У нас уже
21989
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Диаспорные общины Приморского края формирование, развитие, этнокультурный облик
Количество страниц
215
ВУЗ
МГИУ
Год сдачи
215
Бесплатно Скачать
23736.doc
Содержание
Содержание
Оглавление
Введение...3
Глава I. Диаспора как объект исследования...32
Глава II. Формирование и развитие диаспорных общин на территории
Приморского края (вторая половина XIX в.- 1922 г.)...46
§1. Особенности формирования, правовое и политическое положение еврейских, немецких и корейских общин в дореволюционный
период...46
§2. Условия жизнедеятельности общин и их влияние на социально-экономическое и культурное развитие региона...63
§3. Этнические общины Приморья в период от распада Российской империи
до образования СССР...87
Глава III. Эволюция диаспорных общин как этносоциальных образований в
советский период (середина 1920-х — конец 1980-х гг.)...109
§1. Национальная политика Советского государства и этнические
меньшинства...109
§2. Этнокультурные процессы в общинах Приморского края...124
Глава IV. Диаспорные общины Приморского края в условиях
реформирования российской государственности (1991—2002гг.)...138
§1. Государственная и региональная политика в отношении этнических
меньшинств в современных условиях...138
§2. Институционализация диаспорного образа жизни на территории
Приморского края...149
§3. Современное состояние и этнокультурный облик еврейских, немецких и
корейских общин...162
Заключение...185
Список источников и литературы...190
Приложение...215
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена парадоксальностью сложившейся ситуации, когда при росте интегративных тенденций, размывании этнических границ, унификации экономической, культурной жизни общества наблюдается устойчивый встречный процесс - активизация этнического самосознания, как формы сохранения самобытности, стремление к этнической самореализации в противовес интернационализации экономических и духовных отношений. В этих условиях наиболее оптимальную модель развития межэтнических отношений демонстрируют представители диаспор. Оказавшись по разным причинам в иной политической, экономической и культурной среде на правах этнического меньшинства, они накопили богатый опыт этнической консолидации и этнокультурного взаимодействия.
Рост общественного и научного интереса к самому явлению диаспора, проблемам диаспорного образа жизни в немалой степени вызван распадом СССР, в результате чего на постсоветском пространстве образовались многочисленные диаспоры. В то же время увеличение знаний об объекте, пространственное движение термина и его переход в другие отрасли знания и бытовую лексику позволил относить к данному явлению схожие сюжеты.
В этой ситуации, как перед научным сообществом, так и перед самими диаспорами возникла необходимость осмысления их роли и места в принимающем социуме, что возможно с помощью анализа национальной политики и регионального опыта жизнедеятельности диаспорных общин, выявления основных тенденций их формирования и развития, особенностей этнокультурного облика. Безусловный интерес в этом отношении представляют диаспорные общины евреев, немцев и корейцев Приморского края, которым посвящено настоящее исследование.
Степень изученности проблемы. Долгие годы анклавное существование этнических групп рассматривалось чаще всего в рамках ^этносоциологии. Наибольшее внимание уделялось анализу этнических процессов и
взаимовлиянию культур, а также профессиональным, демографическим, лингвистическим, психологическим, культурным аспектам жизнедеятельности этнодисперсных групп в крупных городах СССР1.
Интерес российских исследователей к изучению диаспор обострился в результате политических перемен в жизни общества, активизации этнического/ самосознания. Появляется большое число разноплановых работ, в которых ) предметом исследования становится феномен диаспоры, предпринимаются попытки определения термина, способного вместить всю многогранность явления . Мнение авторов сводится к тому, что диаспора является целостным социальным организмом, направленным на адаптацию этнического меньшинства в принимающем социуме с сохранением им этноконсолидирующих и этнодифференцирующих характеристик. Большинство работ носит исторический или политологический характер, однако в них не анализируются особенности диаспорного образа жизни интересующих нас народов на территории дальневосточного региона.
Отчасти восполнить этот пробел помогают работы, посвященные истории и этнографии евреев, немцев и корейцев.
