У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название История России на страницах русских литературно-художеств енны х альманахов 1800-1830-х зз.
Количество страниц 220
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23475.doc 
Содержание Содержание
Введение

Глава I. Русские литературно-художественные альманахи

1800—1830-х гг. в отечественной историографии 21

Глава II. Общий обзор выявленных произведений 48

Глава III. Отражение проблемы «РОССИЯ—ЗАПАД» на страницах

альманахов 88

Глава IV. Личность и деятельность Петра I в альманахах

как часть проблемы «РОССИЯ—ЗАПАД» 127

Заключение 167

Приложение I 171

Приложение II 184

Приложение III 191

Список источников и литературы 220


ВВЕДЕНИЕ

Впервые альманахи в России появились в конце XVIII в. Их издателем был Н. М. Карамзин.1 В них публиковались его сочинения, а также произведения, принадлежащие перу других авторов, в частности, М. М. Сперанского. Согласно собственному признанию издателя, его «Аониды» (М., 1796 — 1797) были подражанием французскому «Almanach des Muses».2 Действительно, прообразом русских альманахов были "карманные книжки", получившие широкое распространение в Европе в новое время.

Слово «альманах» имеет арабское происхождение и означает «время». Первоначально это были рукописные сборники, содержащие календарные таблицы. В Европе они появились в XIV в., а в XV в. стали печатными. Первым печатным изданием такого рода был альманах «Pro annis pluribus», составленный Георгом Пейрбахом около 1460 г. в Вене.3 В нем содержались календарные таблицы с астрономическими сведениями. По мере расширения сферы деятельности людей в сборники стали входить другие полезные материалы (о движении почт, монетных системах стран мира и т.п.). Альманахи разделились на медицинские, сельскохозяйственные, придворные, коммерческие. К середине XVIII в. календарные известия исчезли и в альманахах стали печатать литературные произведения. Именно в таком виде они стали известны в России.

Сформулировать универсальное определение понятия "альманах" невозможно. Оно было обусловлено сущностью самих изданий, диктуемой, в свою очередь, потребностью общества. Содержание альманахов на протяжении их

1 Аглая. М., 1794. Кн. 1., М.; 1795. Кн. 2.; 2-е изд. М., 1796. Кн. 1—2.

2 «Почти на всех европейских языках, — писал Николай Михайлович, — ежегодно издается собрание новых мелких стихотворений, под именем Календаря Муз мне хотелось выдать и на русском языке нечто подобное для любителей поэзии» (Аониды, или Собрание разных

<« новых стихотворений. Кн. 1. С. III).

3 Новый энциклопедический словарь / Ф.- А. Брокгауз, И. А. Ефрон. СПб., 1912. Т. 2. С. 216.

истории менялось и отражало специфику определенной культуры и этапов общественного развития, зависело от особенностей эпохи и в соответствии с этим имело определенную форму — от календарей до пестрых художественных сборников. Вероятно, предназначение альманахов XVIII — начала XIX в. определялось широтой охваченного материала, а также его доступностью — простотой и легкостью стиля, понятным языком.

Существенное влияние современной жизни испытали на себе и отечественные альманахи. Несмотря на очевидное сходство с европейскими изданиями, сущность русских альманахов, как не раз отмечали исследователи, была иной. "В литературах европейских <...> альманахи составляют роскошь, забаву, игрушку. Наравне с прочими праздничными сюрпризами, они поставляют к новому году, как приятные безделки, не имеющие другой цели, кроме удовольствия <...> альманах у нас значит более, чем игрушку. Это ежегодная выставка литературы, если так можно выразиться", — отмечал современник4. Но не следует забывать, что выходившие одновременно русские альманахи существенно отличались друг от друга. Некоторые из них, по выражению А. Ф. Воейкова, были только «обтесаны на Русский лад»5. Можно даже предположить, что они были разными типами изданий, хотя формально имели одинаковый внешний вид, структуру и т.д. Это объясняется стремительным темпом развития русского социума в рассматриваемое время, динамичной эволюцией общественных мнений, литературы, исторической науки, а также спецификой политической жизни.

Так, например, на характер данного типа изданий в России повлияла "домашность" отечественной литературы. Она определила особенности

4 Телескоп. 1832. № 2. С. 295.

