У нас уже
176407
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Народные медицинские знания сибирский татар Омского Прииртышья
Количество страниц
157
ВУЗ
МГИУ
Год сдачи
2010
Бесплатно Скачать
23705.doc
Содержание
Содержание
ВВЕДЕНИЕ...3
Глава 1. Среда обитания и условия жизни. Развитие санитарно-гигиенических знаний...17
§1. Среда обитания...17
§2. Бытовые условия...21
§3. Развитие санитарно-гигиенических знаний...27
Глава 2. Основные понятия о болезнях и особенности терминологии...43
§1. Представления о причинах болезней...43
§2. Названия болезней...53
§3. Врачеватели...59
Глава 3. Основные средства и способы лечения...73
§1. Средства животного происхождения...73
§2. Средства растительного происхождения...81
§3. Хирургические способы лечения...102
§4. Магия в лечении...110
ЗАКЛЮЧЕНИ Е...132
ЛИТЕРАТУРА...135
СПИСОК ИНФОРМАТОРОВ...157
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы связана с исследованиями традиционной культуры сибирских татар в настоящее время. Ее изучение представляется актуальным, во-первых, для уточнения и расширения научных сведений о народной культуре, в частности, народных медицинских знаний, развивавшейся под влиянием языческой и мусульманской религии1. Во-вторых, оно способствует определению исконно тюркских черт и выявлению различий и сходства в традиционных знаниях локальных групп татар, т.к. они подчеркивают культурную вариативность народных знаний подгрупп, а это важно для понимания современных этнокультурных процессов и раскрытия «иерархии этнографических образований» на культурологическом материале2. В связи с этим следует отметить, что у сибирских татар все больше просыпается интерес к народной культуре, у них происходит становление этнического самосознания, определяются религиозные и мировоззренческие позиции.
Объект исследования - группы сибирских татар - тарские и курдак-ско-саргатские, проживающие в Среднем Прииртышье и бассейне реки Тары. Обследованы татарские аулы, расположенные в Усть-Ишимском (Аше-ваны, Ильчебага, Кайнаул, Саургачи, Тебендя, Эбаргуль), Тевризском (7а-винск, Нагорное-Кышлав, Кипокулары, Кускуны, Ушузы, Байбы), Тарском {М.Туралы, Б.Туралы, Ишеево, Киргап, Сеипгово, Себеляково, Устъ-Тара), Болыпереченском (Берняжка, Б.Мурлы, Кошкуль, Куйгалы, Тусказан, Улен-кулъ, Чебаклы, Чеплярово, Черналы, Яланкулъ) и Муромцевском районах (Инцисс, Черталы, Гузенево, Танатово) Омской области. По этим двум группам собраны полевые материалы. Тем не менее, в целом в диссертации в некоторой степени обобщены литературные данные и по другим группам сибирских татар.
4 Предмет исследования - народные медицинские знания сибирских
(тарских и курдакско-саргатских) татар. Цель его - описание и историко-сравнительный анализ народных медицинских знаний курдакско-саргатских и тарских татар. Задачи диссертационной работы заключаются в следующем:
- выявить условия функционирования народных медицинских знаний;
- определить характерные черты врачевателей, представления о причинах болезней и основные понятия о народной медицине;
- проанализировать способы и средства лечения в народной медицине курдакско-саргатских и тарских татар в сопоставлении с материалами по всем группам сибирских татар.
Степень изученности проблемы. Сведения о культуре сибирских татар встречаются в трудах видных ученых XVII-XIX вв.: П.С.Палласа, В.В.Радлова, Н.Ф.Катанова, Г.Н.Потанина и др.3. Сведения о сибирских татарах встречались в статистических отчетах, сельскохозяйственных обзорах4.
С 1880-х гг. в этнографии возрастает интерес к народной медицине. В научных публикациях причины широкого бытования народной медицины объяснялись бедностью и нищетой населения5.
В публикациях XIX-XX вв. в основном освещаются приемы и средства лечения в народной медицине поволжско-приуральских татар с применением магии. В татарской публицистике этого периода практикуется распространение санитарно-гигиенического просвещения через обучение религиозным ритуалам6. Исследователи отмечали, что у народов Поволжья среди иных средств народного врачевания было траволечение. В то же время и в конце XIX в., и в XX в. врачевание ассоциировалось со знахарством и оценивалось представителями власти негативно7.
