У нас уже
176407
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
История взаимоотношений МВФ и современной России
Количество страниц
239
ВУЗ
МГИУ
Год сдачи
2010
Бесплатно Скачать
23354.doc
Содержание
Содержание
Введение...3
Глава 1. История взаимоотношений СССР и МВФ...23
1.1 Участие СССР в образовании МВФ...23
1.2 Попытки вступления СССР в МВФ накануне
распада Советского Союза...28
Глава 2. Эволюция сотрудничества России и
Фонда в 1992-1998 гг...40
2.1 Вступление России в МВФ...40
2.2 Кредит системной трансформации 1993-1994 гг...48
2.3 Резервный кредит 1995 года...56
2.4 Программа расширенного кредитования...69
2.5 Финансовый кризис, его развитие и последствия...83
Глава 3. Посткризисный этап взаимодействия России и МВФ...147
3.1 Политика Е.Примакова и согласование резервного кредита...147
3.2 Взаимоотношения МВФ и России в
период восстановления российской экономики...164
3.3 Новая экономическая политика В.Путина и МВФ...189
Заключение...198
Источники и литература...207
Список принятых сокращений...237
Приложения...239
ВВЕДЕНИЕ
Международный валютный фонд является основной финансово-экономической организацией, участвующей в построении, перестройке и коррекции экономики развивающихся стран и бывших социалистических государств. Участие в работе Фонда позволяет странам быстрее и эффективнее интегрироваться в мировую экономику.
Настоящая диссертация посвящена анализу и оценке сотрудничества МВФ и России.
Актуальность изучения проблемы
Актуальность выбранной темы определяется той ролью, которую сыграло сотрудничество России с МВФ в построении рыночной экономики и интеграции РФ в мировое сообщество. Именно МВФ был инициатором и катализатором экономических реформ в России 1990-х гг. Именно он сыграл ключевую роль в налаживании международных финансово-экономических связей нашей страны и послужил основным каналом передачи мирового опыта создания рыночным механизмов.
Долгое время, особенно в период до середины 1998 года, МВФ оказывал большое влияние на российскую экономику, поэтому особенно актуальным является извлечение уроков сотрудничества с этой международной организацией, выработка политики в отношении Фонда и прогнозирование дальнейших направлений сотрудничества.
Работа МВФ в России до недавнего времени выступала одним из приоритетных направлений деятельности Фонда, т.к. его успехи в реформировании экономик стран развивающегося и переходного типа, и в первую очередь России, напрямую определяли целесообразность его существования.
Сотрудничество России и МВФ позволило получить большой опыт сотрудничества с одной из ведущих международных организаций, который можно будет экстраполировать на возможное участие России в ВТО.
Необходимость изучения сотрудничества Фонда и России также имеет историографический аспект, т.к. тема слабо изучена в отечественной исторической науке, ввиду непродолжительной истории взаимоотношений. Наиболее всесторонне взаимоотношения МВФ и России изучались Смысловым Д.В. и Кузнецовым B.C. Однако последние крупные работы Смыслова Д.В. по работе МВФ в России датируются 1993 годом, а акцент в монографии Кузнецова B.C. ставится на изучение МВФ, как финансово-экономической организации, и его эволюцию.
Хронологические рамки исследования
Нижний временной предел определяется отходом СССР от плановой экономики и началом интеграции России в мировое сообщество путем получения членства в МВФ. Несмотря на то что СССР участвовал в создании МВФ, автор считает, что реальное сотрудничество с этой международной организацией началось с объявления руководством страны в 1988 году намерения получить членство в Фонде и присвоения СССР статуса ассоциированного члена.
Верхним пределом выступает завершение кредитной работы Фонда в России и начало консультационного периода сотрудничества. Россия прекратила брать кредиты и снизила свой долг до размера своей квоты. Это определило новый период в сотрудничестве с МВФ, т.к. Россия превратилась из объекта работы Фонда в полноправного члена, способного участвовать в мировых процессах наравне с другими странами.
Цель и задачи исследования
Целью настоящей диссертации выступает комплексная историческая оценка сотрудничества России и МВФ. Для достижения этой цели в диссертации ставятся следующие задачи:
1. Всесторонне описать и проанализировать взаимодействие Фонда и современной России
2. Выделить основные этапы сотрудничества России и Международного валютного фонда за последнее десятилетие.
