У нас уже
176407
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Концепция царской власти в Буддийскик канонический и постканоническик источникак
Количество страниц
171
ВУЗ
МГИУ
Год сдачи
2010
Бесплатно Скачать
23446.doc
Содержание
Содержание
ВВЕДЕНИЕ...3
ГЛАВА I. Добуддийские представления о верховной власти
в памятниках древнеиндийской словесности...11
§ 1. Характеристика добуддийских источников, содержащих
потестарную проблематику...11
§2.Стратегии легитимации верховного правителя
в ведийском ритуале Раджасуя...22
§3. Стратегии обретения верховной власти над территорией
в ведийском ритуале Ашвамедха...42
§4. Развитие представлений о верховном правителе и власти
в постведийской брахманистской традиции...52
ГЛАВА П. Потестарная проблематика в первом разделе
буддийского канонического корпуса...65
§ 1. Общая характеристика и класификация источников
Сюжеты о причинах утраты славы и величия Вселенского правителя...65
§2. Сюжеты о принципиальном несовершенстве светской власти...82
§3. Признаки и атрибуты праведного государя - Вселенского правителя...97
ГЛАВА III. Концептуализация буддийских представлений о Вселенском правителе в традиции канонической
и постканонической Абхидхармы...;..,...113
§ 1. Раннебуддийские представления об инаугурации
чакравартина: попытка реконструкции...113
§2. Первичная систематизация представлений о чакравартине
в канонической Абхидхарме...116
. §3. Канонические сюжеты об Ашоке-чакравартине ¦
и их интерпретация с позиций Абхидхармы...134
§4. Учение о чакравартине в трактате Васубандху
«Энциклопедия Абхидхармы...139
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...166
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...171
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена значительно возросшим в 90-х гг. XX в. научным интересом к социально-политическим учениям стран Востока и способам религиозно-идеологической детерминации этих учений.
Как свидетельствует целый ряд работ, вышедших в свет за последнее десятилетие (например, монографии Махадео Сах Сварнкара «Архетипы власти в западно-европейской и восточной традициях» (1995) и И.А. Василенко «Политическая глобалистика» (2003)), ученые-политологи стремятся выявить базовые модели властных отношений, способы легитимации власти и представления о функциях политического лидера, характерные для традиционных культур Востока и Запада. Однако применительно к буддизму это сопровождается целым рядом сложностей и принципиальных огрехов, поскольку вплоть до настоящего времени остается невыясненным релевантный крут источников, в которых запечатлелся процесс зарождения и концептуализации буддийских представлений о верховной (царской) власти, а между тем только анализ таких источников и открывает перспективу адекватной реконструкции развития буддийской социально-политической мысли в историко-культурном ареале ее возникновения - древней и раннесредневековой Индии.
Настоящее диссертационное исследование, посвященное анализу концепции царской власти в буддийских канонических и постканонических источниках, направлено на частичное восполнение этой лакуны.
Степень изученности темы. Основы изучения буддийских представлений о Вселенском правителе {чакравартине) на материале канонических источников были заложены в трудах Я. Пржылуски, Л. де ла Балле Пуссена, Т.В. Рис-Дэвидса (который внес весьма значительный вклад в издание и перевод текстов буддийского канонического корпуса).
Самостоятельным предметом исследования буддийская концепция царской власти становится в трудах В. Смита, в частности, в его монографии «Ашока -буддийский император Индии» (1901)1, а затем и в работе Паранавитаны «Два
1 См. также: Бонгард-Левин, 1973; Индра, 1958; Bhandarkar, 1931; Dikshitar, 1953; Law В., 1931; Mookerjee, 1931; Smith, 1919.
царских титула у древних сингальцев и происхождение правления в древней Индии» (1936).
Начиная с середины XX в., изучение буддийской концепции царской власти развивалось преимущественно на основе палийских источников, получивших распространение в странах Юго-Восточной Азии - Таиланде, Бирме, Кампучии, а также на Шри Ланке. Среди работ такого рода наиболее представителен труд Р. Хейне-Гелдерна «Концепции государства и царствования в Юго-Восточной Азии» (1956).
