У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Народный комиссариат танковой промышленности СССР в период Великой Отечественной войны. Организация и деятельность. 1941-1945 гг.
Количество страниц 269
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23111.doc 
Содержание Содержание
Введение 3

Глава первая. Создание Народного комиссариата танковой промышленности СССР и развитие его производственно-технической базы в ходе войны 38

§1. Развитие танковой промышленности в СССР в годы довоенных пятилеток (1928 -1941 гг.) 38

§2. Формирование Народного комиссариата танковой ¦ промышленности (НКТП) в 1941 году 56

§3. Эвакуация предприятий НКТП и их восстановление в восточных районах СССР (1941-1942 гг.) 73

§4. Развитие производственно-технической базы предприятий НКТП в годы войны 92

§5. Центральные органы управления НКТП: изменения в структуре и кадровом составе , 113

Глава вторая. Деятельность НКТП по увеличению количества и повышению качества производимых танков 133

§1. Развёртывание массового производства танков I (конец 1941 — первая половина 1942 гг.) 133

82. Меры по дальнейшему увеличению объёмов производства танков во второй половине 1942 -1945 гг. 156

§3. Рабочие и служащие предприятий НКТП в годы войны: источники пополнения, кадровый состав, условия труда и повседневной жизни 182

84. Деятельность НКТП по улучшению надёжности танков 201

85. Деятельность НКТП по совершенствованию

боевых свойств танков 220

щ Заключение 243

Список источников и литературы 258

Приложения 269

ВВЕДЕНИЕ

Великая Отечественная война была величайшим испытанием в истории Советского Союза. В ходе этой войны решалась не только судьба всего государства. Было поставлено под вопрос существование народов, населявших СССР, сохранение их культуры и даже их физическое выживание. Политической целью войны Германии и её союзников были ликвидация СССР как государства, уничтожение части населения для расчистки «жизненного пространства», использование оставшихся в качестве бесправной рабочей силы. Перед Советским Союзом встал вопрос о том, быть или не быть. В этом решающем, поистине судьбоносном столкновении проявились все сильные и слабые стороны советской системы. То, что несмотря на горькие поражения в начале войны, несмотря на все те огромные усилия, которые понадобились для того, чтобы её вести, СССР всё же одержал в ней победу, закончив её в Берлине, было большим историческим успехом народа и государства.

Исход войны решался не только на фронте. Победа зависела не только от доблести солдат и талантов командиров, но и от качества и количества вооружения и боевой техники, изготовленной в тылу. Для того, чтобы армия могла продолжать успешно вести войну, необходима была мощная экономическая основа, способная поддерживать вооружённые силы в тяжелой борьбе, давать им необходимые для победы средства. Многое имело при этом значение: сельское хозяйство, без продукции которого не могли выжить ни армия, ни население страны; транспорт, без которого не были возможны ни военные перевозки, ни нормальное функционирование промышленности; добывающая промышленность, так как без сырья индустрия остановится, металлургия, потому что справедливы слова: «металл - хлеб войны». Но особенно важное значение имела военная промышленность. Именно она даёт войскам оружие и военную технику, и тем самым напрямую влияет на ход войны. В военный период она оказывается как бы наверху хозяйственной пирамиды, и остальные отрасли работают в первую очередь на её нужды. В её продукции воплощается конечный результат работы всей экономической системы в целом. Успешная работа военной промышленности - свидетельство эффективности экономической системы как таковой.

В период войны условия работы военной промышленности СССР были неблагоприятными. В 1941, а затем и 1942 годах противнику удалось захватить огромные территории, на которых были расположены развитые промышленные районы, ценные источники сырья и сельскохозяйственной продукции. Существующие хозяйственные связи были нарушены. Транспорт работал нерегулярно, с перебоями. Объём производства основных видов промышленной продукции в СССР в 1942 году значительно уступал аналогичным показателям Германии, особенно с учётом оккупированных территорий и союзников. В дальнейшем в ходе войны этот разрыв между экономиками СССР и Германии несколько сократился, но всё же сохранялся почти до конца войны. Экономическая помощь, которую СССР получал от своих союзников по антигитлеровской коалиции в рамках ленд-лиза, достигла сколь-нибудь существенного значения в масштабах СССР только к концу войны. Тем не менее, несмотря на то, что экономика Германии находилась изначально в более выгодном положении, объём производства основных видов вооружения и боевой техники в СССР всегда был выше. Этот факт позволяет говорить об экономической победе СССР в войне.

