У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Методика Марии Монтессори как средство профилактики оптической дисграфии у детей дошкольного возраста
Количество страниц 65
ВУЗ ДВГГА
Год сдачи 2010
Содержание Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы профилактики оптической дисграфии у детей дошкольного возраста 6
1.1. Основные понятия исследования: нарушение письма, этиология нарушений письма, механизмы и симптоматика нарушений письма, классификация дисграфии 6
1.2. Методика Марии Монтессори как средство профилактики оптической дисграфии у детей дошкольного возраста 24
Выводы по 1 главе 33
Глава 2. Психолого-педагогические основы применения методики Монтессори в процессе профилактики оптической дисграфии 35
2.1. Выявление предпосылок оптической дисграфии у дошкольников 35
2.2. Особенности применения в профилактической работе комплексной программы занятий, основанной на методике Монтессори 41
Выводы по 2 главе 58
Заключение 60
Список литературы 64
Приложения 66











Введение
Нарушение письма являются наиболее распространенной формой речевой патологии у учащихся начальных классов общеобразовательной школы и, по-мнению большинства ученных , становятся причиной неуспеваемости у 10-30% младших школьников. Исследования последних лет указывают на взаимосвязь трудностей овладения навыком письма у младших школьников не только с недоразвитием речи, но и с несформированностью ряда гностических и моторных функций( А.Н.Корнев, Р.И. Лалаева, Л.С. Цветкова, Л.Г. Парамонова, О.Б. Иншакова). Актуальность исследования состоит в том, что на сегодняшний день увеличивается количество детей с оптической дисграфией. По исследованиям Л.Г. Парамоновой 45% дошкольников 6-7 лет имеются предпосылки оптической диграфии. В основе оптической дисграфии лежат трудности оптического и оптико-пространственного анализа, недифференцированность представлений о формах, сходных оптически, нарушения зрительного восприятия и памяти, недоразвитие пространственного восприятия и пространственных представлений.
Для глобального решения этой очень сложной проблемы гораздо важнее говорить о способах профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста, чем о путях ее преодоления у школьников, тем более что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить. Ряд исследователей занимается разработкой теоретических аспектов проблемы профилактики различных форм дисграфии и дислексии, такие как А.Н. Корнев, И.Н. Садовникова, Р.Л. Лалаева, Л.Г. Парамонова, И. К. Колповская, Л.Ф. Спирова, Л.С. Цветкова. Однако на сегодняшний день существует такая проблема, обусловленная тем, что педагоги дошкольных образовательных учреждений не осведомлены в вопросах предупреждения оптической дисграфии и не имеют достаточную методическую базу для осуществления профилактической работы.
Потребностям практики дошкольных образовательных учреждений отвечает создание научно-обоснованной комплексной программы занятий, направленной на профилактику оптической дисграфии. В основу данной программы занятий может быть положен метод М. Монтессори, который способствует формированию зрительно-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза через специальные дидактические материалы сенсорной зоны, зоны практической жизни и зоны языка.
Данная проблема определила тему исследования: « Методика Марии Монтессори как средство профилактики оптической дисграфии у детей дошкольного возраста».
Объект исследования: процесс профилактики оптической дисграфии у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплексная программа занятий, основанная на методике Марии Монтессори как средство профилактики оптической дисграфии у дошкольников.
Цель исследования: изучить проблему профилактики оптической дисграфии у дошкольников и разработать комплексную программу занятий, основанную на методике Марии Монтессори.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретическую литературу по проблеме профилактики оптической дисграфии у детей дошкольного возраста.
2. Раскрыть основные понятия исследования: нарушение письма, этиология нарушения письма, механизмы и симптоматика нарушения письма, классификация дисграфии.
3. Рассмотреть возможности методики М. Монтессори как средство профилактики оптической дисграфии.
4. Разработать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность профилактической работы по комплексной программе занятий, основанную на методике М. Монтессори.
Гипотеза исследования: профилактика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста будет эффективнее, если:
- разработанная комплексная программа занятий по предупреждению оптической дисграфии будет осуществляться в форме индивидуальных презентаций.
- будет проводиться целенаправленная и систематическая работа по развитию сенсорного восприятия с помощью дидактического материала Марии Монтессори.
