У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Мордовское население Башкирского Приуралья историко-этнологическое исследование
Количество страниц 439
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23767.doc 
Содержание Содержание

ВВЕДЕНИЕ...4

Глава I. История этнотерриториальной группы мордвы Башкирского Приуралья...19

1.1. Основные этапы формирования и исторического развития мордовского народа с древнейших времен до XVIII в...19

1.2. Формирование этнотерриториальной группы мордвы Башкирского Приуралья в XVIII-начале XX вв...39

1.3. Мордва Башкортостана в XX в. (1917 - начало 1990-х гг.):

основные этнодемографические характеристики...88

Глава П. Этническая культура приуральской мордвы:

ретроспектива и современность...120

2.1. Материальная и духовная культура мордовского населения Башкирского Приуралья в XVIII--XXвв...120

2.2. Количественный анализ современного состояния этнической культуры мордвы Башкортостана:

степень сохранения и сфера бытования традиционных элементов...163

Глава III. Мордовское население Башкортостана:

современные этносоциальные и этнокультурные процессы...198

3.1. Общая характеристика социально-демографических процессов...198

3.2. Современное мордовское население Башкортостана

в межэтнических взаимодействиях...220

3.3. Современные этноязыковые процессы

в среде мордовского населения Башкортостана...254

3.4. Особенности этнического самосознания

современного мордовского населения Башкортостана...293

Заключение...320

Список источников и литературы...327

Приложение (том II)...345

Приложение- 1: Список обследованных населенных пунктов... 347

Приложение - 2: Фотоматериалы... 348

Приложение — 3: Историко-этнографический вопросник... 362

Приложение — 4: Этносоциологический вопросник... 379

Приложение - 5: Таблицы результатов этносоциологического

исследования... 395

Приложение - 6: Список основных информаторов... 439

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. На современном этапе развития этнографической науки одной из актуальных задач является изучение сравнительно малочисленных подразделений этноса, находящихся, как правило, в иноэтничной среде. Подобные общности формируются исторически в результате отрыва, в силу разных причин от материнского этноса.

Одним из регионов нашей страны, где происходило формирование таких общностей, является Урало-Поволжье (Волго-Уральская историко-этно-графическая область, Волго-Уральский историко-культурный регион). В этом регионе масштабные миграции в течение столетий, контакты и взаимодействия различных этнокультурных потоков привели к образованию множества периферийных групп, прошедших в отрыве или в отдалении от материнского этноса специфический путь развития.

Составной частью Волго-Уральской ИЭО является Башкортостан (Башкирское Приуралье), который всегда, в силу своего географического положения и ряда исторических причин был полиэтничным регионом. На протяжении многих столетий его территория была зоной формирования, рассе- ления, а также многочисленных миграций различных этносов. После присоединения Башкортостана к Российскому государству (вторая половина XVI — начало XVII вв.) тенденции его исторической полиэтничности в силу особых условий социально-политического развития только укрепились. На данной территории представлены практически все народы Урало-Поволжья, а также народы и этнические общности, основные массивы которых исторически сложились вне пределов Волго-Уральской историко-этнографической области. В современном Башкортостане по разным данным проживает свыше 100 национальностей. Наиболее многочисленны группы тюркских, восточнославянских и финно-угорских народов. К числу последних относится и мордва.

Мордва является самым крупным финно-угорским этносом Урало-По- волжья. По данным переписи 2002 г. в Российской Федерации мордвы насчитывалось 843 350 чел. Эта же перепись показала дисперсный характер расселения мордвы. Так, в самой Мордовии проживало 283 861 чел. - примерно треть от общего количества. При этом география расселения остальной части мордовского народа довольно широка (от Калининградской области до Сахалина). Подобный характер расселения обусловлен, по мнению исследователей, ходом исторического развития и рядом объективных причин.1 Небольшая часть мордвы живет и в Башкортостане — 26 020 чел. — по данным переписи 2002 г.

Мордовское население Башкортостана, по принятому в этнографической литературе определению, относится к заволжской группе этого народа. Переселение мордвы в Заволжье началось в XVII веке. Оно усилилось в следующем столетии, после сооружения Новозакамской пограничной линии и строительства крепостей между Самарой и Оренбургом. Р.Г. Кузеев считает возможным выделение мордвы Башкортостана в отдельную приуральскую группу, которая является составной частью заволжской мордвы.2 Данная группа сложилась в результате переселения мордвы со своей исторической территории, располагавшейся в то время на землях Пензенской, Нижегородской, Тамбовской и Симбирской губерний.