До 1940-1950-х гг. встречались лишь отдельные сведения о народных медицинских знаниях сибирских татар: сбором материалов занималась ле-
нинградская исследовательница В.В. Храмова8, но они не были опубликованы. По мнению исследователей сибирских татар Валеева и Томилова9, углубленное этнографическое исследование сибирских татар Омского Прииртышья началось в 1950-е гг., а впервые их народные медицинские знания рассматривались в Ф.Т Валеевым в 1978 г.10. В 1980-1990-ые гг. сбором материалов и публикацией материалов по народным медицинским знаниям народов Западной Сибири, в том числе сибирских татар, занимаются омские этнографы и археологи11.
С середины 1970-х гг. в СССР публикуются работы, посвященные методике изучения народных медицинских знаний12, ставятся вопросы использования теории информации при их изучении13. В отечественной и зарубежной науке XX в. менялось тенденция к изучению опыта народной медицины, способов лечения и психо-социальных и поведенческих особенностей врачевателя и пациента. На Всесоюзной научной конференции, посвященной этнографическим аспектам изучения народной медицины (Ленинград, 1975), рассматривались основные методические и методологические проблемы изучения народной медицины14. Были поставлены задачи выявления соотношения традиционного и инновационного в народной медицине, выяснения взаимосвязи народной медицины с верованиями, фольклором, материальной культурой, она явилась первым опытом систематизации этнографических работ по данной тематике15. Проводились и другие научные конференции, затрагивавшие проблемы исследования народной медицины, например: Научная конференция, посвященная истории медицины Сибири, 1978 (Томск); Международная конференция по традиционной азиатской медицине, 1979 (Канберра); Народная медицина: пути содействия и развития, 1980 (Женева); Проблемы рационального использования лекарственных растений, 1980 (Красноярск); Традиционная этническая культура и народные знания, 1994 (Москва) - и т.д16.
биологического анализа традиционного опыта17. В этот же период в отечественной этнографии значительно усилился интерес к народной медицине, появились многие региональные этнографические исследования18.
В 1980-1990-х гг. появляются фундаментальные работы, посвященные медицине народов Поволжья и Приуралья, в которых рассматривается зависимость развития народных медицинских знаний от традиционного быта и условий жизни19. В конце 1990-х гг. в результате комплексного изуче-ния В.И.Харитоновой (1995, 1999) магико-медицинской и заговорно-заклинательной традиции стала возможна этнологическая интерпретация традиционных верований и практик, с опорой на современные концепции фундаментальных наук. Содержание эзотерических знаний в настоящее время становится предметом нового осмысления. Исследователи прошлых веков неизменно видели в них заблуждения, суеверия, связывая предрассудки с фанатизмом. На рубеже XX-XXI вв. в научной мысли меняется отношение к вопросу о рациональном и иррациональном - происходит рационализация иррационального21. Совмещение этнологических исследований с новейшими естественнонаучными изысканиями выявляет перспективу дальнейшей реконструкции народных медицинских знаний, выработанных тысячелетним опытом человечества.
В диссертации рассматриваются причины длительного сохранения самобытных (в том числе и магических) способов и средств лечения в век техногенной цивилизации. Для решения проблемы привлечены труды ученых XIX и XX вв. Ч.Валиханова (1961), В.Басилова (1970), Ш.Сарыбаева (1960), Г.Снесарева (1983), В.Бутанаева (1996), Дж. Кармышевой (1997) и
Источниками настоящего исследования являются полевые материалы, а также музейные, литературные и архивные сведения. Полевые материалы собраны диссертантом в 1994-1995 гг. во время этнографических экспедиций Омского государственного университета и Омского филиала
Объединенного института истории, филологии и философии Сибирского отделения РАН. Использованы также материалы археолого-этнографических экспедиций Сибирского филиала Российского института культурологии, в которых я участвовала. Полевые материалы автора хранятся в Музее археологии и этнографии Омского государственного университета. Сбор полевых материалов проводился по программам «Народные знания»23, составленным диссертантом и другими учеными для этнографов и археологов. Были использованы также описи Государственного Архива Омской области, в которых отражено развитие профессиональной медицины в Омской области.