5 РО РНБ. Ф. 831. Д. 13. Письмо А. Ф. Воейкова П. И. Гаевскому от 18 июля 1830 г. Л. 13.

составления, форму и темы публикаций всех альманахов рассматриваемого
В начале XIX в. отечественная словесность развивалась очень динамично. Впервые она начала решать те же задачи, что и европейская литература6. Происходила смена направлений, изменялись темы и формы творчества. Содержанием поэтических произведений становились проблемы духовного мира личности. (Не случайно литературу той поры называют «домашней».) Ее темами были семейные события: дни рождения, именины, любовные увлечения, разлуки, утраты. Местом возникновения и существования становятся дом, узкий круг духовно

* близких людей, которые были и авторами, и читателями одновременно. Единственным «органом» таких домашних объединений был рукописный альбом. Хозяин (чаще хозяйка) имел небольшую тетрадь с выписками из литературных произведений, памятными записями и рисунками. Обстоятельства составления — общение в рамках кружка родственников и друзей, содержание в романтическом духе7, форма — миниатюрная «карманная книжка» сближает альманах с таким альбомом: «Альбом не только напоминает альманах, но является как бы его своеобразным рукописным вариантом. Связь между ними преемственная»8.

Будучи средоточием идей и форм «домашней» литературы, альманах впитывал в себя ее особенности. «Миниатюрность» романтической лирики, нашедшая выражение в «несерьезности» тем и небольшом объеме поэтических произведений, вызывала удивление и иронию у последующих поколений. «В

6 Купреянова Е. Н., Макогоненко Г. П. Национальное своеобразие русской литературы. Л., 1976. С. 198.

7 «Хронологический рост и падение альманашного жанра полностью совпадает с моментами расцвета романтической поэзии и ее заката» (Мышковская Л. М. Литературные проблемы пушкинской поры. М., 1934. С. 19).

8 Петина Л. И. Русский альманах начала XIX в. как тип текста // Сборник студенческих научных работ: Литературоведение. Лингвистика. Тарту, 1973. С. 21.
двадцатых годах, — писал В. Г. Белинский в 1844 г., — публика была в восторге от избытка литературных сокровищ. Но в чем состояли эти сокровища? В крошечных альманахах, наполненных крошечными отрывками из крошечных поэм, крошечных драм, крошечных повестей, которым большею частию, никогда не суждено было явиться вполне, т.е. с началом и концом»9. Ю. М. Лотман характеризовал миниатюрность как особенность жанра альманаха: «...он интригует, возбуждает читателя, но не исчерпывает его интереса. <...> Мелочи необходимо воспринимать как знамение времени, знаки культуры, духовной жизни, мыслей и чувств времени»10.

Как и альбому, альманаху присуща уникальность. Но если в альбоме она достигается путем общения множества лиц, наличием хозяйки и рукописным способом оформления, то в случае с напечатанным и многотиражным альманахом сложнее. Несмотря на одну и ту же форму, жанр и структуру текста, альманахи отличались друг от друга. Происходило это отчасти благодаря иллюстрациям. «Почти все немецкие альманахи похожи друг на друга, как капли воды. У нас встречались хорошие и плохие, но двух идентичных по оформлению не было»11.

На формирование характерных черт отечественных альманахов также оказала влияние специфика русской журналистики. В 1810-х — начале 1820-х гг. частная журналистика находилась на одном из начальных этапов своего развития. В это время неопределенным был юридический статус журналов, состояние редакционно-издательских и авторских прав, дифференцированное употребление понятий "журнал" и "газета"12. Кроме этого, не было постоянного состава
9 Белинский В. Г. Поли. собр. соч.: В 13 т. М., 1955. Т. VIII. С. 49.

10 Лотман Ю. М. Об альманахах пушкинской поры // Декоративное искусство СССР. 1985. №
11 Сидоров А. А. Искусство русской книги // Книга в России, XIX в. М., 1925. Ч. 2. С. 264.