Таким образом, мордва Башкортостана (Башкирского Приуралья) является одной из периферийных групп мордовского народа, сложившейся и проживающей вдали от материнского этноса. По нашему мнению, по отношению к мордве Башкортостана наиболее оправдано применение термина «этнотерриториальная группа» - то есть периферийная группа этноса, сложившаяся вне исторической территории формирования и расселения, но сохраняющая ощущение принадлежности к нему.

1 Мордва Заволжья. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1994, с. 3.

2 Кузеев Р.Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала. Этногенетический взгляд на историю. - М.: Наука, 1992, с. 259.

В современной этнологии разработаны развернутые системы этниче- ской таксономии. Наиболее часто употребляемые понятия (то есть некие базовые единицы) в этих разработках: «этнографические группы» и «этнические группы».3 Мордовское население Башкирского Приуралья (приуральская мордва) относится к последним. Однако, термин «этническая группа» в настоящее время может употребляться (особенно в СМИ) в самых разных значениях, даже по отношению к отдельным малочисленным народам, поэтому, чтобы быть более точными мы используем термин «этнотерритори-альная группа».

Во второй половине XX в. в Башкортостане развернулись исследования этнической истории, языка, материальной и духовной культуры почти всех народов края. Были проведены исследования, посвященные башкирам,4 а также татарам,5 чувашам,6 тептярям,7 этнографическим группам русских,8 украинцам,9 удмуртам.10 Реконструированы этногенетические процессы в рамках всего Урало-Поволжья - Волго-Уральской ИЭО,11 обосновано понимание

3 См. об этом: Кузеев Р.Г. Указ. соч.; Этнос и его подразделения. Ч. 1 - 2. М., 1992.

4 Кузеев Р.Г. Очерки исторической этнографии башкир. Уфа, 1957. Ч. I. Он же Происхождение башкирского народа. - М.: Наука, 1974. Он оке Историческая этнография башкирского народа. Уфа, 1978 и др. его работы. Янгузин Р.З. Традиционный хозяйственный уклад башкир прошлого столетия (до 60-гг.). Уфа, 1979. Он же Социальная структура башкирского общества в XVIII - XIX вв. Уфа, 1987. Он же Хозяйство башкир дореволюционной России. Уфа, 1989 и др. его работы. Бикбулатов Н.В. Башкирский аул. Уфа, 1969. Он оке Башкирская система родства. - М.: Наука, 1981 и др. его работы. Шитова СИ. Традиционные поселения и жилища башкир. - М.: Наука, 1984. Она оке Башкирская народная одежда. - Уфа: Китап, 1995 и др.ее работы. Киекбаев М.Дж. Башкиры в городах Башкортостана (опыт историко-этнологического и социологического исследования). - Уфа: РУНМЦ, 1998. См. так же работы других авторов.

5 Давлетшина З.М. Татарское население Башкортостана: этнодемографическое исследование. - Уфа: Гилем, 2001. Габдрафиков ИМ. Хозяйственная жизнь и социально-культурные ориентации современной сельской семьи (на примере татар северо-западного Башкортостана). Диссертация ...канд. ист. наук. На правах рукописи. Уфа, 1995.

6 Петров И.Г. Сельское чувашское население Башкирского Приуралья: современные этнокультурные процессы. Диссертация ... канд. ист. наук. На правах рукописи. Уфа, 1993. Он оке Чуваши Башкортостана: Популярный очерк этнической истории и традиционной культуры. Уфа, 1994.

7 Якупов Р.И. Тептяри. Этносоциальный феномен и научная проблема. Уфа: Гилем, 1998. Он оке Тептяри: историко-этнологические очерки. К проблеме генезиса этничности. - М.: Старый сад, 2001.

8 Даншко Е.С. Старообрядчество на Южном Урале: Очерки истории и традиционной культуры. - Уфа: Гилем, 2002. Кучумов КВ. Русское горнозаводское население Южного Урала XIX - начала XX вв. Диссертация ... канд. ист. наук. На правах рукописи. Уфа, 1997. См. так же работы других авторов.

9 Бабенко В.Я. Украинцы в Башкирской ССР: Поведение малой этнической группы в полиэтничной среде. Уфа, 1992. См. так же работы других авторов.

