У нас уже
176407
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Проблемы внешней политики. Безопасности и оБороны в деятельности Европейского союза
Количество страниц
260
ВУЗ
МГИУ
Год сдачи
2010
Бесплатно Скачать
23930.doc
Содержание
Содержание
Введение ...3
Глава I Становление сотрудничества Европейских сообществ в сфере внешней политики в 50-80 гг. ...21
§ 1 Планы стран Западной Европы по созданию элементов военно-политического сотрудничества и попытки их реализации в 50-60-е гг..27 § 2 Складывание механизма внешнеполитического сотрудничества в рамках Европейского сообщества в 70-80-е гг...34
Глава II Этапы формирования общей внешней политики и политики безопасности и соответствующих институтов после 1991 г...54
§ 1 Положения общей внешней политики и политики безопасности
закреплённые в Маастрихтских соглашениях ...54
§ 2 От Маастрихта до Ниццы...67
§ 3 От Ниццы до выработки проекта Конституции ...85
§ 4 Современное состояние проблемы ...105
Глава III ЕС и система военно-политических организаций, действующих в Европе ...124
§ 1 Становление взаимоотношений ЕС-ЗЕС-НАТО в 1992-1997 гг...130
§ 2 От Амстердама до Ниццы ...143
§ 3 Развитие отношений между ЕС и НАТО после 2000 г...161
Глава IVМесто ЕС в системе современных международных отношений ...179
§ 1 Общей внешняя политика и политика безопасности Европейского
союза на постсоветском пространстве и в Средиземноморье ...179
§ 2 Участие ЕС в решении конфликтов в бывшей Югославии...194
§ 3 ЕС и Ближневосточная проблематика ...206
§ 4 Отношения Евросоюза с другими регионами мира ...223
Заключение ...238
Библиография ...260
Введение
Общая характеристика работы
Интеграционный процесс, начавшийся в странах Западной Европы в
середине XX в. и впоследствии распространившийся на Южную, Восточную и Северную Европу, оказал существенное влияние на дальнейшее развитие стран региона. Перемены, происходившие на протяжении второй половины XX века, в определённой степени носили революционный характер. Они затронули социально-экономическую и политическую сферы, имели далеко идущие последствия для системы международных отношений.
Экономическое сотрудничество, лежащее в основе интеграционного процесса, со временем было дополнено координацией действий в сфере внешней политики, безопасности и обороны, включая военные аспекты. На развитие этих процессов повлияли ряд внутренних и внешних факторов. С одной стороны, сама логика развития интеграционного процесса требовала расширения сфер сотрудничества на область внешней политики для защиты своих экономических интересов, с другой стороны, обострение международных противоречий, и как следствие появление ряда конфликтных зон в различных регионах мира (в том числе и в Европе) поставило вопрос о формировании эффективной системы безопасности. Помимо этого определённое влияние на процесс европейской интеграции оказывают трансатлантические связи.
Три интеграционных объединения созданные на протяжении 50-х годов составили систему Европейских сообществ. Первоначально в Сообщества входило шесть западноевропейских стран, в дальнейшем число участников увеличивалось (сейчас это 25 государств). Постепенно в документы Сообщества включаются вопросы, посвященные внешнеполитическим проблемам, а в 1992 г. на базе Сообществ был образован Европейский союз (ЕС), который создавался не только как экономическая, но и как политическая организация. В итоге с 1993 г. в
рамках ЕС официально существует сфера Общей внешней политики и политики безопасности (ОВПБ). С конца 90-х гг. в Евросоюзе начинает формироваться Европейская политика безопасности и обороны (ЕПБО), как компонент ОВПБ, складывается и военное направление сотрудничества.
Проведение общей внешней политики означает координацию позиций и совместное выступление стран-членов по проблемам международных отношений на мировой арене и в рамках международных организаций. Под политикой безопасности понимаются совместные усилия государств ЕС в ликвидации возникающих угроз как экономического так и политического характера. В частности, борьба против международного терроризма и трансграничной преступности, контроль за нераспространением оружия массового поражения, урегулирование региональных конфликтов и последствий распада некоторых государств, решение проблем глобальной безопасности, включая несправедливость, подавление и недостаточное развитие отдельных стран. Целью оборонной политики является снижение вероятности внешней агрессии со стороны третьих стран, путём достижения соответствующих соглашений и создания военного инструмента ЕС.
