У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Орнамент посуды поливной золотоордынскик городов Нижнего Поволжья
Количество страниц 165
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23625.doc 
Содержание Содержание
1 Содержание

Введение...2

Глава I. Возникновение и становление золотоордынского керамического производства

1 Этапы историко-культурного развития Золотой Орды и развитие керамического производства...24

2 Основные формы посуды...31

3 Вопросы технологии производства и техническая характеристика видов золотоордынской бытовой керамики...35

Глава II. Сравнительный анализ орнаментов золотоордынской поливной посуды Нижнего Поволжья

1 Виды орнаментов на бытовой керамике Нижнего Поволжья...73

2 Композиционное распределение орнамента на бытовой керамике

Нижнего Поволжья...121

Глава III. Проблемы орнаментального стиля золотоордынской поливной посуды Нижнего Поволжья

1 Влияние различных художественных традиций на

орнамент бытовой керамики Золотой Орды...143

2 Особенности стиля орнамента золотоордынской бытовой керамики Нижнего Поволжья...151

Заключение...157

Библиография...165

Введение



Введение

Актуальность исследования. Золотая Орда (или Улус Джучи) являлась одним из крупнейших средневековых государств с развитой городской культурой и ремесленным производством. Одним из ведущих направлений художественного ремесла с развитой технологической базой являлось керамическое ремесло.

Искусство Золотой Орды - это уникальное явление средневековой культуры нашей страны. Данное исследование продиктовано тем, что возникла необходимость по-новому взглянуть на изучение истории и культуры средневекового государства Золотая Орда. К сожалению, репрессии против крымских татар в 1944 году сделали тему истории Золотой Орды полузапретной. Причина заключалась в постановлении ЦК ВКП (б) от 9 августа 1944 г. «О состоянии и мерах улучшения массово-политической и идеологической работы в Татарской партийной организации», которое наложило строгий запрет на исследование истории и культуры Золотой Орды. Это постановление явилось руководящим указанием для принятия последующих решений Бюро отделения истории АН СССР, Татарского и Крымского обкомов ВКП (б), в которых подверглось осуждению изучение истории Золотой Орды, сыгравшей, как отмечалось в них, отрицательную роль в истории татарского и соседних народов. «Сознательно был «забыт» золотоордынский период в этногенезе казанских татар» (293, с. 3, пред.).

По мнению М.Г. Крамаровского, в Золотой Орде «на протяжении всех 250 лет в политических границах государства не сложился единый народ. Хотя в литературе и встречается термин «золотоордынцы», речь идет при этом не о едином этносе, а об этническом конгломерате, собирательном образе «государственного» населения» (167 а, с. 15).

Однако Р.Г. Фахрутдинов и И.Л. Измайлов считают, что культура Золотой Орды является частью культуры современного татарского народа. Современный татарский народ является преемником и носителем

3

золотоордынской культуры. На сегодняшний день встала острая необходимость изучения истории, культуры и искусства Золотой Орды как общего средневекового государства татарского народа, нового их осмысления, свободного от сложившихся стереотипов, которые были определены предшествующей идеологией советского тоталитарного режима (283,с.12; 130, с24).

За последние десятилетия в собраниях музеев накопился огромный материал по керамике Золотой Орды, обладающий высокой художественной и научной ценностью и почти не исследованный специалистами. Керамика является одним из ведущих направлений прикладного искусства Золотой Орды. Средневековое государство Золотая Орда было частью мусульманского мира. Поливная керамика Золотой Орды является богатейшим источником изучения специфических особенностей как самого керамического ремесла, так и принципов художественного оформления и развития орнаментики. В XIII-XIV вв. в Золотой Орде отмечен подъем в керамическом производстве, что было обусловлено общим расцветом городской жизни, замечательно разработанной технической базой. «Поливная, или глазурованная керамика — ярчайшее и характерное проявление цивилизации и культуры золотоордынского города. Быт даже средних, а иногда и бедных горожан был украшен этой многокрасочной посудой, так разительно отличавшейся от однотонной посуды Древней Руси» (293 с. 78).