Разумеется, эффективная деятельность военной промышленности не была единственным фактором, влияющим на ход войны. Далеко не всегда победу в той или иной операции одерживает лучше вооруженная сторона. Существует множество причин стратегического и политического характера, таланты полководцев, боевая подготовка войск, масса разнообразных факторов, зачастую даже случайных, влияющих на ход той или иной операции и через это - на ход всей войны. Но успешная деятельность военной промышленности позволяет восполнить потери и восстановить боеспособность войск после поражений, создать тем самым основу для будущего перелома в боевых действиях. Если же ход войны складывается удачно, то эффективная работа военной промышленности позволяет упрочить стратегические успехи, усилить войска оружием и боевой техникой, закрепить и углубить их перевес над противником.

В период Второй мировой войны, частью которой была Великая Отечественная война, важную роль играли как уже ставшие традиционными виды военной техники, так и относительно новые её виды. В том числе важное значение имели танки. Роль танков в период Второй мировой войны резко расширилась по сравнению с Первой мировой войной. В ходе последней он использовался исключительно как узкофункциональное специализированное оружие, предназначенное непосредственно для прорыва обороны. В период Второй мировой войны функции танка изменились. Он стал основой соединений, состоящих из бронетанковой техники, мотопехоты и моторизованной артиллерии. В Красной Армии это были танковые и механизированные ( фактически тоже танковые ) корпуса. Часть их была объединена в формирования более высокого уровня - танковые армии. Действия танковых армий и отдельных танковых и механизированных корпусов рассматривались как важнейший элемент как наступательных, так и оборонительных стратегических операций. В обороне они были главным средством для нанесения контрударов по противнику, в наступлении - главным средством развития успеха. Они вводились в осуществлённый пехотными частями при поддержке танков, артиллерии и авиации прорыв, при необходимости довершая его, и далее развивали успех, продвигаясь в глубину вражеской обороны. Их задачей было рассечение группировки противника, выход на её коммуникации, если позволяют условия - окружение части вражеских войск, захват важных стратегических районов, срыв попыток противника создать новый рубеж обороны. Благодаря участию в операциях танковых корпусов и армий значительно возросли темпы и глубина продвижения войск, повысились потери противника. Ни одна успешная операция советских войск в ходе Великой Отечественной войны, проводимая с целью окружения войск противника, не обошлась без танковых корпусов или армий. Им принадлежала решающая роль в создании «котлов» в Сталинградской, Корсунь-Шевченковской, Белорусской, Ясско-Кишиневской и других операций, в ходе которых в окружение попадали крупные группировки немецких войск. Благодаря участию в операциях танковых соединений появилась возможность быстро занимать территорию, для овладения которой в других случаях потребовались бы длительные упорные бои, и тем самым экономить человеческие жизни. Танковые армии и корпуса стали мощной ударной силой, успех которой определял ход операции. На тактическом уровне значение танков также было велико. Поддержка атаки пехоты танками и САУ в ходе войны становилась всё более и более распространённым явлением, без которого атака имела значительно меньшие шансы на успех. Таким образом, значение бронетанковых войск в ходе войны трудно переоценить. Конечно, при этом велика была роль и других родов войск: пехоты, артиллерии, авиации.

Успешная боевая деятельность бронетанковых войск зависела от эффективной работы танковой промышленности. Этим определялось важное стратегическое значение танкостроения. Главный вклад танковой промышленности в победу состоял в том, что её продукция позволила Красной Армии формировать и поддерживать в боеспособном состоянии танковые части и соединения. Место танков всегда было на острие главного удара. Для борьбы с ними противник использовал все доступные средства: свои собственные танки, самоходки, в том числе специализированные для борьбы с танками, противотанковые орудия, авиацию, мины, противотанковые средства пехоты. Поэтому потери в танках были огромны. Красная Армия потеряла за время войны в общей сложности 96,5 тысяч танков и САУ1. Даже в последний период войны потери в танках оставались высокими. В 1944 году было потеряно 23,7 тысяч танков и САУ, а в первом полугодии 1945 — 13,7 тысяч танков и САУ2. Задача восполнения таких потерь была сама по себе трудной. Но от танковой промышленности требовалось не только простое восполнение потерь. Необходимо было создать материальную основу для усиления и расширения танковых войск.

