У нас уже
21989
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Культ богомладенца в частной и общественной жизни древник греков
Количество страниц
211
ВУЗ
МГИУ
Год сдачи
2010
Бесплатно Скачать
24034.doc
Содержание
Содержание
Введение...3
Глава I. Образ богомладенца в мифоритуальной системе
древних греков...45
§ 1. Мифы о рождении и детстве богов и героев: предварительные
замечания...45
§ 2. Классификация мифологических образов божественных детей... 58 § 3. Семантика образа богомладенца в древнегреческой мифологии...68 Глава II. Культ божественного ребёнка в древнегреческой религии:
Зевс-младенец... 103
§ 1. Критский культ юного Зевса...103
§ 2. Культ Зевса-младенца в Аркадии...131
§ 3. Другие культовые центры юного Зевса...145
§ 4. Эволюция и роль культа в различные исторические эпохи...157
Глава III. Идеи богомладенчества в частной и общественной
жизни древних греков...169
§ 1. Отношение древних греков к младенцам и маленьким детям...169
§ 2. Особенности детских захоронений...181
§ 3. Образы детей в произведениях древнегреческого
художественного ремесла...194
§ 4. Идеи богомладенчества в идеологической жизни греков...200
Заключение...206
Список сокращений...210
Список использованных источников и литературы...211
Приложение 1. Таблицы типов образов богомладенцев
древнегреческой мифологии Приложение 2. Культовые центры Зевса-младенца Приложение 3. Каталог изображений божественных младенцев и детей в античном художественном ремесле и на монетах
Введение
Актуальность темы исследования. Религиозно-культовый фактор играет большую роль в истории любого общества, а в древнем мире религия формировала систему ценностей и была основой идеологической жизни, оказывая сильное влияние на сферу политики и общественных отношений. Поэтому исследование социальной роли религии весьма значимо для изучения и более глубокого осмысления истории древних обществ, в том числе и древнегреческого.
Древнегреческая религия одной из первых из нехристианских религий вошла в сферу научных исследований, однако многие её" проблемы до сих пор далеки от разрешения. В немалой степени это связано с тем, что в понимании религии древних эллинов существуют определённые устоявшиеся представления, часто односторонние, а порой просто ошибочные. Среди них, по мнению С.А. Токарева, особенно выделяются рассмотрение греческой религии только со стороны мифологии и отношение к ней как к «религии красоты», основанное лишь на поэмах Гомера, лучших образцах литературных сочинений и произведениях классической греческой скульптуры и архитектуры1. Поэтому традиционно античные боги и герои воспринимаются взрослыми, находящимися в расцвете физической и духовной силы. Однако, обратившись к мифам, можно заметить, что многие легендарные персонажи имеют истории рождения, младенчества и детства, представая в начале своей «биографии» в образе божественных детей, причём подобные сюжеты широко известны в мифологии и олимпийских богов, и второстепенных божеств, и многочисленных героев Эллады.
Проблема богомладенца имеет большую научную значимость, поскольку идея божественного ребенка представлена не только в античной мифологической традиции, но также в мифах и культах многих
1 Токарев, С.А. Религия в истории народов мира / С.А. Токарев. - М., 1976. - С. 382-383.
других народов и получаст свое дальнейшее развитие в мировых религиях, центральные образы которых (особенно в христианстве) предстают как богомладенцы или наделяются чертами таковых. Исследование данной проблемы в теоретическом и практическом отношении представляет значительный интерес для изучения ряда аспектов истории, религии и культуры этих обществ.
Теоретическое рассмотрение образа богомладенца определяет круг вопросов, связанных с раскрытием его внутренней структуры, содержания и мифологического смысла, а также с установлением значений конкретных образов, нахождением общего и особенного между ними как в рамках одной мифоритуальной системы, так и в плане сравнения различных культурных традиций. Анализ древнегреческих мифов о богомладенцах даёт возможность расширить наше представление об особенностях такой формы античной религии, как культ божественного ребёнка, выявить происхождение и эволюцию культовых форм, мифов и связанного с ними ритуала.