3. Дать оценку работе МВФ: определить достижения и неудачи политики Фонда в отношении России.
4. Проследить эволюцию развития взаимоотношений Фонда и СССР накануне распада Советского Союза.
5. Определить целесообразность получения членства в МВФ в 1992 году и необходимость продолжения участия в работе Фонда.
6. Проанализировать работу МВФ в контексте его кредитных программ.
7. Дать оценку роли Фонда в финансовом кризисе 1998 года.
8. Определить особенности отношений МВФ и России в посткризисный этап развития современной России.
9. Определить направления совместной работы в средне- и долгосрочной перспективе.
Теоретическая и практическая значимость
Теоретическая значимость настоящего исследования заключается в анализе сотрудничества России и МВФ как супранациональной международной организации. Данный аспект работы затрагивает изучение опыта, полученного от участия России в этой организации. Членство в Фонде позволило России не только получать кредиты и техническую помощь, что определено Уставом МВФ, но и глубже, быстрее и эффективнее интегрироваться в мировое хозяйство: получать доступ на мировые финансовые рынки, либерализовать свои торговые отношения, обеспечивать доступ инвестиций в экономику и построить рыночные отношения.
Вместе с возможностями развиваться в сторону либеральных механизмов функционирования экономики, участие России в МВФ наложило на нее ряд обязательств, определивших пределы их сотрудничества. В соответствии с Уставом Фонда Россия взяла на себя обязательство проводить такую денежно-кредитную и экономическую политику, которая не будет противоречить общим
тенденциям мировой экономики, а именно: не имеет право осуществлять дискриминационную политику в отношении капитальных и текущих операций нерезидентов, обязуется не проводить девальвацию с целью стимулирования отечественного производителя, поддерживать стабильность национальной экономики и осуществлять такие меры, которые не приведут к дестабилизации мирового хозяйства.
Важным теоретическим аспектом изучения сотрудничества России и МВФ является определение природы их взаимоотношений. Как следует из ш данной работы, на протяжении 11 лет членства в Фонде, стороны редко
приходили к единодушному решению по ключевым вопросам. Позиция МВФ как кредитной и политически зависимой от крупнейших акционеров организации и попытки России отстоять свой суверенитет определили конфликтность их отношений. Конфликты, на наш взгляд, обусловлены не только и не столько современными причинами, сколько кроются в истории и связаны с той ролью, которая Россия играет на международной арене. В силу специфики России - правопреемственность СССР, обладание ядерным оружием, большие территории и пр. - правительство смогло отстаивать свою позицию по некоторым экономическим вопросам или осуществлять меры, согласованные с МВФ, в соответствии со своими интересами, несмотря на достигнутые ранее договоренности.
Одним из важнейших теоретических аспектов изучения взаимоотношений является возможность оценить то, насколько универсальные рецепты МВФ применимы к специфике России, ее традициям и менталитету. fc До сих пор в научной среде отсутствует единый подход к вопросу о том, можно
ли рассматривать Россию как типичное европейское государство и, следовательно, применять к ней универсальные рекомендации. Данное исследование может восполнить этот пробел в научной литературе.
Теоретическая значимость настоящей диссертации определяется тем, что в работе осуществлена попытка объяснить, насколько самостоятельным и самобытным является путь России (включая ее экономику); может ли она
выработать собственный вариант экономики и оригинальный способ участия в процессах глобализации или ей просто нужно было принимать без спора рекомендации МВФ.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использовать материалы, полученные в ходе исследования, в деятельности внешнеэкономических и внешнеполитических учреждений РФ, в том числе при выработке политики в отношении международных экономических и финансовых организаций.
Научная новизна
Научная новизна данного исследования заключается, прежде всего, в том, что это — первая работа в отечественной историографии, в которой комплексно и систематически рассматривается история взаимоотношений СССР/России с МВФ, начиная с момента переговоров о его создании до последних консультаций миссии Фонда по экономическому развитию и прогнозам роста в 2003 году. Все предыдущие немногочисленные работы на данную тему рассматривали двусторонние отношения либо в экономическом ключе (Р.Стоун)1, либо в контексте изучения МВФ как организации (монография Кузнецова B.C.) , либо на начальных периодах сотрудничества (Смыслов Д.В.)3. Именно исторический подход к анализу данной темы определяет новизну настоящего исследования.
