У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ КАРЛА ЯСПЕРСА КАК МЫСЛИТЕЛЯ СВОЕЙ ЭПОХИ
Количество страниц 172
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23990.doc 
Содержание Содержание
Введение...3

Глава I: Исторические условия формирования научного мировоззрения Карла Ясперса

1.1. Германия в конце XIX-начале ХХ вв. и становление личности

Карла Ясперса...28

1.2.Начало научной деятельности и формирование общественно-политических взглядов Ясперса...35

1.3. Деятельность Ясперса как профессора Базельского университета...41

Глава II: Концепция всемирно-исторического развития в трудах Карла Ясперса

2.1. Карл Ясперс о схеме мировой истории...62

2.2. Доистория как время становления основных конститутивных свойств человека...67

2.3. История как основа человеческого бытия...73

2.4. Ось мировой истории и осевое время...77

2.5. Мировая история или «универсальная история

земного шара»...88

Глава III: Ясперс о будущем человечества и смысле истории

3.1. Характеристика современного Карлу Ясперсу положения человеческого общества...106

3.2. Роль современных науки и техники в истории

человечества...125

3.3. Будущее мировой истории...132

3.4. Смысл современной истории...140

Заключение...146

Примечания...155

Список источников и литературы...172


Введение

Актуальность темы. Несмотря на огромное опоздание, с которым исторические труды немецкого мыслителя Карла Ясперса (1883-1969) дошли до российских читателей, их появление стало событием в интеллектуальной жизни общества, переживающего еще одну коренную ломку своей истории и каждодневной жизни. Россия в очередной раз вошла в эпоху великих перемен и традиционно задержалась в ней на никому неведомое количество лет. Столь же традиционно российское общество снова вернулось к широкому обсуждению поисков смысла истории и поисков собственного пути, изобилующего невероятными зигзагами, однако не приводящего к разрешению стоящих перед общественностью проблем, выглядящих на российской почве «метафизически вечными».

То, что сегодня историческая наука в России переживает кризис -безусловный факт. Даже споры на эту тему как-то сами собой затихли, поскольку и самые заядлые оптимисты признают, что кризис все-таки есть. Реально спор идет сейчас о другом: о причинах кризиса, его возможных последствиях для науки, а главное о том, как из этого кризиса выйти. Причины его - не только в застое или упадке исторической науки, сколько в такой поляризации исторических концепций, которая во многих аспектах разрывает единство коренной сущности исторического познания. В этой связи академик И.Д. Ковальченко писал: «Применительно же к историческому познанию и исторической науке современной эпохи теоретико-методологический синтез -непременное, безусловно, необходимое условие преодоления того кризиса, в котором она оказалась в последнее десятилетие»1. Осуществление данного синтеза требует логического осмысления сложившихся сегодня в исторической науке основных теоретико-методологических направлений. Для этого перед нами отчетливо встает необходимость анализа деятельности выдающихся мыслителей уже оставшегося в прошлом ХХ столетия, внесших особый вклад в

формирование историко-социологического наследия человечества, в ряду которых Карл Ясперс занимает одно из наиболее значимых и актуальных мест.

Научная актуальность темы исследования определяется также отсутствием полного и объективного знания исторических и социально-политических взглядов немецкого ученого в России. К тому же ясперсова историческая концепция представляется нам более рационалистичной, и, как следствие - более понятной российскому читателю, ввиду повсеместного отказа от привычной марксистской методологии и стихийного обращения к популярным ныне, но «бесформенным», неструктурированным историко-философским концепциям современности, из коих наиболее значимым сегодня является «цивилизационный» подход. По справедливому мнению В.Б. Виноградова и С.Л. Дударева такой «подход, несмотря на заманчивость и перспективность, видимую ориентацию на общечеловеческие ценности, в "цивилизационном" подходе есть сторона, чреватая узостью, односторонностью взгляда на приоритеты в изучении человеческих обществ, один из которых безусловно записывается в «лидеры» мирового исторического развития, другие же остаются на обочине прогресса»2 .

