У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Проблемы Безопасности ФРГ в контексте взаимоотношений с СНГ А в 90-е годы 20- начале 21 века
Количество страниц 204
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23887.doc 
Содержание Содержание
Введение...3

ГЛАВА 1. Формирование политики национальной безопасности объединенной Германии в 90-е годы XX - начале XXI века...26

1.1. Национальные интересы и проблемы безопасности Германии в

условиях формирования нового миропорядка...31

1.2 Формирование концепции национальной безопасности ФРГ и развитие евроатлантических процессов в 90-е годы XX - началеХХ1 В...49

ГЛАВА 2. Германо-американские отношения в 90-е годы «эры Г.Коля».

2.1.ФРГ, как важнейший европейский партнер США в эпоху нового миропорядка...70

2.2. Участие ФРГ в миротворческих операциях...97

ГЛАВА 3. Взаимоотношения правительства социал-демократов ФРГ с администрациями США...116

3.1.Взаимодействие правительства Г.Шредера и администрации

У.Клинтона...116

3.2.Противоракетная оборона и взаимоотношения правительства ФРГ с

республиканской администрацией США...148

Заключение...169

Список использованных источников и литературы...175

Приложения...204


Введение.

Процесс формирования международных отношений на рубеже XX-XXI веков и связанные с этим геополитические и геоэкономические перемены, привлекали и привлекают внимание широкого круга исследователей. Основными объектами исследований, естественно, являются геостратегические центры и их взаимодействие в глобальном ив региональном масштабах. Важнейшими геостратегическими центрами современного мирового сообщества являются Соединенные Штаты Америки и Германия. Воссоединенная после четырех с половиной десятилетий «холодной войны» Германия в конце XX века приняла на себя роль главной движущей силы экономической интеграции Европы и. стала играть одну из ключевых ролей в формировании общей европейской политики. Перспективы интегрирующейся Европы в немалой степени стали зависеть от того, какие ориентиры выберет сама Германия при определении своей внешней политики. В свою очередь, США с начала 90-х представляют собой единственную глобальную сверхдержаву. Кроме двух

Америк, Западной Европы, Ближневосточного региона и Юго-Восточной

9 Азии, национальные интересы США твердо определились в таких '

¦ регионах, как Восточная и Юго-Восточная Европа, Закавказье, Центральная

Азия и регион Каспия. В этих условиях влияние американского фактора на политику ФРГ, и, в свою очередь, значение ФРГ для политики США приобрели особое значение для развития международных отношений.

Актуальность нашего исследования определяется- рядом причин. После окончания биполярного противостояния характер взаимодействия Германии и США изменился. В период «холодной войны» ФРГ для Соединенных Штатов Америки представляла важнейший геополитический аванпост. ФРГ рассматривалась как ключевой рубеж по сдерживанию коммунизма и являлась стратегическим плацдармом для США в условиях
потенциально возможного военного столкновения с «Восточным» блоком. В современных условиях Германия значима для США уже как геостратегический центр, принимающий растущее участие в европейской политике и экономике. Германия и США стали важнейшими «архитекторами» евроатлантического сообщества — географическое и политическое расширение НАТО проходило и проходит по германо-американскому «сценарию». США оказывают существенное воздействие на процессы европейской интеграции, в которых ключевую роль играет объединенная Германия. Также взаимодействие Германии и США во многом влияет и на становление внешней политики России в эпоху пост биполярного мира. Наконец, «иракский вопрос» в 2002-2003 гг. показал, что германо-американские отношения в значительной степени могут повлиять и на «климат» внутри евроатлантики.

Степень научной разработанности темы. Возросшее в новых условиях значение Германии и США на мировой арене стало причиной того, что тематика германо-американских отношений с самого начала 90-х годов XX века стала привлекать внимание широкого круга западных и отечественных исследователей. Темой, получившей наибольшее освещение, является германо-американское партнерство в рамках развития евроатлантической безопасности. Среди трудов отечественных исследователей можно выделить работы В.Кривохижи1, А.Уткина2, А.Шарапо3, М.Пономарева4 и С.Караганова5. Также данная; тема раскрывается и в монографиях, сборниках и статьях зарубежных исследователей. На Западе развитие германо-американских отношений представляет собой отдельный предмет изучения для целого ряда научно-

1 Кривохижа, В. США в новом мире: пределы могущества. / В.Кривохижа - М.: РИСИ, 1997. - 263 с.