Для успешной работы танковой промышленности требовались соответствующие организационные формы, отвечающие стоящим перед ней задачам. Поэтому 11 сентября 1941 года для управления советской танковой промышленностью был создан Наркомат танковой промышленности СССР ( далее НКТП ). В поисках эффективных форм управления танковой промышленностью руководство СССР решило воспользоваться опытом решения аналогичных проблем в других отраслях военной промышленности, в первую очередь авиационной, где уже были созданы отвечающие за их работу наркоматы. Наркомат танковой промышленности стал одним из крупнейших промышленных наркоматов СССР. На его предприятиях работало в ходе войны от двухсот до двухсот пятидесяти тысяч человек. В его состав входил ряд крупнейших промышленных гигантов с численностью работников более 10 000 человек. В целом Наркомат танковой промышленности можно считать примером типичного промышленного наркомата Советского Союза. Ситуация, которая складывалась на его предприятиях в ходе войны, проблемы, которые он испытывал, методы, которыми он их решал, были в определённой мере типичными для всей советской промышленности в целом, и особенно для военной промышленности.

Целью данного исследования было показать на примере НКТП, какими путями была достигнута экономическая победа СССР в Великой Отечественной войне. В соответствии с этими целями автор данной работы поставил перед собой задачу изучить историю формирования НКТП, производственно-техническую базу его предприятий, структуру центральных органов наркомата, основные направления его деятельности, и в первую очередь то, как он выполнял свою главную задачу - давать фронту танки.

Цели и задачи работы определили еб структуру. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений. Во введении приводится обоснование темы, даётся обзор литературы и источников. Первая глава посвящена истории формирования НКТП и развитию его производственной базы. В еб начале автор анализирует возникновение и развитие советской танковой промышленности в годы довоенных пятилеток. Далее автор исследует в этой главе процесс создания наркомата, то, какие промышленные предприятия включались в его состав, как было организовано управление ими. Кроме того, автор рассматривает в ней вопрос о том, как проходил процесс эвакуации и восстановления эвакуированных предприятий в восточных районах страны, который оказал огромное влияние на формирование наркомата. Автор показывает процесс расширения материально-технической базы предприятий наркомата в ходе войны. Кроме того, автор анализирует в первой главе структуру центральных органов НКТП, рассматривает изменения, произошедшие в ней в ходе войны.

Вторая глава посвящена деятельности НКТП по повышению количества и улучшению качества производимых танков. Автор анализирует в ней те методы, которыми наркомат добивался в тяжелых экономических условиях периода войны роста производства танков. С точки зрения путей достижения вышеуказанных целей можно выделить два периода, рубежом между которыми является середина 1942. Первый этап был периодом становления наркомата, поиска и отработки методов управления производством, перехода к массовому выпуску военной продукции. В это время решались сложные, ответственные, масштабные задачи. Необходимо было организовать использование переданных НКТП предприятий гражданской промышленности. Нужно было найти оптимальные технологические и конструкторские решения, которые позволили бы перейти в критических условиях военных трудностей к массовому производству танков. Второй этап был периодом устойчивой работы наркомата, постепенного совершенствования уже сложившейся системы. Наконец-то почти через два года после создания НКТП удалось добиться соответствия между плановыми заданиями и реальными возможностями предприятий НКТП Выполнение плана заводами наркомата перестало быть редкостью. Прошло время авральной работы, и можно было уже сосредоточиться на «мелких» проблемах, таких, как улучшение работы вспомогательных производств, рациональная расстановка оборудования и т. д., которые, тем не менее, в масштабах наркомата давали существенный эффект.

Для успешной работы по производству танков нужно было решить проблему обеспечения предприятий наркомата кадрами. Кроме того, требовалось создать для работников предприятий наркомата приемлемые материально-бытовые условия, обеспечить их продовольствием, промышленными товарами, жильём. В период войны удовлетворить эти потребности хотя бы на минимальном уровне было сложной задачей, и руководству НКТП пришлось затратить немалые усилия на её решение. Между тем, условия жизни рабочих и служащих оказывают существенное влияние на эффективность производства, количество и качество выпускаемой продукции. Поэтому во второй главе работы рассмотрен также вопрос о том, какие меры предпринимались для обеспечения предприятий рабочей силой и для создания работникам наркомата приемлемых условий жизни. Поскольку для ведения войны имеет значение не только количество произведённого вооружения, но и его качество, то во второй главе работы рассмотрены проблемы совершенствования боевых свойств выпускаемой бронетехники и повышения надёжности танков.