В диссертации содержится оригинальная оценка причин вступления России в Фонд, эффективности политики МВФ в отношении РФ и перспектив дальнейшего сотрудничества.
Новой является попытка объединить в настоящем исследовании обширный фактический материал об отношениях РФ и Фонда и систематизировать его. Результатом обработки этой информации стала
1 Stone, R. Lending Credibility: The International Monetary Fund and the Post-Communist Transition / R. Stone // PONARS Working Paper. - University of Rochester, January 2000. - P. 244-272.
2 Кузнецов, B.C. Международный валютный фонд и мирохозяйственные связи / B.C. Кузнецов. - М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2001. - 432 с.
3 Смыслов, Д.В. Международный Валютный Фонд: Современные тенденции и наши интересы / Д.В. Смыслов. — М.: Финансы и статистика, 1993. - 341 с.
собственная периодизация истории двусторонних взаимоотношений России и МВФ.
Научная новизна определяется тем, что в диссертации не просто представлены факты взаимодействия РФ и МВФ, а предлагается собственная оценка встреч, переговоров и управленческих решений, а также анализ мотивации каждой стороны при обсуждении тех или иных вопросов. В диссертации предпринята попытка объединить уже существующие оценки ряда фактов сотрудничества и дать им свою интерпретацию. В работе впервые в отечественной исследовательской литературе вводятся в научный оборот новые, не использовавшиеся ранее оригинальные источники (прежде всего самого МВФ).
Особую новизну анализу истории взаимодействия придал тот факт, что двусторонние отношения рассматриваются в контексте новой экономической обстановки, в которой Россия имеет экономический рост, низкие темпы инфляции и усиливающуюся позицию на мировой арене, как политического, так и экономического игрока. Отсутствие финансовых отношений, при которых Россия соглашается на любые условия для получения кредита, позволяет рассматривать взаимоотношения с Фондом более объективно, без искажений.
Научная новизна содержится в детальном описании и анализе предпосылок финансового кризиса, его протекания и последствий для России, а также той роли, которую МВФ сыграл в случае с кризисом: предотвращение кризиса и сглаживание его негативных результатов. Впервые в отечественной литературе проводится детальный анализ кризиса в контексте комплексных взаимоотношений Фонда и России в постсоветский период.
Оригинальность исследования заключается также в том, что автор постарался сопоставить точки зрения РФ и МВФ по каждому существенному вопросу двусторонних отношений. Сравнительный анализ позиций двух партнеров позволил отрешиться от эмоций и субъективизма в оценке тех или иных событий и придал исследованию более объективный характер.
-9-Источниковая база исследования
Источники по данной диссертации можно условно разделить на 2 группы. К первой группе относятся документы российского происхождения:
• Нормативные документы (Федеральный закон № 76-ФЗ от 26 декабря 1994 г., Федеральный закон № 123-ФЗ от 21 июля 1997 г., Федеральный закон № 6-ФЗ от 17 июня 1994 г., Закон РФ №3615-1 от 9 октября 1992 г., Закон РСФСР №1545-1 от 4 июля 1991 г. и др.) обозначили законодательную основу действиям российских властей.
• Указы президента (№ 721 от 16 мая 1996 г.), которые обозначили позицию президента по основным макроэкономических вопросам.
• Заявления и постановления исполнительной власти (Ежегодные заявления правительства и ЦБ о денежно-кредитной политике, ежегодные заявления правительства об экономической и структурной политике, ежегодные заявления правительства о среднесрочной стратегии и экономической политике, постановление Правительства РФ № 1226 от 26 сентября 1997 г. и др.), которые официально определили основные направления работы правительства.
Нормативные акты, постановления правительства и совместные заявления правительства и ЦБ РФ позволили автору уяснить официальную позицию руководства РФ в отношении Фонда; и помогли ему понять направление денежно-кредитной и экономической политики российского правительства. Большинство совместных заявлений правительства и ЦБ РФ стали результатами согласования действия российских властей с экспертами Фонда и вырабатывались в ходе многочисленных консультаций и встреч. С этой точки зрения, совместные заявления имели огромное значение для диссертанта при изучении данной тематики. Автор также использовал статистические данные ЦБ и правительства: цифровые параметры и показатели развития российской экономики, такие как темпы инфляции, значения дефицита/профицита бюджета, экономический рост и другие.