2 Уткин, А. Американская стратегия для XXI века. / А. Уткин - М.: Логос, 2000. — 270 с.

3 Шарапо, А. О некоторых аспектах внешней политики ФРГ на современном этапе. / А. Шарапо // Белорусский журнал международного права и международных отношений. - №4,1999. ее. 3-9.

Шарапо, А., Розанов, А. Безопасность: подходы Запада. / А. Шарапо, А. Розанов - Минск, 1994. - 126 с.

4 Пономарев М. Германия в поисках нового места в мире. / М. Пономарев // Обозреватель - №4, 1998.

исследовательских центров. Так, при вашингтонском университете Джона Хопкинса действует Американский институт по исследованию современной Германии (American Institute for Contemporary German Studies - AICGS). Публикации, тематические доклады и проекты сотрудников института -
М.Бреннера , С.Серафи и А.Стент - посвящены непосредственно германо-американским отношениям, связанным с различными аспектами проблемы евроатлантической безопасности. Другой вашингтонский исследовательский центр - Американский институт по изучению общественной политики (American Enterprise Institute for Public Policy Research - AEI) - также одним из предметов своих исследований рассматривает германо-американские отношения ¦¦ в рамках евроатлантической безопасности. Ряд трудов ведущих научных сотрудников института - Дж.Киркпатрика, К.Боуман, У.Шнайдера, Н.Орнштайна и Н.Эберштадта - непосредственно относятся к указанной теме. В самой Германии также существуют исследовательские центры, уделяющие большое внимание теме партнерства с США в рамках системы евроатлантической безопасности9. В первую очередь следует отметить Институт по исследованию проблем мира и политики безопасности при университете Гамбурга (Institut fuer Friedensforschung und Sicherheitspolitik Hamburg - IFSH). Непосредственно германо-американским отношениям на современном этапе посвящен ряд работ гамбургских исследователей К.-Х.Кампа'0 и М.Райнарда11. Ряд проектов и исследований по данной теме проводится и Центром трансатлантических исследований международной

5 Караганов, С. Безопасность будущей Европы. / С. Караганов - М., Наука, 1993. - 240 с.

6 Brenner, M. United States and West European Union. - American Institute for Contemporary German Studies. - AICGS Publications - 1997.

7 Serafy, S. Dual Enlargement: A Family Reunion. / S. Serafy - American Institute for Contemporary German Studies.-AICGS Publications- 1997.

* Stent, A. A New Security Agenda for U.S.-German-Russian Relations: Interim Report. / in: AICGS Policy Report #3, 2002. - The American Institute for Contemporary German Studies. - John Hopkins University. -AICGS, Washington D.C. - 2002. - pp. 39-73.

9 Многие германские исследователи (а также политики) предпочитают термин «евро-американские отношения» термину «германо-американские отношения».

10 Kamp, K.-H. Transatlantishe Dissonanzen in der Aussen- und Sicherheitspolitik. / K.-H. Kamp // Die politishe Meinung.-Nr.380,- Juli2001.-ss. 18-94.

"Reinhard, M. Europa unter falscher Flagge. / M. Reinhard - Hamburg: IFSH. 1997. - 18 s.
политики и политики безопасности при Свободном университете Берлина (Free university Berlin Center on Transatlantic foreign and security policy studies -FUBCTFSP).

В то же время, воздействие американского фактора на политику национальной безопасности Германии и политику, направленную на осуществление Германией собственных интересов как отдельная тема, касающаяся одного из важнейших аспектов германо-американских отношений, не является, в настоящее время, в достаточной мере изученной. В связи с этим возникает необходимость проведения данного исследования.

Цель данного исследования — определить степень и последствия воздействия США на процесс формирования германской политики безопасности на рубеже XX-XXI вв.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть становление жизненно важных геоэкономических и геополитических интересов объединенной Германии W указанный у период.