Исследование темы богомладенца представляет значительную практическую ценность, поскольку религия в древнем мире была основой духовной, нравственной, морально-этической жизни и оказывала сильное влияние на политику, систему социальных норм и отношений. Можно обозначить ряд интересных общественных явлений, определённым образом связанных с проблемой мифологического богомладенца. Так, замечено, что культы новорожденных божеств играют неодинаковую роль в различные историко-культурные эпохи: редко встречаясь или совершенно исчезая в одни периоды, они становятся особенно популярны в кризисные моменты в жизни общества2. Ярким подтверждением этого факта в античной истории является эпоха эллинизма, когда наблюдается расцвет большого числа культов божественных детей, возникновение
Аверинцев, С.С. Комментарии к статье К.Г. Юнга «К пониманию психологии архетипа младенца» / С.С. Аверинцев // Самосознание европейской культуры XX века. - М, 1991. - С. 127.
новых, «омоложение» прежних, так что взрослые боги превращаются в маленьких мальчиков или младенцев3. Другим примером может служить время раннего христианства, связанное с формированием и распространением образа Христа-младенца4. Сходное явление наблюдается также в Средние века, когда изображения маленьких детей в искусстве (Христа, ангелов и ряда библейских персонажей) либо совершенно исчезают, либо возрождаются вновь5. Поэтому изучение темы богомладенца может позволить лучше понять особенности духовно-религиозной жизни общества, специфику мировоззрения людей разных исторических эпох.
Тема божественного ребенка находит своё отражение в социально-политической жизни общества. Рассказы о тайном рождении, чудесном спасении, вскармливании животными представлены в биографиях ряда исторических деятелей древневосточных государств: Гильгамеша, Саргона Древнего, Моисея, Кира, и этот список можно продолжить. Аналогичное явление наблюдается в античном мире. Немало фольклорных мотивов и мифологических элементов заключено в жизнеописаниях тиранов старшего поколения6, из которых наиболее ярким примером, связанным с проблемой богомладенца, является жизнеописание коринфского тирана VII в. до н.э. Кипсела, а именно -знаменитая история о чудесном спасении младенца в ларце (Hrdt. V 92). От легендарных младенцев, имеющих какие-либо необычные способности, свойства или судьбу, вели происхождение некоторые аристократические роды (например, фригийский род Офиогенов — от младенца-змея, аттические цари - от младенца Эрихтония, элевсинский
3 Кобылина, ММ Изображения восточных божеств в Северном Причерноморье в первые века н.э. / М.М. Кобылина. - М, 1978; Бритова, Н.Н. Греческая терракота / Н.Н. Бритова. - М.. 1969. - С. 89-105. Как замечает исследовательница, для эллинистического изобразительного искусства характерно обилие детских образов (Н.Н. Бритова. У к. соч. С. 89).
4 Свенцицкая, И.С. Раннее христианство: страницы истории /И.С. Свенцицкая. - М., 1987; Куманецкий, К. История культуры Древней Греции и Рима / К, Куманецкий. - М,, 1990. - С. .111,
5 Tjashelow, W., Fickler, К. Kunst des Mittelalters / W. Tjashelow, K. Fickler. - Dresden; Moskau, 1981.
6 Андреев, Ю.В. Тираны и герои. Историческая стилизация в политической практике старшей тирании / Ю.В. Андреев // ВДИ. - 1999. - № 1. - С. 3-7.
жреческий род Эвмолпидов - от Эвмолпа, божественного ребёнка с необычной судьбой). Эти мотивы явно восходят к мифологическим образцам, но имеют чисто практическое применение в целях идеологического обоснования претензий на власть или на особое положение в обществе. Среди причин, позволивших распространиться этим сказаниям, должны быть и такие, которые связаны с особенностями воприятия образа богомладенца в общественном сознании, что, в свой черед, связано с проблемой божественного ребенка в мифологии, исследование которой могло бы установить, какие именно мотивы и почему были для этого заимствованы из мифологической традиции.
Актуальность заявленной темы связана также с тем, что изучена она явно недостаточно: в большинстве специальных исследований (как зарубежных, так и особенно отечественных), посвященных проблемам древнегреческой мифологии и религии, уделяется внимание лишь отдельным аспектам этого вопроса, или он рассматривается в самых общих чертах, а часто не затрагивается вовсе. При этом высказывается мнение7, что образ богомладенца чужд олимпийской иерархии богов в целом, хотя детальный анализ источников делает возможным получение противоположных выводов.