12 Четкое разграничение сфер их использования происходит только во второй половине XIX

в. (см.: Березина В. Г. К истории слова «газета» // Проблемы газетных жанров. Л., 1962. С.
сотрудников, отсутствовала оплата труда журналистов. У издателей не было опыта и навыков, технической базы для создания качественных журналов. Как писал современник, журналы были "грязны, надобно было читать их в перчатках"13. Отсутствие материальной базы влияло на то, что журналы выходили с опозданием и были недолговечны, имели скромный тираж, определяемый спросом малого числа читателей (постоянная аудитория подписчиков отсутствовала). Существовали и цензурные препятствия, существенно затруднявшие дело издания литературных журналов: попадая при рассмотрении цензорами в разряд книг, альманах изучался менее тщательно, чем журнал. Возможно, поэтому, в частности, «декабристы и писатели, близкие к ним по направлению, обратились к выпуску альманахов»14. На некоторое время (буквально на несколько лет) место журналов «заняли» альманахи, ставшие не только сборниками литературных и научно-популярных статей, как это было в Европе, но и изданиями-журналами, тесно связанными с современной общественно-политической жизнью. Именно в это время альманахам были свойственны по-настоящему «журнальные» черты: впервые в истории русской журналистики их издатели начали выплачивать авторский гонорар (К. Ф. Рылеев и А. А. Бестужев, выпускавшие альманах «Полярная звезда»), сформировался постоянный круг участников (редакционный и авторский коллектив) некоторых альманахов («Северные цветы»), в содержании появились критические статьи. Таким образом, можно говорить о существовании в эти годы под названием «альманаха» особого издания синтетического характера (литературного сборника, обладавшего «журнальными» чертами), который повлиял на развитие русского литературного журнала15.

13 Литературные прибавления к Русскому инвалиду. 1839. Т. 1. № 21. С. 15.

14 Березина В. Г. История русской журналистики первой четверти XIX в. Л., 1965. С. 74.

15 Петина Л. И. Русский альманах начала XIX в. как тип текста. С. 21.

Появление такого типа альманахов (а не изданий Н. М. Карамзина16) послужило началом «альманашного» периода русской литературы17. Издание "Полярной звезды" в начале 1820-х гг. вызвало высочайшее одобрение18 и живой отклик у публики. Альманахи вошли в моду и заполонили полки книжных магазинов и домашних библиотек. Постепенно, в связи с демократизацией писательской и читательской аудитории, они утратили свои новизну и блеск, а вместе с тем и общественно-политический пафос и превратились в механическое воспроизведение лучших образцов. Центральное место среди альманахов 30-х гг. XIX в. заняли издания, вышедшие не в столицах, а в других городах. К концу этого десятилетия альманахи вытесняются полноценными литературными журналами, с начала 40-х гг. и до конца девятнадцатого столетия выходят в свет лишь немногочисленные "толстые альманахи" — сборники литературных произведений и научных статей. В начале XX в. последовал новый всплеск популярности альманахов — прибежища литературы Серебряного века.

В силу относительной немногочисленности (по сравнению с западноевропейскими изданиями) и короткого периода существования альманахи 1800—1830-х гг. сложно разделить на группы19. Дело усугубляется еще и тем, что

16 Альманахи Н. М. Карамзина не принесли дохода издателю и не вызвали большого интереса. Начинание осталось без последователей. Согласно указателю Н. П. Смирнова-Сокольского, до 1823 г. вышло 3 или 4 альманаха. Их появление, главным образом, было связано с деятельностью Общества любителей российской словесности.

17 «Назад тому около четырнадцати лет, писал В. Г. Белинский в 1844 г., русская литература была по преимуществу альманашною. <...> Молодая публика <...> тем с большим жаром принимала эти книжки, что и сама участвовала в их составлении» (Белинский В. Г. Полн. собр. соч. Т. VIII. С. 214).

18 К. Ф. Рылеев получил два бриллиантовых перстня, а А. А. Бестужев золотую табакерку и бриллиантовый перстень.

19 Попытки осуществить классификацию литературных сборников и альманахов проводились ранее, но проблема не решена окончательно. См.: Березина В. Г. Белинский и вопросы истории русской журналистики. Л., 1973. С. 103; Левкович Я. Л. Литературные альманахи
одновременно с ними существовали другие разновидности литературных сборников, которые зачастую сложно отличить от альманахов. Критериями отбора могут быть форма издания, цели издателей, состав авторов, особенности содержания. Среди всех литературных сборников, появившихся в указанный период времени20, можно выделить четыре группы:

1. Собрания занимательных историй, перепечатанные из иностранных журналов и альманахов. Они были предназначены для развлечения публики и носили развлекательный или нравоучительный характер. Ни имена переводчиков и составителей, ни источники заимствования в них, как правило, не указывались. В дальнейшем, в связи с успехами русской словесности, на их страницах все чаще появляются произведения отечественных авторов. К этой группе литературных сборников можно отнести издания21: «Опыт любословия», «Отрывки литературы», «Нравственная соль» и др.