Расцвет творческой деятельности Карла Ясперса приходится на 30-40-е годы, самые трудные и трагические в немецкой истории ХХ века, когда непосредственно пережитый опыт нацистской диктатуры и вообще само существование тоталитарных режимов в Германии, Италии, Испании и Японии со всей остротой обнажили перед учеными того времени кризис не только европейского, но и мирового исторического развития. Эпоха социальных катаклизмов общемирового масштаба, к которой принадлежал мыслитель, сыграла определяющую роль в формировании основных направлений его научного мировоззрения.

В центре размышлений Ясперса оказались человек и история как изначальное измерение человеческого бытия. В своих трудах он обосновал единство истоков и цели мировой истории, доказал неправомерность утверждения, что каждая цивилизация имеет собственно свое происхождение
и, соответственно, собственный, отдельный от остального человечества путь развития. При анализе человеческой истории Ясперс использует ключевые понятия: «время», «эпоха», «мир», являющиеся для него «фактической действительностью во времени»3 . Обосновывая происхождение научно-рационалистического превосходства Запада относительно Востока, он, вместе с тем, констатировал историческую неизбежность их объединения. В этой связи он может рассматриваться как провозвестник идей современной глобализации, в осуществлении которой мыслитель видит спасение человечества от войн и прочих межэтнических и межгосударственных конфликтов.

Сегодня гуманистические идеи Ясперса особенно актуальны в политике. Наряду с политической и уголовной ответственностью за содеянное зло Ясперс особое значение придавал моральной ответственности каждого отдельного лица. Его именуют «политическим моралистом», поскольку он всегда призывал современников к диалогу, к национальному согласию, к преодолению барьеров предвзятости и недоверия, к воспитанию умения «мысленно становиться на точку зрения другого», «пробиться друг к другу, говорить друг с другом, попытаться убедить друг друга». Только так, подчеркивал он, «мы создадим необходимую основу для того, чтобы говорить с другими народами»4.

Таким образом, проблемы, касающиеся системы исторических и социально-политических взглядов К. Ясперса имеют право на постановку и исследование.

Объектом настоящего диссертационного исследования является изучение общественно-политической мысли первой половины ХХ века и исторических знаний в Западной Европе в этот период. Предметом исследования является:

1) творческая биография К.Ясперса: изучение жизненного и творческого пути мыслителя, комплексный анализ его научных воззрений и выявление основных причин их трансформации;

2) система взглядов К.Ясперса на всемирно-исторический процесс, ее значение и место в современной исторической науке;

3) социально-политические взгляды ученого;

Хронологические рамки работы охватывают период от начала 90-х годов XIX века до наших дней. Первая дата исследования определяется периодом начального формирования социально-политических и исторических взглядов Ясперса. Вторая дата четко хронологически не зафиксирована, поскольку историческая концепция Ясперса только начинает входить в отечественную историческую науку, в силу чего еще предстоит дать ей оценку с позиций историзма.

Научная новизна диссертации состоит в следующем:

1) в самой постановке проблемы, так как работа является первой в отечественной историографии попыткой комплексного исследования жизни исторических и социально-политических взглядов Карла Ясперса;

2) в работе впервые детально проанализированы формирование, содержание и эволюция исторических и социально-политических взглядов К. Ясперса;

3) подробно рассмотрены и проанализированы основные элементы схемы мировой истории Ясперса не с философских позиций, а с точки зрения исторического знания;

4) дается анализ хода и итогов дискуссии в отечественной и западной историографии по поводу исторических и социально-политических идей Карла Ясперса;

5) в научный оборот российской историографии вводится ряд новых, до сих пор не переведенных на русский язык источников, а так же статей и монографий западных (большей частью немецких) авторов, касающихся изучения проблем биографии и научной деятельности Карла Ясперса.

Степень изученности темы. Над изучением исторических и социально-политических взглядов Карла Ясперса работало значительное число зарубежных и отечественных авторов. Однако прежде чем приступить к анализу их выводов, следует указать на то фундаментальное расхождение в подходах, с которым столкнется любой исследователь, приступающий к
изучению системы взглядов Ясперса. Эта принципиальная разница заключается в специфике различных методологических направлений, применяемых при исследовании творческого наследия Ясперса. При этом необходимо отметить, что при сопоставлении различных методологий некоторые их положения часто противоречат, а подчас и взаимоисключают друг друга. В этой связи, перед нами, бесспорно, возникает необходимость тщательного анализа всех направлений в историографии данного вопроса с целью выбора наиболее объективного из них.