Возникает вопрос о том, как расценивать фигуру богомладенца: являются ли мифы о рождении и детстве богов и героев лишь результатом биографического мышления, или образ божественного ребёнка имеет, прежде всего, самостоятельное мифологическое значение. Для ответа на этот вопрос необходимо раскрыть содержание и роль образа богомладенца в мифоритуальной системе, определить влияние связанных с ним идей на иные, помимо религиозной, сферы общественной и частной жизни греков, а также исследовать проблему соотношения культа
7 Лосев, А.Ф. Античная мифология в её историческом развитии / А.Ф. Лосев // Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян, - М., 1996, - С. 275-276; Тройский» И.М. История античной литературы / И.М. Тройский. - М., 1983. - С. 214; Радциг, СИ. История древнегреческой литературы / СИ. Радциг. - М., 1959. - С. 51, 265; Herrmann, J. Spuren des Prometheus / J. Herrmann. - Leipzig; Jena; Berlin, 1975. - S. 158-172.
божества или героя в его взрослой и младенческой ипостасях.
Предметом исследования данной работы является культ божественного ребёнка и связанные с ним идеи и представления, наиболее детально рассматриваемые на примере культа бога Зевса в его младенческой ипостаси. Интерес в этому культу легко объясним. Зевс, глава древнегреческого пантеона, обычно предстаёт в мифах как отец богов и людей, податель законов, мироустроитель, помощник воинов, покровитель общности людей и городской жизни. Однако с образом этого бога неразрывно связана мифология его тайного рождения и воспитания, изображающая его новорожденным младенцем, спрятанным в пещере и находящимся под покровительством нимф и животных. Эти мифы о Зевсе-ребёнке во многом отличны от распространённого образа громовержца и владыки Олимпа, поэтому на них, несмотря на их известность, следует обратить особое внимание.
Научная новизна данного исследования определяется тем, что на основе комплексного подхода к анализу источников доказывается значимость представлений о богомладенце для древнегреческой мифоритуальной системы и определяется круг связанных с ней проблем. В данной работе впервые проводится классификация мифологических образов богомладенцев и выделяются их основные типы и подпиты, представленные в соответствующих таблицах приложения.
Большое внимание уделяется анализу мифологической семантики образов божественных детей, особо подчёркивается их лиминальный статус в мифоритуальной системе и наделение демиургической функцией. На основании этого выявляется ряд идей, которые оказались востребованы в различных сферах частной и общественной жизни древних греков, а именно: представления об изменении, обновлении, игравшие главную роль в области политики и идеологии; представления о связи богомладенца с загробным миром, наделение его пограничными функциями, что отразилось на восприятии детей в древнегреческом
обществе как существ особого рода, не полностью или вовсе не связанных с миром людей.
В диссертации подробно исследуется культ юного Зевса, причём -на протяжении всего времени его существования, что ранее также не становилось предметом детального рассмотрения в научной литературе. На примере этого культа рассматривается вопрос о соотношении культов божественных детей и взрослых богов и связанные с этим особенности религиозных воззрений греков.
Хронологические рамки данной работы определяются периодом с VIII в. до н.э. по IV в. н.э. - временем существования (развития и затухания) олимпийской мифологии и религии8. Исследование таких вопросов, как семантика образов божественных детей, формы и характер их культов, эволюция культа, детально рассматриваемая на примере Зевса-младенца, ограничивается этим хронологическим промежутком. Сакральный аспект влияния идей богомладенчества на представления древних греков о месте ребёнка в мире и в обществе рассматривается в этих же временных рамках (с VIII в. до н.э. по IV в. н.э.), что определяется соответствующей источниковой базой: богатый археологический материал, особенно результаты исследований античных некрополей и культовых комплексов, соотнесённые с мифологической традицией.
