У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Деятельность гуманитарный и миротворческий международный организаций в контексте чеченского конфликта
Количество страниц 248
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 24064.doc 
Содержание Содержание
Оглавление.

Введение 1-23

Глава I Институциональные и правовые основы деятельности международных организаций по урегулированию внутренних конфликтов. 1.1. Институты и механизмы урегулирования конфликтов международных организаций. 24-61

1.2 Основные направления деятельности международных организаций по урегулированию конфликтов. 62-90

1.3 Особенности политико-правовой и концептуальной базы деятельности международных организаций во внутренних конфликтах. 91-115 Глава II Деятельность гуманитарных и миротворческих международных организаций в контексте чеченского конфликта.

2.1 Причины привлечения Группы содействия ОБСЕ в Чечню. 116-137

2.2 Содействие ОБСЕ российским властям при урегулировании кризиса в Чеченской Республике. 13 8-173

2.3 Гуманитарное измерение безопасности чеченского конфликта и деятельность гуманитарных организаций. 174-199
Заключение 200-212
Список источников и литературы 213-248

Введение.

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена изменениями, произошедшими в международных отношениях в последнее десятилетие XX века. Распад СССР и бывшей Югославии знаменовал собой крушение биполярности и привел к глобальным изменениям в системе международной безопасности.

Произошла переоценка значимости угроз. На первое место выходят, считавшиеся ранее второстепенными, внутренние, этнические конфликты, международный терроризм. Причем современное понятие «угроза» уже не связано с конкретным источником: государством, режимом, конфликтной ситуацией. Они становятся дисперсными и непредсказуемыми. Кроме того, происходит увеличение числа акторов в международных отношениях. Угроза ядерной войны являлась не только сдерживающим фактором в международной системе безопасности, но и позволяла «держать» в напряжении все государства, сосредоточивая их интересы, возможности, ресурсы и желания на предотвращение возможных международных конфликтов. Распыление угроз привело к ослаблению внимания ряда государств к конфликтам в других регионах, особенно, если они не затрагивают их национальные интересы. В связи с этим возобновляются споры о роли и месте международных институтов в урегулировании внутренних кризисов и конфликтов.

Увеличивающееся внимание международных, региональных организаций и соглашений к поддержанию международного мира поставила их перед необходимостью действовать в качественно новых условиях старыми механизмами и инструментами. Все рассматриваемые автором миротворческие организации были созданы в послевоенное время в условиях холодной войны. Соответственно, все их ресурсы и институты были заложены для сдерживания межгосударственных конфликтов. Возникает закономерный вопрос: «Смогут ли они не просто адаптироваться к новым условиям, но и оперативно отвечать на «новые вызовы» безопасности»? Классическая модель разрешения конфликтов международными организациями рассчитана на урегулирование
кризисов между двумя и более суверенными государствами, применяя такие методы, как политическое давление, организация и проведение переговоров, посредничество и т.д. Немеждународные, внутренние конфликты являются сугубо внутренним делом государств, на территории которых они происходят. Соответственно возникает вопрос об эффективности данных механизмов, инструментов и институтов.

В связи с увеличением числа внутренних конфликтов произошло изменение в подходах к определению понятия «безопасность», пересмотр концепций «суверенитета». Появляются концепции миротворчества «второго поколения» - принуждение к миру без согласия на то государства, на территории которого происходит конфликт, «превентивного вмешательства», «гуманитарной интервенции». Поводом и обоснованием такого вмешательства являются заявления о нарушении прав человека, угрозе распространения кризиса на соседние территории1.

В связи с этим вопросы, связанные с доктринами и концепциями безопасности, миротворчества и миропонимания, требуют всестороннего научного анализа. События, вспыхнувшие на Северном Кавказе в начале 90-х гг. и участие в них международных организаций, позволяют проследить возможности последних в предоставлении своих институтов, механизмов и опыта в разрешении внутреннего конфликта на территории Российской Федерации. Уникальность этого явления состоит в решении России предоставить свою территорию и внутренний кризис для апробации механизмов Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) после процесса ее институциализации, несмотря на то, что Кавказ, по мнению многих исследователей, является «детонатором бомбы, который может

1 См: Богатуров А.Д. Международный порядок в наступившем веке // Международные процессы. -2003.№1. С. 6-23; Косолапое Н.А. Контуры нового миропорядка// Постиндустриальный мир: Центр, периферия, Россия. Общие проблемы постиндустриальной эпохи. Сб.№1. - М., 1999. С. 213-241; Орджоникидзе С. Концепция «гуманитарной интервенции» исполняется год. Однако этот «младенец» уже успел подорвать всю систему международных отношений // Независимая газета. - 20 апреля. - 2000; Худайкулова А.В. Гуманитарное вмешательство как новый вид современной миротворческой практики // Современные проблемы мировой политики: безопасность, конфликты и их анализ / Под ред. М.М. Лебедевой. - М., 2002. С. 7-47 и др.
взорвать всю Россию» и любое негативное последствие от вмешательства способно усугубить ситуацию.