Помимо этого, следует выделить два уровня, на которых осуществляется сотрудничество. Это межгосударственный - согласование национальных курсов в той или иной сфере и наднациональный - передача части суверенных полномочий государств-членов органам интеграционного объединения.
Основные идеи и принципы сотрудничества стран ЕС в сфере ОВПБ базируются на ряде документов. Важнейшими из них являются: Единый Европейский Акт (1985 г.), Маастрихтские соглашения (1992 г.), Амстердамский договор (1997 г.), Договор Ниццы (1999 г.) и др. Исходя из их положений, наиболее важными целями ОВПБ признаются, во-первых, защита общих ценностей государств-членов, основных интересов и
независимости Союза. Во-вторых, укрепление безопасности Союза и его членов всеми способами. В-третьих, сохранение мира и укрепление международной безопасности в соответствии с принципами Устава ООН, Хельсинского Заключительного Акта и целями Парижской хартии. В-четвёртых, содействие международному сотрудничеству. Европейский союз признает только мирные способы урегулирования возникающих кризисов при руководящей роли ООН. На протяжении 90-х годов XX века неуклонно усиливается роль Европейского союза в системе современных международных отношений.
Актуальность темы исследования
Интеграционный процесс в Европе представляет существенный
научный интерес. Во-первых, в настоящее время во многих регионах мира уже действуют или складываются различные интеграционные объединения (в том числе и на постсоветском пространстве) и исследование развития европейской интеграции позволяет глубже осмыслить и понять эти процессы, которые, судя по всему, являются закономерными для современного этапа исторического развития. Во-вторых, дальнейшее развитие Европейского союза, в том числе и в качестве военно-политической организации может оказать существенное влияние на систему международных отношений в будущем. В перспективе ЕС способен нарушить сегодняшнюю гегемонию США в этой системе, что приведёт к формированию более сбалансированного, двухполюсного мира. В-третьих, процессы, происходящие в Европе, оказывают существенное влияние на Россию, для которой Европейский союз является крупнейшим торговым партнёром. Кроме того, становление Евросоюза в качестве военно-политической организации и проводимая политика расширения, не может не беспокоить Россию. Продолжая усиливаться, ЕС проникает в страны бывшего СССР, где сталкивается с интересами России. Помимо этого существует ещё целый ряд спорных вопросов .
Исходя из вышесказанного, исследование практической и
теоретической деятельности Европейского союза в сфере общей внешней политики, политики безопасности и обороны представляет большую актуальность.
Цели и задачи исследования
Цель данной работы заключается в изучении процесса становления и
развития сотрудничества стран интеграционного объединения в сферах внешней политики, безопасности и обороны.
Это, в свою очередь, предполагает решение следующих задач, во-первых, выявление этапов развития подобного сотрудничества. Во-вторых, определение места и роли ЕС в современной системе международных отношений. В-третьих, изучение его связей с Западноевропейским союзом (ЗЕС), НАТО, ООН. В-четвёртых, анализ практической деятельности Союза, т.е. участия ЕС в решении важнейших кризисов последних лет.
Объектом данного исследования выступает Европейский союз как одна из влиятельнейших международных экономических и политических организаций.
Предметом исследования является деятельность Евросоюза в сферах внешней политики, безопасности, обороны, включая военные вопросы.
Новизна данной работы заключается в том, что значительное место в ней занимает исследование событий последних лет, относительно малоизученных в отечественной историографии. Кроме того, в работе сделана попытка комплексного подхода в рассмотрении вопросов, касающихся внешней политики, безопасности и обороны ЕС. Параллельно с процессом формирования и развития сотрудничества в данных сферах рассматривается процесс складывания отношений Евросоюза с другими международными организациями (ЗЕС, НАТО), а также с ведущими странами и регионами мира.