2. «Собрания сочинений» учащихся, в основном, московских учебных заведений, а в дальнейшем и студентов из других городов. В них печатались переводы произведений иностранных авторов, а также оригинальные сочинения нравоучительного характера. Некоторые участники этих сборников стали впоследствии известными литераторами и приняли деятельное участие в развитии отечественной культуры22.

пушкинской поры: Дис. ... канд. пед. наук/Лен. гос. институт культуры им. Н. К. Крупской. П., 1953 (машинопись). С. 8.

20 При проведении систематизации были рассмотрены издания, учтенные в указателе Н. П. Смирнова-Сокольского (Смирнов-Сокольский Н. П. Русские литературные альманахи и сборники XVIII—XIX вв. М., 1965).

21 См. Приложение I. С. 171.

22 Например, Н. Ф. Грамматин, Д. В. Дашков, В. А. Жуковский, М. В. Милонов, В. Ф. Одоевский, А. И. Писарев, А. Г. Родзянка, П. П. Свиньин, братья А. И. и Н. И. Тургеневы, С. П. Шевырев и т.д.
3. Третья группа сборников представляет собой антологии сочинений, в основном, отечественных авторов. Составители таких собраний — В. А. Жуковский, Н. И. Греч, члены «Общества любителей отечественной словесности» — отбирали лучшие произведений, давно или только что изданные. Эти издания должны были познакомить публику с достижениями отечественной словесности или даже «заменить целую библиотеку»23 для читателей. Некоторые из них имели вид хрестоматий, предназначенных для юношества"24. Здесь помещались сочинений и переводы А. П. Бенитцкого, Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, В. В. Измайлова, Н. М. Карамзина, М. В. Ломоносова, В. Т. Нарежного, Н. И. Новикова, А. А. Писарева, И. П. Пнина, А. П. Сумарокова, Д. И. Фонвизина, М. М. Хераскова; основное место занимали материалы нравоучительного характера и «полезные истины». Обычно хрестоматии и антологии имели два раздела — «проза» и «поэзия», состояли из нескольких частей и переиздавались.

4. И, наконец, среди литературных сборников отчетливо выделяется группа альманахов. Их отличает, прежде всего, внешний вид: небольшой размер, многочисленные украшения и иллюстрации в тексте. Нарядный внешний вид и маленький размер позволяли преподносить альманах в качестве подарка даме; его можно было положить в карман платья и прочитать понравившееся стихотворение на прогулке или в кругу друзей. Содержащиеся в альманахе литературные

23 Собрание русских стихотворений, взятых из сочинений лучших стихотворцев российских и из многих русских журналов, изданное Василием Жуковским. М., 1810. [Ч. 1.] С. 1.

24 Сборник «Избранные места из русских сочинений и переводов в прозе. С прибавлением известий о жизни и творениях писателей, которых труды помещены в сем собрании» (СПб., 1812) был издан Н. И. Гречем «для употребления в верхних и средних классах» Главного немецкого училища Св. Петра.
произведения также определяли его своеобразие. Это были новейшие оригинальные сочинения русских литераторов, никогда ранее не издававшиеся25.

Сами альманахи также представляют собой неоднородный материал. Их можно распределить по группам в зависимости от того, насколько были известны авторы, принимавшие участие в составлении или издании альманахов (по качеству литературного материала). Следуя такому принципу, В. Г. Белинский разделил все альманахи на «аристократов» («Северные цветы», «Альбом северных муз», «Денница»), «мещан» («Невский альманах», «Северная лира», «Царское село») и «простой черный народ» («Зимцерла», «Цефей», «Букет» и др.) «Аристократические альманахи украшались стихами Пушкина, Жуковского и щеголяли стихами гг. Баратынского, Языкова, Дельвига, Козлова и других модных тогда поэтов. Альманахи-мещане преимущественно наполнялись изделиями сочинителей средней руки и только для обеспечения успеха щеголяли несколькими пьесками, вымоленными у Пушкина и других знаменитостей. Альманахи-мужики наполнялись стряпнёю сочинителей пятнадцатого класса...»26

