У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Средства развития понимания логико-грамматических конструкций у детей дошкольного возраста с ОНР
Количество страниц 55
ВУЗ ДВГГА
Год сдачи 2010
Содержание Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования логико- грамматических конструкций у детей дошкольного возраста. 6
1.1 Основные понятия исследования: импрессивная речь, фонематический слух, общее недоразвитие речи, логико-грамматические конструкции. 6
1.2 Психолингвистические механизмы процесса восприятия и понимания речи. 9
1.3 Поэтапное формирование импрессивной речи в онтогенезе. 14
1.4 Нарушение понимания логико-грамматических конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи. 17
1.5 Методы обследования импрессивной стороны речи. 21
Выводы по главе 1
30
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию понимания логико-грамматических конструкций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 32
2.1 Определение уровня развития понимания логико-грамматических конструкций. 32
2.2 Коррекционно-педагогическая работа по развитию понимания логико-грамматических конструкций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 41
Выводы по главе 2
50
Заключение 52
Список литературы 54
Приложение 1 56
Приложение 2 60


Введение.
Речь играет важную роль в жизни человека, выполняет коммуникативную, познавательную функцию, выступает средством мышления, поэтому в дошкольном возрасте очень важно развивать речь детей.
Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что среди детей дошкольного возраста всё чаще встречаются дети с общим недоразвитием речи.
Общее недоразвитие речи представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушены или отстают от нормы основные компоненты речевой системы: лексический, грамматический и фонетический строй. Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на все сферы личности, снижается продуктивность запоминания, нарушается логическая и смысловая память, дети с трудом овладевают мыслительными операциями (В. К. Воробьёва, Т. А. Ткаченко, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина), нарушаются все формы общения и межличностного взаимодействия (Ю. Ф. Гаркуша, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова и др.). У детей с общим недоразвитием речи, кроме заметных нарушений экспрессивной речи, возникают трудности в понимании обращённой речи. Некоторые дети, сталкиваясь с постоянной мыслительной нагрузкой, обнаруживают трудности в решении и объяснении математических задач, понимании различных правил и понятий, в установлении причинно-следственных связей. Одна из причин такого положения недостаточное развитие в дошкольном возрасте понимания логико-грамматических конструкций. Как следствие дети сталкиваются с трудностями в процессе обучения не только русскому языку, но при обучении математике и других предметов, и таким образом становятся неуспевающими учениками.
Исследованием нарушений понимания логико-грамматических конструкций занимались такие исследователи как А. Р. Лурия, Т. В. Ахутина, Т. А. Фотекова, Л. С. Цветкова, И. А. Зимняя, Л. А. Чистович.
Проблема нашего исследования состоит из двух аспектов: первый аспект - на занятиях по развитию речи основной упор делают на развитие экспрессивной речи, не систематически обращаясь к импрессивной речи, что приводит к формированию хаотичных знаний. Второй аспект - в программе обучения детей отсутствует специально разработанный комплекс упражнений по развитию понимания логико-грамматических конструкций.
Данная проблема обусловила выбор темы исследования: «Средства развития понимания логико-грамматических конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».
Объект исследования: процесс развития импрессивной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: комплекс упражнений по развитию понимания логико-грамматических конструкций у детей с общим недоразвитием речи.
Цель нашей работы: изучить теоретические основы проблемы развития импрессивной речи у детей с речевыми нарушениям в психолого-педагогической литературе и разработать комплекс упражнений по развитию понимания логико-грамматических конструкций.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы формирования логико-грамматических конструкций в психолого-педагогической литературе и определить основные понятия: логико-грамматические конструкции, импрессивная речь, импрессивный аграмматизм, общее недоразвитие речи.
2. Изучить механизм и симптоматику нарушений импрессивной речи у детей с общим недоразвитием речи.
3. Выявить уровень сформированности понимания логико-грамматических конструкций у детей с общим недоразвитием речи 5 лет.
4. Разработать комплекс упражнений для развития понимания логико-грамматических конструкций и опытно-экспериментальным путём проверить эффективность данного комплекса.
Гипотеза: логопедическая работа по развитию понимания логико-грамматических конструкций у детей с общим недоразвитием речи будет эффективной, если:
- развитие логико-грамматических конструкций будет проходить с опорой на развитие высших психических функций (восприятие, речеслуховая память, мышление);
- будет учитываться принцип от простого к сложному;
- будет учитываться системный характер речевой патологии;
- комплекс упражнений будет составлен в соответствии с тематическим планированием работы логопеда.
Новизна: разработан комплекс упражнений по развитию понимания логико-грамматических конструкций у детей с общим недоразвитием речи в соответствии с тематическим планированием.
Теоретическая и практическая значимость: данный комплекс упражнений может быть использован логопедами при устранении общего недоразвития речи, а также другими специалистами при подготовке детей к школе.
Методы исследования: теоретические (теоретический анализ, систематизация и обобщение психологической, педагогической и психолингвистической литературы); эмпирические (наблюдение, беседа); экспериментальные (опытно-экспериментальная работа).
База исследования: г. Владивосток, МДОУ № 154
Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, список литературы (23), приложение № 1, приложение № 2
Список литературы Список литературы:
1. Агранович З. Е. Овладение пониманием логико-грамматических конструкций в старшем дошкольном возрасте // Дошкольная педагогика. – 2002. - №3. – С. 26 - 29.
2. А. И. Максаков. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 64с.
3. Волкова Г. А. Методика обследования нарушений речи у детей. – М.: ВЛАДОС, 1993. – 44 с.
4. В. С. Володина. Альбом по развитию речи. – М.: РОСМЭН, 2005. - 95
5. Глухов В. П. Основы психолингвистики. - М.: Астрель, 2005. – 350 с.
6. Е. Косинова. Логопедические тесты на соответствие речевого развития вашего ребёнка его возрасту. – М.: ЭКСМО, 2006. – 64с.
7. Залевская А. А. Введение в психолингвистику. – М., 2000. – 382 с.
8. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. – М., 1999. – 287 с.
9.Логопедия учебно-методич. Пособие / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 680с.
10. Лопатина Л. В. Комплексный подход в диагностике и коррекции общего недоразвития речи // Дошкольная педагогика. – 2003. - № 5(14). – С. 32 – 37.
11. Лурия А. А. Язык и сознание. – Ростов н/д, 1998. – 416 с.
12. Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург: Изд-во Литур, 2000. – 320 с.
13. Понятийно-терминологический словарь логопеда. / Под ред. В. И. Селивёрстова. – М.: Академический проект, 2004. – 480с.
14. Расстройства речи у детей и подростков /Под ред. С. С. Ляпидевского. – М., 1969.
15. Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. – М.: МПСИ, 2001. – 256 с.
16. Сазонова С. Н. Развитие речи дошкольника с общим недоразвитием речи. – М.: Академия, 2003. – 143с.
17. Соколова Ю. Задачи на логику. – М.: Издательство Эксмо, 2004. – 48с.
18. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб. метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 287с.
19. Филичева Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М.: Айрис - пресс, 2004 – 212с.
20. Фомичева М. A. Воспитание у детей правильного произношения. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 1980.
21. Фотекова Т. А., Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений дошкольников с использованием нейропсихологических методов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 176 с.
22. Хватцев М. Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1981. – 204 с.
23. Черкасова М. Н. Нарушение речи при минимальных расстройствах слуховой функции. – М.: Арктик, 2003. – 191 с.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
5000





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.