У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Центральноазиатское направление Внешней политики Японии
Количество страниц 175
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23336.doc 
Содержание Содержание
Введение...3

1 Глава Формирование политического курса Японии на Центральноази-атском направлении...17

§ 1.1. Центральная Азия в международных отношениях: история и современность...17

§ 1.2. Установление дипломатических отношений со странами региона...34

§ 1.3. Двустороннее сотрудничество в области экономики...50

2 Глава Внешнеполитическая стратегия Японии в Центральной
Азии...65

§ 2.1. «Евразийская дипломатия» и «Дипломатия Шелкового пути»...65

§ 2.2. Экономическая политика Японии в регионе...79

§ 2.3. Политический диалог: развитие партнерских отношений...96

3 Глава Роль и значение Центральной Азии в политике Японии...115

§ 3.1. Проблемы и перспективы политического курса Японии в Центральной Азии...115

§ 3.2. Некоторые аспекты японо-американского сотрудничества в Центральной Азии: новые контуры глобального взаимодействия...130

Заключение...147

Приложения...157

Библиография...175



Введение

Центральная Азия, как стратегически важный район бывшего Советского Союза, практически сразу после его распада привлек пристальное внимание ведущих держав мира. Остававшаяся ранее лишь ярким историческим фактом и практически вышедшее из современной терминологии международных отношений понятие «Большая игра», означавшая в XIX столетии соперничество Российской и Британской империй за влияние в Центральной Азии, вновь приобрело актуальность к концу XX века. Центральная Азия, будучи частью СССР, долгое время находилась вне международной политики и не могла выступать в качестве объекта интересов многих стран мира. Появление новых независимых государств в этом регионе и их включение в международные отношения, стремление политического руководства этих стран как можно быстрее избавиться от наследия советского прошлого и как следствие, форсированное налаживание связей со многими странами мира, открыло некогда недоступный регион всему миру. Конец ХХ-го столетия знаменовал новую страницу в истории Центральной Азии — начало борьбы за влияние в этом стратегически важном регионе планеты своего рода сердца Евразийского континента.

В условиях нарастающей борьбы за перераспределение интенсивно расходуемых природных и энергетических ресурсов, сфер влияния, транспортных потоков, Центральная Азия выглядит особенно привлекательной для геополитического передела пространства бывшего СССР. Особую значимость представляет собой Каспийское море с его углеводородными и биологическими ресурсами, а также прокладывающиеся транспортные артерии, которые в перспективе могут стать в XXI веке серьезной альтернативой морским сообщениям. Главный вопрос для международного сообщества заключается в том, за кем будет закреплено определяющее и решающее стратеги-

ческое влияние в Центральной Азии, предоставляющее беспрепятственный доступ к этим ресурсам и контроль над транспортными коммуникациями.

Интерес США, стран ЕС, Востока и Азии к Центральноазиатскому региону, не мог долго оставлять безучастной Японию - вторую по экономической мощи державу мира, благосостояние и процветание которой, во многом зависит от развития новых источников энергетических ресурсов, а также стабильных и безопасных путей их доставки. С 1991 года Япония постепенно начинает выдвигать собственные инициативы в отношении Центральной Азии.

Актуальность исследования. В настоящее время Япония переживает один из наиболее важных периодов своей истории, сравнимый по своей значимости разве что с ее «открытием» всему миру в середине XIX в. — период переосмысления своей роли в мировой политике.

Прекращение «холодной войны», исчезновение опасности массового уничтожения человечества и советской угрозы на северных рубежах Японии, а также кардинальные изменения в системе мироустройства, не могли не вызвать определенных корректив и серьезных доработок в международной политике страны в целом.

Политика в Центральноазиатском регионе после окончания «холодной войны» — совершенно новое направление во внешней политике Японии. И несмотря на это, политику Японии в Центральной Азии уже можно отнести к одной из важнейших составляющих ее общемирового внешнеполитического курса, поскольку наряду с бесспорным наличием экономико-стратегической заинтересованности в регионе, она напрямую связана с проблемой качественного изменения её роли и статуса в международных отношениях.