Определенный шаг в направлении историко-культурного обобщения потестарной проблематики в буддизме был предпринят в статье Б.Г. Гокхале «Взгляд ранних буддистов на государство» (1968), а несколько позднее - в монографии Т. Линга «Будда. Буддийская цивилизация в Индии и на Цейлоне» (1976), где рассматривается учение о Вселенском правителе (пал. чаккаватти) в традиции школы тхеравада.
Особый интерес представляют в аспекте настоящего диссертационного исследования работы Э. Дени, в которых учение о Вселенском правителе рассматривается в контексте буддийской космологии на материале третьего раздела палийской версии канона - Абхидхамма-питаки (санскр. Абхидхарма-питаки), трактата Локапаннятти (1977), а также монография супругов Ф. и М. Рейнольде «Три мира короля Руана» (1982), большую часть которой составляет перевод на английский язык тайского космологического трактата Ли Тхаи (XIV в.).
В отечественной науке второй половины XX в. основоположником изучения буддийских представлений о царской власти выступил Г.М. Бонгард-Левин: в его статье «Калингская война и ее значение в истории правления Ашоки» (1958) были подвергнуты теоретическому осмыслению религиозно-идеологические принципы буддийской имперской государственности. В целом ряде последующих трудов, посвященных политической истории и культуре древней Индии, Г.М. Бонгард-Левин уделил значительное внимание рассмотрению социально-политического аспекта буддизма. Данное направление исследований нашло отражение и в работах его учеников — А.А. Вигасина, В.П. Андросова, В.Г. Лысенко, В.К. Шохина и других.
Определенный вклад в изучение процесса институционального оформления буддизма в качестве государственной идеологии внесла монография Е.С. Семеки «История буддизма на Цейлоне» (1969).
Вопросы легитимации царской власти в тхеравадинской традиции рассматривались в монографиях В.И. Корнева «Тайский буддизм» (1973), «Буддизм и его роль в общественной жизни стран Азии» (1983), «Буддизм и общество в странах Южной и Юго-Восточной Азии» (1987) и фундаментальном труде Б.Н. Мельниченко «Буддизм и королевская власть» (1996).
Ценностно-нормативный аспект буддийских представлений о потестарных отношениях исследовался А.С. Агаджаняном в монографии «Буддийский путь в XX веке» (1993).
Значительный вклад в текстологическое изучение буддийского рукописного наследия, содержащего потестарную проблематику, внесли работы М.И. Воробьевой-Десятовской.
Буддийская концепция царской власти в традиции постканонической Абхидхармы контекстуально рассматривалась в работах В.И. Рудого и Е.П. Островской (1994, 1995, 1998, 1999, 2000), посвященных исследованию санскритского оригинала наиболее представительного памятника этой традиции - трактата Абхидхармакоша («Энциклопедия Абхидхармы») Васубандху (IV - V вв.).
Переводы канонических текстов о Вселенском правителе начали выполняться отечественными востоковедами-буддологами сравнительно недавно: А.В. Парибком подготовлен перевод палийской Чаккаватти-сиханада сутты (1990), а М.Е. Кравцова осуществила переводы ряда китайских версий канонических сутр (2001).
Рассмотрению проблемы потестарных отношений в контексте исследования процессов институализации буддизма уделено значительное внимание в монографиях Е.А. Островской-младшей «Тибетский буддизм» (2002) и «Тибетобуддийский социально-политический проект: история и современость» (2002).
