У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Иконопочитание в русской традиционной культуре
Количество страниц 447
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23769.doc 
Содержание Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение... 3

Глава I. Икона в храме

§ 1. Состав и духовное содержание иконостаса... 77

§ 2. Типы, размещение и особенности богослужебного

назначения икон... Ю*

§ 3. Почитание икон в храме... 148

§ 4. Украшение икон... 193

Глава П. Икона в доме... 219

Глава III. Икона в жизненном цикле

§ 1. Икона в родильных и крестильных обрядах... 271

§ 2. Икона в свадьбе... 288

§ 3. Икона в похоронно-поминальной обрядности... 299

Глава IV. Икона в сакральном пространстве вне храма и дома

§ 1. Икона в хозяйственной жизни... 315

§ 2. Икона в пути ... 336

§ 3. Икона в молебнах и крестных ходах... 359

Заключение... 388

Приложение... 403

Источники ... 408

Литература... 419

Список сокращений... 447



Введение

В последние десятилетия в этнографической науке все большее внимание уделяется соотношению этноса и религии. Особое место в этой связи приобретают исследования монотеистических религий. С началом третьего тысячелетия началась новая веха в отсчете времени, которая ведется от Рождества Христова. Поэтому значительный интерес вызывают проблемы роли христианства в культурном развитии многих стран и их дальнейших судеб. В России без знания православных традиций невозможно ни постижение духовной культуры русских, ни адекватное изучение отечественной истории.

Духовная культура, выросшая из православия и впитавшая элементы многих составляющих, сформировала направленность сознания, характер человека и его миропонимание, тип поведения, политическое и экономическое своеобразие истории, которое позволило России стать одним из ярчайших явлений мировой цивилизации.

В предмет этнографии (этнологии) входит не изучение религии как таковой (вероучительные догмы), а жизнь ее в конкретном этносе или этно-социальной общности, т.е. изучение функционирования вероучения: религиозное сознание, вероисповедная практика, духовный опыт народа или отдельных его частей1.

Изучение бытования икон в жизни русского народа - органическая часть в разработке широкого круга вопросов, связанных с изучением тысячелетней истории и культуры России. Со времен Крещения Руси Церковь была созидательницей и носительницей духовной культуры, силой, организующей быт. И поскольку религия господствовала

во всех областях жизни и была ^всеобщим достоянием, вся жизнь ос-мысливалась и направлялась православной верой.

Вплоть до конца XIX в. русских практически не было некрещен-ных и погребенных без православного обряда отпевания; трудно было найти и дом без икон. Иконы вообще и чудотворные особенно, имели важное значение в формировании самосознания русских людей: такие иконы почитались по всей России, их носили в многочисленных крестных ходах, к ним отправлялись на богомолье. Огромна их роль как государственно-религиозных символов, дающих защиту и покровительство как всему государству, так и отдельному городу, селению и роду. Духовная жизнь христианина нередко была связана с конкретной чудотворной или особо почитаемой иконой, через которую он ощущал связь с первообразом.

После снятия известных запретов и ограничений советской власти стало очевидным, что православие по-прежнему является традиционной религией большинства населения России. Устроение быта русских, менталитет народа, особенно в сельской местности, всегда оставались православными, и икона едва ли не в каждом деревенском доме - свидетельство живой веры народа.

Воздействие икон на русского человека было столь велико, что, на наш взгляд, сыграло немалую роль в формировании национального архетипа. Показательно в этом отношении, что всякого рода видения святых в православной мистике являлись верующим в иконных образах.

Интерес к проблемам самосознания этноса заставляет современных ученых обращаться к анализу духовной жизни, исследованию

инвариантных, устойчивых структур сознания, его глубинным пластам - религиозной ментальности, которая отражает исторический опыт этноса. Православное миросозерцание русских зримо проявляется в иконопочитании. Именно в нем выразилось массовое проявление конфессионального сознания и исповедной практики народа.

Иконопочитание является составной частью православного вероучения, которое, как всякая религиозная система, предполагает целостный взгляд на мир, на человека, содержит совокупность этических норм, эстетических представлений и идеалов. Между тем, иконопочитание и бытование икон, составляющие важнейшую часть религиозной жизни русского народа и один из феноменов национальной духовной культуры, до последнего времени не осмыслены в комплексном изучении разных наук.