Методологическая основа и методика работы. При изучении народных медицинских знаний курдакско-саргатских и тарских татар применялся метод историко-сравнительного анализа. Для раскрытия внутренних информационных связей традиционной культуры сибирских татар использовались включенное наблюдение, научное описание, классифицирование лечебных средств и способов, аналитическая работа с архивными источниками. На основе сопоставления полевых материалов автора, музейных и литературных данных были произведены систематизация и классификация собранной этнографической информации. В качестве одного из приемов лингвоисторического метода здесь использована экспликация (реконструкция) значений слов, названий, отражающих диалектные особенности языка сибирских татар и заимствования в их народной медицине.
Научная новизна исследования. В результате исследования введен в оборот новый фактический материал, в основном неизвестный в этнографии. В диссертации проведена реконструкция народных медицинских знаний двух этнических групп сибирских татар, в результате которой показаны региональные особенности медицинской культуры сибирских татар конца XIX - XX вв., а также их общие черты.
Апробация работы. Основные положения диссертационного исследо-
вания отражены в публикациях диссертанта, в том числе и апробированных на научных конференциях и семинарах: X Западно-Сибирское совещание археологов и этнографов (Томск, 1995), Интеграция археологических и этнографических исследований (Омск, 1995, Новосибирск-Омск, 1996), Второй международный конгресс этнографов и антропологов России (Уфа, 1997), Интеграция археологических и этнографических исследований (Омск-Уфа, 1997), Россия и Восток: проблема взаимодействия (Омск, 1997), Три века сибирской школы (Тобольск, 2001).24
Практическая значимость. Проведенное исследование по народной медицине курдакско-саргатских и тарских татар может быть использовано для преподавания краеведения, истории, этнографии в школьной и вузовской системе образования.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Селезнев А.Г., Мерзликин В.В. К вопросу о языческо-мусульманском синкретизме у сибирских татар// Ислам, общество и культура. Омск, 1994. С. 124-127; Кадырова Л.М. Иррациональные народные медицинские знания сибирских татар Омской области// Народная культура. Омск, 1996. С. 38-40; Она же: К проблеме отражения религиозного синкретизма в народных знаниях сибирско-татарского населения// Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития. Омск, 1998. С. 189-191; Файзуллина Г.Ш.Обряды переходного цикла у заболотных татар// Народы Сибири. Книга 3. Сибирский этнографический сборник. Москва, 1997. С.23-24.
2. Татары. М.: Наука, 2001. С.24; Томилов Н.А. Современные этнокультурные процессы среди сибирских татар. Томск, 1978. 5-126; Алексеев Н.А. Традиционные религиозные верования тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск: Наука, 1992. С. 10.
3. Паллас П.С. Описание растений Российского государства. Тобольск, 1792. С. 233; Потанин Г.Н Бараба// Живописная Россия. СПб, 1884.
9 T.XI; Он же: О караванной торговле с Джунгарской Бухарией в XVIII в 1888.
С.35; Катанов Н.Ф. Предания тобольских татар о Кучуме и Ермаке// Ежегодник Тобольского Губернского музея. Вып.5. С.1-13; Радлов В.В. Опыт словаря тюркских наречий. Выпуск 5. Спб., 1909. С. 19, 555, 204; Он же: Из Сибири. М, 1989; Дульзон А.П. Этнический состав древнего населения Западной Сибири по данным топонимии М, 1960. С. 12.
4. Статистика Российской империи. XXIX. Волости и населенные места. 1893. Вып.16. Сибирское издание Центра статистическиого комитета Министерства внутрених дел, 1894. С.12-15; Список населенных мест Тобольской губернии. Составлен губернским статистическим комитетом по распоряжению Тобольского губернатора. Тобольск, 1904. С. 123; Сельскохозяйственный обзор Тобольской губернии за 1914-1918 сельскохозяйственный год. Тобольск,1918. С. 1-16.