Источниковая база исследования включает в себя памятники древнеиндийской словесности ведийского периода — тематически релевантные тексты Ригведы и Атхарваведы, образцы литературы пуран, руководство для совершения ритуалов на больших алтарях - Шраутасутру Катьяяны,
литературу класса смрити («Законы Ману», Дхармашастра Нарады, Яджнавалкъя-смрити, Вишну-смрити), трактат о науке управления -Артхашастра Каутильи, релевантные разделы древнеиндийского эпоса «Махабхарата», буддийские канонические источники - сутры первого раздела канонического корпуса (Сутра-питаки), содержащие сюжеты о Вселенском правителе, и трактаты третьего раздела {Абхидхарма-питаки) в палийских версиях и китайских переводах, третий и шестой разделы трактата Васубандху «Энциклопедия Абхидхармы» - Лока-нирдеиш («Учение о мире») и Арьяпудгаламарга-нирдеша («Учение о пути Благородной личности»). Общее количество источников, использованных в диссертационном иследовании, составляет 43 названия.
Цель исследования состоит в анализе этапов становления и содержательных аспектов буддийской концепции царской власти, отраженных в канонических и постканонических источниках. Данная цель конкретизирована в следующих задачах:
- выявить структуру и содержание потестарной проблематики в источниках, запечатлевших добуддийский этап развития социально-политической мысли древней Индии;
проанализировать типологические особенности легитимации царской власти в добуддийский период;
- эксплицировать структуру потестарной проблематики в сюжетных нарративах первого раздела буддийского канонического корпуса {Сутра-питаки);
- рассмотреть принципы первичной систематизации представлений о Вселенском правителе {чакравартине) в трактатах третьего раздела буддийского канонического корпуса {Абхидхарма-питаки);
- проанализировать учение о Вселенском правителе в трактате Васубандху «Энциклопедия Абхидхармы».
Объект исследования: буддийские канонические и постканонические произведения, содержащие потестарную проблематику, - представления о Вселенском правителе (чакравартине), то есть об идеальной царской власти.
Предмет исследования: процесс зарождения и концептуализации буддийских представлений о царской власти в древней и раннесредневековой Индии.
Методологическая база исследования. Диссертация базируется на аналитическом подходе к изучению буддийского письменного наследия, разработанном основоположниками Санкт-Петербургской буддологической школы - Ф.И. Щербатским и О.О. Розенбергом; согласно этому подходу, ключом к теоретической интерпретации явлений буддийской культуры выступает анализ логико-дискурсивных текстов — канонических и постканонических трактатов, созданных в Индии периода древности и раннего средневековья.
В исследовании использовались историко-генетический и сравнительно-исторический методы, направленные на рассмотрение процесса формирования буддийской концепции царской власти в контексте истории социально-политической мысли древней и раннесредневековой Индии, и теоретические положения, разработанные Г.М. Бонгардом-Левиным, О.Х. де Л. Виджесекерой, Г.Ф. Ильиным, Б.Н. Мельниченко, Э. Сенаром, Х.Х. Уилсоном, Г. Якоби.
В интерпретации буддийских письменных памятников логико-дискурсивного содержания применялся разработанный В.И. Рудым структурно-герменевтический метод, позволивший выявить роль функционально различных аспектов буддизма (религиозной доктрины, психотехнической практики, философского дискурса) в концептуализации представлений о царской власти.
При анализе источников использовался также историко-антропологический метод определения религиозно-идеологической, космологической и ценностно-нормативной компонент царских инаугурационных ритуалов и их культурной семантики и методика анализа ритуалов повышения статуса («ритуалов перехода»), разработанная А. ван Геннапом и В. Тэрнером.
В диссертации учтены теоретические выводы и содержательные результаты исследований Я.В. Василькова, А.А. Вигасина, Г. Вильсона, Э. Дени, Т.Я. Елизаренковой, В.И. Кальянова, Г.И. Ларсона, С.Л. Невелевой, Е.П. Островской, Я. Пржылуски, Л. де ла Балле Пуссена, Т.В. Рис-Дэвидса, A.M. Самозванцева, Й.К. Хистермана, С.Д. Эльмановича, В.А. Якобсона и других.
