У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Государственная политика Третьего рейка в области воспитания и образования немецкой молодежи
Количество страниц 167
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23775.doc 
Содержание Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...3

ГЛАВА 1. Идеология и принципы воспитания немецкой молодежи...23

1.1. Идеологические составляющие национал-социалистической воспитательной политики...23

1.2. Молодежная политика Третьего рейха...41

Выводы по первой главе...88

ГЛАВА 2. Воспитание и школьное обучение в нацистской Германии...90

2.1. Национал-социалистическая школьная политика...90

2.2. Создание элитных школ...101

2.3. Организация национал-политического обучения...129

Выводы по второй главе...158

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...160

ЛИТЕРАТУРА...166

Приложения...167

Введение



Введение. Актуальность темы.

Интерес к проблеме изучения истории Третьего рейха возник сразу после его появления. Историография фашизма представлена множеством исследований, причем наибольшее внимание историков привлекают проблемы социальной, массовой базы фашизма, его идеологии, механизма осуществления диктатуры, военно-политические аспекты нацизма. Долгое время в отечественной и зарубежной историографии рассмотрение нацистского движения находилось, по словам Ю.В. Галактионова, в «безвоздушном пространстве», так как малоизученными оставались история общественных организаций, вопросы истории культуры, общественного сознания1.

Проблемы, связанные с изучением деятельности молодежных организаций Третьего рейха, отечественные историки обходили стороной, так как их научное осмысление могло привести к проведению соответствующих параллелей: формы деятельности Гитлерюгенд являлись коннатациеи с пионерской организацией и ВЛКСМ. Поэтому представляется необходимым рассмотреть государственную политику в области образования и воспитания, основной целью которой являлось формирование немецкой молодежи в рамках национал-социалистического мировоззрения. Под молодежью, в нашем исследовании, подразумеваются юноши и девушки в возрасте до 21-го года, которые являлись учащимися различных типов школ и членами Гитлерюгенд2.

Научная актуальность темы связана и с тем, что остаются открытыми важнейшие вопросы: 1. действительно ли с помощью воспитания, ориентированного на расовую теорию и идею элитарности немцев, нацистам

1 Галактионов Ю.В. Германский фашизм как феномен первой половины XX века: отечественная историография 1945-90 -х годов/Учебное пособие. Кемерово: Кемеровский госуниверситет, 1999. с.24.

2 Гитлерюгенд - организация гитлеровской молодежи, возникшая в 20-х гг.. После прихода нацистов к власти все молодежные союзы были запрещены, а их имущество передано Гитлерюгенду. С 1936 г. принадлежность к данной организации была обязательной. По достижении 18 лет молодежь проходила годичную рабочую повинность, а затем призывалась в армию. Вначале 1938 г. численность организации достигла 10,304 миллиона человек.

удалось порвать связи молодых людей с традиционной ценностной системой и полностью нацелить их на служение «великому делу»; 2. возможно ли было просто дистанцироваться от фашизма в интересах собственного выживания; 3. какую роль играли структурные компоненты системы образования и воспитания в формировании молодежи.

Необходимость найти ответы на эти вопросы заставляет обратиться к анализу особенностей нацификации культурной сферы Германии.

Историография. В немецкой историографии изучение проблем развития педагогических взглядов, изменение приоритетов в воспитательной политике, школьной системе началось сразу после окончания Второй мировой войны. Однако, в работах историков не было результатов критического анализа соответствующих источников, во многом еще не доступных, они носили апологетический характер.

Начиная с 60-х- 70-х годов, когда происходит становление германской исторической науки, появляются первые фундаментальные работы, среди которых можно отметить монографию западногерманского историка Р. Айлерса «Национал-социалистическая школьная политика»3. На основе архивного материала автор проанализировал состояние школьной политики в период национал-социализма, также выделил и охарактеризовал периоды централизации школы в общем процессе унификации образовательной системы. Подробно проиллюстрировал характер нацистской культуры Дж. Моссе в исследовании «Нацизм и культура. Идеология и культура национал-социализма» . В разделе «Ключевой вопрос: образование и воспитание молодежи» автор, рассматривая унификацию школьной и вузовской системы образования в Третьем рейхе, констатирует: производившиеся изменения вначале давались с трудом, поскольку государственная система носила федеральный характер. Однако нацисты стремились унифицировать школьную систему так же, как и все «приводные ремни» в любой жизненной

3 Eilers, Rolf. Die nationalsozialistusche Schulpolitik: e. Studie zur Funktion d. Erziehung im totalitaern Staat. — K51n: Wesdt. Verb, 1963.-152 S.