В первой главе автор попытался показать, что представлял собой Наркомат танковой промышленности, на что из накопленного в предшествующий период он мог опереться, каковы были его возможности. Во второй главе работы он показывает НКТП в действии, исследует, как были он использовал имевшиеся в его распоряжении возможности для достижения своих целей. По мнению автора, именно такое расположение материала позволяет лучше показать формы и методы деятельности НКТП, понять логику происходивших в нём процессов.

При написании работы автор рассматривал НКТП как систему, состоящую из центральных органов наркомата и подчинённых им предприятий. Без глубокого изучения производственной деятельности предприятий, расширения их производственно-технической базы, пополнения их кадров невозможно составить целостное представление о процессах, происходивших в НКТП, оценить эффективность работы наркомата. Поэтому в работе большое внимание уделялось тем процессам, которые происходили непосредственно на заводах наркомата, так как именно там в конечном счёте решалось, как будет выполняться задача, поставленная перед НКТП. При этом следует отметить, что не все предприятия танковой промышленности входили в состав НКТП. Знаменитый ГАЗ, ставший в период войны основным производителем лёгких танков, так и не вошёл в состав предприятий Наркомата танковой промышленности. Поэтому его деятельность в данной работе рассмотрена не будет.

Хронологическими рамками работы являются создание Наркомата танковой промышленности 11 сентября 1941 года с одной стороны, и завершение Великой Отечественной войны - с другой стороны. При этом, однако, нельзя не учитывать, что танковая промышленность в СССР возникла задолго до создания наркомата. Её состояние и работа в предшествующий период оказали существенное влияние на последующую деятельность НКТП. Именно в предвоенный период были заложены основы будущих успехов наркомата. Оттуда же берут начало многие проблемы, затруднявшие его работу. Поэтому автор в данной работе намерен в числе прочего уделить внимание основным тенденциям развития и важнейшим событиям истории советского танкостроения в предвоенный период.

Несмотря на свою важность, история деятельности Наркомата танковой промышленности до сих пор не была освещена в специально посвященном этой проблеме историческом исследовании. Во многом это связано с тем, что долгое время невозможно было использовать засекреченные архивные материалы наркомата, что препятствовало изучению проблемы. Поэтому в советский период возможности исследователя заниматься проблематикой, связанной с военной промышленностью, были ограничены. Но это не означает, что танковая промышленность как таковая игнорировалась в отечественной историографии. Эта тема так или иначе затрагивалась в большом количестве работ, посвященных Великой Отечественной войне в целом, и особенно рассматривающих роль экономики СССР в этой войне. При этом зачастую авторы ограничивались только общей оценкой танковой промышленности и итогов еб работы. Приводились отдельные количественные показатели, достигнутые этой отраслью. Давалась краткая информация об отдельных ключевых событиях в еб деятельности, таких, как эвакуация, освоение новой техники и т. д. Однако веб это не могло дать полной исчерпывающей картины деятельности столь важной отрасли в период войны. Кроме того, как правило, в этих работах редко уделяют внимание Наркомату танковой промышленности как таковому. Больше всего авторов интересовали результаты работы танковой промышленности, а не то, кто и как организовывал и руководил этой работой.

О том, что советская танковая промышленность внесла свой вклад в победу СССР в Великой Отечественной войне, начали писать сразу же после войны, в первых работах, посвященных теме экономической победы СССР, относящихся ещб скорее к публицистике, а не к историческому исследованию3. В них появились первые сведения о масштабах танкового производства в годы войны. Отдельно стоит упомянуть небольшую работу Н. А. Вознесенского «Военная экономика в период Великой Отечественной войны»4. Еб автор во время войны руководил работой Госплана и хорошо разбирался в том, как работала советская экономика в годы войны. Вчастности, H. А. Вознесенский впервые упомянул о таком важном факте, как значительное снижение трудоёмкости производства Т-34 в ходе войны3.

Серьёзное внимание работе советской экономики в период войны было уделено при написании шеститомной работы «История Великой Отечественной войны 1941 — 1945»6. Разумеется, не обошли авторы вниманием и работу танковой промышленности, кратко охарактеризовав её продукцию, некоторые важнейшие события в её деятельности ( эвакуацию, организацию производства в восточных районах, освоение новой техники \ дав высокую оценку результатам её труда. Шеститомник «История Великой Отечественной войны 1941 - 1945» оказал огромное влияние на последующее формирование и развитие концепции, определяющей подход к проблеме работы советской военной экономики. Согласно этой концепции, которая стала в советской историографии основной, успехи советской военной промышленности были достигнуты благодаря трудовому энтузиазму советского народа, умелому руководству партии, крепости советского общественного строя, преимуществу социалистической экономики над капиталистической.

