У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Прогрессивно—консервативная партия Канады в 1934-1993 г. положение партии и эволюция ее политики по конституционному вопросу
Количество страниц 247
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23923.doc 
Содержание Содержание
Оглавление

Введение...3

Глава 1.

Некоторые особенности государственной структуры страны

и всеобщие выборы в Канаде в 1984 г...38

§1. Партийно-политическая система Канады...38

§2. Социально-политическая ситуация в Канаде накануне всеобщих выборов! 984г...69

§3.Избирательная кампания ПКП и приход консерваторов к власти

в 1984 г...82

Глава 2.

Конституционная политика консервативного кабинета Б.Малруни в 1984-1993 гг...106

§1. Разработка Мичлейкского соглашения...106

§2. Неудача правительственной инициативы и начало

противостояния в канадском обществе... 134

§3. Подготовка Шарлоттаунской конституционной инициативы...146

Глава 3.

Поражение ПКП на общенациональных выборах 1993 г... 167

§1. ПКП и основные политические конкуренты...167

§2. Периодизация избирательной кампании консерваторов и их

поражение на всеобщих выборах 1993 г...176

§3. Перспективы развития канадского федерализма в XXI веке:

конституционные инициативы канадских консерваторов в 1993-

2003 гг...190

§4. Консервативная партия накануне всеобщих выборов 2004 г. ...215

Заключение...229

Список использованных источников и литературы


Введение.

Изучение идеологии и политической практики Прогрессивно-консервативной партии Канады представляется существенным моментом для понимания в целом канадской новейшей истории 80-90-х гг. XX столетия.

Прогрессивные консерваторы сыграли весомую роль в трансформации двухпартийной системы на федеральном уровне. Наряду с либералами, они, в ранге общенациональной партии, в течение значительного периода времени формулировали основные направления внутренней и внешней политики страны, а также сохраняли контроль над большей частью избирательного корпуса. Именно их лидер Дж. Макдональд возглавил первое после образования федерации правительство парламентского большинства.

Заимствуя опыт западноевропейских партий, консерваторы еще в течение 60-70-х гг. XX столетия провели модернизацию своей организационной структуры, ввели фиксированное членство, предприняли действенные меры по расширению имеющейся социальной и региональной базы. ПКП неоднократно стремилась убедить избирателей в своей надежности, политической грамотности, четкой приверженности выдвигаемым программным установкам. Это, в свою очередь, и позволило консерваторам сформировать правительство парламентского большинства во главе с Б.Малруни в 1984 г., повторив затем свой успех в 1988 г. Немаловажную роль в этом триумфе сыграли обещания лидера ПКП содействовать разрешению франкоканадской проблемы в стране конституционными методами. Стремление добиться прогресса на федерально-провинциальных переговорах в этой области явилось отличительной чертой всей государственной политики правящего консервативного кабинета. Поэтому осмысление стратегии и тактики ПКП, нашедшей свое конкретное воплощение в избирательных кампаниях 1984 и 1993 гг., а также в деятельности правительств Б.Малруни и К.Кэмпбелл в

отношении обновления федеративного устройства страны и усовершенствования конституционных полномочий центра и провинций, представляется, несомненно, важным.

В зарубежной и отечественной научной литературе, особенно периода последних 10-12 лет, данная тематика получила определенное освещение, однако, на наш взгляд, ее комплексному анализу уделялось недостаточное внимание. Поэтому, осмысление стратегии и тактики правительства Б. Малруни в отношении обновления федеративного устройства страны, усовершенствования конституционных полномочий центра и провинций представляется, несомненно, актуальным. Канадский опыт, учитывая особенности федеративного государственного устройства данной страны, межэтнических отношений и влияния интеграционных процессов на внутриполитическую жизнь, является в этом смысле показательным и для России, так как для канадского опыта характерно стремление использовать только цивилизованные и конституционные средства разрешения национально-правового кризиса.

