У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Китай во внешней политике Республики Казахстан в 1992-2001 гг.
Количество страниц 261
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 24071.doc 
Содержание Содержание
ВВЕДЕНИЕ Стр. 3

ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ДОКТРИНЫ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ

§ 1. От социального католицизма к христианской демократии - Стр. 45

эволюция социальной доктрины католической церкви в конце XIX - первой половине XX вв.

§ 2. Католическая мысль эпохи II Ватиканского собора и форми- Стр. 74 рование основ современной социальной доктрины католицизма.
3. Кароль Войтыла - путь к Святому престолу. Стр. 111

ГЛАВА П. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ДОКТРИНЫ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ В ПЕРИОД ПОНТИФИКАТА ИОАННА ПАВЛА II

§ 1. Иоанн Павел II и проблемы модернизации католической Стр. 143

церкви на рубеже XX-XXI вв.

§ 2. Христианский гуманизм как основа социальных воззрений Стр. 173

Иоанна Павла II.

§ 3. Иоанн Павел II о правах человека, свободе и достоинстве Стр. 198

личности.

§ 4. Основные проблемы современности в социальной доктрине Стр. 217

католической церкви.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Стр. 256

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ Стр. 266



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Современное общество находится на переломной стадии своего развития. Окончание холодной войны, распад биполярной системы международных отношений и крах мировой системы социализма оказались прологом к еще более драматическим событиям на рубеже XX-XXI вв. Революция в средствах коммуникации, связи и информатики, связанные с нею радикальные изменения в характере интеллектуального, культурного и технологического взаимодействия между людьми, вывели процесс глобализации на новый уровень. Мир становится все более многообразным, но одновременно возрастает беспрецедентная социокультурная и экономическая взаимосвязь стран и народов. Эпоха идеологического противостояния завершилась, футурологами провозглашен «конец истории», но человечество все больше нуждается в новой идеологии, новой системе ценностных ориентиров.

Глобализация не исчерпывает, но особенно наглядно показывает причины нарастающего духовного кризиса человечества. Разрушение привычных социальных ролей, дезорганизация больших сообществ и структур, рост культурной фрагментарности и, как следствие, кризис идентичности - это характерные явления современности. Глобализация экономического и информационного пространства, призванная объединить человечество, на деле все больше способствует его расслоению, формированию совершенно новых социальных границ и психологических барьеров. Очередной виток модернизации может оказаться в итоге наиболее разрушительным для общественной морали и стиля жизни. Эта угроза вызывает и обратную тенденцию - острое неприятие любых новаций, не сопряженных с категориями культурного, исторического, национального наследия. Поиск «новой идентичности» все чаще обращается к традиционным системам ценностей, основывается на идее религиозно-нравственного единства.
Проблема духовного кризиса особенно актуальна для стран, находящихся на переходной стадии развития. Стремление воспроизвести те или иные компоненты современного производства, выйти на мировой уровень потребительских стандартов, сохранить конкурентоспособность в области военных технологий как залог национального суверенитета заставляют правительства предпринимать огромные усилия по модернизации национальных экономик, развертыванию комплексных реформ в различных сферах общественной жизни. В глазах населения эти реформы зачастую оказываются не только непропорционально болезненными в социальном плане, но и лишенными нравственного, культурного смысла. «Это ведет к кризису идентичности огромных масс - во всевозрастающей степени становится очевидным, что нашей психике и даже нашим материальным потребностям нужна усложненная самоидентификация».1 Как отмечает Э. Смит, феномен возрождения национализма в глоба-лизованом мире наглядно доказывает - «недостаточно просто мобилизовать сограждан, они должны понимать, кем они являются, откуда пришли и куда идут».

Проблема ценностного выбора актуальна не только для народов, переживающих структурные изменения общественного строя, но и для самых стабильных и передовых стран. На рубеже XX-XXI вв. с кризисом идентичности столкнулась Европа — колыбель западной цивилизации. Последовательное превращение европейского континента в экономический, а затем и политический союз, формирование наднациональной правовой системы, унификация социального законодательства и открытие границ для передвижения людей, капиталов и услуг поставило на повестку дня вопрос о европейской идентичности как ключевой основе интеграционного процесса. Формирование европейского сознания, поиск общих культурных ценностей рассматриваются сегодня как залог любых экономических и правовых реформ.

