябрь 1948 - январь 1949 гг.) 119

1. Создание Парламентского совета и его состав 119

2. Определение государственно-правового устройства Западной Германии

в комитетах Парламентского совета и на пленуме 130

3. Парламентский совет и оккупационные власти -

первые противоречия 147

4. «Франкфуртская афера» 154

Глава IV. Через конфронтацию к сотрудничеству.

Парламентский совет и оккупационные власти в январе-мае 1949 г. 170

1. Координация внутри- и межпартийной политики в январе 1949 г. Второе и третье

чтение в Основном комитете 170

2. Неудачные поиски Парламентским

советом компромисса с оккупационными властями.

Переход СДПГ в оппозицию 180

3. Вашингтонская конференция министров иностранных дел и ее влияние на подготовку Основного закона.

Апрельский кризис в Парламентском совете 192

4. Уступка оккупационных властей. Завершение

работы над Основным законом 208

Заключение 223

Приложение 1. Состав Парламентского совета 236

Приложение 2. Члены Парламентского совета

по фракциям 237

Список источников 240

Список литературы 244


Введение

Полный крах фашистской диктатуры привел к политическому, экономическому и социальному кризису в Германии. Находясь в состоянии крайнего истощения, страна, кроме того, оказалась раздробленной союзниками на оккупационные зоны и потерявшей свою государственность. Оккупация страны державами-победительницами как расплата за преступления нацизма стала важнейшим политическим фактором в послевоенной Германии. В ее условиях немецкий народ должен был преодолеть последствия постигшей его трагедии.

Решения Ялтинской и Потсдамской конференций стран-союзниц, как и их последствия, беспрецедентны в мировой истории. Не уничтожив полностью самостоятельность Германии, даже обеспечив ей определенную внутриполитическую свободу, союзники, тем не менее, поставили страну в полную зависимость от себя. Раздел на зоны влияния послужил главным карающим и превентивным орудием против германского милитаризма. Подход СССР, западных союзников в целом и США, Великобритании и Франции в частности к решению германского вопроса кардинально различался. Несмотря на это, очевидным было намерение каждой из стран-союзниц рано или поздно предоставить Германии самостоятельность и вернуть ей в той или иной форме государственность. Стабильное немецкое государство занимало в планах как СССР, так и западных союзников, за исключением Франции, особо важное место. Советский Союз, Великобритания и особенно США видели Германию проводником своих интересов в Западной и Центральной Европе. Внутриполитическая самостоятельность германского государства при внешнеполитической ориентации на коммунистический либо

капиталистический блок соответственно были долгосрочными тактическими задачами СССР и западных союзников.

Общей для них стала невозможность с самого начала оккупации осуществлять ее без помощи немецкой стороны. Кроме того, демократизация, объявленная главной целью союзников, предусматривала активное участие в этих процессах самих немцев. Первым шагом на пути приобщения немцев к ответственности за **г будущее своей страны и демократизации стала легализация

политических партий. В советской оккупационной зоне она началась уже в июне 1945 г. Западные союзники некоторое время колебались относительно возможности самостоятельной политической активности населения в своих зонах, а потому начали процесс легализации только в сентябре 1945 г.

Одновременно с этим происходила легализация прессы, затем последовало создание земельных конституций и правительств, организация самоуправления на местах. Все это красноречиво свидетельствовало о том, что рано или поздно на территории Германии вновь возникнет государство, в управлении которым, под контролем оккупационных властей, важную роль будут играть сами немцы. За первые послевоенные годы полное недоверие оккупационных властей к возможности самостоятельной немецкой политики постепенно трансформировалось в их сотрудничество с немецкими организациями и органами управления. Это давало им все основания оптимистично оценивать возможности обретения Германией самостоятельности.

Конструктивное сотрудничество внутри блока союзных государств с самого начала было не только трудно осуществимо, но и невыгодно им самим. Развитие событий на мировой арене в первые послевоенные годы стало лучшим тому доказательством. Провозглашение США доктрины Трумэна и плана Маршалла, создание в 1947 г Бизоний, крах мюнхенской конференции премьер-министров четырех оккупационных зон (5-8 июня 1947 г.) доказывали

невозможность решения германского вопроса всеми четырьмя союзными государствами совместно. На повестку дня встал вопрос о разделении Германии на восточную и западную зоны и возможном создании на этих территориях самостоятельных государств. Первыми о подобных планах заговорили западные союзники, озабоченные возможностью укрепления позиций Советского Союза в Западной Европе. К началу лондонской конференции министров иностранных дел западных союзников (23 февраля-6 марта 1948 г.) создание сепаратного германского государства на территории западных оккупационных зон уже не подвергалось ими сомнению.