Целью данного исследования является изучение особенностей и комплексный анализ поэтапной конституционной реформы, предложенной Прогрессивно-консервативной партии Канады в период ее нахождения у власти в 1984-1993 гг. Для реализации этой цели поставлены следующие задачи:

•раскрыть реальные причины прихода ПКП к власти в общенациональном масштабе в 1984 г.;

•выделить особенности избирательных кампаний ПКП в период руководства партией Б.Малруни и К.Кэмпбелл;

•определить место и роль партии канадских консерваторов в политической системе Канады, положение партии в канадском обществе; •показать новаторский характер Мичлейкского и Шарлоттаунского соглашений, применительно к предшествующей государственно-правовой политике;

•проанализировать процессы, имевшие место внутри ПКП в 1984-1993 гг., и,

прежде всего, смену лидерства, особенности финансирования партии, а

также развитие ее социальной и региональной базы;

•объяснить провал конституционных инициатив консервативного кабинета

Б.Малруни в 1990-1992 гг., а также поражение его последователей на

всеобщих выборах 1993 г.;

•дать общую характеристику политической деятельности ПКП после ее

поражения на всеобщих выборах 1993 г.

Хронологические рамки исследования охватывают 1984-1993 гг. Это период нахождения у власти Прогрессивно-консервативной партии во главе с Б. Малруни. В то же время, в силу специфики изучаемого материала, в диссертации рассматривается предыстория конституционного развития Канады и квебекской проблемы до 1984 г., освещаются вопросы, связанные с избранием Б.Малруни на пост лидера Прогрессивно-консервативной партии в 1983 г., а также дается общая характеристика политической деятельности канадских консерваторов в 1993-2004 гг.

Методологические основы исследования. Работа построена на использовании историко-сравнительного, проблемно-хронологического, историко-системного и других методов, что позволило создать целостную историческую картину, состоящую из совокупности фактов в их многообразии, взаимодействии и развитии.

Степень изученности темы. Вся имеющаяся зарубежная и российская историография по данной проблематике может быть условно разделена на три группы. В центре внимания первой оказалась историческая эволюция канадской партийно-политической системы, и в частности, непосредственно самого институционального развития прогрессивных консерваторов. Отдельным проблемам функционирования ПКП в J 984-1993 гг. посвящены работы канадских историков и государственных деятелей -деятеля Прогрессивно-консервативной партии Кларка Г., Камерона С, научного сотрудника Школы политических исследований Королевского

университета в Кингстоне Х.Сигала, проанализировавших основные вехи политической карьеры Б.Малруни, а также некоторые направления деятельности его консервативного кабинета.1 В то же время, данные авторы считают приход к власти ПКП в общенациональном масштабе в 1984 г. случайным явлением, и объясняют успех консерваторов лишь удачным стечением обстоятельств. Политическая ситуация в Канаде в 80е-нач.90-х гг. XX столетия рассматривается ими в отрыве от социально-экономических противоречий, франкоканадского вопроса и назревших федерально-провинциальных проблем. Деятельность партии показана ими фрагментарно, отсутствует анализ и детализация эволюции ПКП в вышеупомянутый период времени, не рассматривается социальная и региональная база консерваторов, принципы их работы с потенциальными избирателями, а также проблема лидерства в партии.

Напротив, в работах Уиринга Дж., Фриззелла А., Хариссона Т. , Мартина П., Грегга А., Перлина Д., Уорда Н., Левита Дж., Мортона Д., Флетчера Ф. присутствует системный анализ важнейших институтов федерального уровня в Канаде: парламента, кабинета министров, политических партий, всеобщих выборов 1984, 1988 и 1993 гг. В частности, Уиринг Дж. отметил важную роль Прогрессивно-консервативной партии в политической жизни страны. По его мнению, в течение 80-х гг. XX столетия консерваторы оказали существенное воздействие на институционализацию и дальнейшую консолидацию канадского государства. Именно их деятельность способствовала временному спаду националистических настроений в стране,

1 Segal H. No Surrender.Reflections of a Happy Warrior in the Tory Crusade. Toronto, 1996; Clarke H.et al. Absent mandate: The Politics of discontent in Canada. Toronto, 1984; Cameron S. On the Take. Crime, Corruption and Greed in the Mulroney Years. Toronto, 1994.