2. Проанализировать развитие концепции национальной безопасности и указать роль Германии в деятельности европейских и евроатлантических институтов по обеспечению безопасности в 1990-е - 2000-е гг.

3. Изучить сферу стратегических интересов Вашингтона в тех регионах Европы и Азии, где представлены также интересы ФРГ.

4. Выделить приоритеты политики США в отношении единой Германии в исследуемый период.

5. Определить значение американского военно-политического присутствия в Европе для политики национальной безопасности ФРГ в исследуемый период.

б. Сопоставить позиции США и ФРГ, касающиеся важнейших норм безопасности международного права и положений оборонной доктрины НАТО в конце 90-х годов XX века.

Хронологические рамки исследования охватывают период с объединения Германии в 1990 году по 2003 год. Аншлюс ГДР к ФРГ явился важнейшим этапом распада ялтинско-потсдамской системы и с этого момента Германия де юре стала полноправным субъектом международных отношений. В' 2002-2003 гг. «иракский вопрос» стал главным свидетельством самостоятельности внешней политики «Берлинской республики».

В географические рамки исследования входят Западная, Центральная^ Восточная; и Юго-Восточная Европа, Кавказ и Центральная Азия, со смежным прикаспийским регионом. Это территории, где интенсивно пересекаются и порой сталкиваются интересы ФРГ и США. Ближний Восток и сомалийское побережье Северной Африки также включены в географические рамки исследования, как регионы, представляющие геополитическое значение для США.

Методологические принципы. В> ходе работы над данным исследованием автор руководствовался принципами; историзма и объективности. Принцип историзма позволил подвергнуть конкретно-историческому анализу разноплановые события и процессы в германо-американских отношениях, связанные с крушением старого и началом формирования нового миропорядка. Придерживаясь принципа объективности, удалось дать взвешенную оценку исследуемым событиям и процессам.

В процессе исследования поставленной проблемы автор руководствовался диалектическим пониманием процесса исторического
развития и исходил из причинно-следственной обусловленности событий и явлений.

Важнейшими из методов представленного исследования являются сравнительно-исторический метод, хронологический метод, метод исторического моделирования (ретроспективный метод). Сравнительно-исторический метод позволил из множествам фрагментов германо-американских отношений создать обобщенную картину их развития. Хронологический? метод явился необходимым инструментом: при периодизации взаимосвязанных исторических событий и процессов. С помощью ретроспективного метода было проведено исследование опыта и уроков германо-американских отношений в 1990-2000-е гг. и их сопоставление с новейшими явлениями и процессами в международной жизни.

Предметом исследования является воздействие американского фактора на политику безопасности ФРГ в 90-е годы XX века и в начале XXI века:

Объект исследования — внешняя политика объединенной Германии в указанный период.

Основные источники, с помощью которых проведено наше исследование, можно условно поделить на четыре основные группы. К первой группе относятся документы исполнительных и законодательных органов международных организаций и государственных институтов ФРГ и США. Вторая группа источников включает в себя публикации документов и материалов, мемуары и статьи политических деятелей двух государств. Третью группу составляют официальные выступления политических деятелей этих стран и материалы пресс-конференций с их участием. Четвертую группу представляют периодические издания, в которых
важнейшие события, имеющие прямое отношение к исследуемой теме.

Первую группу источников также можно разделить на две подгруппы: документы и договоры, в которых отражены важнейшие решения, принятые в рамках таких структур, как НАТО, ЗЕС и ЕС, а также международные договоры и соглашения, принятые в рамках многостороннего диалога. Вторая подгруппа включает в себя документальные источники, отражающие ключевые решения правительственных и законодательных органов и отдельных политических партий двух государств, представляющие важность в рамках данного исследования. Документы и нормативно-правовые акты данной группы источников в большинстве своем были созданы в период первой половины 90-х годов, непосредственно после начала распада ялтинско-потсдамской системы. Они представляют собой концептуальные положения и основные принципы оборонной политики евроатлантических и панъевропейских институтов, а также принципиальные установки политики национальной безопасности ФРГ.