1 Franck Th. Tribe, Nation, World: Self-Identification in the Evolving International System // Ethics and International Affairs.- 1997. -№ 11.-P. 151.

2 Smith A. Toward a Global Culture? // Held D. and McGrew A. - The Global Transformations Reader. - Cambridge, 2000.-P. 244-245.
В этой связи особенно показательной является полемика по поводу утверждения проекта Европейской конституции.1 Помимо различных организационно-правовых аспектов проекта особенно бурное обсуждение вызвала проблема включения в текст конституции упоминания о «историческом христианском пути, пройденном Европой». В мае 2004 г. с этим требованием выступили семь европейских государств - Италия, Польша, Литва, Мальта, Португалия, Греция и Словакия. Папа Иоанн Павел II также неоднократно высказывался за признание христианских основ европейской цивилизации.2 Так, в своей речи 1 мая 2004 г., в день вступления в ЕС новых десяти государств, Иоанн Павел II заявил, что «европейская идентичность была бы непонятной без христианства».3

Характерно, что проблема осознания Европой своих христианских корней все больше начинает занимать не только церковных иерархов и членов Римской курии. За отражение в Конституции ЕС особого вклада христианства в европейское наследие высказалась Конференция европейских Церквей. С призывом включить в преамбулу Европейской Конституции упоминание о христианстве как основе цивилизации выступила и Русская Православная Церковь. В частности, РПЦ наряду с Ватиканом, Элладской Православной Церковью и многими другими религиозными общинами Европы, подвергла критике отказ включить упоминание религиозных ценностей в Хартию фундаментальных прав, принятую еще в 2000 г. и вошедшую в состав Европейской конституции.

Вопреки настоятельным призывам христианской общественности и церковных иерархов различных конфессий, упоминание о христианстве как основе

1 Конституция Европейского Союза разрабатывалась в соответствии с Лакейской декларацией 2001 г. Итоговый проект Конституции был утвержден 19 июня 2004 г. на брюссельском саммите ЕС. Далее текст Конституции должны ратифицировать парламенты всех 25-ти стран ЕС. Проект будет считаться принятым, если за него проголосует 55% стран-участниц, причем население этих государств должно составлять не менее 65% от общего населения Евросоюза.

2 ВВС. Папа за особый статус христианства в ЕС / DELFI // http://rus.delfi.ee/daily/abroad/article.php?id=5925120 ' Бенси Дж. «Быть ли Европе христианской? Папа Римский призывает верующих Старого Света к объединению» // Независимая Газета. - 2003 г. - 12 мая (НГ-Религия № 8).
европейского строительства в текст новой Конституции включено не было.1 Само стремление Ватикана поставить подобный вопрос было расценено многими политиками как попытка политического реванша. Однако совершенно очевидно, что дискуссия о христианских корнях европейской цивилизации имеет более глубокую основу. Обращение к традиционным религиозным воззрениям, восприятие их как своего рода «ментальных кодов» современной культуры является ответом на социально-психологические и духовные проблемы глобализованного мира. Но возрождение религиозного традиционализма не без оснований воспринимается многими людьми как угроза фундаментализма, попытка утверждения архаичных форм общественных отношений. Поэтому принципиальную значимость приобретает позиция христианских церквей по актуальным социальным вопросам, их готовность и способность ответить на вызовы современности. Изучение современной социальной доктрины католической церкви представляет в этой связи особый интерес и актуальность.

Научная новизна исследования заключается в новаторском для отечественной историографии подходе, при котором анализируется процесс становления современной социальной доктрины католической церкви как с точки зрения личного вклада Иоанна Павла II, так и в более широком историческом контексте. Среди работ отечественных и зарубежных авторов нет ни одной, в которой последовательно и системно были бы рассмотрены взгляды и деятельность Иоанна Павла II в контексте общей эволюции социальной доктрины католицизма на протяжении всего XX в., определена его личная роль в этом процессе и значение тех изменений, которые произошли в социальной доктрине

1 В преамбуле Конституции ЕС, где раскрывается понятие европейской идентичности, религиозный аспект проблемы был затронут лишь в самой обобщенной трактовке: «Вдохновленные европейским культурным, религиозным и гуманистическим наследием Европы, вечным в своей значимости, мы помещаем человеческую личность в центр жизни общества, утверждаем ее ненарушимые и незыблемые права, также как и уважение законности и правопорядка» (Draft Treaty establishing a Constitution for Europe // http://european-convention.eu.int/docs/Treaty /cv00850.en03.pdf)
католической церкви в последнее время. В научный оборот введены ранее неиспользованные документы и материалы.