Евреи. В историографии истории и этнографии евреев в России можно выделить два взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга направления: «еврейскую историю в России» и «русскую историю еврейства». По мнению Д. Эльяшевича к работам первого направления относятся исследования внутренней истории и этнографии российского еврейства, история иудаизма и духовных течений, история еврейских политических движений, еврейской науки и культуры в России. Второе включает в себя, прежде всего, историю русского законодательства о евреях, историю взаимоотношений государства и еврейского населения, русского общества и евреев, историю антисемитизма3.
Основоположниками «еврейской истории в России» можно считать СМ. Дубнова и Ю.И. Гессена4. Помимо них к внутренней истории евреев обращалось немало дореволюционных исследователей, философов, политиков, писателей, публицистов. Большинство исследований носит узкий временной
или тематический характер и рассматривает историю евреев в черте оседлости, что вполне естественно, поскольку именно там концентрировалась культурная, а затем общественно-политическая жизнь еврейской диаспоры. И хотя ко второй половине XIX в. на территории Сибири и Дальнего Востока сформировались немногочисленные еврейские общины, их этнография и история не стала объектом серьезных научных исследований. Лишь в 1911 г. в Санкт-Петербурге была опубликована брошюра Ю. Островского «Сибирские евреи», в которой затрагивается история образования еврейских общин в Сибири5. Автор показал, что по своему образу жизни, правовому, социальному и экономическому положению, культурно-психологическому типу сибирские евреи заметно отличались от евреев европейской части России и черты оседлости. Данное наблюдение можно отнести и к евреям — дальневосточникам. К началу XX в. они являлись важной частью населения региона, органично интегрировались в принимающее общество и имели равные с иноэтничным окружением экономические возможности. В целом можно констатировать, что в дореволюционный период исследователи обошли еврейское население Дальнего Востока стороной.
Не изменилась ситуация и после 1917 г. Долгие годы о существовании евреев на Дальнем Востоке вообще не упоминалось. Исключение составляют евреи в Биробиджане, однако анализ данной темы не входит в задачи автора.
Лишь в конце XX в. появился интерес к евреям на Дальнем Востоке. Наиболее крупным исследованием является монография В.В. Романовой6. Автор, рассматривая историю формирования и правовой статус еврейской диаспоры на Дальнем Востоке во второй половине XIX - первой четверти XX вв., впервые ввела в научный оборот материалы зарубежных и отечественных архивов, освещающих правовое положение и отдельные аспекты жизнедеятельности евреев - дальневосточников. Исследовательница пришла к выводу, что несмотря на оторванность от сложившихся культурных и общественно-политических центров российского еврейства, евреи -дальневосточники сохраняли собственную этноконфессиональную
самоидентификацию: они организовывали иудейские общины, строили молитвенные дома, учили детей Торе и традициям. В работе В.В. Романовой нашла отражение и этнополитическая активность еврейских общин Дальнего Востока в период 1917 - 1922 гг., показано их участие в реализации права на национально-культурную автономию, провозглашенное правительством Дальневосточной республики.
Помимо В.В. Романовой к истории евреев в Приморье в 1917 - 1922 гг. обратилась Е.Н. Чернолуцкая7. Используя архивные материалы, ей удалось воссоздать два ярких эпизода из жизни еврейской диаспоры: празднование сионистами недели «Геуло» во Владивостоке в 1920 г.8 и историю закрытия синагоги во Владивостоке в начале 1930-х гг.9
К отдельным аспектам истории и культуры евреев в Приморском крае обращались участники конференций «История еврейских общин Сибири и Дальнего Востока»10, а также авторы сборника статей, изданного по инициативе Еврейского религиозно-культурного общинного центра г. Владивостока . Сборник носит публицистический характер. В нем подчеркивается роль евреев во многих сферах жизни приморского общества, демонстрируется интерес к собственной региональной истории. Большинство публикаций этих изданий, посвящено дореволюционным сюжетам.