5. Погодин А. Несколько замечаний о народной медицине Б.м., Б.г. (В разделе критика и библиография). Оттиск из журнала. "Министерство народного просвещения". СПб., 1875. - С. 457; Аристов В.Н. О народной медицине в Казанском уезде// Известия любителей естествознания, антропологии и этнографии. М., 1889. С. 29-30; Ветухов А. Заговоры, заклинания, обереги, другие виды народного врачевания.- Варшава, 1902. (Оттиск изъ "Русского филологического вестника"). Варшава, 1902. Вып.1. С. 323; Головачев П.М. Сибирь: природа, люди, жизнь. М., 1902; Кирилов Н.В. Санитарная обстановка и болезни полярных стран (преимущественно северо-востока Азии)// Вестник общественной гигиены, судебной и практической медицины, 1908. С. 1769-1799; Андронников В. Странички из истории народно-бытовой медицины// Труды 3-го областного историко-археологического съезда во Владимире. Владимир, 1909. С. 67; Верещагин Гр. О народных средствах врачевания в связи с поверьями Б.м., б.г. С. 120; Попов Г.И. Смертность среди рожениц//Сибирский врач. Якутск, 1914, N 32. С. 14.
6. Фахретдин Р. Асарь (Описание жизни татарской женщины). Оренбург, 1901-1908. 1-15 кисэк; Сабиров А.Р. Исламские традиции и здоровье: Историко-этнографический обзор здравоохранительных традиций татар (XV в. - начало XX в.). Казань: Шифа, 1996. С. 5-16.
7. Минько Л.И. Белорусская народная медицина и вред знахарства.-Минск, 1965. С.4-15; Старостин Б.А. Развитие исторического подхода к народной медицине в XVI-XVIII вв.// Традиционная этническая культура и народные знания. М., 1996. С. 118; Народы Поволжья и Приуралья: Коми-пермяки. Коми-зыряне. Марийцы. Мордва. Удмурты. М.:Наука, 2000, С. 488.
8. Дневник экспедиций В.В.Храмовой 1949 г. - Хранится в архиве Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН. (Санкт-Петербург): Ф.К-1. On. N 31. - С. 162, 201.
9. Валеев Ф.Т., Томилов Н.А. Татары Западной Сибири: история и культура. Новосибирск, 1996. С. 132.
10. Валеев Ф.Т. О религиозных представлениях западносибирских татар// Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. М.: Наука, 1978. 320-331.
11. В этом направлении велась работа в проектах под его руководством: "Теория и методика экспериментального исследования народных знаний, их реконструкция и использование для решения проблем этнической истории" (1995-1997 гг., Российский гуманитарный научный фонд) и «Теория и методика исследования традиционно-бытовых способов лечения животных у народов Западной Сибири, их реконструкция и использование для решения проблем этнической истории и официальной ветеринарии" (1997-1999 гг., Российский фонд фундаментальных исследований).
12. Бромлей Ю.В., Воронов В.А. Народная медицина как предмет этнографических исследований// Советская этнография. 1976. N 5. С. 3-18.
13. Брехман И.Н. Народная медицина в свете информации// Этнографические аспекты изучения народной медицины. Л., 1975. С. 23.
14. Бромлей Ю.В. Народная медицина как предмет этнографии/
Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. М.,1981. С.221-232, Он же: Вступительный доклад// Этнографические аспекты изучения народной медицины. Л., 1975. С. 3.
15. Этнографические аспекты изучения народной медицины. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1975. С.4-6; Пестряков А.П. Всесоюзная конференция по этнографическим аспектам изучения народной медицины// Советская этнография. N5. 1976. С. 156-160.
16. Влияние окружающей среды на здоровье человека. Женева: Всемирная организация здравоохранения, 1974; Научная конференция, посвященная истории медицины Сибири. Томск, 1978; Международная конференция по традиционной азиатской медицине. Канберра, 1979; Народная медицина: пути содействия и развития. Доклады совещания Всемирной организации здравоохранения. Женева, 1980; Проблемы рационального использования лекарственных растений. Красноярск, 1980; Второй Всесоюзный съезд историков медицины. Ташкент, 1988.