Научная актуальность определяется отсутствием работ в отечественной и западной историографии, посвященных деятельности гуманитарных и миротворческих международных организаций в Чеченской Республике. Исторические аспекты данной проблемы приобретают особый смысл, позволяя выявить суть формирования внешней политики в увязке с конкретными усилиями международных организаций в содействии урегулированию конфликта, а также проследить эволюцию формирования и внедрения рычагов разрешения региональных, этнических, внутренних кризисов и конфликтов.

Объект исследования в представленной работе - деятельность гуманитарных и миротворческих международных организаций во внутренних конфликтах.

Предметом исследования стал анализ деятельности международных институтов, представленный, прежде всего такими организациями, как ООН, ОБСЕ, МККК, Датский Совет по Беженцам в Чеченской Республике, их содействие в урегулирование кризисной ситуации. Круг этих институтов определен на основе критерия их участия в принятии наиболее крупных, основополагающих критериев в урегулировании конфликта и оказании гуманитарной помощи. Работа построена таким образом, чтобы можно было проследить как деятельность всего комплекса международных институтов в целом применительно к ситуации, сложившейся на Северном Кавказе в середине 90-х гг. в период двух чеченских кампаний, так и эволюцию общепризнанных теорий урегулирования конфликтов, этики международных отношений, норм международного права, развития и усовершенствования инструментов и механизмов каждого института.

Новизна исследования состоит в следующем. Во-первых, в самой постановке проблемы, так как является первым в отечественной историографии исследованием роли и места международных и региональных организаций в содействии российским властям при урегулировании внутреннего конфликта на
территории Российской Федерации, оценки их возможностей и недостатков. Во-вторых, впервые предпринимается многоплановое историческое исследование деятельности гуманитарных и миротворческих международных организаций в контексте Чеченского конфликта, что позволяет выявить предпосылки кризисного состояния современной системы международных отношений. Впервые в отечественной историографии рассматриваются новые методы урегулирования подобных конфликтов международными организациями на современном этапе. В-третьих, вводятся в научный оборот многочисленные оригинальные источники о деятельности таких организаций, как Организация Объединенных Наций, Организация по Безопасности и Сотрудничеству в Европе, Международный Комитет Красного Креста, Датский Совет по Беженцам и др.

Источниковая база диссертации классифицирована автором по нескольким группам: официальные документы международных и региональных организаций; выступления Генеральных секретарей ООН, Действующих председателей ОБСЕ и других сотрудников международных организаций; отчеты о деятельности международных организаций на Северном Кавказе; выступления российских и зарубежных политиков относительно ситуации в Чечне; материалы, собранные в ходе посещения представительств международных организаций на Северном Кавказе и в Москве, интервью международных сотрудников; периодическая печать.

В первую группу источников входят официальные документы международных организаций, действующих на территории Чеченской Республики. Условно их можно разделить на несколько подгрупп:

1) Документы, лежащие в основе образования международных институтов2. Данные документы позволили выявить цели и задачи, структуры и ресурсы международных институтов, а также проблемы политико-правового

Заключительный Акт. Хельсинки, 11 августа, 1975г. //От Хельсинки до Будапешта. История СБСЕ/ОБСЕ в документах. 1973 - 1994 в трех томах. Т. 2. - М, 1996. С. 47-87; Charter of the United Nation. 1945 // Word documents. Basic documents on conflict resolution, humanitarian law. Compiled by G. binder. Research information № 6. P.I-6; The fundamental principles of the Red Crescent. - Geneva., 1994.
обеспечения деятельности международных организаций во внутренних конфликтах. Основные механизмы по поддержанию международного мира и безопасности заложены в данных документах.

2) Декларации, конвенции, протоколы, резолюции международных организаций, принятые с момента их образования и до настоящего времени позволяют проследить эволюцию направлений их деятельности, этапы развития институтов и инструментов3. Анализ документа позволил выявить зависимость развития концепций безопасности (коллективная, кооперативная, всесторонняя) от меняющихся условий, появления «новых» вызовов. Отчеты Генеральной Ассамблеи ООН показывают попытки адекватной реакции ООН на возникновение таких вызовов, проблемы приспособления существующих механизмов к изменяющимся условиям.

