У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Российско-йеменские отношения и международная политика на
Количество страниц 166
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23334.doc 
Содержание Содержание
Введение... 2

Глава I. Основы взаимоотношений СССР с Северным и

Южным Йеменом. 11

§ 1. Особенности советской внешней политики в отношении
ближневосточных стран... 11

§ 2. Первые шаги на пути установления дипломатических
отношений СССР с Северным и Южным Йеменом... 29

§ 3. Внешнеполитический курс Йеменской Арабской
Республики... 46

§ 4. Внешнеполитический курс Народной Демократической
Республики Йемен... 53

Глава II. Отношения между Советским Союзом и двумя
йеменскими государствами в 1960-1980-е гг. 65

§ 1. Отношения между ЙАР и Советским Союзом в контексте внутриполитической ситуации в Северном Йемене (1962 -1990 гг.)... 65

§ 2. Межгосударственные контакты СССР и НДРЙ и их взаимосвязь с изменениями внутриполитической ситуации
в Южном Йемене (1967 - 1990 гг.)... 83
Глава III. Отношения между Россией и объединенным Йеменом. 110

§ 1. Внешнеполитический курс России на Ближнем Востоке... 110

§ 2. Внешнеполитический курс единого Йемена... 123

§ 3. Российско-йеменские отношения конца XX - начала XXI
века... 138

Заключение... 162

Источники и литература... 166



Введение.

Актуальность темы исследования.

После окончания «холодной войны» и превращения политической картины мира из биполярной в монополярную Россия утратила главенствующее положение в системе международных отношений. Стремясь к развитию отношений с Западом, Российская Федерация ослабила свои позиции на Ближнем Востоке, со многими странами которого у Советского Союза были налажены крепкие многосторонние связи.

Начавшееся в середине 1990-х гг. постепенное изменение внешнеполитического курса России, переход к соблюдению собственных национальных интересов естественным образом обусловили стремление России к возвращению в ближневосточный регион, входящий в зону российских стратегических интересов.

Многочисленные заявления российских политиков по поводу ситуации, сложившейся на Ближнем Востоке, свидетельствуют о том, что Россия готова к сотрудничеству с арабскими странами ради достижения урегулирования арабо-израильского конфликта, решения иракской проблемы, что она уважительно относится к стратегической позиции арабских стран, которую они заняли в стремлении к миру и которую она полностью поддерживает, что Россия надеется на прекращение эскалации жестокости, возобновление мирного процесса и возвращение к политическому диалогу.

Только активно участвуя в процессе ближневосточного урегулирования, восстанавливая старые и завязывая новые политические связи с лидерами арабских стран, Россия сможет влиять на ситуацию в регионе, находящемся в непосредственной близости от ее южных границ.

Возрождение российско-арабских связей будет способствовать и укреплению позиций России на мировой арене.

В свою очередь, арабские государства стремятся к развитию многосторонних отношений с Россией, «исходя из необходимости обеспечения обоюдных национальных интересов, сохранения стратегического баланса

интересов на региональном и глобальном уровне, а также ради безопасности современной геополитической обстановки в мире»1.

И Россия, и арабские страны заинтересованы в развитии торгово-экономических связей на взаимовыгодной основе. Укреплению российско-арабских отношений будет способствовать и активизация научного и культурного сотрудничества.

Современное положение и потенциал возможного продолжения взаимодействия России и арабского мира во многом будет определяться той степенью вовлеченности во взаимное сотрудничество, которое сложилось между странами в XX веке.

Российско-йеменские отношения, и особенно отношения между СССР и двумя йеменскими государствами - Йеменской Арабской Республикой (ИАР) и Народной Демократической Республикой Йемен (НДРЙ), успешно развивавшиеся на протяжении нескольких десятилетий, представляют собой уникальную модель, в рамках которой представлены практически все возможные аспекты и тенденции развития двусторонних отношений:

отношения между Советским Союзом и Йеменским Королевством (на основе обоюдной выгоды и общей борьбы против британского империализма);

между Советским Союзом и ИАР (поддержка борьбы арабских народов за социальный прогресс, экономическое и военное сотрудничество);

между СССР и НДРЙ (общая идеология - НДРЙ рассматривалась как страна социалистической ориентации; экономическое, военно-техническое, культурное сотрудничество);

между Россией и объединенным Йеменом (экономические интересы, политическое сотрудничество по различным вопросам).

