У нас уже
176407
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
История изучения зороастризма в российско-советской историог рафии
Количество страниц
181
ВУЗ
МГИУ
Год сдачи
2010
Бесплатно Скачать
24003.doc
Содержание
Содержание
Оглавление
Введение...3
ГЛАВА I. Основные источники изучения зороастризма...28
§ 1. Авеста — как главный источник зороастрийской религии...28
л § 2. Сообщения древнейших авторов о Зороастре и его идеях...42
§ 3. Пехлевийская зороастрийская литература...53
ГЛАВА II. Формирование отечественной историографии по проблемам
зороастризма...64
§ 1. Предыстория зарождения историографии по зороастризму.:...64
§ 2. Основные направления изучения зороастризма в России во второй
половине XIX - начале XX века...79
ГЛАВА III. Советская историография (1920-начало 1990-х годов)...91
§ 1. Развитие историографии в первые десятилетия советской власти (1920 -
середина 40-х гг.)...91
§ 2. Изучение проблем зороастризма в 1945-1960-х годах...99
, § 3. Исследования по зороастризму в период с 1970-начало 1990-х годов... 116
Заключение...152
Список использованных источников и литературы...163
Список принятых сокращени л...181
Введение
Актуальность. Иран - страна древней и высокоразвитой цивилизации. Её обитатели одними из первых вступили на путь исторического прогресса, создав ещё в начале III тыс. до н.э. свою письменность и государственные объединения. История цивилизации не может быть воссоздана без исследования духовной культуры человечества. Древнеиранские верования сыграли большую роль в процессе формирования религиозных представлений народов древнего мира, начиная от племенных и местных культов к религиозно-философским учениям, «национальным» религиям больших древневосточных и западных государств и империй.
Среди религий, привлекающих особое внимание исследователей, значительное место занимает зороастризм - одна из древнейших религий мира. Её некогда исповедовало население значительной части огромного региона расселения ираноязычных племён и народов, где зороастризм был хотя и не единственной, но доминирующей религией в течение полутора тысячелетий. Важнейшие доктрины зороастризма были заимствованы, в большей или меньшей степени, всеми монотеистическими религиями мира: иудаизмом, буддизмом, христианством, исламом, а также гностическими группами. Зороастризм, став официальной религией в эпоху Сасанидов, продолжал существовать, несмотря на гонения и притеснения, в период Арабского халифата и утверждения ислама.
В настоящее время учёные считают, что целый ряд вопросов, связанных со временем жизни Зороастра, местом его рождения, началом проповеди нового вероучения и областью распространения зороастризма остаются в области научных гипотез и предположений.
В советской исторической литературе долго господствовало мненрте, что Зороастр не был исторической личностью, но теперь такой подход подвергся пересмотру, так как в древнейших частях Авесты (Гаты) Зороастр выступает реальной исторической личностью, а не полумифической. Само
значение имени Заратуштра до сих пор невыяснено. Советский исследователь В.И. Абаев переводит слово Заратуштра как «имеющий старых верблюдов».1
Современные российские и зарубежные учёные во многом расходятся и в вопросах о родине зороастризма и времени жизни Зороастра. По одной из версий, Зороастр жил за 258 лет до прихода к власти Александра Македонского (336 г. до н.э.). Высказывается и ряд других точек зрения, но наиболее приемлемым, по-нашему мнению, представляется предположение И.М. Дьяконова о том, что «...Зороастр жил не позднее VI в. до н. э.», в пользу чего он приводит ряд аргументов.2
В Авесте (Гатах) нет сведений и о родине Зороастра. Принимая во внимание характер авестийских текстов, а таюке перечисляемые в Авесте области и территории, у большинства советских учёных (В.В. Струве, Е.Э. Бертельса, М.М. Дьяконова, И.М. Дьяконова, В.И. Абаева, И. Алиева, Б.Г. Гафурова, Э.А. Грантовского и др.) не вызывает сомнения тот факт, что родиной зороастризма был район расселения иранских племён на северо-востоке Ирана или в соседних областях Средней Азии и Афганистана, откуда он позднее распространился на запад Ирана.3
В науке до сих пор дискутируется вопрос: можно ли называть религию Ахеменидов (VI-IV вв. до н.э.) зороастризмом, а служителей культа этой религии - жрецами-зороастрийцами. Есть исследователи, которые полагают, что ахеменидские цари не были зороастрийцами. И.М. Дьяконов не считает Ахеменидов последовательными зороастрийцами. М.А. Дандамаев называет Ахеменидов политеистами, которые многое восприняли из зороастризма и у которых Ахура-Мазда почитался высшим божеством.