2 Wearing J. Strained Relations: Parties and Voters. London, 1988; Harrison T. Of Passionate Intensity. Right-Wing Populism and the Reform Party of Canada. Toronto, 1995; Frizzell A. The Canadian General Election of 1993. Ottawa, 1994; Martin P., Gregg A., Perlin G.

The Conservatives Choose a Leader. Toronto, 1985; Ward N. The Government of Canada. Toronto, 1987; Levitt J. Fighting Back for Jobs and Justice: Ed Broadbent in Parliament. Ottawa, 1996; Morton D. New Democrats, 1961-1986: The Politics of Change. Toronto, 1986; Fletcher F. Wallace D. Canadian Politics through Press Reports. Don Mills (Ont), 1984, p.35- 36

укреплению нейтралистских тенденций, устранению общественного беспокойства в связи с более ранним отказом франкоязычной провинции Квебек подписать Акт о Конституции 1982 г.3

Фриззелл А., Хариссон Т., Уорд Н. подробно остановились на организационных принципах ПКП, отметив, что в целом они во многом типичны для партий других федеративных государств. Это проявляется в том, что приток сторонников консерваторов заметно увеличивается в периоды подготовки и проведения парламентских выборов и партийных съездов, затем следует существенное падение численности ПКП вплоть до резкого сокращения или даже прекращения деятельности многих местных партийных организаций. 4 Пристальное внимание вышеупомянутые авторы, и в частности, А. Фриззелл, обратили на итоги всеобщих выборов 1984, 1988 и 1993 гг., проанализировав избирательные кампании ПКП, освещение их в средствах массовой информации, подробности дебатов и результатов голосования. Немаловажное значение историки данного направления уделили политической преемственности идеологии прогрессивных консерваторов, методам работы сторонников ПКП с потенциальным электоратом. В частности, А.Фриззелл отметил социально-экономические и идейные причины прихода ПКП к власти, среди которых можно выделить как усталость избирателей от длительного правления Либеральной партии, так и негативные последствия мирового циклического кризиса 1981-1982 гг. для Канады. На этом фоне успешная предвыборная кампания прогрессивных консерваторов способствовала политическому выбору избирателей в пользу программных установок ПКП. 5

Мартин П., Грегг А., Перлин Дж. значительное внимание уделяют внутренним проблемам развития партии, и в том числе лидерству в ней.

В частности, они отмечают, что Б. Малруни сумел почувствовать атмосферу, имевшую место в то время в партии, и максимально использовать

3 Ibid., p. 22-23

4 Frizzell A. Ibid., p.35; Harrison T. Ibid., p.52; Ward N. Ibid., p.76

5 Frizzell A. Ibid, p.42

это в своих собственных интересах. Ему удалось наладить немаловажный контакт с рядовыми членами ПКП, которые стали воспринимать его как солидарного с ними политика, с демократичными и понятными им взглядами и размышлениями. Это и явилось залогом успешного избрания его на пост руководителя партии, а впоследствие и прихода консерваторов к власти в общенациональном масштабе.6

Несмотря на то, что работы Дж. Левита и Д.Мортона посвящены политической деятельности лидера НДП Э.Бродбента, в них приводятся наиболее яркие эпизоды партийно-политической борьбы в Канаде накануне всеобщих выборов 1984 г., в том числе участия ПКП, НДП и либералов в телевизионных дебатах. В частности, авторы отмечают фактически безукоризненную подготовку избирательной кампании консерваторов, их деятельные меры по налаживанию контакта с потенциальными избирателями.

В монографии политологов Р.Ван-Лоуна и М.Уиттингтона рассматриваются основные элементы политического механизма современной Канады. Главное внимание авторы отводят деятельности парламента, Прогрессивно-консервативной и Либеральной партий, сложившейся системе выборов. Работа содержит хороший перечень систематизированных данных о государственном строе Канады, но, к сожалению, в наши дни она стала библиографической редкостью, а главное - устарела в своей фактологической части и не отражает научный уровень развития современного канадоведения.