Из вступительного слова Чрезвычайного и Полномочного посла государства Кувейт, дуайена арабского дипломатического корпуса в Российской Федерации Фаузи А. аль-Джасима к 9 выпуску журнала «Россия и арабский мир». (Санкт-Петербург, 2001 г.).
Рассмотрение положительных аспектов российско-йеменских отношений, а также анализ неудач будет способствовать выбору оптимальных путей экономического и политического взаимодействия между Россией и ближневосточными странами, избежанию возможных ошибок. Это полностью отвечает современной «Концепции внешней политики Российской Федерации», в которой говорится, что важнейшей задачей российской внешней политики «на Ближнем Востоке, включая зону Персидского залива и Северную Африку», - «богатом и важном» для российских интересов регионе -является восстановление и укрепление ранее утраченных позиций, в первую очередь экономических.

Степень изученности темы.

Рассмотрению отдельных вопросов, связанных с историей отношений между СССР и НДРЙ, СССР и ИАР, в российской, арабской и западноевропейской историографии отводится сравнительно большое место, но практически не изучен современный этап отношений между объединенным Йеменом и Россией. Отсутствуют также комплексные исследования по периоду от начала установления дипломатических отношений в 1928 г. и до настоящего времени.

Проблемы внутренней и внешней политики ЙАР и НДРЙ рассматривались в книгах российских авторов О.Г.Герасимова, Е.К.Голубовской, А.С.Гуськова, В.В.Наумкина, ЛВ.Вальковой, Л.Н.Котлова, В.П.Воробьева и др3. Из арабских и западноевропейских исследователей, занимавшихся изучением данных вопросов, можно выделить Мухаммада Али

2 Дипломатический вестник. 2000. №8. С. 3-11.

3 Герасимов О.Г. Йеменская революция 1962-1975 гг. Проблемы и суждения. М. 1979; Голубовская Е.К. Йемен. М. 1965; её же, Революция 1962 г. в Йемене. М. 1971; ее же, Политическое развитие Йеменской Арабской Республики.1962-1985 гг. М. 1989; Гуськов А.С. Национальный фронт демократического Йемена. М.1979; его же, Демократический Йемен: 20 лет революции. М. 1983; Валькова Л.В., Котлов Л.Н. Южный Йемен. МЛ 973; Наумкин В.В. Национальный фронт в борьбе за независимость Южного Йемена и национальную демократию (1963-1969). М. 1980; его же, «Красные волки» Йемена. Национальный фронт в революции. М. 2003; Басин Л., Герасимов О. Народная Демократическая Республика Йемен. М. 1971; Воробьев В.П. Политическая и государственная система Народной Демократической Республики Йемен. М. 1978.
аш-Шихари, Абдаллу аль-Барадуни, Ахмада Аттийа аль-Масри, Р. Барроуз, Р. Стуки4. Целый ряд работ арабских авторов посвящен исключительно анализу внешнеполитического курса ИАР, НДРЙ, а также объединенного Йемена (Али Абдулкави аль-Гафари, Хадиджа Ахмад аль-Хайсами, Хуссейн Али аль-Хубейши, Мухаммад Салех аль-Хиляли, Султан Абдель Азиз и др.5). Несколько дипломных работ по этой теме было написано на факультете журналистики Санкт-Петербургского государственного университета: в 1991 г. - Самир Ганем «Внешняя политика Йеменской Республики на страницах арабских и советских газет»; в 1994 г. - Абдулхаким Наги Хуссейн Табит «Внешняя политика Йемена в новых условиях (1990-1994 гг.) (по материалам арабской прессы)». Внешней политике Йемена были посвящены следующие диссертационные исследования: Табит, Абдул Гани Сайд «Внешняя политика НДРЙ в 1969-1979 гг. (Развитие отношений со странами социалистического содружества и сопредельными арабскими странами)». М. 1984; Мухаммед Али Хади Салах «Отношения Йеменской Арабской Республики с арабскими странами (60-е - начало 80-х годов)». Киев. 1987; Ассарури Валид Абдулбари Кассем «Политика Йемена на международной арене в 80-90 гг. XX в. Внутренние и внешние факторы». СПбГУ. 2002. В 1988 г. по теме отношений между Советским Союзом и Народной Демократической Республикой Йемен была написана кандидатская диссертация Султаном Абдель Азизом Мухаммедом «История становления и развития советско-южнойеменских отношений (1963-1985 гг.)».