Орнамент поливной керамики Нижнего Поволжья Золотой Орды не имел многовековых традиций, но за свое сравнительно короткое существование сумел оставить яркий след в декоративном искусстве нашей страны.

Керамика Золотой Орды ценна не только сама по себе, но и как самый многочисленный и почти единственный вид прикладного искусства, дошедший до наших времен со времени расцвета городов Золотой Орды. Археологические исследования средневековых золотоордынских городищ дали значительные сборы бытовой поливной керамики.

4

Изучение богатого изобразительного мира Золотой Орды дает ответы на многие вопросы. Правильное понимание, объяснение места орнаментального искусства в культуре Золотой Орды невозможно без рассмотрения исторического материала. Это было время становления и расцвета могущественного государства Золотая Орда, начало образования которого подготавливалось всей предшествующей историей монгольских завоеваний, ее географическим положением на перекрестке важных торговых путей, конкретной социально-политической ситуацией, сложившейся к началу XIV века.

Характерной особенностью золотоордынского искусства является сложность определения его генезиса ввиду отсутствия местных, домонгольских традиций в новых столицах государства. Соединения городской оседлой и кочевых традиций и религиозных сфер, одновременно -широкое, невозможно ранее, культурно-историческая интеграции в условиях создающегося огромного государства. Следует также учесть наличие двух взаимосвязанных аспектов: подчинения как общим закономерностям развития средневекового искусства, так и проблемам, восходящим к древним истокам художественных традиций каждого региона, входившего в состав государства. Добавим к этому ощутимые многовековые художественные традиции, обогатившие золотоордынское искусство: Ближнего и Среднего Востока, Средней Азии, Византии, Ирана, Китая и других. Все это характеризует золотоордынское искусство как специфическое и одновременно глубоко синтетическое.

Столицы Золотой Орды возникли почти на «пустом месте» в Нижнем Поволжье, в степях, где до золотоордынских ханов были слабые традиции оседлости и было мало поселений. Золотоордынские ханы стали создавать ремесленные мастерские, вступать в компании крупнейших торговцев, организовывать свои торговые караваны. «Став полномочными правителями в своих улусах, отделившись от Каракорума и его администрации, они с поспешностью строят новые города в Нижнем Поволжье, там, где раньше

5

была кочевая степь» (293 с. 10). Здесь наиболее интенсивно развивались ремесла, где ремесленники достигали наибольшей высоты мастерства и удовлетворяли запросы столичного города. В созданных монгольскими ханами в степях, городах, не имеющих традиций в самом производстве поливной керамики, с особой силой смогли проявиться все особенности и закономерности сложения этого вида художественной керамики, характерный для золотоордынских городов.

Бесспорно, многие исторические факты послужили толчком для появления новой орнаментальной струи в общей системе художественной культуры и в прикладном искусстве Золотой Орды, которые требуют отдельного исследования.

Золотоордынская бытовая поливная посуда Нижнего Поволжья - составная часть прикладного искусства и культуры средневекового государства Золотая Орда. Она представляет собой пример своеобразного исторического развития, где история возникновения, развития, расцвета и забвения городов и керамического ремесла совпадают. Оригинальность золотоордынского керамического искусства проявляется в синтезе заимствований и влияний различных культур и других видов искусств. Стало очевидным, что подобные явления нуждаются в подробном изучении и анализе с систематизацией результатов исследования различных аспектов изучения предмета. В многогранном прикладном золотоордынском искусстве, на наш взгляд, керамическое ремесло представляет собой явление в большей степени, чем другие ремесла, заслушивающее подробного анализа. Во-первых, поливная посуда представляет собой наиболее доступный и самый многочисленный археологический материал для исследования золотоордынского искусства. Во-вторых, бытовая керамика содержит в себе широко развернутую живописную программу, в которой нашли свое отражение эстетические мировоззрения золотоордынского общества. В-третьих, золотоордынские мастера-керамисты нашли свой творческий и оригинальный путь в создании бытовой керамики. Между тем, орнамент

6

керамики Золотой Орды является ключевым инструментом для понимания особенностей золотоордынского керамического ремесла. Здесь будут рассмотрены смежные вопросы в той степени, в какой это будет способствовать собственно художественному анализу, что и определит границы исследования. В него войдут:

- предыстория образования государства Золотая Орда и история возникновения и развития золотоордынских городов в Нижнем Поволжье;

история зарождения и развития керамического ремесла, а также различные формы керамического производства в золотоордынских городах Нижнего Поволжья;

вопросы технологии и производства различных видов бытовой керамики;

влияние различных художественных традиций на становление золотоордынского орнаментального искусства в бытовой керамике.