Повышение статуса в международных делах осуществляется по следующим направлениям: сотрудничество в рамках ООН, содействие развивающимся странам, решение проблем глобального характера. Однако, на наш взгляд, принципиальную важность имеют не столько провозглашение этих

направлений в регионе и международный резонанс этой деятельности, положительно сказывающийся на мировом имидже страны, сколько действительные цели ее политики в Центральной Азии, которые не раскрываются Японией, но отчетливо осознаются остальными членами мирового сообщества. Иными словами, политика Японии в Центральной Азии приобрела значение неотъемлемого элемента ее трансформирующейся роли в международных отношениях.

Необходимость изучения внешней политики Японии после окончания «холодной войны» требует должной конкретизации на одном определенном направлении с целью достижения наиболее полного представления о существующих изменениях во внешнеполитическом курсе Японии в мире в целом. Одним из таких направлений является Центральноазиатский регион.

Большой ресурсный потенциал Центральной Азии, трансконтинентальные транспортные артерии, проходящие через этот регион, привлекают интерес Японии к этой части Евразии и, в свою очередь, ставят в зависимость экономическую и политическую безопасность самой Японии от внутриполитической ситуации в Центральной Азии. Рассматривая эти вопросы с таких концептуальных позиций, особую актуальность приобретает комплексное изучение исторических, экономических и политических особенностей становления и развития политики Японии в Центральной Азии.

С другой стороны, деятельность Японии в регионе не может рассматриваться без учета ее основных внешнеполитических ориентиров в международной политике и принадлежности к западному сообществу в частности. В этом контексте исследовательский интерес представляет возможная координация усилий Японии и США в Центральной Азии в условиях расширения взаимных обязательств в рамках союзнических отношений и влияние этого фактора на ситуацию в Центральной Азии и международное положение Японии в целом.

Актуальность избранной темы диссертации обуславливается еще и тем, что, несмотря на возрастающий интерес к Центральноазиатскому региону, фундаментальных исследований, посвященных формированию политики Японии на этом направлении и учитывающих разносторонние особенности отношений Японии со всеми странами Центральной Азии, пока, к сожалению, нет.

Научная новизна исследования. В диссертации впервые систематизируется договорно-правовая база, регулирующая отношения Японии со странами Центральной Азии, проводится анализ её внешнеполитических инициатив и акций, показывается роль Японии в проведении экономических реформ и общем содействии развитию региона. Исследуются приоритетные сферы оказания Официальной Помощи Развитию, деятельность Японии в рамках международных организаций и содействие обеспечению безопасности в Центральной Азии. Рассматриваются некоторые аспекты разностороннего японо-американского сотрудничества в контексте его распространения на страны Центральной Азии и влияния на политическую расстановку сил в регионе.

Объектом исследования является внешняя политика Японии в Центральной Азии.

Предметом исследования является особенности становления политики Японии в Центральной Азии после распада СССР, ее последующее развитие с учетом политических и экономических инициатив, а также ряд конкретных изменений внешней политики Японии на примере Центральной Азии, связанных с необходимостью повышения роли страны в международных отношениях в целом.

Территориальные и хронологические рамки диссертации. В данной работе в силу ряда объективных обстоятельств под понятием Центральная Азия не может в полной мере подразумевается ее истинное географическое значение, включающее в себя территории Синьцзян-Уйгурского автономного

района КНР и Афганистана. Территориальные рамки исследования распространяются на пять бывших республик СССР - Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан в их современных границах. Однако, при рассмотрении проблем региональной безопасности Афганистан, как один из основных источников нестабильности в регионе, так же рассматривается в исследовании.

Хронологически диссертация охватывает период с 1991 по 2003 гг. - с фактического установления первых дипломатических контактов Японии с государствами Центральной Азии и до настоящего времени.

Цель и задачи исследования. Основная цель диссертационного исследования заключается в изучении особенностей формирования и развития политики Японии в Центральной Азии и составлении на базе полученных результатов прогноза возможного изменения роли Японии в международных отношениях в контексте осуществляемой ею деятельности в Центральноази-атском направлении.

С этих позиций в исследовании можно выделить ряд конкретных задач научного и практического характера:

• определить роль и значение Центральной Азии в истории и современности, а также влияние отдельных стран на геополитику региона;

• выявить побудительные мотивы политики Японии в отношении Центральной Азии рассматривая особенности современных международных отношений после распада СССР в других регионах мира, находящихся во взаимосвязи с Центральной Азией.

