У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Развитие фонематичекого восприятия у детей 4-5 лет в детском саду М. Мантесори
Количество страниц 76
ВУЗ ДВГГА
Год сдачи 2010
Содержание СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕС- 7
КОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1.Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме развития фонематического восприятия у дошкольников 7
1.2.Особенности психического развития детей среднего дошкольного возраста 12
1.3 Характеристика детей с ФФН 18
Глава II РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММЕ М. МОНТЕССОРИ 27
2.1 Средства развития фонематического восприятия у детей 4-5 лет обучающихся по системе М.Монтессори 34
2.2 Экспериментальное исследование развития фонематического восприятия у детей 4-5 лет занимающихся по программе Васильевой 47
2.3 Экспериментальное исследование развития фонематического восприятия у детей 4-5 лет занимающихся по программе М. Монтессори. 55
2.4 Результаты исследования по развитию фонематического восприятия у детей 4-5 лет, воспитывающихся по программе М. Монтессори и М. Васильевой 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
БИБЛИОГРАФИЯ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 77











ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования развития фонематического восприятия у детей 4-5 лет, воспитывающихся по программе Монтессори определяется необходимостью успешного решения образовательно-воспитательных задач на начальном этапе школьного обучения, так как «перестройка школы из школы навыков в школу развития требует более серьезной подготовки в детском саду к обучению в школе, предполагающей всестороннее развитие личности ребенка»
Кроме того, именно в период дошкольного возраста создаются благоприятные возможности для целостного развития личности дошкольника. Личность ребенка-дошкольника развивается в едином процессе формирования мыслительной и речевой деятельности. Поэтому обучение в дошкольный период не может ограничиться формированием речевых навыков, насколько бы точно они ни соответствовали языковым нормам. Оно должно обеспечить формирование у ребенка осознанного владения средствами родного языка. Важное значение для этого, особенно для подготовки к обучению в школе чтению и письму, имеет формирование фонематического восприятия.
Исследования А.Н. Гвоздева, Н.Х. Швачкина убедительно доказали, что звуковая сторона речи очень рано становится предметом пристального внимания ребенка, он замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на эти звуки самостоятельно им не производится.
Наиболее остро вопрос о формировании фонематического восприятия встает при обучении детей грамоте.
Исследования М.Е. Хватцева, Н.Х. Швачкина и других позволяют утверждать, что существует реальная возможность овладения произношением всех звуков речи к 5-ти годам, а опираясь на исследования А.В. Детцовой, Ю.И. Фаусек, М.А. Александровской, А.Н. Гвоздева и др. Можно сделать вывод, что при условии нормального речевого развития систематические занятия грамотой следует начинать с детьми среднего дошкольного возраста. Дети этого возраста проявляют особую чувствительность к звуковой форме речи, обладают, как писал К.И.Чуковский, «языковой одаренностью». И потому «...введение ребенка в языковую действительность в тот момент, когда его языковое чутье переживает кульминацию своего развития, окажется эффективным средством для овладения им этой действительности». Возраст с 4 до 5 лет является сензитивным.
В результате системной работы по формированию фонематического восприятия дети приходят в старшую группу, свободно владея способом выделения отдельного звука в слове, что является необходимым условием для перехода к освоению действия звукового анализа слов.
Фонематический слух является основой обучения грамоте . Неразвитое фонематическое восприятие может повлечь за собой не только нарушения компонентов речевой системе (лексики, грамматики, связной речи), но и трудности психологического характера: дезадаптацию, ставящую под угрозу социальную значимость личности (невозможность свободного речевого общения, дефекты речи, неудачные попытки преодолеть их, могут вызвать различные отрицательные эмоциональные состояния: чувство неполноценности, страх перед речью, замкнутость, агрессивность).
Анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что, несмотря на достаточную изученность теоретических положений по проблеме развития фонематического восприятия, наличии достаточного количества методического материала по данной проблеме, практические работники испытывают трудности в выборе и особенно во внедрении в практику наиболее эффективных систем восприятия звуков, которые бы позволили рационально использовать возможности детей, подготовить их к успешному овладению школьной программой.
Таким образом, цель нашей работы: Изучить теоретический аспект проблемы фонематического восприятия у детей дошкольного возраста и разработать цикл занятий для детей 4-5 лет обучающих по программам М.А. Васильевой и М. Монтессори и разработать методические рекомендации для воспитателей ДОУ
Гипотеза -У детей 4-5лет возможно развить достаточный уровень фонематического восприятия:
если определить систему поэтапного формирования навыков звукового анализа слова;
- если работа по развитию фонематического восприятия введена в контекст игры;
- если задачи формирования фонематического восприятия решать (интегрировать) с другими речевыми задачами.
