У нас уже
176407
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Средства формирования навыков словоизменения у младших школьников с общим недоразвитием речи
Количество страниц
89
ВУЗ
ДВГГА
Год сдачи
2010
Содержание
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Особенности формирования навыков словоизменения в устной и письменной речи у младших школьников 7
1.1 Психологические и психолингвистические предпосылки формиро-вания навыков словоизменения 7
1.2 Пути и средства формирования навыков предложно-падежного управления на письме у младших школьников общеобразователь-ной школы 15
Выводы по 1 главе 24
Глава 2. Технологические основы реализации путей совершенст-вования предложно-падежного управления у младших школьни-ков с общим недоразвитием речи 25
2.1 Выявление уровня сформированности навыков предложно-падежного управления в устной и письменной речи учащихся 25
2.2 Формирование навыков предложно-падежного управления у младших школьников с общим недоразвитием речи 46
2.3 Повторная диагностика уровня сформированности навыков пред-ложно-падежного управления у младших школьников с общим недо-развитием речи 72
Выводы по 2 главе 77
Заключение 82
Список литературы 85
Приложение 90
Введение
Проблема специфических нарушений письма у учащихся общеобразова-тельной школы остается одной из актуальных в современной логопедии. Анализ научной литературы по проблеме речевой патологии показал, что в последние годы резко возросло количество детей, имеющих различные нару-шения речевого развития. Как следствие, возникает острая необходимость в выявлении и уточнении причин возникновения нарушений в устной и пись-менной речи, в разработке наиболее эффективных путей их коррекции.
В центре внимания данной работы будет вопрос о формировании навыков предложно-падежного словоизменения у младших школьников. На сегодняш-ний день при определении характера нарушений, лежащих в основе наруше-ний письма, логопеды-практики обращают основное внимание на уровень развития устной речи (звукопроизношение, фонематические процессы, лекси-ка и грамматика) и практически не учитывают уровень сформированности пространственно-временной ориентировки.
Однако как показывает теория и практика логопедии, у большинства де-тей с системной речевой патологией отмечается недоразвитие или несформи-рованность пространственно-временных представлений. Степень выраженно-сти этой несформированности различна и не всегда коррелирует с тяжестью двигательных и речевых нарушений. В одних случаях дети затрудняются в определении правой и левой стороны тела или предмета, в ориентировке в ок-ружающем пространстве, в других случаях – в понимании и употреблении грамматических конструкций, обозначающих пространственные отношения.
Наиболее употребительными грамматическими средствами, выражаю-щими в современном русском языке пространственно-временные отношения, являются сочетания предлогов с падежными формами. Однако, как показы-вают исследования Л. Н. Ефименковой, Р. И. Лалаевой, И. Н. Садовниковой, Л. Ф. Спировой, А. В. Ястребовой и многих других отечественных специали-стов, употребление предлогов в устной и письменной речи представляет зна-чительные трудности для младших школьников. В дипломной работе пред-принята попытка тщательного изучения уровня развития пространственно-временных представлений, понимания и употребления в устной речи пред-ложно-падежных конструкций с целью определения степени их влияния на формирование навыков словоизменения у младших школьников с общим не-доразвитием речи.
Проблема исследования состоит в том, что в настоящее время не суще-ствует достаточного методического обеспечения процесса логопедической ра-боты по формированию навыков словоизменения у учащихся начальной шко-лы. В связи с этим потребностям логопедов общеобразовательных школ, ра-ботающих с учащимися с общим недоразвитием речи, отвечает создание по-этапной системы коррекционных мероприятий по формированию навыков словоизменения с учетом механизмов и симптоматики данного нарушения.
Проблема исследования обусловила выбор темы дипломной работы: «Средства формирования навыков словоизменения у младших школьников с общим недоразвитием речи».
Объект исследования: процесс формирования грамматических умений и навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: система коррекционных мероприятий как сред-ство формирования навыков словоизменения у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: изучить теоретическую составляющую проблемы формирования грамматических навыков у младших школьников с общим не-доразвитием речи и предложить систему коррекционных мероприятий для ло-гопедической работы.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические источники по проблеме формиро-вания письменной речи.
2. Изучить особенности становления навыков предложно-падежного управления в устной и письменной речи младших школьников.
3. Рассмотреть средства формирования навыков словоизменения в уст-ной и письменной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи в теории и методике логопедии.
