У нас уже
176407
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Деятельность механизмов многостороннего взаимодействия в сфере предотвращения и урегулирования конфликтов
Количество страниц
310
ВУЗ
МГИУ
Год сдачи
2010
Бесплатно Скачать
23360.doc
Содержание
Содержание
Введение 4
1. Характеристика конфликтов и проблема глобального
управления на современном этапе. 15
1.1 Общая характеристика международных отношений
и конфликтов периода холодной войны. 15
1.2 Характеристика современных международных
отношений. Процессы глобализации. 17
1.3 Природа и определение конфликта. 20
1.4 Типология конфликтов. 31
1.5 Изменение характера конфликта в современных условиях. 38
1.6 Проблемы глобального управления мировым сообществом. 50
1.7 Глобальное регулирование конфликтов. 60
2. Генезис и эволюция деятельности «Группы семи/восьми» 68
2.1 Причины и условия возникновения «Группы семи» 68
2.2 Краткая история и механизм деятельности «Группы семи/восьми» 75
2.2.1 Структура «Группы семи/восьми». 79
2.2.2 Механизм деятельности «клуба». 84
2.2.3 Документация саммитов. 85
2.2.4 Цели и задачи стран-участниц в «Группе». 88
2.3 Практическая деятельность «семерки/восьмерки». 96
2.3.1 Эволюция тематики саммитов в период холодной войны. 96
2.3.2 Работа «Группы» после окончания холодной войны. 102
2.4 Россия в составе «клуба». 125
2.4.1 Начальные этапы подключения России к «клубу». 125
2.4.2 Почти полноправное членство. 127
3. Предотвращение и урегулирование конфликтов
в рамках «Большой восьмерки» после окончания холодной войны 138 3.1 Деятельность «Группы семи/восьми» в сфере структурной
политики предотвращения конфликтов. 138
3.1.1 Функционирование «восьмерки» во взаимодействии с другими участниками международных отношений
и самостоятельно в современных условиях. 138
3.1.2 Определение рисков, а также глубинных причин ситуаций нестабильности и повышенной конфликтности
в международных отношениях. Разрешение данных проблем
в рамках «Группы восьми». 152
3.1.3 Совместные проекты и инициативы «Группы восьми» и проблемных регионов в области предотвращения
и урегулирования конфликтов. 169
3.2 Решение вопросов обеспечения региональной стабильности в рамках «Группы семи/восьми». 179
3.2.1 Вовлеченность и роль «Группы семи/восьми»
в конфликтах на Балканах в 1990-е годы. 182
3.2.2 Вовлеченность «Группы семи/восьми»
в ближневосточный мирный процесс. 221
3.2.3 Урегулирование ситуации в Восточном Тиморе
при содействии «Группы восьми». 232
3.2.4 Возможности «восьмерки» влиять на события на африканском континенте (на примере конфликта
в Судане-Дарфуре). 239
3.2.5 Рекомендации «восьмерки» в отношении других
зон конфликта и напряженности. 243
Заключение 252
Библиография 268
Приложения 310
ВВЕДЕНИЕ
Группа восьми ведущих промышленно развитых демократических государств мира, представляющая собой механизм неформального взаимодействия и регулирования современных международных отношений, включает в свой состав Великобританию, Германию, Италию, Канаду, Россию, США, Францию и Японию, а также Европейский Союз (ЕС) в качестве наблюдателя. Свою историю этот элитный «клуб» ведет с 1975 года, когда лидеры этих государств [кроме Канады (присоединилась к «Группе» в 1976 году), представителя ЕС (стал принимать участие во встречах с 1977 года) и России (вхождение затянулось на целое десятилетие конца XX - начала XXI века)] по приглашению президента Франции Валери Жискар д'Эстена провели неофициальную встречу в замке Рамбуйе (Франция), в ходе которой обсуждались вопросы макроэкономического и валютно-финансового регулирования. Со временем повестка дня «клуба» была расширена и стала включать в себя все животрепещущие не только экономические, но и политические проблемы глобального масштаба.