Вместе с тем, при рассмотрении проблемы происхождения культа богомладенца в мифоритуальной системе греков, наиболее подробно изучаемой на примере образа юного Зевса, нижняя хронологическая граница опускается до XV в. до н.э., от которого дошли самые ранние сведения о культе этого божества. По вопросу о влиянии идей богомладенчества на сферу политики и идеологии, поскольку эта область общественных отношений является наиболее динамичной и подверженной изменениям, мы ограничиваем рамки темы периодом VII-
! А.Ф. Лосев. Античная мифология... С. 15-16,100-102.
VI вв. до н.э. Кроме того, как нам представляется, этот аспект темы можно связать с отмеченным выше явлением распространения представлений о богомладенце в переходные эпохи в жизни общества, поскольку время архаики является именно таковым. Поэтому следует попытаться выявить причины этого явления, рассмотрев его на конкретном историческом материале, тем более что источники, хоть и немногочисленные, но весьма содержательные, позволяют провести такое исследование.
Методологической основой диссертации являются принципы объективности и историзма, а также идея взаимосвязи и взаимообусловленности социально-экономических, политических, идеологических и культурных факторов исторического развития. Пршщип объективности требует всестороннего изучения исторического явления с целью максимального приближения его к объективной реальности9. Для этого в работе применяется комплексный подход к источникам, основанный на совокупности разработанных антиковедением приемов и методов исторической критики. Принцип историзма предполагает изучение явления в развитии и взаимосвязи с другими событиями и процессами, в конкретной исторической обстановке10. С этой целью в работе используются в качестве основных следующие методы.
Историко-типологический метод имеет целью упорядочение совокупности объектов на определённые типы на основе присущих им общих признаков11. В данной работе этот метод применяется при попытке выделить основные типы образов божественных детей в древнегреческой мифологии. Историко-генетический метод состоит в последовательном раскрытии свойств, функций и изменений изучаемой действительности в процессе её исторического движения, что позволяет в наибольшей
9 Барг, М.А. Категории и методы исторической науки / М.А. Барг. - М., 1984. - С. 6.
10 Там же. С. 17.
11 Ковальченко, И.Д. Методы исторического исследования / И.Д. Ковальченко. - М., 1987. - С. 176-177.
степени приблизиться к воспроизведению реальной истории объекта, отражённого в конкретной форме12. В данной работе этот метод используется при исследовании конкретного культа — Зевса-младенца, история развития которого рассматривается на протяжении всего периода его существования. Историко-сравнительный метод сводится к тому, чтобы изучать объекты или явления по сходству и различию присущих им свойств, а также проводить сравнения в пространстве и во времени13. В диссертации данный метод привлекается для сравнения конкретных локальных культов (Зевса-младенца), существовавших в различные исторические периоды и в различных областях древней Греции. Историко-системный метод связан с целостным охватом познаваемой исторической реальности и с раскрытием внутренних механизмов функционирования различных общественно-исторических систем14. В данной работе применение этого метода необходимо при исследовании проблем, связанных с проявлением идей богомладенчества в частной и общественной жизни древних эллинов.
Следует сделать несколько замечаний относительно используемого терминологического аппарата. В данной работе разграничиваются такие понятия, как "мифология" и "религия", "мифологический образ бога/героя" и "культ бога/героя", исходя из следующих представлений15.
Содержащаяся в мифе информация в силу присущей мифотворчеству специфики облечена в образ16. Мифологический образ, являясь чувственным представлением о какой-либо области действительности и будучи направленным на познание мира, содержит в
12 И.Д. Ковальченко. Ук. соч. С. 170.
13 Там же. С. 172-173.
14 Там же. С. 183.
13 При изложении теоретических аспектов мифологии нами были использованы следующие исследования: Kirk, G. S. Myth: its meaning and functions in ancient and other cultures / G.S. Kirk. -Cambridge, 1970, Дьяконов, И.М. Архаические мифы Востока и Запада / И.М. Дьяконов. - М, 1990; Мелетинский, Е.М. Поэтика мифа / Е.М. Мелетинский. - М., 1976; Хюбнер, К. Истина мифа / К. Хюбнер. - М., 1996; Токарев, С.А., Мелетинский, Е.М. Мифология / С.А. Токарев, Е.М. Мелетинский // МНМ. - Т. 1. - С. 11-20; Элиаде, М. Священное и мирское / М. Элиаде. - М., 1994; Элиаде, М. Аспекты мифа / М. Элиаде. - М, 2000; Кессиди, Ф.Х. От мифа к логосу / Ф.Х. Кессиди. - М., 1972. 16 И.М. Дьяконов. Ук. соч. С. 65; Е.М. Мелетинский. Ук. соч. С. 165; G.S. Kirk. Op. cit. P. 9-10.