Специфика научной концепции представленного диссертационного исследования связана и с особой трактовкой самого понятия «социальная доктрина католической церкви». В отличие от большинства предыдущих исследований в данной области, мы не отдаем приоритета анализу отдельных экономических и государственно-правовых понятий в трактовке католических мыслителей. Основу и смысл социальной доктрины католической церкви, на наш взгляд, составляет целостный взгляд на самого человека, столкнувшегося с новыми проблемами и трудностями. Поэтому современная католическая церковь в своей социальной доктрине обращается, прежде всего, к тем ключевым категориям, которые определяют мироощущение человека, влияют на его духовное развитие — таким как свобода, достоинство личности, права человека, социальный мир и благополучие. На наш взгляд, социальная доктрина католической церкви - это не конкретная программа тех или иных социально-экономических и политических реформ, а целостное учение, призванное ответить на насущные

' Иоанн Павел П. Из обращения к молодежи на встрече в Университете Евразия 23 сентября 2001 г. // Новая Европа. - № 15. - 2002; Иоанн Павел II. Из обращения на экуменическом богослужении в кафедральном соборе св.Григория Просветителя // Новая Европа. -№ 15. -2002; Иоанн Павел II. Из обращения к президенту Греции во время торжественной церемонии в Афинах//Новая Европа. — № 15.-2002; Иоанн Павел II на Украине 23-27 июня 2001 г.//Новая Европа.-№. 15.-2002; Иоанн Павел П. Послание Иоанна Павла II ко дню мира. 1 января 2004 г. // Теократия. Научно-популярный журнал. -№ 1 (6). - 2004; Иоанн Павел II. Послание по случаю возвращения Казанской иконы Божией Матери (26 августа 2004 года) // Католическая Информационная Служба «AGNUZ» //

http://www.agnuz.info/print.php?year=2004&mounthl=August&day=26&files=v01.txt&print=news; Pope John Paul II: The need for a new international order. From the pontiffs New Year homily, delivered at St Peter's basilica, Rome // Independent Argument. - January, 2. - 2004 // http://argument.independent.co.uk/podium/story.jsp?story=477383; Иоанн Павел II. Прощаем и просим прощения // Новая Европа. Международное обозрение культуры и религии. Милан-Москва. - 2001.- № 14; Address of John Paul II to the participants in the 10th Symposium promoted by the Council of the bishops' Conferences of Europe (CCEE) //

http://www.Vatican.va/holy_father/john_paul_ii/speeches/2002/april/documents/hfjp-ii_spe 20020425_vescovi-europa_en.html; Иоанн Павел II. Слово Иоанна Павла II на молитве Angelus 1 октября 2000 года// Новая Европа. -№ 14. -2001; Кардинал д-р Кристоф Шенборн, архиепископ Венский. Диалог между культурами ради цивилизации любви и мира // Новая Европа. - №. 15. - 2002; Badde P. «Er ist em guter Hirte» // Welt am Sonntag. - 2003. - Oct 17; Cardinal Joseph Ratzinger. 100 Years: Magisterium and exegesis // Theology Digest. - Volume 51 .-№ 1. - Spring 2004; Facius G. «Ein Papst, der die Welt veranderte» // Welt am Sonntag. - 2003. - Oct 16; Pope says great religions must unite for peace // Catholic World News. - January, 19. - 2004; Vallely P. «The paradox at the heart of this pessimistic Polish pope» // The Independent. - 2003. - October 18; Wilkins J. «John Paul II: The Super-pope» // The Independent. - 2003. - October 19; Corella J. Spiritual desolation in Today's world // The Way. - Volume 43. - № 3. - July, 2004; Letter to the bishops of the Catholic Church on the Collaboration of Men and Women in the Church and in the World. May 31, 2004. //

http://www.vatican.va/roman curia/congregations/cfaith/documents/rc_concfaith_doc_20040731_collaboration_en.ht ml и др.

духовные проблемы человека. В то же время католическая церковь позиционирует себя как активный общественный институт, призванный оказывать реальное, в том числе политическое влияние на решение самых различных вопросов. Данное обстоятельство придает ее социальной доктрине ярко выраженный идеологический характер, что в условиях современного кризиса идентичности и напряженного поиска новых мировоззренческих ориентиров приобретает особое значение.