Объект исследования – развитие фонематическое восприятие у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - развитие фонематического восприятия у детей 4-5 летнего возраста, занимающихся по программе М. Монтессори.
Цель и выдвинутая гипотеза потребовали решения следующих задач:
1. Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования.
2. На основе анализа психолого-педагогических исследований по развитию фонематического восприятия разработать один из вариантов системы работы по формированию фонематического восприятия у детей среднего дошкольного возраста.
3. Подобрать методики и изучить уровень развития фонематического восприятия у детей среднего дошкольного возраста, занимающихся по программе М. Монтессори и М.А. Васильевой
4. Разработать цикл занятий по формированию фонематического восприятия, основанную на методике М. Монтессори и проверить ее эффективность.
5. Разработать методические рекомендации для воспитателей дошкольного учреждения по формированию фонематического восприятия у дошкольников.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс исследования, включающий: теоретический анализ общей и специальной психологической и педагогической литературы.
Наблюдение: исследования, констатирующий и формирующий эксперимент, беседа.
Новизна исследования: разработать цикл занятий для детей 4-5 лет, обучающихся по программе Монтессори, а также методические рекомендации для воспитателей.
Теоретическая и практическая значимость: разработан цикл занятий
по фонематическому восприятию по разным образовательным программам, для использования в работе воспитателями ДОУ, а также эти материалы могут быть использованы преподавателями и студентами, обучающимися по специальностям «Логопедия» и « Педагогика и методика дошкольного образования.
База исследования проводилась с детьми средней группы на базе Муниципального образовательного учреждения № 23 г. Артема, Приморского края. МДОУ № 23 работает по типовой «Программе воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А.Васильевой, 1987г.).
Работа состоит из : введения, 2-х глав и заключения.
Список литературы БИБЛИОГРАФИЯ

1. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. — СПб.: Детство-пресс, 2005. — 48 с., ил.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников.- М.: Просвещение,1998. -205с.
3. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки речи. -СПБ.: Издательство «ЛАНЬ», 1999.- 112с.
4. Андерлик, Л. Виды Монтессори – терапии // Монтессори – клуб. – 2007. - № 8. – С.15-16.
5. Афанасьева Т.И. Учить по Монтессори (из опыта работы). М., МЦМ, 1996. - 48 с.
6. Бавыкина Г.Н., Тулейкина М.М. Формирование фонематического восприятия у детей 4-6 лет.- Комсомольск – на – Амуре: Изд-во Комсомольского-на-Амуре гос. пед. ун-та,2002. -46 с.
7. Богуш A.M. Методика обучения русскому языку в дошкольных учреждениях.-Киев, 1990.-257с.
8. Бородин A.M. Методика развития речи детей.- М.: Прсвещение, 1981. -255с.
9. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логопедические игры и задания.- СПб.: “Каро”, 2002. – 16 с.
10. Валентинов П. Мария Монтессори и ее метод // Педагогический вестник. - 1991. - №34. - C.3.
11. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников.- М.: Изд-во «АКАЛИС», 1995.-42с.
12. Волков Б.С, Волкова В.Н. Психология детства /под ред. Б.С.Волкова.- М.: АПО, 1997.- 152с.
13. Выготский Л.С. Психология.- М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008с.
14. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием.- М.: “Аркти”, 2002. – 144 с.
15. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000.-145с.
16. Дурова Н. Осознание звуковой стороны речи дошкольниками //Дошкольное воспитание -1991.- №7. - С.50-51.
17. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.- М.: “Просвещение”, 1998. – 340 с.
18. Жукова, О.Г. Педагогика М.Монтессори в опыте современных педагогов // Методист. – 2007. - № 8. – С.63-65.
19. Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. -М.: Педагогика, 1974. -152с.
20. Кеда Е., Пасс Ю. Метод Монтессори в России // Дошкольное воспитание. - 1994. - №4. - С.38-39.
21. Колесникова, Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 4-5 лет. – М.: Аркти, 1999.-187с.
22. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. - М.: “Просвещение”, 1973. – 271 с.
23. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-групповая работа по коррекции звукопроизношения.- М.: Гном-Пресс, 1999. - 136с.
24. Краснодубова, А. Прививка школы Монтессори ( записки учителя о Монтессори – педагогике // Монтессори – клуб. – 2007. - № 5. – С.24-26.
25. Краузе Е. Логопедия. - СПб.: “Корона”, 2002. – 208 с.
26. Кулагина И.Ю.,Колюцкий В.Н. Возрастная психология.- М.: «Сфера», 2001.-470с.
