У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Средства устранения оптической дисграфии у младших школьников в условиях общеобразовательной школы
Количество страниц 69
ВУЗ ДВГУ
Год сдачи 2010
Содержание Оглавление
Введение 3
Глава I. Теоретические основы проблемы устранения оптической дисграфии у младших школьников 6
1.1. Основные понятия исследования: дисграфия, младший школьный возраст, оптико-пространственные представления 6
1.2.Психофизиологическая и психическая структура процесса письма 14
1.3. Проявления оптической дисграфии у младших школьников 26
1.4.Методики устранения оптической дисграфии у младших школьников 28
Выводы по 1главе 32

Глава II . Опытно-экспериментальная работа по реализации дидактических заданий, направленных на устранение проявлений оптической дисграфии 33
2.1.Диагностика состояния письменной речи у младших школьников 33
2.2.Коррекционно-развивающая работа по устранению оптической дисграфии у младших школьников 40
Выводы по 2 главе 66
Заключение 67
Список литературы 68
Приложения 70

Введение.
Актуальность исследования определяется значимостью проблемы трудностей обучения письму младших школьников. В последние годы увеличилось число детей, допускающих стойкие специфические ошибки. Это частичное специфическое нарушение письменной речи называется дисграфией. Одной из форм дисграфии является оптическая дисграфия, которая проявляется в заменах и искажениях графически сходных рукописных букв; пропусках и написании лишних элементов при соединении букв, включающих одинаковый элемент; зеркальное письмо.
Специфические дисграфические ошибки приводят к трудностям в обучении в средней школе. Неуспешность в обучении сказывается на формировании личности ребенка.
Научные исследования, посвященные проблеме нарушений письменной речи, и пути преодоления этого явления представлены в работах ученых Садовниковой И.Н, Лалаевой Р.И., Ефименковой Л.Н., педагогов-логопедов Городиловой В.И., Парамоновой Л.Г., Левиной Р.Е. и других. В отдельных исследованиях представлен анализ некоторых механизмов нарушения письма (Иншакова О.Б., Корнев А.Н., Левина Р.Е.).
Проблема исследования заключается в том, что на практике оптическая дисграфия оказывается труднопреодолимым нарушением в связи с тем, что используются малоэффективные разрозненные средства. Поэтому необходимо подобрать и систематизировать задания по преодолению специфических ошибок у младших школьников в целях повышения эффективности коррекционного процесса.
Исходя из этой проблемы нами сформулирована тема дипломной работы:
«Средства устранения оптической дисграфии у младших школьников в условиях общеобразовательной школы»
Объект исследования: процесс коррекционно-педагогической работы по устранению оптической дисграфии.
Предмет исследования: комплекс дидактических заданий по устранению оптической дисграфии.
Цель исследования: изучить теоретический аспект преодоления оптической дисграфии и разработать комплекс дидактических заданий, направленных на преодоление проявлений оптической дисграфии.
В соответствии с целью и предметом были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты проблемы нарушения письменной речи.
2. Рассмотреть специфические ошибки, возникающие при оптической дисграфии у младших школьников.
3. Провести обследование письменной речи младших школьников по выявлению оптических ошибок у младших школьников.
4. Составить комплекс дидактических заданий по устранению оптической дисграфии у младших школьников.
5. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность составленного комплекса дидактических заданий по преодолению оптической дисграфии.
6. Разработать методические рекомендации для педагогов начальной школы.
Гипотеза исследования: коррекционно-педагогическая работа по устранению проявлений оптической дисграфии будет эффективной, если:
- комплекс дидактических заданий будет ориентирован на тематическое планирование по русскому языку (например: по учебнику Поляковой А.В. для 2 класса в системе развивающего обучения Занкова Л.В.);
- учитывать разнородность проявлений дисграфии;
- коррекционная работа будет осуществляться одновременно по нескольким направлениям: развитие зрительного гнозиса, оптико-пространственных представлений, навыка самоконтроля при письме.
Новизна исследования: составлен комплекс дидактических заданий по устранению оптической дисграфии у учащихся общеобразовательной школы (2 класс, система развивающего обучения Занкова Л.В.).
Теоретическая и практическая значимость исследования: составленный комплекс дидактических заданий по устранению оптической дисграфии может быть использован в работе учителей начальных классов, работающих по системе развивающего обучения Занкова Л.В. по учебнику Поляковой А.В., и логопедов общеобразовательных школ.
Методы исследования – теоретические: анализ и синтез научной и методической литературы; эмпирические: анализ логопедической документации, анализ продуктов учебной деятельности, наблюдение, опытно-экспериментальная работа.
База исследования: МОУ сош №74, Первомайский район, г. Владивосток.
Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, список литературы (44), приложение (4).
Список литературы Список литературы