Русская история евреев представлена работами, анализирующими их правовое положение и статус. Большинство работ также посвящено правовому положению евреев в черте оседлости12. В начале XX в. объектом внимания стали евреи в Сибири. Г.А. Белковский проанализировал российское законодательство о евреях в Сибири, нормы, регулирующие их проживание на Дальнем Востоке, выявил их противоречивый характер. Наряду с этим автор коротко остановился на особенностях экономической деятельности евреев и их культурно-психологическом статусе13. Проблема правового положения евреев в Сибири привлекла внимание Ю. Гессена14. Все эти работы, посвящены дореволюционному периоду еврейской истории. Что касается последующих десятилетий, то вплоть до начала 1990-х гг. данная тема не получила своего
анализа. Лишь после изменения политических условий в стране юридический статус евреев в Российской империи вновь стал объектом исследования отечественных историков, как и прежде, исследователи чаще всего обращались к евреям черты оседлости.
История взаимоотношений евреев с властными структурами дальневосточного региона также нашла свое отражение в исследованиях В.В. Романовой15, которые можно сегодня считать единственными комплексными исследованиями, посвященными еврейской диаспоре на Дальнем Востоке России в период со второй половины XIX в. и до 20-х гг. XX в.
Следует отметить, что анализ жизнедеятельности евреев на Дальнем Востоке является наиболее сложным по причине ограниченности источниковой базы: не сохранились архивы дальневосточных общин, возможно по причине их полного отсутствия, ушло поколение носителей истории местного еврейства. Данная тенденция нашла свое отражение в отечественной историографии: историкам удалось в какой-то мере осветить отдельные аспекты жизни еврейской диаспоры в Приморье, а этнографы вообще обошли этот вопрос своим вниманием.
Существенную помощь автору при подготовке диссертационного исследования оказали работы по этнографии и истории евреев в других регионах России. Они содержат глубокий аналитический и фактический материал, выявляют ряд общих закономерностей в жизнедеятельности еврейской диаспоры в России16, описывают современные этнокультурные и этноконфессиональные проблемы российских евреев17.
Немцы. Вплоть до 1990-х гг. исследований, посвященных немецкой г* диаспоре на Дальнем Востоке, создано не было, тема освещалась в^ общероссийском контексте. Основным объектом внимания и в дореволюционный и в советский период отечественной историографии являлся иностранный, в т.ч. немецкий, капитал как важная составляющая экономики региона18.
Среди последних по времени работ на эту тему следует отметить диссертацию Е.Г. Молчановой19. Автор сделала акцент на одной из составляющих немецкой диаспорной общины, немцах - предпринимателях, проанализировала региональные черты немецкого предпринимательства и его роль в экономике региона в дореволюционный период. В работе подчеркивается, что присутствие немцев в управленческих структурах Российской империи создавало возможности для лоббирования интересов немцев - предпринимателей.
Большую информативную ценность представляет и работа Л. Деега о деятельности немецкой торговой фирмы «Кунст и Альберс» на Дальнем Востоке России20. Описывая экономическую историю известного торгового дома, автор затрагивает внутренний уклад жизни немецких служащих, указывает на их корпоративность и стремление сохранить основные этнодифференцирующие характеристики в сочетании с адаптивностью ее членов к инокультурной среде.
В поле зрения исследователей в последние годы попадает деятельность отдельных представителей немецкой диаспоры на Дальнем Востоке21, евангелическо-лютеранской церкви, консолидирующей значительную часть немецкой диаспоры в дореволюционный период22, жизнедеятельность немцев в годы первой мировой войны23.
Этнографических_работонемцах - дальневосточниках за все эти годы не создано. Причина, скорее всего, в том что, они являлись немногочисленным преимущественно городским населением. К тому же, доктринальные установки национальной политики Советского государства исключали необходимость исследований этносоциальных компонентов некоренных народов России.