В работе даётся авторская трактовка этапов становления и развития сферы ОВПБ Европейского союза. Помимо этого, рассматриваются вопросы, которые специально не изучались в отечественной историо-
графии. Во-первых, исследуется позиция Европейского союза по международным кризисам конца XX - начала XXI века, в частности по югославской и ближневосточной проблематике. Во-вторых, рассматривается вопрос становления и развития отношений в треугольнике ЕС-ЗЕС-НАТО. В-третьих, ставится проблема трансатлантических отношений и их влияния на дальнейшее развитие процесса европейской интеграции в оборонной сфере. В-четвёртых, затрагиваются вопросы расширения ЕС, с точки зрения перспектив ОВПБ.
Методологические основы исследования
Исходные принципы, положенные в основу исследования - историзм,
объективность, многофакторный подход к анализу исторических процессов и явлений. При написании работы был использован проблемно-хронологический метод исследования, позволивший выделить основные проблемы, связанные с развитием сферы ОВПБ Европейского союза на каждом из пройденных этапов, и изложить основные события рассматриваемого периода во временной последовательности. При анализе процесса становления и развития сотрудничества стран ЕС в сфере внешней политики, безопасности и обороны использовался историко-генетический метод, позволивший выявить причины возникновения подобного сотрудничества и проследить закономерности смены этапов его развития. Также в работе опора делалась на такие общенаучные методы, как анализ и синтез, индукция и дедукция, метод сравнения.
Источники и литература
Данная работа написана преимущественно на основании официальных
документов Европейского союза. Некоторые из них переведены и опубликованы на русском языке. В частности, это важнейшие соглашения, на основании которых функционирует Евросоюз (Договоры устанавливающие Европейские сообщества, Единый Европейский акт, Договор о Европейском союзе, Амстердамский договор1). Помимо перечисленного, существует сборник документов, касающийся
сотрудничества между ЕС и Россией (до 1994 г.)2.
Большая часть документов представлена в электронном виде на официальном сайте ЕС (см. http://www.europa.eu.int). В частности, из этого источника почерпнуты такие масштабные соглашения как Договор Ниццы и Проект конституционного договора для Европы. Документы, касающиеся развития сферы ОВПБ, а также позиций Европейского союза относительно событий и процессов в различных регионах мира, подробно представлены в резолюциях и декларациях Европейского совета, Совета ЕС, Европейской комиссии и Европейского парламента. Официальную точку зрения ЕС представляют и материалы, подготавливаемые Центром Маршалла. В журнале "Европа" (издаваемого Представительством Европейской комиссии в России) подробно освещается ход проводившихся встреч и заседаний в рамках ЕС, вопросы, которые поднимались на них.
К официальным источникам также можно отнести доклады Высокого представителя ЕС по ОВПБ Хавьера Соланы, заявления бывшего комиссара Комиссии ЕС по внешней политике Криса Паттена, бывшего председателя Комиссии ЕС - Романо Проди и нынешнего - Жозе Мануэл Дуран Баррозу. Их высказывания всегда сопровождали те или иные события, касающиеся сферы ОВПБ.
Помимо этого, различного рода документы, фактологический и аналитический материал находятся на сайтах Представительства Европейской комиссии в России (см. http://www.eurounion.org.ru) и Ассоциации Европейских исследований (см. http://www.aes.org.ru).
Если в документах Европейского союза даётся официальная точка зрения на процессы, происходящие в ЕС, то не меньший интерес представляют высказывания лидеров и видных политиков из различных стран Евросоюза. Их интервью постоянно публикуются в выпусках журнала "Европа".
События последних лет, касающиеся деятельности ЕС, отражены в
основном на основании официальных документов ЕС и материалов периодической печати. В частности, привлекались материалы Российской газеты, Независимой газеты, Правды, Советской России. Использовались публикации в журналах: "Европа", "Современная Европа", "Эксперт", "Deutshland".