• показать вклад Японии в стабилизацию постсоветского пространства на примере деятельности в Центральной Азии;

• определить характер интересов Японии в Центральной Азии через раскрытие ее основных инициатив в экономической и политической сферах;

• проследить формирование политических приоритетов Японии в регионе с учетом особенностей географического положения и ресурсного потенциала стран Центральной Азии;

• выявить взаимосвязь политики Японии и США в Центральной Азии через раскрытие специфики оказания финансовой и иной помощи отдельным странам региона;

• рассмотреть некоторые аспекты японо-американских союзнических отношений в АТР, исходящих из необходимости сдерживания возрастающего влияния Китая, а также доказать взаимосвязь предпринимаемых ими усилий в АТР и в Центральной Азии в контексте этой деятельности;

• показать возможную роль Японии в обеспечении конкретных стратегических интересов США в Центральной Азии и в этой связи определить характер японо-американского взаимодействия в региональном и общемировом масштабе;

• осветить основные тенденции трансформирующейся роли Японии в меж-• дународных отношениях на примере Центральной Азии и дать прогноз

возможных изменений во внутренней и внешней политике, которые будут определять положение Японии в международных отношениях в целом.

Методологической основой являются принципы историзма и объективности, а также системного подхода, заключающегося в изучении событий, явлений и фактов не изолированно друг от друга, а в совокупности и логической взаимосвязи. Одним из существенных компонентов теоретической основы исследования явились труды российских и зарубежных исследователей, посвященные исторической роли Центральной Азии в международных отношениях прошлого и современного периода времени. Краткий обзор источников и литературы

В первую очередь, отдельную категорию источниковедческой базы представляют собой официальные источники МИД Японии, Республики Ка-

захстан, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан.

В частности, выпускаемые МИД Японии ежегодные «Голубые книги» по дипломатии (1994-2003) послужили добротной документальной основой для изучения основных подходов Японии в центральноазиатской политике. Использование этого открытого источника, охватывающего хронологические рамки исследования, во многом способствовало определению места и роли государств Центральной Азии во внешней политике Японии. К одной из примечательных сторон этого источника можно отнести подробное рассмотрение теоретической базы Официальной Помощи Развитию (ОПР) и фактических данных о размерах и приоритетных сферах ее предоставления в странах Центральной Азии. В исследовательском плане, анализ оказания ОПР государствам региона, изучение ее роли в становлении независимых республик Центральной Азии и развитии всего региона в целом позволило автору составить объективное мнение об основных направлениях политики Японии. Для более полного представления об ОПР, как одного из ключевых элементов внешнеполитической деятельности Японии, а также изучения ее значения в области оказания содействия развивающимся странам, автор использовал и другие специализированные источники1.

Особую значимость для исследования представляли статистические данные, официальная хроника и сборники политико-правовых документов, выпущенные министерствами и ведомствами в странах Центральной Азии. Благодаря использованию этой группы источников автору удалось найти и сформировать представление о существующей нормативно-правовой базе, послужившей основой для налаживания сотрудничества и регулирующей со-

1 Вага куни-но сэйфу кайхацу эндзё (Японская правительственная помощь развитию). Токио, 1994; Кэйдзай кёрёку-но гэнздё то мондайтэн (Современное состояние и проблемы международного сотрудничества). Токио, 1994; Содействие, оказываемое Японией новым независимым государствам (фактические результаты). МИД Японии, Секретариат Комиссии по содействию. Токио, апрель 1996; ODA хакусё 2001. (Белая Книга по Официальной Помощи Развитию). Кокусай кёрёку суйсин кёкай. - Токио 2002.

временный комплекс взаимоотношений между Японией и государствами региона. При этом необходимо отметить, что в силу ряда объективных обстоятельств, а также особенностей внутренней политики Туркменистана, открытого доступа к информации, представляющей исследовательский интерес, нет. В этой связи, проблема фактического недостатка источников была решена посредством использования материалов прессы на японском, английском и русском языках.

Бесспорную научную ценность имело для автора обращение к страницам истории Центральной Азии в целях понимания ее исторической значимости, особенностей развития народов, а также участия великих держав в событиях в регионе в разные периоды времени2. В целях рассмотрения роли и значения Центральной Азии в контексте геополитики автор использовал работы Маккиндера Х.Дж., Бжезинского З.3. Специфика формирования внешнеполитических ориентиров и приоритетов стран Центральной Азии подробно рассматривалась в сборниках статей под редакцией Т.К. Койчуева, А. Та-бышалиевой; М.Б. Олкотт, В Тишкова, А. Малашенко, отдельных монографиях Андерсена Дж., Райена М., а также в работе под редакцией К Варикоо (Индия)4.