В России интерес к Канаде возник еще в XVIII веке, начиная с первой известной нам статьи на русском языке о соперничестве французов и англичан на североамериканском континенте, опубликованной в Санкт-Петербургских ведомостях, иностранный отдел которых редактировал тогда

6 Martin P., Gregg A., Perlin G. Ibid., p.64-65

7 Levitt J. Ibid., p. 58-59

8 Van Loon R., Whittington M. The Canadian Political System. Toronto, 1988.

9 Ibid., p. 165-180

М.В. Ломоносов.10 На протяжении всего XIX века, вплоть до 1917 г., упоминания о Канаде были весьма значительными, достаточно перечислить имена таких известных русских ученых, писателей и общественных деятелей, как Л.Н.Толстой, С.П.Корф, Э.К.Пименова, оставивших ценные и практически неизвестные для широкого круга читателей свидетельства своего личного восприятия Канады."

В советской исторической науке серьезное изучение особенностей партийно-политической системы Канады началось только с 70-х гг. XX столетия, что было связано с положительным поворотом в развитии двусторонних отношений между СССР и Канадой.

В 1972 г. в Институте США Академии наук СССР по инициативе его директора Г.А.Арбатова был создан сектор Канады, перед научными сотрудниками которого были поставлены задачи исследования политических проблем современной Канады, и на этой основе - подготовки соответствующей оперативной информации и рекомендаций для высшего руководства страны. К этому времени отечественное канадоведение находилось в самом начале своего развития по сравнению с уровнем изучения в СССР многих других зарубежных стран.

Первыми, наиболее значимыми работами в этой области явились труды С.Ю.Данилова, который впервые в общеисторическом плане охарактеризовал основные тенденции эволюции канадской партийной системы, особенно отметив весомое влияние ПКП на развитие этого процесса, а также дал всесторонний анализ всеобщих выборов 1984, 1988 и 1993 гг. |2 В частности, автор ряда монографических исследований отмечает: « Ядром партийного механизма Канады на федеральном уровне была и остается система двух главных партий - Прогрессивно-консервативной и

10 Санкт-Петербургские ведомости, 25.11.1750. №95.С.756-757.

11 Подробнее об этом см.: Толстой Л.Н. Соч. Т.9. М.,1912. С.656-660; Корф СП. Федерализм. Изд.2-ое. Петроград, 1917. С. 20-31; Пименова Э.К. За океаном. Природа и люди Америки. СПб, 1901. С. 83-86.

12 Данилов СЮ. Двухпартийная система Канады: тенденции развития. М., 1982.

Либеральной, которые чередуются у власти со второй половины XIX в.».13 С.Ю.Данилов детально характеризует социальный состав, идейно-политический облик и организационное строение ПКП, характеризуя ее как массовую партию, руководящая роль в которой принадлежит профессиональным политикам. 14 Существенное внимание в этой связи он уделяет процедуре избрания лидера консерваторов, подчеркивая, что, как правило, его выбирала парламентская фракция на неопределенно долгий срок, и только в начале 80-х гг. XX столетия в документах ПКП появились установки, в некоторой степени регламентирующие срок пребывания на посту лидера. Продолжая научный анализ внутренней структуры партии, автор останавливается на исключительно важном значении ее конвента, собирающегося специально для избрания нового лидера. |6

В контексте рассматриваемых проблем немалый интерес представляет анализ СЮ. Даниловым всеобщих выборов 1984, 1988 и 1993 гг., а также его попытка охарактеризовать весь спектр политических сил, принимавших в них участие. |7 Рассматривая наиболее важные этапы избирательных кампаний канадских политических партий, и в частности ПКП, автор подчеркивал, что основные причины падения престижа консервативного кабинета Б.Малруни заключались в провале предложенных им конституционных инициатив и в чрезмерных уступках франкоязычной провинции Квебек. В совокупности с политическим непрофессионализмом нового премьер-министра Канады К.Кэмпбелл, длительным экономическим спадом, высокой безработицей, и огромным дефицитом бюджета в начале 90-х гг. XX столетия это привело к сокрушительному поражению ПКП на
общенациональных выборах 1993 г.