17. Алексеев Т.А. Медико-санитарный быт чувашей в X-XVIII в.// Советское здравоохранение. 1977. N 1. С. 75-78; Давыдов А.Н. К изучению народной психиатрии и психотерапии русских, калмыков, ненцев// Архангельское Поморье. История и культура Архангельска. Архангельск, 1983. С. 17; Кнельц В.Ф. Народная медицина в Удмуртии// Советское здравоохранение. 1983. С.39-49; Василенко В.И. Народная медицина и охрана здоровья малых народностей Севера (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа) и традиционной гигиене народного Севера. Автореф.дисс. на соиск. ученой степени канд. ист. наук. М., 1987; Григорьева A.M. Народная медицина якутов (Медико-биологический аспект народного врачевания в Якутии XVII-XIX вв.). М., 1992.; Грысых Н.Е. Лечебные и профилактические обряды русского населения бассейна Ваги и Средней Двины: пространственные и временные координаты// Русский Север. СПб., 1992. С. 62-72; Дмитриева
СИ. Мировоззренческая основа народных представлений о болезнях русских европейского Севера// Российский этнограф. 1993. N3. С. 46-67; Сухарев А.В. Этнопсихотерапевтический подход к человеку в условиях кризиса его экосистемы// Мир психологии и психология в мире. NO. 1994. С. 63-71; Он же: К вопросу о роли этнических факторов в возникновении психических расстройств человека// Народы Сибири (Сибирский этнографический сборник). М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1995. С.221-225; Абрю-тина Л.И. Народы Севера России: право на здоровье.- М., 1999.; Батьянова Е.П. Из народной медицины народов Крайнего Север-Востока// Народы Российского Севера и Востока: Сибирский этнографический сборник. В. 9 М.: Старый сад, 1999; Лукьянченко Т.В. Профилактика и лечение болезней у народов Крайнего Севера европейской России (саммы и ненцы)// Народы Российского Севера и Востока. М.: Старый сад, 1999.
18. Востриков Л.А. Медицина народов Дерсу. Хабаровск, 1974; Шенгелия М.С. Из истории древнего Колхидо-иберийской медицины// Советское здравоохранение, 1975. N 11. С. 78-80; Мамбетов Г.Х., Маслов А.А. Из истории народной медицины кабардинцев и балкарцев в XIX - начале XX века// Этнография народной Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1977. С. 3-35; Старкова Н.К. Некоторые сведения о народной медицине ительменов// Этнография и фольклор народов Дальнего Востока. Владивосток, 1981. С. 263; Куникеева Л.З. Из народной медицины абазинцев// Проблемы археологии и этнографии Карачаево-Черкессии. Черкесск, 1982. С. 180-190; Калмыков И.Х. Народная медицина и религия у адыгов// Вопросы археологии и традиционной этнографии. Карачаево-Черкесск, 1987. С. 129-141; Гаер Е.А. Магическое лечение у нанайцев// Культура народов Дальнего Востока в СССР (XIX -XX вв.). Владивосток. 1987; Она же: Родильные обряды у нанайцев и ульчей// Проблемы историко-культурных связей народов Дальнего Востока. Владивосток, 1989. С. 36-40.
19. Кнельц В.Ф. Народная медицина в Удмуртии// Советское здравоохранение. 1983. N 9. С. 39-49; Гумаров В.Э. Эмпирическая физиотерапия башкир (конец XIX - начало XX вв.)// Исследования по истории этнографии Башкирии. Уфа, 1984. С. 23-29; Салмин А.К. Лечебные обряды у чувашей// Этническая культура чувашей. Чебоксары, 1990. С. 105-122; Гришина М.В. Народная медицина удмуртов (из опыта XVIII-XIX в.)// Вестник Удмуртского ун-та. Ижевск, 1992. N 6. С. 47-53; Ильина И.В. Народная медицина коми в конце XIX - первой трети XX вв. Дисс. на соиск.ученой степени канд. ист. наук. Ижевск, 1995; Никонова Л.И. Традиционные способы сохранения здоровья мордвы. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. ист. наук. М., 1993; Она же. Этномедицина финноугорских и тюркских народов Поволжья и Приура-лья в системе их жизнеобеспечения (историко-этнографическое исследование). Дисс. на соиск. ученой степени доктора ист. наук. Саранск, 2001; Мальцев Г.И.. Народная медицина коми-пермяков конца XIX - начала XX вв. (Историко-этнографический аспект). Дисс. на соиск.ученой степени канд. ист. наук. Кудымкар, 2000.
20. Харитонова В.И. Традиционная магико-медицинская практика и современное народное целительство. Статьи и материалы. М., 1995.; Она же: Заговорно-заклинательное искусство восточных славян: проблемы традиционных интерпретаций. М: ИЭА РАН, 1999. 4.1-2.
21. Гадамер. Истина и метод. Основы философской герменевтики М: Прогресс, 1988. С.56-58; Касавин И.Т. Познание в мире традиций. М.: Наука, 1990. С. 17; Русакова Т.Ф. Предрассудок как предмет философского исследования. Дисс. на соиск. уч..степ. канд.филос. наук..Л: Изд-тво Ленинградского университета 1994, С.7, 27, 37; Харитонова В.И. Указанная работа. 1999. С. 4-18.