2Бартольд В.В. Общие работы по истории Средней Азии // Соч. Т. II, часть (1). — М.,1963; Гуревич Б.П. Международные отношения в Центральной Азии в XVII и первой половине XIX в. — М., 1983; Народы Средней Азии и Казахстана. Т. 2. Под ред. СП. Толстова, Т.А. Жданко, СМ. Абрамзона, НА. Кислякова. — М.,1963; История Китая с древнейших времен до наших дней. — М., 1974.

3 Mackinder H.J. Democratic Ideas and Reality, N.Y., Norton & Company, 1962; Маккиндер Х.Дж. Географическая ось истории. // Полис. - 1995. - №4; Бжезинский 3. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. - М., 2000.

4 Будущее государств Центральной Азии: вместе или? - Бишкек, 2001; Выбор Центральной Азии в цивилизационном пространстве. Под ред. акад. Т.К. Койчуева. - Бишкек, 1996; Центральная Азия: новое пространство для сотрудничества. Под. ред. А. Табышалиевой. -Бишкек, 2000; Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. Сборник статей под ред. М. Б. Олкотт, В. Тишкова, А. Малашенко. - М„ 1997; Содружество независимых государств: процессы и перспективы. Доклад Центра международных исследований МГИМО. - М., 1995; Anderson J. The international politics of Central Asia. Manchester N.Y.: Manchester Univ. press, 1997; Rajan. M. "In the Shadow of the Bear: Security in Post Soviet Central Asia" International security, Summer 1995; Central Asia. Emerging new order". - ed. by K. Warikoo. - Himalayan research and cultural foundation, Delhi, 1995.
Ознакомление с историческими работами по Центральной Азии было также продиктовано необходимостью поиска связей Японии с Евразийским континентом в прошлом: на этническом, лингвистическом и культурном уровнях. В работах Будаева Н.М., Кадыраджиева К.С., Солнцева В.М., Старостина С.А. и других общих исследований 5, представлены довольно интересные сведения о некоторых схожих элементах в развитии тюркских народов и японской нации в истории.

В то же время, понимание побудительных мотивов центральноазиат-ской деятельности невозможно без подробного изучения основ внешней политики Японии, претерпевших изменения после окончания «холодной войны», а также тех целей, которым она уделяет приоритетное внимание во внешнеполитическом курсе страны в условиях формирования нового мирового порядка. В этом контексте, особый исследовательский интерес представляют работы Накасонэ Я., Того К., Миядзава Т. и др.6, которые сходятся во мнении о том, что в условиях кардинальных изменений, произошедших в конце XX века, перед Японией, как никогда раньше, стоят задачи приведения политического статуса государства в соответствие с занимаемым экономическим положением в мире.

Другой группой использованных в работе материалов стал ряд статей, посвященных становлению внешней политики Японии в Центральной Азии и формированию ее основных приоритетов, что довольно редко встречается в зарубежной печати. В их числе можно выделить исследования X. Ямамото,

5Будаев Н.М. Западные тюрки в странах Востока. - Нальчик, 2002; Кадыраджиев К.С. Гипотеза родства тюркских и японского языков. - Махачкала, 1998; История Казахстана и Центральной Азии. - Алматы, 2001; История Киргизской ССР с древнейших времен до наших дней. - Фрунзе, 1984-1986. - Т. 1-2; Солнцев В.М. Некоторые аспекты взаимоотношения языков Восточной Азии и Дальнего Востока // Генетические, ареальные и типологические связи языков Азии. - М., 1983; Старостин С.А. Алтайская проблема и происхождение японского языка. - М, 1991.

6 Накасонэ Я. После «холодной войны». - М., 1993; Того К. 50 лет японской дипломатии (1945 — 1995). - М., 1996; Миядзава Т. Нихон гайко. (Внешняя политика Японии). Токио, 1998; Хосоя Тихиро. Нихон гайко-но кисэки. (Пути японской внешней политики). Эн-Эйч-Кэй букусу, 1993.
М. Комура и др.7, в которых рассматриваются проблемы, стоящие перед новыми независимыми государствами Центральной Азии на пути самостоятельного развития. Изучается роль Японии по оказанию помощи региону, а также те меры, которые необходимо предпринять для активизации политики Японии на этом направлении. В частности, подчеркивается исключительное значение энергоресурсов Центральной Азии и конкретно Каспийского бассейна, как ключевого фактора будущего благосостояния региона, к которому Япония проявляет определенную заинтересованность.

