У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Средства формирования связной монологической речи у дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР)
Количество страниц 73
ВУЗ ДВГГА
Год сдачи 2010
Содержание Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования связной
монологической речи у дошкольников с задержкой психического развития
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития 7
1.2. Становление связной монологической речи у детей дошкольного возраста в норме и при задержке психического развития 13
1.3. Метод моделирования как средство формирования связной монологической речи у дошкольников с задержкой психического развития 26
Выводы по 1 главе 31
Глава 2. Коррекционно-педагогическая работа по формированию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
2.1. Диагностика состояния связной речи у старших дошкольников с задержкой психического развития 34
2.2. Использование метода моделирования в процессе обучения рассказыванию по картине старших дошкольников с задержкой психического развития 41
Выводы по 2 главе 66
Заключение 69
Список литературы 71
Приложение


ВВЕДЕНИЕ

Актуальной проблемой на сегодняшний день является то, что группа детей с задержкой психического развития составляет примерно 15% детей дошкольного возраста. Это обусловливает повышенное внимание к данной проблеме ученых-дефектологов Т. А. Власовой, М. С. Певзнер, К. С. Лебединской, Н. А. Никашиной, Р. Д. Тригер и других. По их данным дети с задержкой психического развития составляют 50% неуспевающих учеников младших классов, с большим трудом усваивающих школьную программу.
Из анализа теоретической литературы следует, что понятие "связная речь" относится как к диалогической, так и к монологической формам речи.
Формирование связной монологической речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывания являются одной из главных задач речевого воспитания дошкольников.
В процессе овладения связной монологической речью ребенок с помощью взрослого, а затем и самостоятельно, учится находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения. Логически высказывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко- и словопроизношения. Другими словами, совершенствуются все стороны речи ребенка – лексическая, грамматическая, фонетическая.
Для отдельной группы детей становление речевых навыков идет с некоторым отставанием. Клинические и нейропсихологические исследования выявили отставание в становлении речи детей с задержкой психического развития (ЗПР), низкую речевую активность, недостаточность динамической организации речи. У этих детей отмечается ограниченность словаря, неполноценность понятий, низкий уровень практических обобщений, недостаточность словесной регуляции действий. Наблюдается отставание в развитии контекстной речи, существенно запаздывает развитие внутренней речи, что затрудняет формирование прогнозирования, саморегуляции в деятельности.
Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с патологиями речи. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении детей старшего дошкольного возраста. Отмечаемое у детей системное речевое недоразвитие, как правило, в сочетании с отставанием в развитии ряда психических функций требует дифференцированного подхода к выбору методов и приёмов формирования навыков самостоятельных связных высказываний. Помимо этого, необходимо учитывать, что в данное время дети перенасыщены информацией, поэтому важно, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным и развивающим.
Проблемой исследования является недостаточная разработанность методического обеспечения, позволяющего успешно формировать речевые умения связного устного высказывания у детей с задержкой психического развития в коррекционно-педагогическом процессе. Однако этот пробел может быть восполнен за счет создания методического комплекса логопедических занятий на основе метода наглядного моделирования, который содействует самостоятельному анализу ситуаций или объектов, развитию децентрации (умение менять точку отсчета), развитию замыслов-идей будущего продукта, служит средством планирования связного речевого высказывания.
Исходя из этого, метод наглядного моделирования может выступать средством формирования связной монологической речи у дошкольников с задержкой психического развития.
Данная проблема обусловила выбор темы исследования: «Средства формирования связной монологической речи у дошкольников с задержкой психического развития».
Объект исследования – процесс формирования связной речи у дошкольников с задержкой психического развития.
Предмет – метод наглядного моделирования как средство обучения рассказыванию по картине старших дошкольников с задержкой психического развития.
Цель исследования – изучить теоретические аспекты проблемы формирования связной монологической речи и доказать эффективность использования метода наглядного моделирования в процессе обучения рассказыванию по картинам детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на логопедических занятиях.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические источники по проблеме формирования связной монологической речи у дошкольников с задержкой психического развития.
2. Дать сравнительную характеристику развития связной монологической речи в норме и при задержке психического развития.
3. Раскрыть сущность метода наглядного моделирования как средства формирования связной монологической речи.
4. Разработать и опытно-эксперементальным путем проверить эффективность логопедической работы по развитию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с помощью метода наглядного моделирования.
Гипотеза исследования: процесс формирования связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития будет эффективным, если:
- в основе логопедических занятий по обучению детей рассказыванию по картинам ведущим будет метод наглядного моделирования;
- разработанный комплекс занятий будет реализовываться поэтапно и систематически в соответствии с методическими принципами организации занятий с дошкольниками, имеющими задержку психического развития.