22. Томилов Н.А. Программа сбора материалов по теме "Народные знания'7/Программы и вопросники по духовной культуре: Для участников этнографических практик. Омск, 1978. С. 3-8; Он же: Программа сбора ма-
териалов по теме "Народные знания'7/Вопросники и программы по духовной культуре: Для участников этнографических практик и экспедиций. Омск, 1990. С.4-8; Кадырова Л.М., Татауров С.Ф., Тихонов С.С., Томилов Н.А. Народные знания. Программа сбора материалов и для участников археологических и этнографических практик и экспедиций. Омск: Издание Омск, ун-та, 1997.
23. Вербицкий В.И. Алтайские инородцы. Сборник этнографических статей и изследованш алтайского миссионера В.И.Вербицкого. М.,1893. С 107; Данилин А.Г. Знахарство. Западно-Сибирские энциклопедии. Инородцы. Камлание. Кишлак. Кумыс// Уральская советская энциклопедия. М., 1932-1933. С- 12-123; Он же: Бурханизм. Горноалтайск, 1933. С. 159-178; Каруновская Л.Э. Из алтайских верований и обрядов, связанных с ребенком// Сборник Музея археологии и этнографии АН СССР. Л., 1927.С. 19-36; Она же: Представления алтайцев о вселенной (материалы по алтайскому шаманизму)// Советская этнография. 1935. N 4-5. С. 160-183; Дьяконова В.П. Религиозные культы тувинцев// Памятники культуры народов Сибири и Севера. М., 1956. С. 172-216; Насыйри К. Сайланма эсерлэр (Избранные произведения). Казань: Татгосиздат, 1959. С. 171-203; Сарыбаев Ш. К вопросу о казахских и монгольских языковых связях// Казак тЫ тарихы мен диа-лектодлогиясынын мэгнелелери. Алматы, 1960. С. 57; Орузбаев М.Н. Некоторые заметки о парных словах// Труды Института истории языка и литературы АН Киргизии, 1957, вып VIII С. 100; Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинений в 5 томах. Т.1. Алма-Ата, 1961; Вайнштейн СИ. Тувинцы-тоджинцы. Историко-этнографические очерки. М.: Наука, 1961; Он же: Тувинское шаманство. М.: Наука, 1964 (оттиск); Он же. Мир кочевников центра Азии. М.: Наука, 1991;Басилов В.Н. Культ святых в исламе. М., 1970; Он же: Избранники духов.М., 1976; Он же: Религиозные верования. Свод этнографических понятий и терминов. М.: Наука, 1993; Кармышева Дж.Х. Земледельческая обрядность у казахов// Домусульманские верования и обряды Средней Азии.
М.: Наука, 1978. с.30-35; Бутанаев В.Я. Хакасская народная медицина// Генезис и эволюция этнических культур Сибири. Новосибирск, 1986. С. 90-120; Он же: Хакасско-русский историко-этнографический словарь, 1999; Он же и Худяков Ю.С. История енисейских кыргызов. Абакан, 2000; Функ Д.А. Телеутское шаманство. М., 1997; Снесарев Г.П. Хорезмийские легенды как источник по истории религиозных культов Средней Азии. М.: Наука, 1983; Он же: Под небом Хорезма. М., 1973; Болонев Ф.Ф. О народной медицине и заговорах русского населения Забайкалья// Генезис и эволюция этнических культур Сибири. Новосибирск, 1986. С. 114-129; Лерхобоев Г.Л. Жамбалдагбаев Н.Ц. К изучению бурятской народной медицины// Современность и традиционная культура народов Бурятии. Улан-Удэ, 1983. С. 72-80; Аргынбаев.Х. Халык бшм1 хакында (О народных знаниях)// Известия академии наук Казахстана. Алма-аты, 1994. N 1. С. 21-29; Он же: Казак-тын мал шарушалыгы жайында этнографиялык очерк. (Этнографические очерки о казахской ветеринарии). Алматы, 1969.