Научную литературу по проблеме следует разбить на три принципиально различные группы:

1. Прежде всего - это труды западных, главным образом, немецких авторов. К числу наиболее крупных исследователей, работавших над биографией Карла Ясперса и проблемой его творческого наследия следует отнести Х. Готтшалька5 , который по сегодняшний день остается наиболее авторитетным биографом мыслителя, немецкого исследователя Ф.-П. Буркарда6, изучавшего философию существования Карла Ясперса и хорватского ученого К. Саламуна7 , работавших над проблемами этики в
философии Ясперса, западногерманского автора Г. Воландта8 , швейцарца П.Е. Шулли9, рассматривавших взгляды Ясперса на систему наук и его теорию познания, швейцарского ученого К. Тилитта10 , изучавшего различные аспекты мировоззрения Ясперса в контексте современности. Перечисленные авторы изучали, прежде всего, систему общефилософских взглядов Ясперса, оставляя при этом в стороне его собственно историческую концепцию.

В работах немецких авторов Ф.-П. Хагера11, Р. Шмида12, корейского философа Сенг Куюн Паека13 и многих других зарубежных ученых дается обстоятельная характеристика исторических условий формирования концепции Ясперса, анализируется ее основное содержание и определяется ее место в развитии исторической методологии. Западные исследователи весьма высоко оценивают историческую теорию немецкого мыслителя, считая, что она явилась значительным вкладом Германии в осуществление идей глобализации
в Европе. Труды названных авторов являются очень ценными для понимания теоретических основ концепции К. Ясперса, поскольку здесь с культурологических позиций анализируются представления мыслителя об историческом процессе и человеческой цивилизации.

Чрезвычайно важными при изучении социально-политических и исторических взглядов К. Ясперса являются материалы коллоквиума, организованного в марте 1986 года Центром исследователей-германистов университета в Нанси14 и посвященного проблеме его исторической концепции. Материалы коллоквиума содержат тексты на французском и немецком языках. В них содержится оценка историософских идей Ясперса, его взглядов на общество, политику, культуру в контексте мировой истории и их антропологических следствий: свободы и всесторонней ответственности человека.

Взгляды Ясперса проанализированы также и в ряде обобщающих работ по истории общественной мысли ХХ века: Н. Аббаньяно15, Д. Реале и Д. Антисери16, и других западных ученых, проследивших процесс формирования научных идей от античности до наших дней, суммировали исследовательскую работу многих поколений западных историков культуры и общественной мысли. Карлу Ясперсу как крупнейшему представителю немецкого экзистенциализма в этих работах отводится значительная роль.

Ряд обобщающих работ по истории экзистенциализма так же содержит ценные материалы, касающиеся биографии Ясперса, его социально-политических и исторических взглядов. В этих монографиях, в частности, присутствует изложение и анализ исторической концепции мыслителя. Речь идет о трудах О.Ф. Болльнова, Ф. Хайнеманна, Г. Мюллера, М. Рединга, В. Штегмюллера17 . Вышедшие в свет еще при жизни Ясперса, несущие на себе печать публицистики, они не лишены некоторой доли скептической критики экзистенциалистского подхода в целом, и воззрений Ясперса, в частности. Тем не менее, содержащаяся в них информация чрезвычайно ценна для

исследования в силу содержащихся в них духовно-политических реалий того времени.

Воззрения Ясперса были прежде и остаются сейчас весьма популярными на Западе. Учение Ясперса - непременный предмет преподавания в университетах всего мира. Ему посвящаются симпозиумы, коллоквиумы. Международное ясперсовское общество систематически проводит конгрессы, издает ежегодники, монографии, посвященные Ясперсу. В Швейцарии издается Собрание его сочинений.

2. Ко второй группе относятся монографии и статьи, написанные с позиций марксизма. Это, как правило, труды о Ясперсе и других представителях западноевропейской общественно-философской мысли, опубликованные в Советском Союзе, либо странах соцлагеря начиная со второй половины 60-х годов до конца 80-х. При этом следует отметить, что Ясперса относили к числу «буржуазных» мыслителей, о которых в нашей стране писали сравнительно немного, да и то с целью разоблачения «губительных идей», никак не вмещающихся в марксистское понимание истории. В силу названных обстоятельств количество серьезных монографических исследований, касающихся изучения творческого наследия Ясперса и хронологически относящихся к означенному периоду весьма ограничено.