3) Документы таких институтов и подразделений ООН и ОБСЕ, как' Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН), Верховный комиссар по правам человека, Верховный комиссар по делам национальных меньшинств (ВКНМ ОБСЕ), Бюро по демократическим выборам и правам человека (БДПЧ ОБСЕ)4. Данные документы важны при изучении инструментов урегулирования внутренних конфликтов. Так, документы БДПЧ ОБСЕ позволяют проанализировать применимость и эффективность такого механизма, как превентивная дипломатия в ситуации внутреннего конфликта.

3 Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма. Утверждена резолюцией № 9/60 ГА от 9 декабря 1994г.; Декларация, дополняющая Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма 1994г. // Официальные отчеты ГА, 51 сессия. Дополнение №49 (А/59/49). С. 344-345; Декларация о совершенствовании сотрудничества между Организацией Объединенных Наций и региональными соглашениями или органами в области поддержания международного мира и безопасности. Утверждена Резолюцией 49/57 ГА от 9.21.1994г. // Официальные отчеты ГА, 49-я сессия. Дополнение №49 (А/49/49). С. 399-401; Резолюция ГА ООН 56/18: «Поддержание международной безопасности - добрососедство, стабильность и развитие в Юго-восточной Европе // A/Res/56/l 8 от 9 января 2002г.; От Хельсинки до Будапешта. История СБСЕ/ОБСЕ в документах. 1973 - 1994 в трех томах. - М., 1996; Budapest summit declaration: toward a genuine partnership in a New Era. Budapest summit meeting of the OSCE. - Budapest, 1994; The Charter of Paris for new Europe. - Paris, 1990; United Nations peacekeeping, 1946-1967: documents and commentary / Rosalyn Higgins. - L.; N.Y., 1981.

4Женевские конвенции от 12 августа 1949 года и Дополнительные протоколы к ним - М, 1997; A guide prepared for the OSCE Supplementary Human Dimension meeting on "Human Rights": Advocacy and defenders. -Vienna, 2001; Central Report 1999 - Chapter VI. Section 9 (14/23). http://europa.eu.int; Centre for OSCE Research (CORE).http://core-hamburg.de; Highlights of ODIHR activities in 1994.

http://www.osce.org/odihr/documents/reports/annual; News from the ODIHR: Seminar on early warning and preventive diplomacy // OSCE/ODIHR Bulletin. - Warsaw, Spring-summer 1994. Vol.2. №2.
Они содержат также немало ценных сведений о взаимодействии международных миротворческих и гуманитарных организаций во внутренних конфликтах. При рассмотрении политико-правовой деятельности Группы Содействия ОБСЕ в Чечне, прав и обязанностей ее сотрудников необходим анализ мандата Группы, принятом на 16-й встрече Постоянного совета ОБСЕ 11 апреля 1995г.5.

Вторая группа источников отражает эволюцию разработки концепций поддержания международного мира и безопасности6. В данных документах определены такие основные меры поддержания международной безопасности, как предотвращение конфликтов, установление мира, поддержание мира, постконфликтное строительство и др. Анализ выступлений позволил выявить различия в подходах ООН и ОБСЕ к проблемам безопасности.

Третья группа источников условно делится на отчеты ОБСЕ о деятельности Группы содействия и статистические материалы гуманитарных организаций. При анализе деятельности Группы содействия в Чечне автор использовал ежегодные отчеты ОБСЕ, содержащие перечень мероприятий и программ, осуществляющих международными сотрудниками на территории Чечни7. Основным недочетом данного вида источников является его информационная ограниченность и отсутствие какого-либо анализа. В силу того, что основные документы Группы содействия (ежемесячные, двухнедельные и специальные отчеты о проделанной работе, направляемые

5 Decision № 35 // 16th Plenary Meeting. PC Journal № 16. Point 5 (a). PC.DEC.35.

6 Аннан К. Объединимся против терроризма. http://www.un.org/Russian/basic/sg/terr.html; Аннан К. Организационная структура Секретариата ООН // Биллютень Генерального секретаря. ST/SGB/1997/5 от 12 сентября 1997; Бутрос Б.-Гали. Объединенные Нации, объединяйтесь // Международная жизнь. - 1992. №10; Доклад Генерального Секретаря на 54-й сессии ГА ООН (А/54/2000) 27 марта 2000г. http://www.un.org/Russian/conferen/millennium/2000-4.htm; Обеспечение мира и безопасности. Доклад Генерального секретаря о работе Организации //А/53/1. 27 августа 1998; Annan К. A case for the establishment of a United Nation peace endowment fund. - N.Y., 1991; Boutros-Ghali B. «An agenda for peace: preventive diplomacy, peace-making and peace-keeping» // Report of the Secretary-General. UN Document A/47/277(S/24111). - N.Y., 1992; Boutros-Ghali, Boutros. Building peace and development 1994: report on the work of the organization from the forty-eight to the forty-ninth session of the General Assembly. -N.Y., 1994.