Предметом исследования является реформаторская деятельность папы Иоанна Павла II, который сыграл решающую роль в преодолении наследия «холодной войны» в социальной доктрине католицизма, в ее адаптации к основным социальным проблемам современности, в осмыслении места и роли католической церкви в современном мире. Отметим, что в предмет исследования не вошли некоторые аспекты деятельности понтифика, которые достаточно тесно связаны с обновлением социальной доктрины католицизма, в том числе модернизация политико-правовой концепции католической церкви, ее отношения к вопросам войны и мира, экологическим проблемам, роль церкви в европейском интеграционном процессе, развитие диалога с другими церквями и конфессиями. Все эти проблемы имеют особый характер и требуют специального исследования.

Объектом исследования является процесс становления и развития современной социальной доктрины католической церкви.

Целью диссертационной работы является изучение вклада Иоанна Павла И в развитии современной социальной доктрины католицизма. Поставленная цель обусловила следующие задачи исследования:

1. Выявить истоки и проследить динамику становления современной социальной доктрины католицизма;

2. Проследить основные этапы биографии К.Войтылы и выявить их роль в формировании его мировоззрения и избрании его понтификом;
3. Проанализировать философско-теологические основы социальных воззрений Иоанна Павла II;

4. Определить специфику трактовки социально-мировоззренческих понятий «ответственность», «свобода», «труд», «богатство», «частная собственность», «достоинство человека» в современной католической мысли;

5. Подробно рассмотреть труды Иоанна Павла II, посвященные социальным проблемам современности;

6. Выявить роль Иоанна Павла II в развитии современной социальной доктрины католицизма.

Хронологические рамки исследования совпадают с периодом понтификата Иоанна Павла II. Вместе с тем поставленные в работе цель и задачи предопределяют необходимость расширения хронологических рамок исследования за пределы данного периода. Начало модернизации социальной доктрины католической церкви сопряжено с реформаторской деятельностью Льва XIII (понтификат 1878-1903 гг.). С этого времени складывается особое направление общественной мысли - социальный католицизм. На протяжении XX в. доктрина социального католицизма претерпевала существенные изменения, в т.ч. оказалась тесно связана с формированием межконфессиональной доктрины христианской демократии после Второй мировой войны, реорганизацией внут-рицерковного устройства и закреплением новых аспектов католического вероучения в соответствии с решениями II Ватиканского Собора (1962-1965). Все эти события явились не только предысторией складывания современной социальной доктрины католицизма в период понтификата Иоанна Павла II, но и во многом предопределили направленность этого процесса.

Основная концепция работы: процесс формирования и эволюции социальной доктрины католической церкви как с точки зрения преемственности идеологической программы папства на протяжении XX в., так и ее существенного обновления в новых исторических условиях характеризуется повышенным вниманием в обновленной социальной доктрине Иоанна Павла II к теоло-

10 гическим и экономическим проблемам, растущей значимостью актуальных

общественных вопросов, в том числе проблем защиты свобод и прав человека, укрепления духовных основ современной общественной жизни, возрождения нравственного сознания, сохранения и развития культуры, защиты семьи и семейных ценностей, урегулирования межнациональных конфликтов, борьбы с терроризмом и др.

Проблематика диссертации охватывает как основные тенденции внут-рицерковной эволюции, так и процесс обновления социального учения католической церкви, сопряженный с реформаторской деятельностью Льва XIII, складыванием особого направления общественной мысли — социального католицизма, формированием после Второй мировой войны межконфессиональной доктрины христианской демократии, эволюцией доктрины после II Ватиканского собора. В работе рассмотрены проблемы модернизации католической церкви в период понтификата Иоанна Павла II, его отношение к основным проблемам современного человека.

Методология исследования базируется на сочетании теоретико-аналитического и исторического подходов к реконструкции и анализу социальной доктрины католической церкви и, в том числе, воззрений Иоанна Павла II, диалектическом понимании единства познавательного и ценностного в духовной сфере общественной жизни, принципах историзма и системности, позволяющих проследить становление современной социальной доктрины католицизма в широком контексте общественных процессов и явлений XX в. Социальная доктрина католической церкви рассматривается нами как совокупность идеологем, имеющих религиозно-теологическую, этическую, политическую, социально-экономическую направленность, но тесно взаимосвязанных в своей трактовке духовного мира человека, путей духовно-нравственного и социального обновления человеческого общества.

Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры новой и новейшей истории исторического факультета

11 МГТГУ, на международной научной конференции «Россия и Запад в XVII-XX

вв.: история, взаимоотношения, интеграция», состоявшейся в Рязани в 2003 г.1 По теме исследования опубликовано 6 научных статей общим объемом 3,53 п.л. Материалы диссертационной работы были использованы при разработке спецкурса и спецсеминара по новейшей истории стран Западной Европы и Америки на историческом факультете МПГУ.

Практическая значимость работы. Привлечение ранее неиспользованных источников по эволюции социальной доктрины католицизма способствует более глубокому пониманию взглядов и деятельности Иоанна Павла II, а также расширяет традиционное представление о социально-экономических воззрениях католической церкви. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при написании работ по новейшей истории европейских стран, при подготовке учебных пособий, в учебном процессе на гуманитарных факультетах вузов.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Рубежным событием для обновления социальной доктрины католической церкви стал II Ватиканский Собор (1962-1965), посвященный реорганизации внутрицерковного устройства и закреплению новых аспектов католического вероучения. Тем не менее, радикальное обновление западного общества в последней трети XX в. вызвало необходимость дальнейшего развития социального учения католицизма. Католическая церковь встала как перед необходимостью обретения собственного лица в меняющемся мире и выбора такого папы, который обратился бы к сугубо церковным вопросам, так и возврата к поиску собственного места в идеологическом и духовном пространстве западного общества. Решающую роль в этом процессе сыграл Иоанн Павел II.

2. Для социальной доктрины Иоанна Павла II характерна растущая значимость актуальных общественных вопросов, в том числе проблем защиты

1 Россия и Запад в XVII-XX вв.: история, взаимоотношения, интеграция. Тезисы докладов Международной научной конференции, 21-23 апреля 2003 г, - Рязань, 2003.
свобод и прав человека, укрепления духовных основ современной общественной жизни, возрождения нравственного сознания, сохранения и развития культуры, защиты семьи и семейных ценностей, урегулирования межнациональных конфликтов, борьбы с терроризмом и др.

3. Особое значение в современной социальной доктрине уделяется экономическим вопросам. Иоанн Павел II перенес акцент на идею «экономической культуры» - восприятие человеческого труда как способа саморазвития и самореализации личности, а не только удовлетворения материальных потребностей.

4. Необходимость укрепления внутрицерковного единства вызвала и повышенное внимание Иоанна Павла II к теологическим вопросам. Папа фактически преодолел характерное для его предшественников, начиная с Льва XIII, разделение социальной доктрины католицизма и теологических основ вероучения.

5. Социальная доктрина Иоанна Павла II апеллирует к совершенно особому уровню социальной целостности - культурному, духовному, религиозному. Поэтому многие принципы социальной доктрины католицизма трактуются с общечеловеческой, а не конфессиональной точки зрения. Ее основу и смысл составляет не конкретная программа тех или иных политических действий, а целостный взгляд на наиболее актуальные для человека и общества проблемы, доносимый сквозь призму духовных, религиозно-нравственных ценностей. Но в то же время нельзя не принимать во внимание и политическую мотивацию самого понтифика, вполне отдающего отчет в значимости публичной позиции церкви по актуальным проблемам мировой политики.

6. В период понтификата Иоанна Павла II католическая церковь смогла в максимальной степени мобилизовать свои ресурсы, организационные возможности, интеллектуальный потенциал для того, чтобы ответить на вызовы современной эпохи. Но социальную доктрину католицизма на сегодняшний момент нельзя считать завершенной. Основной результат деятельности Иоанна Павла II заключается в придании творческого, новаторского духа развитию ка-

толической мысли. Его последователям предстоит определить дальнейшее направление этого процесса.