Так, система социально-экономических взглядов К. Ясперса рассматривается в книге В.Ф. Мошнина «Социально-экономическая концепция Ясперса» (1979). Автор дает критический анализ взглядов немецкого
мыслителя18 . Единственной монографией в нашей стране, целиком и полностью посвященной изучению религиозно-философских воззрений Ясперса до сих является труд А.Н. Типсиной «Философия религии К. Ясперса» (1982), который представляет собой критический анализ взглядов мыслителя на религию как основоположника религиозного экзистенциализма19. К авторам марксистского толка, однобоко и критически рассматривавших философские и общественно-политические взгляды Ясперса, следует так же отнести А.С.
Богомолова20, Э.Ю. Соловьева21, Ю.И. Никитина22, Ю.К. Мельвиля23. Для всех публикаций данных авторов характерно то обстоятельство, что ввиду безраздельного господства в СССР 1960-1980-х годов материалистического детерминизма, на первый план при рассмотрении творчества ученого выдвигалась цель: вскрыть несостоятельность экзистенциализма при сопоставлении его с марксизмом. В результате: односторонней и категоричной критике подверглись даже наиболее ценные политические и социологические идеи автора.

Изучение собственно исторических взглядов К. Ясперса в Советском Союзе стало возможным лишь в конце 70-х с выходом в свет первого выпуска русского перевода его фундаментального концептуально-исторического труда «Истоки истории и ее цель» (второй выпуск был осуществлен в 1994 году). Исторические взгляды Ясперса подобно его работам, относящимся к другим областям общественно-политической мысли, так же подвергалась изучению с позиций марксистско-ленинской критики. Подобный предвзятый подход к исследованию творчества мыслителя характерен для всех работ отечественных авторов того времени, в частности: Р.М. Габитовой24 , Е. Рашковского25 и др.

Однако данный методологический подход характерен не только для советских исследователей. Его использовали и за рубежом. В этой связи можно назвать ряд трудов, посвященных изучению философии К. Ясперса и ее критики. Отметим работу польского ученого Е. Коссака26 , немецких исследователей А. Хюбшера27, Х.-М. Герлаха28, В.Шнайдерса29, безапелляционно называвших философию Ясперса субъективно-идеалистическим агностицизмом.

Совершенно необходимо назвать труды П.П. Гайденко «Экзистенциализм и проблема культуры» (1963), «Прорыв к трансцендентному» (1977)30 , которые, несмотря на сложные условия их написания, не чужды объективности, позволяющей получить более или менее правдивое представление о творческом наследии Ясперса. Основываясь на обстоятельном, скрупулезном анализе жизненного пути Карла Ясперса, его
переписки, статей и монографий, П.П. Гайденко с позиций историзма выводит четкую систему его центральных мировоззренческих взглядов, давая глубокую социально-культурологическую оценку их различных аспектов.

Завершая оценку марксистской критики трудов К.Ясперса, надлежит привести общую характеристику, даваемую подобными авторами творчеству Ясперса. Ими «вскрывается несостоятельность» ясперсовой концепции разделения познания человека, общества и истории на научное и философско-иррациональное. Такой подход не случаен в силу безраздельного господства в нашей стране марксистской идеологии, основывавшейся на позициях «жесткого материализма». Сосуществование с ней иных концепций, либо точек зрения, как известно, было недопустимо. Упомянутый монизм, как известно, распространялся на все области гуманитарного знания не только в СССР, но и других странах соцлагеря, что делало почти невозможным полное и объективное исследование исторических, а также социально-политических воззрений К. Ясперса у нас.

3. И, наконец, к третьей группе мы отнесем работы российских исследователей постсоветского периода. Так называемая «новая волна ясперсовских исследований» в области изучения социально-политических и исторических взглядов К. Ясперса поднялась с момента выпуска второго издания его «Истоков истории», на этот раз вместе с «Философской верой» и прежде никогда не переводившейся на русский язык работой «Духовная ситуация времени». Для российской исторической науки, оказавшейся в идеологическом вакууме после ослабления влияния марксизма, это была «свежая струя», проникшая наряду с историко-концептуальными построениями иных направлений.