Основная гипотеза исследования состоит в предположении о том, что буддийская концепция царской власти возникает на основе архаических представлений о соединении религиозных и властных функций в фигуре лидера социальной общности и, проходя в своем становлении этапы религиозно-идеологического нарратива и первичной логико-дискурсивной систематизации,
обретает свое завершенное оформление на уровне философской рефлексии о картине мира и роли политического лидера в распространении и воспроизводстве буддийской ценностно-нормативной регламентации человеческой деятельности. В своем социально-политическом аспекте эта концепция представляла собой южноазиатский вариант учения о харизматическом господстве и была ориентирована на опровержение права брахманского жречества на поставление и легитимацию государей. Научная новизна исследования:
- выявлены религиозно-идеологические доминанты добуддийских представлений о царской власти, зафиксированные в памятниках ведийской и постведийской словесности: обоснование права жречества (брахманского сословия-вдрны) на поставление, легитимацию, обучение государей и на участие в принятии политических решений; жречество выступало совокупным субъектом, формирующим модель идеального правителя и образа правления;
- проанализированы типологические особенности легитимации царской власти в добуддийский период: легитимация осуществлялась как ритуальный инаугурационный комплекс (раджасуя), которому предшествовало ритуальное установление границ подмандатной территории, проводившееся в форме растянутого во времени странствия жертвенного коня и его вооруженного конвоя и завершавшееся жертвоприношением коня (ашвамедха); оба ритуала имели выраженный милитарный характер, сохраняя при этом отчетливые признаки обрядов перехода; власть трактовалась как особая субстанция, сохраняемая и передаваемая жречеством претенденту на царский трон; важными элементами обоих ритуалов выступает символическое завоевание вселенной, а в раджасуе — окропление претендента священными водами, осуществляемое жрецом (обряд абхишека);
- выявлена структура буддийских представлений о власти в первом разделе канонического корпуса (Сутра-питаке): сюжетные нарративы о царской власти классифицированы по трем группам — в первую из них включены сутры, раскрывающие религиозно-идеологические воззрения о причинах утраты славы и величия государя; во вторую - сутры, повествующие о ложности любой человеческой деятельности, включая даже идеальное царское правление; в третью — сутры, представляющие собой классификации и номенклатуры признаков Вселенского правителя и атрибутов его власти, а
также религиозных практик и факторов Просветления, которые ассоциируют чакравартина и Будду;
- рассмотрены принципы первичной систематизации буддийских представлений о Вселенском правителе в текстах третьего раздела канонического корпуса: типологии Вселенских правителей; выстраивание линий генеалогической преемственности статуса чакравартина, начиная от мифических персонажей сюжетных нарративов Сутра-питаки и заканчивая реальными историческими персоналиями; реинтерпретация ведийских персонажей (Васиштха - родоначальник клана чакравартинов); определение предметной области значений традиционной потестарной терминологии (кшатрий, раджа, Махасаммата);
- проанализированы буддийские представления о легитимации царя: акт инаугурации соответствует датам сакрального буддийского календаря; распорядок подготовления к инаугурации соответствует требованиям Винаи -буддийского дисциплинарного кодекса; присутствуют дериваты ведийской инаугурационной обрядности (реинтерпретированная абхишека и символическое завоевание вселенной);
- рассмотрена концепция царской власти в трактате «Энциклопедия Абхидхармы» Васубандху: в ней синтезированы канонические представления о подобии чакравартина Будде и дана типология Вселенских правителей, построенная по признакам размера подмандатной территории и способа установления власти над ней, сформулированы критерии легитимного вступления претендента на вселенское господство в статус чакравартина и чакры (символа вселенской власти) как атрибута харизматического господства; акцентирована мессионерская функция чакравартина как «исторического» предшественника Будды; концепция чакравартина инкорпорирована в изложение космологического учения.
Теоретическая ценность и практическая значимость результатов исследования. Выявленные этапы становления и содержательные аспекты буддийской концепции царской власти в определенной степени восполняют пробелы в изучении истории социально-политической мысли Индии эпохи древности и раннего средневековья. Выводы, теоретические положения и содержательные разделы исследования могут быть использованы при составлении учебных пособий и лекционных курсов по историографии и
источниковедению, истории древней и раннесредневековой Индии, а также стран распространения буддизма, по религиоведению, истории культуры.