7 Ежегодный доклад за 1997г. о деятельности ОБСЕ (ноябрь 1996 - 30 ноября 1997гт.) // SEC.DOC/1/97; Ежегодный доклад за 1999г. о деятельности ОБСЕ (1 декабря 1998 - 31 октября 1999) // SEC.DOC/2/99; Annual report 2000 on interaction between Organizations and Institutions in the OSCE area. - Warsaw, 2000; Annual Report 2001 on OSCE activities (11 November 2000 - 30 October 2001). - Warsaw, 2001; Mid-term review of the 1996 United nations humanitarian programme for persons displaced as a result of the emergency situation in Chechnya, Russian Federation and programme strategy for 1997. http://www.isn-lase.ethz.ch.
Действующему председателю) являются закрытыми и были недоступны автору, то наибольшее значение приобрели пресс-релайзы ОБСЕ, содержащиеся на сайте данной организации и представляющие собой сообщения Действующего
Председателя ОБСЕ прессе по поводу событий в Чеченской республике . Автором были проанализированы более 50 подобных заявлений. Большую роль при рассмотрении деятельности ОБСЕ в сфере проведения демократических выборов в Чечне, защите прав человека и работе с внутренне перемещенными лицами оказали отчеты Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ)9.

Ценность статистических источников бесспорна, т.к. позволяет проследить количество и качество участия международных институтов в поддержании международного мира и безопасности. Огромную работу по анализу и статистике, как вооруженных конфликтов, так и предпринятых попыток их урегулирования, миротворческих миссий международных организаций, делает Стокгольмский международный институт исследования мира (SIPRI)10. Автор использовал информационные ежегодники СИПРИ, являющиеся важным историческим источником для изучения конфликтов, позволяющие рассмотреть процесс развития урегулирования международных и внутренних конфликтов, а также лучше понять суть политики международных организаций в данной области п. Весьма ценными с точки зрения содержательности и информативности о гуманитарной деятельности международных организаций являются отчеты Датского совета по беженцам,

8 OSCE back in Chechnya: a major break-through (15.06.2001).

http://www.osce.org/news/generate.php3?news_id=1810; OSCE Chairman-in-office offers OSCE help for Chechnya conflict. http:www.osce.org/news/generate.php3?news_id=648; OSCE expert mission returns from Chechnya. http:www.osce.org/news/generate.php3?news_id=659; OSCE to deploy Assistance Group for Chechnya (29.03.1995). http://www.osce.org/news/generate.php3?news_id=666; OSCE/ODIHN visits Chechnya to assess preparations for Russian presidential elections (21.03.2000). http://www.osce.org/news/generate.php3?news_id=195.

ODIHR activity report for 1995. http://www.osce.org/odihr/documents/reports/annual; ODIHR Annual Report. 1997 / OSCE/ODIHR. - Warsaw, 1997; ODIHR semi-annual report for 1998. - Warsaw, 1998; ODIHR. Semi-Annual report, autumn 1998.- Warsaw, 1998.

10 Stockholm International Peace Research Institute (SIPRI). http://www.sipri.se.

11 SIPRI Yearbook 1994.-Oxford university Press, 1994; SIPRI Yearbook 1995. Armaments, disarmament and international security. - Oxford university Press, 1995; SIPRI Yearbook 1996. - Oxford university Press, 1996; SIPRI Yearbook 1997. - Oxford university Press, 1997; SIPRI Yearbook 1998.-Oxford university Press, 1998.

которые предоставляются ежемесячно с 1999г.12 Кроме информации о деятельности данной организации отчеты содержат ценные сведения о текущих программах других международных организаций, а также статистические сведения о количестве вынужденных переселенцев на территории Северного Кавказа. Статистическую информацию о гуманитарной деятельности и защите прав человека международными организациями на территории Чечни, Ингушетии и Дагестана предоставляет Отдел по Координации Гуманитарной Деятельности ООН (ОСНА). В связи с этим отчеты данной организации представляют неоспоримую ценность как статистический источник распределения гуманитарной помощи, строительства домов другими гуманитарными организациями13. Отчеты содержат полную информацию о проведении программ по интеграции и содействию в возвращении вынужденных переселенцев в Чечню.