В связи с этим изучение этнокультурного облика немецких диаспорных общин в регионе было бы не возможным без привлечения научно-исследовательской литературы, освящающей аналогичные процессы в других регионах России. Наиболее существенную помощь автору оказали работы, рассматривающие становление немецкой диаспоры в России , ее
жизнедеятельность5, а также анализирующие этнополитические и миграционные процессы среди российских немцев26. Учитывая, что в результате депортации и внутренних миграций в Западной Сибири образовалась наиболее крупная территориальная группа немцев автор в качестве сравнительного этнографического материала привлекала работы сибирских исследователей . Однако в отличие от сибирской группы, немцы — дальневосточники проживают дисперсно и являются преимущественно городским населением, в силу этого им было сложнее сохранить традиционные элементы материальной и духовной культуры, языковые диалекты, они более ассимилированы и практически полностью растворены в принимающем социуме. В то же время частичное сохранение немецко-русского двуязычия, распространение национально-смешанных браков, унификация культурно-бытовой среды, с одной стороны, и рост этнического самосознания, с другой, являются характерной чертой для всей немецкой диаспоры в России.
Корейцы. Дореволюционные исследования содержат значительный историко-этнографический материал по корейской диаспоре. Научная ценность этих работ чрезвычайно высока, поскольку они содержат статистический и фактический материал, анализ формирования корейского населения в России, описывают правовое положение корейцев. В целом написаны они правдиво и искренне непосредственными участниками или свидетелями описываемых событий и позволяют воспроизвести многие детали жизнедеятельности корейской диаспоры в тот период. Наибольшую ценность для автора представляют работы В.Д. Песоцкого28, В.В. Граве29, А. Меньшикова , В.П. Врадия31, М.И. Венюкова32, А. Рагозы33, П.Ф. Унтербергера34, Н.М. Пржевальского35, рассматривающие быт и особенности корейских поселений, проблемы адаптации корейцев в российское общество.
Не менее значительный, интерес к корейским переселенцам проявлялся и в первые годы советской власти. Продолжавшаяся миграция корейцев на Дальний Восток и связанные с этим социально-экономические и политические трудности сделали корейское население объектом внимания ряда
исследователей. Анализировались особенности жизнедеятельности и сельскохозяйственная специализация корейцев, их участие в антияпонской борьбе за независимость Кореи и установление Советской власти в России, процесс ликвидации неграмотности36. Работы носили описательный характер и не рассматривали данные сюжеты в качестве составляющих диаспорного образа жизни.
После депортации корейского населения в 1937 г. данная тема перестала быть предметом исследований. Аналогичная ситуация прослеживается при анализе историографии многих российских народов.
В период хрущевской «оттепели» интерес к так называемым национальным группам в СССР заметно повышается. Сказались процессы демократизации общественной жизни, характерные для второй половины 1950-х - начала 1960-х гг., начавшийся процесс постепенной реабилитации репрессированных народов.
В 1965 г. была опубликована монография Ким Сын Хва по истории российских корейцев37. В монографии рассматривается история формирования корейского населения, анализируется антияпонское движение корейцев в Приморье, их участие в борьбе за установление Советской власти на Дальнем Востоке, вклад корейского населения в строительство социализма. Несмотря на идеологический отпечаток советского времени, эта работа по праву может считаться первым специализированным исследованием по корейской диаспоре в России.
Анализ корейской иммиграции на Дальний Восток России был продолжен в исследованиях 1980-х - начала 1990-х гг. В.М. Кабузан, рассматривая становление демографической структуры населения дальневосточного региона в дореволюционный период, обобщил статистику не только русского, но и корейского населения региона, показал динамику и особенности корейской миграции на различных этапах38. Значительную роль выходцев из Кореи в колонизации Дальнего Востока отметил Л. Л. Рыбаковский39. Высокий удельный вес корейцев в дореволюционной структуре
населения региона, их значительный вклад в его колонизацию подчеркнут в «Истории Дальнего Востока СССР в эпоху феодализма и капитализма»40. Перечисленные работы позволяют воссоздать общую картину развития региона в дореволюционный период.