Международные отношения на рубеже XX и XXI веков характеризовались неопределенностью и большей нестабильностью ввиду резкого изменения ситуации на мировой арене после распада биполярной конфронтационно-кооперационной модели международных отношений и исчезновения одной из супердержав - СССР. Соответственно, на рубеже 1990-х годов деятельность всех без исключения международных институтов претерпела значительные изменения, т.к. существовала настоятельная необходимость адаптироваться к новым условиям. Этот процесс коснулся, в том числе, и такого неформального элитного «клуба» мировых западных держав, как «Группа семи», а после вступления России в него -«Группы восьми». Наиболее наглядным показателем подобной адаптации к новым условиям стало принятие «семеркой» в свои ряды Российской Федерации.
Другим важным изменением в деятельности «Группы» стала ее серьезная вовлеченность во все без исключения сферы и проблемы глобальной политики и экономики; а также усиление политической, по сравнению с изначально задумывавшейся экономической, составляющей в повестке дня саммитов «клуба».
Одной из причин подобного положения стала необходимость построения новой архитектуры безопасности на мировом геополитическом пространстве и решение стратегической задачи заполнения вакуума влияния в зонах бывшего советского доминирования.
Актуальность проблемы. Данная диссертация представляет собой исследование сложной взаимозависимости факторов, определивших роль, место и подходы «Группы восьми» к предотвращению и разрешению конфликтов во взаимодействии с другими международными акторами на всех ступенях мировой политической иерархии с учетом состояния международных отношений в целом после окончания холодной войны.
Передел мира после смены очередной модели международных отношений на протяжении всей человеческой истории приводил к кровавым конфликтам и столкновениям различной интенсивности. Уроки двух мировых войн и полувековой биполярной конфронтации подвигли мировое сообщество к выработке определенных правил поведения на международной арене, позволивших избежать военного кризиса глобального уровня. Но при этом, переход к новой модели сопровождался ростом общей нестабильности и количества конфликтов на региональном и локальном уровнях, в первую очередь на периферии международных отношений. Такая ситуация привела к тому, что проблема предотвращения и разрешения конфликтов, наряду с вопросами усиления глобальных угроз терроризма и распространения оружия массового уничтожения, также была включена в список приоритетов международного сообщества. Это характеризовало не только деятельность государств, официальных и неправительственных международных организаций de jure, но и неформальных встреч «Группы семи/восьми». Поэтому автор данного исследования поставил своей целью всесторонне изучить и проанализировать как самостоятельную, так и во взаимодействии с другими международными акторами, деятельность данного неформального механизма в области предотвращения и разрешения конфликтов.
Научно-практическая ценность данной работы состоит в том, что углубленное изучение поставленной проблемы может внести достаточно серьезный вклад в разработку теории международных отношений и выявление движущих сил развития международной системы после окончания холодной
войны, существенно пополнить историческую науку фактическим и аналитическим материалом, касающимся важного направления внешней политики Российской Федерации, и, в итоге, вывести на рекомендации прикладного характера. Дополнительную актуальность приобретает тот факт, что увеличение числа региональных конфликтов по всему миру, течение которых осложняется и становится более опасным в связи с их более размытой природой, а также усилением угрозы терроризма, как дополнительного фактора воздействия на конфликты и приобретения глобального характера этой угрозы, может привести к общей дестабилизации планеты. Данный факт представляется еще более значимым в связи с тем, что Россия, вновь став одним из ведущих игроков международных отношений, является одним из гарантов жизнеспособности существующей международной системы.
Предметом исследования является деятельность «Группы восьми», а также ее предшественницы - «Группы семи» ведущих индустриально развитых государств в сфере предотвращения, управления и урегулирования конфликтов. Особенностью данного исследования является необходимость освещения и изучения параллельного взаимодействия стран «Группы» с другими международными организациями в вышеозначенной области. Причем либо все участники «восьмерки», либо большая их часть одновременно являются членами всех вовлеченных в процесс институтов. Цели и задачи работы обуславливают необходимость выхода за хронологические рамки, обозначенные в работе, для лучшего понимания и анализа структуры и деятельности «клуба» в области предотвращения и разрешения конфликтов.
Выбор предмета исследования в большой степени обусловил выбор темы, цели и конкретных задач диссертации.
Целью данного исследования является определение роли и места «Группы» в деле предотвращения и разрешения конфликтов, утверждение о преимущественном, по сравнению с другими международными акторами, положении для наилучшего решения глобальных проблем, в данном случае проблемы преодоления конфликтного потенциала планеты, а также изучение перспектив развития «клуба» в рамках современной системы международных отношений.
