У нас уже
176407
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Развитие фонематичекого восприятия у детей 4-5 лет в детском саду М. Мантесори
Количество страниц
76
ВУЗ
ДВГГА
Год сдачи
2010
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕС- 7
КОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1.Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме развития фонематического восприятия у дошкольников 7
1.2.Особенности психического развития детей среднего дошкольного возраста 12
1.3 Характеристика детей с ФФН 18
Глава II РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММЕ М. МОНТЕССОРИ 27
2.1 Средства развития фонематического восприятия у детей 4-5 лет обучающихся по системе М.Монтессори 34
2.2 Экспериментальное исследование развития фонематического восприятия у детей 4-5 лет занимающихся по программе Васильевой 47
2.3 Экспериментальное исследование развития фонематического восприятия у детей 4-5 лет занимающихся по программе М. Монтессори. 55
2.4 Результаты исследования по развитию фонематического восприятия у детей 4-5 лет, воспитывающихся по программе М. Монтессори и М. Васильевой 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
БИБЛИОГРАФИЯ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 77
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования развития фонематического восприятия у детей 4-5 лет, воспитывающихся по программе Монтессори определяется необходимостью успешного решения образовательно-воспитательных задач на начальном этапе школьного обучения, так как «перестройка школы из школы навыков в школу развития требует более серьезной подготовки в детском саду к обучению в школе, предполагающей всестороннее развитие личности ребенка»
Кроме того, именно в период дошкольного возраста создаются благоприятные возможности для целостного развития личности дошкольника. Личность ребенка-дошкольника развивается в едином процессе формирования мыслительной и речевой деятельности. Поэтому обучение в дошкольный период не может ограничиться формированием речевых навыков, насколько бы точно они ни соответствовали языковым нормам. Оно должно обеспечить формирование у ребенка осознанного владения средствами родного языка. Важное значение для этого, особенно для подготовки к обучению в школе чтению и письму, имеет формирование фонематического восприятия.
Исследования А.Н. Гвоздева, Н.Х. Швачкина убедительно доказали, что звуковая сторона речи очень рано становится предметом пристального внимания ребенка, он замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на эти звуки самостоятельно им не производится.
Наиболее остро вопрос о формировании фонематического восприятия встает при обучении детей грамоте.
Исследования М.Е. Хватцева, Н.Х. Швачкина и других позволяют утверждать, что существует реальная возможность овладения произношением всех звуков речи к 5-ти годам, а опираясь на исследования А.В. Детцовой, Ю.И. Фаусек, М.А. Александровской, А.Н. Гвоздева и др. Можно сделать вывод, что при условии нормального речевого развития систематические занятия грамотой следует начинать с детьми среднего дошкольного возраста. Дети этого возраста проявляют особую чувствительность к звуковой форме речи, обладают, как писал К.И.Чуковский, «языковой одаренностью». И потому «...введение ребенка в языковую действительность в тот момент, когда его языковое чутье переживает кульминацию своего развития, окажется эффективным средством для овладения им этой действительности». Возраст с 4 до 5 лет является сензитивным.
В результате системной работы по формированию фонематического восприятия дети приходят в старшую группу, свободно владея способом выделения отдельного звука в слове, что является необходимым условием для перехода к освоению действия звукового анализа слов.
Фонематический слух является основой обучения грамоте . Неразвитое фонематическое восприятие может повлечь за собой не только нарушения компонентов речевой системе (лексики, грамматики, связной речи), но и трудности психологического характера: дезадаптацию, ставящую под угрозу социальную значимость личности (невозможность свободного речевого общения, дефекты речи, неудачные попытки преодолеть их, могут вызвать различные отрицательные эмоциональные состояния: чувство неполноценности, страх перед речью, замкнутость, агрессивность).
Анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что, несмотря на достаточную изученность теоретических положений по проблеме развития фонематического восприятия, наличии достаточного количества методического материала по данной проблеме, практические работники испытывают трудности в выборе и особенно во внедрении в практику наиболее эффективных систем восприятия звуков, которые бы позволили рационально использовать возможности детей, подготовить их к успешному овладению школьной программой.
Таким образом, цель нашей работы: Изучить теоретический аспект проблемы фонематического восприятия у детей дошкольного возраста и разработать цикл занятий для детей 4-5 лет обучающих по программам М.А. Васильевой и М. Монтессори и разработать методические рекомендации для воспитателей ДОУ
Гипотеза -У детей 4-5лет возможно развить достаточный уровень фонематического восприятия:
если определить систему поэтапного формирования навыков звукового анализа слова;
- если работа по развитию фонематического восприятия введена в контекст игры;
- если задачи формирования фонематического восприятия решать (интегрировать) с другими речевыми задачами.