При сборе информации о ситуации в Ингушетии, Чечне и Дагестане в связи с положением беженцев автор использовал отчеты правозащитных организаций: «Мемориал», «Хьюман Райте Вотч», «Международная амнистия», отчеты российского министерства миграции14.

Немаловажную роль при оценке позиции государств-участников ОБСЕ в отношении происходящих событий на территории России сыграли выступления

12 Ingushetia Situation Report №15. - Danish Refugee Council. 21 March 2000; Ingushetia Situation Report №18. - Danish Refugee Council. 19 April 2000; Ingushetia Situation Report №4. - Danish Refugee Council. 27 December 1999; Ingushetia Situation Report №9. - Danish Refugee Council. 31 January 2000.

3 Centre for Peacemaking and Community Development. http://www.ocha.ru/vacancies/?action=view&id=48; Displaced people in Ingushetia face life-threatening conditions, http://www.hrw.org/press/1999/dec/checl202.htm; UN humanitarian programme for persons displaces as a result of the emergency situation in Chechnya, RF and programme strategy for 1997. http://www.isn-lase.ethz.ch; United Nations. Office for the Coordination of Humanitarian Affairs (OCHA).Russian Federation, http://www.ocha.org.

14 Добро пожаловать в ад. Произвольные задержания, пытки и вымогательство в Чечне. Доклад Хьюман Райте Вотч. - Нью-Йорк, 1996; О ситуации в местах компактного размещения вынужденных переселенцев. Республика Ингушетия. Чеченская Республика. Зима 2002-2001гг. http://www.memo.ru/hr/hotpoints/N-Caucas/ingush/begency.htm; Открытое письмо Председателю Совета Безопасности от Хьюман Райте Вотч 20 декабря 1999г. http: //www.hrw.ru/Russian/letters/Russia/1999/1220.html; Политика и практика в области обустройства жителей Чеченской Республики и лиц, вынужденно покинувших территорию. Постановление правительства от 03.03.2001г. РФ №163. http://www.memo.ru/hr/refugees/seml 1/Chapter8.htm; Letter to Butros Chali from: the Jordanan Committee for the support of the people of the independent Caucasian Chechen Republic. http://www.web.apc.org/~pgs/pages/ruchech4.html; Letter to UNHCR on refugee crisis in Chechnya. http://www.hrw.org/press/1999/nov/chechl 118b.htm.
представителей международных организаций в прессе15. Они послужили автору в качестве ценного источника, обосновывающего прежде всего позиции тех государств, от определенных усилий которых может иметь успех миссия миротворческого или гуманитарного характера. Данный вид источника позволил также зафиксировать разные точки зрения на чеченский конфликт. Ценным является такая группа источников, как интервью и выступления российских и чеченских политиков, силовиков, государственных деятелей16. Во-первых, они позволяют анализировать причины вовлечения Группы Содействия ОБСЕ во внутренний конфликт, а также отношение российских политиков, влияющих на развитие ситуации. Кроме того, данная группа источников полезна при изучении применимости методов урегулирования конфликта международными сотрудниками, отражая отношение сторон конфликта к участию «третьей стороны». Однако данная группа источников требует осторожного подхода, поскольку она чрезвычайно субъективна уже по своему определению, сути и характеру.

При написании работы автор побывала в офисе Группы Содействия в Знаменском (Чечня), Москве, а также в представительствах Международного Комитета Красного Креста, Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, Датского совета по беженцам (Ставрополь), где в личной беседе с сотрудниками международных организаций собран ценный материал. Данный вид источника позволил компенсировать отсутствие доступа к внутренним документам ОБСЕ и при сравнении со свидетельствами прессы более объективно воссоздать картину происходящего.

15 Key-Note Speech of Mr. Max Van Der Stoel High Commissioner On National Minorities // OSCE/ODIHR Bulletin. 1994. Vol. 2, № 2. P. 9-15; Laszlo Kovacs H. E. Budapest conference opening statement. //OSCE/ODIHR Bulletin. 1994/1995. Vol. 3. № 1. P. 3-4.