С этого момента западные оккупационные зоны официально встают на путь объединения в рамках сепаратного государственного образования, первым шагом на котором должно было стать создание конституции. Выработать конституцию самостоятельно и предложить ее немцам директивным путем западные оккупационные власти в условиях конфронтации с СССР не могли - это ставило бы под сомнение легитимность создаваемого государства. С другой стороны, высокая степень демократизации Западной Германии и участие ее политиков в управлении страной вполне позволяли западным немцам самим создать законодательную базу для нового государственного образования.

1 июля 1948 г. премьер-министры одиннадцати западных земель получили официальное предписание западных союзников подготовить проект конституции. В данной работе нам предстоит рассмотреть то, как проходил этот процесс и какую роль в нем сыграли западногерманские политические партии.

В процессе работы над Основным законом и на подготовительном этапе к ней кристаллизовались взгляды политических партий на будущее Германии. До 1947 - первой половины 1948 г. не могло быть и речи о широкой межпартийной дискуссии по этому вопросу. Каждая партия решала его самостоятельно: СДПГ - под авторитарным началом К. Шумахера,

ХДС - в попытках создать единую межзональную организацию, более мелкие партии, такие, как СвДП, ГП, «Центр», - в упорной борьбе за место на политическом Олимпе. Однако чем яснее становилась неизбежность сепаратного конституирования Западной Германии, тем более активизировалась внутри- и межпартийная дискуссия по вопросу о будущем Германии. С того момента, когда оккупационные власти официально заявили о создании западногерманского государства, политическая дискуссия выходит за рамки отдельных партий и приобретает широкий межпартийный характер.

Работа над Основным законом стала для переживавшей период становления политической системы Западной Германии своеобразным боевым крещением. Она не только способствовала определению приоритетов внутри- и межпартийного развития на многие годы, но и заставила каждую партию в отдельности задуматься о дальнейших перспективах. Стало очевидно, что в случае пассивной тактики партий в числе проигравших окажутся как они сами, так и Западная Германия в целом. За период с 1 июля 1948 г. (обнародование предложений союзников в форме т.н. франкфуртских документов) до вступления западногерманской конституции в силу 24 мая 1949 г. партии проделали в своем идейном развитии путь, на который в иной обстановке им бы потребовались годы. Изучение этого пути, проделанного в противостоянии с оккупационными властями и политическими оппонентами, представляется достойной и важной задачей исследования.

В своем ответе на вопросы иностранных корреспондентов весной 1949 г. лидер социал-демократов К.Шумахер назвал западногерманские партии «всего лишь шахматными фигурами»1. Позволим себе подвергнуть сомнению безапелляционность этого

1 Schumacher К. Reden-Schnften-Korrespondenzen. 1945-1952 / Hg. W. Albrecht. Berlin-Bonn, 1985. S. 634.

высказывания. Не менее спорно и мнение высокопоставленного офицера британской военной администрации в Германии Г. Симонса, полагавшего, что „Основной закон был создан в первую очередь для международных целей"2.

Между тем, Парламентский совет, собравшийся 1 сентября 1948 г. с целью подготовки Основного закона, родился не из пустоты, а опирался на результаты оживленных дискуссий всех

w западногерманских политических сил. Активные дебаты по поводу

конституции, начавшиеся в Западной Германии уже с 1947 г., велись теми же действующими лицами, которые чуть позже стали отцами Основного закона. Большинство вопросов, вставших на повестку дня в Парламентском совете, были предметом ожесточенных споров еще за год до его созыва. Сомнительно, чтобы эти наработки моментально потеряли свою силу под натиском каких-либо внешних сил.

™ Обширные компетенции оккупационных властей и их влияние

на внутреннюю политику западных зон заставляют, безусловно, поднять вопрос о степени независимости процесса западногерманского конституирования. Тем не менее, было бы в корне неверным на основании только этого факта ставить под сомнение самостоятельность принятого в 1948-1949 гг. решения.