13 Там же. С. 65

14 Подробнее об этом см.: Данилов СЮ. Шило В.Е. Политико-государственный механизм современной Канады. Сравнительно - историческое исследование. М., 1991

15 Там же. С. 48-49

16 Там же. С. 50

17 Данилов СЮ. Канада: консерваторы у власти/ В сб.: США-ЭПИ, №12, М.,1984. С.55-56.

18 Там же. С. 58.
Значимость работ С.Ю.Данилова состоит в том, что в них, на основе тщательно проанализированного материала, разработаны теоретические проблемы формирования и развития политических партий Канады, и, в том числе ПКП.

Отдельные аспекты деятельности канадских консерваторов отражены в статье В.С.Ажаевой, посвященной эволюции партийно-политической системы Канады в изучаемый нами период времени.19 Автор детально остановилась на результатах всеобщих выборов в Канаде в 1993 г., рассмотрев предпосылки беспрецедентного разгрома ПКП. В их числе исследователь выделила, прежде всего, невозможность достижения компромисса между провинциальными элитами в связи с проблемой суверенитета Квебека, невиданную ранее регионализацию голосования, связанную с различными политическими предпочтениями избирателей.20 Определенный интерес представляют выводы В.С.Ажаевой, касающиеся развития политического процесса в Канаде. В частности, она отмечает, что кандидаты Прогрессивно-консервативной партии хорошо образованы и представляют главным образом средний класс. В то же время спорным представляется утверждение В.С.Ажаевой о системе «двух с половиной общенациональных партий», управляющих Канадой в течение последних
десятилетий. Если либералы и консерваторы, в свою очередь, последовательно сменяли друг друга у власти, то НДП никогда не побеждала на федеральном уровне.

Нельзя не отметить усилия Российской Ассоциации Изучения Канады ( РАИК), созданной в 1989 г. по инициативе сотрудников Института США и Канады РАН. Она провела несколько международных конференций по

19 Ажаева B.C. Эволюция партийно-политической системы Канады в 90-х гг./В кн.: Канада: взгляд из России. Экономика, культура, политика. М, 2002; Она же. Канада: тенденции социально-политического развития. М., 2001; Она же. Партийно-политическая жизнь Канады накануне выборов. « США-ЭПИ», 2004, №8. Она же. Традиции и новые тенденции в политической культуре Канады. М., 1996.

20 Там же. С. 75.

21 Там же. С. 71

22 Там же. С. 68
наиболее актуальным проблемам, затрагивающим политическое развитие этой страны, в том числе немаловажное значение было уделено всем современным партиям и общественным объединениям, деятельность которых оказывает непосредственное влияние на эволюцию канадской федерации.23

Члены Ассоциации выступали с докладами на многих научных конференциях канадоведов за рубежом, а также с лекциями в различных университетах Канады, одновременно выпуская «Вестник РАИК», в котором помещались материалы издаваемых ими публикаций.24

Вторая группа исследований затрагивает проблематику канадского федерализма, выработку новых концептуальных подходов к решению франкоканадского вопроса при консервативном кабинете Б.Малруни, влияние регионального фактора на политические предпочтения избирателей.

Весьма значимая для историографии попытка проанализировать канадскую модель федеративного построения, а также ее воздействие на конституционные основы государства сделана в работах В.Е.Шило.25 Автор подчеркивает, что современный канадский федерализм является чрезвычайно сложным и многогранным явлением, включающим различные аспекты общественной жизнедеятельности. Одной из его важнейших отличительных черт является наличие с первых лет существования федерации в стране «франкоканадского фактора» - проживания в стране наряду с англоканадцами значительного числа франкоканадцев со своими исторически сложившимися самобытными культурой, привычкой и традициями. 26 В то же время автор отмечает: «Такое «противостояние» двух наций-основательниц федерации несомненно придает не только особый

23 Подробнее см.: Время кардинальных решений. Научная конференция. США: ЭПИ. 1996. №2-3.