10 Мшнияхметова Т.Г. Календарные обряды закамских удмуртов. Ижевск, 2000. Садиков P.P. Поселения и жилища закамских удмуртов (материальный и духовный аспекты). Уфа, 2002.

11 Кузеев Р.Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала. Этногенетический взгляд на историю. - М.: Наука, 1992.

этноса как динамичной системы - процесса,12 выделены факторы и условия генезиса этничности в новейшее время,13 исследовались современные этнические процессы.14 Однако не все народы и этнические группы, проживающие в крае, были охвачены этнографическими исследованиями. Среди них - эт-нотерриториальная группа приуральской мордвы.

Таким образом, этнографическое изучение приуральской мордвы является продолжением традиции региональной этнографии по изучению периферийных групп различных этносов, проживающих в Башкирском Приура-лье.15

Степень научной разработанности проблемы. Само по себе историко-этнографическое изучение мордвы имеет давние традиции. Первые систематизированные описания были сделаны руководителями и участниками знаменитых Академических экспедиций XVIII в.: 1733-1743 гг. - Г.-Ф. Миллер, И.-Е. Фишер; 1768-1774 гг. - П.-С. Паллас, И.И. Лепехин, И.-П. Фальк, Н.П. Рычков, И.-Г. Георги.1 К истории мордовского народа в своих трудах обращался М.В. Ломоносов.17 В XIX в. (особенно во второй его половине) научное этнографическое изучение мордвы продолжилось. Различные области этнической истории и культуры мордовского народа были рассмотрены П.И. Мельниковым, В.Н. Майновым, С.К. Кузнецовым, М.Е. Евсевьевым, А.А. Шахмато-
вым и др.

В XX в. этнографическое изучение мордвы выходит на новый уровень: с одной стороны этой темой занимаются московские ученые - сотрудники Института этнографии АН СССР В.И. Козлов, Т.П. Федянович, В.Н. Белицер

12 Кузевв Р.Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала. Этногенетический взгляд на историю. Якупов Р.И. Указ. соч.

13 Якупов Р.И. Указ. соч.

14 Кузеев Р.Г. Демократия. Гражданственность. Этничность. М., 1999. Патернализм и этническая мобилизация в развитии народов России (модель Башкортостана) / Авт.-сост. Р.Г. Кузеев. М., 1998.

15 Эта традиция была заложена в конце 1980-х гг. на Всесоюзной конференции, состоявшейся в Уфе. По ее итогам был издан двухтомник статей: Этнос и его подразделения. М., 1992.

16 Мордва: историко-культурные очерки. Под ред. В.А. Балашова. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995, с. 11. Все ссылки на опубликованные источники - труды участников этнографических экспедиций приведены в главах настоящего исследования.

17 Там же.

18 Там же, с. 15-17.

и другие; с другой стороны в самой Мордовской АССР, в г. Саранске, возни- кает и развивается научная школа этнографии, представителями которой являются В.П. Ежова, В.Ф. Вавилин, В.Ф. Разживин и другие. Особенно известны работы Н.Ф. Мокшина по истории религиозных верований мордовского народа, а также по этнической истории и этногенезу мордвы.19 В 1980-е и 1990-е гг. издавались обобщающие историко-этнографические работы посвященные мордве.20

Следует, однако, сразу отметить, что работы упомянутых авторов посвящены (за некоторым исключением) лишь той части мордовского этноса, которая проживает на своей исторической территории. Что же касается остальной части мордвы, проживающей вне этой местности, то ей уделено гораздо меньше внимания. Можно выделить лишь отдельные статьи, посвященные периферийным группам мордвы тех или иных регионов.21 Кроме того, в 1994 г. была издана коллективная монография «Мордва Заволжья», в которой рассматриваются вопросы расселения, языка, материальной и духовной культуры мордовского сельского населения части левобережного Поволжья - Оренбургской и Самарской областей. Однако мордовское населе-ние Башкортостана почти всегда оставалось вне поля зрения исследователей из Саранска.

Проблема этнографического изучения мордвы, проживающей в Башкортостане, имеет свои особенности. С одной стороны нельзя сказать, что мордовское население Башкортостана вообще не упоминается в этнографической литературе. Однако материалов, так или иначе, посвященных ей мало. Условно их можно разделить на несколько групп.