Среди исследований, в целом рассматривающих вопросы европейской интеграции, следует выделить - "Европейский Союз на пороге XXI века: выбор стратегии развития"3. Авторы данной монографии всесторонне исследуют проблемы европейской интеграции на рубеже XX-XXI вв. В работе выявляются важнейшие тенденции и противоречия в развитии Европейского союза, даётся прогноз динамики европейского интеграционного процесса на период до 2010-2015 гг. Ряд глав данной монографии посвящен отдельным вопросам сферы ОВПБ. В частности, Д.А. Данилов (заведующий Отделом европейской безопасности Института Европы РАН), рассматривает некоторые проблемы и тенденции сферы ОВПБ на протяжении 90-х гг.; вопросы расширения ЕС на восток и их перспективы анализирует Быховский СВ. (научный сотрудник Центра европейской интеграции); политика ЕС в Средиземноморье рассмотрена Ковальским Н.А. (с 1991 г. возглавлял Центр средиземноморских и черноморских проблем Института Европы РАН); обзор отношений ЕС со странами Латинской Америки и АКТ даётся Абрамовой М.А. (доцент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Академии налоговой полиции); анализ современных отношений Евросоюза и России проводится Борко Ю.А. (главный научный сотрудник Отдела европейской интеграции Института Европы РАН).
Определённый интерес представляет книга Ю.А. Борко "От европейской идеи - к единой Европе"4. Эта книга о прошлом, настоящем и будущем идеи единой Европы. Автор анализирует предпосылки и причины, побудившие Западную Европу встать в середине XX в. на путь объединения, определяет стратегию и этапы развития европейской
интеграции, главные факторы её успеха. Большое внимание уделено перспективам интеграционных процессов, а также новым проблемам и угрозам, с которыми будут сталкиваться в XXI столетии члены ЕС. Большой раздел посвящен месту России в европейских проектах, её нынешним отношениям с Европейским союзом, перспективам участия в европейской интеграции.
Борко Ю.А. отмечает, что сотрудничество ЕС с Россией развивается по восходящей линии. Но из трёх сфер взаимоотношений - экономики, политики и культуры, - лишь культурное сотрудничество, по его мнению, развивается плавно и весьма интенсивно. Автор подчёркивает, что политическое партнёрство - самая чувствительная и чреватая осложнениями область взаимодействия России и ЕС.
Рассматривая проблему связей между Россией и ЕС в области безопасности, Борко Ю.А. считает, что определённое влияние на них оказывает состояние отношений Россия - НАТО, поскольку во многом членство в ЕС и Альянсе совпадает. При этом он подчёркивает, что Россия дифференцированно подходит к отношениям с двумя западными союзами: резко возражая против расширения НАТО и, в то же время, занимая благожелательную позицию относительно расширения ЕС. Среди других (негативных) факторов, влияющих на связи между Россией и ЕС, Борко Ю.А. выделяет чеченский кризис, а также фактическую поддержку со стороны ЕС акции НАТО в Югославии.
Борко Ю.А. подчёркивает важность стратегического партнёрства между Россией и ЕС и выделяет ряд факторов определяющих приоритетный характер этих отношений. Во-первых, высокая степень социальной и политической взаимозависимости. По мысли автора, понятие европейской безопасности приобрело новое измерение. Оно неразрывно связано с экономической, социальной и политической стабилизацией во всём регионе посткоммунистических стран и решающим вкладом была бы стабилизация в России. Во-вторых, всеобщая заинтересованность в
укреплении европейской безопасности в традиционном (военном) смысле. В-третьих, экономическая взаимодополняемость. В-четвёртых, многовековые исторические связи. Автор осторожно относится к перспективам развития отношений между Россией и ЕС, подчёркивая, что никаких "прорывов" быть не может.
Широкий комплекс проблем охватывает подготовленная в Институте Европы РАН монография "Европа вчера, сегодня, завтра" . В книге анализируются основные тенденции экономического, политического, социального и культурного развития Европы на рубеже XX-XXI вв. Определённое место в работе отводится вопросам европейской безопасности, рассматривается значение и роль Европы в современном мире, её вклад в становление современной политической системы.