В наше время стало очевидным, что без изучения богослужебной, символико-богословской, государственно-религиозной значимости икон во всем жизненном цикле русских не может быть правильно понят ни русский менталитет, ни русская духовная культура. На наш взгляд, есть все основания обозначить более широкую сферу исследований. Очевидно, такие исследования нуждаются в комплексном подходе, выходящем за рамки собственно этнографии. Этот подход в известной степени требует включения определенных знаний в области богословия и искусствознания, без которых традиционная духовная культура, в том числе иконопочитание, не может быть изучена в своей полноте.

Хронологические рамки нашей работы охватывают в основном конец XIX - начало XX в. Однако для полной картины бытования икон на Руси - в России приходилось делать исторические экскурсы

вплоть до конца XX в. Именно после празднования тысячелетия Кре-щения Руси в 1988 г., особенно после падения советского режима в 1991 г. в полной мере восстановился интерес к православной вере, началось воссоздание старых храмов и монастырей, строительство новых церквей, стали актуальны и вопросы бытования икон в жизни русского народа.

Цель исследования - показать многогранную жизнь иконы: духовное значение в традициях русского народа, ее бытование в церковном и повседневном быту, роль в становлении этнорелигиозного сознания. В задачи диссертации не входило изучение смысла и содержания икон, относящихся к предмету богословия, однако, сама историческая суть образа как сакрального произведения во многих случаях требовала соответствующих пояснений.

Важнейшей задачей представлялось не только исследование жизни икон, но и реконструкция иконопочитания в православии.

В советское время иконы рассматривались только в искусствоведении и только как художественно-эстетическое наследие, а также в связи с изучением драгоценных окладов в области прикладного искусства. Таким образом, введя икону в поток общемирового искусства, .искусствознани€в,закреяило ее за областью культуры^ такой. обла-,, стью как живопись и исключила из изучения ее как предмета духовной области. В этнографической науке икона вообще не была объектом специального исследования. Представляется, что комплексное изучение иконы с привлечением материалов из искусствоведения, богословия и этнографии применением метода включенного наблюдения дадут широкую картину бытования икон в традиционной духовной жизни русских.

Материалы исследования могут послужить основой для составления программ по изучению иконы в средних, высших и специальных учебных заведениях, где преподается русская культура. Традиции бытования икон представляют также интерес для творческих работников - иконописцев и художников-для коррекции ценностных ориентации в народной традиции.

Изучение иконопочитания в духовной жизни русского народа, его религиозного сознания невозможно без тесного взаимообогащения знаний разных дисциплин. Историографию вопроса можно разделить на три направления: 1) иконопочитание в работах этнографов и историков; 2) изучение иконы как важнейшей части церковного искусства и историко-культурного явления; 3) изучение иконы как выражение православной веры - богословие иконы, особое направление философско-богословской мысли в работах философов.

Структура работы продиктована самой жизнью иконы. Поскольку икона пишется для молитвенного обращения, то основное место для нее - храм, где происходят общественные богослужения. По православному вероучению храм - образ Неба на земле, а Бог на небе окружен святыми и ангелами и, поскольку храм - это своего рода школа веры, то верующие учатся благочестию, взирая на иконы, где изображены святые, сцены истории-ветхозаветной, евангельской и церковной жизни.

Иконы помещаются в иконостасе с соблюдением определенного порядка, соответственно Божественному домостроительству. Кроме того, иконы размещены по всему пространству храма без особо строгих правил, исключая наиболее чтимые образа, которые ставят чаще у солеи, ближе к алтарю. Почитание икон в православном храме имеет

глубокие^ исторические традиции, поэтому непременная составляющая в изучении иконопочитания - определение особенностей духовного отношения к святыням в разных областях России.

Традиционный русский дом не мыслится без красного угла с иконами. Дом христианина всегда был домашней церковью. К иконам православный обращался не раз в день, испрашивая Божие благословение и помощь на каждое вновь начинаемое дело. Здесь душа верующего черпает духовную силу и бодрость. Издавна иконы считались самым значимым и ценным достоянием семьи: именно их прежде всего указывали в завещаниях, передавали из поколения в поколение как родовые реликвии, брали в дорогу, тюрьму и даже неверующие сохраняли их по заветам предков. Поэтому значение икон в русском доме, их состав и отношение к домашним святыням — важный показатель религиозности.

Все обряды, связанные с основными этапами жизни, включали участие икон. Вариативность употребления икон в жизнедеятельности русских поражает широтой: вплоть до XX в. буквально ни одно начинание не обходилось без благословения или иного участия икон.

Отношение обыденного сознания к иконе выступало во взаимо-" связи^с -идеальной7 моделью «Святой Руси», 'создававоенОБу для- православного мироощущения окружающего. Очевидное наличие большого количества икон в историко-культурном пространстве России означало факт глубокого и сложного представления о Божественной защите православных вне храма и дома.