В целях объективности стоит отметить, что не смотря на фактическое отсутствие отдельных исследований в этой области, первенство в изучении в российской печати особенностей становления политики Японии в Центральной Азии принадлежит Комиссиной И.Н., исследования которой послужили хорошим ориентиром в формировании представления о начальных этапах сотрудничества между Японией и государствами региона8. Другая важная сторона этой информации с учетом ее относительной давности заключается в том, что автор занимался изучением первоначальных инициатив и проектов Японии в регионе (1991-1996 гг.), анализировал состояние и перспективы двусторонних отношений и развития центральноазиатской политики в целом, которые определялись ситуацией в Центральной Азии и в мире на тот период времени. Исследования Комиссиной И.Н оказали определенное влияние на ход исследования, в особенности при рассмотрении вопросов экономического сотрудничества со странами региона. Более того, автор приводит довольно интересные и полезные сведения об инвестиционных проектах Японии в

7 Yamamoto Hiroyuki "Japan's Foreign Policy towards the Newly Independent States and Russia", Secretariat of Cooperation Committee and NIS Assistance Division, Ministry or Foreign Affairs, Tokyo, 1995; Masahiko, Komura "Japan's Eurasian Diplomacy: New Perspective in Foreign Policy", Japan Quarterly, 46 no. 1, Jan-March 1999; Japan and Central Asia — Caspian Sea Basin. (Outline for Trilateral Commission Paper), JCEE, Tokyo, 12.10.99.

8 См.: Комиссина И.Н. Японо-казахстанские деловые связи // Казахстан: реалии и перспективы независимого развития. - М., 1995; Комиссина И.Н Азиатский вектор политики Узбекистана // Узбекистан: обретение нового лица. - М., 1998; Комиссина И.Н Япония и Центральная Азия: партнерство набирает силу // Центральная Азия и Кавказ. — 1999. — №2 (3).
Туркменистане, которые, на наш взгляд, являются редкостью в открытой печати.

Следующая группа использованных материалов относится к общим вопросам внешней политики стран Центральной Азии, в которых часть внимания уделялась отношениям с Японией в двустороннем формате. К ним относятся работы А. Джекшенкулова, М.С. Иманалиева, 3. Саидова, К.К. То-каева9. Все они дают довольно полное представление об официальном состоянии всего комплекса политических, экономических и культурных связей, в них также приводятся сведения о наиболее важных документах, регулирующих двусторонние отношения, официальная хроника взаимных визитов и хронология внешнеполтических событий. Монографии авторов представляют собой интересный и полезный материал и дают исчерпывающее представление о существующих в государствах Центральной Азии взглядах и мнениях о проводимой Японией политике, о значении финансового и иного содействия в области развития независимых государств региона.

Отдельный раздел материалов, в которых также затрагиваются некоторые особенности внешнеполитического курса Японии в Центральной Азии, составляют работы Р. Хатчингса, М.Р. Хиккока, Р.Дж. Ферпосона, Теннен-баума Дж.ю. Они примечательны тем, что в определенной мере представляют взгляды западных исследователей на идею восстановления Шелкового пути, его значение для центральноазиатских государств, Китая, России и Европы.

9 Джекшенкулов А. Новые независимые государства Центральной Азии в мировом сообществе. - Москва-Бишкек, 2000; Иманалиев М.С. Очерки о внешней политике Кыргызстана. — Бишкек, 2002; Саидов 3. Межгосударственные отношения Республики Таджикистан в двустороннем формате. - Душанбе, 2001; Токаев К.К. Под стягом независимости: Очерки о внешней политике Казахстана. - Алматы, 1997; Токаев К.К. Внешняя политика Казахстана в условиях глобализации. - Алматы, 2000; Токаев К.К. Дипломатия Республики Казахстан. - Астана, 2001.