Для определения разновидности альманахов также можно воспользоваться теорией типологии, разработанной отечественными учеными27. В соответствии с ней, понятие "тип издания" большинство авторов выводит, исходя из трех типоформирующих признаков: издатель (личность издателя, условия и принципы

25 Подробнее см.: Сорокина Л. А. Санкт-Петербургские литературные альманахи 1800—1830-х гг.: проблема систематизации // Книжное дело в России в XIX — н. XX в.: Сб. научн. тр. Вып. 11. СПб., 2003. С. 87—92.

26 Белинский В. Г. Поли. собр. соч. Т. VIII. С. 214—215.

27 Акопов А. И. К вопросу о журнале как типе периодического издания // Типология журналистики. Сб. ст. Р-на-Д. 1987. С. 61—77; Гречихин А. А. Современные проблемы типологии книги. Воронеж, 1989. С. 124, 129—130; Корнилов Е. А. Типология периодической печати: основные понятия и категории // Типология периодических изданий. Сб. ст. Р.-на-Д. 1984. С. 7—31; Теплов Д. Ю. Типизация непериодических изданий // Актуальные проблемы книговедения. Сб. тр. 1976. Вып. 1. С. 27—39.
составления); целевое (функциональное) назначение издания; адресная направленность (читательская аудитория). Совокупность всех трех признаков определяет важнейшие черты типа (типологические характеристики). При этом «издания, имеющие общие типоформирующие факторы, но отличающиеся хотя бы одним из них, не являются представителями одного типа, однако они могут быть объединены по различным признакам в типологические отряды (группы)»28.

Применение этой теории к рассматриваемым изданиям привело к следующим выводам29. Перед нами издания не одного типа, а трех типологических отрядов (разновидностей): 1. альманах "первичного типа", 2. "оригинальный" или

28 Корнилов Е. А. Типология периодической печати: основные понятия и категории. С. 15.

29 Типоформирующми признаками альманахов конца XVIII — начала XIX в. (условно назовем их «альманахи карамзинского типа») были: составление и потребление (чтение) в домашнем кругу, на досуге, в ходе общения. Авторы, составители, читатели — представители одного и того же узкого круга лиц (чрезвычайно малочисленной части русского образованного общества, увлекавшегося литературой). Эти издания не приносили прибыли и были малодоступны для остальной публики. Альманахи, издававшиеся в период с 1823 до середины 1830-х гг., также возникали в кругу друзей, знакомых и единомышленников, который представлял собой уже более многочисленное литературное сообщество. Эти альманахи предназначались не только для развлечения или общения с друзьями, но были ориентированы на широкую читательскую аудиторию; их издание предполагало и финансовый успех. Они состояли исключительно из новинок отечественной литературы. После того как альманахи получили признание и популярность, появились их "подражатели" или "эпигоны", так называемые "вторичные" альманахи, выходившие, главным образом, в 30-х гг. XIX в. На первый взгляд, они ничем не отличались от оригинальных образцов: были хорошо изданы, снабжены качественными иллюстрациями, их страницы украшали произведения (зачастую не новые) лучших современных авторов. В отличие от оригинальных, эти альманахи не были делом единомышленников и друзей, а являлись целым предприятием, целью которого было либо получение прибыли, либо возможность, особенно молодым авторам, оставить свой след в «большой литературе», либо способ прославиться. Читателями этих изданий были теперь не только представители образованной элиты общества, но и относительно широкие демократические слои населения. Альманахи данного типа сыграли большую роль в развитии профессионального труда литератора и коммерционализации журналистики.
"журнальный" и 3. "вторичный" или "подражательный". Альманахи второго и третьего типа существовали одновременно. Они обладали разными сущностью и содержанием, но имели одинаковую форму и сходные черты (маленький размер, изящный внешний вид, иллюстрации, литературное содержание — произведения романтического толка)30. Также можно говорить о существовании еще двух разновидностей: 4. альманахи полу-хрестоматии, сборники романсов и песен и 5. издания переходного типа, сборники научных статей под общим названием «альманах».

Из сказанного становится очевидным, что дать единое определение понятия «альманах» рассматриваемого (как и последующего) времени сложно. Это подтверждает полемика в исследовательской литературе31.