Источниковая база исследования. Основу источниковой базы исследования составляют официальные документы Святого престола. Помимо самостоятельных изданий они публикуются в бюллетене Ватикана «Акта апостолице седис» («Acta Apostolicae Sedis»), ежегодном справочном издании «Аннуа-рио понтифичо» («Annuario pontificio»), а также полуофициальных изданиях Ватикана - ежедневной газете «Оссерваторе романо» («L'Osservatore romano») , еженедельных изданиях этой газеты на французском, английском и испанском языках; журнале «Чивильта каттолика» («Civilta Cattolica»), издающемся дважды в месяц. Кроме того, существует и официальный Интернет-сайт Ватикана. По статусу официальные документы Святого престола можно разделить на несколько групп:

1. Апостольские и догматические конституции (constitutiones apostolicae), затрагивающие как вероучительные, так и организационные вопросы, имеющие особую значимость для католической церкви. Главенствующее место в этой группе занимают конституции, изданные Вселенским собором и одобренные папой. Они содержат доктринальные положения церкви и имеют неоспоримый характер для католиков.3

Для изучения современной социальной доктрины католической церкви из источников этой группы особый интерес представляют материалы Второго Ватиканского собора, в том числе Пастырская Конституция о Церкви в современном мире («Gaudium et spes») и Догматическая конституция о Церкви («Lumen gentium»), а также Декрет о средствах массовой коммуникации («Inter mirifica»), Декрет об экуменизме («Unitatis redintegratio»), Декрет об обновлении жизни монашествующих применительно к современным условиям

1 Отдельно выходит воскресный номер под названием «Оссерваторе делла доменика» («Osservatore della domenica»).

2 http://www.vatican.va.

' См. подробнее: Harbon, Modern Catholic dictionary. -N.Y., 1980.

14 («Perfectae caritatis»), Декларация о христианском воспитании («Gravissimum

educationis»), Декларация о религиозной свободе («Dignitatis humanae»).1

2. Энциклики (encyclicae), папские послания и письма (litterae et epistulae pontificiae), преимущественно имеющие вероучительный, нравственный или социальный характер. Различаются окружные послания (litterae encyclicae), обращенные ко всей Церкви, и окружные письма (epistolae encyclicae), адресованные отдельной группе церковных иерархов, например, епископам одной страны. Особо выделяются рукописные послания (chirographa), которые обычно направляются одному из кардиналов и написаны от руки самим папой. Они имеют скорее административный, нежели вероучительный характер, и содержат предложения и указания касательно способа разрешения отдельных церковных вопросов. Подобного рода документы направлялись также главам государств или некоторым выдающимся церковным иерархам по определенным проблемам.

Энциклики, как директивные вероучительные документы, обладают той же значимостью, что и документы Семи Вселенских Соборов, являются обязательными к исполнению всеми, причисляющими себя к католической церкви. В современных условиях именно энциклики главы католической церкви формируют основу официальной позиции Ватикана по всем важнейшим вопросам как вероучения, так и общественной жизни. По нашему мнению, можно согласиться с выводом Ф.Г.Овсиенко о том, что эта тенденция закрепляет одну из наиболее примечательных конфессиональных особенностей католицизма -догмат непогрешимости Папы как наместника Бога на земле.

Энциклики Иоанна Павла II, так же как и его выступления, речи, обращения публикуются в уже упоминавшихся официальных изданиях «La Documentation catholique» и «L'Osservatore Romano». Кроме того, ранние энциклики Иоанна Павла II вошли в состав сборника «Социальные энциклики. Коммента-

1 Второй Ватиканский Собор. Конституции, Декреты, Декларации. - Брюссель, 1992.

2 См. Овсиенко Ф.Г. Критический анализ теоретических основ социальной доктрины католицизма. Дисс. на соиск. уч. степ, д.ф.н. - М., 1988. - С. 194.
рии и критика», составленного П.Сальгадо.1 Среди переведенных трудов Иоанна Павла II особого внимания заслуживает сборник «Мысли о земном»2, а также выпущенный издательством Францисканцев двухтомное собрание сочинений Иоанна Павла II — первое издание на русском языке, масштабно представляющее его литературное творчество во всех аспектах и жанрах: от стихов и пьес до энциклик, речей и проповедей. Полные тексты энциклик социальной направленности публикуются во втором томе издания, куда вошли «Да Будут Все Едино» («Ut unum sint», 1995), «Сотый год» («Centesimus annus»,1991), «Свет с Востока» («Orientale lumen», 1995), «Вера и разум» («Fides et ratio», 1998). Их переводы приводятся в новой редакции. Несколько энциклик Иоанна Павла II, представляющих интерес с точки зрения изучения современной социальной доктрины католической церкви, представлены в самостоятельных изданиях на русском языке.