Одним из первых исследований, посвященных советской экономике в период войны, была книга Г. И. Шигалина «Народное хозяйство СССР в период Великой Отечественной войны». В ней автор рассматривал широкий круг проблем, связанных с этой темой — перестройку народного хозяйства в годы войны, работу транспорта, обеспечение рабочей силой. Коснулся он и темы работы военной промышленности. Сравнивая объёмы военного производства, в том числе производства танков, в СССР и Германии, Г. И. Шигалин делал вывод о том, что советская экономика работала более эффективно, так как она производила больше военной продукции, имея менее мощную тяжелую индустрию. Важнейшую роль в этом, считает Г. И. Шигалин, сыграли мероприятия коммунистической партии и героические усилия рабочих и ИГР. При этом в условиях социалистической экономики массовый выпуск военной продукции не вёл к ухудшению её качества, а технические усовершенствования не сопровождались снижением выпуска продукции7.

Ряд работ, посвященных экономике СССР в период войны, написал Г. С. Кравченко8. В своей книге «Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны» он указал девять причин экономической победы СССР, но все они фактически сводятся к одной - социалистическому строю9. Г. С. Кравченко уделял в своих трудах особое внимание работе военной промышленности, в том числе танковой. Она интересовала его в первую очередь с точки зрения производства вооружения и
военной техники. Основное место он уделил анализу объёмов и структуры производства танков в СССР, динамике изменений этих показателей в ходе войны, тактико-техническим характеристикам производимой техники. Но само производство как таковое его интересовало мало.

Большой материал по разным аспектам советской экономики периода войны представлен в коллективной работе «Советская экономика в период Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг.» под редакцией И. А. Гладкова10. Но, к сожалению, танковой промышленности в ней уделено совсем немного внимания. Зато заслуживают интереса другие затронутые темы, косвенно касающиеся деятельности танковой промышленности, в частности, материалы по снабжению населения, обеспечению промышленности кадрами, организации и роли ОРСов и подсобных хозяйств. Всеми этими проблемами приходилось заниматься в том числе и Наркомату танковой промышленности.

Не могли пройти мимо темы работы танковой промышленности в годы войны авторы многотомного труда «История социалистической экономики СССР» под редакцией И. А. Гладкова. В частности, они отмечают, что перед танковой промышленностью были поставлены ответственные задачи, и от еб работы зависело соотношение сил на фронте11. Авторы указывают также на основные направления совершенствования производства в танкостроении, такие, как массовое внедрение поточных линий, отливки в металлическую форму, внедрение автоматической сварки. Авторы отмечают также огромную роль партийного руководства в работе военной индустрии.

В книге Я. Е. Чадаева «Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны ( 1941 — 1945 )» рассматривается широкий круг проблем - от деятельности социально-культурных учреждений до капитального строительства в годы войны. В числе прочего речь идет и о танковой промышленности. Автор подчеркивает, что танковая промышленность внесла большой вклад в победу над Германией. Советская танковая промышленность в ходе войны производила больше танков лучшего качества, чем немецкая. Успешная деятельность советской танковой промышленности была обусловлена в первую очередь усилиями советских конструкторов, инженеров и рабочих. Автор подчеркивает большое значение эвакуации для успешной работы танковой промышленности12.

Важной вехой в изучении советской экономики периода войны стала прошедшая в 1971 году всесоюзная научная конференция «Советский тыл в Великой
Отечественной войне». На конференции обсуждались в том числе проблемы работы промышленности, обеспечения еб рабочей силой. В результате работы этой конференции был выпушен сборник статей13.

Сравнительно много внимания военной промышленности было уделено в капитальной 12-томной «Истории Второй мировой войны 1939 - 1945». В ней содержится ряд параграфов, в которых рассматривалась работа военной промышленности за различные периоды войны. Были приведены подробные сведения о производстве военной техники, в том числе танков, в СССР, некоторые сведения об организации производства. Особенностью этого труда является то, что данные о состоянии дел в военной промышленности в СССР даны параллельно с аналогичной информацией о ситуации у других основных участников войны. Авторы «Истории Второй мировой войны» стремились продемонстрировать неразрывную взаимосвязь между функционированием экономики, и в первую очередь военной промышленности, и событиями на фронтах Второй мировой войны14. Им удалось показать, что работа военной промышленности была одним из определяющих ход мировой войны факторов.