К первой группе относятся этнографические описания и исследования XVIII — начала XX вв. Это труды уже упомянутых руководителей и участни-

19 Мордва: историко-культурные очерки, с. 21-23. Ссылки на использованные работы перечисленных авторов приведены в главах диссертации.

-° Мордва: историко-этнографические очерки. Под ред. В.И. Козлова. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1981; Мордва: историко-культурные очерки. Под ред. В.А. Балашова. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995. 21 См. например: Евсевьев М.Е. Мордва Татреспублики // Материалы по изучению Татарстана. - Вып. 2. -Казань, 1925, с. 186-187. Маркелов М. Т. Саратовская мордва // Саратовский этнографический сборник. - Саратов, 1922.-№ 1,с. 54.

ков Академических экспедиций: П.-С. Палласа, И.И. Лепехина, Н.П. Рыч-кова, П.И. Рычкова; и работы исследователей более позднего времени: XIX в. — Н. Гурвича, И.Г. Златоверховникова, П. Небольсина, В.М. Черемшанского и других; первых десятилетий XX в. - М. Бурдукова, Г.Н. Комиссарова, Ф.А. Фиельструпа. В них описаны, в основном, отдельные стороны материальной культуры, быта и хозяйства мордовского населения края, а также представлены статистические данные о его численности во второй половине XIX - первой четверти XX вв.

Вторую группу составляют работы отечественных этнографов второй половины XX в., изучавших народы Урало-Поволжья и, в частности мордву. Так, в 1950-е гг. состоялась Мордовская этнографическая экспедиция АН СССР, в том числе по результатам которой стало издание трехтомника «Вопросы этнографии мордовского народа» (в 1960, 1963, 1973 годах). В составляющих его работах, встречается информация и о приуральской мордве. Например, в статье В.И. Козлова можно найти сведения об особенностях подсчета ее численности второй половине XIX — первой четверти XX вв.,22 а в монографии В.Н. Белицер, совершившей в 1960-е гг. ряд выездов в сельские районы БАССР с целью сбора полевых материалов, описание региональных особенностей одежды приуральской мордвы. Исследователь обрядовой культуры народов Урало-Поволжья Т.П. Федянович в своих работах упоминает и о свадебной обрядности мордвы Башкортостана.24

Третья группа состоит из работ местных исследователей. Первая попытка этнографического обобщения материалов по истории и культуре мордвы предпринята М.В. Мурзабулатовым в одном из разделов книги «На-

22 Козлов В.И. Расселение мордвы (исторический очерк) // Вопросы этнической истории мордовского народа. Труды Мордовской этнографической экспедиции. Выпуск I. — М.: изд-во АН СССР, 1960, с. 5 — 62.

23 Белицер В.Н. Народная одежда мордвы. Труды Мордовской этнографической экспедиции. Выпуск III. -М., 1973.

24 Федянович Т.П. Свадебные обряды мордвы-эрзи Татарской, Чувашской и Башкирской АССР // Труды Научно-исследовательского института языка, литературы, истории и экономики при Совете Министров Мордовской АССР. Выпуск 45. Саранск, 1974,.

роды Башкортостана: историко-этнографические очерки».25 В 1995 г. этот раздел был опубликован в виде отдельного издания.26 Основное внимание автор уделил динамике этнодемографических процессов у мордвы Башкортостана. Он кратко описал историю заселения мордвой отдельных территорий края; более подробно остановился на анализе современного расселения мордвы, выделив ареалы наиболее компактного проживания; охарактеризовал семейно-брачные отношения с привлечением статистики внутриэтниче-ских и межэтнических браков. При анализе языка, материальной и духовной культуры, М.В. Мурзабулатов ограничился описанием характерных черт, присущих данному этносу в целом, упомянув, при этом, что мордва Башкортостана их практически утратила. В конце своей работы автор приходит к выводу, о том, что численность мордовского населения Башкортостана постоянно снижается, вследствие оторванности от материнского этноса, рассеянного характера расселения, утраты языка, нарастания ассимиляционных процессов.

Исследование М.В. Мурзабулатова является импульсом к дальнейшему историко-этнологическому изучению своеобразной и достаточно уникальной этнотерриториальной группы мордвы в Башкирском Приуралье. Об этом говорит сам автор, обозначая важные проблемы еще не изученные и не затронутые им самим. В их числе - подробная реконструкция всего процесса освоения мордвой Башкирского Приуралья (пути, формы, направления и т.д.), миграции мордвы Башкортостана в XX в., причины уменьшения численности мордовской диаспоры в республике.