В ряду задач исследования стоит:
• анализ процесса становления «семерки», а затем «восьмерки» и изменение ее роли и статуса в международной системе, с преимущественным влиянием на потенциал влияния на ситуацию в зонах существования напряженности и ведения боевых действий;
• периодизация процесса перехода от преимущественно экономической, к политической составляющей тематики саммитов «восьмерки»;
• исследование взаимодействия и влияния «Группы восьми» на вовлеченные в процесс предотвращения и разрешения конфликтов другие международные организации;
• определение возможностей и вклада «восьмерки» в области структурной и оперативной политики предотвращения конфликтов;
• рассмотрение позиций, как российского руководства, так и глав государств и правительств остальных членов «Группы» в подходе к разрешению основных конфликтов на международной арене, а также возможности и интересы каждого из партнеров в каждом отдельном случае;
• оценка результатов участия России в «клубе» и влияние превращения «семерки» в «восьмерку» на изменение потенциала и роли «Группы» в разрешении региональных конфликтов;
• прогноз будущего развития «восьмерки», в первую очередь с точки зрения оказания влияния на управление конфликтами и стабилизацию системы международных отношений;
• выработка практических рекомендаций относительно повышения эффективности «Группы восьми» в сфере предотвращения и разрешения конфликтов, а также наиболее выигрышной и конструктивной позиции России в рамках «клуба» для достижения поставленных задач.
Хронологические рамки данного исследования определяются периодом с окончания холодной войны до времени объявления на саммите 2004 года в Си-Айленде крупномасштабных инициатив о реформировании и повышении благосостояния региона «Большого Ближнего Востока и Северной Африки», а
также формировании и обучении новых контингентов миротворцев из числа граждан развивающихся стран, в первую очередь государств африканского континента. Логика исследования обусловила необходимость выхода в ряде случаев за данные хронологические рамки, т.к. история формирования самого «клуба» и эволюция его деятельности позволяют наиболее полно проследить и определить изменение характера и значимости тематики конфликтов в рамках «Группы».
Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что впервые в отечественной исторической науке предметом анализа стала деятельность группы наиболее развитых индустриальных стран мира в конкретной политической области, а именно, управлении конфликтами. Помимо этого, впервые проведен сравнительный анализ взаимодействия различных акторов международных отношений в области регулирования конфликтного потенциала международной системы и рассмотрена координирующая и системообразующая роль «восьмерки» в этой сфере, а также изучено формирование и развитие подходов к проведению структурной политики предотвращения конфликтов.
Методологическую основу исследования составил междисциплинарный подход. Проблемно-хронологический и фактологический анализ ключевых положений деятельности «Группы семи/восьми» в рамках краткосрочных и долгосрочных тенденций управления конфликтами дополняется использованием теорий политических школ «исследований мира», «исследования конфликтов», а также стратегических исследований.
Для понимания роли и функций данного механизма в рамках взаимодействия с другими акторами международных отношений, с учетом перекрестного членства участников «клуба» в других международных институтах и наличием особых геостратегических и геополитических интересов всех игроков системы, в данном исследовании были использованы методы структурно-функционального и системного, а также институционального подходов. Серьезную роль в проведении данного исследования сыграло использование понятийного аппарата и методов исследования, применяемых в рамках теории глобализации и взаимозависимости. При анализе ресурсов и степени влияния «восьмерки» на военно-политический, экономический, психологический и иные аспекты феномена
конфликта был использован аналитический инструментарий теории глобального управления, в том числе в рамках совокупных черт моделей мирового правительства, концепций политического управления глобальным развитием, базирующихся на идеях однополярности, а также корпоративного глобального управления.
Данное исследование проводилось, как на основе большого количества документального, так и монографического и иного материала, а также на базе личных наблюдений и интервью с чиновниками МИД отдельных стран «восьмерки» и представителями экспертного сообщества.
В качестве источников в работе использовались итоговые документы саммитов глав государств и правительств «семерки/восьмерки», а также заключения и заявления министров иностранных дел «Группы». Немалое место в этом ряду занимают пресс-конференции и брифинги, проводимые в ходе встреч «клуба» различных уровней самими лидерами и их министрами, а в отдельных случаях также старшими должностными лицами, ответственными за подготовку и проведение таких встреч.