Священной книгой зороастрийцев является Авеста. Существуют две теории происхождения Авесты - «мидийская» («западная») и «восточная»; последняя является господствующей в современной иранистике. Спорным
1 Абаев В.И. Скифский быт и реформа Зороастра.- М., 1956. С. 26.
2 Дьяконов И.М. Восточный Иран до Кира (к возможности новой постановки вопроса) // История иранского государства и культуры. К 2500-летию Иранского государства.- М., 1971. С.138-140.
3 Дорошенко Е.А. Зороастрийцы в Иране.- М., 1982. С. 12.
остаётся также вопрос датировки памятника, современные исследователи датируют его VII - VI вв. до н.э.
Язык священных книг Авесты — древнейший из всех известных науке иранских языков. По своей грамматической структуре он очень архаичен. Структурно Авеста состоит из нескольких частей (книг) которые складывались в разное время и на разных территориях. Следовательно, и язык их не вполне однороден. В «Авесте» выделяется два основных диалекта: диалект Гат, или гатский диалект, и диалект остальной части Авесты, называемый «младоавестийским». Исследователи авестийского языка не считают их творениями одного человека.
В 30-х годах IV в. до н.э. Ахеменидская держава папа под ударами армий Александра Македонского. В конце IV в. до н.э. Иран вошёл в состав греко-македонского государства Селевкидов, а затем царства новой иранской династии Аршакидов с центром в Парфии, отпавшей от македонян в середине III в. до н.э. В это время были сделаны первые попытки восстановить текст Авесты.
Специалистам по истории древнеиранских религий и зороастризма, независимо от принимаемых ими положений, хорошо известны и другие точки зрения по спорным вопросам. Но эти контраргументы не всегда учитываются в работах, посвященных учению зороастризма и его истории.
В нашей стране интерес к прошлому Ирана всегда был велик как среди исследователей, так и у довольно широких кругов общества. Во многом это объясняется многовековой историей взаимоотношений народов нашей страны с Ираном. Одной из недостаточно изученных проблем в современной (советско-российской) науке является исследование историографии зороастризма.
Актуальность нашего диссертационного исследования заключается в том, что на сегодня обобщающих историографических работ по истории изучения Авесты и зороастризма ещё не создано, и эта проблема не становилась объектом комплексного научного изучения. В отечественных публикациях эти
аспекты отражены фрагментарно, с различной степенью полноты. Соответственно этому историографические и источниковедческие аспекты современной иранистики с течением времени становятся всё существеннее для науки, для сложных в методическом плане культурно-исторических реконструкций, призванных удостоверить давно минувшую историческую действительность. Недостаток знаний по историографии проблемы не раз уже приводил к тому, что в новейших публикациях в качестве открытий воспроизводились старые гипотезы или, наоборот, игнорировались добротные аргументы, выдвигавшиеся учёными России второй половины XIX — первой половины XX в.
Немаловажной причиной обращения к данной теме стало непрерывное возрастание значимости сведений Авесты пропорционально расширению масштабных археологических исследований на территориях бывших советских республик Средней Азии, а также отчасти в Афганистане и Центральной Азии. Практически все узловые вопросы интерпретации Авесты как источника до сих пор остаются дискуссионными.
Данная тема занимает видное место в фонде культурных ценностей Древнего Востока и всего человечества. Ареал распространения этой религии включает не только ряд стран Востока, но в той или иной мере многие регионы мира.
Важность изучения истории зороастризма заключается и в том, что на сегодняшний день Иран является одним из центров мировой политики. Этим объясняется повышенный интерес отечественных историков к проблемам истории и историографии Ирана.
Специфические по сложности и дискуссионности вопросы изучения истории зороастризма и Авесты уже давно обрели в иранистике особый историографический и источниковедческий статус. Без их решения современному востоковедению и религиоведению не удастся приблизиться к всестороннему пониманию материальной и духовной культуры древних
обитателей Ирана и Средней Азии, их верований, убеждений, взглядов на мир и на устройство общества.