Сведения о Европейском союзе, его органах, праве, механизмах, а также различных направлениях внутренней и внешней политики содержатся в справочнике "Европейский союз"6, подготовленном сотрудниками Института Европы РАН.
Значительный круг вопросов охватывает сборник научных статей "Европейская интеграция: современное состояние и перспективы"7. Эта книга представляет значительный интерес. Она подготовлена коллективом зарубежных авторов. Наибольшее внимание привлекают две статьи Сильви Лемассона (доцент, доктор политических наук Института политических наук г. Гренобля): "Европейская безопасность в период "холодной войны" - военные стратегии и политика разоружения" и "Европейская безопасность после окончания "холодной войны": новые геополитические равновесия, новые союзы". В них анализируется деятельность НАТО в Европе, ЗЕС, Европейского сообщества и Европейского союза, рассматриваются вопросы, касающиеся трансатлантических связей. Автор рассматривает проблему создания в рамках Евросоюза оборонительного направления. В частности, исследуя упомянутую в Маастрихтских соглашениях Европейскую идентичность в
области безопасности и обороны он приходит к выводу, что она являлась европейской опорой НАТО, существующей в её рамках и созданной для Альянса. Кроме того, рассматривая отношения между Североатлантическим альянсом и ЗЕС, автор подчёркивает, что Вашингтон, пойдя на признание внутри НАТО европейского вектора обороны (под эгидой ЗЕС), тем самым пытался удержать развитие европейской оборонительной составляющей под своим контролем. Сильви Лемассон делает вывод о том, что эволюция ЗЕС в направлении усиления европейской опоры НАТО, привела к углублению сотрудничества между ними, но в пользу последнего. Автор довольно пессимистично смотрит на сферу ОВПБ Евросоюза. По его мнению, после Маастрихстких соглашений и Амстердамского договора сфера ОВПБ не была предназначена для формирования общей политики, а была направлена лишь на смягчение противоречий по внешнеполитическим вопросам между странами ЕС.
В этом же сборнике находится статья Жильбера Казазюса (доктора политических наук, научного сотрудника университета г. Лиона) -"Европейская идентичность". В ней автор высказывает мысль о необходимости усиления общей внешней политики и политики безопасности для обретения европейцами и Европейским союзом своей идентичности.
Ряд авторов исследуют отдельные периоды и специфические проблемы процесса европейской интеграции в сфере ОВПБ. Барановский В.Г. в ряде своих работ ("Западная Европа: военно-политическая
интеграция" , "Европейское сообщество в системе международных отношений"9) подробно рассматривает период 50-80-х гг. Кроме того, процессы происходящие в рамках Европейских сообществ затрагивались в работах Воронцова Г.А. ("США и Западная Европа: новый этап отношений"10) и Давыдова Ю.П. ("США - Западная Европа: партнёрство и сотрудничество11).
Один из ведущих отечественных специалистов в области европейской безопасности - Данилов Д.А., исследуя сферу ОВПБ ЕС выявляет два периода в истории становления и развития европейского сотрудничества в области внешней политики, безопасности и обороны -"конфронтационный" и "постконфронтационный", выделяемых на основании степени воздействия внутренних и внешних факторов на процесс европейской интеграции. К внутренним факторам он относит объективную логику развития интеграционного процесса, а к внешним -зависимость Западной Европы в области безопасности от НАТО, противостояние Запада и Востока в условиях "холодной войны", трансатлантические связи. "Конфронтационный период" приходится на послевоенное время при существовании двухполюсной системы международных отношений, не позволявшей Западной Европе претендовать на самостоятельную роль в системе европейской безопасности. На этой стадии, по мнению Данилова Д.А., преобладали внешние факторы, влиявшие на развитие европейской интеграции в сфере внешней политики и безопасности, причём, они были "противоположно направлены к объективным внутренним векторам"12. После окончания "холодной войны" начинается второй период -"постконфрантационный", характеризующийся снижением сдерживающих внешних факторов и трансформацией некоторых из них в стимулирующие.