Объект исследования – развитие фонематическое восприятие у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - развитие фонематического восприятия у детей 4-5 летнего возраста, занимающихся по программе М. Монтессори.
Цель и выдвинутая гипотеза потребовали решения следующих задач:
1. Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования.
2. На основе анализа психолого-педагогических исследований по развитию фонематического восприятия разработать один из вариантов системы работы по формированию фонематического восприятия у детей среднего дошкольного возраста.
3. Подобрать методики и изучить уровень развития фонематического восприятия у детей среднего дошкольного возраста, занимающихся по программе М. Монтессори и М.А. Васильевой
4. Разработать цикл занятий по формированию фонематического восприятия, основанную на методике М. Монтессори и проверить ее эффективность.
5. Разработать методические рекомендации для воспитателей дошкольного учреждения по формированию фонематического восприятия у дошкольников.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс исследования, включающий: теоретический анализ общей и специальной психологической и педагогической литературы.
Наблюдение: исследования, констатирующий и формирующий эксперимент, беседа.
Новизна исследования: разработать цикл занятий для детей 4-5 лет, обучающихся по программе Монтессори, а также методические рекомендации для воспитателей.
Теоретическая и практическая значимость: разработан цикл занятий
по фонематическому восприятию по разным образовательным программам, для использования в работе воспитателями ДОУ, а также эти материалы могут быть использованы преподавателями и студентами, обучающимися по специальностям «Логопедия» и « Педагогика и методика дошкольного образования.
База исследования проводилась с детьми средней группы на базе Муниципального образовательного учреждения № 23 г. Артема, Приморского края. МДОУ № 23 работает по типовой «Программе воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А.Васильевой, 1987г.).
Работа состоит из : введения, 2-х глав и заключения.
Список литературы
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. — СПб.: Детство-пресс, 2005. — 48 с., ил.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников.- М.: Просвещение,1998. -205с.
3. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки речи. -СПБ.: Издательство «ЛАНЬ», 1999.- 112с.
4. Андерлик, Л. Виды Монтессори – терапии // Монтессори – клуб. – 2007. - № 8. – С.15-16.
5. Афанасьева Т.И. Учить по Монтессори (из опыта работы). М., МЦМ, 1996. - 48 с.
6. Бавыкина Г.Н., Тулейкина М.М. Формирование фонематического восприятия у детей 4-6 лет.- Комсомольск – на – Амуре: Изд-во Комсомольского-на-Амуре гос. пед. ун-та,2002. -46 с.
7. Богуш A.M. Методика обучения русскому языку в дошкольных учреждениях.-Киев, 1990.-257с.
8. Бородин A.M. Методика развития речи детей.- М.: Прсвещение, 1981. -255с.
9. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логопедические игры и задания.- СПб.: “Каро”, 2002. – 16 с.
10. Валентинов П. Мария Монтессори и ее метод // Педагогический вестник. - 1991. - №34. - C.3.
11. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников.- М.: Изд-во «АКАЛИС», 1995.-42с.
12. Волков Б.С, Волкова В.Н. Психология детства /под ред. Б.С.Волкова.- М.: АПО, 1997.- 152с.
13. Выготский Л.С. Психология.- М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008с.
14. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием.- М.: “Аркти”, 2002. – 144 с.
15. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000.-145с.
16. Дурова Н. Осознание звуковой стороны речи дошкольниками //Дошкольное воспитание -1991.- №7. - С.50-51.
17. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.- М.: “Просвещение”, 1998. – 340 с.
18. Жукова, О.Г. Педагогика М.Монтессори в опыте современных педагогов // Методист. – 2007. - № 8. – С.63-65.
19. Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. -М.: Педагогика, 1974. -152с.
20. Кеда Е., Пасс Ю. Метод Монтессори в России // Дошкольное воспитание. - 1994. - №4. - С.38-39.
21. Колесникова, Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 4-5 лет. – М.: Аркти, 1999.-187с.
22. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. - М.: “Просвещение”, 1973. – 271 с.
23. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-групповая работа по коррекции звукопроизношения.- М.: Гном-Пресс, 1999. - 136с.
24. Краснодубова, А. Прививка школы Монтессори ( записки учителя о Монтессори – педагогике // Монтессори – клуб. – 2007. - № 5. – С.24-26.
25. Краузе Е. Логопедия. - СПб.: “Корона”, 2002. – 208 с.
26. Кулагина И.Ю.,Колюцкий В.Н. Возрастная психология.- М.: «Сфера», 2001.-470с.
27. Лаптева, О. Педагогика для самых маленьких, как задумывала ее Мария Монтессори // Монтессори – клуб. – 2007. - № 5. – С.38-41.
28. Логинова В.И. Развитие речи у детей дошкольного возраста./Под ред. Ф.А.Сохина.- М.: Просвещение,1979. - С.4-17.