Для современного этапа историографического изучения проблемы характерно резкое усиление внимания практически ко всем сторонам творчества К. Ясперса. В настоящий момент идеи мыслителя стали предметом междисциплинарных исследований. Материал, посвященный их изложению, стал включаться в сборники научных трудов, учебные пособия по всеобщей
истории, историографии и методологии истории, философии, социологии, культурологии и политологии. Взгляды Карла Ясперса получили свое отражение в ряде научных статей, посвященных западной истории философии XX века31.

Следует особо отметить статью профессора Липецкого университета А.И. Борозняка - пока первую в нашей стране, посвященную социально-политическим взглядам К. Ясперса.

Возросший в последние годы интерес к творчеству К. Ясперса стимулировал появление ряда диссертационных исследований, посвященных его изучению. Исследование О.Б. Потеряевой посвящено целостному анализу мировоззрения Карла Ясперса, а так же рассмотрению его влияния на развитие философской мысли на Западе в ХХ веке, работа М.Е. Соколовой - выявлению основных принципов концепции философской веры мыслителя, В.П. Щербаков подверг сравнительному анализу философские воззрения К. Ясперса и З. Фрейда32. Отдельные аспекты исследуемой проблемы нашли свое отражение также в многочисленных статьях, вышедших в последние годы (см. список литературы).

Характеризуя исследования последнего времени в целом, можно констатировать расширение проблематики исследования творчества Карла Ясперса, отход от прежних «классовых» характеристик, поиски аутентичного его понимания. Однако следует отметить, что и в последние годы главное внимание исследователей продолжают привлекать чисто философские, экзистенциальные основы многогранного наследия ученого. В то же время его историческая концепция в нашей стране продолжает оставаться на периферии исследования, о чем свидетельствует крайняя скудость работ отечественных авторов, посвященных собственно исторической концепции Карла Ясперса.

Цель и задачи исследования. Учитывая недостаточную изученность темы и ее актуальность, автор определяет цель диссертации в комплексном исследовании биографии и творчества Карла Ясперса в контексте эпохи.

В рамках достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1) дать историческую характеристику эпохи, к которой принадлежал Ясперс;

2) воссоздать целостную картину жизнедеятельности Карла Ясперса, определить главные причины, побудившие его профессионально заняться деятельностью в сфере гуманитарных наук;

3) выявить социально-политические условия и теоретико-методологические предпосылки формирования исторических взглядов К. Ясперса;

4) раскрыть содержание линейной теории мирового исторического процесса, сформулированной в трудах К. Ясперса;

5) рассмотреть содержание программы К. Ясперса о глобальном единстве мировой истории;

6) выявить отношение к концепции К. Ясперса представителей основных течений западной и отечественной исторической мысли ХХ века.

Методологической основой исследования являются принципы системной методологии, основывающейся на позициях диалектического подхода, и позволяющей рассмотреть в единстве все компоненты человеческого бытия. В данном случае избранная методология сделала возможным всесторонне и с учетом исторических условий эпохи рассмотреть творчество К. Ясперса.

Автор исходил из диалектического понимания исторического процесса, каждая из сторон которого располагает различными факторами своего внутреннего развития. Творцом многих факторов исторического процесса во многом выступает человек, личность которого формируется социальной средой. Одновременно трансформация социальной среды несет на себе отпечаток личности человека. Поэтому соотнесение взглядов личности и конкретно-исторической действительности позволяет оценить степень адекватности восприятия действительности личностью и степень обоснованности предложенных ею альтернатив исторического развития. Данный постулат чрезвычайно важен для достижения целей настоящего исследования.
Из основных общенаучных методов автором диссертации использовались методы анализа и синтеза, индукции и дедукции. Первые являлись ведущими при работе над источниками и формулировании выводов. Поскольку автор был вынужден применить метод сплошного прочтения источников, то есть всех доступных работ Ясперса, то самым существенным оказался анализ источников с целью извлечения из них наибольшей информации. Научный синтез позволил обобщить данные, сопоставить их; позже с помощью указанных обобщений формулировалась концепция.