Согласно мнению предшествующих исследователей, альманахи рассматриваемого периода были тесно связаны с ситуацией в русской общественной жизни, культурой и литературой и, находясь в системе отечественной периодики, запечатлели на своих страницах эволюцию общественного мнения. Не случайно А. С. Пушкин писал: «Альманахи сделались представителями нашей словесности. По ним со временем станут судить о ее движении и успехах»32. Вместе с тем литература в то время была «вопросом, с которым незаметно слились многие вопросы о жизни»33. И, соответственно, данный тип изданий может служить источником изучения истории русской общественной мысли первой трети XIX в.

В рассматриваемый промежуток времени существовал значительный интерес к русской истории. Этому способствовали рост национального самосознания,

30 См. Приложение II. С. 184.

31 См. первую главу настоящего исследования. С. 14—18.

" Пушкин А. С. Поли. собр. соч.: В 10 т. Л., 1978. Т. 7. С. 35. Белинский В. Г. Поли. собр. соч. Т. IX. С. 681.
появление «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина, а также интеграция русской общественной мысли в европейскую интеллектуальную систему.

Ответ на вопрос, куда пойдет Россия, вслед за Европой или по своему собственному пути, оказался в основании всех общественно-политических программ. Его фундаментом, в свою очередь, явилось знание прошлого: люди стали искать ответы на волновавшие их вопросы современности, проводя исторические аналогии. «Повышенный интерес к истории становится едва ли не ведущим признаком эпохи. Историческая мысль проникает во все явления духовной жизни, <...> формируются грани и принципы нового исторического сознания. Хотя процесс этот носил, как известно, общеевропейский характер, в России он протекал в своеобразных условиях и имел свою специфику. Усилилось, например, внимание к старине, к памятникам древности, к документально-историческим материалам: на страницах журналов и альманахов прошли дискуссии по проблемам исторического прошлого, широко обсуждались формы и методы исторического исследования»34.

Обострился интерес общества к фактологии, к сути и предназначению самой науки истории, методике исторического исследования и т. д. Идея о тесной связи, существовавшей между историческим знанием и общей системой человеческой мысли, не была новшеством. История лежала в основе идеологии Просвещения. В рассматриваемое время тяга к прошлому предстала в ином виде: «Как средство познания истины, смысла человеческого бытия вообще и в частности — событий современности» 35.

34 Белкин Д. И. Китаевед Н. Я. Бичурин и русские писатели конца 20-х — начала 40-х гг. // И. Я. Бичурин и его вклад в русское востоковедение. М., 1977. С. 118.

35 Лузянина Л. Н. Проблемы истории в русской литературе первой четверти XIX века: От «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина до трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов»: Автореф. дис... канд. филол. наук /ЛГУ. Л., 1972. С. 6.
Особую роль, как уже говорилось выше, сыграл выход в свет «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина, вызвавшей бурную реакцию общественности. (В частности, это нашло выражение в журнальной полемике. Известно 150 откликов, отражающих весьма широкий спектр мнений, «начиная с безудержных восторгов от разбираемой книги и вплоть до столь же безудержного отрицания каких-либо ее достоинств».)36 Появились исследования по истории этногенеза, государственного развития, эволюции социальных и политических институтов. Обсуждались пространственно-географический и культурно-исторический характер Российской империи в контексте истории ведущих европейских держав. Свое конкретное выражение интерес к национальной истории страны «получил в напряженных поисках оригинальной сущности русского народа, а основной историографической проблемой стало сопоставление исторического пути развития России и Западной Европы»37. Были выделены основные факторы прошлого России, обусловившие ее относительное и конкретное своеобразие: самодержавие и православная церковь, их роль в русской истории.

Проблема соотношения путей развития России и Западной Европы имела большое значение для русской общественной жизни всегда. Она возникла в начале XVII в. как следствие усиления экономических связей России со странами Западной Европы38. Центральное место заняла в годы петровских преобразований. С этого времени и до конца XVIII в. проблема «Россия — Запад» решалась, главным образом, однозначно: в Европе видели пример для подражания и считали, что у

36 Формозов А. А. Классики русской литературы и историческая наука. М., 1995. С. 39.