16Если мы «сломаемся» и уйдем с Кавказа - начнется развал страны (интервью с директором ФСБ РФ Н. Патрушевым) // Комсомольская правда. - 20 декабря. - 2000; Интервью с Дж. Гакаевым // Правда России. - 31 марта. - 1999; Козин В. Как умиротворить Чечню // Сегодня. - 20 января. - 2000; «Не будь у нас этой проклятой трубы, войны в Чечне не было бы» (интервью с У. Автурхановым) // Независимая газета. - 23 октября. - 1999; Орджоникидзе С. (зам. Министра иностранных дел РФ) Концепция «гуманитарной интервенции» исполняется год. Однако этот «младенец» уже успел подорвать всю систему международных отношений // Независимая газета. - 20 апреля. - 2000; План Немцова по умиротворению Чечни // Аргументы и факты. -17 февраля. - 2001; Россия уже борется с террором (Телеобращение В.В. Путина) // Комсомольская правда. - 20 января. - 2001; Турпалов Л. Война в Чечне: проблеск в конце тоннеля? (Интервью со спикером парламента Ичкерии Л. Алихаджиевым) // Независимая газета. - 7 апреля. - 2000.
Свидетельства прессы использовались автором как источник тогда, когда оценки политической обстановки, связанной с вооруженным конфликтом в Чечне, не носили строго субъективного характера. В тоже время, репортажи с места событий, предоставляемые спецкоррами авторитетных газет, позволили проследить быстро меняющуюся ситуацию, проанализировать положение внутренних переселенцев, а также отношение к сотрудникам международных организаций местного населения.

Таким образом, имеющаяся источниковая база позволила решить поставленные в данном исследовании цели и задачи.

Цель диссертационной работы - показать функционирование международных институтов безопасности во внутренних конфликтах на примере Чеченского кризиса. Задачи диссертации:

- рассмотреть концептуальные и политико-правовые основы деятельности ООН и ОБСЕ в ситуациях внутреннего конфликта;

- показать основные направления их деятельности по обеспечению и поддержанию международного мира, выявить и классифицировать инструменты и механизмы поддержания международного мира в рамках ООН и ОБСЕ;

- проанализировать деятельность Группы содействия ОБСЕ в Чечне;

- изучить цели, принципы и результаты гуманитарной деятельности международных организаций на Северном Кавказе;

- рассмотреть формы и методы сотрудничества и взаимодействия международных организаций в зоне Чеченского конфликта.

Хронологические рамки диссертации охватывают период с момента образования Организации Объединенных Наций и складывания международной системы безопасности до 2002г. Однако больший акцент делается на 1995-2000 годах. 1995г.- начало деятельности международных организаций в Чеченской Республике, декабрь 2002г. - окончание мандата Группы содействия ОБСЕ.
Методологическую основу исследования составили принципы историзма и научной объективности. Принцип историзма позволил рассмотреть предмет исследования - деятельность международных институтов - в эволюции и во взаимосвязи с чеченским кризисом в 90-х гг., проследить изменения в системе международной безопасности. Принцип научной объективности позволил дать анализ изучаемого предмета с учетом реалий международных процессов и внутренней политики Российской Федерации. При работе над исследованием использовался системный подход, который помог создать целостную картину становления международных институтов безопасности и рассмотреть их роль и место в урегулировании этнических конфликтов на примере деятельности в Чеченской Республике.

Автором были применены такие методы, как историко-генетический и сравнительно-исторический. Использование историко-генетического метода помогло проследить последовательное развитие различных институтов международной безопасности, в то время как сравнительно-исторический метод дал возможность показать их значение во внутренних конфликтах.

Степень разработанности проблемы. В российской и зарубежной историографии до сих пор нет комплексного исследования, посвященного основным направлениям деятельности, инструментам и механизмам урегулирования внутренних конфликтов в контексте развития так называемого «чеченского конфликта». Имеющиеся работы в основном затрагивают отдельные аспекты исследуемой тематики. К теме исследования имеет отношение общая литература по вопросам международных отношений, истории возникновения международных организаций, их структур и механизмов, а также литература по вопросам международного права. Однако в этих работах деятельность международных организаций по содействию в урегулировании внутреннего конфликта в Российской Федерации не стала предметом специального исследования.

В советской историографии времен Холодной войны по вопросам международной безопасности большое внимание уделялось вопросам
идеологического противостояния, роли ООН и ОБСЕ в возможности умиротворения враждующих сторон в международно-политических кризисах, проблемам ядерного вооружения, соотношения вооруженных сил . Анализ деятельности международных организаций сводился, в основном, к изучению антивоенного общественного движения18. Особенностью работ данного периода является несколько пропагандистская манера изложения материала. Международные организации рассматривались не как самостоятельные акторы международных отношений, а как всецело зависящие от политики государств институты. Делая акцент на концепции государственного суверенитета и нерушимости границ, отвергалась возможность вмешательства во внутренние дела.