Изложенный выше историографический обзор, позволяет обосновать актуальность и необходимость комплексного историко-этнографического исследования мордвы Башкортостана, включающего в себя полную реконструкцию истории формирования, изучение этнической культуры и тенденций

25 См.: Народы Башкортостана: историко-этнографические очерки. - Уфа: Гилем, 2002, гл. «Мордва»: с. 315-342.

26 См.: Мурзабулатов М.В. Мордовское население Башкортостана: исследования и материалы. - Уфа, 1995.
современного этносоциального и этнокультурного развития мордовского на- селения Башкортостана, образующего этнотерриториальную общность.

Цель и задачи исследования.

Цель исследования: осуществить комплексное историко-этнологиче-ское исследование этнотерриториальной группы мордвы Башкортостана (Башкирского Приуралья) путем реконструкции истории формирования и расселения мордовского населения в крае, этнодемографического развития в XX в.; изучения этнической культуры приуральской мордвы, а также современных этносоциальных и этнокультурных процессов в его среде.

Цель исследования достигается путем решения следующих задач:

1. На основе источников и литературы изучить основные этапы этнической истории мордовского народа и выявить ареалы его расселения в Урало-Поволжье до начала заселения территории Башкортостана.

2. Исследовать причины, характер, этапы, формы и направления заселения мордвой Башкирского края. Установить хронологические рамки этого процесса и проследить динамику численности мордовского населения в течение всего периода формирования этнотерриториальной группы.

3. На основе материалов массовой статистики народонаселения изучить этнодемографическое развитие мордовского населения Башкортостана в течение XX в. (после 1917 г.)

4. На основе письменных источников, артефактов и полевых материалов изучить материальную и духовную культуру приуральской мордвы и ее возможные региональные особенности.

5. На основе полевых этносоциологических исследований исследовать тенденции современного этносоциального и этнокультурного развития этнотерриториальной группы мордвы Башкортостана.

Объект исследования: мордовское население края.
Предмет исследования: этническая история, этнодемография, материальная и духовная культура мордвы Башкортостана, современные этносоциальные и этнокультурные процессы в его среде.

Научная новизна исследования.

Проведенное исследование является первым опытом комплексного ис-торико-этнологического изучения мордвы Башкортостана. В результате исследования установлены:

• хронологические рамки заселения мордвой территории Башкирского Приуралья;

• основные причины, факторы и этапы формирования этнотеррито-риальной группы приуральской мордвы, а также формы переселенческого движения и характер расселения;

• численность и ее динамика, а также субэтнический состав мордовского населения на каждом из этапов формирования этнотеррито-риальной группы;

• особенности социально-экономического статуса мордовских переселенцев и их влияние на сословную структуру и развитие капиталистических отношений в мордовской деревне начала XX в.;

• основные характеристики этнодемографического развития мордовского населения Башкортостана в XX в. (после 1917 г.);

• региональные особенности отдельных сфер материальной культуры, сложившиеся вследствие активных межэтнических контактов;

• степень сохранения и сфера бытования традиционных элементов этнической культуры на современном этапе;

• основные тенденции современных этноязыковых процессов;

• основные характеристики современного этносоциального развития способствующие сохранению или размыванию этничности.

Хронологические рамки исследования.
В исторической части исследование охватывает период со второй по- ловины XVII века до настоящего времени. Это обусловлено тем, что первые мордовские переселенцы на территории Башкирского Приуралья фиксируются с этого времени.

Методологической основой исследования послужили принципы целостного подхода к исследуемому явлению; историзма; объективности; единства логического и исторического; непротиворечивости выдвигаемых положений.

Теоретической базой исследования являются: отечественные разра-ботки в области теории этноса и типологии этнических общностей Ю.В. Бромлея, С.А. Токарева, С.А. Арутюнова и Н.Н. Чебоксарова, Р.Г. Кузеева, В.И. Козлова, В.В. Пименова; имеющийся опыт изучения этнических и этнографических групп в условиях иноэтничного окружения (Р.И. Якупов, В.Я. Бабенко).

Методы исследования: В работе используются методы интерпретации источников, контент-анализа; методы полевой этнографии: наблюдение (в т.ч. включенное), интервью; работа с этнографическими фондами, музейными коллекциями; количественные методы (анкетирование).