Источники первой подгруппы, содержащие решения политических и военно-политических институтов Европы и евроатлантического сообщества, представляются очень важными по той причине, что в них нашли свое отражение основные принципы развития европейской и евроатлантической интеграции, а также документы, призванные определять политику безопасности таких организаций, как НАТО, ЕС и ЗЕС в долгосрочной перспективе. Это такие документы, как Лондонская декларация Североатлантического альянса 1990 года12, в которой участники определили основные приоритеты организации в новых условиях и выработали основные принципы взаимодействия с государствами Организации Варшавского Договора и другими региональными

12 London Declaration On A Transformed North Atlantic Alliance. - Office of Information and Press. NATO. -Brussels, 1990.
организациями в деле обеспечения безопасности в регионе. Сюда же следует отнести и документы римского саммита НАТО 1991 года13, в которых уточнена роль Североатлантического альянса в новых условиях, а также декларацию, подписанную участниками Западноевропейского союза в Петерсберге в 1992 году14. В Петерсбергской декларации ЗЕС были поставлены основные задачи, которые, в новых условиях, предстояло выполнять организации в контексте обеспечения европейской безопасности. Декларация определила и основные принципы взаимодействия организации с Европейским союзом. Важное значение для формирования европейской системы безопасности представляет и ряд других документов, принятых в рамках саммитов стран участниц ЗЕС. Римский симпозиум ЗЕС 1993 года стал моментом определения позиций участников организации в отношении трансатлантического проекта противоракетной обороны'5. В Люксембургской декларации ЗЕС 1993 года впервые была озвучена идея применения военных инструментов НАТО в рамках операций, инициируемых панъевропейскими институтами16. Более детально подобный механизм17 был представлен в Мадридской декларации ЗЕС 1995 года18. Кроме того, в данную подгруппу можно включить и Дейтонское соглашение о мирном устройстве Боснии19, подписанное в результате двух этапов мирной конференции в Париже и Дейтоне. Документ охватывает широкий круг вопросов послевоенного устройства

" Rome Declaration on Peace and Cooperation. /NAC. 8th November 1991. - Office of Information and Press. NATO. -Brussels, 1991.

The Alliance's new Strategic Concept. / NAC. 7Л-8Л November 1991. - Office of Information and Press. NATO. -Brussels, 1991.

14 Western European Union Council of Ministers Petersberg Declaration. - WEU Council of Ministers. - Bonn, 19 June 1992.

15 Anti-Missile Defense for Europe. Symposium, 20-21 April 1993, Rome. - Assembly of Western European Union.-WEU, 1993.

16 Western European Union Council of Ministers Declaration. - WEU Council of Ministers. - Luxembourg, 22 November 1993.

17 В начале 1994 года, в ходе саммита НАТО, американская сторона официально предоставила европейцам возможность использования военных ресурсов НАТО в операциях, непосредственное участие в которых США предусматривалось нецелесообразным.

18 Madrid Declaration. 14 November 1995. - WEU Council of Ministers. - Madrid, 14 November 1995.

19 The Dayton Peace Accords on Bosnia. December 14,1995. - U.S. Department of State. / Dispatch Supplement, Volume 7,- Number 1.- Washington D.C., 1996.
Боснии и Герцеговины, включая гражданский, гуманитарный и военный аспекты20.

Вторая подгруппа источников представлена решениями правительственных и законодательных органов и отдельных политических партий двух государств, в которых отразились наиболее важные принципы внешней политики и политики безопасности ФРГ и США. Например, Директивы оборонной политики21, представленные главой оборонного ведомства ФРГ Ф.Рюэ летом 1992 года. Документ определяет роль Германии в евроатлантических и панъевропейских институтах безопасности, а также роль Бундесвера в системе безопасности Европы и основные принципы дальнейшего развития и реформирования вооруженных сил ФРГ. Большое значение в Директивах уделяется и проблеме соответствия концептуальных положений военно-политической доктрины ФРГ основополагающим принципам международного права. «Концептуальный план развития Бундесвера», принятый в 1994 году22, основываясь на; принципах Директив оборонной политики 1992 года, определяет характер, структуру и задачи Бундесвера в новых условиях. Важным документом данного типа является также отчет сенатора Конгресса США Р.Лугара о Программе взаимного снижения угрозы (Cooperative Threat Reduction - CTR) , более известной) как «программа Нанна-Лугара», направленная; на финансирование ядерного разоружения России и государств СНГ. Политику ФРГ, направленную на снижение рисков, связанных с оружием массового уничтожения, в наглядной форме отражает документ, получивший: название «10 пунктов инициатив К.Кинкеля»24. В 1993 году германский министр иностранных дел обратился в СБ ООН с предложениями, разработанными германским министерством,