4 Моссе Дж. Нацизм и культура. Идеология и культура национал-социализма/Пер с анг. Ю.Д. Чупрова. - М., ЗАО Центрполиграф, 2003. - 446 с. (книга была написана в 1966 году).

5

сфере5. В то же время эти перемены, отмечает автор, на практике не были столь успешными, так как до 1938 г. не существовало единых школьных программ, учебников и многое зависело от преподавателей и школьного руководства6. Используя примеры из школьных учебников и книг, издававшихся при нацистах, автор анализирует идеалы и устремления будущего народного сообщества. Приводимые им списки литературы для чтения в различных классах свидетельствуют, по его мнению, о целях образования и воспитания молодежи. Ценность исследования Дж. Моссе заключается в том, что на основе разнообразных источников, автор раскрывает саму суть национал-социализма, его природу и механизмы идеологического воздействия на массы. Вместе с тем, необходимо отметить, что автор оставляет не исследованным период с 1939 года, сопровождавшийся усилением тотального влияния на сферу образования, изменением целей и задач воспитания, а также функций структурных компонентов системы.

Ряд работ историков ФРГ посвящены анализу воспитательной теории и практики в Третьем рейхе. В этом направлении работал Г. Ассель, который на основе рассмотрения деятельности национал-социалистических педагогов Крика и Боймлера, проанализировал процесс становления педагогических взглядов в нацисткой Германии7. Продолжая эту тему исследования, К. Лингельбах8 в «Воспитание и воспитательная теория в национал-социалистической Германии» останавливается не только на освещении существующих педагогических взглядах, но и ставит вопрос о том, какие функции выполняли структурные компоненты системы воспитания и образования. Историк делает вывод, что и Гитлерюгенд, и школа, и

5 Моссе Дж. Указ.соч. С. 308.

6 Там же: С. 309.

7 Assel, H. Die Perversion der politischen Padagogik im Nationalsozialismus. - Mtinchen: Ehrenwirth, 1969. -156 S.

8 Lingelbach, K. Erziehung und Erziehungstheorien im nationalsozialistischen Deutschland : Ursprilnge und Wandlungen der 1933 - 1945 in Deutschland vorherrschenden erziehungstheoretischen StrOmungen ; ihre politischen Funktionen und ihr Verhaltnis zur Erziehungspraxis des "Dritten Reiches". - Weinheim, 1970 . - 341 S.

6

Сельхозгод, и др. вели между собой борьбу за первенство по формированию национал-социалистического мировоззрения у немецкой молодежи.

Особое внимание следует обратить на изучение зарубежными авторами X. Юберхорстом и X. Шольтцом отдельных типов учебных заведений9. Попытка показать формирование и развитие национал-политических интернатов впервые была сделана в работе Х.Юберхорста «Элита для диктатуры: национал-политические воспитательные учреждения 1933-1945 в документах». Он констатировал, что тоталитарному режиму требуется политическая элита для того, чтобы получить, использовать и укрепить свою власть. По убеждению Х.Юберхорста, несмотря на разницу в методах и средствах воспитания, в интернатах сформировалась единая система воспитания, базирующаяся на принципах «отбора» молодых людей. При этом национал-социалистическое элитное образование было, по мнению автора, сосредоточено на идеи личной преданности фюреру и верности этой идеи.

В период 70-х и 80-х гг. значительно возросло внимание западногерманской историографии к социальной истории фашизма. Историков ФРГ волновали проблемы происхождения нацизма, причины его успеха и отношение к нему различных социальных слоев Германии, в том числе и молодежи10. Избранную тему невозможно было изучить, не обращаясь к работам немецких историков, посвященным возникновению и функционированию молодежных организаций Третьего рейха. В исследовании X. Коха была рассмотрена история становления Гитлерюгенд, начиная с 1920-х годов до окончания Второй мировой войны11. Существующим взаимоотношениям между союзами времен Веймарской республики и гитлеровской организацией посвящена монография М.