Характеристика источников. В работе использованы архивные и опубликованные источники; полевые материалы, собранные автором в экспедициях 2003 - 2005 годов; данные этнографических исследований XIX — XX веков; опубликованные и неопубликованные материалы массовой статистики народонаселения конца XIX — XX веков; результаты этносоциологиче-ского исследования.

Многие документальные источники были опубликованы в XIX - XX веках.27 Среди них можно выделить «Сборник исторических сведений о народностях Поволжья» П.В. Никольского; «Племенной состав населения Уфимской губернии и его примерная численность в 1879 г.» Н. Гурвича;
«Списки населенных мест Российской империи» по Уфимской губернии в <*' 1877 и 1906 годах; материалы деятельности земств: «Сборники статистиче-

ских сведений...» и «Переселенцы и переселенческое дело» по каждому уезду Уфимской губернии последней четверти XIX в.; опубликованные материалы Первой Всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г., подворной переписи крестьянских хозяйств 1913 г.; «Материалы по истории Башкирии» в пяти томах; статистические данные о численности мордвы в первой половине XVIII в. по материалам ландратских книг и ревизских сказок, опубликованные В.М. Кабузаном и У.Х. Рахматуллиным; систематизи-рованные итоги Всероссийской переписи 1917 г., представленные в работах М.И. Роднова; статистические данные о численности мордвы, приведенные в книге «Западные башкиры по переписям 1795 - 1917 гг.»; опубликованные (в разном объеме) итоги Всесоюзных переписей населения 1926, 1939, 1959, 1970, 1979, 1989 годов в изданиях официальных статистических органов, а также в сборниках «Башкиры и Башкортостан в XX веке. Этностатистика» и «Башкортостан и башкиры в зеркале статистики».

Статистические материалы о численности мордвы последней четверти XVIII - первой половины XIX вв. находятся в ревизских сказках и окладных книгах по уездам Оренбургской губернии. Эти материалы содержатся в фондах И-2 (Оренбургский военный губернатор), И-138 (Оренбургская казенная палата). Статистические материалы дореволюционного времени также содержатся в фондах И-1, И-6, И-139, И-148, а послереволюционного - в фондах Р-472, Р-473, Р-733, Р-804. Кроме того, нами были использованы неопубликованные материалы официальной статистики народонаселения советского времени, которые содержатся в хранилищах Комитета государственной статистики Республики Башкортостан

Источниками по исторической этнографии служат уже упомянутые труды руководителей и участников экспедиций Академии наук XVIII в.: П.-С. Палласа, И.И. Лепехина, Н.П. Рычкова, П.И. Рычкова; и работы исследо-
вателей более позднего времени: XIX в. - Н. Гурвича, И.Г. Златоверховни-(>с кова, П. Небольсина, В.М. Черемшанского и других; первых десятилетий

XX в. - М. Бурдукова, С.Н. Белецкого, А. Кийкова, Г.Н. Комиссарова, а также Записки Уральского общества любителей естествознания.

Важнейшим источником для реализации задач настоящего исследования являются полевые материалы. Для сбора полевой информации был составлен специальный вопросник, включающий в себя 72 вопросов, сгруппированных в восемь разделов. Он содержится в Приложении. Сбор полевого материала проводился как лично диссертантом в ходе индивидуальных экспедиционных выездов, так и в ходе комплексной этнографической экспедиции по изучению мордовского населения Башкортостана организованной ЦЭИ УНЦ РАН - совместно со всеми участниками данной экспедиции. Были обследованы мордовские населенные пункты Аургазинского, Бакалин-ского, Бижбулякского Ермекеевского, Кармаскалинского, Стерлитамакского, Туймазинского, Федоровского и Чишминского районов Башкортостана. Сбор полевого материала осуществлялся методами наблюдения, опроса и «глубокого» интервью. Дополнительные этнографические сведения по жилищу и т одежде мордвы получены в фотоархиве Отдела этнографии и антропологии

ИИЯЛ УНЦ РАН и в этнографических фондах Музея археологии и этнографии УНЦ РАН.

Современное состояние этносоциальных и этнокультурных процессов в среде мордовского населения Башкортостана изучалось количественными методами. В ходе работы упомянутой комплексной этнографической экспедиции в июле-августе 2003 г. был проведен этносоциологический опрос по заранее подготовленному инструментарию.