21 Die Verteidigungspolitischen Richtlinien. - Presse- und Informationsamt der Bundespegierung, 1992.

22 Konzeptionelle Leitlinie zur Weiterentwicklung der Bundeswehr vom 12 Juli 1994. - BMVg 1994.

23 Lugar R. Statements on Introduced Bills and Joint Resolutions. - Congressional Record: 18 March 2002

(Senate).- Pp.S2009-S2014.
и призванными ужесточить режим нераспространения ядерного оружия и «материалов двойного применения». Наконец, в эту подгруппу источников может быть включено коалиционное соглашение СДПГ с партией Зеленые/Альянс 90 1998 года25. В нем отражены основные приоритеты и принципы внешней политики и политики безопасности сформированного тогда коалиционного правительства. Соглашение содержит и изложение позиции коалиции в отношении ядерной стратегии НАТО.

Вторая группа источников - мемуары и статьи политических деятелей двух государств — также нами условно делится на две подгруппы. К первой относятся мемуары, в которых отражены взгляды ведущих политических деятелей на события, происходившие в рассматриваемый период и важные для нашего исследования. В этих трудах освещен и широкий спектр проблем и интересов в отношениях США и ФРГ. Так, в «Воспоминаниях» (1995) Х.-Д.Геншера26 отражены взгляды и опыт политика, принимавшего непосредственное участие в формировании внешней политики Германии на рубеже 80-х и 90-х годов XX века. Вторая подгруппа материалов этой категории - статьи и тезисы ведущих политических деятелей двух государств, в которых отразились позиции и взгляды авторов в отношении конкретных проблем. Статья Д.Куэйла27, вице-президента США при президенте Дж.Буше-старшем освещает типичные моменты во внешнеполитических приоритетах республиканцев и демократов США и представляет критический анализ внешней политики администрации У.Клинтона. Статья Р.Шарпинга, экс-министра обороны в правительстве Г.Шредера, опубликованная в еженедельнике «Mirror

24 Kinkel К. 10-point Initiative on Non-Proliferation Policy. Statement by Dr Klaus Kinkel, Federal Minister for Foreign Affairs. / K. Kinkel//Nuclear Proliferation News. - Issue No. 10.- Friday, 10 June 1994.-pp. 12-17.

25 Coalition Agreement between SPD and Alliance 90/The Greens. - Presse- und Informationsamt der Bundesregierung, 1998.

26 Genscher H.-D. Erinnerungen. / H.-D. Genscher - Berlin: Siedler Verlag. 1995. - 419 p.

27 Quayle D. Is America Safe? / D. Quayle. //Americanism Educational League Freedom Center. - November 1993.- pp.3-8.
Weekly» в начале 1999 года28, отражает значимость Украины в контексте интересов Германии и Европы.

Третья группа источников, представленная официальными выступлениями политических деятелей и материалами пресс-конференций с их участием, отражает позицию германских и американских деятелей в отношении текущего политического курса государств, позицию по отдельным направлениям политики государств и позицию в отношении конкретных сложившихся ситуаций. Например, материалы вашингтонской пресс-конференции октября 1998 года с участием Г.Шредера и У.Клинтона29 освещают позиции двух лидеров в отношении мер, направленных на решение косовской проблемы. К данной группе также относятся и многочисленные выступления У.Кристофера в рамках саммитов НАТО, речь Р.Шарпинга перед Бундестагом от 27 ноября 2000 года30, в которой министр обороны ФРГ определил приоритетные задачи политики безопасности государства, а также выступление вице-канцлера и министра иностранных дел ФРГ Й.Фишера от 18 ноября 2000 года31, в ходе которого германский политик определил основные условия успешной реализации пакта о стабильности для стран Юго-Восточной Европы.