В коллективной работе под редакцией А. В. Митрофановой «Советский тыл в период коренного перелома в Великой Отечественной войне, ноябрь 1942 - 1943» выдвигается концепция, согласно которой в указанный период произошел перелом не только в ходе боевых действий, но и в работе советского тыла. Суть этого перелома состояла в том, что в СССР было налажено масштабное военное производство, которое по объёму военной продукции, в том числе производству танков, превзошло Германию. При этом решающее значение имели и военная промышленность, и базовые отрасли индустрии. Начавшаяся в стране перестройка оказала своё идеологическое воздействие на авторов книги. Они выдвигают в предисловии тезис, не подтверждённый, впрочем, материалами работы, об отрицательном влиянии чрезмерного вмешательства партийного руководства и излишней централизации управления экономикой в первый период войны15. По мнению авторов, в исследуемый ими период был отчасти проведён пересмотр этих ошибочных подходов к управлению экономикой.

Одной из последних обобщающих монографий, посвященных работе советской промышленности в годы войны, является книга Л. М Кантора «Промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны». В ней автор, известный советский экономист, уделил особое внимание проблеме изменений в структуре и территориальном размещении промышленности СССР, в составе рабочих кадров и организации производства. Автор считает, что в ходе войны в промышленности
интенсивно развивались специализация и кооперирование, что способствовало её эффективной работе16. Л. М. Кантор подчеркивает крупные успехи, достигнутые советской промышленностью, в том числе танковой, в организации труда и совершенствовании технологии производства. Это привело к интенсификации производства, росту выпуска военной техники. Л. М. Кантор подчёркивает также, что эвакуация предприятий в восточные районы прошла с большими потерями.

Некоторые аспекты деятельности танковой промышленности затрагиваются в работах, посвященных отдельным вопросам, связанным с советской экономикой периода войны, таким, как история рабочего класса, движение ударников труда, роль Коммунистической партии, региональная история. Зачастую в них можно найти интересные отдельные сведения о работе НКТП, хотя полной и цельной картины, конечно, в этих работах нет.

В советской историографии всегда уделялось много внимания роли Коммунистической партии в тех или иных событиях и процессах, в том числе и в сфере экономики в период войны. Тема эта рассматривалась как в общих работах о войне и экономике в период войны, так и в специальных исследованиях, посвященных роли партии. Иногда в этих исследованиях затрагивалась тема танковой промышленности. Например, определённое внимание этому вопросу было уделено в книге М. И. Лихоманова «Организаторская работа партии в промышленности в первый период Великой Отечественной войны ( 1941 - 1942 гг. )». М. И. Лихоманов на материале партийных архивов пытается доказать, что в развёртывании военного производства, в том числе танкового, и в обеспечении предприятий рабочей силой, роль партии была решающей. Большое значение имела, по мнению автора, инициатива рядовых коммунистов и низовых партийных организаций. Именно благодаря Ленинградской партийной организации на Кировском заводе перед войной стало возможным в сжатые сроки наладить производство новых танков КВ. Именно благодаря инициативе партийной организации завода «Уралмаш» на этом предприятии началось освоение танка Т-34. Решающим был вклад партийной организации Кировского завода в освоении танка Т-34 в 1942 году17. Именно она мобилизовала коммунистов на решение этой задачи. Партийные организации на заводах, по мнению М. И. Лихоманова, сыграли свою важную роль, побуждая рабочих и служащих лучше выполнять свои обязанности, организуя соцсоревнования, мобилизуя коммунистов на ударную работу. Они внесли существенный вклад в повышение производительности труда.
В посвященной военному периоду первой книге пятого тома многотомной работы под редакцией Н. К Поспелова, посвященной истории КПСС, большое значение уделено роли КПСС в организации работы советской промышленности18. Авторы стремились показать, что роль партии в этом деле была решающей.