4 Аш-Шихари, Мухаммад Али. От революции 26 сентября 1962 г. к движению 13 июня 1974 г. Аден. 1990 (на араб.яз.); Аль-Барадуни, Абдалла. Республиканский Йемен. Дамаск. 1983 (на араб.яз.); Аль-Масри, Ахмад Аттийа. Красная звезда над Йеменом. Бейрут. 1988 (на араб.яз.); Burrowers R. Yemen Arab Republic: The Politics of Development, 1962-1986. London. 1987; Stookey R. Yemen: The Politics of the Yemen Arab Republic. Boulder. 1978.

5 Аль-Гафари, Али Абдулкави. Йеменская дипломатия. Сана. 2001 (на араб.яз.); Аль-Хайсами, Хадиджа Ахмад. Йеменско-саудовские отношения. Б.м. 1988 (на араб.яз.); Аль-Хубейши, Хуссейн Али. Йемен и Красное море. Бейрут. 1992 (на араб.яз.); Аль-Хиляли, Мухаммад Салех. Россия и Йемен: 70-летие дружбы. Сана. 1998 (на араб.яз.); Султан Абдель Азиз. СССР и Йемен: 61 год дружбы и взаимопомощи. Сана. 1990 (на араб.яз.).
Экономические и торговые связи между Россией и Йеменом, главным образом между Советским Союзом и НДРЙ, рассматривались в книгах П.Г.Алхимова, В.И.Гусарова, В.Н. Бурмистрова6.

Научные и культурные связи между Россией и Йеменом получили развитие, в первую очередь, благодаря научным экспедициям российских ученых. В результате было опубликовано несколько книг и статей по этнографии населения Йемена, а также по истории, археологии и антропологии Йемена7.

Комплексный научный подход к изучению места арабских стран в системе международных отношений, включая отношения с Россией, представлен в некоторых публикациях на русском и других языках. К таким публикациям относятся книги Г.Л.Бондаревского, Л.В.Вальковой, В.Ю.Гошева, А. Васильева, И-Ахмедова, Джорджа Шукри Киттена, МН.Кац, Е. Марко8.

Предметом диссертационного исследования являются отношения между Россией и Йеменом в контексте международной обстановки на Ближнем Востоке.

6 Алхимов П.Г., Гусаров В.И. Экономика НДРЙ. М. 1976; Бурмистров В.Н. НДРЙ: экономика и торгово-экономические отношения. М. 1981.

7 Амирханов Х.А. Палеолит юга Аравии. М. 1991; его же, Неолит и постнеолит Хадрамаута и Махры. М. 1997; Грязневич П. А. В поисках затерянных городов. Йеменские репортажи. М. 1978; Лундин А.Г. Государство мукаррибов Саба'. Сабейский эпонимат. М. 1971; Наумкин В.В. Сокотрийцы. Историко-этнографический очерк. М. 1988; Пиотровский М.Б. Предание о химйаритском царе Ас'аде ал-Камиле. М. 1977; Родионов М.А.. Этнография Западного Хадрамаута. Общее и особенное в этнической культуре. М. 1994; его же, Демократический Йемен: проблемы этнической консолидации // Этнографические процессы в странах Зарубежной Азии. XX век. М. 1991. С.28-59; Седов А.В. Городище Райбун: (раскопки 1983-1987 гг.). М. 1996; Суворов М.Н. Аль-Урр и Самар чествуют гостей. Праздничная поэзия из Йафи (Йемен). СПб. 2003.