Важнейшее место в деле становления и развития сотрудничества стран-участниц в сфере ОВПБ Данилов Д.А. отводит борьбе между "атлантистами" и "европеистами". Он считает, что борьба между этими двумя течениями шла на протяжении всего интеграционного процесса, и само продвижение происходит по мере открывающихся возможностей (т.е. уступок со стороны "атлантистов").
Данилов Д.А. рассматривает проблему построения автономной системы европейской безопасности и обороны и с точки зрения интересов России. При этом "милитаризация" ЕС, по его мнению, в стратегическом
отношении не только не противоречит российским интересам, но и соответствует им, поскольку будет способствовать демилитаризации международных отношений13.
Положения Договора о Европейском союзе анализирует словенская исследовательница Метка Арах14. В её работе затрагиваются и вопросы участия ЕС в балканском кризисе первой половины 90-х гг. Те же проблемы исследует также и Душан Сиджански (профессор Департамента политических исследований Женевского университета).
Отдельные вопросы внешней политики, безопасности и обороны Европейского сообщества и затем Европейского союза отражены в докладе и статьях В.В. Журкина (академика РАН)15, опубликованных в 1998-2001 гг. Особенно подробно он исследует "феномен Сен-Мало" - поворот совершённый Великобританией в отношении перспектив оборонной составляющей ЕС. Значительное внимание автор уделяет причинам этого, углубляясь в анализ современной системы международных отношений и трансатлантического партнёрства. В его работах рассматриваются позиции различных стран ЕС в отношении формирования Европейской политики в области безопасности и обороны и возникающие в связи с этим проблемы. Исследуя фактор влияния США, автор отмечает трансформацию позиции Вашингтона в отношении европейских устремлений в области обороны -американская администрация, сперва поддержав их, по мере усиления этого направления в деятельности ЕС, стала высказывать всё большее недовольство.
Близка к теме данного исследования кандидатская диссертация "Общая внешняя политика и политика безопасности Европейского союза: актуальные проблемы", защищенная Горбатовой Е.А. в 2002 г. В ней автор анализирует развитие сферы ОВПБ и её составляющей ЕПБО в период с 1998 до 2002 гг. и выделяет основные проблемы этого процесса.
Вопросы, связанные со средиземноморским регионом изучались Ковальским НА. В ряде его работ16 исследуется средиземноморская
политика Евросоюза, которая признаётся автором в качестве важнейшего направления внешнеполитической деятельности ЕС. Для обоснования этого положения Ковальский Н.А. отмечает ряд факторов, которые подразделяет на три группы. Во-первых, геополитические факторы (отсутствие политической стабильности и устойчивой системы межгосударственных отношений в регионе, а также географическая близость стран Северной Африки и Ближнего Востока к границам ЕС). Во-вторых, экономические факторы (важность региона, как рынка сбыта и зависимость Европы от ближневосточной нефти). В-третьих, экологический фактор.
Ковальский Н.А. подчёркивает, что цель средиземноморской политики ЕС состоит в ликвидации конфронтационности, что имеет особое значение в жёстком соревновании с США, которые активно стремятся утвердится в Средиземноморье за счёт своих западноевропейских союзников17. Особое влияние на средиземноморскую политику ЕС, по мнению автора, оказала агрессия НАТО против Югославии, её последствия и проблема постконфликтного урегулирования.
Ковальский Н.А. выделяет основные этапы средиземноморской политики ЕС. 50-80-е гг. - складывание отношений, формулирование целей и задач. С 80-х гг. - активизация средиземноморской политики в связи с вступлением в Европейские сообщества ряда стран южной Европы, имеющих национальные интересы в регионе. 90-е гг. - провозглашение "новой средиземноморской политики" - переход от сотрудничества к партнёрству по широкому спектру вопросов, включая политические.