Апробация результатов исследования. Результаты проведенного исследования отражены в публикациях и в докладах на научных конференциях: «Путь Востока» (III и IV Молодежные научные конференции по проблемам философии, религии, культуры Востока 2000 - 2001 гг., Санкт-петербург); «Иерархия и власть в истории цивилизаций» (Вторая международная конференция 4-7 июля 2002 г., Санкт-Петербург). Основные положения диссертации представлены в научных докладах и сообщениях на заседаниях Годичной научной сессии СПбФ ИВ РАН (2000,2001,2002,2003,2004 гг.).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы, включающего в себя 167 названий.
ГЛАВА I. ДОБУДДИЙСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
О ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТИ В ПАМЯТНИКАХ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ СЛОВЕСНОСТИ.
В настоящей главе рассматриваются добуддийские представления о верховной власти, реконструированные на материале памятников словесности ведийского и постведийского (брахманистского) периодов. В ней дается характеристика источников, содержащих потестарную проблематику, анализируются инаугурационные ритуалы ведийской эпохи, в которых воплощен основной круг воззрений относительно верховной власти. Особое внимание уделено рассмотрению базовых требований, предъявлявшихся к верховному правителю, что позволяет выявить идейный контекст, предшествовавший формированию буддийских воззрений на проблему власти.
§1. Характеристика добуддийских источников, содержащих потестарную проблематику.
Наиболее ранние сведения, на основании которых можно судить о потестарных представлениях ведийской эпохи, обнаруживаются в гимнах Ригведы. Прежде всего в этой связи следует указать на эпитеты, адресованные двум основным божествам ведийского пантеона - Индре и Варуне. Так, Варуна именуется «царем всего мироздания» (РВ, V.85.3)*, а Индра - «вседержителем народов» (РВ, VIII. 16.1), что указывает на приписывание этим божествам царственного достоинства вселенского масштаба. В Ригведе помимо Индры и Варуны царями называются еще Адитьи, Агни, Сома и другие божества. К Индре также применяются эпитеты «вседержитель» {samraj- букв, «всевластный») и «самодержец» (svaraj- букв, "самовластный"). К Варуне применяется только первый из этих двух - samraj-, но в одном из гимнов Варуна и Индра противопоставляются друг другу именно в соответствии с указанными эпитетами (РВ, VII. 82.2). Для обозначения власти как таковой в гимнах Ригведы используется термин ksatrd-: власть предстает в Ригведе как
" Работы, названия которых вынесены в список сокращений, указываются непосредственно в корпусе текста.
некая абстрактная субстанция, присущая богам, прежде всего Варуне и Адитьям, но также и Индре и некоторым другим. K$atra- определяется эпитетами «нестареющая», «несгибаемая», «сверкающая», «широкая», «высокая», «великая». Боги обладают способностью даровать kqatrd- своим адептам, поддерживать в них эту субстанцию. Кроме того, божества выступают хранителями k§atra-. Таким образом, власть земная рассматривалась в Ригведе как воспроизведение власти божественной1.
Уникальность гимнов Ригведы в аспекте изучения представлений о верховной власти состоит в том, что этот первый памятник индийской словесности складывался на протяжении весьма и весьма длительного времени, начиная приблизительно с середины И-го тыс. до н.э. Потестарная проблематика, нашедшая свое отражение в Ригведе, позволяет проследить динамику родо-племенных отношений, характерную для исторического становления индо-арийской этнокультурной общности. Необходимо отметить, что в период сложения ранних гимнов Ригведы, возникших, возможно, еще за пределами Индостана, древние арии уже обладали сложившимися представлениями о верховной власти. Подтверждением тому может служить описание раджасуи - архаического ритуала царского посвящения.