Автор, являющаяся также директором российского проекта «Группы по исследованиям "восьмерки"» при Университете Торонто и принимавшая участие в предваряющих саммиты «восьмерки» научных конференциях, а также саммитах в Эвиане и Си-Айленде в качестве эксперта вышеуказанной исследовательской группы, широко использовала личные наблюдения, справочно-документальные материалы и интервью с ответственными за подготовку саммитов должностными лицами, а также министром иностранных дел Канады Б.Грэмом.
В ходе проведения исследования автор широко использовала такие российские и зарубежные научные журналы как «Вестник Европы», «Космополис», «Международная жизнь», «Международные процессы», «Мировая политика и международные отношения», «Полис», «Россия в глобальной политике» , "Internationale Politik", "Pro et Contra", а также "Economist", "Foreign Affairs", "G7 Bulletins", "The International Spectator", "Peace Research Journal", "Survival" и т.д.
Большой объем текущей фактической информации содержался в отечественных и зарубежных новостных агентствах: РИА-Новости, Рейтер, Би-Би-
Си, Агентство Франс-Пресс (АФП); а также в периодических изданиях и их электронных версиях: «Известия», «Независимая газета», "The Guardian", "International Herald Tribune", "The New York Times", Lenta.ru, SMI.ru и т.д.
Степень научной разработанности проблемы. Представленная тема исследования является чрезвычайно мало, если не сказать что вовсе не разработанной, как отечественными, так и зарубежными историками и политологами. Несмотря на то, что деятельность «клуба» в целом совсем неплохо освещена в публикациях научного и экспертного сообщества, в том числе и в России, а за рубежом даже существуют специальные исследовательские группы по этой проблеме (об этом было сказано выше), избранный диссертантом аспект взаимодействия в рамках механизма в отношении управления конфликтами не изучен вовсе. Лишь за рубежом была издана одна коллективная монография под редакцией руководителя «Группы по исследованиям «восьмерки» Университета Торонто Дж.Киртона и профессора по международным отношениям Американского Университета в Риме Р.Стефановой под названием «Предотвращение конфликтов и безопасность человека: управление в рамках «восьмерки», ООН и ЕС».1 Притом, что автор признает огромный вклад и работу, проделанную коллективом, следует отметить, что в данной монографии, несмотря на содержание большого объема информации, непосредственно проблеме предотвращения конфликтами в рамках восьмерочного механизма было уделено минимум внимания.
Остальные же работы имеют лишь опосредованное отношение к исследуемой проблеме. Большинство отечественных и зарубежных авторов концентрируют свое внимание на проблеме эволюции деятельности и функционирования «Группы» в современных условиях, а также ее роли и месте на международной арене. Взгляды на многочисленные проблемы, связанные с причинами возникновения, различными аспектами деятельности и ролью «Группы» на мировой арене, отражают весь спектр мнений научно-исследовательских кругов на функционирование и последующее развитие современной системы международных отношений. Эти вопросы достаточно подробно рассматриваются в работах отечественных (с упором на историю
вхождения России в «клуб») авторов,2 а также зарубежных исследователей В.Астральди, Н.Бейна, Т.Берри, Г.Гаравольа, А. де Гаттри, Дж. Киртона, П.Падоана, Р.Путнама, П.Савона, С.Стефано, М.Фратианни, П.Хажнала, М.Ходжеса, Р.Шерифиса.3 Наибольшее внимание традиционно уделялось деятельности «клуба» в сфере макроэкономического и валютно-финансового регулирования, что наглядно показывают работы Дж.Дениэльса, Р.Калперера, С.Остри, Х.Ульрих, Дж.Фурстенберга.4 Вопросы безопасности и их решение в рамках «восьмерки» (в данном случае, в первую очередь имеется в виду проблема Глобального партнерства по нераспространению оружия массового уничтожения) в первую очередь исследовались специалистами по разоружению и ядерной безопасности, среди которых можно выделить экспертов ПИР-центра, а также международного центра для исследователей имени Вудро Вильсона (Woodrow
1 Kirton, J. with Stefanova, R. Conflict Prevention and Human Security: G8, United Nations, and EU Governance. Ashgate. 2003