1. Ананьев Б.Г.Пространственное различение.- Л.1955, Тих Н.А. К вопросу о генезисе восприятия пространства. Известия АПН РСФСР, 1956. Вып. 86.
2. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом. - Известия АПН РСФСР, 1955. Вып. 70. - 88с.
3. Альбом для логопеда. – М.:Владос, 1998. - 280с.
4. Ахутина Т.В., Игнатьева С.Ю., Максименко М.Ю., Полонская Н.Н., Пылаева Н.М., Яблокова Л.В. Методы нейропсихологического обследования детей 6-8 лет. - Вестник Моск. ун-та. Серия 14, №2. – Психология, 1996. - 52-58с.
5. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. Учебное пособие под общей редакцией Иншаковой О.Б.- М.: МПСИ, 2001. - 7-20с.
6. Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике трудностей обучения. – М.: Изд-во Мин. общего и проф. Образования РФ, 1998. - 85-95с.
7. Ахутина Т.В., Золотарева Э.В. О зрительно-пространственной дисграфии: нейропсихологический анализ и методы ее коррекции. – Школа здоровья, №3,1997. -38-42с.
8. Бадалян Л.О. Невропатология. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 368с.
9. Баллонов Л.Я., Деглин В.Л. Слух и речь доминантного и недоминантного полушария.- Л.: Наука, 1976.- 218с.
10.Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу.- М.: «Академия», 2000.- 248с.
11.Бельтюков В.И., Салахова А.Д. Закономерности овладения произношением слышащими детьми. Дефектология, № 5, 1976.
12. Бернштейн Н.А. О построении движений. - М., 1947. -208с.
13. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца.- М.: 1995. - с.132-142.
14.Бородич А.М. Методики развития речи детей. Уч. пособие для студентов пед. Институтов по специальности: дошкольная педагогика и психология. 2 издание. – М.: Просвещение, 1981.
15. Валлон А. Психическое развитие ребенка. - М.: 1967. -25с.
16. Волоскова Н.Н. Формирование графо-моторного компонента письма у учащихся начальных классов. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. Учебное пособие. Под общей редакцией канд. пед. наук, доцента
О.Б. Иншаковой. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2001. - с.193-199
17. Волкова Л.С. Логопедия. Учебник для ВУЗов. – 3-е изд., перераб. и доп.-
М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 689с.
18. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т. Том 3. Проблемы развития психики. Под ред. А.М. Матюшкина. – М.: педагогика, 1993. - 368с
19. Гавриленко С.В. Учимся думать и фантазировать. Рабочая тетрадь №2.-
М.: издательский центр «Вентана-Граф», 2006. - 64с.
20. Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте.- СПб.: Питер, 2006. – 208c.
21. Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо. Сборник упражнений про исправлению недостатков чтения и письма. - СПб.: Дельта, 1997. - 224с.
22. Дефектологический словарь. - М.: 1970.
23. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. - Творческий центр «Сфера», М., 2006. -187с.
24.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Книга для логопедов. – М.: Просвещение, 1991. -178с.
25. Журнал. Практика? Практика. Практика! №3, 2002.
26. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма. Учебно-методическое пособие.
М.: СПб. «МиМ», 1972. - 286с.
27. Лалаева Р.И. Нарушения письменной речи. – СПб: «Образование», 1997. – 172с.
28. Левина Р.Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): уч. пособие в 2тт. Т. II. Под редакцией Л.С. Волковой,
В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 1995. - с. 375-386.
29. Лукашенко М.Л., Свободина Н.Г. Дисграфия: исправление ошибок при письме. - М.: ООО «Издательство «Эксмо», 2004.- 127с.
30. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. -М.: изд-во АПН РСФСР, 1950.- 84с.
31. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга.- М.: 1947.- 208с.
32. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками. -М.; Изд. ГНОМ и Д, 2006.- 88с.
33. Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбом 2. Упражнения по коррекции оптической дисграфии у младших школьников.-М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2008.- 96с.
34.Основы логопедической работы с детьми. Под общей редакцией д.п.н. профессора Г.В. Чиркиной. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 200с.
35. Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. - М.: Айрис-пресс, 2004.- 240с. (Библиотека логопеда-практика).
36. Русский язык. Энциклопедия. -М.: 1979.
37. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.- М.: изд. Центр ВЛАДОС, 1995. -255с.
38. Фотехова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. Методическое пособие. -М.: Айрис пресс, 2007. -104с.
39. Хватцев М.Е. Аграфия и дисграфия. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Уч. пособие в 2тт.Т.II Под ред. Волковой Л.С., Селиверстова В.И.- М.: ВЛАДОС, 1997.- с. 348-373
40. Цветкова Л.С. Альбом нейропсихологической диагностики детей.- М.: Педагогическое общество России.2002. -72с.
41. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. -М.: Педагогическое общество России.2002.- 128с.
42. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. – М.: Юристъ, 1987.- 256с.
43. Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся.- М., 1998.- 68с.
44. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы.- М.: Просвещение, 1984. -159с.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
5000





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.