Вторая группа источников содержит различные документы Международного валютного фонда:
• Обзоры МВФ (Сборник 26, №10 и №12; сборник 27, №4, №№11-15, №17; сборник 28, №7, №9, №10, №№15-17, №23; сборник 29, №16; сборник 30, №14 и др.) представляют собой периодические издания, в которых Фонд публикует основные события, и где освещается деятельность МВФ.
• Заявления представителей Фонда для СМИ - преимущественно еженедельные заявления высшего руководства или глав департаментов о текущем состоянии деятельности МВФ и его подразделений.
• Информационные сообщения (№99/67 от 2 августа 1999 г.; №00/83 от 9 ноября 2000 г.; №01/68 от 18 июля 2001 г.; №02/40 от 4 апреля 2002 г. и др.) выпускаются по требованию страны после завершения консультаций по статье IV Устава МВФ для знакомства общественности с мнением экспертов Фонда.
• Пресс-релизы (№21 от 11 апреля 1995 г.; №13 от 26 марта 1996 г.; №29 от 5 июня 1996 г.; №11 от 23-25 сентября 1997 г.; №17 от 6-9 октября 1998 г.; №35 от 28 июля 1999 г.; №31 от 28-30 сентября 1999 г.; №23 от 26-28 сентября 2000 г. и др.) представляют собой стенограммы официальных заявлений представителей (министров финансов, глав Национальных банков, глав правительств) стран-членов на ежегодных сессиях МВФ и Всемирного банка.
• Новостные сообщения (№95/11 от 11 апреля 1995 г.; №95/17 от 6 июля 1995 г.; №97/5 от 2 апреля 1997 г.; №97/6 от 3 апреля 1997 г.; №98/14 от 29 мая 1998 г.; №98/15 от 29 мая 1999 г.; №98/20 от 11 июня 1998 г.; №98/24 от 13 июля 1998 г.; №98/26 от 20 июля 1998 г.; №98/30 от 17 августа 1998 г.; №98/39 от 30 октября 1998 г.; №98/47 от 30 ноября 1998 г.; №98/51 от 11 декабря 1998 г.; №99/21 от 28 апреля 1999 г.; №99/81 от 7 декабря 1999 г.) являются краткими информационными
сообщениями по решениям МВФ, совместным программам со
странами-членами и другим событиям в рамках работы Фонда. • Различные доклады (периодические и нерегулярные) руководства
Фонда, департаментов, экспертов по отдельным экономических
вопросам и странам в целом.
Значительная часть документов МВФ были взяты автором на Интернет-сайтах МВФ. Анализ и переработка этих источников составили основу диссертации. Устав МВФ помог определить формальный характер взаимоотношений с Россией, ее обязанности и права как члена этой организации. Особую роль в изучении работы МВФ в России сыграли многочисленные аналитические доклады экспертов Фонда. В МВФ существует своя собственная классификация документов: работы по оценке и анализу политики, доклады по странам, тематические отчеты и другие. Так как работы посвящены специализированным направлениям взаимодействия МВФ и России, их общий анализ позволил получить всестороннюю картину их взаимоотношений. Автором использовались пресс-релизы, обзоры МВФ и информационные сообщения, в которых содержится фактическая информация о совместной работе, встречах и итогах переговоров и достигнутых результатах. Диссертант также ознакомился с работами экспертов МВФ по смежным темам: реформирование развивающихся экономик, проблемы коррупции, развитие финансовых рынков, процессы приватизации. Из этих работ автор составил для себя общую картину принципов работы Фонда, его алгоритма действий при реформировании экономики, приоритетности задач и результатов его деятельности в России. Данная группа источников основана на фактических данных, предоставляемых департаментом статистики РФ и собираемых экспертами Фонда во время визитов в страну, информация проанализирована ведущими экономистами, поэтому представляет собой ценный материал и дает возможность автору диссертации богатую почву для изучения темы. Материалы МВФ позволили автору получить доступ к самой актуальной и достоверной информации, не публикуемой другими
организациями, и быть в курсе самых последних изменений в отношениях России и МВФ.