В последние годы происходит отход от данной позиции. В современной отечественной историографии сложилось несколько направлений по изучению истории международных организаций. Основной проблемой стали вопросы: являются ли международные институты самостоятельными акторами на международной арене, готовы ли государства передать часть своего суверенитета международным институтам, способны ли международные организации с помощью имеющихся механизмов и инструментов урегулировать внутренние конфликты? Представители первого направления (реалисты) считают, что существующие институты скорее просто отражают баланс сил в регионе, чем предлагают средства безопасности. Тишков В.А. в своем исследовании «Этнология и политика» утверждает, что основным гарантом порядка и безопасности является государство, а не надгосударственные структуры. По его мнению, никакие гуманитарные акции и международные миротворческие операции не заменят государству разрешения

17 Арцибасов И.Н., Егоров С.А. вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. - М., 1989; Атливанников Ю.Л. Международно-правовые проблемы урегулирования международных конфликтов. - М., 1985; Примаков Е.М. Международные конфликты. - М., 1972.

18 Андреева И.С. Проблема мира в западноевропейской философии. - М., 1975; Арбатов Г. Идеологическая борьба в современных международных отношениях. - М., 1975; Сальковский О.В. Движение за мир в развитых капиталистических странах в 80-е г. - М., 1984; Солнцев М.М. Актуальные проблемы современного антивоенного движения. - М., 1987; Федосеев П.Н. Движение за мир сегодня. - М., 1987; Яковлев А.Н. От Трумэна до Рейгана. Доктрины и реальность ядерного века. - М., 1985.
собственных конфликтов19. Кортунов А.В. при анализе целей, принципов и политики безопасности приходит к выводу: международные организации - это не существующий наднациональный институт, способный вести самостоятельную политику, а всецело зависящий от соблюдения своих обязательств, входящих в него государств20. По их мнению, многосторонние структуры безопасности - это инструменты, которые действуют по воле государств-членов пропорционально их политическим и военным обязательствам. Иными словами, в политике безопасности и поддержания международного мира государства придают большую важность своим собственным интересам, чем декларациям об «общей» и «неделимой» безопасности.

Представители другого направления рассматривают международные организации как более совершенную, чем национальные государства форму организации мирового сообщества, как своего рода панацею от государственного эгоизма. К нему принадлежат функционалисты, считающие государство несовершенным с позиции обеспечения национальных интересов отдельных индивидов, и, по этой причине, нуждающемся в международном контроле за его действиями. Глобалисты в период усиленного внимания к интеграционным процессам отрицают суверенитет и заявляют о необходимости главенства наднациональных институтов. В настоящее время к ним присоединились представители интеграционного и конституционного подходов. Первые заявляют о том, что ООН — самостоятельный фактор международных отношений, стремящийся к автономной от государств-членов позиции. В рамках данных подходов была разработана концепция «Global Governance» - будущее устройство мира в форме мирового порядка21.

Острой проблемой стоит вопрос о приемлемости вмешательства международных институтов во внутренний конфликт. Долгое время в
"Тишков В.А. Этнология и политика. - М., 2001.

20 Кортунов А.В. Россия и Запад: модели интеграции. - М., 1994.

21 Нешатаева Т. Н. Международные организации и право. Новые тенденции в международно-правовом регулировании.-М., 1998.
отечественной историографии, в отличии от зарубежной, отрицалось какое-либо вмешательство во внутренние дела государства, декларировался принцип нерушимости суверенитета и деятельность международных организаций рассматривалась в контексте международных конфликтов. Однако события последних лет, таких как рост этнических конфликтов, международного терроризма, события на Балканах приводят к пересмотру данной позиции. Появляются работы, посвященные политико-правовой основе деятельности международных организаций во внутренних конфликтах и появлению «нового вида миротворчества» - гуманитарного вмешательства. Нужно сказать, что как в зарубежной, так и в отечественной историографии нет единства взглядов на данную проблему. Ряд исследователей подчеркивают позитивную роль вмешательства, утверждая, что оно является допустимым и оправданным, если государство, на территории которого происходят нарушения прав человека, представляет угрозу безопасности соседним странам . Появляется мнение, что «...современное правосознание не воспринимает национальный суверенитет как неограниченное право творить любой произвол во внутренней жизни, тем более, когда речь идет о правах человека»23. Однако большинство исследователей остаются на позиции отрицания какого-либо вмешательства во внутренние конфликты24. Отмечается, что часто под защитой прав человека стоят не альтруистические порывы, а конкретные экономические, политические интересы отдельных25. В качестве доказательства подчеркивается избирательный характер гуманитарных интервенций26.