Особую подгруппу источников, близких по статусу к энцикликам, составляют катехизические наставления Иоанна Павла II, изданные в четырех частях.3 По направленности они раскрывают прежде всего широкий комплекс вероучительных вопросов, но косвенно затрагивают и ряд социально значимых проблем. В этом плане выделяется последняя часть катехизических наставлений «Верую в Церковь единую, святую и апостольскую», к которой по содержанию примыкают и обновленные в период понтификата Иоанна Павла II «Правила служения в жизни священников».6

1 Social Encyclicals. Commentary and critique. Pedro V.Salgado, O.P. R.P. Garcia Publishing Co., Inc. Quezon City, 1992.

2 Иоанн Павел II. Из энциклики «Искупитель человека». 1979; Из энциклики «Забота о социальной действительности». 1987; Из энциклики «Совершая труд» от 14 сентября 1981 года // Иоанн Павел II. Мысли о земном. - М., 1992. (стоит отметить, что подбор документов к этому изданию осуществлялся его авторами выборочно, некоторые важные энциклики Иоанна Павла II, затрагивающие социально-экономическую проблематику, опубликованы лишь фрагментарно).

J Иоанн Павел II. Сочинения. - М., 2003. - Т.1-2.

4 Иоанн Павел II. Энциклика «Fides et Ratio» (1998). - М, 1999; Иоанн Павел II. Энциклика «Redemptor hominis» (1979) // Иоанн Павел II. Искупитель человека. Бог, богатый милосердием. Совершая труд. Идите по всему миру. - Издательство SIMVOL. - Париж, 1991; Иоанн Павел II. Энциклика «Veritatis splendor» (1993). -М., 2003.

5 Иоанн Павел II. Верую в Бога, Отца Всемогущего, Творца. Катехизические наставления. - М, 1996; Иоанн Павел П. Верую в Духа святого Господа животворящего. Катехизические наставления. — М., 1998; Иоанн Павел П. Верую в Иисуса Христа Искупителя. Катехизические наставления. - М., 1997; Иоанн Павел П. Верую в Церковь единую, святую и апостольскую. Катехизические наставления. - М., 2000.

6 Правила служения в жизни священников // Документы апостольского престола. - М., 2000.
Для изучения истоков современной социальной доктрины католицизма важными источниками являются и энциклики предшественников Иоанна Павла II. В настоящем исследовании использовались прежде всего энциклики, отражающие эволюцию официальной позиции Святого престола по актуальным вопросам общественной жизни - энциклика Папы Пия IX (понтификат 1846-1878 гг.) «Список обязанностей» («Quanta cura», 1864)'; энциклики Папы Льва XIII (понтификат 1878-1903 гг.)2, среди которых особо выделяются «О гражданских свободах» («Libertas», 1888) - один из первых трудов Льва XIII, посвященных взаимоотношениям церкви и государства в новых условиях, и «О новых вещах» («Rerum Novarum», 1891), имеющая рубежное значение для развития социальной доктрины католицизма; энциклики Папы Пия XI (понтификат 1922-1939 гг.) , в том числе вторая программная энциклика в истории социального католицизма «Год сороковой» («Quadragisimo anno», 1931) и посвященная социальной критике «Где тайна Бога» («Ubi arcano Dei», 1923); энциклика Пия XII «Таинство плоти» («Mystici Corporis», 1943)4; энциклики Папы Иоанна XXIII (понтификат 1958-1963) «Мать и Наставница» («Mater et

' Пий IX. Энциклика «Quanta cura» // Покров. - 1999. — № 2.

2 Лев XIII Энциклика «Praeclara gratulationis» (1894) // Православие и католичество: от конфронтации к диалогу / Сост. А. Юдин. - М., 2001; Лев XIII. Энциклика «Rerum novarum» (1891) // Энциклики его святейшества папы римского 1891, 1981, 1992 гг. о труде и человеческой жизнедеятельности, нравственности и морали. - Киев, 1993; Leo XIII Encyclical letter «Aeterni Patris» (1879) //

http://www.vatican.va/holy_father/leo_xiii/encyclicals/documents/hf_l-xiii_enc_04081879_aeterni-patris_en.html; Лев XIII. Энциклика «Diuturnum» (1881) // http://www.Vatican.va/holy_father/leo_xiii/encyclicals/documents/hf_l-xiii_enc_29061881_diuturnum_en.html; Leo XIII Encyclical letter «Libertas» (1888) / Claudia С The Papal Encyclicals 1878-1903. - TM.Y. - Pierian Press, 1990; Leo XIII Encyclical letter «Sapieniae Christianae» (1890) // http://www.vatican.va/holy_father/leo_xiii/encyclicals/documents/hf_l-xiii_enc_10011890_sapientiae-christianae_en.html.