Золотоордынские мастера-керамисты владели тайнами керамических масс (кашин), цветных глазурей, обжига. Именно на примере орнамента бытовой керамики Нижнего Поволжья - самого многочисленного из дошедших до нас золотоордынских искусств, сохранивших свои непреходящие ценности, -возникает возможность определить своеобразие эстетических принципов.

Кроме того, многочисленность и различность техник орнаментации бытовой керамики, оригинальность стилистической системы, взаимодействие орнамента и формы сосудов поднимают сложные, требующие углубленного изучения вопросы, тесно связанные как с проблемой влияний, интерпретаций и аналогий, так и с выявлением характерных, присущих данному историческому этапу средневекового искусства государства Золотая Орда художественных особенностей.

Столь очевидная уникальность и ценность данного памятника культуры золотоордынского времени, интерес к истории, культуре, искусству Золотой Орды и его мало исследованным страницам, необходимость дальнейшего изучения золотоордынского ремесла в целях систематизации и обобщения

7

накопленного обширного материала предопределяют актуальность избранной темы диссертационного исследования. Следует особо отметить, что изучение орнамента золотоордынской керамики раскрывает динамику становления керамического ремесла в золотоордынских городах и позволяет определить, под влиянием каких высококультурных центров складывалось это уникальное искусство, так как само оно не имело своих традиций ни в производстве поливной керамики, ни в ее орнаментации. В процессе жизни и совместного труда происходил синтез ремесел и искусств, результатом чего явится совершенно новая, в начале становления синкретическая, а затем и синтетическая культура.

Из выше сказанного следует, что изучение орнамента на бытовой керамике Золотой Орды было и остается одной из актуальных тем для понимания основ традиционной культуры, путей развития историко-культурного процесса в целом.

История вопроса. История изучения материальной и духовной культуры Золотой Орды в русской, а затем и в советской науке была достаточно драматичной. На протяжении двух столетий рассмотрение истории и культуры этого государства происходило на фоне негативного отношения к нему со стороны русской историографии. В советское время эти тенденции усилились, получив официальное закрепление в печально известном постановлении ЦК ВКП(б) от 9 августа 1944 года, которое изменило представление о периоде Золотой Орды как внешнем явлении для истории татар. Политические оценки истории Золотой Орды как паразитического государства коснулись истории культуры и искусства, которое описывалось исследователями как «лоскутное одеяло», «пятнистое чудовище», а созданные в Золотой Орде предметы искусства - эклектичными и несамостоятельными. «Реабилитация» золотоордынской культуры происходила не просто, и потребовались долгие годы, чтобы изучение материальной культуры позволило дать новые оценки. Тернистый путь от полного игнорирования до подробного изучения прошло и золотоордынское

8

керамическое производство. Следует сказать, что в той или иной степени золотоордынская керамика упоминалась в трудах многих исследователей.

Для решения поставленных задач автору было необходимо изучить исследования поливной керамики средневековья домонгольского и монгольского времени на территориях, смежных с Золотой Ордой, в Средней Азии, на Кавказе, в Крыму, на Руси, в Молдавии и в районах Нижнего Поднепровья. Автору необходимо было ознакомиться с трудами зарубежных и российских ученых, посвященных исследованию поливной керамики средневековья в таких высокоразвитых керамических центрах, как Китай, Иран, мусульманский Египет, Сирия, Византия.

