У нас уже
176407
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Средства логопедической работы по преодолению артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников
Количество страниц
64
ВУЗ
ДВГГА
Год сдачи
2010
Содержание
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы изучения нарушений письма и их преодоления у младших школьников.
1.1 Понятие об артикуляторно-акустической дисграфии. Этиология, механизмы, симптоматика артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников 6
1.2. Содержание логопедической работы по преодолению артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников. 11
Выводы по главе 1 23
Глава 2. Логопедическая работа по преодолению артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников.
2.1 Выявление уровня сформированности артикуляторно-акустических навыков речи у младших школьников. 25
2.2. Логопедическая работа по преодолению артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников 37
Выводы по главе 2 54
Заключение 56
Список литературы 59
Приложения 65
Введение
Актуальность исследования состоит в том, что в последние годы рез-ко возросло количество детей с недостатками произношения, поступающих в начальные классы общеобразовательных школ, которые отрицательно сказы-ваются на усвоении навыков чтения и письма в дальнейшем. Учение о нару-шениях письма существуют уже более 100 лет. Однако и до настоящего вре-мени вопросы диагностики и коррекции этого нарушения являются актуаль-ными и сложными.
В дипломной работе рассматривается вопрос о преодолении артикуля-торно-акустической дисграфии у младших школьников общеобразователь-ной школы. Основным симптомом, характеризующим это нарушение, явля-ются дефекты звукопроизношения, так как между нарушениями устной речи и письма существует тесная связь и взаимообусловленность, то несформиро-ванность представлений о звуковом составе слова приводит к специфиче-ским нарушениям письма, которые являются самой распространенной фор-мой речевой патологии у младших школьников. Стойкий и специфический характер нарушений в усвоении орфографических знаний, умений и навыков у младших школьников не позволяют полностью усваивать не только право-писание, но и базовые знания всего курса родного языка в целом.
Целый ряд ученых, таких как Р.И. Лалаева, Л.А. Ковшиков, И.Н. Са-довникова, И.Н. Ефименкова, Т.Т. Мисаренко, А.И. Корнев и др. занимались вопросами изучения и преодоления артикуляторно-акустической дисграфии.
Проблема исследования заключается в том, что на протяжении мно-гих лет средства коррекционного обучения, направленные на устранение на-рушений письма остаются почти неизменными, в них учитываются лишь симптоматика дефекта, а не механизмы речевого нарушения. Это в свою очередь, обуславливает серьезные трудности обучения в целом, и препятст-вует полноценному овладению детьми академическими знаниями в области русского языка. Таким образом, на сегодняшний день существуют потребно-сти создания методического комплекса заданий и упражнений по преодоле-нию артикуляторно-акустической дисграфии, составленного в соответствии с учебной программой и учитывающего механизм патологического состояния письменной речи.
Тема дипломной работы: «Средства логопедической работы по пре-одолению артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников».
Объект исследования: процесс преодоления артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников.
Предмет исследования: методический комплекс заданий и упражне-ний по преодолению артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников общеобразовательной школы.
Цель исследования: изучить теоретические аспекты проблемы пре-одоления артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников и составить методический комплекс заданий и упражнений для устранения данного речевого нарушения в условиях общеобразовательной школы.
Задачи исследования:
1. Изучить различные подходы к преодолению артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников в современной отечественной литера-туре.
2. Выявить взаимосвязь между уровнем развития фонетико-фонематической стороны речи и качеством усвоения учебной программы по русскому язы-ку.
3. Разработать и апробировать в ходе опытно-экспериментальной работы комплекс заданий, упражнений, направленный на преодоление специфиче-ских ошибок на письме у младших школьников общеобразовательной школы.
4. Определить эффективность проведенной опытно-экспериментальной ра-боты.
Гипотеза исследования: логопедическое воздействие по преодолению артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников будет эффективным, если:
- будет разработан комплекс упражнений и заданий на основе ведуще-го механизма и симптоматики артикуляторно-акустической дисграфии;
- методический комплекс заданий и упражнений по преодолению арти-куляторно-акустической дисграфии будет использоваться не только на лого-педических занятиях, но и на уроках русского языка.
Новизна исследования: составлен методический комплекс заданий и упражнений по преодолению специфических ошибок на письме при артику-ляторно-акустической дисграфии у младших школьников общеобразователь-ной школы.
Теоретическая и практическая значимость исследования: предла-гаемый методический комплекс заданий и упражнений по преодолению ар-тикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников может исполь-зоваться для повышения эффективности образовательного процесса учите-лями начальной школы и логопедами, работающими с учащимися данной категории.
Методы исследования: теоретические - анализ, синтез и обобщение психолого-педагогической, медицинской и психолингвистической литерату-ры; эмпирические - наблюдение, беседа, анализ результатов продуктов дея-тельности учащихся, опытно-экспериментальная работа.