Гимн, сопровождающий инаугурационный обряд, имеет жанровые признаки жреческого заклинания и возглавляется жрецом, совершающим ритуал. Зачин гимна: «Тебя я привел» (РВ, X. 173.1), свидетельствует о том, что обряд исполнялся именно жрецом, и демонстрирует, что уже на ранней стадии развития социальных отношений древнеарийское жречество обладало исключительными полномочиями на легитимацию верховного правителя. В тексте гимна на персону посвящаемого переносится эпитет, характеризующий kqatra- (РВ, X. 173.1), — «непоколебимый», что указывает на факт дарования правителю этой присущей богам субстанции. Важно отметить и смысловую нагрузку заключительного жреческого утверждения «Да пожелают тебя все племена!» (РВ, Х.173.1), акцентирующего добровольное признание властного верховенства посвящаемого со стороны правителей меньшего ранга -представителей племен. Схожие идеи содержатся в более поздних гимнах Атхарваведы (АВ Ш.4; IV. 8)
1 См. также Елизаренкова, 1999.
Претендент на статус верховного правителя получает земной статус, зеркально соответствующий божественному статусу Индры, о чем свидетельствует перенесение на него устойчивого эпитета Индры - «царь племен», В качестве божественных покровителей посвящаемого в тексте гимна выступают Сома, Брихаспати, Варуна, Индра, Агни (РВ, Х.173.3;5).
Таким образом, в гимне, сопровождающем инаугурационный ритуал, просматриваются основные идеи ведийских представлений о верховной власти. Это - идея вселенского господства царственного правителя, под власть которого добровольно приходят все племена, населяющие землю; идея божественного происхождения земной власти и утверждения права жречества легитимировать земного верховного правителя в его статусе.
Среди ведийских источников, содержащих потестарную проблематику, особое место занимает Шатапатха-брахмана («Брахмана ста путей»), относящаяся к так называемой Белой Яджурведе. Брахманы как раздел Священного ведийского канона представляют собой цикл жреческих комментариев к четырем Ведам, раскрывающих ритуальный аспект ведийской религии. Традиционно включаемые в состав Священного ведийского канона, они могут быть с полным основанием рассмотрены и как относительно самостоятельные памятники словесности, поскольку относятся к иной, нежели Веды, поздней эпохе — VIII - VII в. до н.э.1 В редакции школы Мадхъямдина Шатапатха-брахмана расчленена на четырнадцать подразделов. Рассматривая проблематику в этой редакции памятника, следует отметить, что она содержится преимущественно в пятом и тринадцатом подразделах, где представлены описания ритуалов раджасуя и ашвамедха соответственно. К анализу этих источников в связи с рассмотрением ведийских инаугурационных ритуалов мы обратимся во втором параграфе настоящей главы.
Отметим, что для адекватного понимания представлений о верховной власти, сложившихся в добуддийский период, необходимо затронуть и пураническую литературу, в частности - Вишну-пурану. Идеи, нашедшие отражение в данном памятнике, продолжают и развивают ту трактовку потестарной проблематики, которая была заложена в ведийскую эпоху, что позволяет рельефно проследить типологические отличия и сходства с
1 См.: Эрман, 1980, стр.143.
буддийской инновацией в вопросе о природе власти и функции верховного правителя.
В тексте Вишну-пураны, одной из наиболее древних и авторитетных, основные особенности литературы пуран воплотились наиболее полно.
Потестарная проблематика освещена в шестой главе первого раздела Вишну-пураны. Здесь же, в контексте изложения брахманистских представлений о кармических закономерностях существования человеческого социума дается описание посмертия, раскрывающее ценностные доминанты пуранической картины мира.
Рассмотрим сюжеты, повествующие о происхождении варн — социо-религиозных сословий, а также о причинах, влекущих за собой деградацию. Ведийская идея божественного происхождения варн связывается в тексте Вишну-пураны с новой интерпретацией сюжета о сотворении живых существ, включающей в себя фрагменты воззрений древней Санкхьи (VP, р. 44-45). Живые существа изначально выступают как члены варны, и их первоисточник -тело бога Брахмы. Так, из уст Брахмы произошло жреческое сословие, в членах которого преобладает Саттва — Ясность. Грудь Брахмы дала миру кшатриев -воинское сословие, преимущественно надаленное Раджасом — активностью. Вайшьи, предназначение которых — хозяйственно-экономическая деятельность, родились от бедра Брахмы и сочетают в себе равное преобладание Раджаса и Тамаса - активность и инертность. А низшее сословие - шудры, годные лишь для того, чтобы самоотверженно служить брахманам, кшатриям и вайшьям, произошли от стоп Брахмы, и в них всецело господствует Тамас — инертность.