Актуальность исследования истории зороастризма обусловлена и тем, что в настоящее время стало возможным более глубокое изучение различных её аспектов на основе цивилизационных методов исследования. Цивилизационный подход к истории, основанный на разработках Н.Я. Данилевского, В.И. Ламанского, О. Шпенглера, М. Вебера, А. Тойнби, С. Хантингтона, теоретиков евразийства и других аналитиков, и его использование в историческом исследовании приводит к позитивным результатам, хотя многие авторы ограничиваются лишь декларированием своей приверженности этому принципу и многочисленными повторениями термина применительно к конкретным историческим явлениям и событиям.
Предметом исследования является зороастрийские письменные источники, которые составляли основу всех трудов отечественных и зарубежных историков о зороастризме. В данной работе нами не ставится задача исследовать вещественные зороастрийские источники. Ввиду ограниченности объёма диссертации невозможно всестороннее изучение зороастрийских археологических, этнологических и других видов памятников. Поэтому, для историографии данной проблемы мы остановились только на письменных источниках, так как именно они дают нам самые первые и ценные сведения по зороастрийской религии.
Главным объектом диссертационной работы являются труды российских дореволюционных и советских учёных, написанные в период со второй половины XIX века до 90-х годов XX века.
Цели и задачи исследования:
Недостаточная разработанность рассматриваемой проблемы определила цели исследования: 1) на основе комплексного анализа письменных источников по зороастризму и широкого использования уже опубликованных трудов, с учётом достижений отечественной историографии, дать научно обоснованное и объективное исследование процесса изучения
зороастризма в отечественной исторической науке, начиная со второй половины XIX века до начала 1990-х годов.
2) представить целостную картину эволюции взглядов российских исследователей на историю зороастризма.
В соответствии с целью определены и задачи исследования:
- осветить роль Авесты — как основного источника изучения зороастризма;
- дать анализ античных источников о Зороастре и его религии;
- рассмотреть и охарактеризовать зороастрийскую пехлевийскую (среднеперсидскую) литературу;
- в сообщениях западно-европейских путешественников XIII — XIX вв. выявить сюжеты о зороастризме в Иране;
- дать краткую характеристику основных этапов зарубежной историографии о зороастризме;
- проследить процесс становления и развития русской дореволюционной историографии;
- оценить вклад советских исследователей в разработку проблем истории зороастризма;
- представить целостную картину эволюции взглядов отечественных исследователей на историю зороастризма.
Хронологические рамки исследования охватывают период со второй половины XIX века, когда в России началось научное изучение Авесты и зороастризма, до 90-х годов XX века, когда Советский Союз распадается на ряд суверенных государств и вместо господствовавшей марксистско-ленинской методологии российские учёные всё активнее начинают использовать широкую палитру исследовательских методов, накопленных международным научным сообществом. Выбор данного периода позволяет проследить основные этапы процесса изучения истории зороастризма в отечественной историографии.
Исследование вопросов формирования отечественной историографии по зороастризму невозможно без краткой характеристики письменных источников
по зороастризму и выделения основных этапов изучения зороастризма в зарубежной историографии, повлиявших на развитие российской историографии XIX века.
Методологическая основа. Сегодня история государств и конфессий
^ анализируются с различных методологических позиций. Методологические
подходы к освещению любой научной проблемы заключаются в выработке концептуальных положений, оказывающих прямое или косвенное влияние на трансформацию исторической дисциплины, что приобретает особую актуальность в наше время «историографической революции», возможно самой масштабной из всех, которые когда - либо переживала историческая наука. Расширение спектра методологических подходов в исторической науке следует рассматривать не как отрицание, а как развитие и обогащение того методологического багажа, который был накоплен советской историографией в предшествующие годы.
Методология данного исследования включает в себя принцип
-, историзма, предполагающий изучение исторических фактов и явлений в
конкретных условиях, в их строгой взаимосвязи и взаимообусловленности, неразрывной связи с прошлым и перспективности в будущем. Важное место заняли конкретно-исторический, структурный и сравнительно-хронологический методы интерпретации древнейших источников и трудов отечественных историков, а таюке в анализе наиболее сложных историографических вопросов. Источниковую базу диссертации составили опубликованные материалы, которые можно подразделить на несколько групп. Прежде всего, это древнейшие зороастрийские письменные источники - а) Авеста; б) труды древнейших авторов; в) пехлевийская (среднеперсидская) литература, без краткой характеристики которых трудно говорить о предмете нашего исследования.
v* Вторую группу источников составляют опубликованные работы учёных,
включающие монографии, статьи, рецензии и путевые заметки европейских путешественников XIV - первой половины XIX в., что позволяет нам очертить
общие контуры процесса формирования нового «зороастрийского» направления в науке.
