У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Роль индивидуальный психофизиологический особенностей в адаптации к игровым видам спорта
Количество страниц 133
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23231.doc 
Содержание Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 5

Глава 1. Обзор литературы 10

1.1. Адаптация к мышечной деятельности и проблема оценки 10 функционального состояния организма спортсменов

1.2. Роль индивидуально-типологических показателей функцио- 19 нальной реактивности в процессе адаптации к физической нагрузке

1.3. Адаптация к мышечной деятельности как комплексная пси- 29 хофизиологическая проблема

1.3.1. Свойства основных нервных процессов и особенности pea- 29 лизации индивидуальных психофизиологических функций человека '1.3.2. Личностные факторы в спортивной деятельности 36

1.3.3. Межполушарная организация мозга и успешность 41 в спортивной деятельности

1.3.4. Нейродинамические особенности восприятия времени в за- 50 висимости от типологических качеств нервной системы спортсмена

1.4 Роль психофизиологических показателей в оценке адаптив- 54 ных возможностей организма с учетом видов спортивной деятельности Глава 2. Объекты и методы исследования 61

2.1. Объект исследования 61

2.2. Методы исследования 62

2.2.1. Автоматизированная программа "Функциональная асим- 62 метрия мозга" (ФАМ)

2.2.2. Исследование личностных особенностей 65

2.2.3. Оценка индивидуального восприятия времени 68

2.2.4. Оценка эффективности деятельности 69

2.2.5. Методики исследования психодинамических функций 70

2.2.6. Методы исследования индивидуально-типологических 71 особенностей высшей нервной деятельности

2.2.7. Исследование функции кровообращения 74

2.2.8. Методика проведения теста PWC-170 77

2.2.9. Оценка показателей внешнего дыхания 78 2.2.10. Математическая обработка полученных результатов 78

Глава 3. Результаты исследования 80

3.1. Особенности психофизиологических характеристик и инди- 80 видуальных качеств испытуемых, занимающихся игровыми видами спорта

3.1.1. Характеристика индивидуальных особенностей у студентов, 81 занимающихся общей физической подготовкой и игровыми (нестандартными) движениями

3.2. Зависимость успешности деятельности студентов, зани- 86 мающихся игровыми видами спорта от индивидуально-типологических особенностей

3.3. Отражение основных свойств нервной системы в характере 89 реагирования кровообращения и внешнего дыхания на умственную нагрузку различной сложности

3.4. Отражение основных свойств нервной системы в характере 102 реагирования кровообращения и внешнего дыхания на физическую нагрузку различной сложности

3.5. Анализ профиля функциональной асимметрии мозга у лиц с 114 разным уровнем функциональной подвижности нервных процессов

Глава 4. Обсуждение результатов 118

Выводы 131

Список литературы 133

Введение



СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

ВНД - высшая нервная деятельность

УФП НП - уровень функциональной подвижности нервных процессов

Мо - мода

АМо - амплитуда моды

ИН - индекс напряжения

ИВР - индекс вегетативной регуляции

САД - систолическое артериальное давление

ДАД — диастолическое артериальное давление

ЧСС — частота сердечных сокращений

ПД - пульсовое давление

УОК — ударный объем кровообращения

МОК - минутный объем кровообращения

ПСС- периферическое сосудистое сопротивление

МОД - минутный объем дыхания

ЧД - частота дыхания

ДО — дыхательный объем

МПК - максимальное потребление кислорода

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Проблема оценки функциональных состояний является одной из центральных и, вероятно, важнейших проблем не только в физиологии и психологии, но и в других науках, исследующих динамику состояния человека или любого другого объекта как биологического, так и технического в процессе его функционирования и взаимодействия с другими объектами, формирующими его внешнюю среду.