Начиная с 20-х годов прошлого века появляются первые научные статьи и монографии о золотоордынской поливной керамике. Изучение поливной керамики золотоордынских городов предпринималось авторами нескольких поколений. «Неоценимый вклад в изучение золотоордынской культуры внес неутомимый исследователь Ф. В. Баллод. С 1919 по 1922 год, не взирая на нищету, голод и военные действия в этом районе, он проводил ^ широкие археологические исследования» (257 с. 181). Об итогах исследований он написал подробный отчет в своей книге «Старый и Новый Сарай, столицы Золотой Орды» Автор, к сожалению, в ущерб научному подходу, уделял значительное внимание описанию красочности поливной керамики. Ф.В. Баллод (23-27). Ф.В. Баллод также пытался дать классификацию золотоордынской поливной керамики. По мнению Г. А. Федорова-Давыдова, раскопки Селитренного и Царевского городищ, проведенные Ф.В. Баллодом, «имели незначительное место, хотя и широко разрекламированные автором, давшие основание для двух поверхностных книг с преувеличенными социальными выводами» (292, с. 83).

Одним из первых авторов, которым было проделано научное описание

поливной золотоордынской керамики и ее орнамента и впервые предпринята

попытка ее классифицировать, была К.Н. Папа-Афанасопуло (217) с

А городищ Мечетного, Терновского, Водянского, Увекского, Селитренного, а

9

также коллекции А.В.Терещенко в Эрмитаже (218). Несмотря на ряд недостатков, вызванных немногочисленностью накопленного материала и низким уровнем методики исследования керамики, следует отметить большое значение ее работы как первого опыта классификации золотоордынской поливной керамики. Другой работой, посвященной керамике Сарая, является статья А.Ю. Якубовского о развитии керамического ремесла в Золотой Орде и об истоках ее возникновения, в которой автор высказывал мысль о влиянии на сложение золотоордынского керамического ремесла хорезмских мастеров, насильственно вывезенных в города Золотой Орды. Эту мысль А.Ю. Якубовский проводил и ряде других своих работ (325; 328). К группам, выделенным А.Ю. Якубовским и общим для Сарая-Берке и Ургенча, Н.М. Булатов добавил шестую группу керамических сосудов, тоже кашинных с кобальтовой ультрамариновой поливой по внешней стороне и бирюзовой поливой на внутренней (44, с.6). О сходстве хорезмской керамики с золотоордынской писала Э.К. Квердфельд. Хорезмские типы в керамике Сарая-Берке она считала привозными (137 с. 86-90). В своей монографии о керамике Ближнего Востока Э.В. Кверфельдт посвящает отдельную главу золотоордынской поливной керамике XIII-XV веков, в которой также, как и Якубовский, пишет о сходстве хорезмийской и золотоордынской керамики.

Поливной золотоордынской керамике, как с золотоордынских городищ, так и смежных с ней территорий, были посвящены статьи А.Ф.Медведева (201) и А.Л.Монгайт (205).

В.А. Филипченко в опубликованной им статье 1958 года описывает поливную чашу с Селитренного городища, которую считает миской с необычным орнаментом в виде ал-Бурака и называет его кентавром. Автором также неправильно был определен материал, из которого была изготовлена чаша - не из глины, а из кашина (298).

Ряд статей и работ советские исследователи опубликовали по поливной керамике средневековых государств со всех смежных территорий с

10

рассматриваемым районом и не входящих ныне в состав России. Мы ограничимся лишь упоминанием важнейших из этих работ. Особенно хорошо изучена поливная керамика Средневекового Кавказа и Закавказья (А.Л. Якобсон (321), Б.А. Шелковников (311;312;312), З.П. Майсурадзе (197), В.Н. Левиатов (182), Н.Н. Наджафова (206), и др., Г.А. Джиди (107) средневекового Крыма (А.Л. Якобсон (322;323) В.И. Перевозчиков (220; 221; 222; 223; 224) и др.). В последние годы был опубликован ряд статей, посвященных золотоордынской керамике Крыма (Е.А. Айбабиной (10; 11), СБ. Адаксиной (9)).

Благодаря их исследованиям, мы имеем четкое представление о развитии, типах и путях проникновения поливной высокохудожественной керамики с таких средневековых памятников, как Орен-Кала, Старая Гянджа, Ани и других.