27. Лаптева, О. Педагогика для самых маленьких, как задумывала ее Мария Монтессори // Монтессори – клуб. – 2007. - № 5. – С.38-41.
28. Логинова В.И. Развитие речи у детей дошкольного возраста./Под ред. Ф.А.Сохина.- М.: Просвещение,1979. - С.4-17.
29. Логопедия: / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
30. Методика развития речи детей дошкольного возраста / под ред. Л.П.Федоренко .-М.: Просвещение, 1984.- 240с.
31. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М.: Просвещение, 1991.- 280с.
32. Монтессори - материал. Школа для малышей. - М.: Изд-во Мастер, 1992. - 80c.
33. Монтессори, М. Дети –другие . – М.: Карапуз, 2004. – 336с.
34. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Изд-ий центр «Академия», 2000.- 456с.
35. Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология в дореволюционной России. Дубна. Изд-ий центр «Феникс», 1995.- 336с.
36. О сладости свободного духа, дисциплине и самостоятельности. - // Монтессори Клуб. – 2007. - № 5. – С.9-13.
37. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. М.[Российское педагогическое агенство, 1996.- 374с.
38. Обучение дошкольников грамоте. Под ред. Дуровой Н.В. М.: Школа-Пресс, 2000.- 144с.
39. Основы логопедии /под ред. Г.Б. Филичевой.- М: Просвещение, 1984.- 223с.
40. Основы логопедической работы с детьми / Под ред. Чиркиной Г. В.- М.: “Аркти”, 2002. – 240 с.
41. Поваляева М. А. Справочник логопеда. - Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2002. – 448 с.
42. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А.Васильевой. М.: Просвещение, 1987.- 174с.
43. Пьянкова Л. О детских садах Монтессори //Дошкольное воспитание. - 1994. - №11. - C. 41-42.
44. Селдин, Т. Руководитель Монтессори – школы. – 2007. - №2. – С. 15-16
45. Селиверстов В. Речевые игры с детьми. - Киев: Радяньска школа, 1985.-132с.
46. Смирнова, Н. Мой метод // Монтессори Клуб. – 2007. - № 2. – С.6-10.
47. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. М.: Просвещение, 1989.- 176с.
48. Спецкурс: Обучение дошкольников грамоте /под ред. В.Н.Дуровой. - М.: АПО,1994.-С.З-16.
49. Сумнительный К.Е. Как помочь ребенку построить себя? (Беседы о Монтессори-педагогике). М. МЦМ,1999. - 64с.
50. Сумнительный К.Е. Наследие Марии Монтессори и идеи космического воспитания в России.//Российский исторический журнал. № 4, 1998. С.3-10.
51. Сумнительный, К.Е. Космическое воспитание: В педагогической системе М. Монтессори. – М.: МЦМ, 2000г.-120с.
52. Сумнительный, К.Е. Творческий ребенок. – М.: МЦМ, 2000г.-120с
53. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции об¬щего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. - М.: Академия, 2004.- 67с.
54. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом /под ред. Ф.А.Сохина.- М.: Просвещение, 1991.- 128с.
55. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. - М.: Академия, 2001. – 336 с.
56. Фаусек, Ю.И. Детский сад Монтессори / Сост. С.И. Сумнительная. – М.: Карапуз-Дидактика, 2007. – 240с.
57. Филиппова А.Д.,Шуравина Н.Д. Говори правильно. М.: Просвещение, 1997.-С.11-24.
58. Филичева Г.Б. и др. Основы логопедии. М.: Просвещение, 1989.- 223с.
59. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - М.:"Издательство ГНОМ и Д", 2000. - 80 с.
60. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: Просвещение, 1980.- 240с.
61. Формирование фонематического восприятия у детей 4-6 лет /составитель Г.Н.Бавыкина.- Комсомольск-на-Амуре: Изд-во гос. пед. ин-та, 1996.- 42с.
62. Хилтунен Елена, Загвоздкин Владимир. Монтессори и Вальдорф. М. Изд-во Первое сентября. 1999 - 3с.
63. Хилтунец, Е. Практическая Монтессори- педагогика. Суперсистема для педагогов и родителей. – М.: АЛЬТА- ПРИНТ, 2005. - 336с.
64. Хрестоматия по логопедии. В 2-х т./ Под ред. Волковой Л. С., Селиверстова В. И. - М.: “Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС”, Т. 2, 1997. - 665 с.
65. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия в раннем возрасте.- М.: АПН РСФСР, 1988.- С.39.
66. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М., 1995.-С.337-343.
67. Энциклопедия воспитания и развития дошкольника./ Под ред. Башаева Т. В., Васильева Н. Н., Клюева Н. В. и др. Ярославль: “Академия развития”, 2001. – 480 с.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
5000





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.