себе целый комплекс представлений и идей, характерных для народа -творца этой мифологии17. Это смысловое содержание мифологического образа раскрывается через наиболее устойчивые сюжетообразующие персонажи и ситуации, способные повторяться в различных мифах — так называемые мифологемы, или мотивы18, что позволяет понять, какие идеи оказались заложены в данном мифологическом образе в рамках определённой культурной традиции.
Мифологический образ служит для выражения религиозной веры, однако в религии получают развитие лишь те его значения, которые оказываются наиболее существенными и важными для данного общества19. Это находит выражение в почитании культа божества в той или иной форме, в обрядах и ритуалах, связанных с ним. Некоторые значения могут не найти отражения в культовой практике, или, напротив, некоторые обряды, первоначально не связанные с тем или иным мифологическим образом, могут сохраниться в религии, получив новое мифологическое толкование20.
Таким образом, в данной работе мифологический образ богомладенца рассматривается как некое идеальное построение, нашедшее свое выражение в мифах и отражающее наиболее существенные для древнегреческого мировоззрения идеи. Культ божественного ребёнка приводится в тесную связь с религиозной практикой, ритуалом, причём учитывается то обстоятельство, что в нём могут сохраняться в качестве реликтов представления древнейших времён, изначально с греческой религией не связанные, но которые могут указывать на истоки данного культа и, вместе с тем, отражать процесс его освоения греками для выражения собственных религиозных идей.
17 Ф.Х. Кессиди. Ук. соч. С. 52; Е.М. Мелетинский. Ук. соч. С. 167.
1S И.М. Дьяконов. Ук. соч. С. 191, примеч. 8; Е.М. Мелетинский. Ук. соч. С. 172.
19 Ф.Х. Кессиди. Ук. соч. С. 51-52; G.S. Kirk. Op. cit. P. 11.
20 C.A. Токарев, Е.М. Мелетинский. Мифология. С. 13-14.
Источи и ковая база. О значимости представлений о богомладенце в мифоритуальной системе греков можно судить по разнообразным свидетельствам, оставленным античностью. Вопросы, связанные с темой исследования, получили в источниках неодинаковое освещение: сведения, касающиеся мифологии рождения и детства богов и героев, представлены непосредственно; в отношении проблемы влияния идей богомладенчества на общественную и частную жизнь греков в источниках информация напрямую не дана, и ее можно получить путем их тщательного анализа.
Источники по рассматриваемой теме можно поделить на несколько типов. Важное место занимают письменные источники, представленные сочинениями греческих и римских писателей, поэтов, учёных. Первыми известными памятниками древнегреческой литературы являются поэмы
Гомера - «Илиада» , время создания основных песен которой приходится на первую половину VIIT в. до н.э., и «Одиссея» , оформившаяся чуть позднее. Эти поэмы, создаваясь на протяжении длительного времени, вобрали в себя огромное количество сказаний и представлений мифологического характера23, которые очень важны при анализе семантики растений, животных, мифологии ландшафта и других особенностей сакрального мировоззрения древних эллинов. Сведения, относящиеся к теме нашего исследования, незначительны, за исключением представленных в «Илиаде» легенды о рождении Геракла и мифа о юном Гефесте, детальное изложение которого не известно из других источников. В исследовании культа Зевса-младенца использование гомеровских поэм весьма ограничено, так как мифология рождения и детства бога у Гомера отсутствует. Однако определённое значение имеют схолии к «Илиаде»24, в которых отмечается местная традиция о рождении Зевса в Фивах.
21 Homcri Ilias // Homed carmina ct cycli cpici reliquiae. Graccc ct latinc cum indicc nominum ct rcram. -Pamiis, 1S71,
22 Homeri Odyssea // Tbid.
23 Лосев, А.Ф. Гомер / А.Ф. Лосев. - M., 1996. - С. 12 и ел.; СИ. Радциг. Ук. соч. С. 104.