Актуальность темы исследования. Процессы становления германской государственности после войны и трансформации пост тоталитарного общества - темы, актуальность которых неизменна. Одним из их важнейших аспектов является подготовка западногерманской конституции - Основного закона ФРГ в 1948-1949 гг. До настоящего времени ни в историографии, ни в публицистике так и не сформировалось единого мнения по поводу соотношения степени влияния западных оккупационных властей и немецкой

2 Simons H. The Bonn Constitution and ist Government // H.J. Morgenthau. Germany and the Future of Europe. Chicago, 1951. P. 114.

стороны на процесс создания Основного закона. В ходе холодной войны рассуждения на эту тему были идеологическим прикрытием для конфронтации между ГДР и ФРГ и стоящими за ними иностранными политическими силами. Коммунистический блок с самого момента принятия Основного закона утверждал, что он навязан Западной Германии США, Великобританией и Францией. На этом постулате строилась значительная часть пропаганды как СССР,
обвинения, указывая на свободу законодательного творчества, которую они предоставили отцам конституции.

Между тем, оживленные дебаты в исторической литературе и публицистике относительно истинной степени свободы западногерманских партий при работе над Основным законом демонстрировали спорность любых однозначных оценок. В период объединения Германии тема ответственности немецких политиков и

оккупационных властей за раскол вновь приобрела актуальность.

Однако и после объединения - до настоящего времени - вопрос не утратил остроты. Германия как государство и сами немцы продолжают оценивать свое место в мировом сообществе и мировой истории. Взвешенная оценка участия политических партий в процессе подготовки конституции ФРГ, а значит, и становлении западногерманской государственности, играет при этом первостепенную роль.

/ Объект исследования. Политика западногерманских партий

на этапе становления государственности ФРГ и, в частности, в процессе подготовки Основного закона в 1948-1949 гг.

Предметом исследования являются внутри- и межпартийные дискуссии по поводу содержания Основного закона, а также влияние западных оккупационных властей на подготовку конституции.

Хронологические рамки диссертации охватывают период с 1 июля 1948 г. по 23 мая 1949 г. - с момента вручения немецкой
стороне франкфуртских документов с предписанием создать конституцию Западной Германии и до принятия Основного закона.

Степень изученности темы. История обретения Западной Германией государственности получила во всех своих аспектах широкое освещение в зарубежной историографии. Наибольшее количество работ о процессе создания ФРГ появилось в Германии, США и Великобритании. Интерес к этой теме возник практически ' сразу же после создания ФРГ и не проходит до настоящего времени.

В научный оборот постоянно вводятся новые источники, выходят на первый план новые проблемы. Если в первые послевоенные десятилетия издавались в основном общеисторические работы, то уже с 1960-х годов постепенно начинают появляться политологические и юридические труды, посвященные более узким аспектам работы над Основным законом. В последние десятилетия особенно популярными стали политологические работы, посвященные проблеме федерализма в послевоенной деятельности политических партий. Актуальность этой теме придало воссоединение Германии - события 1948-1949 гг. лежат в основе государственности ФРГ и дальнейшей деятельности политических партий.

Изданные к настоящему времени зарубежные работы имеет смысл разделить на пять групп: общие работы по послевоенной истории Германии, работы по взаимоотношениям оккупационных властей и западногерманских политиков, исследования внутриполитической и партийной борьбы вокруг Основного закона, труды, посвященные юридическим и политологическим аспектам государственно-правового оформления ФРГ, и биографические работы.

Общие монографии по послевоенной истории ФРГ рассматривают процесс работы над Основным законом в русле
прочих экономических, политических и социальных" процессов.3 Характер темы не позволил их авторам подробно остановиться на процессе подготовки конституции. Процесс вынашивания немецкой стороной планов о будущем Германии отодвинут в них на второй план изложением планов союзников. Тем самым, авторы непроизвольно проявляют тенденцию к занижению роли западногерманских политиков. М. Овереш, К. Дювель, К. Клессман4, ограничились краткими историческими справками о характере работы Парламентского совета.

Монографии Г.-П. Шварца, Т. Эшенбурга, В. Бенца, A.M. Бирке, являющиеся классическими по данной теме, значительно большее внимание уделяют политологическому анализу внутренних аспектов создания ФРГ5. Авторы подходят к нему по-разному: Шварц в качестве исходного пункта выбирает внешний фактор, оккупацию, Бенц - наоборот, внутриполитическое развитие Западной Германии. Работы Бирке и Эшенбурга отличает соразмерность этих двух начал. При этом последний приблизил свою работу к научно-популярному жанру за счет обилия иллюстративного материала, что не лишило ее, однако фундаментальности.