2 Богатуров Алексей «Конституционный кризис» в мировой политике. Космополис №2 (4) Лето 2003 с. 120-126; «Большая восьмерка»: возрождение лидерства», Россия в глобальной политике, Том 1, №2, апрель-июнь 2003; Луков В.Б. Россия в «Большой восьмерке»: 1992-2001 гг. Учебное пособие/ ДА МИД РФ.М., 2001; Луков В.Б. Россия в клубе лидеров. М. «Научная книга» 2002; Луков В.Б. Россия в «восьмерке» Pro et Contra. Том 6, Осень 2001. Внешняя политика России: 1991-2000. с. 33-45; Луков В. Фактор доверия (К итогам Эвианского саммита «Группы восьми»), с.3-11, Международная жизнь, №8, 2003; Пионтковский Андрей «Новые вызовы безопасности XXI века и перспективы создания «мирового правительства» «Вестник Европы» 2003, №9; Системная история международных отношений в 4-ех томах. 1918-2003гг. Т.З, события 1945-2003. под ред. А.Д.Богатурова М.: Научно-образовательный форум по международным отношениям. 2003; П.С.Смирнов «Семерка»/ «Восьмерка» на Окинаве. Международная жизнь, №7 2000, с. 44-53
3 Barry, Т. G8/G7 and Global Governance Foreign Policy in Focus. Vol.5. No.23. July 2000; Bayne, Nicholas and Putnam, Robert D. The G-7 Summit Comes of Age. The Halifax G-7 Summit: Issues on the Table. Edited by Sylvia Ostry and Gilbert R. Winham. Halifax: Centre for Foreign Policy Studies, Dalhousie University, 1995; Bayne, Nicholas. Hanging in there: the G7 and G8 summit in maturity and renewal. Aldershot; Brookfield, Vt.: Ashgate, 2000; Bayne, N. and Putnam, R. Hanging Together. The Seven Power Summits. Cambridge: Harvard University Press, 1984; Garavoglia, Guido and Padoan, Pier Carlo. The G-7 Agenda: Old and New Issues. The International Spectator, 29, No. 2 (April/June 1994), Special Issue, pp. 49-65; de Guttry, Andrea. The Institutional Configuration of the G-7 in the New International Scenario. The International Spectator, 29, No. 2 (April/June 1994), Special Issue, pp. 67-79; Hajnal, Peter, "The G7/G8 System: Evolution, Role, and Documentation", Ashgate, Aldershot, 1999; Hodges, Michael, Joseph P. Daniels, and John J. Kirton, eds. The G8's Role in the New Millennium. The G8 and Global Governance Series. Aldershot, UK: Ashgate Publishing Ltd., 1999; Kirton John J. Introduction in the 7-Power Summit: Documents from the Summits of Industrialized Countries, 1975-1989, xxxii Сотр. and ed. Hajnal Peter I. (Millwood, N.Y.: Kraus International Publications, 1989); Kirton, John J. "Contemporary Concert Diplomacy: The Seven-Power Summit and the Management of International Order. London, March 29-April 1, 1989; Sherifis R., Astraldi V. From Rambuillet to Genoa. Milano. Franco Angeli, 2001
4 Culperer, Roy "Systematic Reform At A Standstill: A Flock Of "Gs" In Search Of Global Financial Stability, The North-South Institute President, 2000; Fratianni, Michele; Savona, Paolo; Kirton, John J. Governing Global Finance. New Challenges, G7 and IMF Contributions. Ashgate Publishing Limited, Aldershot, England, 2002; Von Furstenberg, George M., and Joseph P. Daniels. Economic Summit Declarations, 1975-1989: Examining the Written Record of International Cooperation. Princeton Studies in International Finance, No. 72. Princeton, N. J.: International Finance Section, Dept. of Economics, Princeton University, 1992; Ostry, Sylvia. Summitry: The Medium and the Message. Bissell Paper No. 3. Toronto: University of Toronto, Centre for International Studies, 1988; Ostry, Sylvia. Summitry and Trade: What Could Sea Island Do for Doha; Ullrich Heidi Stimulating Trade Liberalization after Seattle: G7/8 leadership in Global governance, Academic Symposium G8 2000 New Directions in Global governance? G8's Okinawa Summit 19-20 July, 2000, University of the Ryukus, Okinawa, Japan
Wilson International Center for Scholars) и Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне (Center for Strategic and International Studies). Анализ и оценку подходов стран к своему месту в «клубе», а также национальные взгляды на роль «восьмерки» на международной арене можно найти в работах таких авторов как Р.Армстронг, Ф.Дефарж, В.Димок, Х.Мауль, Б.Мей, Х.Овада, Р.Пентилля, Ф.Роберж, Д.Сакурада, Ш.Уда, Т.Хини, М.Ходжес, и т.д.5
Проведенное автором изучение российской и зарубежной научной литературы позволяет заключить, что данная диссертация является первой в исторической науке попыткой исследовать, обобщить и систематизировать проблему предотвращения и урегулирования конфликтов в рамках и посредством «Группы восьми». Вполне естественно, что диссертант опиралась при этом на накопленный мировой наукой богатый опыт исследования не только узко-восьмерочной тематики, но и теоретических проблем развития и функционирования как системы международных отношений в целом, так и отдельных ее аспектов, в первую очередь теорий конфликта и связанных с кризисным регулированием вопросов глобального управления.