24 Вестник РАИК/ Под ред.Е.Г.Комковой. М., 1994.

25 Шило В.Е. Канадский федерализм в тисках национально-правового кризиса. Обозреватель. 1997. №5-6; Он же. Национально-территориальные отношения в Канаде/ В кн.: Россия на пороге XXI века. М., 1996; Он же. Конституционная реформа: противоборство Оттавы и провинций/ В кн.: Современная внутренняя политика Канады. М., 1996; Он же. Практика канадского федерализма: достижения и противоречия/

В кн.: Канада: взгляд из России. Экономика, политика, культура. М., 2002.

26 Там же. С. 86
колорит канадскому федерализму, но к большому сожалению сторонников единства и целостности канадской государственности является достаточно прочной питательной средой для порождения конфликтов и обострения всевозможных межнациональных противоречий внутри самой федерации».27

Продолжая рассмотрение особенностей канадского федерализма, В.Е. Шило обращает внимание на «.заметный и постоянно углубляющийся политический, экономический, географический, а вместе с ними и идейно-философский регионализм, присущий канадскому обществу».28 Он отмечает, что на политической арене его прямыми носителями выступают провинциальные правительства, выражающие и отстаивающие на практике местные, локальные интересы различных слоев населения, объединенных зачастую лишь своим географическим проживанием и местоположением. 29 При этом автор выделяет острые противоречия не только между Онтарио и Квебеком, но и между Западными и Атлантическими провинциями Канады.

В статьях и монографиях В.Е.Шило предлагается периодизация конституционной реформы в Канаде, прослеживаются настойчивые попытки консервативного правительства Б.Малруни добиться прогресса на федерально-провинциальных переговорах в этой области. В частности, автор указывает на то, что реализация конституционной реформы в Канаде, развернувшаяся в конце 1970-1980х гг., приобрела форму процесса поэтапного внесения изменений в Основной закон страны, что полностью отвечало исторически сложившимся политическим традициям.30

В то же время В.Е.Шило, с нашей точки зрения, уделяет недостаточное внимание детальному рассмотрению содержания основных положений Мичлейкского и Шарлоттаунского соглашений. При этом в его работах

27 Там же. С.87

28 Там же. С.88

29 Там же. С.90

30 Там же. С.93
отсутствует объяснение самого термина « самобытная общность», что представляется безусловно важным для понимания конституционных инициатив федерального правительства Б.Малруни.

Значительную помощь при разрешении поставленных в данной работе вопросов оказало монографическое исследование А.А.Мелкумова.31 В центре внимания автора находятся концептуальные проблемы канадской государственно-политической системы. В частности, он подробно останавливается на квебекском факторе в канадской федерации, подчеркивая, что вопрос о национальном, культурном и языковом дуализме является определяющим для исторических судеб Канады.32 Рассматривая Мичлейкское соглашение, А.А.Мелкумов определяет его как комплекс твердых гарантий сохранения самобытной специфики франкоязычной провинции Квебек в рамках сильной федерации, своего рода мягкий вариант суверенитета-ассоциации.33В свою очередь, Шарлоттанская конституционная инициатива содержала, по его мнению, ряд противоречивых, но отражающих реальное положение вещей пунктов, как-то: верховенство закона для всех субъектов федерации, объединение принципов парламентаризма и федерализма, равенство всех провинций перед федеральным центром и в то же время признание Квебека в качестве особого сообщества. 4

Немаловажное значение в исследовании А.А.Мелкумова занимает описание противостояния англоязычной и франкоязычной Канады в связи с идеей предоставления Квебеку статуса самобытной общности, выдвинутой консервативным кабинетом Б.Малруни.

В то же время, необходимо отметить, что автор не выделяет характерных особенностей государственно-правовой политики прогрессивных консерваторов, не проводит ее детальный анализ, представляя эту проблематику лишь в описательной форме. Тем не менее,

31 Мелкумов А.А. Канадский федерализм: теория и практика. М, 1998.