8 Бондаревский ГЛ. Английская политика и международные отношения в бассейне Персидского залива. М. 1968; его же. Две политики по отношению к арабскому миру. М. 1975; Валькова Л.В. Саудовская Аравия в международных отношениях. М. 1979; Гошев В.Ю. СССР и страны Персидского залива. М. 1988; Васильев А. Россия на Ближнем и Среднем Востоке: от мессианства к прагматизму. М. 1993; Ахмедов И. Советский Союз и арабский мир. Сборник текстов договоров. М. 1978; Киттен, Джордж Шукри. Арабо-российские отношения в XX в. Абу-Даби. 2002 (на араб.яз.); Katz M.N. Russia and Arabia. Baltimore. 1986; Marco E. Yemen and the Western world. London. 1968.

Хронологические рамки исследования охватывают период 1926-2004 гг. Именно на этом временном отрезке отчетливо просматривается вся палитра российско-йеменских отношений (при различных политических режимах, в различных экономических условиях). В 1926 г. состоялись первые переговоры по вопросу установления дипломатических отношений между Советским Союзом и Йеменом, интенсивно развивавшихся на протяжении почти всего XX в. В последующие десятилетия и в Йемене, и в Советском Союзе происходили глобальные внутриполитические изменения, приводящие к изменению характера отношений между государствами (революция 1962 г. в Северном Йемене и провозглашение Йеменской Арабской Республики, революция 1963 г. в Южном Йемене и создание Народной Республики Южного Йемена в 1967 г., после обретения страной независимости, объединение двух йеменских государств в единую Йеменскую Республику, произошедшее в 1990 г., распад Советского Союза). Два последних события, послужившие причиной огромной массы внутриполитических и внешнеполитических проблем, с которой столкнулись Россия и Йемен в последнее десятилетие XX в., обусловили ослабление существовавших ранее крепких многосторонних связей между государствами. В середине 1990-х гг. наметился обратный процесс. Активизация межправительственных и межпарламентских контактов, оживление экономического, военно-технического и культурного сотрудничества свидетельствуют о том, что в настоящее время реанимированы все основные направления двусторонних отношений. Подтверждением того, что на новом этапе отношения между Россией и Йеменом вышли на качественно новый уровень, явились два визита в Россию, за короткий срок, йеменского президента Али Абдаллы Салеха. Состоявшиеся в ходе последнего из них (в апреле 2004 г.) переговоры между российским и йеменским руководством, привели к появлению совершенно новых форм двустороннего сотрудничества, таких как движение за установление побратимских связей между городами и т.п.

Цель данной диссертационной работы заключается в рассмотрении отношений между Россией и Йеменом через призму международной политики на Ближнем Востоке. В соответствии с этим формулируются следующие задачи исследования:

1. Проанализировать внешнеполитический курс СССР в отношении ближневосточных стран, а также основные направления внешней политики ЙАРиНДРЙ.

2. Определить характер взаимодействия между СССР и Йеменом в период становления дипломатических отношений.

3. Изучить некоторые наиболее важные направления сотрудничества Советского Союза и двух йеменских государств (экономические, политические, военные, культурные).

4. Исследовать основные направления внешней политики России в ближневосточном регионе в конце XX - начале XXI вв.

5. Дать оценку внешнеполитического курса единой Йеменской Республики.

6. Рассмотреть специфику формирования отношений между Россией и объединенным Йеменом на современном этапе.

Методологической основой исследования являются принципы историзма и научной объективности, позволяющие наиболее полно раскрыть механизм и динамику отношений между рассматриваемыми странами. С учетом специфики темы и содержания диссертационного исследования можно указать на использование проблемно-хронологического принципа построения всего текста диссертации.

Источниковую базу диссертационного исследования составляют, прежде всего, официальные документы, такие как договоры и соглашения о сотрудничестве между СССР и двумя йеменскими государствами, между Российской Федерацией и Йеменской Республикой.

В качестве источников используются официальные государственные документы: Конституции ЙАР, НДРЙ, Йеменской Республики, протоколы
заседаний МИД йеменских государств и России, заявления йеменских и российских лидеров.

Отдельную группу источников составляют договоры и соглашения, заключенные Россией (и Советским Союзом) с некоторыми арабскими государствами и объединениями ближневосточных стран, договоры и соглашения Йемена с арабскими и другими иностранными государствами.

В диссертационном исследовании анализируются выступления государственных деятелей России и Йемена по вопросам двусторонних отношений, а также по поводу обстановки на Ближнем Востоке.