Четвертую группу использованных в ходе работы источников представляют ведущие периодические издания Соединенных Штатов, Германии и других государств, в которых отражены важнейшие события; имеющие прямое отношение к исследуемой теме. Наиболее цитируемыми периодическими изданиями в рамках данного исследования являются

28 Sharping, R.. Ukraine and Euroatlantic Security Framework. / R. Sharping // Mirror Weekly. - 15 January 1999.- pp. 12-23.

29 Remarks by the President and German Chancellor-Elect Gerhard Schroeder. - Office of the Press Sescetary. -Washington D.C., October 9,1998.

30 Sicherheitspolitische Ziele Deutschlands. Rede des Bundesministers der Verteidigung, Rudolf Scharping im Deutschen Bundestag am 27. November 2000. //Stichworte zur Sicherheitspolitik. - Dezember 2000. - Nr. 12. -Ss. 19-24.

31 Address by Joschka Fischer, Federal Minister for Foreign Affairs, before the Political Committee of the NATO Parliamentary Assembly. Berlin, 18 November 2000. / Office of Information and Press. NATO - 1110 Brussels -Belgium.
Вашингтон Пост32, Нью-Йорк Тайме33, Вашингтон Тайме34, Гардиан35, Интернешнл Геральд Трибьюн36, Франкфуртер Альгемайне Цайтунг37 и Зюдцойче Цайтунг38. Уникальность данной группы источников состоит в том, что во многих из них нашли свое отражение важнейшие решения политических деятелей двух государств, в значительной степени повлиявшие на развитие событий, важных в контексте настоящего исследования. Причем, в ряде случаев в прессе отражались действия властей и факты, не предававшиеся широкой огласке. Так, Вашингтон Пост весной 1991 года сообщила о решении Конгресса от 5 ноября 1990 года, согласно которому США с 1991 года фактически установили режим

32 Atkinson, R. Court Allows German Troops to Join Missions Outside NATO Area. // Washington Post. - July 13,1994.

Dionne, E. The Clinton Doctrine. // Washington Post. - December 26,1997.

Drozdiak W. German Strikes Bold New Course on Foreign Policy. // Washington Post. - December 4,1998.

Drozdiak W. Onetime 'Tree-Huggers' Now Cut Wide Swath. Germany's Greens May Get 3 Cabinet Posts. // Washington Post. - September 30,1998.

Gellman В., Lancaster J. Army Secretary Defies Congress on Troop Reductions in Europe. // Washington Post. - 10 October 1992.

Goshko J. Bush Threatens 'Military Force' If Serbs Attack Ethnic Albanians. // Washington Post. - December 29,1991.

Home, A. Ethnic Albanians In Yugoslavia Reportedly Vote for Sovereignty. // Washington post. - October 26, 1991.

Home, A. Yugoslavs Unite Against Suspension of U.S. Aid. Official Labels Congressionally Mandated Action 'A Stupidity of American Polities'. // Washington Post. — May 23,1991.

Loeb V. Levin Agrees to Cut Missile Test Curbs From Defense Bill. // Washington Post. - September 18, 2001.

Loeb V. Senate Panel Clears Missile Defense Curbs. // Washington Post. - September 8,2001.

Milbank, D. Bush, German Officials Try to Minimize Discord Over Policy Issues. // Washington Post. - May 23,2002.

Rittman, A. A Halliburton Primer. // Washington Post. - July 11,2002.

Warsh, D. Postwar Outlook: Americans Leading, Europeans Maneuvering, Japanese Thriving.// Washington Post.- March6,1991.

33 Erlanger, S., Sanger, D. Bush Begins Mission to Assure Europeans He Wants Their Advice on Global Hot Spots. // New York Times. - May 23,2002.

Sciolino, E. Despite Heat, Christopher Has 'The Time of My Life'.// New York Times. - 1 June 1993. Kinzer, S. Caspian Oil Pipeline Suffers a Setback. // New York Times. - November 28,1998.