Внешний фактор - оккупация союзниками - выступает во всех работах о создании ФРГ и в качестве постоянного фона, и как самостоятельная сюжетная линия. Историография политики оккупационных властей начала развиваться сравнительно поздно - с

3 Badstubner R , Thomas S. Die Spaltung Deutschlands 1945-1949. Berlin, 1966; Grosser A. Geschichte Deutschlands seit 1945. Munchen, 1975, Thilenius R. Die Teilung Deutschlands. Hamburg, 1957; Krautkramer E. Deutsche Geschichte nach dem zweiten Weltkneg. Hildesheim, 1962,
4 Overesch M. Deutschland, 1945-1949. Konigstem/Ts , 1979; Он же Gesamtdeutsche Illusion und westdeutsche Realitat. Dusseldorf, 1978; Duwell К Entstehung und Entwiklung der BRD. 1945-1961. Munchen, 1972; Klessman Ch Die doppelte Staatsgrundung. Gottingen, 1982.

5 Schwarz H.-P. Vom Reich zur Bundesrepubhk. Deutschland in Widerstreit der aussenpolitischen Konzentration in den Jahren der Besatzungsherrschaft 1945-1949. Berlin, 1966; Eschenburg T. Jahre derBesatzung 1945-1949. Stuttgart, 1983; Benz W. Von der Besatzungsherrschaft zur Bundesrepubhk. Stationen einer Staatsgrundung
1960-х гг. Ее пик приходится на 70-80-е гг., когда появилась возможность более открыто говорить об отрицательных сторонах оккупации и когда стали доступными многие закрытые документы.

Значительный пласт составляют исследования, посвященные оккупации в целом, взаимоотношений союзников, международного фона раскола Германии. Работа Дж. Гимбеля и Дж. Хеннеси6 посвящена зарождению и развитию конфликта СССР и западных * союзников. Как и авторы других работ времен холодной войны,

авторы склонны видеть причину раскола в политике Советского Союза. В. Грунер, обстоятельно изучивший ход лондонской конференции шести западных держав 1948 г.7, подготовил тем самым материал для исследователей как истории германского вопроса, так и конституирования Западной Германии. Архивные материалы, привлеченные автором, раскрывают суть разногласий между Францией, США и Великобританией. Грунер доказывает, что на этом этапе в планах союзников еще не было предоставления немцам возможности самим решать свою судьбу.

Следует иметь в виду тот факт, что исследования по оккупационной политике подвержены наибольшей тенденциозности и зачастую крайне категоричны. Э. Хан в статьях «Политика Соединенных Штатов по западногерманской конституции» и «Оккупационные власти и конституционное восстановление .^ Западной Германии»8 указывает на то, что ни у премьер-министров,

ни у Парламентского совета не было возможности свободного выбора - все за них было решено оккупационными властями.

Frankfurt/ Main, 1984; Birke A. M. Nation ohne Haus. Deutschland 1945-1949. Berlin, 1989.

6 Gimbel J., Hennessy J.C. From Coalition to Confrontation. Belmont, 1972.

7 GrunerW.D. Die Londoner Sechsmachtekonferenz von 1948 und die Entstehung der Bundesrepublik Deutschland // Grossbntanien und Deutschland. Festschrift fur John W. Bourke/ Hg. O. Kuhn. Munchen, 1974. S. 139-165.

8 Hahn E.J. U.S. Policy on a West German Constitution 1947-1949 //American Policy and the Reconstruction of West Germany 1945-1955 / Hg. J.M. Diefendorf u a. Cambridge 1993. S. 21-44; Он же. The Occupying Powers and the Constitutional
Соответственно, он оценивает как минимальный вклад немецкой стороны в создание своей государственности. Не столь категорична работа Дж. Гимбеля по американской оккупационной политике9, хотя и в ней деятельность военной администрации несколько идеализируется - автор оправдывает ее попытки силового решения кризисных ситуаций в Парламентском совете.

В изданной в 1960 г. монографии о британском вкладе в lv возрождение западногерманской демократии Р. Эбсворт заметно

преувеличивает роль Великобритании10. Смысл этого заключается в негласном соревновании Великобритании с США в данном вопросе. Постепенно надобность в пропагандистском подходе становилась все меньше и все объективнее становились исследования на эту тему.