При рассмотрении функционального состояния человека, особенно если оно связано с адаптационным процессом, чаще всего исследуются такие физиологические компоненты системы, как вегетативный и двигательный. Двигательный компонент очень важен для понимания такой формы функционального состояния, которое носит название оперативного покоя (понятие, предложенное А.А.Ухтомским), а также для понимания некоторых форм поведенческого компонента. Вегетативный компонент формирует внутреннюю среду организма, его можно рассматривать как отражение того, насколько данное функциональное состояние адекватно своей главной функции — константности внутренней среды и эффективной регуляции в процессе достижения цели.

Вместе с тем для оценки механизмов формирования функционального состояния человека необходимо рассмотрение не только комплекса физиологических характеристик, но и психологических и социально-психологических компонентов, обеспечивающих в данный момент осуществление той или иной деятельности (К.М.Смирнов и др., 1980; П.К.Анохин, 1975; В.М.Русалов, 1979; В.И.Медведев, 1998; А.Д.Рифтин, 1990 и др.).

Следует указать, что связь психологических проявлений и физиологических реакций настолько тесна, что многие исследователи предпочитают, описывая то или иное функциональное состояние человека, говорить о психофизиологическом состоянии или о его психофизиологических компонентах, вкладывая в этот термин иное содержание, чем то, которое существует в сенсорной

физиологии, где этим термином обозначают закономерности и соотношения физических параметров сигнала и возникающих при их действии ощущений.

Большая, но довольно простая группа реакций психофизиологической адаптации в спортивной деятельности связана с оптимизацией двигательного акта. Такая оптимизация может быть осуществлена на базе уже выработанного навыка и заключаться в коррекции каких-то элементов этого навыка, например, силовых, скоростных или точностных его характеристик или их сочетания, в коррекции его отдельных пространственно-временных характеристик, в формировании нового навыка на базе старого или же преобразовании старого.

В этом плане очень важно знать те условия, которые являются необходимыми для обеспечения максимального раскрытия способностей личности спортсмена без ущерба для его здоровья.

Изучение психофизиологических особенностей человека, способных повлиять на результаты спортивной деятельности, имеет важное теоретическое и прикладное значение и давно привлекает внимание исследователей (В.С.Фарфель, 1975; О.В.Ендропов, Н.С.Кончиц, 1977; В.Э.Мильман, 1983; Б.А.Вяткин, 1983; ВЛ.Марищук, 1983; 1993; Ю.Л.Ханин, 1984; О.В.Ендропов, 1988; Е.Д.Хомская, 1999; Е.Б.Сологуб, В.А.Таймазов, 2000; С.Е.Павлов и др., 2001; Н.И.Дергунов, О.В.Ендропов, 2001 и другие).

Наиболее важными психофизиологическими факторами, влияющими на успешность спортивной деятельности, являются индивидуально-типологические особенности человека: экстраверсия, нейротизм, тревожность, особенности функциональной асимметрии головного мозга и вегетативной регуляции физиологических функций, активированность центральной нервной системы (В.П.Симонов, 1981; Н.М.Пейсахов, 1977; Э.А.Голубева, 1993; 1994).

Поскольку в структуре индивидуальности человека все эти качества взаимосвязаны, можно предположить существование определенных типов индивидуальности, определяющих как характер, так и успешность адаптации к спортивной деятельности.

Актуальность и недостаточная изученность данного вопроса послужила предпосылкой для настоящего исследования.

Цель и задачи исследования. Целью работы является сравнительный анализ комплекса личностных психофизиологических, нейродинамических и вегетативных характеристик в процессе адаптации к игровым видам спорта.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

1. Изучить особенности психофизиологической организации у лиц, занимающихся игровыми видами спорта.

2. Исследовать характер вегетативных реакций на дозированные умст- венные и физические нагрузки.

3. Выявить зависимость между индивидуальными особенностями ВНД и прогностически благоприятными психофизиологическими показателями успешности спортивной деятельности.