9 Elite fiir die Diktatur: die nationalpolitischen Erziehungsanstalten 1933 - 1945; ein Dokumentarbericht. -Dtlsseldorf: Droste-Verl., 1969.-441 S.; Scholtz, Harald. NS-Ausleseschulen: Internatsschulen als Herrschftsmittel des FUhrerstaates. - GOttingen, 1973. - 427 S.

10 Meixner - Willker, Emmy. Zweispalt: Jugend zwischen NS-Erziehung und -Verfolgung //Mit einem Nachw. von Dr. Picard. Hamburg. 1988. 173 S.; Westernhagen, D6rfe von. Die Kinder der Tater: d. Dritte Reich u.d. Generation danach/Dorte von WSsterhagen. MUnchen:K6sel, 1988.

" Koch, H.W. Geschichte der Hitlerjugend: ihre Urspreuenge und ihre Entwicklung 1922-1945.- Percha/ Starnberger See: Schulz, 1975. - 487 S.

7

Хельфельда «Молодежные союзы и Гитлерюгенд: к истории приспособления и сопротивления 1930 — 1939» . В целом, историки отмечали, что функционирующие многообразные союзы не могли продолжать свою деятельность в новом государстве, поскольку ГЮ должна была объединить всю немецкую молодежь для реализации основной своей функции -воспитание подрастающего поколения. Стремление . представить комплексное исследование на основе архивных материалов и разнообразных источников предпринял М. Клаус. В своей монографии «Девушки в Третьем рейхе: союз немецких девушек» автор рассмотрел процесс становления и развития деятельности этой организации в Германии, охарактеризовал формы и методы работы, а также изложил особенности «мировоззренческого» воспитания девушек.13 Ю. Лангом была предпринята попытка раскрыть историю молодежной организации Гитлерюгенд через биографию ее руководителя Бальдура фон Шираха14.

Другим направлением исследовательской работы немецких историков стало обращение к проблемам национал-социалистической педагогики и теории воспитания15, а также рассмотрение системы школьного образования16. Этой теме посвящена монография Е. Нюссена «Школа при национал-социализме», в которой он раскрывает функции школы в Третьем рейхе17. В основу своей работы он положил анализ идеологии национал-социализма, компонентами которой являлись вождизм, милитаризм и расовая теория. Эти составляющие, по мнению историка, были определяющими в школьном обучении учеников. Научному осмыслению Нюссен также

12 Hellfeld, Matthias von. Biindische Jugend und Hitlerjugend: zur Geschichte von Anpassung iind Widerstand 1930-1939 / Matthias von Hellfeld . - K6ln : Verl. Wissenschaft u. Politik, 1987 . - 300 S.

13 Klaus, Martin. MSdchen im Dritten Reich: Der Bund Deutscher Madel. - K6ln, 1983.219 S.

14 Lang, Jochen. Der Hitler-Junge: Baldeur von Schirach der Mann, der Deutschlands Jugend erzog. - Hamburg, 1988.479 S.

15 Der Nationalsozialismus als padagogisches Problem: deutsche Erziehungsgeschichte 1933 - 1945 /Heinrich Kanz (Hrsg.). - Frankfurt am Main: Lang , 1984. - 452 S.; Erziehung im Nationalsozialismus: "... und sie werden nicht mehr frei ihr ganzes Leben!" /Kurt-Ingo Flessau. - K6ln, 1987 . - 145 S.; Peiffer, Lorenz. Turnunterricht im Dritten Reich - Erziehung fuer den Krieg? Der schulische Alltag des Turnunterrichts an der hOheren Jungensch der Provinz Westfalen vor dem Hintergrund seiner polit-ideologischen und administrativen Funktionalisierung. - K6ln, 1987. -S.232.

16 Andrich, Matthias. Schule im Dritten Reich: die Musterschule; ein Frankfurter Gymnasium 1933 - 39 / Matthias Andrich; Guido Martin. -1. Aufl.. - Frankfurt/M.: Arbeiterwohlfahrt, 1983 . -182 S.

17 Nyssen, E. Schule im Nationalsozialismus. Heidelberg, 1979. - 155 S.

8

подверг взаимодействие двух социальных институтов: Гитлерюгенд и школа, придя к выводу, о вторичной роли школы по отношению к ГЮ. Основываясь на теории тоталитаризма, Г. Шольц определил влияние политического режима Третьего рейха на структуры воспитания и образования. Автор констатирует, что практические мероприятия по формированию у немецкой молодежи национал-социалистического мировоззрения имели огромное значение для поддержания стабильности существующей политической системы18.