Таким образом, при изучении теоретико-методологических аспектов проблемы использовались работы историков и политологов, посвященные анализу основных направлений развития международных отношений, как в период холодной войны, так и в последние полтора десятилетия, с особым упором на тенденции, возникшие после окончания биполярного противостояния. Особую
5 Armstrong, Robert "Economic Summits: A British Perspective" Bissel Paper #4 Centre for International Studies, UofT, May, 1988; Defarges, Philippe Moreau. The French Viewpoint on the Future of the G-7. In "The Future of the G-7 Summits," 177-185. The International Spectator 29, No. 2 (April/June 1994), Special Issue; Dimock, W. Blair. The Benefits of Teamplay: Italy and the Seven Power Summits. Country Study No. 5. Toronto: University of Toronto, Centre for International Studies, 1989; Heeney, Timothy. Canadian Foreign Policy and the Seven Power Summits. Country Study No. 1. Toronto: University of Toronto, Centre for International Studies, 1988; Hodges, Michael. More Efficiency, Less Dignity: British Perspectives on the Future Role and Working of the G-7. In «The Future of the G-7 Summits» 141-159. The International Spectator 29, No. 2 (April/June 1994), Special Issue; Kirton, John "United States Foreign Policy and the G8 Summit", 2000; Maull, Harms W. Germany at the Summit. In «The Future of the G-7 Summits» 112-139. The International Spectator 29, No. 2 (April/June 1994), Special Issue; May, Bernard. Why America Needs the G8: The German Perspective. Security, Prosperity and Freedom: Why America Needs the G8. Indiana University; Owada, Hisashi. A Japanese Perspective on the Role and Future of the G-7. In «The Future of the G-7 Summits,» 95-112. The International Spectator 29, No. 2 (April/June 1994), Special Issue; Risto Penttila, The G8 and Global Security Governance: Advancing American Interests in Arms Control, Counterterrorism and Regional Security.
http://www.g7.utoronto.ca/conferences/2004/indiana/papers2004/penttila.html; Roberge, Francois. French Foreign Policy and the Seven Power Summits. Country Study No. 3. Toronto: University of Toronto, Centre for International Studies, 1988; Sakurada, David. Japan and the Management of the International Political Economy: Japan's Seven Power Summit Diplomacy. Country Study No. 6, 1988; Sherifis R., Astraldi V. The G7/G8 from Rambouillet to Genoa. Milano, Franco Angeli, 2001; Пентилля, Ристо. «Политическая анатомия «Большой восьмерки». Международные процессы. №3, сентябрь-декабрь/2003, с.90-103.
роль в этой связи сыграли труды П.Аллана, Дж. Барреа, А.Д.Богатурова, Н.А.Косолапова, Дж.Ная, С.Хантингтона, М.А.Хрусталева, П.А.Цыганкова.
Критическое осмысление различных концепций, аспектов и эволюции процессов глобализации в работах отечественных и зарубежных ученых, таких как Ф.Войтоловский, Н.А.Косолапов, В.А.Красилыциков, А.И.Салицкий, В.Г.Хорос, Б.Бади, Р.Боулдинг, Р.Кохейн, А.Рагман, имело определяющее значение в написании данного исследования.
Непосредственное влияние глобализационных процессов на возможности влияния на современные конфликты и способы глобального управления ими рассматриваются в работах отечественных - А.Бузгалина, Н.А.Косолапова, В.А.Кременюка - и зарубежных исследователей - М.Бертрана, Дж.Галтунга, А.Грума, Р.Кохейна, Д.Пауэлла, Дж.Розенау, К.Уолтца, Э.Хааса, Е.-О.Щемпеля и т.д.