Все источники настоящей диссертации можно ранжировать по степени достоверности и объективности информации, содержащейся в них. Самыми достоверными являются официальные документы российских властей и новостные и информационные сообщения МВФ, т.к. они не несут субъективных оценок и интерпретаций событий.
Заявления руководства МВФ и российских властей, а также различные доклады экспертов Фонда, хотя и являются официальными документами, но носят менее объективный характер, т.к. испытывают определенное политическое и экономическое субъективное влияние. Необходимо отметить, что все доклады МВФ сопровождаются замечанием, что они отражают точку зрения экспертов, но не обязательно точку зрения руководства Фонда.
Естественно, источниковая база настоящей диссертации, как и любой другой исторической работы, не претендует на абсолютную полноту. Недоступность множества официальных документов по соображениям секретности или иным причинам, отсутствие в последние десять лет упорядоченности в библиотечной работе наложили определенный отпечаток на круг источников, оказавшихся в распоряжении автора. Тем не менее, основные категории исторических свидетельств, относящихся к исследуемой проблеме, адекватно представлены в диссертации.
Историография проблемы
В процессе исследования были использованы работы как отечественных, так и зарубежных исследователей. В отечественной исследовательской литературе можно выделить двух ученых, изучавших, в той или иной степени, работу МВФ в России: Кузнецов B.C. и Смыслов Д.В. В этих работах дан анализ отношений РФ и МВФ с экономической точки зрения.
Монография Кузнецова B.C.4 посвящена МВФ как организации, в ней рассматривается весь перечень вопросов, связанных с функционированием Фонда, таких как цели и задачи, эволюция, взаимоотношения с членами, в том числе взаимоотношения с Россией. Она представляет собой основательное изучение всего спектра проблематики существования МВФ, но акценты в работе расставлены с учетом экономических, а не историко-политических проблем.
Исследования Смыслова Д.В.5 по данной тематике, датированы, самое позднее, 1993 годом и соответственно не могут полностью раскрывать вопросы двустороннего взаимодействия. Остальные работы Смыслова Д.В. посвящены проблемам эволюции мировой финансовой системы в период глобализации.
Ряд диссертационных сочинений был посвящен работе МВФ в России. Диссертация Шестакова С.А.6 заслуживает особого внимания: она затрагивает экономические взаимоотношения Фонда и России и дает понять экономическую составляющую работы МВФ в России, как в стране с переходной экономикой. Материал, собранный в этой работе, лишь вскользь затрагивает исторические аспекты проблемы.
Диссертация Филиппова Д.К. посвящена сотрудничеству МВФ и России до 1996 года включительно, спектр проблем взаимодействия России с Фондом анализируется в ней с точки зрения интеграции России в мировую экономику. Верхний хронологический предел ограничен 1996 годом, поэтому это исследование не затрагивает важнейший период взаимоотношений, начиная с кредита расширенного финансирования и до настоящего времени.
Большую помощь в исследовании оказали также труды российских экономистов Смыслова Д.В. и Кузнецова B.C. , а также книга Сергея
4 Кузнецов, B.C. Международный валютный фонд и мирохозяйственные связи / B.C. Кузнецов. - М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2001. - 432 с.
5 Смыслов, Д.В. Международный Валютный Фонд: Современные тенденции и наши интересы / Д.В. Смыслов.
— М.: Финансы и статистика, 1993. - 341 с.
6 Шестаков, С.А. Политика МФВ в отношении России: Дис.канд. эк. наук: 08.00.14 / С.А. Шестаков - М.: МГИМО МИД РФ, 2000 г. - 184 с.
7 Смыслов, Д.В. Международный Валютный Фонд: Современные тенденции и наши интересы / Д.В. Смыслов.
— М.: Финансы и статистика, 1993. - 341 с.
Алексашенко "Битва за рубль"9, в которой автор детально описывает все события с 1993 года по август 1998 года. Ценность книги заключается в том, что автор сам был участником событий, принимал ответственные управленческие решения и представляет их анализ "изнутри". Кроме того, С.Алексашенко публикует некоторые внутренние документы МВФ и России, которые недоступны широкой публике и позволяют глубже заглянуть в двусторонние отношения.
Особый интерес представляют статьи в ведущих экономических изданиях. Рассмотрим их в хронологическом порядке их появления в печати. Необходимость классификации этих работ по тематике отсутствует из-за того, что все они являются экономическими исследованиями. Работы оказались полезными для настоящей диссертации, т.к. в них приводятся мнения ведущих экономистов по вопросам взаимодействия России и МВФ.