Отдельной группой стоит выделить работы, анализирующие преподавание в школе различных предметов. В этом направлении написаны труды X. Бернета, Р. Лехберга, и др19.

Проводимые историками ГДР исследования по вопросам молодежной политики Третьего рейха, образовательной и воспитательной деятельности школ, по объему и глубине, значительно уступали работам своих коллег из Западной Германии. Долгое время в историографии ГДР не изучались проблемы, связанные с функционированием народного образования Третьего рейха. Выводы исследователей сводились к следующему: перемены в управленческом аппарате государства повлекли за собой, изменения в системе образования, а именно: к централизации и унификации. Э. Эмерлинг в работе «50 лет народной школе в Германии»20 признает, что период 1933-45-е гг. нельзя игнорировать, однако в своем исследовании он дает обзор истории народного образования в Третьем рейхе в количестве семи предложений. Исследованию системы образования была посвящена работа В. Пихта «Судьба народного образования в Германии», в которой он проанализировал Веймарскую систему образования и пытался определить причины развала этой системы в будущем21. Период с 1933-го по 45-е гг.

18 Scholtz, H. Erziehung und Unterricht unterm Hakenkreuz. GOttingen. 1985.206 S.

19 Bemett, Hajo. Der Weg des Sports in die nationalsozialistische Diktatur: die Enstehung des Deutschen (Nationalsozialistischen) Rechsbundes fllr Leibestibungen. - Schorndorf, 1983. - 120 S.; Bemett, Hajo. Sportunterricht an der nationalsozialistischen Schule: d. Schulsport an d. hoeheren Schulen Preussens 1933-1940. -Schorndorf, 1985. 141 S.; Lehberg, R. Englischunterricht im Nationalsozialismus. - Tubingen. 1986. 297 S.

20 Emmerling, E. 50 Jahre Volkshochschule in Deutschland. Berlin, 1953.

21 Picht, W. Schicksal der Volksbildung in Deutschland. Braunschweig. 1950. 303 S.

9

является для Пихта двенадцатилетним «вакуумом», в котором были полностью разрушены традиции народного образования. Причины этого процесса он видит в отсутствии единства у педагогов в сопротивлении и четкого отношения к политическим силам. В издании «Школьная история в Берлине» рассматриваются произошедшие изменения в школьной политике после прихода Гитлера к власти, а также прослеживается влияние идеологии на содержание учебных предметов, выделении приоритетных курсов и появлению новых22. Воспитанию детей в школах Германии в духе фашизма посвящена работа Х.Лангера .

Начиная с 1990-х гг. взгляд немецких исследователей, изучающих социальную историю Германии, существенно расширился и усложнился. Общее, что их объединяет, - это моральное осуждение нацизма и его преступлений, признание необходимости постоянной борьбы с неонацистской и неофашистской опасностью. Большое внимание зарубежные историки уделяют изучению деятельности еврейских школ в Третьем рейхе24. Отдельно стоит выделить работу Вернера Фёллинга «Идентичность между немцем и евреем», в которой на примере деятельности «Частной лесной школы Калиски» анализируются отношения между национал-социалистическим режимом и еврейскими школами. Достоинством данной работы является то, что автор наряду с правительственными документами использовал личную переписку между директором и школьным ведомством, между действующими и эмигрировавшими учителями и др. Применение им статистического материала позволяет судить о масштабах проводимой национал-социалистами политикой в отношении еврейского населения25.

22 Schulgeschichte in Berlin. - Berlin, 1987. -184 S.

23 Langer Hermann. Schulfrei filr den Tod: Jungen unter pickelhaube u. Staahlheim. - Berlin, 1988. - 196 S. Huber, Karl-Heinz. Jugend unterm Hakenkreuz. - Berlin, 1982.326 S.;

24 Walk, Joseph. Jiidische Schule und Erziehung im Dritten Reich. - Frankfurt am Mein: Hain, 1991. 371 S.; Ortmeyer, Benjamin. Schiksale jtidischer Schtllerinnen und Schtiler in den NS-Zeit - Leerstellen deutscher Erziehungswissenschaft?: bundesrespublikanische Erzieungswissenschaften (1945/49 -1995) und die Erforschung der natzistischen Schule. - Bonn, 1998. 826 S.