Новый всплеск интереса к российским корейцам наблюдается в последние годы: из печати выходят монографии41, сборники статей, отдельные публикации. Из этих работ особое внимание привлекают монографии А.И. Петрова, посвященные истории формирования корейской диаспоры на Дальнем Востоке России в дореволюционный период42. Их достоинством является анализ дореволюционной истории корейского населения в регионе через призму его диаспорных характеристик. Автор показал роль исторической и принимающей родин в становлении корейской диаспоры в России, подробно проанализировал процесс адаптации корейцев к новой социокультурной среде, показал их стремление сохранить свои этнокультурные черты, внести определенный вклад в борьбу корейского народа за освобождение своей исторической родины от японской оккупации.
Комплексную характеристику состава и жизнедеятельности иностранного населения дальневосточных городов во второй половине XIX - начале XX вв. дала в своем диссертационном исследовании Т.З. Позняк43. Она исследовала иммиграцию и адаптацию иностранцев — европейцев, американцев и выходцев из сопредельных стран Азиатско-Тихоокеанского региона, затрагивая только городское население региона.
Внимание современных исследователей сосредоточено в основном на традиционных проблемах формирования и жизнедеятельности корейской диаспоры во второй половине XIX в. — 1930-х гг., однако появились и новые аспекты. Рассматривается, например, миссионерская деятельность Русской Православной церкви среди корейских переселенцев в дореволюционный период, роль православия в адаптации корейских мигрантов44. Интересный аспект этой проблемы — экономическую заинтересованность перехода корейцев в православие - подметил А.В. Алепко: как только были введены ограничения
на использование корейской рабочей силы, повлекшие за собой снижение мотивации к переходу в российское подданство, начался процесс обращения корейцев американскими миссионерами в пресвитерианство. Автор отметил и политическую направленность американской духовной миссии в среде корейских переселенцев во Владивостоке, целью которой была подготовка почвы для усиления влияния США на Корейском полуострове45. Деятельность методистких и пресвитерианских церквей среди корейцев также освещалась в работах И.К. Капран46, И.К. Толстяковой47, Чой Нам Сика48.
Подвергается новому осмыслению участие корейцев в сельскохозяйственной колонизации юга Дальнего Востока. И.К. Авилова проведя этнографический анализ этого явления, определила его как классический тип хозяйственной земледельческой колонизации, для которой было свойственно стремление прочно осесть на земле, образование компактных моноэтнических поселений, сохранение своей традиционной культуры, образа жизни и этнического самосознания49. Автор отметила высокую адаптивность корейцев к экологической нише региона, чему в немалой степени способствовало сходство природно-климатических условий Приморья и Кореи. Эту же черту отметил и А.И. Петров, указав на то, что основные проблемы адаптации корейских мигрантов касались социально-политической сферы и заключались в овладении ими языка принимающей страны, и выражении своей позиции к общегосударственной религии, православию, знании законов нового государства50.
Описанию сельскохозяйственного быта, технологиям обработки земли, социальным организациям у российских корейцев посвящена монография Г.Н. Ли. Хотя работа носит публицистический характер, на ее страницах содержится обширный этнографический материал, позволяющий воссоздать условия землеустройства корейских переселенцев на территории Приморья в различные исторические периоды. Автор подробно рассматривает общинную организацию труда, «гобонди», у российских корейцев, возникшую в годы депортации под влиянием традиции объединения для выполнения отдельных видов работ или
проведения каких-либо мероприятий, касающихся отдельных людей или семьи. На конкретных примерах показана консолидирующая роль системы «гобонди» среди российских корейцев51.
Еще одним новым направлением в отечественной историографии истории корейцев в России стал анализ депортации корейского населения52.
Небольшой пласт составляют публикации, освещающие современное положение корейской диаспоры в России и на Дальнем Востоке53.