4. Составить и опытно-эксперементальным путем проверить эффектив-ность системы коррекционных мероприятий по формированию навыков пра-вильного употребления предложно-падежных форм в речи.
В основу исследования была положена гипотеза исследования: логопе-дическая работа по формированию навыков правильного употребления пред-ложно-падежных форм в устной и письменной речи будет эффективной, если:
- будет составлена система коррекционных мероприятий по формирова-нию навыков правильного употребления предложно-падежных форм в речи младших школьников;
- алгоритмы наблюдения и внимания будут положены в основу процесса формирования навыков словоизменения;
- в процессе логопедической работы объединить предлоги в группы по сходству их лексического значения;
- будет проводиться поэтапно в соответствии с развитием навыков пред-ложно-падежного словоизменения у учащихся с общим недоразвитием речи.
Новизна исследования: составлена система коррекционных мероприя-тий по формированию навыков словоизменения у младших школьников с об-щим недоразвитием речи.
Теоретическая и практическая значимость исследования: предло-женная система может быть использована логопедами и учителями в процессе формирования навыков словоизменения у младших школьников, имеющих общее недоразвитие речи.
Методы исследования: теоретические – анализ, синтез и обобщение ли-тературы; эмпирические – наблюдение, беседа, анализ результатов деятельно-сти младших школьников, опытно-экспериментальная работа.
База исследования: МОУ СОШ №11, г. Артем.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы (54 источника), приложение (7).
Список литературы
Список литературы
1. Авдеева И. В. Пути совершенствования мышления: Учебно-методическое пособие. – Биробиджан: Изд-во БГПИ, 2005. – 189 с.
2. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи. - М.,2005. - 296 с.
3. Величенкова О.А. Комплексный подход к анализу и коррекции специ-фических нарушений письма у учащихся младших классов общеобразо-вательной школы: Автореф. дисс… канд. пед. наук. – М., 2002. – 24с.
4. Вершина О.М. Особенности словообразования у детей с общим речи 3 уровня // Логопед. -2004. №1 с 34 - 40.
5. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования де¬тей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб.: ‘' ДЕТСТВО- ПРЕСС '', 2003.-144с.
6. Волоскова Н.Н. Трудности формирования навыка письма у учащихся на-чальных классов: Автореф. дисс… канд. пед. наук.- М.,1996. – 16с.
7. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 – ти т. Т. 3. Проблемы разви-тия психики / Под ред. А.М. Матюшкина. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с.
8. Визель Т.Г. Мозговая организация речевой функции и ее нарушения // Логопед.- 2004.№6 с 4-9.
9. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической ра-боты в условиях дошкольного образовательного учреждения.- СПб.: '' ДЕТСТВО – ПРЕСС '', 2002.- 240с.
10. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся на-чальных классов: Пособие для логопеда. – М: ВЛАДОС, 2001.- 336с.
11. Жукова Н.С. Поэтапное формирование устной речи при её недоразви-тии.//Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов/ Под ред. Л.С.Волковой: В 5 кн. – М.: ВЛАДОС, 2003. – КН.V.: Фонетико-фонематическое и общее недораз-витие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. – 480с. – с.168-180.
12. Жукова Н.С., Мастюкова Е.Н., Филичева Т.Б. Преодоление общего недо-развития речи у дошкольников. – М.: Педагогика,1998.
13. Кобзарева Л.Г., Резунова М. П., Юшина Г.Н. Коррекционная работа со школьниками с нерезко выраженным или общим недоразвитием речи на первом этапе обучения. – ТЦ, '' Учитель '' , 2001.
14. Коломинский П.Я., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шести¬летнего воз¬раста. – М., 1988.
15. Корнев А.И. Нарушения чтения и письма у детей / диагностика, коррек¬ция, предупреждение /: Уч. Пособие. - 2-е изд., перераб. СПб.: '' МИМ'', 1997.- 286с.
16. Лалаева Р.И. Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школь-ни¬ков: Уч. Пособие.- СПб.: СОЮЗ, 1998.- 224с.
17. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 224с.
18. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматиче-ского строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2001. – 224с.
19. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1985. - 207 с.
20. Ковшиков В. А. Экспрессивная алалия. — М.: “Институт общегумани-тарных исследований”, В. Секачев, 2001. — 96 с.