25 Foiling, Werner. Zwischen deutscher und jildischer Identita't: Dt.-jttdische Familien u. die Erziehung ihrer Kinder an einer jiidischen Reformschule im „Dritten Reich". Opladen. 1995. 327 S.

10

Заслуживает также нашего внимания работа немецкого историка Г.Кноппа «Дети» Гитлера»26, где автор приводит более 1000 свидетельств тех, кто был в гитлеровских организациях. Это рассказы энтузиастов и активистов, которые и сейчас с любовью вспоминают о «прекрасных временах» в Гитлерюгенде и Союзе германских девушек, и воспоминания тех, кто, не задумываясь, выполнял приказы и мечтал об одном - пережить войну, и рассказы тех немногих, кто сомневался и пытался противостоять режиму. На основе свидетельств представителей «потерянного поколения» автор воссоздает всестороннюю картину общественной и политической жизни Германии времен Третьего рейха.

В отечественной историографии интерес к данной проблеме появился, в 30-е годы. Пожалуй, первой работой, посвященной школьной политике Третьего рейха, была монография С.Я. Вольфсона «Культура и идеология загнивающего капитализма», где в главе «Воспитательная политика» автор попытался проанализировать систему воспитания в образовательных учреждениях Германии. С.Я. Вольфсон сделал вывод, что идеалом фашисткой педагогики являлась «казарма для малолетних, в которой штурмовики дрессировали бы свою достойную смену» . Из других работ этого периода отметим статьи Е. Лившица, А. Соколовой, Е. Шток, касающиеся содержания учебных курсов, учебников и методики

28

преподавания истории в школе .

Выход в свет следующих двух публицистических работ М.Вольфа «Германская молодежь в цепях фашизма» и И.Зильберфарба «Германская молодежь под игом фашизма» совпал с началом Великой Отечественной войны, что отразилось определенным образом на их содержании, поскольку брошюры отличались чрезмерной перегруженностью идеологии и

26 Кнопп Г. «Дета» Гитлера/Пер с нем. А. Чикишева. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. - 285 с.

27 Вольфсон С.Я. Культура и идеология загнивающего капитализма. М.-Л., Соцэкгиз. 1935. - 220 с.

28 Лившиц Е. Фашизация школы в Германии //Коммунистическая революция. 1934. №5. с. 74-84; Проблемы праистории //Историк-марксист. 1935. т.11; Соколова А. О преподавании истории в фашисткой Германии //Борьба классов. 1934. №5-6. с. 63-73; Шток Е. Как преподается и изучается история в современной Германии //История в средней школе. 1934. №2. с. 125-130.

11

небрежным отношением к фактам29. Надо отметить, что ученых, приступивших к изучению данной проблемы, было по-прежнему мало, отчасти это объяснялось недоступностью источников и материалов.

В первое десятилетие после окончания Второй мировой войны работ по истории нацизма практически не было. Происходило накопление материалов и документов, которые будут изданы в публикации семитомного издания материалов Нюрнбергского процесса (1957 - 1961 гг.)30. Пристальное внимание историков периода «оттепели» в первую очередь привлекали проблемы внешней политики гитлеровской Германии, другим сюжетом было изучение проблемы генезиса и функционирования идеологии нацизма31.

На протяжении долгого времени изучение германского фашизма было одним из приоритетных направлений в отечественной историографии. Среди советских историков, детально изучивших проблемы формирования германского фашизма, механизмы завоевания политической власти, идеологии, а также социальных проблем нацизма, можно назвать фамилии: Г.Л. Розанова, Л.И. Гинцберга, А.С. Бланка, А.А. Аникеева, А.А. Галкина, П.Ю. Рахшмир и др. . Однако работы отечественных исследователей в основном были посвящены изучению экономическим и внешнеполитическим вопросам. По мнению историка Ю.В. Галактионова, существующая государственная система в СССР, не могла позволить исследователям переступить через определенные грани, «табу». В 60-е — 80-е гг. авторы могли публиковаться по проблемам фашизма, если: 1. вписывались в общепринятую схему анализа: фашизм — порождение империализма, превентивная контрреволюция, маскируемая под революцию, кризисный

29 Вольф М. Германская молодежь в цепях фашизма. М.,Госполитиздат. 1941.- 75 с; Зельберфарб И. Германская молодежь под игом фашизма. М., Военниздат. 1941. - 63 с.