К третьей и основной для нашей темы группе источников относятся труды по истории Ирана, российских и зарубежных авторов (изданных на ,j| русском языке) второй половины XIX - 90-х годов XX века, оказавших влияние
на развитие российской иранистики, в рамках которой изучался и зороастризм. В эту группу источников мы включили статьи об отдельных сторонах творчества учёных, рецензии и отзывы современников на их сочинения, а также труды по всеобщей истории, содержащих материалы по истории Ирана и зороастризма. В тексте нашей диссертации источники этой группы анализируются в двух разных главах: отдельно дореволюционные (до 1917 г.) и отдельно историография советского периода.
Большое значение для раскрытия различных аспектов диссертационной работы имеет изучение священной книги зороастрийцев - Авесты. Авеста состоит из пяти частей: 1) Ясна; 2) Висперед; 3) Вендидад (Видевдат); 4) Яшты; 5) Младшая Авеста. Представление о составе канонического текста Авесты дают сохранившиеся зороастрийские сочинения на пехлевийском (среднеперсидском) языке.
В изучении древнейшей иранской религии - зороастризма, большую роль играют сообщения древнейших авторов. Одним из самых ранних упоминаний иранского пророка и его религии в античной литературе можно считать данные Ктесия (конец V - нач. IV вв. до н.э.) и Ксанфа Лидийского в середине V в. до. н. э. (500-450 гг. до н. э.). Важная информация о зороастризме содержится в «Истории» греческого историка Геродота (между 490 и 480 — ок. 425 г. до н.э.) и в «Географии» Страбона (64/63 гг. до н.э. — 23/24 гг. н.э.). Наиболее обстоятельные сведения о религии зороастрийцев принадлежат греко-римским, армянским, грузинским, арабским, китайским и сирийским к? хроникам.
Очень важное значение для написания диссертации имеют пехлевийские зороастрийские книги. Понятие религиозной пехлевийской
литературы охватывает среднеперсидские переводы Авесты, толкования и комментарии к авестийским текстам (Зенд), богословские труды сасанидского времени и произведения, созданные (либо воссозданные) в VIII-IX вв. - в период «мусульманского завоевания зороастрийцев». В России изучение пехлеви было начато К. Г. Залеманом (1848-1916) и А. А. Фрейманом (1879-1968). В настоящее время пехлевийские рукописи изучает А.Г. Периханян, издавшая в переводе на русский язык тексты «Брачный контракт» и Сасанидский судебник - «Книгу тысячи судебных решений».1 Самое большое из дошедших до нас пехлевийских произведений, насчитывающее более 1000 страниц - «Деяние веры» (Денкарт), в котором рассматриваются догматические, этические и ритуальные вопросы зороастрийской религии.
Степень изученности темы. Сегодня российская наука стремится синтезировать всё лучшее, . что наработано мировой историографией. Современные отечественные историки с успехом осваивают богатейшее наследие российской исторической науки в лице её крупнейших представителей, чьё творчество в течение долгих десятилетий замалчивалось
или искажалось.2
Давая общую характеристику историографии рассматриваемого периода (вторая половина XIX века - начало 1990-х годов), следует отметить, что на сегодняшний день обозначились три основных подхода к анализу и оценке советской историографической традиции.
Согласно первому подходу советская историография на протяжении семидесяти лет развивалась по восходящей. Опираясь на марксистские идеи, она смогла якобы успешно избежать кризиса, в котором оказалась мировая историческая мысль на рубеже XIX-XX вв., самоутвердилась как наиболее передовое научное направление и последовательно решала крупнейшие теоретические, методологические и конкретно-исторические проблемы. Сторонники данной точки зрения допускают, что поступательный процесс
1 Чунакова О. М. Пехлевийская зороастрийская литература // Дисс. на соиск. уч. степ, доктора филологических наук. - СПб., 1998. С. 7-8.
2 Сахаров А.Н. О новых подходах к истории России // Вопросы истории. 2002. № 3. С. 5.