- будет проводиться работа в разных зонах дидактической среды Марии Монтессори: зона практической жизни, сенсорная зона и зона языка.
Новизна исследования: составлена комплексная программа занятий, основанная на методике Марии Монтессори, и направленная на профилактику оптической дисграфии у дошкольников.
Теоретическая и практическая значимость исследования: Предлагаемая комплексная программа занятий может применяться в логопедической практике дошкольных образовательных учреждений для профилактики оптической дисграфии, учебном процессе ВУЗов при подготовке студентов по специальности «Логопедия» на практических занятиях по разделу «Нарушения письменной речи».
Методы исследования: теоретические - теоретический анализ логопедической, психолингвистической, психологической и педагогической литературы по теме исследования, обобщение, систематизация; эмпирические - анализ продуктов деятельности, опытно-экспериментальная работа.
База исследования: МДОУ «Центр развития ребенка- детский сад №34» г. Владивостока.
Структура дипломной работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (27), приложений (7).
Список литературы Оглавление
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М: Педагогика, 1998 – 325 с.
2. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. – М: Просвещение, 1988. – 3 -12 с
3. Выготский Л. С. Переиздание. – М: Издательский дои Шалвы Аммоношвили, 2002 – 125-134 с
4. Глухов В. П. Основы психолингвистики. – М: Астрель, 2005. – 87-94 с
5. Гуткина Н. И. Психологическая готовность детей к школе. – М: Астрель, 1993 – 125 с.
6. Журова Л. Е. Обучение грамоте в детском саду. – М: Педагогика, 1977. – 32-39 с
7. История педагогики / Под ред. М. Ф. Шабаева. – М: Просвещение, 1968. – 74-85 с
8. Клейменова О. А. Особенности работы логопеда по преодолению нарушений письма у учащихся первого класса//Логопед. – 2008. - №5. – с 88-92.
9. Корнев А. Н. Нарушение чтения и письма у детей. – СПб: Мим, 1997. – 23-74 с
10. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой – М: Владос, 2002. – 445- 479 с
11. Луцкина Р. К. Приемы работы по предупреждению нарушений письма и чтения у учащихся общеобразовательной школы. – Алма-Ата. – Институт,1991. – с 2 – 3.
12. Мелихова О. В. Формирование готовности дошкольников с ОНР к овладению навыком письма//Логопедия. – 2006. - №3. – с 28-31.
13. Монтессори М. Дом ребенка. – М: Астрель, 2005. – 56-84 с
14. Монтессори М. Помоги мне это сделать самому. – М: Карапуз, 2006. – 28-39 с
15. Монтессори М. Мой метод. – М: Астрель, 2005. – 295-307 с
16. Парамонова Г. И. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб: Союз, 2001. – 8-15 с
17. Пиаже Жан. Речь и мышление. – СПб.: Лидер, 1997 – 198 с.
18. Подготовка детей к школе в детском саду/ Под ред. Ф. А. Сохина. – М: Педагогика, 1977. – 95-112 с
19. Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М: Владос, 1997. – 32- 57 с
20. Соловьева О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. – М: Просвещение. - 1986 -134 с.
21. Фаусек Ю. И. Детский сад Монтессори. – Ленинград: Москва, 1926. – 143-154 с
22. Фаусек Ю. И. Педагогика Марии Монтессори. – М: Генезис, 2007. – 95-130 с
23. Хилтунен Е. Практическая Монтессори-педагогика. – М: Альта-Принт, 2005. – 25-64 с
24. Хилтунен Е. Уроки на корточках. – М: Генезис, 2006. – 18-34 с
25. Хрестоматия по логопедии / Под ред. В. И. Селеверстова – М: Владос,
1997. - 485-511 с
25. Цветкова Л. С. Восстановление высших психических функций. – М. Академический проект, 2004. – 57-85 с
26. Швачкин Н.Х. «Развитие речевых форм у младшего дошкольника» //Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. – Сб. ст./Под. ред. А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца. – М: Высшее образование, 1995. – 23-29 с
27. Яструбинская Е. А. Профилактика и коррекция дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возраста//Логопедия. – 2004. - №2. – с 60-63.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
5000





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.