Затрагивает Ковальский Н.А. и проблему расширения ЕС. Он выделяет два направления - восточное (страны Восточной Европы и Балтии) и южное (Кипр, Мальта, Турция). Автор противопоставляет эти два направления, считая, что внутри ЕС идёт борьба между Германией, с одной стороны, и Францией, Италией, Испанией, с другой. Последние, по мысли Ковальского Н.А., опасаются, что расширение на Восток будет
развиваться при доминирующей роли Берлина, поэтому Франция, Италия и Испания выступают за альтернативное - южное направление.
Последствия косовского кризиса для мирового сообщества рассматриваются Жирновым О.А. и Ивлевой Т.В18. Авторы рассматривают международные последствия (в том числе и для ЕС) военной операции НАТО против Югославии. В работе анализируется масштабный проект Европейского союза по стабилизации остановки на Балканах, а также затрагивается вопрос о наращивании ЕС усилий по формированию общей внешней политики и политики безопасности.
Характеристика отношений ЕС со странами Латинской Америки, Африки и Тихоокеанского региона содержится в статьях19 Абрамовой М.Г. Она отмечает, что до середины 70-х гг. Западная Европа ориентировалась в основном на связи с франкоязычными странами Западной Африки, однако в дальнейшем европейская внешняя политика стала развиваться по многим направлениям, охватывая практически весь развивающийся мир. Существенное изменение, по мысли автора, на протяжении 90-х гг. претерпела политика ЕС в отношении Латинской Америки. Период ослабления ЕС в регионе сменился периодом повышенного внимания, диверсификации отношений, развития отношений на субрегиональном уровне - с Центральной Америкой, Мексикой, Кубой, странами Андского сообщества и Меркосуром. Эти изменения автор связывает с благоприятной ситуацией сложившейся для Евросоюза в 90-е гг. в связи с нарастанием противоречий между латиноамериканскими странами и США и как следствие ослабления позиций последних в регионе . Абрамова М.Г. подчёркивает, что постепенно изменяется механизм развития взаимоотношений. От ориентации на правительственные и государственные структуры Евросоюз переходит к активизации диалога через неправительственные организации и частный капитал. По мнению автора латиноамериканское направление может стать одним из приоритетных для ЕС в XXI столетии.
Вопросы, посвященные деятельности Конвента по будущему устройству Европы, проблемы, связанные с выработкой проекта Конституционного договора для Европы, а также подробный анализ этого проекта содержатся в монографии Яжборовской И.С. "Европейский союз на путях политической интеграции"21.
Проблемы расширения Евросоюза на Восток, перспективы этого процесса были исследованы специалистами Института международных экономических и политических исследований РАН в сборнике — "Страны Центральной и Восточной Европы на пути в Европейский союз"22.
Тем не менее, в отечественной историографии нет работы комплексно рассматривающей все аспекты Общей внешней политики, политики безопасности и обороны, включая её генезис, становление и современный этап.
Структура диссертации соответствует поставленным задачам исследования. Она состоит из введения, четырёх глав, заключения и библиографии.
Во введении раскрывается актуальность темы, определяются цели и задачи исследования, даётся обзор источников и литературы. Первая глава охватывает период 50-80 гг. XX в. Главная её цель - показать, что, определённая Маастрихтскими соглашениями Общая внешняя политика и политика безопасности ЕС не возникла на пустом месте - отдельные её элементы складывались в рамках Европейского сообщества, а реальное осуществление внешнеполитического сотрудничества началось с 70-х гг. XX в. В первом параграфе этой главы рассматриваются вопросы создания странами Западной Европы ряда проектов в 50-60 гг., направленных на осуществление военно-политического сотрудничества. Второй параграф посвящен складыванию элементов внешнеполитического сотрудничества стран-участниц Европейских сообществ в рамках интеграционного объединения в 70-80-е гг.
Вторая глава рассматривает вопросы становления и развития сферы
Список литературы
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно
23930.doc
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
29.04.24
Результаты оценки психологических детерминант гражданской идентичности учащихся старших классов
29.04.24
Программа формирования гражданской идентичности старшеклассников
29.04.24
Психологические основания для разработки программы формирования гражданской идентичности старшеклассников
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.