' Пий XI. Энциклика «Mortalium animos» (1928) // Православие и католичество: от конфронтации к диалогу / Сост. А. Юдин. - М., 2001; 213. Pius XI. Encyclical letter «Quadragesimo anno» (193 1) // Social Encyclicals. Commentary and critique. Pedro V.Salgado, O.P. R.P. Garcia Publishing Co., Inc. - Quezon City, 1992; Pius XI. Encyclical letter «Ubi arcano Dei» (1923) // http://www.vatican.va/holy_father/pius_xi/encyclicals/documents/hf_p-xi_enc_23121922_ubi-arcano-dei-consilio_en.html; Pius XI. Encyclical letter «Quas primas» (1925) // http://www.Vatican.va/holy_father/pius_xi/encyclicals/documents/hf_p-xi_enc_l 1121925_quas-primas_en.html; Pius XI. Encyclical letter «Divini illius Magistri» (1929) //

http://www.Vatican.va/holy_father/pius_xi/encyclicals/documents/hf_p-xi_enc_31121929_divini-illius-

magistri_en.html; Pius XI. Encyclical letter «Mit brennender Sorge» (1937) //

http://www. Vatican. va/holy_father/pius_xi/encyclicals/documents/hfj>-xi_enc_ 14031937_mit-brennender-sorge_en.html; Pius XI. Encyclical letter «Divini Redemptoris» (1937) //

http://www.vatican.va/holy_father/pius_xi/encyclicals/documents/hf_p-xi_enc_l903 I937_divini-redemptoris_en.html. 4 Пий XII. Энциклика «Mystici Corporis» (1943) // Православие и католичество: от конфронтации к диалогу / Сост. А. Юдин. - М., 2001.

17 Magistra», 1961) и «Мир на земле» («Pacem in terris», 1963)1, первая из которых

впервые подробно освещает позицию Святого престола в отношении вопросов собственности и трудовых отношений. Особо отметим энциклику Папы Павла VI «Прогресс народов» («Populorum progressio», 1967).2 Понтификат Павла VI пришелся на время проведения Второго Ватиканского Собора. Именно в этот период и при активном личном участии Павла VI рождались основные идеи современной социальной доктрины католической церкви.

3. Апостольские послания (litterae apostolicae) - административные документы, которые обнародуются лично Папой и используются для провозглашения канонизации святых, при назначении новых епископов и кардиналов, при учреждении новых епархий и т.п. В классической традиции главенствующей и наиболее торжественной формой апостольских посланий были буллы. В последнее время апостольские послания, а также обращения (лат. adhortatio, итал. esortazione — призыв, ободрение) выделились в особый жанр папских документов, которые имеют более свободную форму и, как правило, содержат проанализированные и дополненные папой итоги епископальных синодов.3 Первым документом подобного рода стало апостольское послание Павла VI «Восьмидесятый год» («Octogesima adveniens», 1971) обращенное к кардиналу Морису Руа, председателю Совета по светским делам и Папской комиссии «Justitia et Pax». В этом послании Павел VI выражал свою позицию по отношению к актуальным социальным проблемам, не обсуждавшимся ранее в документах католической церкви или требующих выработки новой позиции Святого престола. В дальнейшем эта тема была развита в апостольском послании Павла VI

1 John XXIII. Encyclical letter «Mater et Magistra» (1961) // Social Encyclicals. Commentary and critique. Pedro V.Salgado, O.P. R.P. Garcia Publishing Co., Inc. - Quezon City, 1992; John XXIII. Encyclical letter «Pacem in terris» (1963) // Social Encyclicals. Commentary and critique. Pedro V.Salgado, O.P. R.P. Garcia Publishing Co., Inc. - Quezon City, 1992.

2 Paul VI. Encyclical letter «Populorum progressio» (1967) // Social Encyclicals. Commentary and critique. Pedro V.Salgado, O.P. R.P. Garcia Publishing Co., Inc. - Quezon City, 1992.

' Подробнее см.: Wiegel G. The Significance of Papal Pronouncements // The Papal Encyclicals in Their Historical

Context / Ed. Fremantle A. N.Y., 1956; Carlen M.C. Dictionary of Papal Pronouncements: Leo
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 24071.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.