Методы дедукции и индукции применялись автором данной работы при определении проблематики, цели и задач, а так же их реализации. Дедуктивным методом выяснялась эволюция исторического мировоззрения К. Ясперса. Индукция помогла при дальнейшей работе - преломлении взглядов ученого на конкретные события мировой истории.

Автор диссертации во многом ориентировался на методологию Ясперса, для которого главной была идея единства, целостности человеческого бытия человечества, которое имеет «единственный первоисток и одну цель»33.

Важная тенденция методологии истории Ясперса - попытка избавиться от опасностей европоцентризма и «христоцентризма». Будучи христианским философом, Ясперс вместе с тем подчеркивает: христианская вера не есть вера всего человечества34 . Для него исторически равновелики - ибо равно подпадают под понятие «осевая эпоха» - все главные мировые религии, все «культурные круги», в которых они возникли и получили распространение. Поэтому поиски единства истории связаны у Ясперса с отстаиванием многообразия, неотменяемого этим единством. Без этого исходного единства не стало бы возможным в принципе родственное толкование (герменевтика) истории, объединяющее рационализм и религиозность. Данное единство, Ясперс выражает с помощью «основных категорий», понятий, духовных феноменов, более или менее общих для мировых культур и имевших свой первоисток в осевой эпохе. К ним принадлежат: сознание, рефлексия, способность ставить предельно широкие вопросы о бытии как целостности, о
человеке и его самости (Selbst), о силе и бессилии человека, о человеческом существовании и его хрупкости, о вине, о судьбе и спасении35.

В отличие от традиционного рационализма новое толкование единства истории, о котором ведет речь Ясперс, не должно претендовать на создание универсалий. Основа единства истории - способность людей к всеобщей коммуникации. Таким образом, основными категориями методологии истории Ясперса являются единство истории, свобода и всеобщая коммуникация.

При написании работы использовались следующие методы исторического познания:

1) историко-генетический, который позволил в наибольшей мере приблизиться к воссозданию событий реальной жизни и творческой биографии Карла Ясперса, раскрыть социально-политическую обстановку, в которой жил и творил ученый;

2) историко-сравнительный, посредством которого стало возможным сравнение взглядов К. Ясперса с воззрениями М. Вебера, К. Маркса, О. Шпенглера, Л. Гумилева и т.д.;

3) историко-системный, позволивший изучить целостную систему философских воззрений Ясперса и выделить в них его понимание истории человечества;

4) герменевтика: без данного метода исторический анализ текстов работ К. Ясперса и прочих исследователей, привлеченных диссертантом, стал бы невозможным.

Источниковая база диссертации. Источниковой основой для настоящей работы является теоретическое наследие Карла Ясперса, нашедшее свое отражение в его письмах, научных и публицистических работах разных лет. В целом использованные нами разнообразные источники можно разделить на три большие группы: 1) частная переписка ученого с различными представителями общественно-политической и научной элиты Европы; 2) опубликованные труды Карла Ясперса; 3) работы мыслителей, являвшихся либо идейными предшественниками Ясперса, либо его последователями или оппонентами.
В Рукописном Отделе Библиотеки Российской Академии Наук (ОР БАН) в г. Санкт-Петербург нами были выявлены неопубликованные письма Ясперса. Эти письма раскрывают основные этапы жизни ученого, его личную оценку собственной жизни. В частности, в переписке с Оскаром Хаммельсбеком Карл Ясперс повествует о важнейших событиях своей жизни36 . Указанные материалы содержит фонд № 725 данного хранилища.

Основной массив уже опубликованных, но не переведенных на русский язык материалов, использованных при написании настоящего диссертационного исследования был почерпнут нами в университетской библиотеке г. Гейдельберга (ФРГ), где долгие годы жил и работал Ясперс, фондов санкт-петербургских библиотек: Российской национальной библиотеки, Библиотеки Российской Академии Наук, а также Центральной краевой библиотеки г. Краснодара. Это - не архивные материалы, а опубликованные труды самого Ясперса, его переписка и работы его современников.

Среди первой группы источников наиболее важное место занимает переписка Ясперса с Ханой Арендт, продолжавшаяся с 1926 года вплоть до смерти мыслителя и с Мартином Хайдеггером, длившаяся с 1920 по 1963 год37 . Х. Арендт, будучи другом мыслителя, была в курсе происходящих в его жизни и творчестве коренных изменений. Данное эпистолярное наследие - весьма ценный исторический источник для исследователя, занимающегося изучением творческого наследия Ясперса, поскольку содержит уникальные сведения, касающиеся биографии мыслителя, становления и развития его исторических воззрений и взглядов на политику.

