У нас уже
176407
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Средства развития эмоционально – оценочной лексики дошкольников в многодетных семьях и в семьях, имеющих одного ребенка
Количество страниц
68
ВУЗ
ДВГГА
Год сдачи
2010
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития эмоционально –
оценочной лексики дошкольников 7
1.1 Значение эмоционально – оценочной лексики в речи человека 7
1.2 Роль семьи в развитии эмоционально – оценочной лексики дошколь-
ников 14
Выводы по главе 1 33
Глава 2. Технологические основы развития эмоционально-оценочной лексики дошкольников в условиях семьи 35
2.1 Выявление состояния эмоционально – оценочной лексики дошкольников из многодетных семей и семей, имеющих одного ребенка 35
2.2 Опытно-экспериментальная апробация цикла комплексных занятий – тренингов по развитию эмоционально-оценочной лексики у дошкольников из семей, имеющих одного ребенка 41
Выводы по главе 2 60
Заключение 62
Список литературы 66
Приложение 69
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования развития эмоционально – оценочной лексики у дошкольников обусловлена тем, что в настоящее время сформировалось целое поколение подростков, имеющих высокий IQ, обучающихся в высших учебных заведениях, но не умеющих выражать свои мысли. Они имеют затруднения при написании сочинений, публичных выступлениях, их язык беден, а вся гамма эмоций выражена одним словом: «Вау!». Мы можем наблюдать это при личном общении, эта тенденция отмечена преподавателями ВУЗов, школ, видно это при проведении социальных опросов, анкетировании и т. д. И процент молодежи, страдающей косноязычием и бедностью языка, к сожалению, растет год от года. Причин этого процесса можно найти много, например, развитие телевидения и компьютерных технологий, которые вытесняют печатные носители информации. Но ведь основы языкознания, любовь к родному языку закладываются в детстве, и ответственность за это лежит как на нас, педагогах дошкольного образования, так и на семейном окружении.
Семья является основной средой, в которой личность ребенка развивается во всех своих проявлениях, в том числе, эмоциональная составляющая личности. В развитии которой, в свою очередь, большую роль играет богатство эмоционально – оценочной лексики, которая служит средством выражения чувств, эмоций, переживаний ребенка, является основой для развития словесного творчества. Важно заметить, что на состояние эмоционально – оценочной лексики в семье оказывают влияние многие факторы, среди которых важную роль играет состав семьи. Мнения ученых по этому поводу расходятся, часть из них считают, что речь в целом и эмоционально – оценочная лексика, в частности, у детей из многодетных семей развиты хуже, чем у детей из семей, имеющих одного ребенка, другие придерживаются противоположного мнения.
Эмотивную функцию языка выделяют все авторы трудов по общему языкознанию, большую роль эмоционально – оценочной лексике в общей структуре языка отводят такие ученые как Л. С. Выготский в своем труде «Мышление и речь», Е. И. Вольф «Функциональная семантика оценки», М. Р. Львов «Основы теории речи» и другие ученые.
Проблема исследования: в настоящее время созданы и внедряются многие методики, направленные на всестороннее развитие ребенка, в том числе и на развитие эмоциональной составляющей личности. Однако эти методики являются авторскими, могут быть лишь дополнительными и не могут применяться в массовых детских образовательных учреждениях. Анализ литературы также показал, что существует множество методик по развитию словаря дошкольников в рамках общеобразовательных и альтернативных программ, но вопросы развития эмоционально – оценочной лексики в них затрагиваются лишь фрагментарно. Из этого следует, что работа в данном направлении педагогами детских образовательных учреждений и родителями в семьях, имеющих детей дошкольного возраста, не может осуществляться по причине отсутствия методического обеспечения данного процесса.
Тема дипломной работы: «Средства развития эмоционально – оценочной лексики дошкольников в многодетных семьях и в семьях, имеющих одного ребенка».
Объект исследования: процесс развития эмоционально – оценочной лексики дошкольников.
Предмет исследования: занятия - тренинги как средство развития эмоционально – оценочной лексики дошкольников.
Цель дипломной работы: изучить теоретические аспекты проблемы развития эмоционально – оценочной лексики дошкольников и разработать цикл комплексных занятий-тренингов по развитию эмоционально – оценочной лексики детей из семей, имеющих одного ребенка.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую, лингвистическую, психолингвистическую литературу о речи и ее составляющих.
2. Изучить роль социокультурного потенциала семьи в развитии речи ребенка в целом и в развитии эмоционально – оценочной лексики в частности.
3. Выявить состояние эмоционально – оценочной лексики у дошкольников из многодетных семей и семей, имеющих одного ребенка.
4. Составить и апробировать в ходе опытно – экспериментальной работы комплексные занятия-тренинги по развитию эмоционально-оценочной лексики дошкольников из семей, имеющих одного ребенка.
Гипотеза исследования: развитие эмоционально-оценочной лексики у
дошкольников из семей, имеющих одного ребенка, будет эффективным, если:
- разработать цикл комплексных занятий-тренингов по развитию эмоционально-оценочной лексики у дошкольников из семей, имеющих одного ребенка;
- в содержание комплексных занятий-тренингов будут включены разнообразные методы развития эмоциональной составляющей личности дошкольника (авторский театр образного искусства Поповых, метод имаготерапии, игровые ситуации коммуникативного взаимодействия);
- комплексные занятия – тренинги по развитию эмоционально-оценочной лексики будут проводиться с активным включением родителей;
- будут разработаны методические рекомендации по развитию эмоционально-оценочной лексики у дошкольников в условиях семьи и детского образовательного учреждения.
Новизна исследования: разработан цикл комплексных занятий-тренингов
по развитию эмоционально-оценочной лексики у дошкольников.