Вишну-пурана, несмотря на присутствие в ней отчетливых инноваций, воспроизводит главную идейную установку ведийской традиции в понимании религиозного смысла социальной дифференции: все четыре сословия представляют собой ни что иное, как инструмент, самым лучшим образом приспособленный для совершения жертвоприношений. В Вишну-пуране, как и в текстах Священного ведийского канона, именно жертвоприношение выступает источником счастья, так как соблюдающие дхарму праведники, совершая жертвоприношения, обретают «небеса и освобождение» (VP, р. 44-45).
Согласно Вишну-пуране, изначально на земле царили процветание и благоденствие, а люди отличались приверженностью богам и ритуалам,
праведному образу жизни, допустимому сословной дхармой. Их существование не омрачалось страданием, религиозные установления никем не попирались. Постепенно, не без божественного вмешательства, в человеческую природу проникло семя нечестья, пропитанное Томасом - и возникло вожделение. Это привело к пробуждению греховных устремлений, людей стали мучить боли и горести, сопровождающие темные грехи.
Люди пришли в разлад с окружающим миром и друг с другом. Они укрылись за укреплениями, вырыли рвы, возвели крепостные стены, отстроили города и деревни. Дома сделались необходимыми, ибо в природе возникла смена сезонов, иными словами, возникшую и усугубляющуюся социальную деградацию сопровождало ухудшение климатических условий. Это указывает, что в мифологии Вишну-пураны присутствует идея прямой зависимости между состоянием социума и динамикой природных условий. Отгородившись от природы, сообщает нарратор, люди занялись ручным трудом, «порождающим карму» (VP, р. 44-45), но мир продолжает двигаться навстречу гибели. И в этой ситуации единственным способом удержать человеческое сообщество и природу от разрушения провозглашаются ежедневные жертвоприношения, способные избавить от тяжких кармических следствий, содеянных грехов. В утверждении, что совершением жертвенного ритуала грешник мог заблокировать наступление кармического следствия, состоит принципиальный тезис брахманистских представлений о карме. Подчеркнем, что в связи с указанием на необходимость совершения жертвоприношений в тексте Вишну-пураны приводится перечень различных культурных и дикорастущих злаков; этим легитимируются такие виды хозяйственной деятельности, как земледелие и собирательство, пригодные для исполнения обрядов (VP, р. 46).
Праведники, исправно следующие своей дхарме и регулярно совершающие жертвоприношения, обретают небеса, причем «согласно своей варне и ашраме», то есть в соответствии с варновой принадлежностью. Так, мир Праджапати предназначен для праведных брахманов, а также для образцовых глав кровнородственных кланов - готр. Мир Индры, царя богов - для доблестных в битве кшатриев. Мир марутов, божеств ветра и бури, спутников Индры - для трудолюбивых вайшьев, а мир гандхарвов, небесных музыкантов, питающихся запахом - для почтительных шудр.
Высшие ярусы небес обретают те, кто посвятил себя религиозному подвижничеству. Мир восьмидесяти тысяч обуздавших чувства целомудренных аскетов уготован брахманам, проживающим при наставнике - гуру. Мир Брахмы ожидает странствующих аскетов, а Бессмертный мир йогинов - это высшая обитель Вишну.