30 Нюрнбергский процесс над главными немецкими военными преступниками. Сборник материалов в семи томах. М.: Госюрисиздат, 1957-1961.

31 Ерусалимский А.С. Германский империализм: история и современность. - М.: Наука, 1964. - 664 с.

32 Розанов Г.Л. Германия под властью фашизма. (1933-1939 гг.). - М., «Международные отношения», 1963. -518 с; Гинцберг Л.И. На пути в имперскую канцелярию. Германский фашизм рвется к власти. - М., Наука. 1972. - 455 с; Бланк А.С. Из истории раннего фашизма в Германии. Организация, идеология, методы. - М., 1978. -208 с; Аникеев А.А. Германский фашизм и крестьянство (1933-1945). - Ростов на/Д.: Изд-во Рост, уни-та, 1979.-220 с; Он же. Аграрная политика нацистской Германии в годы второй мировой войны -Ростов на/Д.: Изд-во Рост, уни-та, 1990.205 с; Галкин А.А. Германский фашизм. - М.: Наука, 1989. 352 с; Рахшмир П.Ю. Происхождение фашизма. - М.: Наука, 1981. 184 с.

12

вариант перехода к государственно-монополистическому капитализму; 2. если сюжеты не вызывали у читателя ненужных параллелей: антисемитизм, репрессивный аппарат, молодежные организации НСДАП и сама партия, Гитлер и другие «коричневые диктаторы»33. Идеологизация, отсутствие доступных источников и материалов сказались на том, что вопросы, связанные с воспитательной политикой, мировоззренческим образованием немецкой молодежи, оставались без внимания.

Только с 90-х годов начинают меняться исследовательские приоритеты изучения проблем национал-социализма. Инициаторами новых подходов выступили В.А. Буханов, А.А. Галкин, Я.С. Драбкин, П.Ю. Рахшмир, Н.С. Черкасов, выдвинувшие ряд положений, которые раньше не имели право на существование: о необходимости более внимательного рассмотрения тезисов о революционной и модернизаторской функциях нацистского режима, об исключительной важности традиционно недооценивавшихся советской историографией источниках — дневниках и мемуарах нацистских лидеров и

дР.34

Н.С. Черкасов, занимавшийся в основном проблемами историографии национал-социализма, в 1993 г. подготовил со своими учениками Ю.В. Маковским, Г.Г. Супрыгиной, Т.Я. Бяликовой, О.И. Ющенко коллективную монографию «Германия: фашизм, неофашизм и молодежь»35. В ней впервые были проанализированы причины особой восприимчивости значительной части немецкой молодежи к фашисткой идеологии в 20-30-е годы, а также основные направления работы НСДАП с молодежью.

Важное место в монографии занимает рассмотрение Г.Г. Супрыгиной истории возникновения и эволюции национал-социалистической организации Гитлерюгенд. По мнению автора, с первых дней существования фашистского режима работа с молодежью стала одним из направлений

33 Галактионов Ю.В. Германский фашизм как феномен первой половины XX века: отечественная историография 1945-90-х годов/Учебное пособие. Кемерово: Кемеровский госуниверситет, 1999. с. 62

34 Галактионов Ю.В. Германский фашизм как феномен первой половины XX века: отечественная историография 1945-90 -х годов с. 73.

35 Германия: фашизм, неофашизм и молодежь /Отв. ред. Н.С. Черкасов. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1993. -176 с.

13

внутренней политики, сосредоточенной на полном подчинении системе нацистского господства, «устранению» социальных конфликтов в стране и подготовку к войне. Через деятельность Гитлерюгенд должна была осуществляться идеологическая унификация подрастающего поколения в духе национал-социалистического мировоззрения36. Однако основное внимание автор сосредоточил на раскрытии истории, структуры организации и ее деятельности, при этом, не затрагивая вопросы о формировании идеалов и ценностей подрастающего поколения посредством воспитания.

Важнейшим фактором для развития исследований по истории национал-социализма является международное сотрудничество ученых, расширяющееся год от года. Прежде всего, это проведение совместных проектов и конференций, переводы книг и статей. Главную роль в организации научных конференций играет Центр германских исторических исследований под руководством профессора Я.С. Драбкина, созданный в 1991 г. при Институте всеобщей истории РАН. Воплощением сотрудничества стала публикация совместного сборника «Россия и Германия в годы войны и мира» 7.