10 Hutchings, Raymond Japan's Economic Involvement in Eastern Europe and Eurasia, N.Y., St. Martin's Press, 1999; Hickok, Michael Robert "The Other End of the Silk Road: Japan's Eurasian Initiative", Central Asian Survey, 19 no. 1, March 2000; Ferguson R. James. Eurasia, Lecture 10: Geopolitics of the Silk Road: New Economic and Strategic Opportunities., The Department of International Relations, SHSS, Bound University, Queensland, Australia, 2002; Tennenbaum J. The New Eurasian Land Bridge. Infrastructure Takes Shape. Schiller Institute. November 2, 2001.
В частности, выражается мнение о том, что маршрут Шелкового пути в обход России, построение которого активно продвигает Япония, США и ЕС, не только предпочтителен с точки зрения меньшей его протяженности, но и политически выгоден, поскольку способствует переориентации стран Центральной Азии на Запад. Однако в связи с неразвитостью транспортной инфраструктуры в странах Центральной Азии, этот проект требует больших капиталовложений. И даже Япония, несмотря на существенное финансовое содействие, не способна это сделать самостоятельно, но совместно с усилиями других стран может играть особую роль в осуществлении этого плана. Авторы едины во мнении, что проблема обеспечения безопасности требует первоочередного решения в общей идее восстановления Шелкового пути.

Принимая во внимание неизбежность рассмотрения вопросов безопасности, хотя и не в качестве одного из основных компонентов исследования, автор ознакомился со многими современными работами как российских, так и центральноазиатских исследователей в целях более достоверного представления об угрозах и вызовах стабильности в регионе. Исследование И.Д. Звя-гельской и В.В. Наумкина, работы М.А. Хрусталева, Лунёва СИ., В.И. Мас-лова, О. Молдалиева, О. Омарова, послужили прекрасной фактологической базой и во многом повлияли на формирование некоторых выводов в диссертационном исследовании п.

В ходе изучения особенностей современного состояния японо-американского сотрудничества и его влияния на безопасность АТР автор воспользовался некоторыми подходами и взглядами таких авторов, как В.Н.

" Звягельская И.Д., Наумкин В.В. Угрозы, вызовы и риски «нетрадиционного» ряда в Центральной Азии // Азиатско-Тихоокеанский регион и Центральная Азия: контуры безопасности. — М., 2001; Хрусталев М.А. Центральная Азия во внешней политике России. Исследование Центра международных исследований МГИМО №5. — Москва, октябрь 1994; Лунёв СИ. Вызовы безопасности у южных границ России. - М., 1999; Маслов В.И. Региональная безопасность: история и проблемы новых независимых государств Центральной Азии. Москва — Бишкек, 2000; Молдалиев О. Современные вызовы безопасности Кыргызстана и Центральной Азии. Бишкек, 2001; Омаров О. На пути к глобальной безопасности: Центральная Азия после 11 сентября 2001 года. — Б., 2002.
Бунин, М.И Крупянко, М.Г. Носов, Киссинджер Г. |2. В частности, наиболее интересным было определение авторами возрастающего значения японо-американского договора безопасности, претерпевшего изменения в 1996 г., в международных отношениях в целом. Мнение о том, что расширенные обязательства, взятые по договору безопасности и пересмотренным Руководящим принципам военного сотрудничества в 1997, будут способствовать увеличению роли Японии в международных делах, полностью разделяется автором. В то же время, полезным и необходимым для настоящего исследования было понимание антикитайского характера крепнущих союзнических отношений между Японией и США.

Раскрытие характера японо-американского сотрудничества в АТР, направленное на сдерживание Китая в этом регионе, неизбежно ведет к рассмотрению вопроса о взаимозависимости Центральной Азии и АТР, которое определяется географическим положением КНР, а также его растущим экономическим и политическим потенциалом как в мировой политике, так и в Центральной Азии. В этом контексте, особую значимость имели монографии и коллективные работы, посвященные рассмотрению позиций Китая в АТР и Центральной Азии, с учетом политики России, США и других стран. В первую очередь, необходимо выделить ряд коллективных работ под редакцией А.В Торкунова, А.Ю. Мельвиля, М.М Наринского; А.Д. Воскресенского;13 монографии Корсуна В.А., Петровского В.Е., Арина О.В.14. В то же время,

12 Бунин В.Н. Новый этап в развитии японо-американского союза безопасности (на рубеже XX—XXI вв.). — М., 1997; Крупянко М.И. Япония после «холодной войны». Политика обеспечения национальной безопасности. - М., 2001; Бунин В.Н. Японо-американский союз безопасности: история и современность. (К 50-летию со дня основания). — М., 2000; Носов М.Г. Япония и внешний мир: вступая в мировое сообщество. — Япония: в поисках новых рубежей. - М., 1998; Киссинджер Г. Нужна ли Америке внешняя политика? / Пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. — М., 2002.