В статье Ветрова А. и Чуракова Ю.10 кредиты МВФ рассматриваются в комплексе всего притока инвестиций в экономику. МВФ является гарантом экономических преобразований в России. Кратко характеризуются назначение кредитов, способы их использования и кредиты системной трансформации. Прогнозируются возможные кредиты со стороны МВФ в среднесрочной перспективе. Исследователями предложено оригинальное решение проблемы возврата России долгов стран СНГ.
Работа Пичугина Б.11 посвящена всему комплексу вопросов, связанных с внешней задолженностью России. Финансовые отношения России и Фонда рассматриваются в контексте внешнего долга. Автор анализирует последствия участия России в Фонде.
Кузнецов, B.C. Международный валютный фонд и мирохозяйственные связи / B.C. Кузнецов. - М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2001.-432 с.
9 Алексашенко, С.А. Битва за рубль (Взгляд участника событий) / С.А. Алексашенко. - М: Альма Матер, 1999. -189 с.
10 Ветров, А.Н. Как Россия может использовать внешнюю помощь / А.Н. Ветров, Ю.И. Чураков // МЭ и МО. -1993.-№11.-С. 39-49.
11 Пичугин, Б.М. Внешний долг России / Б.М. Пичугин // МЭ и МО. - 1995. №6, №7. - С. 21-31,65-74.
Работа Афонцева С.12 также рассматривает проблематику внешней задолженности России и анализирует зависимость экономики страны от кредитов МВФ.
Исследование Андрюшина С.А.13 кратко описывает взаимоотношения России и МВФ и ситуацию накануне составления бюджета на 1995 год и роль кредитов МВФ в стабилизации экономической ситуации, а также условия Фонда при выдаче финансовых средств.
В статье Евстигнеева В. "Россия и кредитная политика МВФ и МБРР"14 кратко перечисляются основные моменты взаимоотношений России и МВФ и МБРР, дана краткая характеристика резервного кредита 1995 года. Основным достоинством данного исследования является то, что автором предпринята попытка дать оценку интересам России, ее выгодам от участия в МВФ.
В своем исследовании Кагарлитский Б. дает характеристику экономической ситуации в России за последние 10 лет. Неудачи, такие как дефолт 1998 года, автор объясняет неграмотными действиями правительства, которые диктует Запад и в частности МВФ. По его мнению, кредиты Фонда не являются финансовой помощью, а представляют собой способы оказания влияния и давления на Россию. В работе дается краткое описание основных событий в экономике России с начал реформ.
Таким образом, все отечественные исследования были посвящены только экономическим аспектам сотрудничества МВФ и России или конкретным вопросам их взаимодействия.
Из зарубежных исследований особо необходимо отметить сборник трудов американских исследователей под руководством Р.Стоуна по участию МВФ в постсоветских процессах преобразований15. В сборнике приводится фундаментальный анализ кредитно-денежной и экономической политики
12 Афонцев, С.С. Внешняя задолженность России / С.С. Афонцев // МЭ и МО. - 1998. - №7. - С. 5-18.
13 Андрюшин, С.А. Внешние займы России: прошлое, настоящее и будущее / С.А. Андрюшин // Международный бизнес России.- 1996.-№ 11.-С. 10-15.
14 Евстигнеев, В.Р. Россия и кредитная политика МВФ и МБРР / В.Р. Евстигнеев // МЭ и МО. - 1996. - №5, №6. -С. 5-16,17-26.
15 Stone, R. Lending Credibility: The International Monetary Fund and the Post-Communist Transition / R. Stone // PONARS Working Paper. - University of Rochester, January 2000. - P. 244-272.
России с привязкой к политике МВФ в отношении России и действиям и мерам российских властей по выполнению требований Фонда в 1995-1998 гг. Особое внимание в сборнике уделяется анализу скандала вокруг фирмы "ФИМАКО" и действиям правительства накануне президентских выборов 1996 года. Работа насыщена фактическим материалом и содержит, на взгляд диссертанта, объективный подход к рассмотрению отношений России и МВФ.