22 Худайкулова А.В. Гуманитарное вмешательство как новый вид современной миротворческой практики // Современные проблемы мировой политики: безопасность, конфликты и их анализ / Под ред. М.М. Лебедевой. - М., 2000.

23 Захаров Ю.М. Легитимация международного вмешательства во внутренние дела государства // Международная экономика и международные отношения. - 1994. №3. С. 131.

24 Куклина И. Права человека: политическое и гуманитарное измерение // Международная экономика и международные отношения. - 2000. №11; Морозов Г.И. Миротворчество и принуждение к миру// Международная экономика и международные отношения. -1999. №2.

25 См.: Матвеева Т.Д. О двойном стандарте в международном праве // Международная жизнь. - 1999. №12. С.80-86; Никитин А.И. Миротворческие операции: концепция и практика. - М., 2000; Пядышев Б.Д. Реформа ООН, видимо грядет под раскаты интервенции // Международная жизнь. - 1999. №11.

26 Степанова Е. Интернационализация локально-региональных конфликтов // Международная жизнь. -2000. №11.
Большое внимание автора уделено работам, характеризующим изменения в системе международной безопасности, механизмы разрешения внутренних и региональных конфликтов, анализирующим деятельность международных организаций в процессе их разрешения и урегулирования27. Данные работы отличаются концентрацией внимания на военно-политические угрозы и изучение методов их разрешения. Долгое время проблема урегулирования этнических конфликтов не затрагивалась отечественными исследователями по причине жесткого идеологического контроля и отрицания существования национальных проблем в Советском Союзе. В последнее десятилетие появляются работы, посвященные проблемам возникновения и протекания этнических конфликтов28. Одними из первых, обративших внимание на проблемы разрешения этнических конфликтов были Насиновский В.Е., Калмыков Д.А., Хохлыше- ва О.О., Нарочинская Е.А.29 Причем главный акцент делается на анализе факторов, влияющих на возникновение и обострение конфликтов. Анализируя проблемы урегулирования этнических напряженностей и кризисов, авторы на первый план выдвигаю лишь влияние на их развитие внутриполитических процессов, либо личностный фактор, способный изменить ситуацию. В указанных работах опускается такая проблема, как влияние международных институтов на урегулирование конфликтов. Лишь в работе Хохлышевой О.О. упоминается о том, что «миссии

27 Лебедев А. Международное миротворчество и Россия // Вопросы безопасности. Т. 5.2001. №10 (100); Морозов Г.И. ООН: опыт миротворчества // Международная экономика и международные отношения. -1994. №7. С. 16-26; Рахманинов Ю.Н. На пути к новой модели безопасности для региона ОБСЕ на XXI век. Формирование модели - более высокая ступень Хельсинского процесса, http://isn.rsuh.ru/icis/dipmem/dm21.htm; Романченко Ю.Г. Проблемы применения вооружённых сил в миротворческой деятельности и международной организации, http://www.e-journal.ru/besop-st518.html; Савельева Л.В. Роль региональных организаций в обеспечении международной безопасности (на примере операций по поддержанию мира в рамках ОБСЕ). http://www.polit.spb.ru/art.php3?rub= 116&id=10012; Хохлышева О.О. Разоружение, безопасность, миротворчество: глобальный масштаб. - М.- Н. Новгород, 2000.

28 Авксентьев А.В., Авксентьев В.А. Северный Кавказ в этнической карте мира. - Ставрополь, 1998; Паин Э.А. Этнические конфликты и пограничные споры на южных рубежах России // Безопасность России: XXI век. / Под ред. А.В. Загорского. - М., 2000 С. 364-396; Хагба Б.А. Факторы этнополитической конфликтности на Кавказе // Социально-политический журнал. - 1995. №3.

29 Калмыков Д.А. Некоторые проблемы урегулирования современных этнополитических конфликтов в Европе // Общество, политика, наука: новые перспективы. - М., 1996. С.582-602; Нарочинская Е.А. Этнонациональные конфликты и их разрешение (политические теории и опыт Запада). - М., 2000; Насиновский В.Е. Вооруженные конфликты: поиск решений. - М., 1996; Хохлышева О.О. Мир данностей и иллюзии миротворчества. - Н.Новгород, 1996.
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 24064.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.