Новизна исследования: разработан комплекс логопедических занятий на основе метода наглядного моделирования по формированию навыков рассказывания по картине у дошкольников с задержкой психического развития.
Теоретическая и практическая значимость исследования: комплекс логопедических занятий, в основу которого положен метод наглядного моделирования может быть использован дефектологами специальных дошкольных учреждений VII вида с целью формирования связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Методы исследования: теоретические – анализ, синтез и обобщение теоретических источников; эмпирические – анализ устных ответов дошкольников, опытно-экспериментальная работа.
База исследования – ГОУ коррекционный детский сад - школа №183 VII вида, г. Владивостока.
Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, список литературы (46 источников) и приложение (7).
Список литературы СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. – М.: «Академия», 1999. – 160 с.
2. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития /Под ред. К.С.Лебединской. – М.: «Академия», 1982. – 184 с.
3. Баряева Л.Б., Лебедева И.Н. Логопедическая работа по развитию связной речи дошкольников с задержкой психического развития // Логопедия. – 2005. - №1(7). – С.11-20.
4. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. – М.: 2004. – 136с.
5. Борякова Н.Ю. О некоторых особенностях построения речевого высказывания шестилетних детей с задержкой психического развития // Дефектология. - 1983. - №3. - с.9 -15
6. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.: «Просвещение», 1974. – 288с.
7. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М.: «Просвещение», 1973. – 175 с.
8. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием. – М.: Аркти, 2004. – 214 с.
9. Готовимся к школе. Программно - методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. / Под ред. С. Г. Шевченко. - М. 1998
10. Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития. – СПб.: Речь, 2004. – 128 с.
11. Дети с задержкой психического развития. /Под ред. Г.А.Власовой, В.И.Лубовского. – М., 1984. – 384 с.
12. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. /Под ред. С.Г.Шевченко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. – 224 с.
13. Доронова Т.Н., Гербова В.В. Воспитание, образование и развитие детей в детском саду. – М.: «Просвещение», 2004. – 207 с.
14. Ефименко Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: «Академия», 1985. – 395 с.
15. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников (дети с общим недоразвитием речи): Пособие для логопедов. - М., 1981.
16. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. – Екатеринбург.: «Литур», 2003. – 320 с.
17. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. – М.: «Академия», 2000. – 200 с.
18. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. – М.: «МОДЭК», 2001. – 432 с.
19. Кириченко Е.И. Задержка психического развития в детском возрасте. – М.: «Академия», 1983. – 274 с.
20. Кондратова А.К. Развитие связной речи детей с ЗПР // Ребенок в детском саду. – 2002. - №5.
21. Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с ЗПР. – М.: «Академия», 2002. – 240 с.
22. Коненкова И.Д. Рекомендации к организации и содержанию изучения речи дошкольников с задержкой развития. // Коррекционная педагогика, № 2. 2003
23. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002. – 104 с.
24. Коррекционная педагогика. / Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: «Академия», 1999. – 160 с.
25. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: «Академия», 1998. – 312 с.
26. Лалаева Р.И. Нарушение речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. – М.: «Владос», 2001. – 221 с.
27. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. – М.: «Академия», 1978. – 237 с.
28. Мальцева Е.В. Особенности нарушения у детей с ЗПР // Дефектология. – 1990. - №6.
29. Мальцева Е.Р. Недостатки речи у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1991.
30. Маркова Л.С. Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с задержкой психического развития. – М.: АРКТИ, 2002. – 187 с.
31. Масюкова Н.А. Использование графических моделей учебных текстов в обучении младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология. - 1986. - № 4.
32. Обучение детей с задержкой психического развития в подготовительном классе / Редакторы-составители В.Ф. Мачилина, Н.А. Цыпина. - М., 1987.
33. Обучение детей с нарушением интеллектуального развития. / Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: «Академия», 2003. – 284 с.
34. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. // Под общей ред. С.Г.Шевченко. - М., 2003.
35. Придумай слово / Под ред. О.С. Ушаковой. - М., Просвещение, 1996.
36. Развитие речи детей дошкольного возраста. / Под ред. Ф.А.Сохина. – М.: «Академия», 1997. – 398 с.
37. Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития. – Мн.: Нар.асвета, 1989. – 64 с.
38. Слепович Е.С. Особенности монологической речи у старших дошкольников с задержкой психического развития // Дефектология. -1981. - №1. - с.68-73.
39. Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 47 с.
40. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002. – 144 с.
41. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 288 с.
42. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальных детских садах. – М.: «Академия», 1987. – 201 с.
43. Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром. Развитие мышления и речи. М.: Ника-Пресс, 1998.
44. Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. – М.: Школьная пресса, 2004. – 184 с.
45. Яссман Л.В. Употребление грамматических категорий детьми с задержкой психического развития // Дефектология.1976. №3. с. 35-43.
46. Яссман В.П. Формирование письменной речи и развитие интеллекта у детей дошкольного и младшего школьного возраста методом пиктографического письма. Методическое пособие для учителей.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
5000





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.