Из немецких работ по американской оккупационной политике интересна монография В. Кригера «Генерал Люциус Клей и американская оккупационная политика»11, написанная с привлечением широкого круга архивных источников американского происхождения. Автор приходит к выводу о значительной самостоятельности немецкой стороны в рамках отведенных ей полномочий, но, тем не менее, выступает апологетом Клея. Согласно ему, генерал в своей деятельности старался исходить исключительно из соображений выгоды Западной Германии. При этом автор преуменьшает значение личных предпочтений Клея при определении германской политики.

Первостепенный интерес представляет статья A.M. Бирке «Великобритания и Парламентский совет».12 Ее центральный вопрос

Reconstruction of West Germany, 1945-1949 // Cornerstone of Democracy. The West German Grundgesetz 1949-1989. Washington, 1995. S. 7-35.

9 Gimbel J. Amenkanische Besatzungspolitik in Deutschland. 1945-1949. Frankfurt/ Main.1971.

10 Ebsworth R. Restoring Democracy in Germany. The Britisch Contribution. London, 1960.

11 Krieger W. General Lucius D. Clay und die amenkanische Deutschlandpolitik 1945-1949. Stuttgart, 1987.

12 Birke A.M. Grossbntanien und der Parlamentarische Rat // VfZ 42 (1994).
- насколько велико было влияние Великобритании на Основной закон. Автор приходит к выводу о том, что в более ранних исследованиях эта роль преувеличивается. Бирке опровергает традиционную точку зрения о тайной помощи англичан СДПГ на всем протяжении работы Совета и особенно во время последнего кризиса весной 1949 г. Вопрос о роли Франции в подготовке Основного закона еще ждет своего исследователя.

Интересен замысел монографии Г.-Й. Граббе13, который свел воедино взаимоотношения ХДС/ХСС, СДПГ и американских оккупационных властей. Этот фундаментальный труд рассматривает не только экономическую политику США и их роль в государственном строительстве Западной Германии, но и то, насколько эффективно западногерманские партии смогли защищать свободу своих действий. Граббе отвечает также на важный вопрос, почему политика США была повернута лицом к христианским демократам и отличалась бескомпромиссностью по отношению к социал-демократии.

Уже начиная с 1950-х годов в Западной Германии начинают появляться работы, посвященные внутриполитическим и партийным аспектам создания ФРГ и работы над Основным законом. Однако зачастую сложно провести грань между работами, посвященными внешне- и внутриполитическим аспектам создания ФРГ. Пожалуй, наибольшее количество споров вызвали события лета 1948 г. -обсуждение немецкой стороной франкфуртских документов союзников. Наиболее интересной нам кажется оценка В. Гиссельмана14. Он считает попытку премьер-министров западных земель сохранить • независимость от оккупационных властей провалившейся. Т.Фогельзанг, напротив, считает, что такой попытки и не было: немецкая сторона была готова без дебатов принять

13 Grabbe H.-J. Unionsparteien, Sozialdemokratie und Verenigte Staaten von Amenka 1945-1966. Dusseldorf, 1983.
предложения союзников15. К. Дювель приходит к выводу, что немцы смогли настоять на своей концепции временных государства и конституции16.

Дж. Гимбель восстановил в своей статье17 ход конференций премьер-министров, начиная с 1945 г. Р. Морзай рассматривает политику премьер-министров западных земель в 1947-1949 гг. и закономерно устанавливает, что с началом заседаний

s J Парламентского совета их роль в решении судьбы Германии начала

стремительно уменьшаться18.

Историография херренхимзейского конвента, выработавшего в августе 1948 г. предварительный проект Основного закона в нескольких редакциях, намного более однородна. В. Бенц и Г. Зэкер в своих обзорных статьях, а также П. Мерц и Г. Оберрейтер19 высоко оценивают его значение для формирования конституционного права Западной Германии. Тем не менее, они разделяют мнение

*' современников о том, что конвент не ушел дальше скорее

отвлеченных, чем конкретных дискуссий узких специалистов в конституционном праве.

Историография политических дебатов в Парламентском совете довольно молода. Она начиналась статьями обзорного характера

14 Giesselmann W. Die Koblenzer Beschlusse vom 10. Juli 1948 - eine Alternative zur Weststaatsgrundung // Geschichte in Wissenschaft und Unterncht 38 (1987),

15 Vogelsang Th. Koblenz, Berlin und Rudesheim. Die Option fur den westdeutschen Staat im Juli 1948// Festschrift fur Hermann Heimpel. Bd.1. Gottingen, 1971.