21. Левина Р.Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влия¬ние на овладение письмом.// Хрестоматия по логопедии (извлече¬ния и тексты): Уч. Пособие: В 2 тт. Т. II / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Сели-верстова. – М.: ВЛАДОС, 1997. – с. 375-386.
22. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – 3-е изд. – М.: Смысл; СПб.: Лань, 2003.-287с.
23. Логопедия. /Под ред. Л.С. Волковой, С. Н. Шаховской. - М.: Вла¬дос ,1997.-680с.
24. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.Н. Мастюкова, Т.Б. Филичева /. Ека¬теринбург: Изд-во АРД ЛТД , 1999.-320с.
25. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у до¬школьников. – СПб.: Изд-во '' Союз '', 2001.- 191с.
26. Лалаева Р. И. Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников.- С.-Петербург., 1999.- 160с.
27. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при ло-кальных поражениях мозга. – 3-е изд. – М.: Академический Проект, 2000. – 512с.
28. Лурия А.Р. Язык и сознание. /Под редакцией Е.Д.Хомской. – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998. - 416с.
29. Львов М.Р. Основы теории речи: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2002. – 248с.
30. Мисаренко Г.Г. Технология коррекции письма: ошибки при записи гото-вого предложения и способы их устранения // Логопед. – 2004. - № 5 – с. 10 – 21.
31. Нейман Л.В., Богомильский М.Б. Анатомия, физиология и патология ор¬ганов слуха и речи.- СПб.: ''МИМ'', 1997.- 286с.
32. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. – М: «Роспедагенство», 1996. -374с.
33. Основы логопедической работы с детьми./ Под общей редакцией д.п.н., профессора Г.В. Чиркиной.- М.: АРКТИ, 2002.- 240с.
34. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. / Под ред. Т.В. Волосовец.- М.: Издательский центр ''Академия'', 2002.- 200с.
35. Основы теории и практики логопедии./ Под ред. Р. Е. Левиной. – М.: «Просвещение», 1967.
36. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста./Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. - М., 1988.
37. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников / Под ред. Т.В. Волосовец. – М., 2004. – 287с.
38. Правдина О.В. Логопедия. – М.: Просвещение, 1973.
39. Репина З.А. Нарушение письма у школьников с ринолалией.- Екатерин-бург: УГПУ, 1999. – 90 с.
40. Репина З.А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми наруше-ниями речи: Учебное пособие. – Пермь: Прикамский социальный ин-ститут, 2002. -160с.
41. Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. – М.: Айрис - пресс, 2004. – 240с.
42. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 1997.
43. Смирнов В.М Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков.- М ., 2000.- 400с.
44. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (Де-ти с нарушением интеллекта и моторной алалией). – М.: Классикс Стиль,2003. – 160с.
45. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми на-рушениями речи (1 -4 классы ). – М., 1980.- 163с.
46. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школь-ников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. - М.: АРКТИ, 2002. – 136с.
47. Филичева Т.Б. Четвертый уровень недоразвития речи.//Логопедия. Ме-тодическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов/ Под ред. Л.С.Волковой: В 5 кн. – М.: ВЛАДОС, 2003. – КН.V.: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. – 480с. – с. 181–186.
48. Филичева Т.Б. Содержание логопедической работы с детьми при общем недоразвитии речи//Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов/ Под ред. Л.С.Волковой: В 5 кн. – М.: ВЛАДОС, 2003. – КН.V.: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллекту-альной недостаточностью. – 480с. – с.221-279.
49. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М.: Просвещение, 1989. – 223с.
50. Хватцев М.Е. Аграфия и дисграфия. // Хрестоматия по логопедии (из-влече¬ния и тексты): Уч. Пособие: В 2 тт. Т. II / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 1997. – с. 348 – 373.
51. Цветкова Л.С. Методика диагностического нейропсихологического об-следования детей. – М.: Российское педагогическое агентство. – 1997. – 85с.
52. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи.- М.: Владос, 2000.- 240с.
53. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразова-тельной школы. – М.: Просвещение, 1984. – 159с.
54. Ястребова А.В., Спирова И.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недос-татками речи. – М.: АРКТИ, 1997.- 131с.
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
5000
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
29.04.24
Результаты оценки психологических детерминант гражданской идентичности учащихся старших классов
29.04.24
Программа формирования гражданской идентичности старшеклассников
29.04.24
Психологические основания для разработки программы формирования гражданской идентичности старшеклассников
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.