Природа и определение, а также различные характеристики и типологии конфликтов, способствовавших лучшему осмыслению диссертантом предмета исследования, содержатся в работах российских и советских исследователей -В.И.Антюхиной-Московченко, Н.И.Дорониной, А.А.Злобина, М.М.Лебедевой, Д.М.Фельдмана, М.А.Хрусталева, а также Р.Арона, Дж. Бёртона, М.Брауна, С.Ван-Эверы, Ч.Глейзера, А.Грума, К.Дойча, Р.Коэна, К.Лейна, Дж.Миршаймера, Э.Мэнсфилда, Дж.Оуэна, Р.Розенкранца, Дж.Снайдера и т.д.
Об изменении характера конфликта в современных условиях были написаны монографии и коллективные труды такими учеными, как П.Валенстин, Й.Варвик, Р.Каплан, Д.Коляр, а также российскими исследователями М.М.Лебедевой, Г.Морозовым, П.А.Цыганковым и т.д.
Теоретическое значение работы состоит в том, что впервые был исследован генезис и становление концепции предотвращения, управления и урегулирования конфликтов в рамках «восьмерочного» механизма; изучено влияние на результат и способы действия «восьмерки» в конфликте в зависимости от интересов каждого из партнеров «клуба»; рассмотрено влияние внешних к «Группе» факторов на отдельную ситуацию; а также степень реальной, по сравнению с заявляемой, деятельности и ее успехов в данном направлении.
Помимо этого, была сделана попытка спрогнозировать роль и место «восьмерки» в сфере управления конфликтами на среднесрочную перспективу.
Практическая значимость данного исследования определяется серьезностью и масштабностью проблем разрастания и увеличения численности этнополитических, религиозных и иных региональных конфликтов, а также сопутствующих этим конфликтам гуманитарным катастрофам, когда ежегодно мировое сообщество теряет сотни тысяч убитыми, в том числе и среди гражданского населения, огромное число людей превращается в беженцев или вынужденных переселенцев, что создает проблему не только для них самих, но и для стран, их принимающих. Религиозная и национальная нетерпимость, характерная для подавляющего большинства современных конфликтов, грозит их перерастанием за пределы самих государств и зон нестабильности, что также усугубляется появлением феномена международного терроризма, превращающего данную проблему в проблему глобального масштаба и требующего совместных усилий всего мирового сообщества, при координирующей роли его лидеров -«Группы восьми». Участие России в данном форуме имеет определяющее значение как для более эффективного решения поставленных задач, так и для роли и места, а также последующего развития самой Российской Федерации в будущем. Прогноз возможных перспектив деятельности «Группы восьми» в направлении предотвращения и урегулирования конфликтов позволит выработать оптимальный курс и подход России к данной проблеме.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается использованием обширной документальной и фактической базы; проверкой аналитических и прогнозных выводов путем выявления их соответствия реальным тенденциям развития.
Структура работы обусловлена логикой проведенного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав (теоретической, обзорно-исторической и предметно-историко-аналитической), заключения, библиографии и приложений.
1. Характеристика конфликтов и проблема глобального управления на современном этапе.
1.1 Общая характеристика международных отношений и конфликтов периода холодной войны.
Биполярность международных отношений, определявшая их характер, структуру, а также состав и поведение акторов на международной арене, прекратила свое существование с распадом одной из двух супердержав - СССР - и всего восточноевропейского социалистического блока. Пришедшая ей на смену система международных отношений, по мнению автора, и спустя почти полтора десятилетия еще находится в стадии формирования. Принципиальное отличие нынешней системы международных отношений заключается еще и в том, что произошел не только слом ялтинско-подстдамской биполярной, но и эрозия Вестфальской системы мира, существовавшей с 1648 года.
Стабильность существовавшей прежде системы международных отношений определялась существованием ограниченного числа влиятельных акторов, а С: именно лишь двумя соперничавшими супердержавами, окруженными достаточно
однородными по политическим, экономическим и идеологическим параметрам союзниками-сателлитами. Основным стабилизирующим фактором в военной сфере являлось наличие ядерного оружия, существование которого свело возможность глобального конфликта между этими блоками практически к нулю (концепции ядерного сдерживания, ядерного устрашения).