16 Duwell K.Die Rittersturz-Konferenz vom Juli 1948 // Rheinland-Pfalz ensteht Beitrage zu den Anfangen des Landes Rheinland-Pfalz in Koblenz 1945-1951. Boppard, 1984.

17 Gimbel J. Die Konferenzen derdeutschen Ministerpasidenten. 1945-1949 //Aus Politik und Zeitgeschichte B31 / 71.

18 Morsey R. Entscheidung fur den Westen. Die Rolle des Mmisterprasidenten in den 3 Westzonen im Vorfeld der Bundesrepubhk Deutschland 1947-1949 //Westfalische Forschungen 26 (1974).

19 Benz W. Der Verfassungskonvent von Herrenchiemsee //Aus Politik und Zeitgeschichte.B32-33 / 98; Sacker H. Verfassungskonvent 1948 // Die offentliche Verwaltung 51 (98).; Weichenstellung fur Deutschland. Der Verfassungskonvent von Herrenchiemsee/Hg. P. Marz, H. Oberreuter. Munchen, 1999.
К. Кёле и А. Шикеля20, лишь наметившими в общих чертах данную сюжетную линию. К. Никлаусс в статье на ту же тему сконцентрировал свое внимание на межпартийных конфликтах в Совете21. Однако это еще скорее набросок, чем сколько-нибудь фундаментальная разработка. Позже особый исследовательский интерес вызвал весенний кризис 1949 г22. Д. Дюдинг рассмотрел крайне интересный аспект деятельности Совета - баварскую J оппозицию23.

М. Фельдкамп, один из издателей «Актов и протоколов Парламентского совета», написал свою монографию «Парламентский совет 1948-1949 гг. Рождение Основного закона»24 на основе собственных вводных статей к «Актам и протоколам». Работа построена по хронологическому принципу - начинается строго с открытия Парламентского совета и заканчивается принятием Основного закона 23 мая 1949 г. Она имеет как положительные (первое полное изложение истории Парламентского совета), так и отрицательные стороны. Так, Фельдкамп ограничил анализ идейной борьбы вокруг Основного закона. В результате монография приобрела характер летописи с нечастыми авторским комментариями. Другим ее недостатком является отсутствие ссылок на большинство источников. Проработав и включив их в «Акты и протоколы», Фельдкамп, как правило, лишь при прямом цитировании указывает источник информации. В целом, работа Фельдкампа,

20 Kohle К. Vorgeschichte, Arbeit und Konflikte des Parlamentanschen Rates // Politische Studien 22 (1971); Schickel A. Der Parlamentansche Rat Im Winter 1948/49 entstand das Grundgesetz der Bundesrepublik Deutschland // Damals 6 (1974).

21 Niclauli K. Politische Kontroversen im Parlamentanschen Rat // Aus Politik und Zeitgeschichte B32-33 / 98.

22 Grabbe H.-J. Die deutsch-alliierte Kontroverse um den Grundgesetzentwurf im Fruhjahr 1949 // VfZ 26(78); Morsey R. Die letzte Knse im Parlamentanschen Rat und ihre Bewaltigung (Marz-April 1949) // Staat, Kirche, Wissenschaft in einer pluralistischen Gesellschaft. Festschrift zum 65. Geburtstag von Paul Mikat / Hg D. Schwab u a Berlin.

23 Dudmg D. Bayern und der Bund. Bayensche "Opposition" wahrend der Grundgesetzberatungen im Parlamentanschen Rat (1948/49). Der Staat 29 (90)

24 Feldkamp M F. Der Parlamentansche Rat 1948-1949. Die Entstehung des Grundgesetzes. Gottingen, 1998.
несмотря на столь многообещающее название, разочаровывает: по глубине анализа материала она, безусловно, оставляет желать лучшего.

Уже в 1951 году появилась первая работа, посвященная непосредственной истории возникновения Основного закона25. Позднейшие исследования В. Дистелькампа, К. Фридриха, К. Крёгера, Р. Лея, Р. Морзая, Р. Муссгнуга, М. Закса, Ф. Виземана в

J общих чертах обрисовали историю западногерманской

конституции26. В своем большинстве это небольшие по объему статьи, часто написанные юристами, призванные наметить основные вехи работы над ней. Среди них выделяется посвященная предыстории Основного закона статья Э. Пикарта27. Пикарт поставил перед собой цель рассмотреть, как происходила подготовительная работа к конституированию Западной Германии в 1947-1948 гг. и исследовал конституционную дискуссию во всем ее многообразии.
Список литературы .
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23109.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.