Очень важны материалы переписки Карла Ясперса с З. Фрейдом, К.Г. Юнгом, М Хайдеггером, Л. Франком и О. Блойером38 . Данные материалы, представляющие собой важную часть эпистолярного наследия Ясперса, включают в себя основные позиции системы научного мировоззрения мыслителя, поскольку являют собой живую полемику научных подходов. В этих письмах К. Ясперс отстаивает свои взгляды на роль экономики и
культуры, государства и политики, философии и истории в жизни современного общества, рассуждает о проблемах войны и мира, о губительной сущности тоталитаризма.

Вторую группу источников составили опубликованные работы Карла Ясперса. Их так же следует разделить на две части: 1) автобиографические очерки разных лет; 2) исторические, философские, политические и культурологические труды.

Наиболее ценным автобиографическим очерком мыслителя является «Философская автобиография» (1963), впервые опубликованная в Мюнхене еще при жизни Ясперса. На русском языке «Автобиография» была издана лишь в 1997 году в обобщенном биографическом сборнике, изданном в Екатеринбурге39, куда также были включены жизнеописания В. Брюнинга, Н. Гартмана, А. Шмидта, Дж. Папини, М. де Унамуно. Без «Автобиографии» Ясперса невозможно полноценное исследование не только его сложного жизненного пути, но и его творчества. Здесь запечатлен каждый жизненный этап, характеризуются взаимоотношения Ясперса с коллегами, обосновываются те или иные серьезные шаги карьерного роста мыслителя. К этой же группе источников следует отнести и сборники документов и материалов, так же касающихся биографии ученого, опубликованные в Гейдельберге и Райнбеке40.

Среди источников, относящихся ко второй части данной группы, то есть среди опубликованных трудов Карла Ясперса, наиболее полным изложением его исторических взглядов является фундаментальный труд «Истоки истории и ее цель», впервые вышедший в свет в Германии в 1949 г. На русском языке в переводе М.И. Левиной первое издание «Истоков истории» было опубликовано только в 1978 г. с предварявшей его вступительной статьей П.П. Гайденко41 . Второе издание труда немецкого ученого в том же переводе вышло в свет уже в постсоветской России в сборнике «Смысл и назначение истории» - в 1994 году, чем и была вызвана новая волна исследований его творчества в отечественной науке. В книгу так же вошли переводы двух других работ
Ясперса: «Духовная ситуация времени» 42 (1932) и «Философская вера»43 (1948), изучение коих в контексте социально-политических и исторических воззрений мыслителя совершенно необходимо. Эти три книги объединены темой судеб духовности в кризисную эпоху, противостояния человека и личной власти, смысла происхождения и цели человеческой жизни. На первый план здесь выходят социально-политические проблемы: как преодолеть те катаклизмы, которые постигли европейскую цивилизацию в ХХ веке? Какие духовные ориентиры остаются у европейского человека и как их сохранить в современном индустриальном обществе? 44

Книга «Духовная ситуация времени», посвященная характеристике социально-политической, и культурно-идеологической обстановки, сложившейся в современном Ясперсу мире, несомненно, выросла из предшествующих сочинений ученого. В течение длительного времени она не переводилась на русский язык и не была предметом самостоятельного исследования. Сегодня, спустя многие десятилетия, обращаясь к текстам Ясперса, многие сюжеты, затронутые в «Духовной ситуации времени», кажутся нам знакомыми, в известной мере тривиальными. Размышления о диктатуре западной цивилизации, о деструктивной роли масс в истории, о профанации искусства, о политической некомпетентности лидеров стали привычными в исторической литературе и у современного читателя, надо полагать, не рождают ощущения новизны. Многое в работе Ясперса представляется теперь архаичным. Вместе с тем опыт прочтения текстов Ясперса через столь продолжительный срок свидетельствует не только об их актуальности. Едва ли не вся работа в целом носит характер исторического провозвестия.