Прежде чем дать краткий, обзор литературы и источников, постараемся определить некоторые термины.

оСлово «религия» (лат. - religio) означает связывание, повторное обращение. Первоначально это слово означало привязанность человека к чему-либо священному, постоянному, неизменному: например, оно использовалось в произведениях Цицерона в значении, противоположном «суеверию». Таким образом, уже в древности предполагалось, что не всякую веру можно назвать религией.

Слово «религия» вошло в обиход в первые века христианства и означало, что новая вера — это не суеверие, а глубокая философская и нравственная система. Но в то время далеко не все были довольны этим термином. Христианский богослов Августин Блаженный (IV-V вв. н.э.) считал, что в латинском языке нет слова, точно выражающего суть указанной системы. Слово «религия», таким образом, утвердилось не сразу и стало регулярно употребляться довольно поздно. В дохристианские времена у разных народов понятия веры в богов и благочестия обозначались другими словами.

Современное, обобщенное определение религии характеризуется сочетанием трех характеристик: религиозного учения, религиозной практики и религиозной организации; все они связаны с понятием «вера». • • .

Вера - главное творческое устремление человека, которое определяет жизнь, взгляды, поступки, воображение и чувства, допускает возможность жертвы во имя идеала (например, идеала справедливого общественного устройства). В обыденном сознании, когда говорят о верующем, подразумевают религиозно верующего человека, тогда как религиозная вера - это безусловное признание бытия сверхъестественной, разумной силы. Поэтому религия предполагает некоторые
обязательные признаки, определяющие особую систему взаимоотношения Бога и человека как Личности и личности. Исходя из этого, представляется целесообразным ввести разграничение в термины «верующий» и «религиозный». Главное, что отличает сегодня человека религиозного от верующего состоит в том, что первый твердо знает: осуществить свое обращение к Богу и связь с Ним он может лишь посредством молитв, церковных обрядов и таинств.

Несомненно, степень религиозности человека определяется глубиной его воцерковления. Неслучайно все традиционные конфессии строго настаивают на неукоснительном выполнении всех обрядовых норм как сакральной практики, напрямую связывающей человека с Творцом. В православии икона играет важнейшую роль в сакральной практике. Достаточно вспомнить о том, какое место занимали иконы в личном духовном пути канонизированных православных святых, прославившихся видениями образов горнего мира (Серафим Саровский, t старец Захария - f 1936 г. и т.д.). Аналогично, хотя и, конечно, в меньшей мере, это было присуще и обычным православным.

Слово «икона» восходит к греческому - eikxdv - что означает: «образ», «изображение», «уподобление», «мысленный образ». В иконографии понятие «образ» относится к конкретному иконописному изображению - самой иконе, к тем же, кто изображен на иконе, относится понятие «первообраз». Например, перед молящимся икона преподобного Серафима Саровского. Сам реально существующий святой, который пребывает уже в мире горнем - первообраз, а его иконописные изображения - образы святого. Церковно-славянское слово «почитаю» означает - сопровождаю в торжественной процессии. Эта

-процессия - не что иное, как шествие в Царствие Божие, а благоговейное отношение к священным предметам и изображениям - своего рода вехи непростого духовного пути. Поэтому Православная Церковь на протяжении истории воспитывала у своих верующих достойное отношение к святыням в особых уставных формах в стенах храма. В повседневной же жизни православные выработали и другие формы почитания икон, связанные с народным благочестием и закрепленные многовековой традицией.

Богословское почитание икон было утверждено на VII Вселенском соборе (787 г.). Отцы собора дали обоснование для того, чтобы почитание икон отличали бы от поклонения самому Богу. В отношении к Богу основной термин употреблялся как «служение», а к иконе- почитательное поклонение. «Лобызание, почитание и поклонение, - записано в Деяниях собора, - но никак не то истинное служение, которое по вере нашей приличествует только одному божескому естеству... потому что честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу, и поклоняющийся иконе, поклоняется ипостаси изображенного на ней». Отцы VII Вселенского собора различали идеальный образ и реальность первообраза. Изображенный на иконе получает, по православному учению, некоторую реальность в том, что «является местом благодатного присутствия Христа, внимающего молитве к Нему» . Именно это и есть то обоснование «почитательного поклонения» (через лобызание, поклоны, возжигание свечи, каждение), которое свойственно иконе в отличие от религиозной картины или иконы до ее освящения.
с Таким образом, догматическим обоснованием иконопочитания
является Образ Божий, который явлен в человеческом творении. Икона Христа в православии - есть единый образ Бога и Человека в Богочеловеке. Его же присутствие верующие узнают через молитву, которая является своего рода тайнодействием. «Основание же иконопочитания, - писал С. Булгаков, - есть действенная сила, благодатно сообщаемая иконе Христовой, которая становится местом Его идеального присутствия и в этом смысле живым образом Христа. Христос, удалившись из мира в Вознесении сохранил с ним связь и является в нем двояким образом: существенно, хотя таинственно, в Евхаристии и идеально во св. Своей иконе»3. Такая живая связь Христа с миром закрепляется в Его иконописном образе. Подобным же образом молитвенное обращение к иконам Богородицы и святых предполагает возможность мистического контакта с первообразом.