24 Scholia Graeca in Homeri Iliadem / Ed. G. Dindorfius. - Vol. I-IV. - Oxonii; Lipsiae, 1875-1877.
Для анализа проблемы богомладенца в древнегреческой мифологии очень важна поэма конца VIII - начала VII в. до н.э. "Теогония" беотийского поэта Гесиода25, посвященная теме происхождения мира и богов. В поэме, излагающей олимпийскую мифологию в систематизированном виде, сохранились и очень ранние предания и мотивы26. К таковым относится обстоятельное изложение мифа о рождении и детстве Зевса на Крите, которое является первым в древне1реческой мифологии письменным свидегельством об этом боге как о божественном ребёнке. Хотя и в краткой форме, в "Теогонии" также представлены сведения о рождении и детстве других богов и героев.
Ценным источником является собрание так называемых Гомеровских гимнов27, из которых первые пять были созданы в VII-VI вв. до н.э., остальные возникли позднее. Для нас наиболее важны: первый (I) и второй (II) гимны к Аполлону, рассказывающие о рождении бога и основании им в Пифо оракула и святилища" ; третий гимн (III), посвященный Гермесу, содержащий историю рождения бога и описание проказ, совершённых им в младенческом возрасте; XIX гимн, повествующий о новорожденном Пане. Эти гимны представляют собой наиболее полное и содержательное изложение мифологии этих богов в
23 Hesiodi Theogonia // Hesiodi quae feruntur carmina / Ed. I. Flach. - Lipsiae, 1885.
26 С.И, Радциг, Ук, соч, <;;, 124,; И,М, Тройский, Ук, СОч, С, 62; ТахО-Годи, А,А. Греческая м А.А. Тахо-Годи. - М, 1989. - С. 15.
27 Hymni Homerici / Ed. A. Baumeister. - Lipsiae, 1915.
28 Традиция разделения этого гимна на два: Аполлону Делосскому (I) и Аполлону Пифийскому (II) была введена в 1781 г. голландским филологом Д. Рункеном, и ей следуют, например, знаменитые переводы В.В. Вересаева (Гомеровские гимны / Пер. В.В. Вересаева // Эллинские поэты V11-111 вв. до н.э. Эпос. Элегия. Ямбы. Мелика / Отв. ред. М.Л. Гаспаров. - М., 1999. - С. 125-176). Однако у этого подхода существуют и противники, что особенно заметно в новейших исследованиях (Приходько, Е.З. Двойное сокровище. Искусство прорицания Древней Греции: мантика в терминах / Е.В. Приходько. - М., 1999; Кулишова, О.В. Дельфийский оракул в системе античных межгосударственных отношений (VII-V вз. до н.э.) / О.В. Кулишова. - СПб., 2001) и в современных переводах гимна, выполненных со сплошной нумерацией строк (Гомеровы гимны / Пер. Е. Рабинович. - М., 1995). Более обоснованной нам представляется позиция тех исследователей, которые подчёркивают, что гимн, составляющий в рукописях одно пелое, при тщательном анализе его композиции распадается на две независимые част»: к делосскому божеству и к пифийскому божеству (Завьялова, В.П. Комментарии к Гомеровским гимнам / В.П. Завьялова // Античные гимны / Под ред. А.А. Тахо-Годи. М„ 1988. - С. 304, 305; Ярхо, В.Н. Гомеровские гимны. Примечания/В.Н. Ярхо//Эллинские поэты... С. 457; С.И. Радциг. Ук. соч. С. 114; Lesky, A. Geschichte der griechischen Literatur / A. Lesky. - Bern, 1957-1958. - S. 82), поэтому в данной работе мы придерживаемся взгляда ка него как из два самостоятельных произведения.