Анализируя конкретно-историческую ситуацию, сложившуюся на тот момент в духовной сфере жизнедеятельности германского общества, переживавшего глубокий социально-политический и культурный кризис, в качестве основного постулата Ясперс выдвигает идею свободы личности: свободы в обществе, свободы политического и культурного выбора. Единственное условие - верность идеям гуманизма.
Однако антропологическая тема как таковая не исчерпывает направленность работы. Круг вопросов, затронутый в книге, имеет непосредственное отношение к истории. В этой связи как раз и показательно введение, где рассматривается возникновение эпохального сознания, генезис современной духовной ситуации.

В центре внимания автора в работе «Философская вера» культурологическое понятие философской веры, которая отличается от религиозной, в частности, от христианской, тем, что она должна быть значима для всех людей, поскольку основывается не на откровении, а на опыте, доступном всякому человеку. Откровение отделяет верующих от тех, кто не верит в него, и тем самым препятствует взаимопониманию, создавая у верующих претензию на исключительность. Согласно убеждению Ясперса, такая претензия всегда исторически вредила христианам, ибо служила источником фанатизма и нетерпимости.

«Истоки истории и ее цель» - основное историческое произведение Ясперса - представляет собой попытку ученого дать интерпретацию мирового исторического процесса с собственных мировоззренческих позиций. Именно в этой книге Ясперс излагает свою знаменитую концепцию «осевого времени», дает структурное обоснование мировому историческому процессу, сюда включена его схема мировой истории, теоретические выкладки, относящиеся к будущему истории. «Цель моей книги, - пишет Ясперс, - содействовать углублению нашего сознания современности.. . Настоящее же совершается на основе исторического прошлого, воздействие которого мы ощущаем в себе...» . Историческая концепция Ясперса выросла из стремления мыслителя найти исторические истоки современности, связать порванные жестоким ХХ веком нити, соединяющие сегодняшнее человечество с более чем двухтысячелетним развитием, как бы восстановить разорванную связь времен. Поэтому в своей работе Ясперс по-прежнему размышляет над судьбой современного человечества, обсуждая проблемы науки, техники, индустриальной цивилизации, сегодняшней -послевоенной - ситуации в
Европе и в мире. Прошлое должно дать ответ - пусть не на вопрос о том, какова будет действительная судьба человечества (на этот вопрос, по Ясперсу, не может быть дан ответ, поскольку научное предвидение будущего, опосредованного человеческой свободой, невозможно), но на вопрос о том, какие возможности для современного развития таит в себе прошлое. «...Взгляд на человеческую историю ведет нас к тайне нашего человеческого бытия... Тот факт, что мы вообще имеем историю, что благодаря истории мы суть то, что мы суть. . позволяет нас спросить: откуда она происходит? Куда она ведет? Что она означает?»46

Среди других работ К. Ясперса, также представляющих важность для настоящего исследования, следует назвать его «Всемирную историю философии», вышедшую в России в 2000 г.47 В ней мыслитель приводит ряд своих соображений, касающихся современной истории человечества. Историко-политический аспект эпохи рассматривается им в книгах «Атомная бомба и будущее человечества» (1958)48, и «Куда движется ФРГ?» (1967)49. Перевода первой книги на русский язык до сих пор нет; краткий перевод второй осуществлен А. Гутерманом и В. Ивановой еще в 1969 году - в год смерти К. Ясперса. Обе работы устремлены в будущее и писались ученым с целью предотвратить надвигающуюся угрозу возрождения тоталитаризма в мире и ядерного уничтожения человечества. Так, в книге «Куда движется ФРГ?» автор рассматривает изменения в политической структуре Федеративной Республики, которые, по его мнению, состоят в переходе от демократии к олигархии партий, от олигархии партий - к диктатуре. Опасная политическая ситуация, которая складывалась в Западной Германии, начиная со времен Аденауэра, послужила для Ясперса толчком к тому, чтобы по-новому осмыслить происходящие в ФРГ процессы и дать им соответствующую политическую оценку. В названной работе он пишет: «Мои сомнения начались в 50-х годах. В 1960 году я их высказал публично. В настоящей работе это уже не только сомнения. У нас нет государства политической свободы, которое мы могли бы иметь»50 . Беда, по мнению Ясперса, в том, что народ в Западной
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23990.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.