У нас уже 21989 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Средства снижения тревожности у детей младшего школьного возраста с нарушениями умственного развития
Количество страниц 68
ВУЗ ДВГГА
Год сдачи 2010
Содержание Оглавление


Введение 3
Глава 1. Теоретический аспект проблемы эмоционального развития детей младшего школьного возраста 6
1.1. Исследование проблем тревожности в отечественной психологии и в зарубежных научных школах 6
1.2. Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей младшего школьного возраста. 22
1.3. Средства снижения тревожности детей младшего школьного возраста 28
1.4. Особенности эмоциональной сферы младших школьников общеобразовательных школ и умственно отсталых школьников 44
Глава 2. Практический аспект проблемы снижения тревожности младшего школьника в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения 52
2.1. Исследование уровня тревожности у детей коррекционной школы-интерната 52
2.2. Элементы различных видов терапевтического воздействия по снижению тревожности младшего школьника в условиях коррекционной школы-интерната 55
Заключение 65
Список литературы 66
Приложение 69


Введение
В обосновании актуальности выбранной темы, главным является то, что в современной культуре, как отмечают многие исследователи, наиболее патогенной зоной становится эмоциональная сфера, поскольку возрастает частота и интенсивность эмоциональных нагрузок на личность под воздействием нестабильных социально-экономических условий жизнедеятельности. Современная жизнь предъявляет повышенные требования к стрессоустойчивости человека и такая черта, как тревожность, все чаще становится устойчивым личностным образованием, одной из форм эмоционального неблагополучия.
У людей с ослабленной способностью эффективной саморегуляции эмоциональные проблемы проявляются с особой силой и отчётливостью. Разрушительное воздействие подобного неумения справляться со своими чувствами у этих людей могут быть самыми различными: от неудач в осуществлении намерений до ухудшения состояния здоровья. Эмоции помогают человеку в его становлении, те люди, у которых они недостаточно развиты – испытывают трудности с адаптацией в социуме, отсюда возникла проблема специфики в эмоциональной сфере у детей с умственной отсталостью.
Проблемой тревожности и ее преодолению занимались многие ученые. Так, например, Е. И. Рогов, М. Дорки, А. М. Прихожан, Е. Савина, Н. Шанина, М. И. Чистякова. Но проблема остается не до конца решенной. Наблюдается недостаточное развитие эмоциональной сферы младших школьниковшкольников. Отрицательные эмоции развиты в большей степени, чем положительные. А специалисты, работая с данной категорией, детей не всегда учитывают специфику отклонений. Исходя из этой проблемы, нами выбрана следующая тема: «Средства снижения тревожности у детей младшего школьного возраста с нарушениями умственного развития»
Объект исследования: тревожность в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования: средства психотерапевтического воздействия по снижению тревожности младших школьников.
Цель: изучить теоретический аспект проблемы эмоционального развития младшего школьника и предложить комплекс средств терапевтического воздействия для устранения тревожности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические источники по проблеме эмоционального развития младшего школьника.
2. Изучить «тревожность» как психологический феномен: виды, формы.
3. Исследовать средства преодоления тревожности.
4. Определить уровень развития тревожности младшего школьника коррекционной школы 8 вида.
4. Подобрать элементы терапевтического воздействия по снижению тревожности младших школьников и опытно-эксперементальным путем проверить их эффективность.
Гипотеза исследования: уровень тревожности у детей с умственной отсталостью будет снижаться, если:
- будет организована специальная работа по снижению тревожности с использованием средств терапевтического воздействия;
- элементы терапевтического воздействия будут включены в различные режимные моменты жизни ребенка;
- если эти мероприятия будут проводиться в игровой форме с активным участием ребенка.

Методы и методики исследования:
Теоретические – анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, сравнение.
Практические – тестирование, опытно-экспериментальная работа. Психодиагностическая методика «Тест тревожности для детей младшего школьного возраста Филипса».
Новизна: подобраны элементы терапевтического воздействия (арттерапия, игротерапия, комната психологической разгрузки) для снижения тревожности у младших школьников коррекционной школы.
Теоретическая и практическая значимость: Предлагаемые элементы терапевтического воздействия в комплексе могут использоваться специалистами образовательного учреждения данного вида для устранения тревожности у детей младшего школьного возраста.
База исследования: ГОУ «Коррекционная школа-интернат для детей-сирот г. Артема».
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы, приложения.
В первой главе дается теоретическое обоснование феномена тревожности, рассматривается исследование проблемы тревожности в отечественной и зарубежной психологии, а также проблемы школьной тревожности.
Во второй главе описывается непосредственной проведенное экспериментальное исследование, которое состоит из трех этапов: констатирующий, формирующий и контрольный. В данной главе представлены результаты исследования проявления тревожности у детей младшего школьного возраста. А также раскрывается содержание и эффективность коррекционно-развивающей работы, направленной на снижение тревожности у детей младшего школьного возраста.
Список литературы Список литературы:

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии//Лекции по введению в психотерапию для врачей, психологов и учителей. – М. – Изд-во Института Психотерапии.- 2002. – 214 с.
2. Батурина Г.И. Эмоции и чувства как специфическая форма отражения действительности.//В кн. Диалектика познания и сознания. Учёные записки Ивановского пед. ин-та Иваново.- Изд-во пед. ин-та. - 1973.
3. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений - М.: Изд-во МГУ, 1976.
4. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии.- Соб.соч. Т.5.-М.: Педагогика, 1983.
5. Выготский Л.С. Проблемы эмоций.// Вопросы психологии.- 1958.-№3.
6. Выготский Л.С.Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства, - М.: Изд. эксп. дефект. инст-та, 1986.
7. Дети с временными задержками развития.//Под ред. Власовой Т.А., Певзнер М.С.- М: Педагогика., 1997.
8. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. -М. -Политиздат, 1978.
9. Запорожец А.В., Неверович Я.З. К вопросу о генезисе, Функции и структура эмоциональных процессов у ребёнка//Вопросы психоло¬гии/.- 1974.
10. И.Изард К. Эмоции человека. - Пер. с англ.М.: Изд-во МГУ, 1980.
11. Коберник Г.Н.,Синев В.Н.Введение в специальность дефектология.- Киев - Высшая школа, 1983.
12. Коломинский Н.А. Развитие личности учащегося вспомогательной школы. - Киев: Радянська школа, 1978.
13. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. – СПб.: Питер, 2002.
14. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения.//В 2-х томах.т.1. -М.: Педагогика, 1983.
15. Ляпидевский С.С., Шостак Б.И. Клиника олигофрении. - М.: Просв. -1973.
16. Максименко Ю.Б. Цветовая символика в экспериментально-психоло¬гических исследованиях.- Донецк-1997.
17. Неймарк М.С.. Некоторые проблемы личности школьника. - М.: Знание, 1975.
18. Общая психология:Учебн.посибие. Под ред.Петровского -2-е изд., доп. и перераб.- М.: Просвещение, 1977 г.
19. Пашина А.Х, Е.П. Рязанова. "Особенности эмоциональной сферы воспитанников и сотрудников детского дома".// Психологический журнал, 1993, №3;
20. Певзнер М.С., Лубовский М.И. Динамика развития детей-олигофренов -М.: Изд-во АПН , 1963.
21. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление
тревожности.//«Психологическая наука и образование»
1998, №2.
22. Прихожан А. М. Развитие уверенности в себе и способности к самопознанию у детей 10-12 лет: Программа курса занятий//Руководство практического психолога. - М., 1995.
23. Психология. Словарь. // Под ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского, 2-е изд., испр и доп. - М.: Политиздат, 1990.
24. Психология и психопатия слабоумия. – Киев.- Радянська школа, 1981.
25. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций.//Пер. с польск. М.:Прогресс, 1979 .
26. Роджерс К. К. Наука о личности.// История зарубежной психологии. Тесты - М, 1980.
27. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. - М.:Изд-во , 1957.
28. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.:Учпедгиз, изд.2. – 1977.
29. Рубинштейн С.Л. Психология умственно отсталого ребёнка. 2-изд.,перераб. и доп.-М.:Просвещение,1979.
30. Руденко А.В.Учебное пособие по педагогической психодиагностике.// Министерство образования Украины. ДИСО. Донецк:1998.
31. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. // Пер. с англ. Общ. ред. Петровский А. А. – М.: Прогресс, 1990.
32. Савина Е., Шанина Н. Тревожные дети.//«Дошкольное воспитание», 1996 г., №4.
33. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья.//Учебно-методическое пособие.//Под ред. В. Л. Жевнерова, Л. Б. Баряевой, - СПб.: ХОКА, 2007.
34. Симонов П.В. Что такое эмоция? - М.:Наука, 1966.
35. Сухомлинский В.А. Об умственном воспитании. - Киев:Рад.школа.
36. Фрейд З. Психология бессознательного.- М., 1989.
37. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: Республика, 1994.
38. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. - изд. АРДИС-КОНСАЛТ, 2005.
39. Чистякова М. И. Психогимнастика //Под ред. М. И. Буянова. – 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995 г.
40. Шингаров Г.X. Место эмоции в структуре личности.//В кн.: Проблема личности.
41. Шмаков С. А. Игры, развивающие психические качества школьника. // Методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2003.
42. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. №4.
43. Якобсон П.М. Изучение чувств у детей и подростков.-М.изд-во1961.
44. Якобсон П.М. Психология чувств.-2-е издание: доп.-И.1958.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
5000





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2024. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.