младенческой ипостаси, поскольку известные из других античных авторов сюжеты являются более сокращёнными в сравнении с ними и прибавляют только отдельные детали. Один из эпизодов пятого гимна (V) повествует о воспитании богиней Деметрой Демофонта, сына элевсинской царской четы Келея и Метаниры. В этой легенде нашли отражение связанные с огнём обряды, совершавшиеся над новорожденным, и особенно важно, что в ней прослеживаются некоторые черты, присущие древнегреческому сакральному мировоззрению в отношении к детям. Интересны гимны в честь Диониса: VII, рассказывающий о странствии бога-мальчика на корабле тирренских пиратов; XXVI и XXXIV, в которых перечисляются места рождения бога, их мифологически значимые особенности, атрибуты юного бога; а также посвященный Афине гимн XXVIII, сообщающий распространённый миф о рождении богини из головы Зевса.
Определённое значение имеет ряд сохранившихся фрагментов "Кипрских песен"29 (VII в. до н.э.), относящихся к киклическим поэмам, которые удачно дополняют сведения, известные из других источников: например, уточняют детали мифа о рождении на Делосе Ания, сына и первого жреца Аполлона на острове, или представления греков о сакральной роли воды.
Из произведений лирической поэзии следует отметить элегии Солона30 (ок. 634-559 гг. до н.э.), из которых большой интерес для понимания отношения к детям представляет элегия "Жизнеотношение", где автор ведет рассуждения об особенностях периодов жизни человека, в том числе касается вопроса о сущности детского возраста. Некоторые детали мифа о рождении Аполлона на Делосе содержатся у Феогнида31 (вторая половина VI - начало V в. до н.э.).
Очень важны эпиникии Пиндара32 (первая половина V в. до н.э.),
29 Cycli fragmenta. IX. Cypria carmina//Homeri carmina...
30 Солон. Элегии /Пер. М. Гаспарова, С. Радцига, Г. Церетели //Эллинские поэты... С. 245-254.
31 Феогнидов сборник / Пер. А.К. Гаврилова // Доватур А.И. Феогаид Мегарский и его время. - Л., 1989. -С. 147-181.
32 Pindari Carmina cum deperditorum fragments selectis / Recognovit W. Christ. - Lipsiae, 1887.
беотийского поэта, пользовавшегося большим почётом. Прославляя победителей Олимпийских, Пифийских, Немейских и Истмийских игр, поэт восхваляет и их род, вспоминая различные предания, среди которых отмечает легенды о рождении, детстве и воспитании их легендарных предков (героев Геракла, Ахилла, Ясона, Иама), а также мифы о рождении богов (Афины, Асклепия). Иногда автор сообщает предания, не известные из других источников (легенда об Иаме), некоторые мифы (например, о наслании Герой змей на младенца Геракла) появляются у него впервые в письменной мифологической традиции греков. Оды Пиндара косвенным образом указывают на степень распространённости мифологических представлений о божественных детях, значимости этих образов и заложенных в mix идей при создании той или иной легенды.
Значительно меньше сведений о богомладенце представлено в литературных произведениях классической эпохи. Из них следует выделить отдельные эпизоды трагедий Эврипида33 (V в. до н.э.): "Вакханки", содержащая детали мифы о новорожденном Дионисе и фрагменты мифологии юного Зевса; "Ион", в которой изложена история рождения и воспитания Иона в дельфийском храме, а также описываются отдельные элементы обрядов, совершавшихся над новорожденным, как и в другой трагедии — "Алкеста"; "Ифигения в Тавриде", рассказывающая о подвиге юного Аполлона; "Финикиянки", содержащая фрагменты мифологии младенца Эдипа в её наиболее древнем варианте, а также схолии к этим трагедиям34.
Сведения о роли идей богомладенчества в общественной жизни греков и использовании их применительно к реальным историческим деятелям можно почерпнуть из "Истории" Геродота35 (V в. до н.э.), а именно, в рассказе о рождении Кипсела. Информацию об отношении к
33 Euripidis Tragoediae / Ex recensione A. Nauckii. Editio tertia. -Vol. I-II. -Lipsiae, 1881-1891.
34 Euripidis Tragoediae et fragmcnta / Recognovit G. Dindorfius. - Vol. IV-VII. Scholia. - Lipsiae, 1863.
35 Herodoti Historiarum libri IX / Curavit H.R. Dietsch. - Vol. 1-11. - Lipsiae, 1874.
детям, осмыслении их места в мире и обществе можно вычленить из рассуждений древнегреческих философов: из диалогов Платона (427-347 гг. до н.э.) «Тимей»36 и «Законы»37 и трактатов Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) «Никомахова этика»38, «Афинская полития»39 и «Политика»40. Обычно в словах этих писателей исследователи видят оттенок пренебрежения в отношении к детям41, однако, на наш взгляд, более точно понять их размышления можно только в комплексе с данными других источников.