Научная новизна. В диссертации впервые показано, что успешность деятельности в игровых видах спорта определяется комплексом личностных психодинамических, нейродинамических и вегетативных характеристик.

Установлено, что характер вегетативного реагирования при выполнении дозированных умственных и физических нагрузок определяется уровнем развития свойств основных нервных процессов.

Получены данные о взаимосвязи между характером латеральной органи- зации мозга, скоростными характеристиками нервной системы и успешностью профессиональной спортивной деятельности.

Теоретическая и практическая значимость. Результаты исследования существенно расширяют представления о роли психофизиологических показателей в механизме формирования приспособительных реакций в процессе спортивной деятельности и позволяют определить физиологическую стоимость адаптации к умственным и физическим нагрузкам различной интенсивности.

Выполненное исследование позволяет определить психофизиологические критерии адаптации в процессе профессионального отбора и подготовки лиц, занимающихся игровыми видами спорта.

Основной целью оценки адаптивных возможностей и успешного профессионального выбора и отбора является обеспечение максимального соответствия индивидуальных характеристик, особенностей и возможностей человека тем общим специфическим требованиям, которые предъявляет к нему тот или иной вид спорта.

Большая группа физических упражнений выполняется в строго постоянных условиях и характеризуется строгой постоянностью движения, доведенной до стандартности. Такие физические упражнения формируются по принципу двигательного динамического стереотипа. К такого рода упражнениям относятся упражнения в легкой атлетике, плавании, лыжном, конькобежном и велосипедном спорте, гимнастике, гребле и т.д.

Другая группа видов физических упражнений характеризуется нестандартностью, непостоянством условий, отсутствием жесткой стереотипности в совершаемых движениях. Это единоборства (бокс, борьба, фехтование) и спортивные игры (Зимкин, 1975).

Специфика игровых видов спорта предъявляет особенно высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям, поскольку, во-первых, моторная и психологическая сложность спортивной деятельности обусловливает обязательное наличие у исполнителя специфического комплекса высоко развитых способностей, проявляющихся в психических качествах перцептивной, психомоторной и когнитивной сфер (Зациорский, 1975; Меерсон, 1988; Земцовский, 1983); во-вторых, современные условия тренировок и соревнований требуют наличия у субъекта деятельности определенных личностных и психодинамических свойств, оптимизирующих процесс решения оперативных задач или, во всяком случае, способствующих полной реализации индивидуального подхода к исполнителю (Родионов, 1993); в-третьих, реактивность организма спортсменов на тренировочные нагрузки зависит от множества факторов и, в первую очередь, от подвижности, силы и динамичности нервных процессов (Иванов, Коровин, 1977; Ильин, 1979).

Только анализ комплекса достаточно сложных двигательных, вегетативных и психологических качеств у спортсменов в игровых видах спортивной деятельности может позволить осуществлять достаточно объективную, прогностическую оценку возможности организма в соответствующей сфере профессиональной деятельности.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Успешность деятельности и процесс адаптации в игровых видах спорта определяется особенностями личностных индивидуально-типологических и психофизиологических показателей.

2. Характер вегетативного реагирования на различные функциональные пробы определяется уровнем развития скоростных нервных процессов и особенностями латерализации головного мозга.

Апробация работы. Материалы диссертации обсуждались на Международной конференции «Современные достижения спортивной науки» (Санкт-Петерберг, 1994); на Всероссийской научно-методической конференции «Проблемы обеспечения качества университетского образования» (Кемерово, 2004); на XXV Всероссийской научно-методической конференции КемГУ (Кемеро-во,2004).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 12 работ.

Объем и структура диссертации. Диссертация изложена на 159 страницах машинописного текста и состоит из «Введения», «Обзора литературы», «Объектов и методов исследования», «Результатов исследования», «Обсуждения результатов», «Выводов» и «Списка литературы». Работа иллюстрирована 10 рисунками и содержит 16 таблиц. Список литературы включает 299 работ.

Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23231.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.