В работе используются арабские и российские научно-справочные материалы, интернет-ресурсы.

Научная новизна данного исследования определяется тем, что в нем впервые в российской и зарубежной историографии международных отношений делается попытка системного анализа отношений между Советским Союзом (и Российской Федерацией), с одной стороны, и двумя йеменскими государствами, Йеменской Арабской Республикой и Народной Демократической Республикой Йемен, с другой. Учитывается также положение единой Йеменской Республики, образованной в 1990 г., в системе международных отношений.

В диссертационном исследовании:

- проведен ретроспективный анализ развития российско-йеменских отношений в различных политических и экономических условиях;

- рассмотрено влияние внутриполитических коллизий, происходивших в йеменских государствах в XX в., на изменение внешнеполитического курса этих стран и, в частности, на эволюцию отношений с Россией;

- выявлена зависимость внешней политики России в ближневосточном регионе от внутриполитического состояния страны;

- фактографический материал диссертации, касающийся современного этапа отношений между постсоветской Россией и объединенным Йеменом, впервые вводится в научный оборот России.

Научно-теоретическая и практическая значимость диссертации, ее положений выводов обусловлены тем, что в условиях происходящих в современном миропорядке глобальных изменений роль и значение международных отношений, как никогда, возрастает. Внешнеполитические реалии требуют от России проведения эффективной политики в ближневосточном регионе. Результаты проведенного в данном диссертационном исследовании комплексного анализа различных периодов и направлений российско-йеменских отношений могут быть использованы при выборе оптимальных путей экономического и политического взаимодействия между Россией и ближневосточными странами; при составлении лекционных курсов по новейшей истории России и арабских стран, по истории международных отношений; при написании коллективных монографий о проблемах мировой политики на Ближнем Востоке.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и перечня использованных источников и литературы.
Глава 1. Основы взаимоотношений СССР с Северным и Южным Йеменом.

§1. Особенности советской внешней политики в отношении ближневосточных стран.

Говоря об истории формирования основных подходов и отношений между СССР и арабским миром, необходимо отметить, что молодое советское государство многое унаследовало из уже сложившихся прочных связей, существовавших между Российской империей и арабскими вилайетами Османской империи. Эти связи строились, прежде всего, на взаимной заинтересованности в развитии экономических, политических отношений, а также затрагивали очень важные и чувствительные для обеих сторон контакты по религиозной линии. При этом нужно учитывать их важность для христианского населения тогдашней российской империи (возможность посещения святынь в Палестине, Сирии, Ливане и Египте русскими паломниками, деятельность православной церкви в этом регионе, создание Российского Палестинского православного общества, нашедшего покровительство императора), а также для огромного по численности мусульманского населения, многие представители которого отправлялись в долговременное паломничество к святым для мусульман местам - в Мекку и Медину.

Кроме того, Советская Россия, поддержавшая борьбу народов Востока за национальную независимость, всячески стремилась к упрочению отношений со всеми силами, боровшимися против империализма и колониализма. Поэтому не случайно то, что советское правительство использовало все, и в том числе дипломатические контакты для «выхода на арабский мир». Еще в ноябре 1917 г. по инициативе В.И.Ленина правительство Советской России опубликовало тайные договоры держав Антанты. Среди опубликованных договоров было соглашение Сайкс-Пико между Великобританией и Францией о разделе арабских и других территорий, которые до первой мировой войны
принадлежали Османской империи. Это соглашение было подписано в 1916 г. и согласовано с правительством царской России9. Оно противоречило соглашению 1915 г. между англичанами и шерифом Мекки Хусейном о создании независимого арабского государства. Таким образом, советское правительство продемонстрировало отказ от тайной дипломатии эпохи царизма и солидарность с борьбой арабов за независимость.

Отправной точкой в процессе установления прямых контактов между арабскими народами и советским правительством России послужила встреча Г.В. Чичерина с представителем только что образованного королевства Хиджаза X. Лутфаллой в Лозанне в 1922 г. Результатом этого стало учреждение в Джидде в 1924 г. советской дипломатической миссии в Арабском Хашимитском Королевстве, то есть в Хиджазе10. Эта миссия была первым официальным представительством СССР в арабских странах.