В богослужебном обиходе, а также в православном быту русских

^ иконы называют святыми. Понятие святости составляет органическую часть всякого религиозного мышления. Однако и понятие, и особенно сущность святости трудно поддается рациональному опре-.делению, поэтому восприятие и реакция на нее рядовых, даже приобщенных к православию людей часто просто эмоциональна. По определению современных богословов «освящением называется сообщение или передача от ее Источника к тем или иным объектам - людям или предметам, в результате чего данный объект освящается, то есть становится священным, или иначе святым»4. Благодатный Источник - Бог воздействует силой Святого Духа на материальные (тварные) объекты и сообщает им благодатные свойства5. Освященный предмет может, в свою очередь, стать средством освящения (Мф. 23, 17-19) других объектов.

Так, чтобы использовать икону по назначению для молитвы ее освящают в церкви и уже освященные иконы предназначаются для особых действий - мистического общения Бога и человека, богослужения, совершения таинств, молитв вне храма и в домах. После освящения икона не только меняет свой статус, но и отношение к ней человека, т.к. образ начинает оказывать воздействие на духовную жизнь людей, которая, в свою очередь, становится показателем духовного уровня православного человека.

Источники

Особую важность для изучения бытования икон имеют древние письменные источники. Самым древним, редким письменным свидетельством, дошедшим до нашего времени, является новгородская берестяная грамота рубежа XII-XIII вв., которая представляет собой заказ на изготовление икон алтарной преграды6. Наиболее полным источником остаются летописи, в которых описываются создание, перенесения, чудесные обретения и даже поновления икон, а также перемещения икон, которые-нередко становились причиной политических неурядиц и войн. В письменных источниках при описании имущества приходских храмов и монастырей встречаются замечания относительно местоположения икон, особенно почитаемых. Например, в описании Кирилло-Белозерского монастыря, сделанном по указу Бориса Годунова в 1601 г., указывались иконы «у столпов», а также, большое количество образов, которые помещались не только в иконостасе, но и по всему храму - местные иконы - на нижних уровнях северной и южной стены и по стенам выше7. Глубокая приверженность
правителей к церковной жизни, отображенная в летописных источниках, выражалась и в общественных актах, где центральную роль играли иконы: заключение соглашений, воинский церемониал, различные поручительства. Известны многочисленные сведения об украшении церквей русскими князьями, что было общепризнанной добродетелью и прославлялось как истинное благочестие уже в ран-, ней русской агиографии. Патерики, жития, повести и сказания о чудотворных иконах, другие произведения древнерусской литературы также послужили источниками в описании как церковной, так и повседневной жизни икон. Ценные сведения для реконструкции отношения людей к домовым иконам, их облика, а также их роли в семейных традициях дают духовные грамоты разных сословий. Описи, писцовые и вкладные книги позволяют представить место и значение икон среди других святынь в общественной жизни городов, деревень, монастырей и отдельных приходов.

В работе использованы различные историко-этнографические источники: ответы на программы научных обществ, которые ставили специальную задачу всестороннего изучения народной жизни; дневники, заметки, воспоминания, письма людей; жизнеописания крестьян, подвижников благочестия, монастырские летописи, наконец, периодическая печать. . .

Одним из основных источников работы стали материалы Этнографического бюро князя В.И. Тенишева, которые хранятся в архиве Российского этнографического музея. Князь Вячеслав Николаевич Тенишев, будучи патриотом, заботился о процветании России и старался внести посильный вклад в дело улучшения общества своего времени. Он считал, что знание основных «классов народа» является
важной составляющей в управлении государством. Для реализации своих замыслов в 1897 г. он организовал Этнографическое бюро с целью описания подробных картин быта социальных слоев России.