За период 1991 - 1998 гг. российскими авторами по сюжетам, связанным с историей нацизма, было опубликовано 4 монографии, 6 сборников и более десятка отдельных статей, которые стали в определенной мере «новым словом»38 в изучении нацизма39. Однако вопрос о соотношении в нацистской системе господства методов террора, пропаганды и организационно-политического воздействия оказался совершенно недостаточным.

36 Супрыгина Г.Г. Молодежная политика национал-социалистического режимаУ/ Германия: фашизм, неофашизм и молодежь /Отв. ред. Н.С. Черкасов. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1993. с. 36-92.

37 Россия и Германия в годы войны и мира (1941-1995). М.: «Гея», 1995. - 567 с.

38 Галактионов Ю.В. Указ.соч. С. 72.

39 Буханов В.А. Гитлеровский «новый порядок» в Европе и его крах. 1939 - 1945 (идейно-политические проблемы). - Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1994. - 168 с; Дьяков Ю.Л., Бушуева Т.С. Фашистский меч ковался в СССР: Красная Армия и рейхсвер. Тайное сотрудничество. 1922-1933. Неизвестные документы. -М.: Сов. Россия, 1992. - 384 с; Черная Л.Б. Коричневые диктаторы: Гитлер, Геринг, Гиммлер, Геббельс, Борман, Рибентропп). - М.: Республика, 1992. - 384 с; Демократия и тоталитаризма: европейский опыт XX. Екатеринбург, 1993. - 137 с.

14

В статье Г.Г. Супрыгиной «Германские женщины в период национал-социалистической диктатуры в Германии» определяются взаимоотношения личности и власти в Третьем рейхе40. Автор пишет о том, что нацисты «довольно рано осознали значение женщин для своего движения в качестве электората»41. Основополагающей ценностью для девушек и женщин должна была стать семья. Для этого в политической практике нацистского государства осуществлялись ряд «кампаний», одной из которых стала политика вытеснения работающих женщин с производства или из учреждений, с целью «вернуть ее к истокам истинного женского существования - к семье»42. Другой, не менее значимой, явилась политика повышения рождаемости.

Г.Г. Супрыгина приходит к выводу, что политика национал-социалистического режима в отношении женщин обнаружила много противоречий. Это были противоречия между навязываемым нацистами идеалом женщины, который был ориентирован на образцы прошлого, и изменившейся социальной действительностью, между призывами к активной политической деятельности в рамках национал-социалистических организаций и крайней незначительной возможностью действительной реализации способностей женщин и продвижения в карьере43.

Рассмотрению внутренней логики развития государственных институтов и социальной истории Третьего рейха посвещены работы историка О. Ю. Пленкова44, в которых автор ставит перед собой цель своим исследованием разрушить, характерный для отечественной историографии, стереотип представления о нацистском государстве как монолитной и жесткой системе власти и стереотип представления о немецком обществе в

40 Супрыгина Г.Г. Германские женщины в период национал-социалистической диктатуры в Германии //Германия и Россия в XX веке: две тоталитарные диктатуры, два пути к демократии: Материалы международной научной конференции (г.Кемерово 19-22 сентября 2000 г.)/Серия «Германские исследования в Сибири» - Кемерово, 2001.- С. 331- 347.

41 Там же: С. 333.

42 Там же: С. 336.

43 Супрыгина Г.Г. Указ.соч. С. 346.

44 Пленков О.Ю. Третий рейх. Социализм Гитлера (Очерк истории и идеологии). - СПб.: Издательский Дом «Нева», 2004. - 480 с; Он же. Третий рейх. Нацистское государство. - СПб.: Издательский Дом «Нева», 2004. - 480 с; Он же. Третий рейх. Арийская культура. - СПб.: Издателский Дом «Нева», 2005. - 480 с.

15

период Третьего рейха как «царстве всеобщих несправедливости, угнетения и несвободы»45. Обращаясь к социальной истории, О.Ю. Пленков анализирует историю создания Гитлерюгенд, ее структуру, деятельность во время Второй мировой войны. Автор приходит к выводу, что, несмотря на особенный характер нацистского молодежного движения, его нельзя представить вне традиции немецкого молодежного движения46. Необходимо отметить, что за пределами исследования автора остались проблемы мировоззренческого обучения детей и подростков, восприятие самими участниками «службы» в организации.