База исследования: частная общеобразовательная школа «Эврика»
Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, список литературы (62), приложение (4).
Список литературы
Список литературы
1. Аксенова А.К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1 - 4 клас-сах: Книга для учителя. - 2-е издание, доп. - м.: Просвещение, 1991. - 1 76 с.
2. Алтухова Н.Г. Звуковая мозаика. Как эффективно подготовить ребенка к школе. Обучение чтению, предупреждающее появление дисграфических ошибок. - СПб.: Издательство «Лань», 1 998. - 1 28 с.
3. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе усвоения и вос-приятия устной речи (в норме и патологии). - М.: Просвещение, 1997. - 390 с.
4. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. - СПб.: «Детство - Пресс», 2003. - 64 с. + вкл. 8 с.
5. Буковцова Н.И. Преодоление дисграфии, обусловленной нарушением язы-кового анализа и синтеза. // Практическая психология и логопедия. 2004. -№2(9). - с. 47-5 1.
6. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у де-тей. Опорные конспекты 16 занятий. - М.: «Гном Пресс», Новая школа», 1998. - 38 с.
7. Величенкова О.А. Комплексный подход к анализу и коррекции специфи-ческих нарушений письма у учащихся младших классов общеобразова-тельной школы: Автореф. дис... канд. пед. наук. М., 2002. - 24 с.
8. Волина В.В. Занимательное азбуковедение: Книга для учителя. - М.: Про-свещение. 1991. - 368 с.
9. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. - СПб.: «Детство - Пресс», 2003. - 144 с.
10. Волоскова Н.Н. Трудности формирования навыков письма у учащихся начальных классов: Автореф. дис... канд. пед. наук. -М., 1996. - 16 с.
11. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у школьников. Методическое пособие. Издание РГПУ им. А. И.Герцена.
12. Грабенко Т.М. «Зенкевич - Евстигнеева Т.Д. Коррекционные. развиваю-щие и адаптирующие игры. СПб.: «Детство - Пресс», 2002. - 64 с.
13. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической ра-боты в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. мето-дических рекомендаций. 240 с. СПб.: Детство - Пресс, 2002. (РГПУ им. А.И.Герцена).
14. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно про-износить звуки. Методическое пособие. М.: Мозаика - Синтез, - 1 12 с.
15. Ефименкова Л.Н. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. - М.: Просвещение, 1991. - 239 с.
16. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся на-чальных классов: Пособие для логопеда. - М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2001. - 336 с.
17. Игнатьева ТВ. Программы общеобразовательных учреждений. Началь-ные классы. - М.: Просвещение. 2002. -318 с.
18. Иншакова О.Б. Проблемные вопросы изучения нарушений письма у младших школьников общеобразовательных школ. Практическая психо-логия и логопедия. 2003. - № 1-2 (4-5). - с. 37-41.
19. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. - М.: Просвещение, 1985. - 207 с, ил.
20. Кобзарева Л.Г., Кузьмина Т.П. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция. Учебно-методическое пособие для психологов, учителей классов коррекционно-развиваюшего обучения, логопедов и методистов по КРО. -Воронеж. Творческий центр «Учитель», - 2000. - 64 с.
21. Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Коррекционная работа со школьниками с нерезко выраженным или общим недоразвитием речи на первом этапе обучения. - ТЦ. «Учитель», 2001.
22. Коноваленко В.В. Дидактический материал по коррекции произношения звуков к, к', г, г', х, х\ - М.: «Гном - Пресс», 1999. - 48 с.
23. Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовитель-ной группе (для детей с ФФН). Пособие для логопедов и воспитателей логогрупп. - М.: «Гном - Пресс», 1999. - 128 с.
24. Коноваленко В.В., Коноваленко СВ. Экспресс-обследование звукопроиз-ношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пособие для логопедов. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. - 16 с, цветная встав-ка.
25. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. Учебно-методическое пособие. СПб.: ИД «МиМ»; 1997. - 286 с.
26. Лалаева Р.И. Дисграфия // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тек-сты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных пе-дагогических учебных заведений: В 2 тт. Т II / Под ред. Л.С.Восковой и В.И.Селеверстова. М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 1997. - с. 502-51 1.
27. Лалаева Р.И. диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие. - СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2003. - 224 с.
28. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. Методи-ческое пособие для учителя - логопеда. - М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2001. - 224 с.
29. Левина Р.Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом. // Хрестоматия по логопедии (из-влечения и тексты): Уч. Пособие: В 2 т.т. Т 11 Под ред. Л.С.Волковой, В.И.Селеверстова. - М.: ВЛАДОС, 1997. - с. 375-386.
30. Логопедия в школе: Практический опыт (Под ред. В.С.Кукушина. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Изд.центр «МарТ», 2004. - 368 с.
31. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. высш. учеб. заве-дений (Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2002, -680 с.
32. Лобзякова М.И. Учимся правильно и четко говорить: Дидактические на-глядные материалы. - М.: Вентана - Граф, 2003. - 136 с.
33. Львов М.Р. Основы теории речи: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2002. - 248 с.
34. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок: Кн. для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., испр.—М.: Просвещение, 1988. - 159 с: ил.
35. Миронова С.А. Развитие речи на логопедических занятиях. Кн. для лого-педа. - М.: Просвещение, 1991. - 208 с.
36. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. посо-бие для студ. сред. пед. учеб. заведений
37. М.Ф.Фомичева, Т.В.Волосовец, Е.Н.Кутепова и др.; Под. ред. Т.В.Волосовец. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. 200 с.
38. Основы логопедической работы с детьми. / Под общей редакцией д. п. н. профессора Г.В.Чиркиной. - М.: АРКТИ, 2002. - 240 с.
39. Педагогическая диагностика и коррекция речи. Из опыта работы. / Под общей ред. М.А.Поваляевой - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского педа-гогического университета, 1997.
40. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие / Под общ. ред. канн. пед. наук, доцента О.Б.Иншакова. М.: Московский психолого - социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2001. - 240 с.
41. Поваляева М.А. Дидактический материал по логопедии: Сказки о веселом Язычке. - Ростов-на-Дону.: Изд-во «Феникс». 2002. - 64 с.
42. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. - М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2003. - 216 с.
43. Правдина О.В. Логопедяи. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак. пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.. «Просвещение», 1973. - 272 с.
44. Прищепова И.В. Об особенностях формирования учебно-практической деятельности у младших школьников с дизорфографией.// Практическая психология и логопедия. 2003.- № 3-4 (6-7). – с. 63-69.
45. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учебник для 2 класса
четырехлетней начальной школы - 3-е изд., стереотип. М.:
Дрофа, 2002. - 208 с.
46. Рамзаева Т.Г. Русский язык в начальной школе: Справочник к учебнику Т.Г.Рамзаевой. 3-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2002. - 160 с.
47. Репина ЗА. Нарушения письма у школьников: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбуру, 1999. 90 с,
48. Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. - М.: Айрис - пресс, 2004. - 240 с. (Библиотека логопеда - практика).
49. Рыбина А.Ф. Коррекция звукопроизношения у детей (с, з, ц, ш, ж, ч, щ, л, л', р, р'): Речевой материал для дошкольного и младшего школьного воз-раста. - Волгоград: Учитель, 2003. - 91 с.
50. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1983. - 1 1 1 с.
51. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования звукопроизно-шения: Наглядно - методическое пособие. - СПб.: «Детство - Пресс», 2004. - 72 с.
52. Сукач Л.М. Дидактический материал для исправления недостатков про-изношения, чтения и письма у младших школьников: Кн. для учителя. Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1985. - 160 с.
53. Токарь И.Е. Нарушения письменной речи у школьников. // Логопедия. 203. - № 1-2. с. 90-96.
54. Филичева Т.Б. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. «Педагогика и психология». - М.: Просвещение, 1989. - 223 с.
55. Филичева Т.Б., Каше Г.А. Дидактический материал, методическое руко-водство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей. Пособие для воспитателей и логопедов. Издание 3-е, переработанное. - М.: «Просвещение», 1989.
56. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практи-кум по логопедии: Учебное пособие для учащихся пед. училищ. - М.: Просвещение, 1989. - 239 с.
57. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. - М.: АРКТИ, 2002. - 136 с: ил. (Библиотека практикующего логопеда).
58. Хватцев М.Е. Аграфия и дисграфия. // Хрестоматия по логопедии (извле-чения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних спе-циальных педегогических учебных заведений: В 2 тт Т II (Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селеверстова. - М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 1997. с. 348-375.
59. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. М.: ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
60. Чернова Э.И. Дидактический материал по логопедии. Техника обучения чтению. Серия «Мир вашего ребенка». Ростов-на-Дону: Изд-во «Фе-никс», 2003. - 80 с.
61. Ястребова А.В. Как помочь детям с недостатками речевого развития: По-собие для учителя (Изд. 2-е, испр. и доп. М.: АРКТИ, 1997. - 131 с.
62. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразова-тельной школы: Кн. для учителя - логопеда. - 2-е изд., доп. - М.: Просве-щение, 1984. - 159 с.
63. Ястребова А.В., Спирова И.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недос-татками речи. - М.: АРКТИ, 1997. - 131 с.
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
5000
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
29.04.24
Результаты оценки психологических детерминант гражданской идентичности учащихся старших классов
29.04.24
Программа формирования гражданской идентичности старшеклассников
29.04.24
Психологические основания для разработки программы формирования гражданской идентичности старшеклассников
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.