Другой важной темой, которой в советский период уделялось немало внимания, было перебазирование промышленности на восток. При этом исследователи не могли не затрагивать эвакуации крупнейших предприятий танковой промышленности, таких, как вывоз завода № 183 из Харькова и Кировского завода из Ленинграда. Тема эвакуации подробно освещалась как в общих работах по экономике периода войны, так и в специально посвященных ей исследованиях. Одним из первых в 1947 году рассмотрел процесс эвакуации промышленных предприятий Л. М. Кантор в своей статье «Перебазирование промышленности СССР», опубликованной в «Записках Ленинградского планового института». В ней он, в частности, упомянул об успешной эвакуации танковых заводов. Также Л. М Кантор обращал внимание на то, что не веб оборудование, особенно крупногабаритное, удалось эвакуировать, и значительная его часть была оставлена. Большой объём нового материала об эвакуации, касающийся в том числе и танковой промышленности, представлен в сборнике «Эшелоны идут на восток», возникшем в результате научной конференции, посвященной теме эвакуации19. Особый интерес представляют статьи А. М. Беликова «Тяжелую промышленность - в глубокий тыл» и Г. А. Куманёва «Подвиг железнодорожников». В них были приведены некоторые данные о проведении эвакуации предприятий танковой промышленности. Авторы сборника подчёркивали важность успешного проведения эвакуации для работы советской промышленности, её влияние на дальнейший ход войны. Считалось, что эвакуация показала превосходство советского государства, преимущества советской социалистической системы.

В советский период было написано много работ, посвященных истории рабочего класса в годы войны. В них затрагивались такие вопросы, как обеспечение предприятий рабочей силой, повьппение квалификации работников, деятельность системы трудовых резервов, борьба за трудовую дисциплину, движение ударников труда и рационализаторов, организация социалистического соревнования и т. д. Хотя в этих работах, как правило, нет специально посвященных именно танковой промышленности мест, но затрагиваемые ими темы так или иначе касаются этого вопроса. Периодически в них в разном контексте упоминаются танкостроительные предприятия, зачастую даже без указания их специализации и организационной принадлежности. При этом порой
сообщаются интересные факты о тех или иных сторонах их деятельности. Есть в этих работах материалы о передовиках производства танковой промышленности. Так, интересные сведения приводятся в написанных по архивным материалам книгах А. В. Митрофановой «Рабочий класс Советского Союза в первый период Великой Отечественной войны ( 1941 — 1945 тт. )» и «Рабочий класс Советского Союза в годы Великой Отечественной войны»20. В частности, в них затрагиваются вопросы количественных изменений в составе рабочего класса в период войны, путях его пополнения, возрастной структуре. Теме трудового подвига советских рабочих, стахановского движения, организующей роли партии посвящена книга Г. Г. Морёхиной «Рабочий класс фронту» . Ряд работ был посвящен социалистическому соревнованию в годы войны, в которых затрагивается и вопрос о социалистическом соревновании на предприятиях танковой промышленности22. Детально проблема состояния и роли рабочего класса в ходе войны рассмотрена в третьем томе «Истории советского рабочего класса», написанном под редакцией А. В. Митрофановой23. Важной теме движения рационализаторов и изобретателей в период войны посвящен один из разделов книги Г. М. Алексеева24.

Проблема промышленного строительства в период войны была рассмотрена в книге Ю. Л. Дьякова «Подвиг строителей тыла»23. В том числе автор достаточно подробно рассказывает о строительстве на предприятиях танковой промышленности, на заводе № 183 и Танкограде. Автор уделил внимание и проблемам строительства промышленных сооружений для размещения оборудования после эвакуации, и дальнейшему промышленному строительству на танковых заводах в ходе войны. Автор подчёркивает героизм строительных рабочих, в тяжелейших условиях трудившихся на военных стройках.

В советский период большое количество работ было посвящено региональной истории. Особенно интересны с точки зрения истории танковой промышленности монографии, посвященные уральскому региону, на территории которого находились основные танкостроительные предприятия. Большой материал о работе размещённых на Урале предприятий содержится в книге А. Ф. Васильева «Промышленность Урала в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945»26. В этой книге упоминаются и танкостроительные предприятия. Рассматриваются вопросы их ввода в строй после эвакуации, обеспечение рабочей силой, деятельность по снижению себестоимости продукции, бытовые условия жизни рабочих. Упоминаются некоторые
технологические усовершенствования, проводившиеся в годы войны на танковых заводах. Много внимания уделено трудовому героизму рабочих.