Теоретическая и практическая значимость исследования: предлагаемый
цикл комплексных занятий-тренингов по развитию эмоционально – оценочной лексики у дошкольников может использоваться в условиях семейного воспитания, в работе педагогов дошкольных образовательных учреждений в рамках реализации раздела программы «Развитие речи дошкольников», а также рекомендоваться для применения на методических семинарах педагогов ДОУ, касающихся совершенствования образовательного процесса.
Методы исследования: теоретические – анализ, синтез, обобщение теоретической литературы по проблеме исследования. Эмпирические – тестирование, беседа, опытно – экспериментальная работа.
База исследования: МДОУ № 34, г. Владивосток.
Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список литературы (44), приложения (5).
Список литературы
Список используемой литературы
1. Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец. – М: Наука, 1991 – 198 с.
2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М: Педагогика, 1998 – 325 с.
3. Артемова Г. М. О речевой многозначности оценочных прилагательных. // Русский язык в школе. – 1985 - № 5.
4. Божович Т.А. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М: Класс, 1968 – 87 с.
5. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. – М: Класс, 1998 – 98 с.
6. Власенко И.Т., Чиркина Г.В. Методы обследования речи у детей. – М: Астрель, 1996 – 315 с.
7. Вольф Е. М. Функциональная семантика оценки. – М: Наука, 1985 – 215 с.
8. Выготский Л.С. Мышление и речь / Собрание сочинений – М: Педагогика, 1982 – 763 с. Т. 2.
9. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М: Астрель, 1985 – 193 с.
10. Гвоздев А. Н. Наблюдения над общим характером усвоения грамматического строя. // Вопросы изучения детской речи. – М, 1961. – № 12.
11. Гуткина Н. И. Психологическая готовность детей к школе. – М: Астрель, 1993 – 136 с.
12. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. – М: ВЛАДОС, 1987 – 478 с.
13.Кадневский К. М. История тестов. – М.: Народное образование, 2004. – 464 с.
14. Карпова Н. Л. Основы личностно-ориентированной логопсихотерапии. Учеб. пособие. – М.: Флинта, 1997. – 160 с.
15. Карпова С.Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками. – М: Просвещение, 1967 – 89 с.
16.Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника. – М: Просвещение, 1985 – 253 с.
17.Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М: Педагогика, 1975 – 175 с.
18.Лебединский В.В. и др. Эмоциональные нарушения в детском возрасте. –М: Изд-во Моск. Ун-та, 1991 – 431 с.
19.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М: Педагогика, 1986 – 256 с.
20. Ляховская Ю. С. К вопросу изучения словаря ребенка старшего дошкольного возраста. – М: МГЗПИ, 1970 – 31 с.
21. Лямина Г. М Особенности грамматического строя речи у маленьких. // Дошкольное воспитание.- 1968 - № 8.
22. Львов М. Р. Основы теории речи. – М: Педагогика, 2002 – 423 с.
23.Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. – М: Педагогика, 1974 78 с.
24. Мягкова Е. Ю. Эмоциональная нагрузка слова. – Воронеж: Феникс, 1990 – 118 с.
25. Негневицкая Е. И., Шахнорович А. М. Язык и дети. – М: Просвещение, 1981 – 115 с.
26. Петренко Е. С., Галицкая Е. Г. Ресурсный потенциал семьи и образовательные траектории детей. // Вопросы образования. – 2007 - № 3.
27.Пиаже Жан. Речь и мышление. – СПб.: Лидер, 1997 – 198 с.
28.Психология детей дошкольного возраста./ Под ред. Запорожца А.В., Эльконина Д.Б. – М: Просвещение, 1964 – 365 с.
29. Приходько В. К. Приемы и средства создания словесной образности. – Хабаровск: Глобус, 2006 – 215 с.
30.Развитие общения у дошкольников./ Под ред. Запорожца А.В., Лисиной М.И. – М: Просвещение, 1964 – 93 с.
31.Розенгард-Пупко Г.И. Формирование речи у детей раннего возраста. – СПб.: Питер, 2002 – 156 с.
32. Сабитова Г. В. О семье и проблемах семейного воспитания. // Воспитание школьников. – 2008 - № 6.
33. Сабитова Г. В. Мониторинг жизнедеятельности семьи: концептуальные подходы. // Педагогика. – 2007 - № 3.
34. Соловьева О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. – М: Просвещение, 1986 -152 с.
35.Столяренко Л. Д. Психология – СПб.: Лидер, 2006 -592 с.
36. Хризман Т. П. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. – М: Педагогика, 1991-232 с.
37. Цукерман Г. А., Ковалева Г. С., Кузнецова М. И. Хорошо ли читают российские школьники? // Вопросы образования. – 2007 - № 4.
38. Чистякова М. И. Психогимнастика. – М: Просвещение, 1995 – 53 с.
39. Шаховский В. И. Категоризация эмоций в лексико – семантической системе языка. – Воронеж: Феникс, 1987 – 235 с.
40. Швачкин Н.Х. «Развитие речевых форм у младшего дошкольника» //Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. – Сб. ст./Под. ред. А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца. – М: Высшее образование, 1995 – 326 с.
41. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М: Просвещение, 1989 – 617 с.
42. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М: Просвещение, 1960 – 596 с.
43. Ярмиева Р. М. Роль семьи в формировании и развитии языка. // Социологические исследования. – 2008 - № 1.
44. Яшина В. И. Теория и методика развития речи детей. – М: Просвящение, 2006 – 97 с.
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
5000
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
29.04.24
Результаты оценки психологических детерминант гражданской идентичности учащихся старших классов
29.04.24
Программа формирования гражданской идентичности старшеклассников
29.04.24
Психологические основания для разработки программы формирования гражданской идентичности старшеклассников
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.