развития имел и ряд недостатков. Наиболее существенными из них были следующие: сталинская версия интерпретации марксизма-ленинизма привела к определенному снижению уровня исследований, к теоретической дезориентации целого ряда исследователей; издержки партийного руководства наукой выразились в многочисленных запретах, ограничениях на работу с архивными материалами, в жесткой регламентации контактов с представителями зарубежной историографии; исторические труды нередко оказывались идеологизированными, зависели от политической конъюнктуры.
Для другого подхода характерно признание необходимости дифференцированного отношения к советской историографии.
Наконец, необходимо выделить и третий, более радикальный подход к развитию историографии в советской России, в рамках которого ставился вопрос, в какой мере историография отвечала (и отвечала ли вообще) требованиям научности.
Историография зороастризма неотделима от развития российской исторической мысли, которая развивалась в едином европейском историографическом пространстве - она является составной её частью.
Начиная с 20-х гг. и до конца 50-х гг. XX века теоретические подходы к решению исследовательских проблем сводились к подбору необходимых цитат из произведений основоположников и классиков марксистского учения или из партийных документов, а вся практическая исследовательская работа ограничивалась поиском конкретных фактов для демонстрации соответствующих положений. Эта особенность советской историографии объяснялась воздействием на науку жесткого схематизма, заданного "Кратким курсом".
Период со второй половины 50-х до начала 70-х гг. официально был объявлен как время восстановления "ленинской концепции" исторического процесса, как избавление истории от сталинских ошибок. По существу, в эти десятилетия происходила модернизация сталинских идей, их очищение от неугодных формулировок.
половине 70-х гг. разворачивается обсуждение методологических проблем исторической науки. Неудовлетворенность теоретическим уровнем многих исследований была вполне очевидна, но выход усматривался не в поиске новых идей, а в воспроизведении давно уже
m известных идей классиков марксизма-ленинизма, которые, как оказалось, не
вполне были вовлечены в научный оборот. В конце 70-х - начале 80-х гг. появляются десятки работ, в которых «восстанавливается» ленинская концепция по тому или иному вопросу. Этот период был достаточно продуктивным по сравнению с предыдущим, поскольку у историков появлялась возможность не только цитировать классические тексты, но и включать собственные интерпретации в анализ концепций, хотя многие такие исследования оставались невостребованными, так как содержали очень мало нового. Исследователям приходилось согласовывать часто взаимоисключающие оценки одного и того же события с реальными требованиями советской исторической науки.
Теоретическая и методологическая скудость историографии стала причиной того, что в исторических исследованиях не допускались относительность, вариативность, вероятность. Такие вполне естественные элементы любого научного процесса рассматривались как недостатки и, более того, как следствие политических ошибок в результате отступления от марксизма-ленинизма и проведения чуждой, буржуазной точки зрения.
Таким образом, советская историография как своеобразный феномен характеризуется сращиванием науки с политикой и идеологией и превращением её в органическую составную часть государственной системы.
С конца 80-х гг. историки пытались осмыслить специфику взаимоотношений между властью и наукой в условиях господства коммунистической идеологии. Политическая власть, используя все доступные
ей средства, способы и приемы, постепенно превращала науку в механизм
государственно-политической системы. Наметившиеся сразу же после революции расхождения с ведущими тенденциями европейской
историографии, привели к полной изоляции советской историографии от мирового историографического пространства. Ранее существовавший принцип относительной самостоятельности научных учреждений и университетов теперь оказывался неприемлемым. Академия наук с ее филиалами и (^ институтами превращается в орган контроля за чистотой науки. Задача
воспитания всего населения страны "в духе социализма" становилась не только общепартийной, но и общегосударственной.
С развалом СССР и отказом от диктата методологии марксизма-ленинизма всё больше внимания стало уделяться достижениям западной историографии, которая в СССР в течение длительного времени осуждалась и квалифицировалась как фальсификация истории. Взаимодействие с западной историографией составляет магистральный путь развития отечественной историографии. Но оно может быть плодотворным и взаимно полезным только в том случае, если мы, интегрируясь в мировую науку, не будем выступать в роли прилежных учеников и подражателей, а сумеем внести свой вклад в формирующийся на пороге XXI в. новый образ истории.1
Изучение истории зороастризма в отечественной науке насчитывает не одно десятилетие. Работы, посвященные различным аспектам истории зороастризма, начали появляться ещё в дореволюционный период. Так, первой непосредственно посвященной этой проблеме работой можно считать исследование Р. Эзова «Об учении персидских магов. Сочинение Езника, армянского писателя V в». , вышедшее в 1858 году в г. Санкт-Петербурге.