Тем же, кто отвергает Веды, препятствует жертвоприношениям и не блюдет свою дхарму, предстоят рождения в различных адах, где грешникам уготованы мучения, интенсивность и продолжительность которых зависит от тяжести содеянного греха (VP, р. 48; ВС, 43.2-45). В тексте Вишну-смрити указывается и последовательность рождений, обусловленная дурной кармой: после адской формы существования (нарака), следует рождение среди животных (ВС, 44.1-43), а затем только среди людей. Нарратор говорит о том, с каким физическим дефектом сопряжена человеческая форма существования того, кто приходит в мир людей после жизни в шкуре животного - степень уродства также зависит от тяжести греха (ВС, 45.1-33). Однако наряду с этим гарантируется и возможность покаяния - каждому совершенному преступлению соответствует свой тип покаяния, способный значительно смягчить, а то и вовсе заблокировать кармическую вину (ВС, 46.2-25; 47.1-10). Темы адских рождений и покаяния, отметим, являются очевидной инновацией относительно ведийских представлений.
Рассмотрим в контексте вышеизложенного пуранический миф о происхождении идеального правителя.
Из четырнадцати легендарных прародителей человечества в первом разделе Вишну-пураны упоминается Ману Сваямбхува, тождественный исходной сущности Брахмы (VP, p. 51)1. От этого Ману произошли и добродетельные качества, и человеческие пороки, болезни и несчастья. Отрицательные качества, порождаемые Сваямбхувой — это грозные образы Вишну, действующие как причина гибели мира.
Наделенные огромной силой великие риши, именуемые правителями людей, обладают неисчерпаемой творческой энергией. А Ману и его сыновья, доблестные и богатые цари, обусловливают постоянное сохранение мира (VP, р. 51-54).
1 О ведийской мифологии см. также: Дандекар, 2002; Кейпер, 1986; Chaudhuri, 1931.
Изложенный в Вишну-пуране миф о владыке Вене и его сыне -чакравартине Притху1 (VP, р. 98-106) наиболее полно отражает основополагающие брахманистские представления об идеальном правлении. Нарратор сообщает, что Вена, потомок Ману Сваямбхувы, обладал порочным характером, в силу чего после воцарения этот новый властелин земли провозгласил себя единственным объектом, достойным жертвоприношений, объявив, что он - земное воплощение всех божеств. Брахманы умоляли неразумного правителя возобновить жертвоприношения богам во избежание гибели мирозданья. Вена не внял их мольбам, и тогда брахманы были вынуждены умертвить его.
Но анархия, оказалось, — еще худшее зло, нежели порочный правитель, -после убийства Вены в стране воцарился хаос. Жрецы принялись старательно тереть бедро Вены с целью получить таким образом сына мертвого правителя, так как тот не оставил потомства. «Когда они потерли его бедро, оттуда восстал муж, видом подобный обгорелой головешке, с приплюснутыми чертами лица, сложенный как карлик» (VP, р. 100). Так, согласно Вишну-пуране, появились млеччхи («нишады» - в терминологии Вишну-пураны), аборигены севера Индии. Отмеченные знаком греховной кармы, они являли собой воплощение греха чакравартина Вены, ибо были порождением его пороков (VP, р. 100-101).
Так в пураническом мифе на религиозно-доктринальном уровне была закреплена дискриминация неарийских этносов - коренных народов Индостана.
Когда же отшельники потерли правую руку Вены, то появился блистательный Притху. Сразу после рождения Притху с неба упали Аджагава, лук Шивы, божественные стрелы и кольчуга. Эти небесные атрибуты кшатрия призваны были утвердить установленное свыше предназначение Притху стать чакравартином — Вселенским правителем. А Вена, «родив» такого великого сына, обрел небо питаров («отцов»), избежав тем самым дурного нового рождения — в аду для бездетных. Бездетность, отсутствие мужского потомства, считалась, согласно брахманистским представлениям, греховной, ведущей к адскому новому рождению.
На церемонии инаугурации Притху, сообщает нарратор, присутствовали все боги, включая самого Вишну, который и узрел на ладони Притху знак
Список литературы
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно
23446.doc
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
29.04.24
Результаты оценки психологических детерминант гражданской идентичности учащихся старших классов
29.04.24
Программа формирования гражданской идентичности старшеклассников
29.04.24
Психологические основания для разработки программы формирования гражданской идентичности старшеклассников
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.