34 Seper, J. KLA Rebels Train In Terrorist Camps. // The Washington Times. - May 4,1999.

35 Chossudovsky, M. America at war at Macedonia. // The Guardian. - July 18,2001. Traynor, Y. KLA to Hold fire as Serbs retreat. // The Guardian. - June 9,1999. Germany and Britain split over ground troops. // The Guardian. - May 18,1999.

Morris, C, Traynor, Y. Caspian oil plan stirs political cauldron. // The Guardian. - November 20, 1999.

36 Clinton W., Schroeder G. Forward with the Democrats of Southeast Europe. // Internationa Herald Tribune. -July 28,2000.

Fitchett, J. Holbrooke In Belgrade To Step Up Kosovo Deal. // International Herald Tribune. - 15 May 1998.

Bildt, С In Bosnia Five Years Later, Help the Leaders Get Responsible. // International Herald Tribune. -December 18,2000.

Feldmeier K. Die Bundesmarine wird sich nicht an Aktionen im Golf beteiligen. // Frankfurter Allgemeine Zeitung. - 21 August 1990. 38 Kerne Mehrheit fur Marine-Einsatz im Golf. // Suddeutsche Zeitung. - 16 August 1990.
экономической изоляции Югославии39, что во многом предрешило судьбу государства в дальнейшем. Кроме того, источники данной подгруппы особенно важны для сравнительно-исторического анализа. В них отражены приоритеты внешней политики США в отношении Ирана в различный период, динамика германского подхода к вопросу военного участия в конфликтах вне территориальных рамок Североатлантического альянса и позиции германских и американских лидеров в отношении программы противоракетной обороны на протяжении исследуемого периода.

Литература.

При проведении данного исследования был привлечен широкий круг работ отечественных и зарубежных авторов. Среди трудов отечественных исследователей следует выделить сборник «Европейский Союз на пороге XXI века» под редакцией Ю. Борко и О. Буториной40. В нем всесторонне анализируются проблемы западноевропейской интеграции на рубеже XX-XXI веков. В работе выявляются важнейшие тенденции и противоречия в развитии Европейского Союза, на базе проведенного анализа дается прогноз европейского интеграционного процесса на период до 2010-2015 годов. Многие авторы статей, вошедших в данный сборник, отмечают значительный вклад США в формирование и развитие панъевропейских интеграционных структур в период «холодной войны». В то же время, по мнению В.Шемятенкова после окончания биполярного противостояния, ЕС стал одним из главных конкурентов США в сфере экономики41,. В свою очередь, Д.Данилов видит конкуренцию между американским и европейским институтами безопасности, как «реальную перспективу»42. А.Панарин в одной из своих монографий предполагает вероятность раскола

39 Home, A. Yugoslavs Unite Against Suspension of U.S. Aid. Official Labels Congressionally Mandated Action 'A Stupidity of American Politics' .//Washington Post. -May 23, 1991.-p. A50.

40 Европейский Союз на noporeXXI века: Сб. Ред: Борко, Ю., Буторина, О. - М, УРСС, 2001. - 473 с.

41 Шемятенков, В. Маастрихтский договор - начало нового этапа в развитии ЕС.
евроатлантики в перспективе43. Оценивая события, связанные с развалом биполярного миропорядка, автор говорит о начале «неслыханного по масштабам наступления Моря на Континент», при этом, подчеркивая, что Германия является представителем Континента. По-иному оценивает перспективы евроатлантики другой отечественный исследователь - С. Караганов, считающий, что только присутствие США в Европе сможет в перспективе в полной мере гарантировать безопасность государствам ЕС^. Внешняя политика объединенной Германии, ее интересы и место в интегрирующейся Европе широко освещены отечественными,, европейскими и американскими исследователями. В одной из монографий известного российского исследователя А.Ахтамзяна45 проведен всесторонний; анализ процесса объединения Германии, с учетом экономических, политических, социальных и внешнеполитических аспектов. В другой работе автор рассматривает ФРГ 90-х годов, как сильнейшую экономическую державу Европы46. Среди работ зарубежных исследователей в первую очередь следует отметить работы известного германского политика КХакке*1, в которых внешняя политика и национальные интересы послевоенной Западной Германии и объединенной Германии первой половины 90-х годов, получили самое полное освещение. Г.Тревертон, известный американский политолог, до 1995 года занимавший пост председателя Национального совета по разведке, рассматривает роль объединенной Германии: в евроатлантической системе безопасности. В первой из двух важных для нашего исследования работ, автор анализирует перемены во внешней

"Данилов, Д. Общая внешняя политика и политика безопасности.