37 Качалов И. Л. Теория официальной народности и ее создатели: Автореф. дис. ... канд. ист. наук / Бел. Гос. ун-т. Минск, 1995. С. 11.

38 Гиллельсон М. И. Проблема «Россия и Запад» в отзывах писателей пушкинского круга // Рус. лит. 1974. №2. С. 121.
России нет иного пути развития, кроме того, что прошли все европейские народы39. На вопрос о необходимости усвоения Россией западной цивилизации русские мыслители второй половины XVIII в. отвечали уже не столь категорично, как их предшественники. Возник критический взгляд на многие стороны жизни Западной Европы. В этой связи следует упомянуть Д. И. Фонвизина, И. Н. Болтина, М. М. Щербатова. Необходимо отметить резкие колебания позиции Н. М. Карамзина 40. Особое влияние на возникновение и эволюцию антитезы «Россия — Запад» оказала французская революция. После бурных общественных потрясений начала XIX столетия эта проблема получила новый резонанс. Восстание на Сенатской площади в декабре 1825 г. явилось поражением сторонников либерального образа мыслей. После этого события большую популярность в обществе получила идея решительного и бескомпромиссного противостояния России ведущим странам Европы. Широкое распространение имела концепция особого положения России в мире и невозможности применения для русской государственной системы европейских политических доктрин. Окончательная поляризация мнений в вопросе выбора пути развития России произошла в конце 30-х — начале 40-х гг. XIX в. и вылилась в возникновение славянофильства и западничества.

Эволюция антитезы Россия — Запад в XVII — начале XIX в. рассматривалась в работах отечественных исследователей, в частности В. И. Дурновцева41, но период

39 Парсамов В. С. Проблема «Россия и Запад» в мировоззрении М. С. Лунина // Историографический сборник. Саратов. 2001. Вып. 19. С. 123. •

40 Гиллельсон М. И. Проблема «Россия и Запад» в отзывах писателей пушкинского круга. С. 121.

41 Дурновцев В. И. 1. О содержании и объеме некоторых понятий в историографии: (В связи с анализом проблемы «Россия и Запад») // Проблемы исторических понятий: Межвуз. сб. науч. тр. Горький, 1984. С. 22; 2. Россия и Европа: Обзор материалов по истории русской исторической мысли к. XVIII — н. XX в. М., 1985; 3. Россия и Запад в историко-философской концепции Н. И. Надеждина // Историографические проблемы международных отношений и национальных движений в зарубежных странах: Сб. ст. М., 1987. С. 127—139; 4. Проблема
1823 - 1837 гг. до сих пор оставался за рамками исследования. Имеет смысл попытаться восполнить этот пробел, рассмотрев тексты на исторические темы, содержащиеся в альманахах. Очевидно, что способы выражения общественных настроений были ограничены в то время, и именно альманахи, благодаря уникальным особенностям этого типа издания42, сохранили на своих страницах особенности развития русской общественной мысли данного направления.

В этом убеждает обращение к историографии альманахов. Этому вопросу посвящена отдельная (первая) глава. Стоит отметить, что альманахи традиционно привлекали внимание ученых: выделялись характерные черты данного типа изданий, его эволюция, особенности содержания в связи с изучением становления философской мысли в России, значение. Общепризнанным является вывод о том, что литературные альманахи 1800—1830-х гг. являются интересным памятником эпохи, так как свидетельствуют о сложных путях эволюции общественной мысли в начале — первых десятилетиях XIX столетия. В них нашли отражение важные этапы развития русской литературы, журналистики, книгоиздания в целом. Русский альманах, по мнению Ю. М. Лотмана, «обозначил собой целый период русской культуры»43.

«Россия и Запад» в русской историографии (XVIII — 60-е гг. XIX в.). Автореф. дис. ... докт. ист. наук/ Моск. Гос. историко-архивный институт. М., 1987 и др.

42 Им. в виду не только специфические «полу-журнальные» черты данного типа изданий, но и присутствие в их содержании литературных произведений с научным содержанием (в том числе на исторические темы). Подр. см. Популяризация научных идей в русских литературно-художественных альманахах 1800—1840-х гг. // Книжное дело в России в XIX — н. XX в.: Сб. научн. тр. Вып. 12. СПб., 2004. С. 87—92.

43 Лотман Ю. М. Об альманахах пушкинской поры. С. 29.
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23475.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.