Огромное значение для будущего отношений между советским государством и арабами имело признание СССР 16 февраля 1926 г. молодого саудовского королевства, поскольку это не позволяло некоторым из европейских государств проводить в жизнь прежнюю политику прямого подавления и агрессии в отношении стран Востока. В официальной ноте, направленной в Саудовское королевство говорилось: « .. .Правительство СССР, исходя из принципа самоопределения народов и глубоко уважая волю геджазского народа, выразившуюся в избрании Вас своим королем, признает Вас королем Геджаза и султаном Неджда и присоединенных областей. В силу этого Советское правительство считает себя в состоянии нормальных дипломатических отношений с правительством Вашего Величества».11

Так начиналась история дипломатических отношений в период новейшего времени.

Васильев А. Россия на Ближнем и Среднем Востоке: от мессианства к прагматизму. М. 1993. С.17-18.

10 Советский Союз и арабские страны 1917-1960 гг. М. 1969.

11 Гудева В. Развитие консульских связей России с Саудовской Аравией.// Азия и Африка сегодня. 1984. №9.С.6О.
Поступательное развитие получили, начиная с 1920-х гг. и вплоть до распада Советского Союза, межпартийные связи между ВКП(б) (затем КПСС)
и коммунистическими партиями арабских стран. Эта помощь носила политический характер, а также, как стало известно, лидеры коммунистических партий арабских стран получали в больших объемах финансовую помощь.

В период второй мировой войны и последующие десятилетия СССР стремился оказывать арабским странам различные виды помощи, включая, прежде всего, экономическую и политическую. Это нашло свое практическое выражение в строительстве советскими специалистами стратегически важных объектов в различных, вставших на путь независимости, молодых арабских странах. Причем пик активности в этой сфере приходился на 1960-1970-е гг.

Советский Союз всячески поддерживал левые партии и национально-освободительные движения в этих странах и в трудные минуты готов был оказать помощь оружием, как это имело место в 1967 и 1973 гг. во время арабо-израильских войн. Однако эти акции были проведены в период наивысшего подъема в межгосударственных арабо-советских отношениях. Период 1980-х гг. характеризовался более спокойным характером в отношениях, в том числе и в области экономики. Кроме того, именно в этот период появились симптомы улучшения отношений между Советским Союзом и арабскими странами с архаическими системами власти или, как их еще называли, реакционными режимами. Среди них в первую очередь хотелось бы назвать монархии Марокко и Иордании и страны Персидского залива.

Говоря о других сферах взаимодействия между СССР и арабскими странами необходимо отметить активизацию в 1980-е гг. обменов делегациями, прежде всего парламентскими и делегациями общественных организаций. Это можно сказать как применительно к Иордании, так и к некоторым странам Персидского залива и, в частности, к Кувейту. В основу их развития были положены визиты в СССР заместителя премьер-министра, министра

12 Хронология появления компартий в арабских странах: 1919г. -компартия в Палестине, 1922г. - в Египте, 1924г. - в Сирии и Ливане, 1934г.- в Ираке, 1936г.- в Алжире, 1939г. - в Тунисе, 1943г. - в Марокко, 1946г. - в Судане, 1951г. - в Иордании.
иностранных дел Кувейта Сабаха аль-Ахмада в апреле 1981 г. и министра обороны этой страны Салима ас-Сабаха в июне 1984 г.13 Вслед за этим последовала серия обменов делегациями разных уровней. Интересно отметить, что Кувейт взял на себя в тот период роль посредника в установлении более прочных контактов между СССР и другими монархическими государствами региона Персидского залива. Именно благодаря своеобразной посреднической миссии Кувейта и благодаря его собственному успешному примеру взаимодействия с СССР, в сентябре 1985 г. были установлены дипломатические отношения с Оманом, в ноябре того же года - с Объединенными Арабскими Эмиратами. В августе 1988 г. были установлены дипломатические отношения с государством Катар. Были нормализованы отношения Советского Союза с Саудовской Аравией.

Если в период 1980-х гг. Советский Союз был занят лишь установлением дипломатических отношений с государствами, что само по себе можно считать серьезным прорывом вперед, то в отношении ряда арабских стран, с которыми отношения уже были достаточно прочными, происходило их углубление в русле уже наработанных совместных программ.