29. Логопедия: / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
30. Методика развития речи детей дошкольного возраста / под ред. Л.П.Федоренко .-М.: Просвещение, 1984.- 240с.
31. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М.: Просвещение, 1991.- 280с.
32. Монтессори - материал. Школа для малышей. - М.: Изд-во Мастер, 1992. - 80c.
33. Монтессори, М. Дети –другие . – М.: Карапуз, 2004. – 336с.
34. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Изд-ий центр «Академия», 2000.- 456с.
35. Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология в дореволюционной России. Дубна. Изд-ий центр «Феникс», 1995.- 336с.
36. О сладости свободного духа, дисциплине и самостоятельности. - // Монтессори Клуб. – 2007. - № 5. – С.9-13.
37. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. М.[Российское педагогическое агенство, 1996.- 374с.
38. Обучение дошкольников грамоте. Под ред. Дуровой Н.В. М.: Школа-Пресс, 2000.- 144с.
39. Основы логопедии /под ред. Г.Б. Филичевой.- М: Просвещение, 1984.- 223с.
40. Основы логопедической работы с детьми / Под ред. Чиркиной Г. В.- М.: “Аркти”, 2002. – 240 с.
41. Поваляева М. А. Справочник логопеда. - Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2002. – 448 с.
42. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А.Васильевой. М.: Просвещение, 1987.- 174с.
43. Пьянкова Л. О детских садах Монтессори //Дошкольное воспитание. - 1994. - №11. - C. 41-42.
44. Селдин, Т. Руководитель Монтессори – школы. – 2007. - №2. – С. 15-16
45. Селиверстов В. Речевые игры с детьми. - Киев: Радяньска школа, 1985.-132с.
46. Смирнова, Н. Мой метод // Монтессори Клуб. – 2007. - № 2. – С.6-10.
47. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. М.: Просвещение, 1989.- 176с.
48. Спецкурс: Обучение дошкольников грамоте /под ред. В.Н.Дуровой. - М.: АПО,1994.-С.З-16.
49. Сумнительный К.Е. Как помочь ребенку построить себя? (Беседы о Монтессори-педагогике). М. МЦМ,1999. - 64с.
50. Сумнительный К.Е. Наследие Марии Монтессори и идеи космического воспитания в России.//Российский исторический журнал. № 4, 1998. С.3-10.
51. Сумнительный, К.Е. Космическое воспитание: В педагогической системе М. Монтессори. – М.: МЦМ, 2000г.-120с.
52. Сумнительный, К.Е. Творческий ребенок. – М.: МЦМ, 2000г.-120с
53. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции об¬щего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. - М.: Академия, 2004.- 67с.
54. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом /под ред. Ф.А.Сохина.- М.: Просвещение, 1991.- 128с.
55. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. - М.: Академия, 2001. – 336 с.
56. Фаусек, Ю.И. Детский сад Монтессори / Сост. С.И. Сумнительная. – М.: Карапуз-Дидактика, 2007. – 240с.
57. Филиппова А.Д.,Шуравина Н.Д. Говори правильно. М.: Просвещение, 1997.-С.11-24.
58. Филичева Г.Б. и др. Основы логопедии. М.: Просвещение, 1989.- 223с.
59. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - М.:"Издательство ГНОМ и Д", 2000. - 80 с.
60. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: Просвещение, 1980.- 240с.
61. Формирование фонематического восприятия у детей 4-6 лет /составитель Г.Н.Бавыкина.- Комсомольск-на-Амуре: Изд-во гос. пед. ин-та, 1996.- 42с.
62. Хилтунен Елена, Загвоздкин Владимир. Монтессори и Вальдорф. М. Изд-во Первое сентября. 1999 - 3с.
63. Хилтунец, Е. Практическая Монтессори- педагогика. Суперсистема для педагогов и родителей. – М.: АЛЬТА- ПРИНТ, 2005. - 336с.
64. Хрестоматия по логопедии. В 2-х т./ Под ред. Волковой Л. С., Селиверстова В. И. - М.: “Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС”, Т. 2, 1997. - 665 с.
65. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия в раннем возрасте.- М.: АПН РСФСР, 1988.- С.39.
66. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М., 1995.-С.337-343.
67. Энциклопедия воспитания и развития дошкольника./ Под ред. Башаева Т. В., Васильева Н. Н., Клюева Н. В. и др. Ярославль: “Академия развития”, 2001. – 480 с.
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
5000
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
29.04.24
Результаты оценки психологических детерминант гражданской идентичности учащихся старших классов
29.04.24
Программа формирования гражданской идентичности старшеклассников
29.04.24
Психологические основания для разработки программы формирования гражданской идентичности старшеклассников
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.