Сфера культуры также является предметом изучения историка О.Ю. Пленкова, однако рассмотренная проблема народного образования и науки в Третьем рейхе отличается некоторой долей схематизма. Представленное исследование больше раскрывает структуру системы образования, чем его содержание. Оценивая результаты изменений, произошедших в данной сфере, автор подчеркивает, что они не были фундаментальными47: предпринятый ряд попыток преобразовать школу в целом не привел к концептуальному перевороту в системе народного образования Германии. Это было «просто краткосрочное, близорукое и политически обусловленное администрирование»48.

Отечественными историками в процессе изучения германского фашизма были исследованы проблемы его происхождения, сущность и политика. Разоблачена и осуждена преступность нацистского режима, его антидемократическая, антигуманистическая направленность49. На рубеже XX - XXI вв. появляются исторические исследования, затрагивающие интересующую нас проблему, тем не менее комплексное исследование государственной политики Третьего рейха в области воспитания и образования немецкой молодежи в отечественной историографии

45 Пленков О.Ю. Третий рейх. Нацистское государство. С. 6.

46 Там же: С. 263.

47 Пленков О.Ю. Третий рейх. Арийская культура. С. 49.

48 Там же: С. 32.

49 Галактионов Ю.В. Германский фашизм как феномен первой половины XX века. С. 80.

16

отсутствует, хотя и рассмотрены более или менее полно отдельные аспекты данной темы.

Объектом исследования представленной диссертации стали образовательные и воспитательные учреждения нацисткой Германии. Диссертантом исследованы идеологические составляющие национал-социалистической воспитательной политики, влияние деятельности Гитлерюгенд, элитных школ Третьего рейха и общеобразовательной школы на процесс социализации немецкой молодежи. Кроме того, изучению подверглись такие вопросы: как воспринимали молодые люди то, что происходило вокруг них, и как это соотносилось с их идеалами, убеждениями и принципами.

Цель работы состоит в том, чтобы проследить осуществление государственной политики в сфере воспитания и школьного образования молодежи в Третьем рейхе.

Достижение цели возможно при решении следующих исследовательских задач:

рассмотреть идеологические составляющие национал-социалистической воспитательной политики; определить роль пропаганды в формировании мировоззрения немецких юношей и девушек;

- проанализировать молодежную политику Третьего рейха;

- проследить нацификацию школьного образования; выделить основные этапы в национал-социалистической школьной политике;

- изучить возникновение и деятельность различных типов элитарных учебных заведений; вывести иерархию ценностей учащихся, сложившуюся в ходе учебных и внеклассных занятий;

- рассмотреть принципы организации и содержание национал-политического обучения.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1933-го по 1945 гг. Нижняя временная граница объясняется приходом Гитлера к власти, распространением национал-социалистической идеологии, которая

17

изменила приоритеты в образовании. Прекращение существования Третьего рейха определило верхнюю границу.

Методологическая основа исследования. Методология исследования базируется на оснбве цивилизационного подхода, который не может претендовать на универсализм, но в то же время позволяет проанализировать как «культурные системы», так и «социальные структуры» Третьего рейха. В тоже время использование цивилизационного подхода помогает выявить соотношения между социальными формами поведения как отдельно взятых юношей и девушек, так и объединенных молодежной организацией Гитлерюгенд, а также институциональных механизмов, через которые эти отношения изменялись.

В диссертации использовались как общенаучные методы, так и специально-исторические. Воспитательная и образовательная сферы нацисткой Германии рассматриваются как развивающаяся система, зависящая от государственных интересов. Анализ государственной политики в отношении молодежи производится через изучение идеологических составляющих национал-социалистической воспитательной практики, деятельность Гитлерюгенда, элитных школ Третьего рейха, а также через организацию обучения детей в общеобразовательной школе. Применение историко-типологического метода позволило выделить типологию различных групп молодежного движения, выяснить причины этого разнообразия. Важное место в представленном исследовании занимает проблемно-хронологический принцип изложения, делающий возможным проследить нацификацию школьного образования. Для воспроизведения атмосферы, царящей в национал-политических интернатах, применялся описательный метод.

Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23775.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.