Среди ряда задуманных проектов успешно была реализована «крестьянская» программа. С помощью внештатных корреспондентов разных сословий и социального статуса удалось собрать уникальные материалы о жизни крестьян Центральной России за 1896-1900 гг. Благодаря доступности программы для корреспондентов, четкости поставленных проблем и формулировок, собранные материалы сохранили свою ценность и в наше время. Они представляют подлинную картину «живой старины» начала прошлого, XX века. Корреспондентами бюро были сельские учителя, земские работники, волостные писари, некоторые представители крестьянства, священники, дьяконы* чиновники, по долгу службы находившиеся в сельской местности, -люди, непосредственно жившие в деревне. Определенную часть кор- респондентов составили активные члены-сотрудники Русского Географического общества, которые публиковались в периодических изданиях, занимались изучением своего края и были известны в своих кругах. При этом авторы многих анкет были людьми, не имевшими высокого образования, однако их рукописи очень интересны, наполнены редкими подробностями и фактическими материалами жизненной действительности.

Описываемые события и факты, как правило, совпадали со временем составления рукописей, хотя в текстах часто встречаются и иные по хронологии документальные свидетельства, которые относятся к концу 80-х гг. - началу последнего десятилетия XIX в. Основные же рукописи присылались в течение 1898-1900 гг.
буквально «рассыпаны» по всей «крестьянской» программе. Сведения об иконах встречаются во многих разделах анкет. Наибольшая информация - в ответах, касающихся жизненного цикла - от рождения до смерти, часто - о семье, в описаниях праздников, внутреннего убранства и украшения домов, всего комплекса хозяйственной жизни, рассказов о паломничествах, характеристиках приходской жизни, в разделах о верованиях и оценках религиозности крестьян. Большая информация о бытовании икон была предоставлена известными этнографами и краеведами Д.К. Зелениным по Вятской губернии, А.В Валовым по Ярославской и Нижегородской, С. Дилакторским по Вологодской, В.Н. Доброво льским по Смоленской губернии. Интересны сведения одного из активных корреспондентов — священника Ф. Казанского по Владимирской губернии; по многим темам иконопочитания писал Н. Люетров из Пензенской губернии, А. Власов из Новгородской, П. Варламов из Симбирской и многие другие.

Сходным, но значительно меньшим по информации для данной темы является Научный архив Русского Географического Общества, где с середины XIX в. собирались разнообразные этнографические материалы. Основное количество рукописей - 1847-1903 тт., т.е. по преимуществу XIX в. и относится к описаниям крестьянского быта. Рукописи, датированные не позднее 1895 г., были тщательно изучены Д.К. Зелениным, который сделал рефераты для его известного «Описания рукописей ученого архива Императорского Русского географического общества» (РГО). Описания РГО разнообразны, они включают информацию о праздниках, поверьях и обычаях, в которых участвуют иконы.
Определенная часть текстов РГО была использована в некоторых вопросных пунктах Тенишевского бюро.

Другим источником стал Этнологический архив Общества исследователей Рязанского края и, особенно фонд А.А. Мансурова, составленный из полевых наблюдений исследователей-краеведов, а также немногих профессионалов-этнографов, например, таких как, Н.И.Лебедева. Работа проводилась с 1920 по 1931 гг. Под руководством Н.И. Лебедевой и М.Д. Малининой были проведены обследования Рязанской губернии. Несмотря на атеистические времена, удалось собрать значительную информацию, относящуюся также к дореволюционному периоду. В отношении иконопочитания характерен ответ 1927 г.: «Старых привычек придерживаются не особо строго. Старое поколение к иконам и церкви относится по-старому, а моло-дое поколебалось» . Однако по материалам опросов видно, что православная жизнь, хоть и «поколебалась», но отчетливо прослеживается, причем в массовых проявлениях, соответственно и участие икон во всех жизненно важных событиях.

Большой интерес для исследователей отечественного быта прошлых веков представляют записки и описания иностранцев, побывавших в России в XVI-XIX вв. По своему социальному и национальному составу авторы сочинений очень разные. О России писали итальянцы, немцы, шведы, поляки, англичане, голландцы, французы. Это были профессиональные дипломаты, литераторы, врачи, военные и купцы. Их наблюдения часто противоречивы, поскольку не всегда удавалось проникнуть в дух мало знакомой жизни, основанной на иных культурных ценностях. В.О. Ключевский писал, что иностранцы, описывая Россию, больше обращали внимание на внешнее, по-
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23769.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.