Одним из важнейших направлений совместной деятельности СССР и арабских стран может считаться забота о подготовке кадров для этих стран, как непосредственно на местах, куда выезжали советские специалисты и преподаватели, так и в СССР. Однако, останавливаясь на характеристике деятельности по подготовке местных кадров непосредственно в стране, можно остановиться на Алжире. В 1980-е гг. и ранее в нем было создано свыше 30 учебно-производственных школ, где получили квалификацию тысячи рабочих. Кроме того, в алжирском городе Бумердесе с помощью Совестского Союза был создан и успешно работал Институт нефти, газа и химии - единственное

13Киттен, Джордж Шукри. Арабо-российские отношения в XX в. Абу-Даби. 2002. С.175. (на араб .яз.)
высшее учебное заведение такого профиля на Арабском Востоке, готовящее инженеров и техников не только для Алжира, но и для других стран Магриба.14

В период 1980-х гг. эффективно действовала система советских культурных центров, которые находились во многих арабских странах — Сирии, Ливане, Марокко. Там представители арабских стран имели возможность не только на очень высоком уровне и с минимальной возможной оплатой выучить русский язык, Но и принять участие в различных мероприятиях: встречах, дискуссиях, спектаклях, концертах. Кроме того, там действовали различные кружки и курсы - спортивные, музыкальные и т.п. Из наиболее близких тогда советскому государству по своей ориентации стран, таких как Народная Демократическая Республика Йемен, Сирия, ежегодно огромное число студентов приезжали на учебу в советские ВУЗы. Считается, что тысячи граждан этих стран получили высшее образование в различных по своему профилю и специализации высших учебных заведениях.

На протяжении всех 1980-х гг. СССР последовательно выступал против любых агрессивных акций, которые инициировались как державами Запада (в частности США), так и Израилем. СССР выдвигал в ООН инициативы по прекращению Израильской агрессии, поддерживал арабские инициативы по мирному диалогу в Ливане. Во время боевых действий в Ливане в 1982 г., когда «19 тыс. ливанцев и палестинцев пали жертвами агрессии, около 32 тыс. человек были ранены, 600 тыс. остались без крова»15, советские врачи были направлены в палестинский госпиталь «Яффа» в Дамаске. Там советские медики совместно с палестинскими врачами - выпускниками советских вузов -оказали помощь более чем девяти тысячам жертв войны. Как заявил глава советской медицинской делегации: «Весь медицинский инструментарий, перевязочные материалы и лекарства, доставленные в Дамаск в качестве дара

Советского комитета солидарности, мы передали в палестинские госпитали, больницы, пункты скорой помощи».16

Последовательную поддержку оказывало советское государство Организации Освобождения Палестины, исходя из признания справедливости борьбы палестинского народа. СССР выдвигал инициативы в ООН, поддерживал идею созыва мирной конференции по Ближнему Востоку. Лидер Организации Освобождения Палестины Ясир Арафат часто в интервью различным изданиям отмечал необходимость присутствия СССР как полноправного участника на предполагаемой международной конференции по решению палестинской проблемы. Он позитивно оценивал усилия СССР на высшем уровне по созданию подготовительной комиссии для этой конференции, что обсуждалось, например, во время встречи М.С. Горбачева и Ф. Миттерана летом 1986 г.17

Поддержку советской позиции на Ближнем Востоке выразили и другие арабские лидеры, в частности иорданский король Хусейн, находясь в декабре 1987 г. с официальным визитом в Москве «указал на общность подхода СССР и арабской стороны к проблеме свободы народов, к решению конфликтов между государствами мирными средствами. «На этом, - заявил иорданский лидер, - основывается общность наших взглядов в отношении самой проблемы и выбора средств для ее успешного решения, так же как и наш призыв к созыву международной мирной конференции».18

В период 1980-х гг. наметилось некоторое потепление отношений с Египтом, который оказался в изоляции в связи с неприятием большинством арабских стран Кэмп-Дэвидских соглашений между Египтом и Израилем. В памяти египтян еще сохранились те крупные проекты экономического, политического и оборонного значения, которые были осуществлены в этой стране с помощью СССР в 1960-1970-е гг. Поэтому не случайно то, что
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23334.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.