Много свидетельств о культах юных богов и героев сохранилось в произведениях эллинистического времени. Большая заслуга в этом принадлежит поэтам и учёным III в. до н.э., среди многочисленных занятий которых были сбор и систематизация мифов и преданий, особенно в редких и малоизвестных версиях42. Ими было зафиксировано много местных мифов о божественных детях, что, с одной стороны, даёт представление об основных чертах и локальных особенностях культов богомладенцев в религиозной практике греков, а с другой - позволяет судить о степени распространённости представлений о богомладенце в древнегреческом обществе и значимости их в культовой жизни.
Прежде всего следует выделить известных представителей александрийской школы Каллимаха из Кирены и Аполлония Родосского. Из дошедших до нас произведений Каллимаха большое значение имеют его гимны43. В I гимне, обращенном к Зевсу, сюжетом является местная легенда о рождении бога в Аркадии на горе Ликаон; гимн изобилует редкими мифологическими деталями и содержит ряд важных сведений,
36 Platonis Timaeus // Platonis Dialog! / Ex recognitione C.F. Hermann - W. Wohlrab. - Vol. IV. - Lipsiae, 1925.
37 Platonis Leges // Ibid. - Vol. V. - Lipsiae, 1920.
3g Аристотель. Никомахова этика / Пер. Н.В. Брагинского // Аристотель. Сочинения: В 4-х т. - Т. 4. - М, 1984.
39 Aristotelis Politeia Athenaion /F.d. H, Opperman, -Lipsiae, 1928.
40 Aristotelis Politica / Post F. Susemihl recognovit O. Immisch. - Lipsiae, 1929.
41 Boas, G. The Cult of Childhood / G. Boas. - London, 1966. - P. 13; Vermeule, E. Aspects of Death in Early Greek Art and Poetry / E. Vermeule. - Berkeley; Los Angeles; London, 1979. - P. 112-116.
42 СИ. Радциг. Ук. соч. С. 459; И.М. Тройский. Ук. соч. С. 214.
43 Callimachi Cyrenensis Hymni ct epigrammata / Ed. A. Meineke. - Berolini, 1861.
дающих представление об особенностях аркадского культа Зевса-младенца. Ценная информация представлена в III гимне, посвященном юной Артемиде, который является единственным в письменной традиции подробным рассказом о детстве богини, и в IV гимне, содержащем распространённый миф о рождении Аполлона на Делосе. Малоизвестные подробности из мифов о рождении Зевса на Крите, о детстве Диониса, Эрота, воспитании Ахилла у Хирона изложены в поэме Аполлония Родосского "Аргонавтика"44 и схолиях к ней45.
Редкие интересные детали о характере критского культа Зевса-младенца сохранились в трактатах Теофраста "О растениях"46 и Никандра "О животных"47. Среди немногих мифологических отступлений в поэме Арата Солийского "Явления"48, а также в схолиях к ней49 есть упоминания о воспитании юного Зевса, причём акцент делается также на деталях мифа. Следует отметить идиллии Феокрита50, особенно XXIV, которая содержит подробное изложение мифа, упомянутого впервые Пиндаром, о наслании Герой на младенца Геракла змей, а также рассказ о воспитании юного героя.
Очень важны труды античных мифографов. Их сведения порой кратки, отрывочны, однако при этом они не забывали писать о рождении и детстве богов и героев, что говорит о значимости этих мифов. Большая ценность сочинений мифографов состоит в том, что нередко они сообщают такие подробности, детали, древнейшие варианты мифологической традиции, которые отсутствуют в других источниках.
"Мифологическая библиотека", известная под именем Аполлодора51
Список литературы
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно
24034.doc
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
01.06.25
Языковая репрезентация основания оценки
01.06.25
Языковая репрезентация характера оценки
01.06.25
Эксплицитные и имплицитные средства выражения оценки
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2024. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.