Помимо публикаций, рассматривающих отдельные аспекты истории еврейской, немецкой и корейской диаспор в России появился ряд комплексных работ. Так, в коллективной монографии «Этномиграционные процессы в Приморье в XX веке», представлен ретроспективный анализ этнических миграций через призму миграционной и социальной политики России и механизма ее реализации в регионе54. Большое внимание уделено корейской диаспоре, проблемам ее формирования и социально-экономической адаптации, рассмотрены аналогичные процессы у евреев и немцев. Авторы впервые затронули роль современных этнокультурных институтов в сохранении этнической идентичности, формирование этнической элиты и ее роль в консолидации этноса, взаимодействие представителей диаспор с органами власти.
Параллельно с перечисленными работами существует пласт публикаций, освещающих динамику этнических и этнокультурных процессов на территории России55, особенности национальной политики государства в различные периоды российской истории5 . Данные работы позволяют выявить общие тенденции, на основе которых возможно проследить региональные особенности жизнедеятельности еврейских, немецких и корейских диаспорных групп, обусловленные социально-экономической и культурной спецификой региона.
Таким образом, отечественной историографией накоплен значительный материал, позволяющий проследить формирование еврейских, немецких и корейских диаспорных групп на территории Приморья. Вместе с тем, следует отметить, неравномерность изучения интересующих нас народов: более полно
изучено корейское население на Дальнем Востоке, тогда как история приморских евреев и немцев освящена весьма фрагментарно. Кроме того, большинство работ посвящено дореволюционному периоду или отдельным сюжетам в первые годы Советской власти. Большинство существующих публикаций не рассматривает евреев, немцев и корейцев с точки зрения диаспорных характеристик. В частности, отсутствует анализ влияния национальной политики государства на формирование, развитие и этнокультурный облик интересующих нас диаспорных общин, не проанализированы процессы взаимодействия диаспорных групп с принимающим большинством, самоорганизация этносов с целью сохранения этнодифференцирующих качеств. Именно на этих аспектах проблемы и концентрируется внимание в диссертационном исследовании.
Целью настоящего исследования является комплексное изучение этнополитических, историко-культурных, этнографических особенностей формирования и развития диаспорных групп на территории Приморского края, определение их статуса, роли и места в структуре дальневосточного социума.
Поставленная цель предполагает решение ряда задач:
1. Проследить особенности формирования, правовое и политическое положение еврейской, немецкой, корейской общин на территории Приморского края в различные периоды российской истории;
2. Выявить влияние диаспор на социально-экономическое и культурное' своеобразие региона;
3. Определить влияние национальной политики государства на этнокультурное развитие диаспорных групп в различные периоды российской истории;
4. Рассмотреть и проанализировать современные формы этнокультурного развития диаспорных общин, способствующие сохранению национально-культурной самобытности и внутреннего самоопределения диаспор.
Объектом исследования является этническая история и современное состояние еврейской, немецкой и корейской диаспор в одном из регионов
российского Дальнего Востока. Выбор в качестве объекта исследования этих диаспорных групп не случаен. Во-первых, все три диаспоры можно отнести к категории классических. Они имеют свои исторические центры за пределами Российской Федерации, что в современных условиях делает их важной составляющей международной жизни, а в случае конфликтов - заложниками национально-дискриминационной политики принимающей стороны. Во-вторых, поддержка исторических центров сделала эти группы реальной политической силой, способной влиять на дальнейшее развитие территорий их проживания. В-третьих, формирование всех трех диаспорных групп в Приморье проходило практически одновременно. Начиная со второй половины XIX в. и до настоящего времени они находятся в структуре дальневосточного социума. В силу этого исторический опыт развития трех названных групп представляет особый интерес, поскольку наиболее ярко демонстрирует формы межэтнического взаимодействия, тенденции консолидации и ассимиляции внутри самого этноса.
Предметом исследования являются общие и отличительные черты жизнедеятельности трех диаспорных групп на территории Приморья.