При написании диссертации была использована статья Н.Гуд-Дэвиса и Н.Вудс "Россия и МВФ"16. Статья затрагивает краткое описание основных событий в истории взаимоотношений МВФ и России в период с 1988 года по 1998. Работа ценна тем, что позволяет воссоздать хронологию сотрудничества. Вместе с тем, работа носит преимущественно описательный характер, в ней отсутствует анализ фактов взаимодействия и их последствий, а некоторые события, которые играли немаловажную роль, попросту отсутствуют.
Ряд работ зарубежных авторов17 не содержат специальных исследований по отношениям МВФ и РФ, но они оказались полезными для понимания макроэкономических и политических процессов 1990-х гг.
Большую помощь в исследовании проблемы оказала периодика. Особенно богатый фактологический и аналитический материал содержится в электронном бюллетене Д. Джонсона, который представляет собой ежедневный регулярный обзор российских и зарубежных периодических изданий по России.
16 Gould-Davies, N. Russia and the IMF / N. Gould-Davies, N. Woods // The International Affairs. - Vol. 75:1. - 1999. -P. 17-35.
17 Odling-Smee, J. External Borrowings by the Baltics, Russia and Other Countries of the Former Soviet Union - the Transition to a Market Economy / J. Odling-Smee, B. Zavoico // IMF Paper on Policy Analysis and Assessment. -Wash.: International Monetary Fund. - №PPAA/98/5. - 1998. - 13 p.
Potter, B.H. Setting up Treasuries in the Baltics, Russia, and Other Countries of the Former Soviet Union // B.H. Potter,
J. Diamond - Wash.: International Monetary Fund, November 15, 2000.
www.imf.org/external/np/pubs/nft/op/198/index.htmtfsummarv.
Rogoff, K. Has Russia Been on the Right Path? / K. Rogoff- Wash.: International Monetary Fund, August 26, 2002.
www.imf.org/external/np/vc/2002/082602.htm.
Sugisaki, S. The Reform of Global Exchange and Financial Systems since the Eruption of the Asian Crisis / S. Sugasaki
- Macau, May 14, 1999. http://www.imf.org/external/np/speeches/1999/051499.htm.
Tanzi, V. Roads to Nowhere: How Corruption in Public Investment Hurts Growth / V. Tanzi, H. Davoodi // Economic
issues. - Wash.: International Monetary Fund. - №12. - 1998. - 18 p.
Valdivieso, L.M. Macroeconomic Developments in the Baltics, Russia, and Other Countries of the Former Soviet
Union, 1992-97 / L.M. Valdivieso - Wash.: International Monetary Fund, January, 1999.
www.imf.org/exteinal/pubs/nft/op/175/index.hhTi.
По своему жанру все существующие работы и исследования по МВФ и взаимоотношениям с Россией относятся к экономической, а не исторической науке.
По мировоззренческим подходам все научные труды можно подразделить на те, что позитивно оценивают работу МВФ и на те, что считают, что МВФ не является эффективной организацией.
Методология исследования.
Методологической основой настоящего исследования послужила концепция неореализма, в свою очередь, базирующаяся на принципах системности, историзма и институциональном подходе. Автор считает, что именно она наиболее применима к настоящей работе, т.к. позволяет продемонстрировать системный характер как международных отношений в целом, так и отношений между отдельными субъектами мировой политики (в данном случае международной организации и государства). К тому же, неореалистическая парадигма позволяет показать изучаемые объекты в их развитии и объяснить закономерности этого развития. Неореализм, исходя из главенствующей роли государства в системе международных отношений, вместе с тем, не отрицает существенную роль других субъектов - в частности, международных организаций, ряд которых (включая МВФ) все больше приобретает наднациональный характер. Неореализм дает надежный методологический инструментарий для анализа сложнейших проблем истории международных отношений, в том числе взаимодействия между глобальным и локальным, национальным и транснациональным, иерархическими и неиерархическими (сетевыми) структурами.
При написании работы автор использовал различные методы исторического исследования.
Несомненную ценность представляет собой метод индукции, который позволяет на основании изучения аспектов взаимодействия МВФ и России
Список литературы
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно
23354.doc
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
29.04.24
Результаты оценки психологических детерминант гражданской идентичности учащихся старших классов
29.04.24
Программа формирования гражданской идентичности старшеклассников
29.04.24
Психологические основания для разработки программы формирования гражданской идентичности старшеклассников
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.