13 Китай в мировой политике. Под ред. Торкунова А.В., Мельвиля А.Ю., Наринского М.М. - М., 2001; Восток/Запад: Региональные подсистемы и региональные проблемы международных отношений. Учебное пособие / Под ред. А.Д. Воскресенского. - М. 2002;

4 Корсун В.А. Внешняя политика Китая на пороге XXI века. - М.: МГИМО (У) МИД РФ, 2002; Петровский В.Е. Азиатско-Тихоокеанские режимы безопасности после «холодной войны»: эволюция, перспективы российского участия. М., 1998; Арин О. Азиатско-Тихоокеанский регион: мифы, иллюзии и реальность. - М., 1997.
идеи и взгляды других авторов, нашедшие выражение в сборниках статей и выступлениях на международных конференциях, также оказали значительное влияние на исследование15.

Учитывая объективную новизну затрагиваемых автором вопросов, основные исследования также проводились на основе доступных источников в средствах массовой информации, включающих в себя материалы периодических изданий на английском, русском и японском языках. Работа с прессой на русском языке охватывает газеты и журналы, выпускаемые в странах Центральной Азии. При написании диссертации использовались электронные документы из глобальной компьютерной сети Интернет.

Специфической формой информации также послужили неофициальные беседы с дипломатами Посольства Японии в Кыргызской Республике и представителями научных кругов Японии.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что они могут быть полезными при создании обобщающих работ, пособий, при историческом анализе политики Японии в регионе и ее изменяющейся роли в международных отношениях в целом. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы в деятельности практических организаций, учебном процессе в высшей школе при чтении лекций по новейшей истории Центральной Азии, организации спецкурсов, при проведении семинаров, а также могут служить определенным ориентиром для студентов при написании курсовых и дипломных работ.

Апробация работы. Основные положения диссертации отражены в научных работах автора. Результаты работы обсуждались в министерстве иностранных дел Кыргызской Республики, а также на заседании кафедры Востоковедения МГИМО (У) МИД РФ.

15 Россия и Китай в современном мире. Выпуск III. Материалы научно-практической конференции. - М.: МГИМО (У) МИД РФ, 2000; Россия, Китай и новый мировой порядок XXI века: проблемы и перспективы. Материалы пятой российско-китайской научно-практической конференции. - М.: МГИМО (У) МИД РФ, 2001.
Глава 1 Формирование политического курса Японии на Цен-тральноазиатском направлении

§ 1.1. Центральная Азия в меяедународных отношениях: история и современность

В истории Центральной Азии можно выделить несколько периодов, которые оказали сильное влияние на развитие региона и населяющих его народов. И, безусловно, каждый из этих периодов привносил как положительные, так и отрицательные элементы в исторические процессы этой обширной части суши. Не заостряя пристального внимания на вопросах формирования этнополитической картины Центральной Азии и связанных с ними внутрирегиональных этапах истории, следует отметить особую важность влияния внешних сил на общие процессы развития региона.

К первому периоду можно отнести проникновение в Центральную Азию (примерно со II века до н.э) Китая, представленного в то время империей Западная или Ранняя, Хань, которая вплоть до VIII века н.э. оставалась единственным внешним «игроком» на этой территории. Несмотря на то, что в основном объектом ее военной экспансии являлся так называемый «Западный край» («Си-юй»16) - территория нынешнего Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР, общение народов Центральной Азии с Китаем оставило заметный след в хозяйственной и культурной жизни ведущего преимущественно кочевой образ жизни населения не только «Западного края», но и сопредельных с ним районов. Народы Центральной Азии впервые узнали о разведении шелковичного червя, об изготовлении шелковых тканей, бумаги. А высокий уровень земледелия и ремесла в Китае и другие элементы древней китайской цивилизации, значительно ускорили процесс развития производственных сил, и способствовали разложению родо-племенных отношений у

16 Цит. по: Гуревич Б.П. Международные отношения в Центральной Азии в XVII - первой половине XIX в. - М., 1983 - С. 4
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23336.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.