Научная новизна исследования заключается в комплексном междисциплинарном подходе к рассматриваемой теме. На основе широкого круга источников проведен анализ этнической истории и современного положения трех различных по происхождению и культуре диаспор на протяжении ста пятидесяти лет российской истории в одном из регионов Дальнего Востока. Такой подход позволяет выявить независимые от этнополитических и этнокультурных особенностей общие черты, характерные для многих российских диаспорных групп.
В работе проанализировано влияние национальной политики принимающего государства на эволюцию диаспорных общин, как этносоциальных образований.
Показан современный процесс институционализации диаспорного образа жизни в следствие изменения государственной и региональной политики в отношении этнических меньшинств.
Рассмотрены современные формы этнокультурного развития еврейских, немецких и корейских общин, способствующие сохранению национально-культурной самобытности и внутреннему самоопределению диаспор.
Новизна исследования также определяется вводимым в научный оборот комплексом разноплановых источников, включающих материалы этносоциологического опроса, проводившегося совместно с Центром изучения социальной истории и политики ИИАЭ ДВО РАН в 2001 г., характеризующие половозрастной, семейный, образовательный, социальный состав современных корейских и немецких диаспорных общин.
Методология исследования основана на междисциплинарном подходе к осмыслению этнической истории еврейской, немецкой и корейской диаспор, что позволяет проследить динамику этносоциальных процессов в иноэтничной среде, закономерности и особенности формирования их этнокультурного облика, диаспорного образа жизни.
Ведущую роль в выполненной работе занимает принцип историзма, позволяющий рассмотреть этническую историю диаспорных общин в их конкретно-исторической обусловленности и развитии, а также сравнительно-исторический метод, посредством которого возможно выявить общее и особенное в развитии диаспорных общин, а также причины этих сходств и различий.
Работа строится на основе компонентного анализа еврейских, немецких, корейских диаспорных общин, что позволило выделить демографический, социальный, экономический, языковой, психологический компоненты изучаемого динамического явления, а также проанализировать отдельные составляющие их соционормативной культуры.
В работе широко использовались также проблемно-хронологический метод и методы полевой этнографии.
17 В течение 1999 - 2002 гг. автор вела включенное наблюдение за
деятельностью немецких, корейских и еврейских национально-культурных организаций, расположенных на территории Приморского края. Для сбора первичной информации наряду с наблюдением и анализом текущих архивов этнокультурных объединений широко использовались методы интервью для углубленного изучения психологических и этнокультурных установок представителей диаспорных общин.
Совместно с Центром изучения социальной истории и политики ИИАЭ ДВО РАН в 2001 г. проводился этносоциологический опрос в форме анкетирования. Объектом изучения стали этнические общины интересующих нас народов в Приморском крае. Целью исследования являлось изучение современных этносоциальных и этнокультурных характеристик у членов немецких и корейских диаспорных общин. Представители еврейских общин от участия в опросе отказались.
Генеральная совокупность немцев на территории Приморья по данным переписи 1989 г. составляла 4194^ человека, корейцев - 8454. Массовая иммиграция последних из республик Средней Азии и Казахстана увеличила число корейского населения. Причем в зависимости от источников эта цифра колеблется от 15 до 30 тыс. Объем выборочной совокупности определялся условиями и возможностями исследования и составил около 1% от генеральной. Отсутствие достоверной информации о демографической структуре населения не позволило применить квотную выборку, поэтому использовался метод случайного отбора по имеющимся в национально-культурных объединениях спискам. Полученные таким образом данные можно экстраполировать на генеральную совокупность с точностью ± от 2,6 до 9,4 %.
Территориальные рамки исследования охватывают современные границы Приморского края с учетом исторических изменений административно-территориального деления региона. С 1856 по 1920 гг. территория Приморья находилась в составе Приморской области Восточно-Сибирского, а затем Приамурского генерал-губернаторства; в 1920 — 1926 гг.
Список литературы
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно
23736.doc
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
01.06.25
Языковая репрезентация основания оценки
01.06.25
Языковая репрезентация характера оценки
01.06.25
Эксплицитные и имплицитные средства выражения оценки
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2024. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.