Русской и Восточной привозной керамике посвящены многие статьи и монографии. Материал по поливной керамике Древней Руси детально изучен Т.И. Макаровой (189). Публикации Т.Д. Пановой (216), Г.П. Латышевой (182) и В.Ю. Коваль посвящены восточной и, в частности, золотоордынской керамике из археологических находок в Москве и Рязани (142; 143; 144; 145). Продолжая тему, начатую в кандидатской диссертации, В.Ю. Коваль в настоящее время активно публикуется и выступает с докладами на научных конференциях о золотоордынской и восточной средневековой керамике.

По керамике Средней Азии, кроме работ Н.Н. Вактурской (60;61), известны работы Н.В. Бентович (32), М. К. Рахимовым (252), Г.В Шишкиной (325), Э.В. Сайко (261;262;263), Н.С. Гражданкиной (86), Г.А. Пугаченковой (246 - 250) и многих др., Афрасиаба - работы М. Тошходжиева (275;276), районов Нижнего Поднепровья - А.А. Кравченко (152 - 156), Молдовы - Л.Л. Полевого (230 - 236), Е.Н. Абызовой (1-6) и П.П. Брыня (56), Азербайджана -Н.Н. Наджафовой (206), СБ. Джиди (107). Анализу искусства и керамического ремесла средневекового Казахстана посвятили свои исследования П. Агапов и М Кадырбаев (8). Поливная керамика

и

Мавераннахра VIII-XII веков исследовалась О.Г. Большаковым (35). Керамика Южной Туркмении, в том числе и поливная, изучалась Н.С. Бяшимовой (56). Поливная керамика позднемонгольского и тимуридского времени Самарканда и Нисы исследовались Г.А. Пугаченковой (246-250).

Прославленной на весь мир, высокохудожественной керамике Китая посвящены работы А.Н. Евтюховой (113-115). Орнаменту художественной керамики Афганистана посвятил свою работу Эльхом Махбуба (319). Заслуживает особого внимания фундаментальный труд по проблеме стиля средневековой керамики Ирана Т.Х. Стародуб (271).

Вопросы средневекового производственного процесса, необходимые для понимания особенностей золотоордынского керамического искусства, освещены в историко-технологическом исследовании Э. В. Сайко (261-263). Большую ценность для нашей работы представляют статьи В.А Малеванного (194) и А.С. Воскресенского (76) о составе калгана.

Представляет особый интерес работа Н.Н. Вактурской (60), в которой подверглась классификации хорезмская поливная керамика IX-XIX вв., где имеется много типов поливной посуды, схожих с золотоордынской керамикой Нижнего Поволжья. Классификация Н.Н. Вактурской особенно важна, так как ее идея классификации была принята Н.М. Булатовым за основу классификации золотоордынской керамики как наиболее верная.

Первой специальной работой, посвященной золотоордынской керамике, была кандидатская диссертация Н.М. Булатова, который попытался дать возможное обобщение известного к тому времени материала, ввести его в хронологические рамки, описать стилистические и технические особенности отдельных групп и наметить основную линию развития золотоордынского керамического ремесла. Н. М. Булатовым была разработана подробная классификация всей золотоордынской поливной керамики (44). По мнению В.Ю. Коваль (143 с. 85), в результате в литературе сформировалась система взглядов на происхождение традиции производства этой керамики, технологию ее производства, орнаментации,

12

Ф была выработана терминология, применяемая и поныне при описании

золотоордынской посуды. Однако на современном этапе многие из его воззрений устарели и уже не так бесспорны, не вся терминология адекватно отражает характеристику керамики. К сожалению, Н.М. Булатовым не была опубликована полная монография, но его исследования нашли отражение в опубликованных статьях: «Классификация кашинной поливной керамики золотоордынских городов» - (49), «Кобальт в керамике Золотой Орды» -(41), «Классификация красноглиняной поливной керамики золотоордьшских городов» -в книге «Средневековые памятники Поволжья» (45).

В своей монографии А. А. Кравченко (152) обобщает результаты многолетних археологических исследований средневекового Белгорода XIII-XIV веков. Белгород находился на юго-западных рубежах Золотой Орды, и поэтому его поливная керамика, а также привозная представляют интерес. Автором проанализирован уровень развития материальной культуры города, а также проанализированы все виды ремесла, в том числе и поливная керамика, как местного производства, так и привозная.