Более того, несмотря на существование международных организаций и интернационализированной финансово-экономической системы отношений, основными акторами международных отношений оставались именно государства-нации. (Именно поэтому в годы холодной войны особый расцвет и влияние на политическую науку, и даже практическое измерение в осуществлении внешней политики государств западного блока имела школа реализма, трактующая государство как основного и даже единственного участника международных отношений).
Наличие двух противостоящих друг друга военных блоков - Организации Варшавского Договора и НАТО - позволяло СССР и США осуществлять защиту
своих союзников и вынуждало, в целях избежания опасного военного столкновения, могущего привести к ядерной эскалации, осуществлять соуправление кризисами.
Так, в годы холодной войны дипломатия кризиса (два берлинских кризиса, кубинский и т.д.) использовалась как средство предупреждения и заменяла собой вооруженные конфликты, и в этом заключалась ее положительная, конструктивная роль. В предупреждении и регулировании кризисов СССР и США вынуждены были сотрудничать во имя предотвращения ядерной войны.
Необходимость регулирования кризисов (crisis management) привело к разработке в политической науке того времени большого количества различных теоретических и практических методов и способов изучения соперничества по линии Восток-Запад. В условиях холодной войны кризисная ситуация могла использоваться сторонами для получения определенных преимуществ перед противником или даже изменения баланса и стабилизации международной системы на новых условиях.
Иное положение отличало зону третьего мира: т.к. на него не распространялось ядерное устрашение, то предотвращение здесь вооруженных столкновений представляло собой значительно большую трудность. Именно поэтому во времена существования биполярного мира вооруженные конфликты и войны происходили именно на периферии глобального противостояния СССР и США - в слаборазвитых странах Азии, Африки, Латинской Америки. Часть конфликтов имела колониальную подоплеку и велась за национальное освобождение. В то же время многие вооруженные столкновения происходили между боровшимися за власть этническими группировками, кланами и племенами (не интересуясь политическим строем ни одной из держав, противоборствующие стороны заявляли о своей приверженности идеологии той или иной супердержавы в обмен на поставки оружия, технического снаряжения, военных советников и иной помощи).
Внутригосударственные конфликты в центре глобального противостояния в эпоху холодной войны оказались как бы «замороженными» в связи с повышенной консолидацией внутри соперничавших систем и необходимостью сохранять единство перед лицом противника. Внутренние же конфликты на периферии, т.е. в
зоне третьего мира мало интересовали соперничающие стороны. А ООН в соответствии со своим Уставом рассматривала их с позиции невмешательства во внутренние дела суверенных государств.
Более того, как внутренние рассматривались и конфликты, и кризисы, возникавшие внутри каждого из блоков, хотя в действительности это являлось грубым нарушением международных норм и государственного суверенитета стран-сателлитов, подвергавшихся агрессии со стороны супердержав и остальных их союзников.6
1.2 Характеристика современных международных отношений. Процессы
глобализаиии.
После окончания холодной войны и прекращения биполярного противостояния на международной арене произошел «взрыв» - резко увеличилось количество, и изменился сам состав основных участников международных отношений. Помимо традиционных участников - новых независимых государств -бывших республик Советского Союза, государств, образовавшихся в результате распада Югославии, раздела Чехословакии, а также обретших независимость бывших подмандатных территорий ООН - Науру, Тонга, Кирибати, все возрастающую роль в мировой политике стали играть субнациональные структуры (автономии, штаты, провинции и другие субъекты федеральных государств), транснациональные корпорации, банки (транснациональным характером обладают также и многочисленные, и все более угрожающие существованию международного сообщества группировки организованной преступности, террористические организации). Увеличилось также число, или же изменился характер различных региональных межнациональных (НАТО) и наднациональных (ЕС, НАФТА, МЕРКОСУР) организаций. Нельзя не упомянуть и о возросшем влиянии на международные отношения также и отдельных выдающихся личностей (в том числе, бывших глав государств и правительств, либо иных авторитетных деятелей высокого уровня), а также временных объединений частных лиц.
6 Например, доктрина «ограниченного суверенитета» Брежнева - события в Венгрии в 1956 году, в Чехословакии в 1968 году; концепция «заднего двора» в США по отношению к Латинской Америке -
Список литературы
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно
23360.doc
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
29.04.24
Результаты оценки психологических детерминант гражданской идентичности учащихся старших классов
29.04.24
Программа формирования гражданской идентичности старшеклассников
29.04.24
Психологические основания для разработки программы формирования гражданской идентичности старшеклассников
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.