Из других важных работ этого периода можно назвать работы К. Коссовича,3 К.П. Патканова,4 где автор подробно проанализировал сочинения армянских авторов, К. Риттера,5 в которой обстоятельно исследованы
1 Могильницкий Б.Г. Методология истории в системе университетского образования // Новая и новейшая история. 2003. № 6. С. 7.
2 Эзов Г. Об учении персидских магов. Сочинение Езника, армянского писателя Vb.- СПб., 1858.
3 Коссович К. Четыре статьи из Зендавесты.- СПб., 1861.
4 Патканов К.П. Опыт истории Сасанидов по сведениям, сообщаемым армянскими писателями.- М., 1863.
5 Риттер К. Иран. - СПб., 1874
социальные, экономические, политические, культурные и религиозные институты иранского общества и В.Ф. Миллера.1
Особый интерес представляют статьи Э.М. Диллона и А. Елисеева, где раскрываются вопросы двойственности в религии зороастризм, и - рассматриваются небольшие погребальные зороастрийские куполообразные
сооружения из камня — наусы.
В труде коллектива авторов «История в девяти книгах», собраны все сочинения древнегреческого историка V века до н.э.4 Геродота. В работе Н. Кареева,5 изданной в 1896 г., исследуются вопросы религиозной нравственности зороастрийцев. В следующем году вышла работа М. Источникова.6
Другие весьма важные работы о зороастризме появляются в начале нашего столетия. В 1903 году вышло монографическое исследование А.Л. Погодина.7
В работе В.В. Бартольда,8 автор на основании широкого и разнообразного круга источников нарисовал картину культурно-экономической истории Ирана. Непосредственный интерес представляет труд З.А. Рагозина, где рассматриваются вопросы возникновения Персидской державы. Значительный вклад в изучение древнеперсидских праздников и их обрядов внёс К.А. Иностранцев.10
1 Миллер В.Ф. Очерки арабской мифологии в связи с древнейшей культурой. T.I. - М., 1876.
2 Диллон Э.М. Дуализм в Авесте. - СПб., 1881.
3 Елисеев А. Обитатели каменистой Аравии. - СПб., 1883.
4 Геродот. История в девяти книгах / Под ред. Ф.Г. Мищенко. В IX т. Т. I. - М., 1885.
5 Кареев Н. Мысли об основах нравственности. - СПб., 1896.
6 Источников М. Мнимая зависимость библейского вероучения от религии Зороастра. -Казань, 1897.
7 Погодин А.Л. Религия Заратустры. - СПб., 1903.
8 Бартольд В. Историке-географический обзор Ирана. - СПб., 1903.
9 Рагозин 3. А. История Мидии второго Вавилонского царства и возникновение Персидской державы. - СПб., 1903.
10 Иностранцев К. Древнейшие арабские известия о праздновании науруза в сасанидской Персии. - СПб., 1904.
В 1909 году издаётся труд Э.С. Вульфсона,1 где последовательно
изложена история Ирана с древнейших времён до современности, и В.В.
Бартольда,2 в котором даны обзоры истории развития востоковедения в России
до 1855 и деятельности Факультета восточных языков с 1855 по 1905 гг. В 1916
г. в Тифлисе издаётся небольшой труд К. Смирнова.3
В 1917 году выходит новая статья К.А. Иностранцева,4 посвященная культуре и религии среднеазиатских государств до мусульманского вторжения, а в статье А. А. Фреймана,5 вышедшей в 1918 году, разбирается и характеризуется этимология зороастрийского слова marazu.
Первые советские работы, специально посвященные Авесте и авестийскому языку, вышли из-под пера таких иранистов, как: Ф.А. Розенберга,6 А.А. Фреймана,7 Е.Э. Бертельса,8 Г.С. Ахвледиани,9 К.А. Иностранцева, глубоко изучавших Авесту, по-новому истолковавших её отдельные термины и давшие превосходные переводы отдельных отрывков из Авесты.
Среди работ советских исследователей, в которых поднят и рассмотрен большой круг вопросов по изучению Авесты, следует указать рецензию А.А.
Фреймана на историческую грамматику древнеперсидского языка Е.Л. Джонсона,10 В.М. Сысоева,11 посвященную теме почитания огня у зороастрийцев. В новой работе Е.Э. Бертельса «Очерк истории персидской
I Вульфсон Э.С. Персы в их прошлом и настоящем. — М., 1909.