•» Поливной керамике с городища Маджара и археологического материала

Азова, посвящены статьи И.В. Волкова (71-75).

Неоценимую помощь в исследовании поливной керамики с территорий средневекового Китая, стран ближнего Востока и Передней Азии, Византии оказали труды целого ряда зарубежных авторов, которые изучали высокоразвитое, художественное керамическое ремесло этих стран. Среди многочисленных зарубежных публикаций самым значительным было

издание двухтомника английского ученого А. Лэйна (348-350), который,

«

координируя исторический, технико-технологический и художественно-стилистический аспекты исследования, обобщил данные по истории ближневосточной керамики. Из общих работ заслуживают внимание посвященная истории иранской керамики монография - альбом Ч. Уилкинсона (373-377). В работе использованы статьи и монографии А. Попе

^ (355-360), Ч. Моргана (352 ) и др.

13

В процессе работы по теме орнамента золотоордынских керамических изделий автором была изучена литература, касающаяся истории Золотой Орды. В 1937 году вышла в свет книга «Золотая Орда» крупного историка-востоковеда и археолога А. Ю. Якубовского и академика Б. Д. Грекова (87). Книга настолько актуальна и интересна, что выдержала еще два дополненных издания. История Золотой Орды отображена в трудах Г. А. Федорова- Давыдова (284-288; 291; 293). Географии Золотой Орды, экономическому и политическому положению ее городов посвящена работа В. Л. Егорова (119).

Для лучшего понимания этапов развития золотоордынской орнаментики необходимо было изучить этапы развития золотоордынских городов, которые были исследованы Т. В Гусевой (97) и В.Г. Блохиным (34).

Так как художественная керамика Золотой Орды была продуктом совместного труда ремесленников различных, в основном мусульманских, стран, было необходимо ознакомиться со средневековой культурой и искусством мусульманского и восточного мира, частью которого является Золотая Орда. Автору было важно изучить литературу, посвященную эстетическим особенностям мусульманского средневекового орнамента, отраженным в диссертации ливанской исследовательницы Асифа аль-Халлаб (18).

Среди отечественных публикаций по восточному искусству особое значение имеет монография Б. В. Веймарна 1970-80-х годов и красочный альбом-монография по истории средневекового искусства мусульманских стран. (70-

При всей ценности археологических открытий и соответствующей исторической литературы, которая является основным источником наших знаний о материальной культуре Золотой Орды, надо отметить, что эта литература сравнительно редко соприкасается с искусствоведческой проблематикой. К исключениям в этом ряду можно отнести статьи Т.В. Скоробогатовой, где она пыталась рассматривать орнаменты на

14

золотоордынской кашинной керамике, взяв за основу схемы орнамент внешней стороны чаш. Взгляд достаточно интересный, но спорный, можно сказать тупиковый, так как орнамент на внешней стороне чаши является второстепенным, а главной орнаментальной зоной являлась внутренняя часть. По предлагаемому принципу очень трудно разделить красноглиняную керамику и почти невозможно - сосуды закрытых форм. Труд Т.В. Скоробогатовой, бесспорно, заслуживает внимания, так как в нем проведен глубокий анализ орнаментов как на внутренней стороне, так и на внешней, найдены аналогии и прототипы многих элементов золотоордынского орнамента на керамике из кашина. «Одна из групп золотоордынской художественной керамики XIV в» (266, с.92-108).

Специальные исследования орнамента золотоордынской поливной бытовой керамики на кашине только лишь на одном отделе золотоордынской поливной керамики с бело-синей росписью были посвящены статьи В.И. Шляховой. Ею была предпринята попытка классифицировать орнаментальные мотивы этой небольшой группы художественной керамики, а именно керамики с кобальтовой росписью под прозрачной поливой по материалам Селитренного и Царевского городищ. В. И. Шляхова попыталась проследить зарождение, эволюцию и первые формы этого отдела золотоордынской керамики. Представлен прекрасный иллюстративный материал, проделан анализ орнаментов на различных сосудах. В работе В.И Шляховой. использованы в основном неопубликованные материалы коллекций АКМЗ. ГМИНВ, кафедры археологии МГУ и неопубликованные материалы ПАЭ архива ИА АН СССР. (Керамика с кобальтовой росписью в Золотой Орде (по материалам Селитренного и Царевского городища) (317 с.75-80;316,с,72-86).