24. Кадырова Л.М. Народные лекари у сибирских татар// Культура и интеллигенция России в эпоху модернизации (XVIII-XX вв.). Омск, 1995. T.I. С. 214-218; Она же: Нормы санитарии и гигиены в одежде тарских татар// Художественное моделирование и народные традиции. Омск, 1995. 4.1. С. 58-60; Она же: Традиционно-бытовые и профессиональные знания в медицинской практике тарских татар города и села// Проблемы культуры малых городов Сибири. Омск-Тара, 1995. С. 59-61; Она же: К изучению народных терапевтических знаний тарских татар на стыке медицины и этнографии/ Методика комплексных исследований культур и народов Западной Сибири. Томск, 1995. С. 80-81; Она же: Заболевания сибирских татар и их зависимость от традиционной пищи// Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития. Омск, 1996. С. 29-31; Она же: Использование посуды в традиционно-бытовой медицине аялынцев// Интеграция археологических и этнографических исследований. Новоси-
16 бирск-Омск, 1996. Ч. II. С. 27-30; Она же: К вопросу об изучении духовной
культуры сибирских татар Омской области XIX - XX вв.// Второй международный конгресс этнографов и антропологов. Уфа, 1997. Ч. 2. С. 72-73; Она же: К вопросу об исследовании народных знаний городских татар Омского Прииртышья (вторая половина XIX-XX в.)// Проблемы культуры городов России. Ишим-Омск, 1997. С. 88-89; Она же: К проблеме отражения религиозного синкретизма в народных знаниях сибирско-татарского населения// Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития. Омск, 1998. С. 189-1913; Она же. Рациональные народные медицинские знания тарских татар Омской области// Вестник Омского университета. Специальный выпуск. Омск, 1997. Выпуск 3. - С. 33-34; Она же: К вопросу о народных зоологических и ботанических знаниях сибирских татар// Словцовские чтения - 96. Тюмень, 1997. - С. 123-124; Она же: Народное понимание причин заболеваний у тарских татар// История и культура Сибири. Омск, 1996. С. 35-37; Она же: К проблеме исследования народной ветеринарии татар Омского Прииртышья// Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития. Омск, 1998. С. 191-194; Она же: Об исследованиии флористических знаний сибирских татар// Музей и общество на пороге XXI века. Омск, 1998. 51-52 и др.
ГЛАВА 1. СРЕДА ОБИТАНИЯ И УСЛОВИЯ ЖИЗНИ. РАЗВИТИЕ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ.
§1. Среда обитания.
Курдакско-саргатские и тарские татары (две из пяти групп тоболо-иртышских татар) проживали в конце XIX - XX вв. в Среднем Прииртышье и в бассейне реки Тары1. Их говоры относятся к тоболо-иртышскому диалекту2 и являются основными показателями, дифференцирующими эти группы3.
Группа курдакско-саргатских татар сформировалась из «родопле-менных подразделений, известных в позднезолотоордынский период: кур-дак (куртак), саргат, отуз-татар, тав, карагай», а тарские татары - из двух племенных групп: туралы и аялы4. Их основными занятиями были скотоводство, рыболовство, охота, земледелие, огородничество, торговля, сбор ягод, трав5. Территория расселения с конца XIX в., когда на севере Омского Прииртышья существовали Коурдакская, Саргатская и Тавско-Утузская волости (ныне это территории Тевризского и Усть-Ишимского районов Омской области), не изменилась6. Их численность с конца XIX в. до 1950-х гг. увеличилась от 4388 до 7606 человек. Тарские татары жили южнее в Ая-лынской и Бухарской волостях (территории современных Большереченско-го, Муромцевского и Тарского районов Омской области). Их численность с конца XIX в. до 1950-х гг. выросла от 3978 до 9000 человек7. Это объясняется как естественным приростом, так и ассимиляцией других этнических групп населения. В XIII-XIX вв. сибирские татары ассимилировали "пришлых" поволжско-приуральских татар, бухарцев, представителей иных этнических групп, вследствие чего в сфере народной культуры татар появились существенные заимствования8.
В литературе по сибирским татарам до сих пор нет единства в названиях групп. Так, казанские авторы именуют тарскими всех татар Сред-
Список литературы
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно
23705.doc
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
29.04.24
Результаты оценки психологических детерминант гражданской идентичности учащихся старших классов
29.04.24
Программа формирования гражданской идентичности старшеклассников
29.04.24
Психологические основания для разработки программы формирования гражданской идентичности старшеклассников
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.