Бартольд В.В. Материалы для истории Факультета Восточных языков. Т. IV. - СПб., 1909. 3 Смирнов К. Персы. Очерк религий Персии. - Тифлис, 1916.
Иностранцев К.А. К истории домусульманской культуры Средней Азии // Записки Восточного отделения Императорского Русского археологического общества. Т. 24. - СПб., 1917.
5 Фрейман А.А. Авестское marazu. - Пгд., 1918.
6 Розенберг Ф.А. рецензировал работу Хр. Бартоломе о жизни и учении Заратуштры.
7 Древнеперсидские клинообразные надписи (перевод и комментарий А.А. Фреймана // Восток. Кн. 5. - M.-JL, 1925. С. 3-15.
8 Бертельс Е.Э. Отрывки из Авесты // Восток: журнал литературы, науки и искусства. Кн. 4. -М.-Л., 1924.
В 1924 г. в г. Тбилиси Г.С. Ахвледиани опубликовал переводы из Авесты на грузинский язык.
10 См., рец. А.А. Фреймана на историческую грамматику // Восток: журнал литературы, науки и искусства. Кн. 5. - М - Л., 1925. С. 258-259.
II Сысоев В.М. Храм огнепоклонников. - Баку, 1925.
литературы»1 основную часть автор отводит анализу домусульманской литературы Персии.
Значительным трудом 1920-х годов является капитальное исследование В.В. Бартольда," в котором освещены многие проблемы истории, географии, общественных и политических движений в Иране и т.д. В работе автор широко использует, содержащиеся в Авесте и древнеперсидских клинообразных надписях, исторические и историко-культурные данные.
В 30-е годы выходит в свет работа Б.В. Миллера,3 где доказывается сходство талышского языка с авестийским, двухтомник Б.А. Тураева, а также работы С.Я. Лурье,3 В.А. Лившица,6 А.И. Сухарева 7 и Г.В. Григорьева.8
В 1948 году издаются две работы СП. Толстова.9 Из работ В.В. Струве, изданных в этот период, следует указать его статьи.10
1950-е годы ознаменовались публикацией капитального труда М.С. Иванова,11 В.И. Авдиева12 и Н.В. Пигулевской и др.,13 посвященных проблемам этногенеза ираноязычных народов. К работам этого периода можно отнести
1 Бертельс Е.Э. Очерк истории персидской литературы. - Л., 1928.
2 Бартольд В.В. Иран. Исторический обзор. - Ташкент, 1926.
3 Миллер Б.В. Талышские тексты.- М, 1930.
4 Тураев Б.А. История древнего Востока. Т.Н.- М., 1933.
5 Лурье С.Я. Ксенофонт. Греческая история. - Л., 1935.
6 Лившиц В.А. Зороастрийский календарь // Бикерман Э. Литература Ирана X-XV вв. - М-Л., 1935.
7 Сухарев А.И. Отчёт по раскопкам зороастрийских наусов городища Кафыр-кала.-Самарканд, 1938.
8 Григорьев Г.В. Зороастрийское костехранилище в кишлаке Фринкет под Самаркандом // Вестник древней истории. 1939. № 2.
9 Толстов СП. Древний Хорезм. - М., 1948; Он же. По следам древнехорезмийской цивилизации. - М-Л., 1948.
10 Струве В.В. Надпись Ксеркса о «дэвах» и религия персов — ИАН - СИФ, T.I. 1944. № 3. С. 128-140; Он же. Поход Дария I на саков-массагетов - ИАН - СИФ, ТЛИ. 1946. №3. С. 231-250; Он же. Геродот и политические течения в Персии эпохи Дария I // Вестник древней истории. 1948. № 3. С. 12-35; Он же. Дарий I и скифы Причерноморья // Вестник древней истории. 1949. № 4. С. 15-28; Он же. Восстание в Маргиане при Дарий I // Вестник древней истории. 1949. №2.
11 Иванов М.С. Очерк истории Ирана. - М., 1952.
12 Авдиев В. И. История древнего Востока. М., 1953.
Список литературы
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно
24003.doc
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
29.04.24
Результаты оценки психологических детерминант гражданской идентичности учащихся старших классов
29.04.24
Программа формирования гражданской идентичности старшеклассников
29.04.24
Психологические основания для разработки программы формирования гражданской идентичности старшеклассников
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.