43 Панарин, А. Глобальное политическое прогнозирование в условиях стратегической нестабильности. / А. Панарин - М., УРСС. 1999. - 270 с.

44 Караганов, С. Безопасность будущей Европы. / С. Караганов - М., Наука. 1993. - 241 с.

45 Ахтамзян А. Объединение германии или аншлюс ГДР к ФРГ. В 2-х ч. / А. Ахтамзян. - М., Изд-во МГИМО, 1994. - Ч. I-1I. - Ч. I. 105 с. - Ч II. 162 с.

46 Ахтамзян, А. Федеративная республика германия в конце XX века. / А. Лхтамзян. // Новая и новейшая история,- 1999.- №4.-с.33-50.

47 Наске, С. Die Aussenpolitik der BRD. Weltmacht wider Willen? /C. Hacke. -Ullstein, 1997.-605 s. Hacke, С Nationales Interesse als Handlungsmaxime fuer die Aussenpolitik Deutschlands. / C. Hacke. /in:

Kaiser, K., Krause, J. Deutschlands Neue Aussenpolitik, Band 3: Interessen und Strategien. - Muenchen: Oldenburg. 1996.-s. 3-13.
политике Германии после объединения и приоритетные направления внешнеполитического курса правительства Г.Коля в новых условиях . Во второй работе Г.Тревертон показывает схожие и различные моменты в геополитических приоритетах ФРГ и США в начале 90-х годов, а также указывает роль двух государств в обеспечении безопасности на европейском континенте49. Труд американского исследователя У.Патерсона50 также посвящен внешней политике объединенной Германии начала 90-х годов и проблемам безопасности Европы в новых условиях. Коллективная работа трех авторов - У.Патерсона, Г.Смита и П.Меркла51 — раскрывает эволюцию внешнеполитического курса Бонна в период «холодной войны». В этой работе представлен анализ подходов германских канцлеров и имевшихся политических образований к вопросам внешней политики западногерманского государства. В работе британского исследователя У.Уоллеса52 дается анализ последствий объединения Германии в контексте интересов Франции и Великобритании. Кроме того, автор особо подчеркивает то, что три европейские державы - Германия, Франция и Великобритания — будут определять в будущем характер развития европейских интеграционных процессов. Участие единой Германии в процессах европейской интеграции, роль и место Германии в Европейском союзе* в 90-е годы детально рассмотрены в работе Д.Андерсона53. Автор большое внимание уделяет экономическим аспектам, широко освещены торгово-экономические отношения Германии в Евросоюзе, проблемы энергетики интегрирующейся* Европы и
Список литературы 48 Treverton, G. Force and Legacies Shaping a New Germany. / G.Treverton. / in: Geipel, G. Germany in a New Era. - Indianapolis: Hudson Institute. 1993. — 312 p.

49 Treverton, G. America, Germany and the New Europe / G. Treverton - Council on Foreign Relations Press, 1991.-32 p.

50 Paterson, W. Muss Europa Angst vor Deutschland haben?, / in: Hrbek, R. Der Vertrag von Maastricht in der wissenschaftlichen Kontroverse. - Baden-Baden: Nomos. 1993. - 195 p.

51 Paterson, W., Smith, G., Merkl, P. Developments in West German Politics. - Duke University Press, 1989. -359 p.

52 Wallace, W. Germany at the Center of Europe. / in: Kolinsky, E. (ed.) The Federal Republic of Germany: The End of an Era. - Oxford: Berg. 1991.-504 p.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23887.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.