Инструментарий этносоциологического исследования. При подготовке этносоциологического исследования мы вынуждены были использовать дан-

28 Диссертант являлся заместителем начальника экспедиции. О результатах экспедиции см.: Садиков P.P. Мордва Башкортостана: традиции и современность // Современные этнополитические и этносоциальные процессы в России: модель Республики Башкортостан: Материалы Межрегиональной научно-практической конференции. - Уфа: Информреклама, 2004, с. 275 - 283.
ные о численности мордовского населения Башкортостана в 1989 г., так как материалы последней Всероссийской переписи 2002 г. на тот момент еще не были опубликованы. Численность мордвы по данным Всесоюзной переписи 1989 г. составляла 31 923 чел. Это число и составило объем генеральной совокупности нашего исследования. Мордва (опять-таки по данным 1989 г.) проживает во всех городах республики, а также в сельских районах, кроме Бурзянского и Татышлинского. Исходя из этого, нами были выбраны восемь сельских районов. В одних (Бижбулякском, Ермекеевском, Стерлитамакском, Федоровском) численность мордовского населения довольно велика, оно об-разует компактные ареалы расселения, в других (Бакалинском, Туймазин-ском) имеется по лишь одной-двум деревням с мордовским населением, третьи (Аургазинский, Чишминский) занимают, по этим критериям, промежуточное положение: мордовское население относительно многочисленно, но расселено некомпактно.

Выбор именно этих районов был обусловлен также их относительной близостью друг другу. Всего в них проживает 8384 чел. мордовского населения или 74,8% сельской мордвы. Среди народов Башкортостана, мордва — один из самых высокоурбанизированных. В этой связи, помимо сельских районов, в качестве одного из объектов обследования был выбран город Стерлитамак, в котором проживает 5267 чел. мордовской национальности или 27,8% городской мордвы. Всего на обследованной нами территории проживает (по данным на 1989 г.) 13 651 представитель мордовского народа или 42,7% от общей численности мордовского населения республики.

С учетом реальных условий, технических возможностей и сроков организации работы, объем выборочной совокупности был определен в 600 чел., что составляет 1,9% генеральной совокупности или 4,4% численности мордовского населения, проживающего на территории проведения исследования (если соотносить с данными 1989 г.). Формирование выборочной совокупно-

29 Здесь и далее, говоря о многочисленности или малочисленности мордовского населения на той или иной территории, мы также вынуждены обращаться к материалам переписи 1989 г.
сти осуществлялось в несколько этапов: сначала были выделены районы ис- следования, затем в выбранных районах - населенные пункты, причем разного типа (административный центр района, центр сельсовета, центральная усадьба колхоза,30 просто деревня или поселок, а так же мелкие населенные пункты: выселок, кордон и т.п.). В выбранных населенных пунктах уже отбирались сами респонденты (с учетом половозрастной структуры населения данного населенного пункта). Таким образом, проведенный отбор можно определить как многоступенчатую выборку с механическим отбором респондентов на последней ступени. Отдельно, следует сказать о формировании го-родской части выборочной совокупности. Она формировалась методом «снежного кома». В г. Стерлитамаке нами был выбран ряд предприятий и учреждений, сотрудниками которых являлись представители мордовского населения (нам это было известно заранее). Они и выступили первыми городскими респондентами, а затем с их помощью и было проведено этносо-циологическое обследование городского мордовского населения.

В ходе обследования по специально подготовленной анкете-вопроснику было опрошено 580 чел. в 19 различного типа населенных пунктах восьми районов Республики Башкортостан, а так же в г. Стерлитамаке. В итоге, после сравнения показателей выборочной совокупности с основными параметрами генеральной совокупности и отбраковки определенного количества анкет, было получено 533 репрезентативные анкеты, что составляет 1,67% генеральной совокупности или 3,9% численности мордовского населения, проживающего на территории проведения исследования. Этот объем выборки представляется достаточным для определения тенденций развития интересующих нас явлений. Материалы опроса были обработаны с помощью программы "SPSS". По итогам обработки были получены таблицы одномерных, двумерных и многомерных распределений по каждому их вариантов ответов выбранных респодентами.

30 Или центральная усадьба совхоза (сельхозкооператива, ассоциации крестьянских хозяйств и т.п.).

Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23767.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.