Есть несколько работ, непосредственно посвященных танковой промышленности Урала. Материалы о работе уральских танкостроительных заводов, основных происходивших на них событиях, и особенно об организации производства танков после проведения эвакуации содержатся в статье Н. П. Шмакова «Из истории создания танковой промышленности на Урале в годы Великой Отечественной войны»27. Большую роль в деле налаживания танкового производства, по мнению Н. П. Шмакова, сыграла предварительная подготовка к его освоению, проведённая ещё до войны. Автор подчёркивает важность организации танкового производства на Урале для хода войны, большой вклад уральских танковых заводов в победу. В том же ключе освещают проблему авторы статей, посвященных танковой промышленности в сборнике «Урал в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.»28. Эти небольшие, специально посвященные работе танковой промышленности, статьи не могли в должной мере и с достаточной подробностью осветить её историю. Хотя в целом оценка деятельности танковой промышленности была правильной, но многие аспекты её не были рассмотрены, а значительная часть приведённых фактов уже к тому моменту была введена в научный оборот.

В конце 60-х — 70-е годы вышло большое количество книг, посвященных истории тех или иных заводов, в том числе танковых29. В этих книгах содержится большое количество информации о деятельности заводов, быте рабочих, движении ударников труда, работе конструкторов завода. Авторы этих книг могли черпать информацию как из заводских архивов, так и из воспоминаний непосредственных участников событий. Первой появилась в 1968 году книга К. М. Слободкина «Танк на постаменте», посвященная заводу № 183. В 1981 году К. М. Слободкин вновь вернулся к этой теме, написав книгу «Шли на фронт тридцатьчетверки». Работе Челябинского тракторного завода ( Танкограда ) посвящена книга авторского коллектива в составе Комарова Л. С, Ховива Е. А. и Заржевского Н. И. «Летопись Челябинского тракторного завода (1929 - 1945 )». Не остался без внимания Сормовский завод, он же завод № 112, истории которого посвящена публикация «История Красного Сормово». Тому периоду, когда завод изготавливал танки, посвящена книга Магида А. С. «Корабелы делают танки».

Ряд работ посвящен биографиям важнейших деятелей танковой промышленности30. Так, в серии ЖЗЛ в 1981 году вышла биография наркома танковой
промышленности В. А. Малышева, написанная В. А. Чалмаевым. Затем в 1990 году вышла новая биография В. А. Малышева того же автора «Пламя на ветру». В этих книгах, написанных по материалам воспоминаний современников наркома, мы видим В. А. Малышева как человека, сумевшего благодаря своим способностям и трудолюбию выдвинуться из рядового машиниста на высокие государственные и партийные посты.

В восьмидесятые годы возник интерес к биографиям наиболее известных конструкторов танков. Жизни и деятельности Ж. Я. Котина, главного конструктора Наркомата танковой промышленности, посвящена книга Попова Н. С, Ашика М. В., Баха И. В. «Конструктор боевых машин». Листровой В. и Слободкин К. М. написали книгу о конструкторе А. А. Морозове, одном из создателей танка Т-34, занимавшем в период войны должность главного конструктора завода № 183.

В целом можно сказать, что в историографии советского периода давалась правильная оценка роли и значения работы танковой промышленности для победы СССР в Великой Отечественной войне. Справедливо указывалось, что успешная работа предприятий танковой промышленности привела к тому, что по производству танков СССР в период войны значительно опережал Германию, что внесло весомый вклад в победу СССР. В то же время из-за барьера секретности в научный оборот была вовлечена только небольшая часть тех архивных материалов, которые освещают деятельность танковой промышленности в период войны. Поэтому подробных исследований танковой промышленности не было. Отдельные тезисы советской историографии также нуждаются в пересмотре. Заслуженно много внимания уделялось проблеме эвакуации, но при этом зачастую игнорировались её негативные последствия, потери оборудования и рабочей силы. В качестве критерия успешности восстановления предприятий после эвакуации бралась скорость достижения довоенного производства. При этом не учитывалось, что многие негативные последствия эвакуации, и особенно потери в слое квалифицированных рабочих, продолжали действовать и после этого.

В советской историографии имела место некоторая переоценка роли партии в работе хозяйственных органов, и, как следствие, недооценка роли государственного аппарата управления промышленностью. Во многом это было связано со спецификой источниковой базы, которой пользовались исследователи. Наиболее доступными и больше всего изученными были местные партийные архивы, на которые авторы ссылаются чаще всего. Конечно, нельзя отрицать определённой роли партийных органов в работе танковой промьшшенности и тем более промышленности вообще.
Список литературы .
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23111.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.