Важнейшие проблемы взаимосвязей керамического искусства Золотой Орды и искусства Хорезма, Азербайджана, Крыма и Ирана были рассмотрены на материале архитектурной и бытовой керамики Г.А. Федоровым-Давыдовым в его фундаментальном исследовании о

15

золотоордынской культуре. Для нашей темы особенно ценным является прекрасный художественный анализ бытовой поливной керамики, а также краткое изложение истории средневековой керамики с характеристикой ее основных технических и стилистических видов и групп, с описанием наиболее важных памятников золотоордынского керамического искусства из собраний музеев Москвы и Санкт-Петербурга (288).

Непосредственное отношение к истории искусства Золотой Орды и ее культуры имеют исследования М.Г. Крамаровского, которые подробно отражены в его кандидатской диссертации: Торевтика Золотой Орды XIII-XIV вв. (автореферат кандидатской диссертации Л., 1974) (158). Им было написано огромное количество статей, посвященных материальной культуре Золотой Орды.

М.Г. Крамаровский является автором концепции выставки «Сокровища Золотой Орды», посвященной культуре Золотой Орды (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2001). К выставке был приурочен круглый стол «200 лет изучения в России Золотой Орды: йовые горизонты». Результаты $ многолетнего труда нашли свое отражение в монографии «Золото Чингизидов: культурное наследие Золотой Орды» (167).

Нет возможности перечислить и подробно охарактеризовать работы по художественной золотоордынской культуре и поливной керамике ученых Татарстана. Ценные археологические находки и их научное обобщение содержатся в трудах СИ. Валиулиной (67;68) Книга, посвященная одному из значительных городов Золотой Орды — Увеку, вышла из-под пера казанского молодого ученого Л.Ф. Недашковского. Одну из глав в своей монографии автор посвятил поливной керамике (207, с. 99-101).

Истории и культуре Золотой Орды как части культуры современных татар уделяют большое внимание ученые Татарстана Р.Г Фахрутдинов (283), И.Л Измайлов (130-133), Р.А. Гузейров (92). Посвятил многочисленные статьи и монографии золотоордынскому искусству видный татарский ученый- искусствовед Ф.Х. Валеев (62;63). Искусствоведы Г.Ф. Валеева-

16

Сулейманова (64), Д.К. Валеева и Д.Д. Хисамова (65;66) в своих работах рассматривают золотоордынское искусство через призму болгарского, проецируя его на культуру современных казанских татар.

Несмотря на обширность научно-исторической литературы, необходимо признать, что до сих пор не было комплексного историко-искусствоведческого исследования, детально рассматривающего стилевое развитие золотоордынской керамики на каждом виде этого массового производства. Публикации полученных материалов по большей части освещают данную группу керамики с исторической точки зрения, как элемент археологических комплексов, лишь частично затрагивая ее художественное оформление в аспекте эволюции форм и орнаментики. В современной историографии искусство и культура Золотой Орды еще не получило должного, всестороннего и глубокого анализа.

Целью работы является исследование особенностей историко-художественного развития орнамента поливной посуды золотоордынских городов Нижнего Поволжья.

Основные задачи работы сводятся к следующему:

- объединить и систематизировать находки из раскопок средневековых городов Золотой Орды;

- исследовать керамическое производство Золотой Орды и технологические особенности производства;

- опираясь на разнообразие художественного оформления поливной посуды Золотой Орды, проанализировать приемы орнаментации и осветить процесс эволюции орнамента и его элементов;

- установить характер влияния различных художественно-ремесленных центров, на возникновение, развитие и становление орнаментального стиля поливной золотоордынской посуды.

Объектом исследования является керамическое ремесленное производство в золотоордынских городах Нижнего Поволжья.

Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23625.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.