32 Там же. С. 142-143

33 Там же. С. 162

34 Там же. С. 164

35 Там же. С. 166-175
выбор именно этого труда определяется тем, что он, на наш взгляд, позволяет выработать правильное представление о конституционной политике ШСП в рассматриваемый период времени.

Существенный вклад в изучение политической жизни франкоканадцев, а также их взаимоотношений с федеративным центром внес российский исследователь В.А.Коленеко.36 В его работах делается попытка определить суть национального вопроса в Канаде, а также проследить путь поиска подлинной парадигмы для Квебека от простой и понятной формулы «выживания» как естественной реакции на завоевание провинции англичанами, вплоть до концепции « суверенитет-ассоциация», набирающей силу среди квебекцев с 80-х гг. прошлого столетия.

В частности, В.А.Коленеко подчеркнул, что квебекская проблема возникла еще в 1760 г., когда в результате длительного колониального соперничества Франции с Англией на североамериканском континенте, последней удалось окончательно покорить эту французскую колонию. По мнению автора, психологическая травма « Покорения 1760 г.» наложила свой неизгладимый отпечаток на все дальнейшие события в политической области вплоть до настоящего момента времени. Рассматривая в общих чертах этапы конституционной реформы при консервативном правительстве Б.Малруни, В.А. Коленеко приходит к выводу о том, что англоканадцы могли бы признать особый статус Квебека и его неотъемлемое историческое право вето на конституционные изменения. Исследователь отметил, что только равноправный союз англоканадской и франкоканадской наций сможет упрочить их политическое единство, основанное на культурно-психологической общности, взаимных интересах, а также исторически сложившейся территориальной целостности. В этой связи В.А. Коленеко

36 Коленеко В.А. Превратности квебекской политики при двух администрациях Рене Левека ( 1976-1985)/В сб.: Российские исследования по канадской проблематике. №1. М., 1997. С. 107-154; Он же. Прошлое - наш учитель: Квебекская идея в сравнении с русской идеей/В сб.: Размышления о Канаде. Reflections on Canada. M., 1996.

37 Российские исследования по канадской проблематике. М., 1997. Вып.1.С. 44.

38 Там же. С. 45
является приверженцем концепции « суверенитет-ассоциация», которая представляет собой модель двунационального государства, где предусмотрено наличие отдельных парламентов и правительств для английской Канады и Квебека, объединенных политическим договором в единое государство - Канадо-Квебекский Союз. 39 Несмотря на то, что автор не предлагает специализированного анализа конституционных инициатив прогрессивных консерваторов, тем не менее, он подробно останавливается на идеологических установках различных группировок франкоканадской элиты, т.е. представителей бизнеса, чиновников, руководителей средств массовой информации, научной интеллигенции и т.д. 40 Поэтому выводы его работ позволяют получить подробное представление об их точке зрения в отношении целого ряда правительственных инициатив политического характера, в том числе Мичлейского и Шарлоттаунского соглашений.

При исследовании государственно-правовой политики консервативного кабинета Б.Малруни в изучаемой нами области нельзя не учесть труды российского политолога К.Ю.Барановского, в которых предлагается обстоятельный научный анализ самого явления квебекского национализма, мероприятий федерального правительства по урегулировании данной проблемы, взглядов современных канадских политиков на суверенизацию Квебека. 4| В частности, автор характеризует проект Мичлейкских соглашений как своеобразный вариант суверенитета-ассоциации, т.е. предоставления Квебеку расширенной автономии в составе канадской федерации. В этой связи исследователь подчеркивает, что неудача с получением провинцией особого статуса стала причиной возникновения общефедеральной политической партии - Квебекского блока ( КБ), которая

39 Там же. С. 36

40 Там же. С. 33-35

41 Барановский К.Ю.Феномен умеренного квебекского национализма и перспективы политического разрешения национального кризиса/ В сб.: Российские исследования по канадской проблематике. №1. М., 1997; Он же. Квебек в канадской федерации: политические аспекты/ В кн.: Канада: взгляд из России. Экономика, культура, политика. М., 2002.
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23923.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.